![]() 978 63 62 |
![]() |
Сочинения Доклады Контрольные Рефераты Курсовые Дипломы |
РАСПРОДАЖА |
все разделы | раздел: | Государственное регулирование, Таможня, Налоги |
Государственная политика в рыночной экономике | ![]() найти еще |
![]() Молочный гриб необходим в каждом доме как источник здоровья и красоты + книга в подарок |
Кроме быстрого роста затрат и налогов, увеличивается также и количество законов и постановлений, регулирующих экономическую деятельность. Действенная система контроля в условиях перехода к рыночной экономике выступает одной из главных предпосылок качественного преобразования процесса управления экономикой в целом. Одним из важнейших звеньев системы контроля выступает финансовый контроль. Его функциональное назначение заключается в успешной реализации финансовой политики государства, обеспечении эффективного использования ресурсов во всех сферах хозяйства и в создании условий для эффективного государственного регулирования рыночной экономики. Законом «О федеральном бюджете на 2005 год» установлено, что одной из основных целей экономической политики, является прекращение спада экономики и обеспечение экономического роста. К интенсивным факторам экономического роста, в частности, относится повышение эффективности хозяйственной деятельности на основе эффективного использования ресурсов и применения нового (рыночного) хозяйственного механизма. 4.PХарактеристика эффективного контроля Первое и главное условие эффективности финансового контроля обеспечение доступа к любой необходимой информации о реальном состоянии или действии контролируемого объекта
На этом фоне выделяется учебник под ред. Камаева В.Д. (). Подробное теоретическое рассмотрение денежно-кредитного регулирования сочетается в нем с глубоким анализом отечественной практики. И все же наиболее полно рассматриваемые вопросы отражены в специализированных изданиях (Албегова И.М., Емцов Р.Г., Холопов А.В., ). Особо здесь следует отметить коллективный авторский труд «Государственное регулирование рыночной экономики» (). Книга посвящена важнейшим аспектам и инструментам макроэкономического регулирования рыночной и переходной экономики, в частности – эволюцию и новые тенденции денежно-кредитной политики государства. Наконец, экономическая периодика позволяет оперировать в работе самыми последними статистическими данными, а также критическим мнением ведущих отечественных экономистов. В частности, при написании последней главы работы в значительной степени использовался программный правительственный документ – «Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2002 год», опубликованный в (). Глава 1. Теоретические основы денежно-кредитной политики Денежно-кредитная политика в настоящее время — одна из форм косвенного воздействия государства на экономику.
В основе этой фазы индустриального развития на Западе лежит государственное регулирование рыночной экономики. В СССР также возникло социальное государство, достижения которого иногда отождествляют с социализмом. Современность наступила, но переживали мы ее в своеобразной форме, отличной и от стран Запада, и, скажем, от Японии. В силу ускоренного, форсированного характера модернизации и победы в ходе революции 19171922 годов коммунистической альтернативы в СССР возник своеобразный вариант индустриального общества с крайней степенью этатизации, монополизации и централизации. В процессе форсированной модернизации 1930х общество строилось по образцу и подобию фабрики. Экономика, политика, общественная мысль и культура СССР в 1930е годы были огосударствлены, и потому процессы, происходящие в недрах бюрократии и в отношениях между бюрократией и обществом, определяли развитие СССР. Следствием крайней этатизации стали также высокая степень монополизма, индустриализма и милитаризации страны. Модель общества, утвердившаяся в 1930е в СССР, может быть охарактеризована как государствопартия, сверхмонополия, единая фабрика
Правонарушения в сфере защиты прав потребителей: гражданско-правовой аспект Дипломная работа Выполнил Слушатель 5 «А» курса мл. лейтенант юстиции Гришина Е.В. Министерство внутренних дел России, Нижегородская академия Нижний Новгород 2007 год Введение Переход России от плановой экономики к рыночной, законодательное закрепление многообразия форм собственности, придание законного статуса предпринимательской деятельности и определение ее организационно-правовых форм - все это способствовало созданию потребительского рынка, расширению ассортимента в сфере выпуска товаров, производства работ и оказания услуг. К этому рядовой потребитель оказался не готов. Необходимость государственного управления рыночной экономикой до недавнего времени в России отвергалась. Однако опыт абсолютно «свободного рынка» привел отечественных ученых - юристов, экономистов, а также и политиков к выводу о регулируемом рынке и вмешательстве государства в экономические процессы. В силу этого, регулирующее воздействие государства на данном этапе на потребительскую политику, на защиту прав потребителей от недобросовестных предпринимателей не только оправдано, но и необходимо.
Как мы видели, планирующую систему можно рассматривать как форму приспособления к требованиям современной технологии. Такая система имеет возможность обеспечивать себя капиталом в требующихся размерах. Она также обладает уникальной способностью превращать то, что требуется для нее от общества, в том числе необходимость обеспечения квалифицированной рабочей силой, в объект государственной политики. Рыночная система не располагает подобной властью. Действия государства, направленные на оказание мелкой фирме научно-технической помощи, обеспечение ее капиталом и квалифицированным персоналом, отражают не предпочтительное, а компенсирующее отношение. Они являются существенными элементами любой политики, направленной на смягчение неравенства, присущего развитию обеих систем. Еще раз мы должны напомнить себе, что распространенная точка зрения определяется не объективными условиями, а властью планирующей системы над мнениями. Оказание правительственной помощи в деле проведения исследований и подготовки специалистов в области технических и физических наук внешне выглядит вполне оправданным
Монетаристы выступают за свободную игру рыночных сил, положительно оценивают кризисные фазы воспроизводства, которые избавляют производство от убыточных фирм и отраслей, ведут к интенсификации труда и позволяют предпринимателям говорить "на ты" с профсоюзами. Рекомендации монетаристов по проведению дефляционных мероприятий средствами денежно-кредитной и финансовой политики носят открыто антидемократический характер. В отличие от чикагской школы экономистов, кейнсианство представляет важнейшую теоретическую основу государственного регулирования рыночной экономики. Основателем данной теории является английский экономист Дж.М.Кейнс, долгое время работавший в Кембриджском университете. Предметом исследования кейнсианства являются количественные функциональные зависимости процесса воспроизводства, количественные связи совокупных макроэкономических дисциплин: капиталовложений и национального дохода; инвестиций и занятости населения, национального дохода, потребления и сбережений совокупного количества денег в обращении, уровня цен, заработной платы, прибыли и процента. Дж.М.Кейнс исходит из примата сферы обращения над сферой производства. Дж.М.Кейнс сформулировал свою концепцию как общую теорию занятости и связан ее с принципом эффективного спроса, ставшим центральным пунктом системы кейнсианства.
Если российские власти найдут в себе силы заняться разрешением наиболее острых вопросов, сложившихся в российской экономике, если разработают и внедрят долгосрочную программу действий по выходу из кризиса, то у страны будут шансы подняться, развиваться и завоевать уважение у своего народа, которые уже второй десяток лет живут надеждами на лучшую жизнь.Глава 1 Теоретические основы государственного регулирования рыночной экономики 1.1. Цели, объекты, общая характеристика системы государственного регулирования рыночной экономики. Ответы на вопрос о вмешательстве государства в экономику человечество искало в начале двадцатого века. Но этот поиск оказался слишком долгим, а результат не заставил себя ждать - в США в 1929 году разразился великий кризис за всю историю страны. До этого США пропагандировало политику невмешательства государства в экономику. Рыночный механизм идеален и совершенен говорили классики, чья теория использовалась правительством США для управления страной вплоть до "великой депрессии". Кризис опроверг их утверждения. Стало ясно, что вмешательство государства в регулирование экономических процессов необходимо. Вопрос теперь стоял в какой степени должно осуществляться это вмешательство? После окончания Первой Мировой Войны политики стран ответили на этот вопрос по разному.
Так, экономисты считают, что государственное регулирование осуществляется путем социально- экономического регулирования прогнозирования через антимонопольную политику и развитие конкуренции, государственную стандартизацию, метрологию и сертификацию, систему налогообложения, другие формы регулирующего влияния государства. Вместе с нормативно-правовым регулированием соответствующих сфер хозяйствования, для экономической деятельности государства характерна разработка комплексных и региональных программ. Государственное регулирование, наряду с планированием (программированием) организационной деятельности, стимулированием и контролем, государственными мониторингом и протекционизмом (поддержкой частного предпринимательства), правовой организацией государственного сектора рыночной экономики, является одним из направлений государственного влияния на развитие экономических процессов. Для обоснования существования многочисленных и разнообразных видов деятельности, попадающих под понятие государственного регулирования экономики, необходимо дать их классификацию.
В целом же французская модель «планируемого капитализма» заслуживает положительной оценки. Особенно впечатляют показатели экономического роста: в 50-60х гг. достигает в среднем 5% в год; в 1960-73 гг. – 5,6; в 1973-79 – 3,0; в 1980-88 – 1,8; а в 1989-95 – 1,7%. В результате Франция сегодня находится в числе ведущих индустриальных держав, лидирующих по производству ВВП и уровню промышленного технологического развития.Глава III. Правительство России и финансовый кризис 1998г. В условиях России наиболее трудно оценить роль правительства. Слишком сложным и резким был переход от системы планирования к так называемой рыночной экономике. По сути дела, никто не знал какую политику проводить, и реформация превратилась в серию далеко не всегда успешных экспериментов. Конечно, стоит разобраться по порядку. Любые действия целесообразно оценивать с точки зрения задач и итогов. Однако итоги плачевны, имея под собой благородные цели, многие реформы оказались либо экономически неоправданными, либо запоздалыми. Уже в 1997г. на международной научно – практической конференции, проводимой Советом Федерации и Институтом экономики РАН, поднимается вопрос о государственном регулировании рыночной экономики, т.е. можно говорить о кризисе проводимой до этого экономической политике.
Кейнсу принадлежит открытие того, что факторы, управляющие «большой» экономикой, не являются просто увеличенной версией факторов, управляющих поведением её «малых» частей. Различие между макро- и микросистемами предопределяет разницу в методах анализа. Кейнс считается создателем системы государственного регулирования экономики. Неокейнсианство. В дискуссии между адептами и противниками государственного регулирования рыночной экономики, восходящей ко времени становления экономической науки и ведущейся с переменным успехом для участвующих в ней сторон до настоящего времени, очередная вспышка активности была отмечена в 70-х гг. нынешнего столетия с появлением двух современных школ: новых классиков и неокейнсианцев. Из макроэкономической модели новых классиков, покоящейся на предпосылках совершенной гибкости относительных цен, рациональных ожиданиях экономических субъектов при неполной их информированности о развитии хозяйственной конъюнктуры и экономических мероприятиях правительства, следует, что: а) спрос и предложение в ценностном выражении всегда равны друг другу; б) при отсутствии государственного регулирования национального хозяйства объем производства достигает уровня национального дохода полной занятости; в) предвидимые мероприятия стабилизационной политики не оказывают воздействие на экономическую конъюнктуру; г) непредвидимые в соответствии с рациональными ожиданиями конъюнктурообразующие явления, включая необъявленные мероприятия стабилизационной политики государства, изменяют объем производства и темп инфляции; д) хотя посредством непредвидимой экономической политики можно влиять на реальные процессы в национальном хозяйстве, к такой политике не следует прибегать, так как она усиливает неопределенность среды, в которой хозяйственные субъекты принимают решения, снижая эффективность хозяйства.
Джон Мейнард Кейнс (1883 - 1946 г.г.) - сторонник “регулируемого капитализма”, его теория служит важнейшим обоснованием государственного регулирования рыночной экономики посредством финансовой и кредитно-денежной политики. С помощью этого регулирования можно влиять на инфляцию, занятость, объемы национального производства, подавлять экономические кризисы. Основной труд Кейнса - “Общая теория занятости, процента и денег”(1936 г.). Эта теория имеет многочисленных сторонников, она послужила основой для выработки экономических политики развитых государств Запада. Кейнса считают основоположником современного макроэкономического анализа. Главный элемент концепции Кейнса - принцип эффективного спроса.2. Главные направления современной экономической мысли Основные направления современной экономической теории: . кейнсианство (неокейнсианство); . институционально - социологическое (институционализм); . неоклассический синтез; . монетаризм; . неолиберализм. Кейнсианство - направление в современной экономической науке, представители которого развивают принципы теории Кейнса.
Законы денежного обращения. 64. Банковская система. Сущность, функции и операции банков, их виды. 65. Кредит: принципы, функции и формы. 66. Рынок ценных бумаг: сущность, структура, функции.67. Финансовые отношения и финансовая система государства. Госбюджет. 68. Государственный бюджет: доходы и расходы. Государственный долг. 69. Рынок ценных бумаг и механизм его функционирования 70. Налоговая система. Налоги, их виды и функции. Фискальная политика: цели, типы. 71. Сущность и основные концепции государственного регулирования рыночной экономики, 72. Концепции регулирования рыночной экономики: классическая, неоклассическая, кейнсианская, монетаристская, институциональная.73. Основные формы и методы государственного регулирования 74. Экономические функции государства в рыночной экономике. Границы государственного регулирования75. Причины возникновения, основные черты командно-административной экономики. Ее кризис и необходимость реформирования 76. Основные черты и закономерности переходной экономики. Зарубежный опыт перехода к рынку современного типа. Особенности переходного периода в России. 77. Реформирование отношений собственности и формирование рыночной конкурентной среды в условиях переходного периода 78.Разгосударствление и приватизация в условиях перехода к рыночной экономике в России. 79. Особенности хозяйственного механизма и изменение экономических функций государства при переходе к рынку. 80 Социальная политика государства в условиях переходного периода. ^ 81 Формирование открытой экономики в переходный период. 82. Возникновение, основные этапы, важнейшие черты и структура мирового хозяйства.
Белорусский экзархат РПЦ насчитывает более 1,5 тыс. приходов. Более 80% населения являются православными.2.ЭкономикаСистема хозяйствования республики преимущественно относится к советскому типу. Элементы рыночной экономики находятся в стадии становления.Промышленность – машиностроение (80% сырья, комплектующих ввозится из России), химическая промышленность (наиболее перспективная отрасль экономики - переработка нефти, производство химических волокон, полимеров), текстильная промышленность. Аграрно-промышленный комплекс - самый отсталый сектор экономики. Основная с/х продукция – сахарная свекла, зерно, лен, овощи, молоко, говядина). АПК, составляющий 21% ВВП, не способен полностью удовлетворить потребности населения в основных видах продовольствия.Государственная политика в экономике исходит из развития особой, к Польше вместе с белорусским населением. В годы Второй мировой войны на территории Белоруссии немецко-фашистским оккупантам было оказано массовое сопротивление: в рядах Красной Армии, партизанских отрядах и подполье против них воевало около 1,4 млн. чел.В составе СССР Белоруссия достигла значительных успехов в экономике, науке, образовании, а также в повышении материального положения и культурного уровня населения.
Любые информационные процессы реализуются с помощью соответствующих им информационных технологий в рамках некоторой информационной системы, которая является организованно упорядоченной совокупностью документов (массивов документов) и информационных технологий, в том числе с использованием средств вычислительной техники и связи, реализующих информационные процессы. Для эффективной работы органам государственной власти приходится использовать в своей работе новейшие информационные технологии и проводить продуманную информационную политику. В период формирования новых рыночных отношений в России из-за проведения «одноканальной» информационной политики» была практически утеряна возможность диалога власти с обществом и экономическими элитами. Сегодня необходимы реальные шаги, расширяющие поле информационного влияния и взаимодействия власти, бизнеса и общества. Требуется радикальное обновление государственных структур, а также используемых ими методов управления и технологий. Качественные изменения необходимы всей системе влияния государства на формирование информационных потоков в сфере государственной политики и экономики.
Рассматривая проблему «Государственного регулирования рыночной экономики», можно выделить такие задачи как: формирование представлений о государстве как об активном участнике экономической жизни, строящейся на основе рынка; выявление целей и задач государственной экономической политики; уяснение сущности и механизмов государственного регулирования; приобретение знаний в области анализа и прогнозирования тенденций изменения форм, методов и механизмов государственного воздействия. В России беспомощно не государство, а общество. В то же время Россия является сильным государством бюрократии, удовлетворяющим сверх меры ее алчные интересы. Поэтому основная проблема состоит не столько в усилении государственных начал, сколько в формировании структур гражданского общества и правового государства, приоритете труда над капиталом. Изучение проблем государственного регулирования экономики направлено на углубление знаний в области экономической теории. Россия является страной, в которой рыночная экономика полностью не сформировалась.
Особенно важен рынок труда, обеспечивающий оптимальную занятость и непрерывную переподготовку совокупной рабочей силы общества. 8. Государственное регулирование рыночной экономики, включающее следующие главные направления: 1) стабилизацию производства («налоговая и инвестиционная политика»); 2) финансирование научно-технического прогресса («политика научно- целевых программ»); 3) дотацию социально значимых отраслей («инвестиционная политика»); 4) выравнивание уровней экономического развития различных регионов («региональная экономическая политика»); 5) государственную поддержку конкуренции («политика демонополизации»); 6) оздоровление денежной системы («финансовая и антиинфляционная политика»); 7) преодоление чрезмерной имущественной дифференциации населения («политика доходов»). 9. Система социальной защиты – главное средство ослабления неизбежных негативных социальных последствий рыночной организации производства. Наличие и масштабы системы социальной защиты населения служат критерием и мерой цивилизованности рыночной экономики в данной стране. Система социальной защиты включает три главных направления: 1) регулирование доходов предпринимателей посредством их налогового перераспределения; 2) гарантию заработной платы наемных работников с помощью законодательного утверждения минимальной заработной платы как обязательной базы оплаты труда; 3) защиту уровня жизни населения путем индексации заработной платы и других фиксированных доходов.4. 1. Специфика развития рыночной экономики в России Реформы, начавшиеся в 1992 году, представлялись обществу как начало долгожданного движения вперед и условия решения основных социально- экономических проблем.
Дело в том, что нэп - это попытка совмещения государственной и рыночной экономики, то есть он двойственен по сути своей, и лишь до того момента сохраняется, пока существуют, взаимодействуют и борются обе эти линии в рамках единой политики. Такое понимание нэпа позволяет построить и его периодизацию. Первый период продолжался примерно до 1922 - 1923 гг., в течение которого сформировались основные принципы нэпа, сложились вышеназванные линии, получившие максимальное развитие на втором этапе, длившемся до 1927 - 1928 гг. Переход к господству одной из линий, лишивший экономическую политику двуединства, завершился в начале 30-х гг. (По вопросу о завершении нэпа нет единства мнений: в течение долгого времени господствовало мнение о совпадении конца нэпа с окончанием социалистического строительства в СССР, однако сегодня большинство историков указывают на 1929 г., как на время, когда нэп был насильственно прерван сталинским руководством). Поворот в экономике, осуществленный советским руководством, способствовал стабилизации экономического положения страны и восстановлению народного хозяйства.
И наоборот, ужесточением денежно-кредитной, фискальной и бюджетной политики, направленное на подавление инфляции, способствует углублению кризисного падения производства. Перед государством встает сложнейшая проблема сочетания «жесткости» и «мягкости» в экономическом регулировании. На более поздних этапах переходного периода по мере преодоления экономического спада и снижения инфляции все более актуальной становится функция стимулирования экономического роста. К этому моменту у государства появляется возможность увеличить финансирование фундаментальной науки и образования, что способствует ускорению НТП,. уменьшить тяжесть налогового бремени, что стимулирует рост деловой активности, более активно использовать налоговую и кредитно-денежную политику как средство стимулирования технического прогресса и роста инвестиций. • 2 МЕТОДЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ Свои регулирующие функции государство выполняет посредством административных и экономических методов. Для командной экономики характерно преобладание административных методов регулирования. Система государственного регулирования рыночной экономики, напротив, базируется на использовании экономических методов.
![]() | 978 63 62 |