![]() 978 63 62 |
![]() |
Сочинения Доклады Контрольные Рефераты Курсовые Дипломы |
РАСПРОДАЖА |
все разделы | раздел: | Экономика и Финансы |
Мировые экономические идеи 20-80-х годов: неолиберализм, социальное рыночное хозяйство В. Ойкена и А. Эрхарда | ![]() найти еще |
![]() Молочный гриб необходим в каждом доме как источник здоровья и красоты + книга в подарок |
Далее цитирую его же: «Никто не осмелится сказать, что индивидуальное налоговое бремя претерпело с 1949 года относительное повышение…» «Социальное рыночное хозяйство немыслимо без последовательной политики сохранения валютной устойчивости…» «Эта экономическая политика сумела в кратчайший срок провести беспрецедентную в истории восстановительную работу… Привести в порядок государственный бюджет посредством систематического сокращения расходов…» «Было запрещено набирать новых служащих и повышать оклады, служебные поездки были сведены до минимума…» «Впечатление, вызванное снижением цен было тем более убедительным, что за этот же отрезок времени зарплата повысилась…» «Был принят закон против произвольного повышения цен…» «Нам удалось утроить экспорт… Укрепить наше положение на мировом рынке можно только при условии повышения производительности труда и посредством свободной конкуренции при одновременном обеспечении стабильности валюты…» «Предоставление долгосрочных кредитов для расширения производства, финансовая помощь
Западноевропейские ученые оказали заметное влияние на формирование подхода к управлению с позиции «социального человека». Этот подход позволял изучать поведение людей с точки зрения воздействия на них группового поведения. В 1929—1933 гг. передовые капиталистические страны охватил мировой кризис. В этот же период времени английским ученым Дж. М. Кейнсом была сформулирована концепция государственного регулирования экономики. Кейнс обосновал необходимость государственного вмешательства в экономику. Большое влияние на развитие всей Европы в послевоенные годы оказал немецкий ученый, политик, министр экономики и канцлер Людвиг Эрхард. Под руководством Эрхарда Западная Германия добилась экономического чуда. Концепция «социального рыночного хозяйства» (по Эрхарду) включает в себя два основных положения: 1. Усиление государственного регулирования во всех сферах хозяйствования. 2. Введение индикативного планирования, пришедшего на смену директивного планирования. Индикативное планирование предполагает установление планов и показателей, достижение которых является наиболее желательным. Политика Эрхарда получила поддержку всех слоев общества, а также ученых и практиков, занимающихся вопросами управления.
Эти идеи стали воплощаться в жизнь канцлером ФРГ К. Аденауэром и министром экономики Л. Эрхардом. Модель социального рыночного хозяйства была успешно претворена в жизнь. В ФРГ были завершена индустриальная модернизация, создан мощный потенциал массового производства предметов длительного пользования, была обеспечена практически полная занятость работоспособного населения, повысился жизненный уровень. То, что произошло в экономике ФРГ в 1950-е гг., не без основания называли чудом: в короткий срок страна, пребывавшая в состоянии разрухи, вышла на передовые рубежи в мировом масштабе. В 1950-е гг. среднегодовые темпы роста производства в ФРГ держались на уровне 9P%, что является даже для высокоразвитой страны чрезвычайно высоким показателем. Это позволило ФРГ к 1962Pг. утроить свой национальный доход. Помимо внутриполитических и экономических задач, правительству К. Аденауэра приходилось заниматься внешнеполитическими вопросами, связанными с определением места ФРГ в биполярной системе, восстановлением ее статуса в международных делах
Процесс интернационализации и усиления взаимозависимости мировой экономической системы идет в двух плоскостях - в глобальной и в плоскости региональной интеграции. Теоретически региональная интеграция может подхлестнуть межрегиональное соперничество. Но сегодня эта опасность ограничивается некоторыми новыми свойствами мировой экономической системы. Прежде всего, открытостью новых региональных образований - они не возводят по своей периферии дополнительных тарифных барьеров, а снимают их в отношениях между участниками быстрее, чем тарифы снижаются в глобальном плане в рамках ВТО. Это является стимулом для дальнейшего, более радикального уменьшения барьеров в мировом масштабе, в том числе и между региональными экономическими структурами. Кроме того, некоторые страны являются участниками нескольких региональных группировок. Например, США, Канада, Мексика полноправно участвуют как в АТЭС, так и в НАФТА. А подавляющее большинство транснациональных корпораций одновременно функционирует в орбитах всех существующих региональных организаций. Новые качества мировой экономической системы - стремительное расширение зоны рыночного хозяйства, либерализация национальных экономик и их взаимодействие через посредство торговли и международных инвестиций, космополитизация все большего числа субъектов мировой экономики - ТНК, банков, инвестиционных групп - оказывают серьезное влияние на мировую политику, международные отношения.
Сравнение этих цифр наглядно подтверждает, что повышение заработной платы, выходящее за пределы роста производительности, бессмысленно и вредно, и что как раз широкие массы потребителей должны быть заинтересованы в сохранении стабильности цен. Идеальная триада В начале 1952 года рост цен, вызванный корейским «бумом», прекратился. Третья фаза развития социального рыночного хозяйства завершилась фаза испытания этой экономической системы на годность и прочность. Однако события обнажили также невралгические пункты нашего народного хозяйства. Следующая фаза охватывает 1P952P1953 и, частично, 1954 годы. Она, в свою очередь, сменилась периодом высокой конъюнктуры. Чем же характерна четвертая фаза? В ходе ее удалось осуществить тройное сочетание, которое должно было бы стать идеалом каждого, вполне современного в своих взглядах, сторонника рыночного хозяйства: при растущей производительности и продукции, и повышающейся в связи с этим номинальной заработной плате, цены стабилизуются или же падают, что ведет к повышению благосостояния всех
смотреть на рефераты похожие на "Неолиберальная экономическая концепция" МОРДОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ им. Н.П. Огарева ИСТОРИКО-СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА НЕОЛИБЕРАЛЬНАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ Выполнил: Ганюшкина Т.В. студент 2-го курса 203 группы з/о специальность регионоведение Проверил: Русакова Н.А. Саранск, 1999 СОДЕРЖАНИЕ Введение 1. Неолиберальная экономическая концепция как результат исторического развития классического либерализма 2. Представители неолиберального направления 2.1. Концепция социального рыночного хозяйства Л. Эрхард 2.2. Экономическая теория Л. Мизеса 2.3. Экономические взгляды Ф. Хайека 2.4. М. Фридман 3. Основные положения монетаризма Заключение Экономическая теория — одна из самых древних наук. Отдельные элементы экономических знаний появились еще в древнем мире. Еще когда человек стал задумываться над тем, как рационально использовать природные ресурсы. Однако древние мыслители не создали законченных систем экономических взглядов. Подлинное начало расцвета экономической науки связано с развитием производительных сил.
Реальный доход на душу населения стал выше, чем в др. поселках. В 1816 рабочий день сокращен с 16 часов (как везде в то время) до 10,5 часов. Т.о., эксперимент удался. Но, к сожалению, когда Оуэн из-за разногласий с совладельцами был вынужден покинуть общину, то ее “микроклимат” разрушился. Видимо большое влияние оказывала сама личность Оуэна, а может быть необходимо было больше времени, чтобы закрепить благотворный опыт (хотя бы 2 поколения). Для Оуэна Нью-Ленарк был полигоном для испытания идей, кот. он хотел распространить на всю страну, а затем и на весь мир. Оукен стал проповедником коммун. модели для всего мира. Он являлся также организатором 1-х британских профсоюзов. Вообще, его идеи опередили время, многие из них воплотились только в 20 в. –например, социальная инженерия и патернализм (отношения между хозяином фирмы и работниками построены по принципу отец—дети). Для этих его изобретений нужен определенный прогресс как в материальном производстве, так и в сознании. Поэтому утопия Оуэна заключена не в том, что его идеи не осуществимы, а в попытках ускорить их осуществление. 3. Кондратьев Билет №6. 1. Основные положения теории социального рыночного хозяйства. Л. Эрхард "Благосостояние для всех".
Советские самолеты затрудняют сообщение, разбрасывая металлические ленты, что затрудняет посадку. Затем Западная Германия и блок НАТО производят концентрацию войск у границы. Ф.Штраус – военный министр ФРГ предлагает локальный ядерный удар по советским войскам в ГДР. Руководство Восточной Германии пытается разрешить кризис, построив стену (версии: из Западного Берлина – спекуляция валютой, вооруженные банды. В ГДР товары социального назначения дотировались государством – скупка продовольствия). Август 1961 – стена построена, Западный Берлин не согласен – разрушили танками, затем в ночь восстановили. В отношении ФРГ: экономика с самого начала намного эффективней, руководство более квалифицированно, продуманно. Доктрина социального рыночного хозяйства – Людвиг Эрхард – разработал немецкий экономист, представитель традиционной немецкой школы – Фрайбургской. Она возникла еще в 20-х – 30-х. Основные черты школы: отрицание роли государства в классическом, кейнсианском виде; антимонополизм – создание конкурирующей среды – ряд мероприятий по разукрупнению; в отношении социальной политики – жесткая социальная политика (з/п в ФРГ самая низкая в 50-е среди развитых стран Европы); поддержка лишь инвалидов.
Фиксированные цены на золото были в размере $35 за унцию. Подобная система могла функционировать при особом положении США в кап. мире. 1949г. - в США сконцентрировалось 70% золота кап. мира. (2 тыс. тонн). В 1970г. на США приходилось 21% золотых резервов. Тем не менее Штаты утверждают, что доллар также хорош, как и золото. Между тем, усилилась оппозиционность Франции по отношению к Бреттон- Вудской системе. Де Голль признавал международной валютной единицей только золото (идеи фр. экономистов Шарля Риста и Жака Рюэффа - антикейнсианство). На это повлиял исторический опыт Франции (золотой франк Наполеона, а в XVIIIв. произошли две страшные инфляции). В середине 60-х годов Де Голль сказал, что Франция должна свои доллары поменять на золото. В августе 1971г. США прекратили обмен доллара на золото. Доллар был девальвирован 2 раза, в 1971г. и в 1973г. 1976г. - принято Ямайское соглашение, по которому вводились плавающие курсы валют. В 70-80е годы возникли наднациональные валюты. СДР (валюта МВФ), ЭКЮ (валюта ЕС, западногерманская марка).10 Лекция 12 Главные экономические реформы в ФРГ, Франции и Японии после II мировой войны 1. Модель социального рыночного хозяйства ФРГ.
Суть одобренных в Париже общих принципов неолиберального движения сводилась к провозглашению необходимости государственного содействия в возвращении правил свободной конкуренции и обеспечении их выполнения всеми хозяйствующими субъектами. Условие приоритета частной собственности, свободы сделки и свободных рынков могло быть пересмотрено действиями государства лишь в экстремальных случаях (война, стихийное бедствие, катастрофа и т.п.).1. Концепция социального рыночного хозяйства После второй мировой войны идеология неолиберализма нашла успешное практическое применение первоначально в Западной Германии (ФРГ). Здесь начиная с 1948 г. эти идеи приобрели статус государственной доктрины правительства Аденауэра — Эрхарда. Видные немецкие теоретики неолиберализма В.Репке, А.Рюстов и другие возглавили критику любого проявления монополизма ради свободы и гуманизма. В.Ойкен и его последователи во Фрайбургском университете с того же 1948 г. начали выпуск ежегодника «Ордо», который сыграл роль теоретической трибуны неолиберализма всех стран.
Что же явилось причиной последнего феномена? Социальное рыночное хозяйство не позволяет себя демонтировать: созданные им социальные институты (система социального страхования, партнерство профсоюзов и союзов предпринимателей и т. д.) являются для избирателя более привлекательными, чем гипотетические блага консервативной экономической политики. Результаты монетаристской неоконсервативной политики, как это отмечалось выше, существенно отличаются от плодов социал-демократической политики: если последняя, сокращая безработицу и способствуя социальным программам, тем самым сокращает темпы роста и усиливает инфляцию (поскольку эта политика антикризисная, то, демпфируя падение, тем самым она «сглаживает» и подъем), то экономическая политика консерваторов, напротив, способствуя росту и оздоравливая финансы, ставит тем самым под вопрос само «социальное» государство: безработица растет, доля трудящихся в национальном доходе падает. Так это и произошло в 80-х годах. Но поскольку оба основных направления экономической и социальной политики зависят от мнения большинства, то они вынуждены оба стремиться провозгласить себя наследником и хранителем идей социального рыночного хозяйства.
Если для сравнения взять за основу цены 1985 года, то валовый социальный продукт возрос с 415,5 миллиарда марок в 1950 году до 2246,3 миллиарда марок в 1992 году. То, что из руин Второй Мировой войны Федеративной Республике Германии удалось встать вновь в один ряд с ведущими индустриальными нациями, она обязана не полезным ископаемым, ни запасам капитала, а прежде всего энергии людей. Важными факторами экономического могущества страны являются квалификация и трудолюбие, умение и творческий подход квалифицированных работников, а также большая свобода действий, которую предоставляет социальное рыночное хозяйство. После Второй Мировой войны часто упоминалось «экономическое чудо». Людвиг Эрхард, первый министр экономики Федеративной Республики Германии, не придавал большого значения этому образу. Он говорил, что ни о каком чуде не может быть и речи, ведь « это был лишь результат честных усилий всего народа, который на основе свободных принципов получил возможность вновь применить человеческую инициативу, человеческую свободу и человеческую энергию.Промышленность.Промышленность- основная опора немецкой экономики.
В 1945 году Германия оказалась в катастрофическом положении. Тот факт, что 15 лет спустя западная часть этой разгромленной страны вышла на 1 место в Европе по уровню экономического развития, был единодушно охарактеризован как «немецкое чудо». Институты ФРГ формировались довольно долго, потому что государственное образование, объединившее 3 зоны оккупации, официально возникло только в 1949. До провозглашения ФРГ эта территория управлялась странами победительницами, которые экспроприировали в свою пользу часть немецкого промышленного потенциала. Союзные державы лишь в марте 1949 года прекратили демонтаж оборудования немецких заводов, а в апреле 1950 года разрешили восстановление тяжелой промышленности Германии. Окончательно от идеи репараций победители отказались только в марте 1951 года. Немецкая марка, новая немецкая валюта, ставшая воплощением политического и экономического бессилия послевоенной Германии, была девальвирована в сентябре 1949 года более чем на 20 %. Но это была ее последняя девальвация. Главным идеологом и архитектором «немецкого чуда» был профессор Мюнхенского университета, впоследствии ставший федеральным канцлером, Л. Эрхард. В трудах по экономическим вопросам и в своей практической деятельности Эрхард выступал за формирование так называемого социального рыночного хозяйства.
Концепция социального рыночного хозяйства .4 Типы экономических систем по В.Ойкену . 5 Роль государства в «социальном рыночном хозяйстве» . . .7 Чикагская школа неолиберализма . .8 Заключение . . .11 Список литературы . . .12 ВведениеНеолиберализм возник почти одновременно с кейнсианством в 30-е гг. как самостоятельная система взглядов на проблему государственного регулирования экономики. Неолиберальная концепция и в теоретических разработках и в практическом применении основывается на идее приоритета условий для неограниченной свободной конкуренции не вопреки, а благодаря определенному вмешательству государства в экономические процессы. Если кейнсианство изначальным считает осуществление мер активного государственного вмешательства в экономику, то неолиберализм - относительно пассивного государственного регулирования. По кейиспанским моделям предпочтение отдается совокупности государственных мер по инвестированию различных сфер экономики, расширению объемов правительственных заказов, закупок, ужесточению налоговой политики.
Но развитие пошло иным путем – из-за агрессивной жадности и всепобеждающей глупости, в силу относительной слабости на мировой арене Скандинавских стран, имеющих хорошо налаженное социальное рыночное хозяйство, исключительной занятости других стран своими делами (в Германии – это воссоединение земель, в Японии – структурный кризис), а также вследствие наивности части интеллектуальных и политических элит в странах так называемых формирующихся рынков (emergi g marke s), в большей даже степени – в странах постсоциалистической трансформации, чем в других регионах мира. Из этого надо сделать выводы на будущее, то есть быть готовым интеллектуально и иметь политическую волю. Впрочем, нет гарантий, что полученный исторический урок пойдет на пользу. 3. Неолиберализм как источник мирового кризиса Данный кризис не мог возникнуть в странах с налаженной социальной рыночной экономикой, например в Скандинавских странах, – питательной почвой для него стали условия неолиберальной англо-американской модели. Такое сильное потрясение могло произойти лишь в результате стечения многих политических, социальных и экономических (а также технологических, потому что без Интернета его бы не было) обстоятельств.
После провала планов ЕОС в октябре 1954 г. были подписаны Парижские соглашения о вступлении ФРГ в НАТО. С 1957 г. ФРГ – соучредитель и член ЕЭС. Особенно интенсивно в 50-60-е гг. проводилась индустриализация аграрного производства, она была подготовлена активной инвестиционной политикой и превратила сельское хозяйство в очень капиталоемкую отрасль экономики. За 10 лет ФРГ обогнала Англию по объему промышленного производства и заняла второе место в капиталистическом мире после США. Правда, нельзя не отметить, что ФРГ до 1957 г. не расходовала на оборону ни единого пфеннинга, что, естественно, помогало ей быстро возрождать отрасли гражданской промышленности и выходить с их товарами на мировой рынок. Но уже в начале 60-х гг. источники экономического роста были в значительной мере исчерпаны (а всего за шестидесятилетний период осуществления принципов социального рыночного хозяйства экономика ФРГ четырежды переживала спад). Первый экономический кризис произошел в 1966- 1967 гг., одновременно вызвав и структурный кризис, который поразил ряд традиционных отраслей западногерманской экономики.
Для сегодняшней Федеративной Республики Германии характерны широко распространенное благосостояние, образцовая социальная сеть и свободные учреждения. Социально рыночная экономика - обусловившая успех концепции устройства государства. Она представляет собой удачную попытку свести воедино экономическую и социальную политику. Министр экономики Германии Людвиг Эрхард, вошедший в историю как отец экономического чуда, заложил фундамент социальной рыночной экономики, начав в 1948г. экономическую и денежную реформу.Политическая обстановка и экономическая ситуация в Германии первых послевоенных летКогда 25 апреля 1945 года у Торгау на Эльбе советские и американские солдаты подали друг другу руки, у изученного войной мира появилась надежда на то, что наступает новая эпоха примирения и безопасности. Однако конфликты, существовавшие в антигитлеровской коалиции, в частности, по вопросу о послевоенном устройстве Германии, проявились уже в 1943 году, и лишь усугубились после победного окончания войны. США стремились к созданию либерального мирового хозяйственного порядка, при котором им как бесспорно сильнейшей в экономическом плане державе принадлежало бы и политическое лидерство, СССР, напротив, настаивал на принципе обеспечения стабильного мира посредством раздела сфер влияния между двумя сверхдержавами.
В большинстве стран финансовый кризис социальной сферы был так или иначе преодолен благодаря некоторому сокращению расходов, ряду протекционистских мер, усилению налоговой дисциплины и другим мерам. В середине 90-х годов вновь можно говорить об обратном движении маятника, общественный выбор в большинстве стран диктует необходимость нового пересмотра социальной роли государства в сторону ее усиления. Россия традиционно относится к типу государств с сильной ролью государства в социальной сфере. Если не говорить о более низком материальном и институциональном уровнях, то система социальных гарантий и социальной защиты населения, сложившаяся в России к началу экономических преобразований, в целом соответствовала принципам социального рыночного хозяйства. Но с точки зрения критериев рыночной экономики социальная роль государства была чрезмерно патерналистской, хотя и обеспечивающей удовлетворение широкого круга всесторонне регламентированных потребностей, но сковывающей личную инициативу и подавляющей стремление граждан самостоятельно решать проблемы собственного благосостояния.
![]() | 978 63 62 |