![]() 978 63 62 |
![]() |
Сочинения Доклады Контрольные Рефераты Курсовые Дипломы |
РАСПРОДАЖА |
все разделы | раздел: | Экономика и Финансы |
Региональная политика как слагаемое российского федерализма | ![]() найти еще |
![]() Молочный гриб необходим в каждом доме как источник здоровья и красоты + книга в подарок |
Отличительная особенность индикаторов безопасности – их пороговое значение. Приближение к их предельно допустимой величине свидетельствует о нарастании угроз социально-экономической стабильности общества, а превышение предельных, или пороговых значений – о вступлении общества в зону нестабильности и социальных конфликтов, то есть о реальном подрыве экономической безопасности. Рассмотрим значения некоторых социальных индикаторов по России и Приморскому краю (таблица 31). Таблица 31. Пороговые значения и фактическое состояние социальных индикаторов экономической безопасности в Российской Федерации и Приморскому краю. Представленные в таблице пороговые значения макроэкономических показателей свидетельствуют о том, что ситуация в стране носит чрезвычайный характер, а потому необходима система целенаправленных мер государства для предотвращения социальных катаклизмов. Еще более острой является ситуация в Приморье, что доказывает необходимость осуществление эффективной региональной политики. Состояние региональной безопасности ярко показывает, что реализация задач, направленных на укрепление экономического федерализма, не может носить унифицированный подход к проведению экономических реформ, ориентированных на средние условия
Системная трансформация при падении'' отмечается, что перестройка российской экономики осложнена параллельно разрешаемыми проблемами утверждения принципов федерализма, который все еще сохраняет характер прежней (по крайней мере в области общего бюджета) централизованной распределительной системы. В другой статье ''Когда будут ''Соединенные Штаты России''?'' обсуждается состояние процесса трансформации административно-территориального устройства и предлагается госплановский путь 1921 г. разделения страны на 21 экономический район, который напоминал опыт разделения США на штаты. Т.о., в статьях по реферативному журналу ''География'' рассматриваются практически все темы современной региональной политики России. Часть 2: Анализ публикаций по теме в журналах ''Известия Русского Географического общества'', ''Российский экономический журнал'', ''Российская Федерация'', ''Экономист'' Периодических изданий, специализирующихся только на региональной политике, в российской периодике практически нет. Из наиболее известных изданий такого типа можно назвать журнал ''Регионология'', издающийся в Саранске. В основном же статьи по региональной политике печатаются в таких общегеографических изданиях, как ''Известия РГО'', ''Известия РАН. серия географическая'', ''Вестник Московского Университета'' и т.п. Но часто статьи по данной теме печатаются в изданиях, к географии как таковой отношения не имеющих.
Мифы продолжают жить, и на старой основе оживает государственный патриотизм, который всячески поддерживался на протяжении всей русской и советской истории. Державность, которая была при Петре, все ее атрибуты возрождаются... За ней - постоянная агрессивность и экспансионизм, который берет начало со времен возвышения Москвы. Россия всегда жила завоеваниями, присоединяя к себе новые земли... В истории России не было даже относительно продолжительного периода без войн... Завоевывали или обороняли. И никогда не думали о том, как лучше обустроить эти территории, а только как их больше захватить. Разногласия между центральной властью и регионами и отсутствие региональной политики - все это идет от отсутствия привычки строить отношения на основе взаимного согласия. НЕ ВСЕ ТАК ПЛОХО НАДО помнить, что "русская духовность" - понятие не пустое, несмотря на свою кажущуюся абстрактность. Многие черты российской жизни достойны того, чтобы на них посмотреть повнимательнее, как на наше национальное достояние. Среди главных этих черт можно назвать: сострадание, желание прийти на выручку, солидарность, бескорыстие
Федеративные отношения в РФ регламентируются Конституцией Российской Федерации и устанавливаются соответствующими федеративными договорами по разграничению предметов ведения и полномочий, а также государственная региональная политика регламентируется в настоящее время единым концептуальным документом – “Основными положениями региональной политики в Российской Федерации”, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 03.06.96г. №803. Федеральные органы государственной власти и органы государственной власти субъектов Российской Федерации должны исходить из этого документа при решении задач социально-экономического развития регионов Российской Федерации, повышения действенности экономических реформ, обеспечения роста благосостояния населения, а также развития федерализма и местного самоуправления. В сфере взаимоотношений между центром и регионами основными целями региональной политики в Российской Федерации являются: обеспечение правовых, бюджетно-финансовых, социально- экономических и организационных основ федерализма в Российской Федерации; создание единого экономического, финансового и правового пространства и обеспечение целостности российского государства; приоритетное развитие регионов, имеющих особо важное стратегическое и геополитическое значение для российской государственности, и обеспечение государственной поддержки проблемных регионов и территорий с особыми природно-климатическими, географическими, экономико-финансовыми и национально- культурными условиями; На каждом этапе своего развития региональная политика предусматривает необходимость разработки и реализации системы мер по реализации вышеуказанных направлений.
Российский федерализм как качественно новый этап развития федерализма, утверждающий идею прав народа, открывает также путь реальному и справедливому мировому федерализму как институциональной системе прав народа, исключающей прямое или косвенное деление на классы (в том числе и привилегированное выделение "среднего класса"), привилегированность народов ("золотой миллиард") и сообществ (финансово-экономического, политического и др.). Социально-прикладное значение идеологии российского федерализма выражает принцип субсидиарности. -- принцип основополагающей роли подлинной, берущей исток в правах народа, социально ответственной правой нормы в регулировании общественного, государственного и политико-экономического развития. Принцип субсидиарности преодолевает отчуждение общества и власти, способствует формированию правовых схем, реально связанных с жизнью людей и улучшающих эту жизнь. Результатом регулирования жизни общества и государства посредством правовой системы, основанной на идеологии прав народа, является рациональное распределение ресурсов, властных полномочий и ответственности в деле представительства интересов демократии -- государственных, политических, экономических, национальных, информационных
Сознавая серьезность проблемы, федеральные власти возложили юридическую экспертизу законодательных актов субъектов Федерации на Министерство юстиции. Правда, его заключения носят рекомендательный характер. Субъекты Федерации, ссылаясь на то, что данная функция Минюста неконституционна, нередко игнорируют его рекомендации или изначально не представляют ему свои акты. Кроме Минюста, выявляют нарушения и контролируют законодательство субъектов Федерации Генеральная прокуратура, Главное государственно-правовое управление, Главное контрольное управление Президента РФ и др. По мнению специалистов, их работа недостаточно согласованна и малоэффективна. Указом Президента РФ "Об основных положениях региональной политики в Российской Федерации" от 3 июня 1996 г. № 803 контроль за соответствием Конституции и федеральным законам законодательства субъектов Федерации возложен на общие суды и Конституционный Суд. Аналитики обращают внимание на то, что здесь не хватает существенного звена - специального оперативного органа, который выявлял бы допущенные субъектами Федерации нарушения и обращался в суд, добиваясь восстановления законности.
Оставить в непосредственной компетенции исполкома СНГ остальные вопросы сотрудничества (политические, военные, социально-культурные, гуманитарные). Это позволит более слаженно и оперативно вести работу, не оглядываясь на решение политических и других вопросов. При этом за Межпарламентской Ассамблеей закрепились бы функции отработки правовых основ интеграции, а за совещаниями на высшем уровне - согласование договоренностей по принципиальным вопросам. Особая тема - самостоятельность российских регионов и развитие интеграции в СНГ. Опыт Совета Федерации многократно доказал, что необходимо скоординировать интеграционную и региональную политики. Субъекты Российской Федерации получили значительные полномочия на развитие внешнеэкономической деятельности, и это создает сложности для будущего Союза в силу неопределенности статуса межрегиональных связей в системе международного сотрудничества. С одной стороны, они могут укрепить интеграцию на межрегиональном уровне, а с другой, есть опасность ослабления самой Российской Федерации. Особенно при нынешней асимметрии внутрироссийских федеративных отношений.
Второй параграф «Федеральные и региональные программы восстановления национального образования конца 1990-х годов – начала 2000-х. Институализация регионального образовательного пространства через школьную музейную практику посвящена истории социокультурных перемен в становлении постсоветского национально-регионального образования. В нём показана эволюция системы школьного образования в контексте структурно-содержательных и методико-дидактических изменений в преподавании школьных регионоведческих курсов в переходный период российской истории. В условиях политической и экономической нестабильности, обострения национальных отношений, дефицита духовности, исключительно важной становится стабилизирующая роль школы как гаранта гражданского мира. Современное реформирование региональной политики в Российской Федерации в полной мере отражается в образовательной сфере путем введения регионального компонента в систему преподавания. Изучение регионального компонента содержания образования позволяет успешнее решать задачи гражданского образования и воспитания школьников, заложенных в концепции модернизации образования, формирования у них гражданственности, чувства патриотизма.
Для эффективной концентрации собственности и увеличения темпов капитализации необходим переход от отраслевого планирования к формированию производственно-территориальных образований. Наилучшей формой пространственной организации является сетевая, а поддерживающая ее модель промышленной политики – кластерная политика. На это направлены экономические интересы республики, определяющие приоритеты международного инвестиционного сотрудничества и выбора стратегических партнеров. Заключение Сегодня проблемы развития региональной экономики и конкурентоспособности регионов должны стать одним из важнейших приоритетов развития. Таким образом, понимание проблемы конкурентоспособности регионов и особенностей регионального экономического развития должны в полной мере учитываться при формировании региональной политики. Переход российской экономики от экспортно-сырьевого к инновационному социально-ориентированному типу развития позволит расширить конкурентный потенциал российской экономики за счет наращивания ее сравнительных преимуществ, задействовать новые источники экономического роста и повышения благосостояния.
Часть ингушского населения вынужденного покинуть Пригородный район Северной Осетии не смотря на многочисленные решения и договоры так и не может возвратиться назад. Обострение ситуации в некоторых районах Дагестана (примыкающих к Чечне) в 1999г и проникновение вооруженных формирований из Чечни привело к применению вооруженных сил — здесь сепаратизм перемешался с религиозными проявлениями вахабизма. Попытка отделения части территории от России была пресечена. Как результат — новая военная антитеррорестическая операция российских федеральных силовых ведомств на территории Чечни. Конфликт в 1999г между карачаевцами и черкесами по поводу выборов в Карачаево-Черкесии. Вылился в форме митингов и мирного противостояния сторон. В обстановке наметившегося этнорегионального сепаратизма, даже если бы произошли позитивные изменения в экономике и политической сфере (что само по себе сейчас маловероятно), конфликтность межнациональных отношений автоматически не исчезнет. Она имеет собственную логику происхождения и развития, да и весьма порядочную инерцию (историческая память народов хранит нанесенные обиды). Но эти процессы возможно регулировать с помощью правильной национальной и региональной политики, основанной на идеях: национального центризма и демократического федерализма (обеспечение всем национально- и административно-территориальным единицам подлинного равноправия); преодоления асимметричности нынешнего федеративного устройства.
В данной работе необходимо, прежде всего, подробно остановиться на принципах российского федерализма, а также некотором анализе Конституции РФ и проблемах развития федеративных отношений в РФ. Результат попытки рассмотрения и анализа развития этих отношений может быть довольно спорным и противоречивым, так как невозможно охватить все проблемы, связанными с федеративными отношениями в Российской Федерации.Формы государственного устройства. Рассматривая вопрос о федеративном устройстве Российской Федерации необходимо для начала прояснить суть самого понятия государственного устройства. Под государственным устройством понимается политико-территориальная организация власти, определяющая правовое положение региональных частей государства и их взаимоотношения с центральной властью. Исходя из этого положения можно говорить о том, что государственное устройство является фактором, определяющим меру централизации и децентрализации власти в государстве. В территориально небольших государствах этот вопрос решается сравнительно легко, но в крупных государствах он становится достаточно серьезной проблемой и приобретает политическую окраску.
Такое обеспечение должно носить долговременный, стратегический характер, а нормативные акты быть взаимосвязанными и взаимодополняющими, целевыми и самодостаточными; структурная перестройка организационно-производственной инфрастуктуры региона (в соответствии с требованиями глобализации мировой экономики и интеграции информационных, финансовых и организационных технологий), достаточной для реализации целевых региональных проектов и программ (основу которых составят проекты бюджетообразующих предприятий); оптимизация использования регионального и федерального бюджетов, территориального размещения и развития производительных сил региона, административно-территориального деления региона на уровне районов с учетом наличия ресурсного потенциала, обеспечивающего самостоятельное эффективное развитие; обеспечение экономической и экологической безопасности и соблюдение финансовых интересов субъектов Федерации, эффективного участия организаций региона в реализации политики Правительства Российской Федерации в области структурной перестройки экономики и федеральных целевых программ; повышение уровня социальной защищенности населения; создание эффективной организационной инфраструктуры программы, способной представлять интересы региона в федеральных органах власти, международных инвестиционных институтах, согласовывать (координировать) действия субъектов программ социально-экономического развития, учесть интеграционные процессы; создание эффективного регионального, межрегионального и международного инструментария реализации региональных программ на основе привлечения значительных дополнительных инвестиционных ресурсов в мероприятия программы, региональные проекты; формирование экономической основы местного самоуправления и бюджетного федерализма.
Главная причина утверждения и относительного обособления экономических интересов региона дополняется рядом других обстоятельств, в основе которых лежит политический фактор соединения российского федерализма, обеспечивающего целостность экономического пространства страны, с относительной экономической обособленностью регионов, предполагающую их широкие права во всех сферах, включая экономику. С углублением реформ именно на уровне регионов возникают и накапливаются проблемы социального, экономического и политического характера, которые в рамках каждого из них носят специфический характер. Игнорирование особенностей территорий усиливает их различие в социально-экономическом развитии и уровне жизни населения, противоречия между центром и регионами. Не случайно многие современные исследователи видят причину снижения темпов рыночной трансформации экономики России в её сдерживании именно на региональном и микроэкономическом уровнях. В этой связи справедливым было бы утверждение о том, что формирование экономической политики РФ невозможно без учета экономических интересов каждого из ее субъектов и их согласования.
Оглавление 1. Введение 1.1 Формы государственного устройства стр.2 1.2 Зарождение федеративного строя в России стр.3 2. Современное устройство Российской Федерации 2.1 Состав субъектов Российской Федерации стр.5 2.2 Разграничение компетенций между Российской Федерацией и ее субъектами стр.9 2.3 Малочисленые народы Российской Федерации стр.13 3. Проблемы российского федерализма 3.1 Проблемы, связанные с разграничением компетенций стр.14 3.2 Проблемы целостности Российской Федерации стр.19 Список используемой литературы стр.23 ТЕМА № 6 «ФЕДЕРАТИВНОЕ УСТРОЙСТВО РОССИИ»1. Введение 1.1 Формы государственного устройства Рассматривая вопрос о федеративном устройстве Российской Федерации необходимо для начала прояснить суть самого понятия государственного устройства. Под государственным устройством понимается политико-территориальная организация власти, определяющая правовое положение региональных частей государства и их взаимоотношения с центральной властью. Исходя из этого положения можно говорить о том, что государственное устройство является фактором, определяющим меру централизации и децентрализации власти в государстве.
Научная новизна и практическая значимость исследования состоит в том, что: Поставлена проблема комплексного анализа сложного процесса становления новых федеративных отношений в Российской Федерации на общенациональном (федеральном) и региональном (субъектном) уровнях, исследована степень их воздействия на социально-политическую и этническую обстановку в Российской Федерации. Предпринят анализ исследуемых проблем на основе междисциплинарного подхода, на основе диалектических принципов «целого» и «части» разработана концептуальная модель динамичного развития Российской Федерации в период становления новой российской государственности. Определены тенденции развития федерализма, сформулированы предложения по формированию эффективной национальной и региональной политике Российской Федерации. Обобщен позитивный 15-летнего опыт развития новых федеративных отношений, разработана методология совершенствования основные принципов и механизмов разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти её субъектов.
Время идет, проблемы возникают и решаются, и на современном этапе остаются нерешенными многие проблемы российского федерализма: территориальная неравномерность, различия в темпах и качестве развития федерального и регионального законодательства, что создает конфликтогенный потенциал в едином правовом поле государства; равные в правах субъекты федерации далеко не равны в экономическом отношении, а значит, – остается актуальной проблема обеспечения равных социальных стандартов и уровня жизни населения в различных регионах; несовершенство действующей модели бюджетного федерализма; незавершенность и противоречивость процессов разграничения полномочий по предметам совместного ведения; перспективы института Полномочных представителей Президента РФ в федеральных округах и др. 2.3 Пути решения проблем Первая проблема, пожалуй, наиболее трудно решаема в силу своей объемности. Причем её специфика в том, что из этой первой проблемы вытекают и все проблемы последующие. 13 лет Российская Федерация жила в согласии с идеалами и политико-правовыми устоями, заложенными Конституцией 1993 года.
Ошибки и просчеты при проведении политики в области федерализма, региональный сепаратизм серьезно обострили эту проблему, поставили под угрозу реализацию принципа верховенства закона и, в первую очередь, Конституции Российской Федерации, а также принципа государственной целостности Российской Федерации. Несоответствие законов субъектов Российской Федерации Конституции Российской Федерации и федеральным законам, в том числе вторжение субъектов Российской Федерации в сферу исключительного ведения Российской Федерации, ограничение конституционных прав и свобод граждан, стало весьма распространенным явлением. В ряде случаев, это вызвано экономическими и иными проблемами регионов, несовершенством федерального законодательства. Однако подобные аргументы органов государственной власти субъектов Российской Федерации не могут служить оправданием разрушению единого правового пространства страны и тенденциям децентрализации. Как справедливо отметил Министр юстиции Российской Федерации Ю.Я.Чайка «недостатки регионального законодательства и обусловленные ими коллизии конституционных и региональных норм – вещь далеко не безобидная.
А как их не надо решать, показывают как раз федеративные страны - Пакистан, Камерун, Нигерия и др.1 Считается, что федерализм приносит в жизнь общества атмосферу диалога, открытого обсуждения спорных вопросов и конфликтов, совместного поиска путей к компромиссу. Однако развитие российского федерализма в 1992-1997 годы демонстрирует пока противоположное. Все договоры и соглашения, начиная с Федеративного договора готовились келейно, чисто бюрократическим путем, без свободного, гласного обсуждения, являлись, по существу, сепаратными сделками. Российские политики считают, что федерация обеспечивает разделение властей по вертикали и создает систему противовесов, которая препятствует узурпации власти и диктатуре. Однако никто и ничто, в сущности, не мешает установить в унитарном государстве процедуры разрешения конфликтов между центральными и региональными органами государственной власти в судебном порядке, которые исключают чисто административно-бюрократическое вмешательство "сверху", как, например, в унитарной Франции.
![]() | 978 63 62 |