![]() 978 63 62 |
![]() |
Сочинения Доклады Контрольные Рефераты Курсовые Дипломы |
РАСПРОДАЖА |
все разделы | раздел: | Философия |
Переход к информационному обществу: дорога в будущее | ![]() найти еще |
![]() Молочный гриб необходим в каждом доме как источник здоровья и красоты + книга в подарок |
Hапротив, развитие на базе культуры Востока предполагает предварительное разрушение (физико)технологического пространства Запада - соответствие достигается в ходе разрушительного "первичного упрощения"40. "Западный Путь" приводит к реинтеграции быстрее, нежели "Восточный", следовательно, он более рискован41. В сущности, вместо постепенной гармонизации ноосферы предлагается взрывное насыщение ее самоорганизующимися информационными структурами. "Конструирование будущего" в парадигме культуры Запада предусматривает не только "тоннельный" переход через всю Эру Мирового Воссоединения (содержание ее Веков "упаковывается" в комплект личных трансляционных технологий), но и отказ от построения классической сверхцивилизации. Вместо Утопии создается "мир за пределами утопий". Запад исходит из следующей крупномасштабной структуры исторического процесса: Инфрачеловечество, младенчество Разума. В этой фазе уже появился разум, то есть, атрибутивные признаки общества: управление, познание и образование, но информационное пространство еще бесструктурно
В индустриальной экономике хозяйственная деятельность была по преимуществу производством товаров, а лимитирующим фактором - чаще всего капитал. В информационной экономике хозяйственная деятельность - это главным образом производство и применение информации с целью сделать все другие формы производства более эффективными и тем самым создать больше материального богатства. Лимитирующий фактор здесь - наличное знание”. При всем многообразии взглядов на ход исторического развития можно проследить ряд общих характеристических черт у всех авторов: история подразделяется на три основных глобальных этапа, которые условно можно назвать “сельскохозяйственный”, “индустриальный” и “постиндустриальный”; разграничение между этапами проводится по признаку лежащих в основе рассматриваемой формации производственных отношений или взаимодействия человека с природой (соответственно - через орудия, через машину или технику и через информацию); переход к следующему этапу осуществляется путем научно-технической революции, в ходе которой изменяется среда обитания, что, в свою очередь, влечет трансформации в сознании людей; завершающим историческим этапом, который, по мнению одних философов, уже наступил, а, по мнению других, наступит в ближайшем будущем, является “информационное общество”.
Школьник будущего будет носить в школу планшет для работы с методическими комплексами из интернета. И работать он будет со специально созданными продуктами, максимально использующими преимущества сетевой природы: непрерывное обновление с учётом обратной связи от пользователей; интерактивные технологии (учебные модели, вики-проекты, тестирование и т.д.); необъятные вспомогательные материалы, актуализирующие, развивающие и объясняющие базовое содержание; мультимедиа-контент; лёгкая поддержка разных профилей и разных траекторий изучения материала; доступный переход к иным сетевым ресурсам; упор на способы деятельности, важные для информационного общества; централизованный анализ использования и эффективности. Итак, печатный учебник это "сегодня". Учебник на диске "завтра". Сетевой учебник "послезавтра". Можно ли из "сегодня" перейти в "послезавтра"? Да, если послезавтрашний ресурс найдёт применение (может быть, не окончательное) уже сегодня. Так вот, появись такой сетевой учебник сегодня, он уже был бы востребован сильнее, чем учебник на диске
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ УКРАИНЫ ДОНЕЦКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИСТОРИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ СЕТЕВАЯ ЭТИКА (Этика и Интернет) Подготовил: Ковалевский В.О., студ. III курса, Спец. «Политология» Проверила: Стародубцева В.Н. ДОНЕЦК – 2000 1. Сущность и особенности Сетевой этики . .5 2. Основные нормы и принципы этики в использованных источников и литературы . 17 ВВЕДЕНИЕ Последнее время все сильнее и значимее становятся ранее одиночные голоса футурологов, уверенных в том, что будущее – это Интернет. Очень многие сейчас уже связывают информационное общество именно с Интернетом, как основе новейших информационных отношений. Интернет – это объединяющее начало, с которого собственно и начался переход к информационному обществу. Интернет – это генератор идей и новых информационных ценностей. Данная работа – это не ода Сети, это попытка объективно подойти именно к вопросу об этических нормах, ценностях в Сети. Интернет – это целостный организм, это часть общественных отношений и этика присутствует в нем как и в любой другой отрасли этих отношений. Если бы Сеть не основывалась на эстетических нормах, она бы потеряла свое «человеческое лицо», исчез бы объединяющий элемент, а сам Интернет стал бы лишь инструментом кучки негодяев, преступников, душевнобольных.
С данной точки зрения показателен тот факт, что влияние одних и тех же идей в разных исторических условиях может проявляться совершенно по-разному. Например, многое из того, что традиционно оценивалось в качестве факторов, отрицательно влияющих на развитие восточных обществ на пути экономической и политической модернизации, в современных реалиях приобретает позитивную значимость. Так, в научной литературе еще три десятилетия назад господство конфуцианской идеологии рассматривалось в качестве главного препятствия для восточно-азиатских стран на пути перехода к рыночной экономике и политической демократии. Но такая оценка коренным образом изменилась в 80-е гг., когда целый ряд стран региона осуществили стремительный рывок в своем экономическом и технологическом развитии и за беспрецедентно короткий период как бы перепрыгнули из аграрно-индустриального общества в информационное общество, параллельно создав предпосылки для трансформации авторитарных политических режимов в либерально-демократические. Часто можно услышать от того или иного человека, что он устал от политики, что она не интересует его
В начале 80-х годов Римский клуб сосредоточил все внимание на разработке конкретных проблем будущей цивилизации “информационного общества”. С середины 80-х годов Римский клуб переходит к выдвижению разнообразных программ трансформации общественных систем, совершенствования политических институтов власти. В целом в исследовательских проектах Римского клуба 80-х годов важное внимание уделялось социальным, политическим, культурным аспектам мирового развития. Римский клуб активно включился в поиск решения проблем обеспечения всеобщей системы безопасности и сохранения мира на земле. В начале 90-х годов Римский клуб особое внимание уделял изменениям “культурного этноса” и ценностей жизни в глобальном масштабе. Деятельность Римского клуба еще теснее стала смыкаться с работой других институтов и организаций, занятых глобалистикой (Горбачев-фонд и др.). Римский клуб проводит ежегодные собрания, организует симпозиумы, семинары, деловые встречи с политическими лидерами и представителями делового мира. На этих мероприятиях заслушиваются доклады, которые становятся объектом обсуждения. Наиболее широкую известность приобрели исследовательские проекты, получившие концептуальную завершенность в следующих докладах: Год Наименование доклада Руководитель проекта 1972 Пределы роста Д. Медоуз и др. 1974 Человечество у поворотного пункта М. Месарович и Э. Пестель 1975 Пересмотр международного порядка Я.
Появились основания для того, чтобы говорить о переходе от бумажной коммуникации к коммуникации безбумажной, от книжной культуры к культуре мультимедийной, от индустриального к постиндустриальному информационному обществу. Среди факторов, наиболее ощутимо влияющих на настоящее и будущее библиографии, следует отметить качественные изменения информационных ресурсов в плане их доступности и удобства использования, и в том числе: доступной для всего общества, а не только для читателей данной библиотеки. Создание такой продукции предполагает осуществление маркетинговых исследований и нахождение на информационном рынке соответствующей ниши с последующим сопоставлением параметров выявленного неудовлетворенного спроса и возможностей библиотеки (реальных и потенциальных). Таким образом, в ходе своей деятельности библиограф интегрирует внутренние и внешние информационные ресурсы и пополняет их собственным уникальным продуктом. Перспектива следующих десятилетий — это создание интеллектуальных экспертных систем, сопрягающих полнотекстовые, библиографические и реферативные, фактографические ресурсы с экспертным знанием библиографов и облегчающих информационный поиск.
Новым элементом российских СМИ стали электронные газеты и информационные агентства, расширяющие свою аудиторию, а иногда даже пытающиеся конкурировать по оперативности и быстроте сообщений новостей с телевидением. В настоящее время российское государство вступает в новый этап формирования политики в сфере информации и телекоммуникации. Этот этап характеризуется комплексностью подхода, попыткой выработать общенациональные приоритеты, соединив уже имеющиеся достижения и проекты на ведомственных и региональных уровнях. Речь идёт об одобренной в декабре 1998 года комитетами Государственной Думы и Постоянной Палатой по государственной информационной политике «Концепции государственной информационной политики». В этом документе впервые в практике российской государственной власти поставлена задача построения в России информационного общества. «Концепция государственной информационной политики» интегрирует политику в области СМИ, уделяя ей особое место в процессе построения информационного общества. В процессе будущей реализации этой масштабной задачи «Концепция» выделяет три класса ключевых проблем, а именно: развитие технологического базиса информационного общества; создание благоприятных социально-экономических и культурных предпосылок перехода России к информационному обществу; развитие информационного воздействия с другими странами.
В период перехода к информационному обществу кроме решения описанных выше проблем необходимо подготовить человека к быстрому восприятию и обработке больших объемов информации, овладению им современными средствами, методами и технологией работы. Кроме того, новые условия работы порождают зависимость информированности одного человека от информации, приобретенной другими людьми. Поэтому уже недостаточно уметь самостоятельно осваивать и накапливать информацию, а надо научиться такой технологии работы с информацией, когда подготавливаются и принимаются решения на основе коллективного знания. Это говорит о том, что человек должен иметь определенный уровень культуры по обращению с информацией. Для отражения этого факта был введен термин . Информационная культура — умение целенаправленно работать с информацией и использовать для ее получения, обработки и передачи компьютерную информационную технологию, современные технические средства и методы. Приведем определение информационной культуры, данное в : (Там же, с.51). Будем надеется, что у человечества хватит разума для того, чтобы эти мрачные перспективы будущего не сбылись.
Эта культура зарождается еще в индустриальном обществе, однако она является существенной частью культуры эпохи информатизации и вместе с тем важнейшим феноменом информатизации общества. Вывод: Так называемая массовая культура занимает промежуточное положение между народной и элитарной культурами. Начало ее формирования совпадает с появлением массового общества в эпоху индустриализма. Дальнейшее свое развитие она получает в процессе перехода к информационному обществу. 2.Информационная культура как часть современной культуры Прежде всего, следует сказать, что в культуре эпохи информатизации можно выделить три уровня. Один их них выражается в обычаях и традициях. Он представляет собой как бы «осколок» прошлых культур. Второй уровень определяют сегменты культуры, которые обеспечивают возможности воспроизводства существующих в эпоху информатизации форм жизнедеятельности. Наконец, выделяется третий уровень культуры, который задает программу будущих форм деятельности людей. Именно этот последний уровень культуры в условиях современности получает мощный стимул своего развития, поскольку люди все чаще задумываются о будущем и их деятельность приобретает прогностический характер.
Содержание Ведение Глава 1. Экономика и ее роль в обществе 1.1 Экономика: ее главная функция, структура и системная организация 1.2 Предмет экономической теории 1.3 Функции и методология экономической теории Глава 2. Закон спроса и эластичность спроса Заключение Список используемой литературы Введение Социально-экономические и политические преобразования, происходящие в России, имеют исключительное значение для будущего государства. Выбор пути, успешное проведение реформ требуют знания не только современной ситуации. В период широкомасштабных преобразований, для преодоления возникающих проблем и трудностей, необходимо глубокое изучение государства, его специфических особенностей, народных традиций. Современная экономическая теория раскрывает состояние и тенденции развития всех типов хозяйственных систем. Вторая половина ХХ в. отмечена грандиозными переменами во всей системе экономических отношений внутри отдельных стран и в мировом масштабе. Развитие такого мощного фактора хозяйственного обновления, как научно-техническая революция, обусловило переход к информационному обществу и небывалый рост эффективности производства.
Хирург — прежде чем взять в руки настоящий скальпель — сможет попрактиковаться в сложнейших операциях, моделируя самое экстраординарное ее течение. И наконец, виртуальная реальность даст шанс просто побродить по миру собственных фантазий. Другие сферы применения информационной магистрали окажутся сугубо практическими. Например, когда Вы уедете в отпуск, программа-экономка отключит отопление, уведомит почту не приносить пока корреспонденцию на дом, будет периодически зажигать свет в разных комнатах, чтобы казалось, будто Вы дома, и сама оплачивать мелкие счета. Многое из того, о чем здесь говорилось, уже реализуется в приложениях для персональных компьютеров. Интерактивная информация стремительно входит в нашу жизнь и скоро станет обыденностью. Однако, прежде чем это произойдет, придется сложить еще немало кусочков головоломки — компонентов информационной магистрали. Список литературы «Дорога в будущее», У. Гейтс, М.: Русская Редакция, 1996 «Компютерра», № 14 (242), 1998 «Введение в философию. Часть I», под общ. ред. И. Т. Фролова, М: Политиздат, 1989 «Мы сами сплели паутину свою», Техника-молодежи, 1’97. «Декларация независимости Киберпространства», Дж. Перри Барлоу. «Концепция информационного общества в современной философии», Иванов Н. А., М., 1995
Воспользовавшись разрушением системы информационного противодействия в России, страны Запада начали проводить агрессивную информационную политику на постсоветском пространстве. Сегодня необходимо четко определить проблемы формирования международного имиджа России. Я уверен, что восприятие государства международной общественностью будет играть немаловажную роль в условиях становления информационного общества – общества знания. Четкое определение международного имиджа России поможет провести границы политического влияния России на международной арене в ближайшем, а возможно – и в отдаленном будущем. 2.2 НЕОБХОДИМОСТЬ ФОРМИРОВАНИЯ МЕЖДУНАРОДНОГО ИМИДЖА РОССИИ В УСЛОВИЯХ СТАНОВЛЕНИЯ ГЛОБАЛЬНОГО ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА. Сегодня начинается эра информации, для которой характерно создание глобального информационного пространства. Растущая роль информации и информационных систем, растущее воздействие информации на производство, управление, жизнь людей – вот два основных фактора, характеризующие переход человечества к новому этапу своего развития.
Белл сформулировал пять основных исходных специфических измерений и компонентов прогностической модели общества будущего. 1. Сфера экономики: переход от производства товаров к производству услуг. 2. Сфера занятости: преобладание класса профессиональных специалистов и техников. 3. Осевой принцип: ведущая роль теоретического знания как источника нововведений и определения политики в обществе. 4. Предстоящая ориентация: контроль над технологией и технологическими оценками деятельности. 5. Процесс принятия решений: создание новой «интеллектуальной технологии», связанной с ЭВМ. Д. Белл одним из первых выделил характеристические признаки информационного общества. Он выделял три аспекта постиндустриального общества, особенно важных для понимания телекоммуникационной революции: - переход от индустриального к сервисному обществу; - решающее значение кодифицированного теоретического знания для осуществления технологических инноваций; - превращение новой «интеллектуальной технологии» в ключевой инструмент системного анализа и теории принятия решений. О. Тоффлер осуществлял анализ будущего на основе «информационного редукционизма»: переход от индустриализма к новой «постиндустриальной» цивилизации с господством информационных технологий будет осуществляться на основе компьютерной революции.
Как следствие, становится возможным принятие оперативных решений и целенаправленных воздействий на общество. Это одна из причин, вследствие которых правительства наиболее передовых стран в последние годы стали уделять большое внимание развитию информационной сферы производства. Наряду с позитивным влиянием информатизации общества на средства массовой информации существует и негативное. Так, ряд ученых во многих странах заявляют, что технический прогресс в сфере массовой коммуникации служит в некоторых случаях социальному регрессу общества, так как порой разрушает веками создаваемые социальные коммуникационные связи. В свою очередь, и средства массовой информации могут оказывать влияние на процесс информатизации общества, рекламируя новые информационные продукты и услуги, формируя общественное мнение о приоритетности этого процесса по сравнению с другими, о первостепенной важности проводимых мероприятий по его интенсификации, о роли информационной сферы в модели будущего информационного общества. Информационная культура В период перехода к информационному обществу кроме решения описанных выше проблем необходимо подготовить человека к быстрому восприятию и обработке больших объемов информации, овладению им современными средствами, методами и технологией работы.
Можно сказать, что самообразовательная сфера определенным образом институциализируется. Это связано с тем, что базовая система образования перестает играть прежнюю роль, сроки обновления фундаментального образования резко сокращаются, и акцент с образовательной деятельности переносится на самообразовательную. Для управления самообразованием характерны тенденции дестандартизации, позволяющие реагировать на высокий уровень инновативности социальных процессов. Кроме того, чрезвычайно подвижный социальный контекст предполагает использование оперативных управленческих процедур децентрализованного типа. "Децентрализация позволит решать все проблемы на локальном уровне. осуществить переход от институциональной помощи к самопомощи" . Управление самообразованием представляется в будущем не столько бюрократизированным, сколько техно-логизированным, что позволит ему быть подвижным, чувствительным к социальным изменениям. В информационном обществе наиболее полно реализуется смысл управленческой деятельности, направленной на создание оптимальных условий для самообразования.
Наука и образование в эпоху цивилизационных перемен Степин В.С. Современные стратегии образования определяются двумя уже очевидными процессами цивилизационных изменений - глобализацией и переходом к постиндустриальному, информационному обществу. Существуют по меньшей мере две альтернативные трактовки этих процессов. Первая, наиболее распространенная, рассматривает их как изменения, которые происходят в рамках базисных ценностей современной цивилизации, сохраняя эти ценности. Вторая интерпретирует постиндустриальное общество как особый переходный этап к новому типу цивилизационного развития, связанному с трансформацией прежних базисных ценностей. Каждая из этих трактовок соответствует особому сценарию будущего. И каждый из этих сценариев предполагает особую стратегию развития науки и образования. В этой связи я кратко остановлюсь на ключевой проблеме различения этих сценариев - проблеме базисных ценностей современной цивилизации и перспектив их возможного изменения. До настоящего времени в истории человечества существовало два типа цивилизационного развития - традиционалистский и особый тип развития, который возник примерно в XIV веке в европейском регионе, и который часто называют расплывчатым словом "запад".
Первая из них кладет в основу развития человеческого общества социо-культурные типы, а вторая - производственно- хозяйственные отношения. Однако при всем многообразии воззрений на ход исторического развития можно проследить ряд общих характеристических черт у всех авторов: история подразделяется на три основных глобальных этапа, которые условно можно назвать “сельскохозяйственный”, “индустриальный” и “постиндустриальный”; разграничение между этапами проводится по признаку лежащих в основе рассматриваемой формации производственных отношений или взаимодействия человека с природой (соответственно - через орудия, через машину или технику и через информацию); переход к следующему этапу осуществляется путем научно-технической революции, в ходе которой изменяется среда обитания, что, в свою очередь, влечет трансформации в сознании людей; завершающим историческим этапом, который, по мнению одних философов, уже наступил, а, по мнению других, наступит в ближайшем будущем является «информационное общество». В связи с грядущим наступлением “информационного века”, основной задачей становится максимально ускорить и упростить передачу информации между людьми и повысить ее “усвояемость”.
![]() | 978 63 62 |