![]() 978 63 62 |
![]() |
Сочинения Доклады Контрольные Рефераты Курсовые Дипломы |
![]() |
РАСПРОДАЖА |
все разделы | раздел: | Государственное регулирование, Таможня, Налоги |
Государственное регулирование рынка труда | ![]() найти еще |
![]() Молочный гриб необходим в каждом доме как источник здоровья и красоты + книга в подарок |
Поэтому необходимо государственное регулирование рынка труда в виде программ по увеличению числа рабочих мест, по подготовке и переподготовке кадров, стимулированию роста занятости. 6.2. Состав и структура персонала предприятия Из всех ресурсов предприятия особое место принадлежит трудовым ресурсам. Они соединяют материальные и финансовые факторы производства и на уровне предприятия выступают в качестве его персонала. Персонал (кадрыг) предприятия – это совокупность физических лиц, связанных договором найма с предприятием как юридическим лицом. Он состоит из работников различных профессий и специальностей, занятых на предприятии и входящих в его списочный состав. В списочный состав включаются все работники, принятые на постоянную, временную и сезонную работу, связанную как с основной, так и неосновной деятельностью. Численность работников предприятия является важнейшим показателем, характеризующим состояние производственного персонала. Она конкретизируется в виде списочной численности работников, явочной и среднесписочной численности
Трудоизбыточная конъюнктура на рынке труда, напротив, характеризуется следующими чертами: • относительно низкий уровень занятости по найму определяет значительный потенциальный резерв рабочей силы; • безработица уже не является только следствием организационных издержек, а превращается в масштабную, при этом избыток рабочей силы значительно превышает ее дефицит, который находится на минимальном уровне; • традиционно у занятых есть вероятность потери работы по найму. Факторами саморегуляции рынка труда являются факторы, влияющие на его конъюнктуру: • состояние экономики; • отраслевая структура хозяйства; • уровень развития технической базы; • уровень благосостояния населения; • факторы воспроизводства населения и трудовых ресурсов; • политическая обстановка; • национально-этнический фактор, обуславливающий формирование локальных относительно замкнутых рынков труда; • психологический фактор. 1.4. Государственное регулирование рынка труда Развитой рынок труда предполагает помимо взаимодействия работодателей и наемных работников наличие институциональных структур по защите интересов тех и других (профсоюзы, ассоциации предпринимателей и т. д.), а также государственного посредничества в вопросах социального партнерства.
Особое значение в системе государственного регулирования рынка труда играют виды и формы материальной поддержки безработных. Выплачивая пособие по безработице, государство регулирует масштабы предложения рабочей силы. 30. Государственная политика на рынке труда Государственная политика на рынке труда это совокупность мер прямого и косвенного воздействия на социально-экономическое развитие общества и каждого его члена. Государство на рынке может осуществлять активную и пассивную политику. Активная политика на рынке труда – это совокупность правовых, организационных, экономических мер, проводимых государством с целью регулирования отношений между участниками трудовых отношений. Активная политика направлена на повышение конкурентоспособности человека в борьбе за рыночные места путем обучения, переподготовки, содействия самозанятости, содействия индивидуальной трудовой деятельности, помощи в трудоустройстве, профессионального консультирования и т. д. Согласно этой политике каждый здоровый человек должен самостоятельно зарабатывать средства для обеспечения своей семьи, а государство – лишь посредник, предоставляющий ему возможность занятости
Это подтверждается и официальной статистикой стран с развитой рыночной экономикой. Особенность товара «труд» заключается также в том, что его невозможно хранить, как другие товары. Более того, если работник не продал свои способности и навыки, он не будет иметь дохода, а следовательно, и средств к существованию, которые нужны ему постоянно. А количество этих жизненных средств и их цена на рынке не зависят от того, продал работник свой труд или нет. Эта особенность имеет огромное значение для рыночной экономики в целом. Существенная особенность товара труд заключается также в его полезности после начала использования. Он не уничтожается при использовании, а, напротив, создает или участвует (по теории предельной производительности) в создании благ. Глава II. Основные направления и методы государственного воздействия на рынок труда. 2.1 Государственное регулирование рынка труда и его необходимость в России. Применительно к рыночной экономике идеи экономического либерализма, т.е. политики невмешательства государства в экономику наиболее полно обосновал А. Смит в своем труде «Исследование о природе и причинах богатства».
Для достижения такого состояния имеет большое значение активная позиция государства в отношении регулирования рынка труда, а именно занятости населения. Для регулирования занятости государство может применять следующие механизмы: 1) макроэкономические, основанные на использовании бюджетных, налоговых, кредитных, фискальных и чисто финансовых мер для уменьшения объема безработицы; 2) социальные, заключающиеся в установлении минимальных социальных гарантий жизненного уровня, для того чтобы человек, не имеющей работы, смог найти новую; 3) регулирующие, заключающиеся в искусственном создании рабочих мест, финансировании центров, способствующих трудоустройству населения. Чрезмерный уровень безработицы оказывает негативное влияние на состояние национальной экономики и непосредственно на уровень жизни населения. В связи с чем в этой сфере необходимо формирование активной государственной политики, направленной на формирование развивающегося и устойчивого рынка труда. Для этого должен привлекаться широкий спектр как экономических, так и законодательных рычагов. ЛЕКЦИЯ 6
Сторонники саморегулирования рынка нетерпимо относятся к вмешательству государства. По их мнению, рыночный механизм перерабатывает объем информации, недоступный для любой информационной системы, обеспечивая естественный порядок в экономике общества, рынок не мыслим без ограничения государственной власти. Подлинная революция в вопросе о рыночном саморегулировании связана с именем английского экономиста Дж.М. Кейнса. Его анализ предполагал, что рыночные силы в современных условиях уже не являются эффективным автоматическим механизмом регулирования рынка труда. Поэтому Кейнс отводил государству центральную роль в стабилизации рыночной экономики, обеспечении занятости и устранении безработицы. 5. Государственное регулирование рынка труда. Любой механизм, созданный людьми, стареет, нуждается сначала в текущем ремонте, затем – в капитальном, наконец – в замене другим механизмом. Эта аксиома, которая вполне применима к механизму рыночного саморегулирования в целом, к саморегулированию рынка труда в частности. По мере развития рыночной экономики её механизм саморегулирования стал давать сбой. По мнению Кейнса, настало время, когда рыночные механизмы в значительной мере исчерпали возможности поддерживать свою жизнеспособность, которая отныне должна подпитываться извне.
Государственное регулирование рынка труда осуществляется по 3-м основным направлениям Трудоустройство Стимулирование Незанятого населения образования,гибкого И оказание помощи в рынка труда.Правовое Профподготовке и обеспечение трудовых Преподготовке (биржа отношений Труда) Социальная защита Пострадавших от Безработицы людей В мировом опыте выработаны 2 основных Типа воздействия на уровень занятостиСтимулирование создания Новых рабочих мест и Предложений труда Выплаты всевозможных Пособий безработным Меры по сохранению и Повышению уровня занятости На предприятиях Методы государственного обеспечения Занятости В каких бы формах не выступала государственная политика, направленная на поддержание искусственной низкой безработицы, «полной занятости», она в конечном счете обязательно оборачивается стагфляцией. В результате не удается сохранить ни высокой занятости ни стабильности цен.Этот вывод пожтверждается опытом многих развитых стран, которым пришлось пройти через тяжелые экономические потрясения 30-х г. пережить стагфляцию.
Российский Государственный Университет нефти и газа им. И.М. Губкина Кафедра управления трудом и персоналом КУРСОВАЯ РАБОТА На тему: «Рынок труда и особенности его функционирования в России» Научный руководитель доц. Смирнова Е.А. Выполнил студент гр. ЭН-99-5 Гарипов Э.Н. Москва 2001 План работы: ВВЕДЕНИЕ 3 1. Сущность рынка труда, его типология и структура. 4 1.1 Определение рынка труда. 4 1.2. Типология и структура рынка труда. 5 1.3 Рынок труда и заработная плата. 9 1.4 Особенности товара «труд». 12 2. Необходимость и возможность регулирования рынка труда на современном этапе развития рыночной экономики в России. 13 2.1. Механизм саморегулирования рынка труда. 13 2.2. Государственное регулирование рынка труда и его необходимость в России. 16 2.3. Правовое регулирование рынка труда. 18 2.4. Деятельность профсоюзов. 20 3. Проблемы функционирования рынка труда в переходной экономике современной России 21 3.1.Рынок труда в неформальном секторе. 21 3.2. Динамика безработицы 23 3.3. Несбалансированность рынков труда 27 3.4.Состояние рынка рабочей силы на селе 29 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 31 Библиография 32 ВВЕДЕНИЕ Рынок труда как экономическая категория долгое время рассматривался как явление, присущее лишь капиталистическим странам, а безработица – как следствие господствующих отношений на рынке труда, возникающих в результате многочисленных противоречий между трудом и капиталом.
Поэтому государственное регулирование рынка труда должно быть направлено в первую очередь на создание и сохранение рабочих мест, подготовку и переподготовку рабочей силы. При этом социальная защита населения от безработицы должна стимулировать безработных на поиск работы и трудоустройства. 4. Пути преодоления безработицы в Республике Беларусь В настоящее время в свете трансформации экономической системы в нашей стране сложилась специфическая ситуация, когда традиционные методы мало эффективны или не эффективны вообще. Для уяснения этого рассмотрим традиционные мероприятия на микроуровне: 1) Создание новых рабочих мест параллельно с уже существующими и не используемыми не имеет смысла. Кроме того, у государства и предприятий нет средств, а серьезные иностранные инвестиции в Беларусь в ближайшие годы не предвидятся. 2) Расширение сферы услуг. Ввиду значительного падения уровня жизни спрос на услуги сокращается. Растут лишь услуги госсектора, что является негативным явлением. 3) Дотации на создание рабочих мест, льготы при найме, помощь малому и среднему бизнесу и других мероприятия, требующие расходов из бюджета или сокращения поступлений в бюджет, сейчас тоже практически нереализуемы. 4) Переобучение кадров.
Спрос на рабочую силу со стороны предприятий сокращается более быстрыми темпами, чем ее предложение на рынке труда; - рост продолжительности безработицы указывает на ее застойный характер, опасный с точки зрения социальных последствий, включая потерю квалификации и общую деградацию определенной части населения. III. Регулирование рынка труда. Спад производства, переживаемый экономикой России в период формирования рыночной системы хозяйствования, неизбежно должен сопровождаться обострением использования трудовых ресурсов и увеличением роста безработицы. Предприятия, находящиеся в кризисных условиях, пытаются лавировать, сохраняя свой коллектив путем длительных административных отпусков и использования частичной занятости. Однако тем самым они только формируют скрытую безработицу, масштабы которой возрастают по мере свертывания производства. Для России все более настоятельной необходимостью является целенаправленное и эффективное государственное регулирование рынка труда. Государственное регулирование – это комплекс мер, направленный на то, чтобы максимально сблизить спрос на наемную рабочую силу (со стороны работодателей) и предложение трудоспособного населения.
В число задач этого блока входят минимизация оттока квалифицированных кадров за рубеж, ограничение нежелательных и нелегальных форм иммиграции, содействие занятости зарегистрированных беженцев и вынужденных переселенцев, регулирование доходов, рассматриваемых в данном контексте как цена труда. 3. Политика трудоустройства и социальной поддержки незанятого населения. В число задач данного блока входят организационное развитие Министерства труда и социального развития, в том числе службы занятости и других структур. Основой данного блока является политика Министерства труда и социального развития (службы занятости) на рынке труда. На региональном уровне государственное регулирование рынка труда в основном должно осуществляться в тех же направлениях. Субъектами регулирования в регионах являются соответственно органы законодательной и исполнительной власти. Перечень составных элементов регулирования рынка труда на уровне регионов уже, чем на общегосударственном уровне. Часть названных выше направлений регулирования осуществляется преимущественно властями федерального уровня: такова в основном демографическая политика, многие аспекты внешнеэкономической политики регулируются также на федеральном уровне.
Правовая организация трудоустройства в Российской ФедерацииТрудоустройство выступает в качестве важнейшего способа содействия занятости и относится к мероприятиям по активной политике занятости. В юридической литературе встречаются разные подходы к определению роли трудоустройства. Так, О.М. Медведев отмечает, что трудоустройство является одной из организационно-правовых форм обеспечения занятости. Последние определяются как установленные государством организационные и правовые приемы и средства, которые способствуют гражданам получить возможность трудиться в избранной сфере деятельности согласно призванию, способностям, образованию, выполнять определенную работу на период временной незанятости, а также необходимую профессиональную подготовку для этого.2 Одним из признаков трудоустройства является участие в нем посреднических органов (как государственных, так и негосударственных). В современных условиях, когда проблема безработицы обостряется и, как следствие, возрастает необходимость государственного регулирования рынка труда, трудоустройство направлено, прежде всего, на обеспечение рационального использования трудовых ресурсов также с учетом интересов основных субъектов на рынке труда - работников и работодателей, а также государства.
Министерство образования и науки РФ Кафедра государственного и муниципального управления Курсовой проект По дисциплине: Региональная экономика управления На тему: Проблемы рынка труда и занятости населения (на примере Курской области). Курск 2006 СодержаниеВведение 1. Рынок труда и реализация трудового потенциала в сфере занятости 1.1.Особенность и динамика рынка труда и занятости населения 1.2.Необходимость государственного регулирования рынка труда и занятости населения 1.3. Нормативно-правовые акты и организационные основы политики на рынке труда 2. Анализ рынка труда и занятости населения Курской области 2.1 Состояние рынка труда в Курской области и основные направления его регулирования 2.2 Основные проблемы рынка труда и занятости по Курской области 2.3 Пути решения проблем рынка труда и занятости населения Заключение Список литературы Приложение Введение Проблема рынка труда и занятости населения является одной из главных проблем в регулировании государства Одной из характеристик современного рынка труда является несоответствие между спросом и предложением специалистов.
Это привлекательная сторона рыночного саморегулирования, так как она ярко и образно отражает те свойства рынка, которые генерируют экономический прогресс. Однако такой принцип жизни растительного и животного мира обществом применительно к своей жизни полностью не может быть принят. Государственное регулирование рынка труда и его необходимость в России Применительно к рыночной экономике идеи экономического либерализма, т. е. политики невмешательства государства в экономику, наиболее полно обосновал А. Смит в своем труде «Исследование о природе и причинах богатства». Согласно его трактовке, рыночная система способна к саморегулированию, в основе которого лежит «невидимая рука» — личный интерес, связанный со стремлением к прибыли. Но в работах Дж. М. Кейнса эта теория подверглась критике и значительной модификации. Он оспаривал факт существования в условиях совершенном конкуренции применительно к рынку труда внутренних механизмов приспособления, приводящих к его равновесию в условиях полной занятости. Кейнс, выступая за активное вмешательство государства в трудовые отношения, считал, что только жесткая негибкая заработная плата обеспечивает состояние равновесия национального дохода.
Повышение и поддержание высокой способности экономики и безинфляционной «генерации занятости» в целом составляет задачу экономической политики. II.2 Программа занятости как механизм реализации на рынке труда Государственное регулирование рынка труда осуществляется по трем направлениям: -трудоустройство незанятого населения и оказание помощи по профподготовке (биржи труда); -стимулирование образования гибкого рынка труда; -социальная защита от безработицы. Мировой опыт выработал два основных типа воздействия на уровень занятости: 1.активный (стимулирование создания новых рабочих мест и предложения труда, меры по сохранению и повышению уровня занятости на предприятиях); 2. пассивный (выплата пособий безработным). Большое влияние на рынок труда оказывают государственные социальные программы (помощь малоимущим, пособия по безработице, различные социальные выплаты, пенсионное обеспечение и мн. др). Эти программы содействуют определенной стабилизации социально-экономического положения трудящихся в зонах повышенного рыночного риска, смягчают нестабильность рынка.
В этой связи сторонники рыночного саморегулирования (неоконсерватизма) считают недопустимым глубокое вмешательство государства в экономику. Помощь государства бедным глушит их трудовую активность, порождает социальное иждивенчество и замедляет экономический рост. Налоговый пресс на доходы предпринимателей ограничивает средства на внедрение новых технологий и новшеств, снижает прибыльность производства и способствует оттоку капитала в другие страны. Поэтому вполне естественно углубление неравенства доходов, рост инфляции и безработицы, резервирование рабочих мест. Фактически такой подход к регулированию рынка труда какой-либо страны с рыночной экономикой близок к теории социального дарвинизма, которая распространяет на общество принцип естественного отбора и выживания сильнейшего. Это привлекательная сторона рыночного саморегулирования, т.к. она ярко и образно отражает те свойства рынка, которые генерируют экономический прогресс. Однако такой принцип жизни растительного и животного мира обществом применительно к своей жизни полностью не может быть принят. Поэтому устранение нищеты, бедности и роста неравенства является объективно необходимым фактором для достижения необходимого баланса интересов и социальной стабильности в обществе. 2.2. Государственное регулирование рынка труда Применительно к рыночной экономике идеи экономического либерализма, т.е. политики невмешательства государства в экономику наиболее полно обосновал А.
Забота государства о достижении в стране наиболее полной и эффективной занятости как важной социальной гарантии для экономически активного населения является важнейшим аспектом государственного регулирования рынка труда, механизм формирования которого будет постоянно совершенствоваться применительно к новым условиям развития многоукладной экономики, структурной перестройки производства, формирования эффективной социальной политики. Глоссарий № п п Понятие Содержание 1 Аутплейсмент (Ou placeme ) вид услуги, при которой агентство занимается целенаправленным трудоустройством персонала, увольняемого из компании–заказчика в определенные сроки и на определенных условиях 2 Безработица Ситуация в экономике, когда часть экономически активного на селения не может применить свою рабочую силу. Безработным считается человек, не имеющий работы, но желающий и способный работать. 3 Безработные граждане Трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированные в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищущие работу и готовые приступить к ней. 4 Биржа труда Рынок, созданный для того, чтобы соединить потребности тех, кто ищет работу (предложение труда), и компаний, государственных и других организаций, которым необходимо заполнить свои вакансии (спрос на труд).
Так, в соответствии со ст. 6 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах право на труд включает право каждого человека на получение возможности зарабатывать себе на жизнь трудом, который он свободно выбирает или на который он свободно соглашается. Подобный подход воспринят и современным ТК, ст. 2 которого в числе основных принципов правового регулирования трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений называет защиту от безработицы и содействие в трудоустройстве. Трудоустройство является гарантией осуществления права граждан на защиту от безработицы, права на полную, продуктивную и свободно избранную занятость и иных. В современных условиях, когда проблема безработицы обостряется и, как следствие, возрастает необходимость государственного регулирования рынка труда, трудоустройство направлено прежде всего на обеспечение рационального использования трудовых ресурсов также с учетом интересов основных субъектов на рынке труда - работников и работодателей (потенциальных работников и потенциальных работодателей), а также государства.
![]() | 978 63 62 |