![]() 978 63 62 |
![]() |
Сочинения Доклады Контрольные Рефераты Курсовые Дипломы |
РАСПРОДАЖА |
все разделы | раздел: | Экономика и Финансы |
Теории человеческого капитала и ведущие направления ее приложения | ![]() найти еще |
![]() Молочный гриб необходим в каждом доме как источник здоровья и красоты + книга в подарок |
Эти комментарии, несомненно, помогают объяснить, почему почти все эмпирические работы о спросе на образование имели дело с США. Тем не менее удивительно, насколько мало внимания фактически уделялось объяснению частного спроса на образование, даже применительно к этой стране. Примерно до 1970 г. в данной области на свет не появилось ничего вразумительного, и даже сейчас тема спроса на образование остается странным образом забытой в том обширном потоке эмпирической литературы, которая использует подход теории человеческого капитала. Теперь перейдем от формального образования к трудовому обучению. Практически с самого начала исследовательская программа человеческого капитала была так же озабочена феноменом обучения рабочей силы, как и феноменом образования. Проведенное Беккером фундаментальное различие между общей и специальной подготовкой породило удивительное предсказание, что за общую подготовку платят сами работники, получая меньшую заработную плату в период обучения (см. выше, главу 9), что вступало в противоречие с более ранним маршаллианским воззрением, согласно которому конкурентный рыночный механизм не дает работодателям адекватных стимулов для предоставления оптимального уровня обучения на рабочем месте
Понятие «человеческий капитал» вошло в научный лексикон сравнительно недавно (в середине 20 в.) вместе с теорией человеческого капитала. Главные направления данной теории были сформулированы виднейшими исследователями: Г. Беккер, У. Боуэн, Т. Шульц и др. В это время, в эпоху научно-технической революции и преобразований в структуре производительных сил, фактором экономического роста становится непосредственно сам работник и его знания и умения. Именно эти факторы определяют качество внедрения инноваций и их разработки. Эффективность использования основных ресурсов все больше зависит от того, насколько работники морально и материально заинтересованы в достижении высоких конечных результатов. Г. Беккер в своей работе «Человеческий капитал» вводит понятие «специального человеческого капитала» - только те навыки, которые представляют интерес для какой-либо одной фирмы, какого-либо одного вида деятельности. О. Тоффлер использует понятие «символического капитала – знания», который в отличие от традиционных форм капитала неисчерпаемо и одновременно доступно бесконечному числу пользователей без ограничений.
Марксистская исследовательская программа, с другой стороны, едва приступила к вопросу о различиях в оплате труда, и, следовательно, фактически не может соревноваться с теорией человеческого капитала на ее поле (см. Blaug M., 1986, ch. 10). Еще хуже то, что она постоянно прибегает к вспомогательным предпосылкам ad hoc для объяснения любого странного результата, что перерастает в тенденцию к бездумному повторению одних и тех же расчетов на новых наборах данных, а это для научноисследовательской программы является типичным признаком деградации. В то же время мы должны воздать ей по справедливости там, где она этого заслуживает. Исследовательская программа человеческого капитала решительно ушла от некоторых своих ранних наивных формулировок и дерзко атаковала некоторые традиционно игнорируемые темы в экономической теории, такие как распределение личного дохода во времени. Более того, она никогда не теряла из виду своей исходной цели показать, что обширный ряд кажущихся несвязанными друг с другом событий в реальном мире является результатом определенной схемы индивидуальных решений, для которых характерно жертвование текущими выгодами ради будущих
Теория человеческого капитала подтверждает наличие позитивной связи между индивидуализацией экономики персонала и эффективностью. Кроме того, она дает определенные рекомендации относительно условий, в которых эта индивидуализация может быть плодотворно использована.» (АНДРЕА КЕЛЛЕР- ПФРУНДЕР “Индивидуализация экономики персонала” «Инвестировать в людей выгодно. Но не в России. Для зарубежных концернов характерна организация специальных центров, ведущих профильную подготовку кадров. В частности, во Франции существуют отраслевые, а в ФРГ — межзаводские центры, которые обычно являются мощными подразделениями корпорации. Программы обучения строятся исходя из запросов предприятий и связаны с процессом структурной' перестройки и технического перевооружения производства.Иногда «кустовые» формирования объединяются в так называемый пул. Считается, что это дешевле и результативнее, чем обращаться к услугам рекрутерских агентств. К примеру, автомобильная корпорация «Форд», французская «Рено» и итальянская «Оливетти» фактически своими силами полностью обеспечивают себя квалифицированными кадрами. . Что касается содержания обучения, то обычно выбираются наиболее приоритетные направления.
Попытка ответить на этот вопрос находилась в центре внимания растущего потока литературы по декомпозиции факторов экономического роста в начале 1960х годов; однако недавние сомнения в отношении понятия агрегированной производственной функции практически подорвали всякий дальнейший интерес к изучению данного вопроса (см. Nelson R.R., 1973; Denison E.F., 1974). В любом случае, оглядываясь назад, кажется сомнительным, что декомпозиция факторов роста, подобная той, которую предложил Денисон, серьезно связана с ключевыми проблемами теории человеческого капитала (Blaug M., 1972, р. 99100). 123 Цитируя слова Беккера: «Традиционная теория домашнего хозяйства является в основном теорией домашнего хозяйства, состоящего из одного члена, и она почти, если не полностью, бесплодна (от полной бесплодности ее спасает важная теорема [sic] об отрицательном наклоне кривых спроса). Напротив, новая теория домашнего хозяйства это теория семьи, состоящей из многих членов с взаимозависимыми функциями полезности, и она сосредоточивается на вопросах координации и взаимодействия между ее членами при принятии решений о заключении брака, заведении детей, разделении труда при определении времени, посвящаемого работе и инвестициям в рыночные и нерыночные навыки, защите членов семьи от рисков, при определении величины трансфертов между поколениями в семье и т.д
Целью данной курсовой работы является показать особенности человеческого капитала, значимость инвестиций в человеческий капитал, а также показать важность оценки человеческого капитала и эффективности вложений в человеческий капитал. В первой главе данной курсовой работы рассматривается сущность человеческого капитала, его виды и особенности, рассматривается понятие инвестиций в человеческий капитал и методы оценки человеческого капитала Во второй главе рассматриваются подходы фирм к формированию человеческого капитала, особенности профессиональной подготовки сотрудников на уровне фирм, проблемы кадров и показатели эффективности инвестиций в человеческий капитал.ГЛАВА 1. СОДЕРЖАНИЕ ПОНЯТИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ 1.1.Понятие человеческого капитала и его виды Теорией человеческого капитала стали заниматься еще в XIX в. Тогда это стало одним из перспективных направлений развития экономической науки. Уже со второй половины ХХ в. она стала основным достижением прежде всего экономики образования и труда. В экономической литературе понятие человеческого капитала рассматривают в широком и в узком смысле. В узком смысле “одной из форм капитала является образование.
Политика помощи безработным является органической частью общей стратегии и это определяет ее основные направления. Особое внимание уделяется, во-первых, длительно безработным, поскольку речь идет о возможной утрате накопленного человеческого капитала (ведущей составляющей национального богатства любой страны), во-вторых, молодежи, так как здесь потенциал приобретения и эффективного использования человеческого капитала может быть не реализован, в-третьих, специалистам- профессионалам как наиболее дорогостоящей и ценной категории работников. Что касается России, то для нее реальную опасность представляет деградация структуры рабочих мест и человеческого потенциала в результате сокращения занятости в отраслях, требующих труда высокого качества, и роста занятости в торговле и посреднической деятельности преимущественно в рамках неформального сектора. Кроме того, происходит нарастание длительной застойной безработицы. Ha данных проблемах и должна сосредоточиться политика занятости. Представляется, что можно заимствовать отдельные меры и программы, используемые в странах с развитой рыночной экономикой.
Соответственно, одной из особенностей переходного периода является повышение эластичности параметров рынка труда к цене труда, а это обозначает необходимость увеличения его гибкости. Рассмотрим теперь некоторые особенности структуризации (сегментации) российского рынка труда. В некоторых исследованиях рынка труда делается акцент на мобильность работников и её направлениях. Так, в российской научной литературе V распространено деление рынка труда на внешний (перемещение рабочий силы между предприятиями) и внутренний (внутрифирменное движение кадров). Отметим, что в работах зарубежных специалистов по управлению персоналом концепция “внутреннего рынка труда” стоит достаточно близко к теории “человеческого капитала”. В этих концепциях содержится много продуктивных идей - о полезности периодического внутрифирменного перемещения работников по горизонтали (что позволяет разнообразить труд) и по вертикали, об экономичной целесообразности затрат на образование, переподготовку работников предприятия, их духовное совершенствование и отдых, о конкуренции, сотрудничестве во внутрифирменных отношениях, об опыте “пожизненного найма” и сохранении квалифицированных кадров в периоды временного спада экономической конъюнктуры, о методах стимулирования трудовой мотивации и производительности.
Начиная с 1950 годов зарубежными учеными в рамках данного направления были разработаны многофакторные модели спроса и предложения на рынке труда, учитывающие влияние на решения участников трудовых отношений налогов, социальной помощи, условий труда, трудовой мобильности и дискримина-ции, профсоюзов; исследовались проблемы соотношения инфляции и безработицы. В 1960 годы была создана теория человеческого капитала (её основоположники – Г. Беккер, Дж. Минсер и Т. Шульц), исследовавшая новые аспекты экономики труда, связанные с качеством рабочей силы. Став в последствии очень популярной, эта теория получила продолжение и развитие в работах многих современных зарубежных и отечественных экономистов. Серьезный вклад в исследование рынка труда внёс институционализм. Это направление экономической науки возникло в самом конце 19 века. Его начало связывают с выходом книги Т. Веблена «Теория праздного класса». Т. Веблен полагал что сущность любого экономического института составляют усвоенные широкими слоями населения системы ценностей, устойчивые совокупности социальных норм и стандартов поведения, установки и схемы мировосприятия. Дж. Коммонс, исследуя экономические институты, особую роль отводил понятию сделки, которую он понимал как взаимосвязь и несовпадение интересов, разрешаемое путём установления соглашения, выгодного всем участникам сделки.
Так сторонники трудовой теории стоимости считают заработную плату частью стоимости, созданной производительным трудом работника. К Маркс называл ее превращенной формой стоимости или иены товара - рабочей силы. Основой заработной платы является стоимость средств существования работника и членов его семьи. Представители неоклассического направления полагали, что в основе заработной платы лежат, во-первых, предельная производительность труда различных работников, что определяет размер заработной платы каждого из них и спрос на его рабочую силу, во-вторых, издержки производства и воспроизводства рабочей силы, что обуславливает ее предложение. Через складывающееся соотношение между спросом и предложением устанавливается размер заработной платы . Согласно теории трех факторов производства одним из них является труд, участвующих в создании нового продукта, он должен приносить вознаграждения в виде заработной платы, которая выступает как доход собственника этого фактора производства. Во второй половине XX в. разработана теория человеческого капитала, под которым понимаются вложения средств и усилий для приобретения человеком способности к труду.
Интенсивный тип экономического роста, напротив, характеризуется тем, что расширение производства обеспечивается за счет качественного совершенствования прямых факторов роста: применения прогрессивных технологий, использования рабочей силы, имеющей большую квалификацию и более высокую производительность труда, и т.д. В этом случае темпы роста реальных объемов производства будут превышать темпы изменения реальных совокупных издержек. В соответствии с выделением типов экономического роста прямые факторы роста разделяются на две основные группы: экстенсивные и интенсивные. Данное деление представлено на рис.1 В настоящее время принято отнесение экономического роста к тому или иному типу в зависимости от удельного веса прироста реального ВНП (ЧНП), обусловленного интенсивными факторами роста. В действительности экстенсивный или интенсивные типы экономического роста в чистом виде не существуют. Глава 2. Человеческий капитал. 2.1. Понятие человеческого капитала. Теорией человеческого капитала стали заниматься еще в XIX в. Тогда это стало одним из перспективных направлений развития экономической науки. Уже со второй половины ХХ в. она стала основным достижением прежде всего экономики образования и труда.
Образование оказывает влияние на все виды деятельности человека.Окончив школу одни поступают в институт,другие в техникум,третьи не поступают никуда.Это являет собой опрнделённый фильтр в выборе дальнейшей профессии человека,хотя не редки случаи,когда окончив институт человеа идёт работать продавцом мороженого,особенно в нашей стране.Но тем не менее функция фильтрующего устройства образованием не утрачивается.Хэрн писал,что образование-разумный способ распределения людей в соответствии с их достоинствами. Ещё одной разновидностью функционализма является теория "человеческого капитала". Согласно этой теории образование не является чем-то немедленно потребляемым,скорее это капиталовложение в будущее человека.Как и все капиталовложения,в будущем оно приносит прибыль.В этой теории утверждается,что все усилия,затраченные в прошлом,будут вознаграждены в будущем.Вполне естественно,что вознагражденис соответствуют капиталовложениям.Это оправдывает неравенство между людьми,так как они затратили неравные средства на подготовку к разным видам деятельности.
Как и образование, географическая миграция рабочих влечет за собой издержки в настоящем, чтобы получить выгоду в будущем от повышения рыночной стоимости их трудовых услуг. Короче говоря, нанимаемые рабочие воплощают в себе будущий поток трудовых услуг. Согласно теории человеческого капитала, производительность труда и соответственно рыночная стоимость трудовых услуг ( заработная плата) определяются в значительной степени тем, сколько отдельный человек, его или ее семья и наниматель считают необходимым инвестировать в образование и обучение, здравоохранение и размещение рабочих мест. Может показаться странным или даже бессмысленным проведение такого же анализа инвестиций в рабочих, как и анализ решения о покупке станка. Но фактически оба решения очень схожи. Текущая покупка станка ( реальный капитал) приведет к увеличению в будущем потока дополнительного чистого дохода в течение определенного срока службы станка. Потенциальные инвесторы могут заранее учесть этот поток дохода в течение срока службы станка, сравнить его с себестоимостью станка и определить размер дохода от инвестиций.
Концепция «человеческого капитала» Тахир Юсупович Базаров, МГУ им. М.В. Ломоносова Работники становятся капиталистами не от размывания собственности на корпоративные активы (акции), как утверждает молва, а от приобретения знаний и навыков, имеющих экономическую стоимость. Т. Шульц, лауреат Нобелевской премии Можно сказать, что последние полтора-два десятилетия управленческой науки прошли под двумя знаменами: инновации и человеческие ресурсы. Это время можно охарактеризовать усложнением внешней организационной среды, резким возрастанием темпов ее изменения и ужесточением конкуренции на мировых рынках. Все это потребовало поиска скрытых резервов и новых путей повышения эффективности. Именно человеческий ресурс или человеческий потенциал стал организационным ресурсом, скрывающим наибольшие резервы для повышения эффективности функционирования современной организации. «Человеческий фактор» стал рассматриваться как объект инвестиций не менее, а, быть может, и более важный, чем заводы, оборудование, технологии и т. п . 1. Теория человеческого капитала К тому ж они так непорочны, «Так величавы, так умны, Так благочестия полны, Так осмотрительны, так точны,. А.С. Пушкин. Евгений Онегин В последние годы стало общим мнением, что эффективность развития экономики современных государств в огромной степени зависит от того, сколько средств оно вкладывает в своих людей.
Улучшению сложившейся ситуации будут способствовать следующие меры: Для повышения качества подготовки кадров целесообразно улучшить отбор поступающих в аспирантуру, сделать его более строгим (лучше меньше, да лучше) Вероятно, 3 года для подготовки диссертации – чрезмерный срок, расслабляющий аспирантов. Целесообразно сократить период учёбы в очной аспирантуре до 1,5 – 2 лет и одновременно интенсифицировать учебный процесс. Следует выбирать темы диссертационных работ так, чтобы они составляли часть плановых работ кафедр, отделов, лабораторий вузов. Аспирантам должна предоставляться возможность полноправно участвовать в преподавательской деятельности Аспиранты должны получать получать приоритетное право на пользование лабораторным оборудованием, вычислительной техникой и т.д. Необходимо сделать аспирантуру более доступной (в материальном плане) для действительно одаренных людей. И в последней главе своего доклада мне хотелось бы с экономической точки зрения разобрать проблему ДПО. А целесообразно ли ли оно и, если да, то насколько? Теория человеческого капитала. Образование оказывает влияние на все виды деятельности человека.
По три балла получили США, Япония, Германия и многие другие промышленно развитые государства. Что же касается России, то ее жизнеспособность лишь 1.4 балла - уровень, ниже которого может начаться необратимая деградация. 3. Национальной безопасности России непосредственно угрожает финансовая политика в отношении социальной сферы вообще и образования в особенности. По данным Всемирного банка доля расходов на образование в валовом внутреннем продукте составляла в СССР в 1970 г. - 7 %, России в 1994 г. - 3.4 %, т.е. сократилась более чем в два раза. Причем, если в 80-х г.г. сокращение было медленным и постепенным, то в 90-х г.г. оно приобрело обвальный характер. Для сравнения, доля расходов на образование в США, Франции, Великобритании колеблется в пределах от 5.3 до 5.5 % (табл. 1 и 2, рис. 1). Важность образования в экономике страны особенно подчеркнута в теории человеческого капитала Т.В.Шульца, Нобелевского лауреата 1980 года, согласно которой ресурсы, затраченные на образование , являются вложением в человеческий капитал.
В течение десятилетий в Советском Союзе шли два основных потока миграции: из сельской местности в города и из давно освоенных регионов в Сибирь и другие районы нового освоения (в основном, на Север и на Дальний Восток). В начале 90-х годов проявились новые тенденции, связанные с распадом СССР, – потоки беженцев и вынужденных переселенцев идут в Россию из бывших союзных республик, а внутри России – с европейского севера, Сибири и Дальнего Востока в южные и западные районы России. Большие масштабы приняла и эмиграция из России в развитые страны, например, в Германию, Израиль, США и т.п. Среди концепций, объясняющих миграционное поведение на микроуровне, широкое распространение получила теория человеческого капитала, ставшая основой различных подходов в моделировании территориальной подвижности населения и рабочей силы. В соответствии с этой концепцией, решение о перемещении мигранта основано на рациональном сравнении имеющегося уровня жизни с возможным его изменением в районе предполагаемого вселения и оценке ожидаемой выгоды от такого перемещения.
Фирмы понимали, что дорогое высокопроизводительное оборудование должно управляться высококвалифицированными людьми, тогда оно будет давать наибольшую отдачу. Под человеческим капиталом понимаются знания, навыки и особенности человека, содействующие росту его производительной силы. Данная концепция развивалась в русле классической школы, т.е. школы факторов пр-ва. Еще Смит отмечал важность приобретения знаний для общества и считал, что расходы на образование должно покрывать государство и сами предприниматели. Большое внимание теории «человеческого капитала» уделял А. Маршал: Считал, что рыночная эк-ка для образования ничего не дает. Рынок – отрицательный инструмент для образования. Состоятельные семьи должны вести образование своих детей за свой счет. Нации, закаленные в войнах и тяжелом труде должны развивать свой интеллект. Большое значение в развитии способностей детей играют матери и окружение детства. Литература и музыка способствуют развитию интеллекта. В настоящее время концепция "человеческого капитала" разрабатывается в русле определения влияния на заработную плату параметров образования, производственного опыта, личных способностей.
![]() | 978 63 62 |