![]() 978 63 62 |
![]() |
Сочинения Доклады Контрольные Рефераты Курсовые Дипломы |
РАСПРОДАЖА |
все разделы | раздел: | Экономика и Финансы |
Малый бизнес, его место и роль в рыночной экономике. Развитие малого бизнеса в России и на Дальнем Востоке | ![]() найти еще |
![]() Молочный гриб необходим в каждом доме как источник здоровья и красоты + книга в подарок |
Бизнес сам по себе не плох и не хорош, он, как и молодежь,P такой, какого заслуживает его общество. Главная проблема, не только бизнеса, но и России в целом,P консолидация общества на основе выстраивания эффективных социальных связей и отношений, включая интеграцию в эту систему легитимного в глазах общества бизнеса, когда оно признает в нем своего, пусть и непутевого, но сына, а тот видит в обществе свою немощную, безумную, но мать. Бизнес и общество скованы одной цепью. Эта метафора имеет несколько планов, и все они очевидны. Многое в отношении к российскому бизнесу, как в стране, так и за рубежом, даже в самой бизнес-среде, представляется связанным с недопониманием чего-то принципиально важного, связанного с самой природой бизнеса, его местом и значением в современном обществе. Бизнес единственная социальная сила, способная что-либо сделать в российском обществе. Но при этом он презирается и даже отвергается самим обществом, включая государственную власть, относящимся к бизнесу как к вынужденному злу, которое можно временно потерпеть: но только до той поры, пока это «зло» отмаливает свою «изначальную греховность» и пока у него есть средства откупиться от нее. «В России надо жить долго» печальная истина: на усвоение деловым миром, общественностью и руководством страны очевидных даже на уровне здравого смысла азов экономики и менеджмента, уходят годы и десятилетия
Имеются и другие положительные стороны в развитии мелкого бизнеса. Поэтому не случайно во многих странах с развитой рыночной экономикой развитию малого бизнеса уделяется большое внимание и оказывается поддержка со стороны государства. Например, в США с целью оказания помощи американским предприятиям малого бизнеса в 1953 г. была создана независимая правительственная организация — Администрация по малому бизнесу, ее отделения имеются в различных штагах. Она оказывает финансовую помощь кредитами, организует курсы менеджеров, выпускает бюллетени и брошюры по проблемам управления, консультирует малые фирмы относительно получения государственных контрактов и по другим вопросам. Система поддержки малого бизнеса в Японии направлена на сокращение числа банкротов и обладает высокой результативностью. Так, в течение года разоряется не более 5% возникающих малых предприятий, в то время как в США около 30%. Государственная поддержка японского малого бизнеса включает его кооперирование, особый порядок амортизации, гарантирование займов, льготное налогообложение.
Также сюда относят степень конфликтности и формализации отношений. 7. Ценности и нормы, относительно которых строится внутренняя среда (стандарты поведения, корпоративные вечеринки и др.). 8. Вера во что-то, например в руководство, успех, справедливость, собственные силы. 9. Развитие работника подразумевает наличие в организации системы профориентации, управления карьерой работника и повышения квалификации. 10. Трудовая этика: проектирование работы, содержание рабочего места, качество работы и система вознаграждения. 8. Малый бизнес в России Начиная с 1991 г. с падением СССР и командно-административной плановой системы в России начался широкомасштабный процесс приватизации. Появилась частная собственность, а вместе с ней и мелкие (небольшие по размерам и штату сотрудников) предприятия. Сегодня малые предприятия – это эффективный сектор рыночной экономики. Их производительность и возможности можно определить посредством двух факторов: 1) в некоторых отраслях действительно оптимальным способом производительной деятельности являются именно малые фирмы
К специальным налоговым режимам относятся; - система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог); - упрощенная система налогообложения; - система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности - система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции. Все специальные налоговые режимы выступают нерыночными инструментами регулирования экономики, поскольку направлены на создание более выгодных экономических условий ведения предпринимательской деятельности для определенного круга хозяйствующих субъектов. Поэтому введение специальных налоговых режимов должно быть обоснованным, а для этого должна быть точно определена цель применения налогового режима. Специальный налоговый режим, получивший название системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности, относится к субъектным налоговым режимам, поскольку установлен для определенной группы плательщиков. Он применяется с целью стимулирования развития малого предпринимательства. В странах с рыночной экономикой, где малый бизнес производит существенную часть ВВП или где занята значительная часть населения, важно собрать с него налоги.
В 1997 году, после преодоления основных последствий краха социализма и окончания непоследовательных преобразований начала 1990-х, российское правительство впервые начало проводить в стране системные реформы, направленные на превращение страны в современное демократическое государство, конкурентоспособную рыночную экономику. Тогда была прекращена «залоговая» приватизация, правительство начало противодействовать влиянию олигархов на власть. Давление олигархов и обвал «пирамиды ГКО» не позволили тогда довести эти реформы до конца. Однако многое из идей того периода воплотилось в первом «плане Путина»P программе социально-экономических реформ 2000 года, объявленной в начале его первого президентского срока. Построение правового государства, цивилизованного рынка, снижение бюрократических барьеров, содействие частным инвестициям в развитие экономики, развитию малого и среднего бизнеса, проведение важных социальных реформP такими были заявленные приоритеты этой программы. Тогда, в начале президентства Владимира Путина, в социально-экономической сфере были приняты важнейшие позитивные решенияP проведены налоговая, земельная реформы
В то время как в США доля незанятых в общественном производстве (только мужчины от 15 до 65 лет) с 1965 г. остается на уровне примерно 21%, в европейских странах за тот же период она возросла более чем вдвое-с 14 до 31%. Вот почему общественное внимание приковано к влиянию, которое ИТТ оказывают на создание новых и замещение выбывающих рабочих мест. Роль ИТТ в развитии частного бизнеса До начала 80-х годов в деловой сфере информационные и телекоммуникационные технологии были представлены главным образом большими ЭВМ и использовались для нужд лишь половины корпоративной "пирамиды", поскольку из-за их высокой себестоимости было невозможно автоматизировать решение управленческих задач. Автоматизация повторяющихся процессов обработки информации была сравнима с автоматизацией ручного труда на основе применения машин, заменивших людей. Согласно оценкам, с 1960 по 1980 г. свыше 12 млн. существовавших или потенциальных рабочих мест, связанных с обработкой информации, были автоматизированы посредством использования традиционных ЭВМ.
Следует выделить специализацию вспомогательных производств и специализацию межотраслевых производств. Примером специализации вспомогательных производств являются ремонтные заводы (фирмы), а примером специализации межотраслевых производств – предприятия по выпуску продукции общемашиностроительного назначения. К такой продукции относятся коленчатые валы, редукторы, зубчатые колеса и т.д. В развитии специализации возникает противоречие между увеличением и обновлением номенклатуры продукции, с одной стороны, и медленным ростом числа подетально и технологически специализированных предприятий – с другой. Например, машиностроение уже выпускает сотни тысяч различных машин, приборов и т.п. К тому же число деталей в машинах с каждым годом растет. Преодолеть это противоречие должна детальная специализация на основе унификации изделий, их частей и расширения применяемости одинаковых деталей в самых различных изделиях, а в условиях становления рыночной экономики – развитие малых предприятий, выполняющих эти работы. Научно – технический прогресс в промышленности характеризуется с одной стороны, увеличением и частой сменой номенклатуры производимой продукции, а с другой – усилением специализации, механизации и автоматизации производства в целях получения более дешевой продукции в короткие сроки.
Появилось множество пессимистических и оптимистических интерпретаций последствий нововведений. Снова возродились катастрофические сценарии, предсказывающие «конец труда», в то же время усиливается стремление к созданию нового информационного общества. Сегодня все больше проявляется озабоченность тем, что переход к такому обществу сопровождается растущей циклической и структурной безработицей, охватившей большинство стран, особенно европейских. В то время как в США доля незанятых в общественном производстве (только мужчины от 15 до 65 лет) с 1965 г. остается на уровне примерно 215, в европейских странах за тот же период она возросла более чем вдвое - с 14 до 31%. Вот почему общественное внимание приковано к влиянию, которое ИТТ оказывают на создание новых и замещение выбывающих рабочих мест. РОЛЬ ИТТ В РАЗВИТИИ ЧАСТНОГО БИЗНЕСА До начала 80-х годов в деловой сфере информационные и телекоммуникационные технологии были представлены главным образом большими ЭВМ и использовались для нужд лишь половины корпоративной «пирамиды», поскольку из-за высокой себестоимости было невозможно автоматизировать решение управленческих задач.
По численности работающих, по объему производимых и реализуемых товаров, выполняемых работ субъекты малого предпринимательства в отдельных странах играют ведущую роль. Высокий уровень развития малого предпринимательства является необходимым условием успешного функционирования рыночной экономики. Малый бизнес в развитых странах мира во многом определяет темпы экономического роста, структуру и качество валового национального продукта. ГЛВА 1. ПОНЯТИЕ ПРЕДППРИНЕМАТЕЛЬСТВА. ЕГО РОЛЬ В ЭКОНОМИКЕ СТРАНЫ1.1 Место и роль малого предприятия в рыночной экономике «Малый бизнес - это предпринимательская деятельность, осуществляемая субъектами рыночной экономики при определенных установленных законами, государственными органами или другими представительными организациями критериях» . Так называемая малая экономика – важный сектор полноценного рынка. Без малого бизнеса невозможно становление цивилизованной рыночной экономики. Целями создания малых предприятий, или предприятий малого бизнеса, являются: активизация структурной перестройки экономики; насыщение потребительского рынка товарами; преодоление отраслевого и регионального монополизма; расширение конкуренции; создание материальной основы для трудоустройства работников, высвобождающихся с действующих предприятий. укрепление экономической базы местных органов власти.
В настоящее время, как в государственных законодательных и исполнительных органах, так и в общественном сознании, укрепи- лось понимание значимости и роли малого и среднего бизнеса как неотъемлемой части рыночной экономики страны, способной быстро реагировать на изменение потребностей рынка. Опыт зарубежных стран с развитой рыночной экономикой убе- дительно свидетельствует, что малое и среднее предприниматель- ство составляет существенную (более половины) часть общенацио- нального продукта, а также оказывает серьезное влияние на раз- витие научной и технической сфер жизни. Развитие малого и среднего бизнеса создает достаточное ко- личество предпринимателей и собственников, которые составляют социальную базу и основу для более энергичного проведения эко- номических реформ и, увеличивая число рабочих мест при нынешнем уровне безработицы, в значительной мере влияют на создание ста- бильности в обществе. По данным Государственного комитета РФ по поддержке и раз- витию малого предпринимательства по состоянию на март 1996 года на малых предприятиях работало свыше 8 млн. человек. Малое предпринимательство дает пятую часть прибыли в российской эко- номике при 12 %-й доле занятых трудовых ресурсов страны, капи- талоотдача составляет 1,35 рубля прибыли на 1 рубль капиталь- ных вложений, что примерно в два раза выше, чем в целом по эко- номике.
Разработка бизнес-плана является одним из основных условий для принятия окончательного решения о целесообразности создания конкретного инкубатора. Такой бизнес-план представляет собой особый информационно-аналитический документ, содержащий главные оценочные сведения о структурно-функциональных особенностях будущего бизнес-инкубатора, о предполагаемых затратах по его формированию, об ожидаемых результатах (эффективности) деятельности бизнес-инкубатора и т.д. 2.3 Технологические парки – механизм интеграции государства, финансов, науки и производства Во всем мире давно стало непреложной истиной, что малый бизнес является важнейшим элементом рыночной экономики, без которого не могут гармонично развиваться государство и общество. Существенную роль в этом развитии призваны сыграть технологические парки. Они получили значительное распространение во многих странах. В мире насчитывается более 400 технологических парков. В США насчитывается более 170 таких центров. Первые центры создавались при университета. «Инкубаторские центры» - это обслуживающие предприятия, создаваемые для развития новых фирм, главным образом в высокотехнологических отраслях.
И если государство действительно намерено ориентироваться не на «снимание сливок», добычу легкой и дешевой нефти, а на рациональное природопользование, то совершенно очевидно, что в современных условиях доля малых компаний в отечественной нефтедобыче будет только расти. Цель работы – дать представление о малом бизнесе, как важной составляющей рыночной экономики, рассмотреть специфику его деятельности в нефтехимическом комплексе и роль государства в дальнейшем существовании и развитии. Работа состоит из введения, двух глав, в которых освещаются теоретические и практические аспекты функционирования малого бизнеса, а именно, малых нефтяных компаний, и заключения. Глава 1 посвящена общей характеристике малого предпринимательства, его положительным и отрицательным сторонам и роли малых предприятий в экономике страны. В Главе 2 рассматриваются особенности малого бизнеса в нефтехимическом комплексе Российской Федерации, проблемы, с которыми сталкиваются малые предприятия в процессе своей деятельности, методы государственной поддержки.
Сущность малых предприятий характеризуется следующим: они хорошо адаптируются к внешним условиям, своим развитием укрепляя рыночные отношения. В силу своей гибкости и скорости принятия решений малым предприятиям легче проконтролировать производственный процесс и быстро переналадить его в связи с изменениями спроса на рынке. Им присущи высокая маневренность производства по сравнению с крупными предприятиями, чуткое реагирование на спрос потребителей, способность к быстрому внедрению новой техники и технологий, более эффективное использование производственных мощностей. Развитие малого бизнеса создает благоприятные условия для оздоровления экономики, развивается конкурентная среда, создаются дополнительные рабочие места, расширяется потребительский сектор. Развитие малого бизнеса ведет к насыщению рынка товарами и услугами, лучшему использованию местных сырьевых ресурсов и он является надежным источником бюджетных поступлений. Отсюда следует, что развите малого бизнеса необходимо для государства. Развитие малого предпринимательства в России осуществлялось в основном за счет разукрупнения государственных предприятий и организаций и возникновения новых малых предприятий с участием физических и юридических лиц.
В соответствии с целью курсовой работы были определены следующие задачи: изучить сущность малого бизнеса и его роль в рыночной экономике; проанализировать зарубежный опыт развития малого бизнеса и условия его государственной поддержки; дать оценку развития малого бизнеса в Республике Беларусь; разработать направления активизации развития малого бизнеса в Республике Беларусь. В ходе исследования была использована совокупность взаимодополняющих методов: монографический, аналитический, графический, расчетно-конструктивный. 1. Малый бизнес и его роль в рыночной экономике 1.1 Общая характеристика малого бизнеса Малый бизнес – важнейший элемент рыночной экономики, без которого не может гармонично развиваться государство. Малый бизнес во многом определяет темпы экономического роста, структуру и качество валового национального продукта, малые предприятия формируют здоровую рыночную конкурентную среду, средний класс, являющийся опорой общественной системы, быстро и эффективно решают многие социальные проблемы государства .
Завершением проделанной работы являются выводы по данной теме, позволяющие составить представление как о самой проблеме, так и о необходимых действиях по исправлению создавшийся негативной ситуации. Глава 1. Специфика малых предприятий и их роль в экономике Малые предприятия являются неотъемлемой частью эффективной экономики. Во всех развитых индустриальных странах сфера малого бизнеса играет важную роль в экономической системе государства. Заполняя вакуум между громоздкими гигантами, малые предприятия в некотором смысле цементируют экономику, используют пустующие рыночные нишы и стимулируют деятельность крупных корпораций. На предприятия малого бизнеса возложены вполне определенные функции, которые не выполняются или выполняются в недостаточной степени другими хозяйствующими субъектами. Небольшие фирмы играют роль фундамента рыночной экономики, связывают воедино все ее звенья. Эта функция малых предприятий предотвращает явление так называемой «лоскутной экономики», при которой изобилие одних товаров имеет место наряду с дефицитом других.
В сфере мелкого и среднего бизнеса занято 2/3 всего экономически активного населения. За последнее десятилетие на малых предприятиях (с численностью менее 20 человек) число занятых возросло на 600 тыс. человек, тогда как на более крупных (с численностью 21–100 работающих) – лишь на 90 тыс. В Японии на начало 90-х гг. малые и средние предприятия в отраслях производственной и непроизводственной сферы составляли 99,1%, а численность занятых на них – 79,2%. На долю подобных фирм приходится 78% годовой выручки в розничной торговле и 62,1% - в оптовой торговле. Малые предприятия играют важную роль в механизме саморегулирования рыночной экономики развитых стран. Это обусловлено их тесными связями с крупным бизнесом как по линии субпоставок, так и по линии разработки нововведений. Серийное производство и организация сбыта нового продукта, требующие крупных капиталовложений, соответствующих производственных мощностей и ресурсов, не под силу малому бизнесу, и они передают их для внедрения крупным фирмам. Подсчитано, что малый бизнес США дал около 50% всех нововведений и большинство новейших технологий, которые определяют лицо современного научно-технического прогресса.
В сфере мелкого и среднего бизнеса занято 2/3 всего экономически активного населения. За последнее десятилетие на малых предприятиях (с численностью менее 20 человек) число занятых возросло на 600 тыс. человек, тогда как на более крупных (с численностью 21–100 работающих) – лишь на 90 тыс. В Японии на начало 90-х гг. малые и средние предприятия в отраслях производственной и непроизводственной сферы составляли 99,1%, а численность занятых на них – 79,2%. На долю подобных фирм приходится 78% годовой выручки в розничной торговле и 62,1% - в оптовой торговле. Малые предприятия играют важную роль в механизме саморегулирования рыночной экономики развитых стран. Это обусловлено их тесными связями с крупным бизнесом как по линии субпоставок, так и по линии разработки нововведений. Серийное производство и организация сбыта нового продукта, требующие крупных капиталовложений, соответствующих производственных мощностей и ресурсов, не под силу малому бизнесу, и они передают их для внедрения крупным фирмам. Подсчитано, что малый бизнес США дал около 50% всех нововведений и большинство новейших технологий, которые определяют лицо современного научно-технического прогресса.
Во-вторых, это торгово-закупочные операции, а также посредническая деятельность. Факторы, сдерживающие развитие малого бизнеса в России. Однако, с большим сожалением, приходится констатировать, что больше всего не повезло в ходе развернувшихся в России экономических преобразований именно малому бизнесу. Действенной системы стимулирования образования малых предприятий не существует, как нет и хозяйственного механизма их поддержки. Не разработана государственная программа развития малых предприятий. Современная структура рыночной экономики в масштабах России предполагает 10-12 млн. малых предприятий, работающих на предпринимательских началах, в то время как их фактически насчитывается 300-400 тысяч. Это означает, что малое предпринимательство как особый сектор рыночной экономики еще не сформировалось, а значит, фактически не используется его потенциал. Можно указать на четыре недостатка правительственной программы, сдерживающих сегодня развитие малого предпринимательства. Первый фундаментальный недостаток – это сверхвысокие налоговые ставки с предпринимателей и населения, которыми правительство пытается обеспечить финансовую сбалансированность и бездефицитность бюджета.
![]() | 978 63 62 |