![]() 978 63 62 |
![]() |
Сочинения Доклады Контрольные Рефераты Курсовые Дипломы |
РАСПРОДАЖА |
все разделы | раздел: | Экономика и Финансы |
Экономическая теория: предмет, методы и этапы развития | ![]() найти еще |
![]() Молочный гриб необходим в каждом доме как источник здоровья и красоты + книга в подарок |
И партаппарат столь же тупо этому процессу не мешал, поскольку представители этого течения по тексту своих работ (или в предисловиях) аккуратно цитировали классиков марксизма-ленинизма и материалы очередных съездов КПСС и пленумов ЦК. Естественно, что попытки интерпретировать в духе истолкования марксизма партаппаратомметоды, предназначенные для решения разного рода задач в «той системе», неизбежно вели к выводу: «Тут надо всю систему менять» [11]. В результате десятилетий [12] развития экономической науки в таких условиях, те, кто мог бы к началу перестройки создать и распространить в обществе адекватные жизни СССР социально-экономические теории и методы решения задач управления многоукладной экономикой социалистического государства в процессе строительства социализма и коммунизма как общества свободных людей либо подавлялись корпоративной дисциплиной КПСС, либо оставляли экономическую науку и уходили в иные сферы деятельности. Ну а антикоммунисты и аполитичные (как бы социально-безидейные) интеллектуалы-«объективисты», некритично осваивая достижения западной экономической науки, набирали силы и количественно размножились к началу 1980-х гг. настолько, что составили социальную базу формирования нового поколения класса государственных чиновников и консультантов по вопросам экономики
ТЕМА 01. Предмет и метод экономической теории Учебные цели 1. Пять, что изучает экономическая теория. 2. Изучить методы экономического анализа. 3. Выяснить различия между нормативной и позитивной экономикой. 4. Уяснить, чем отличается микроэкономика от макроэкономики и почему они связаны друг с другом. 5. Раскрыть содержание таких понятий, как принципы, законы, модели. 6. Вывить характер возможных связей и зависимостей между различными макроэкономическими целями развития. 7. Обратить внимание на логические ошибки, возможные в научном анализе при обращении фактов и познании явлений. 1. Конспект лекции План 1. Разитие предмета экономической теории. 2. Метод экономической теории 1.1 Развитие предмета экономической теории 1. Экономия — наука о воспитании достойных граждан В развитии предмета экономической теории можно выделить три этапа: экономия, политическая экономия, экономикс. Экономия и хрематистика. Экономическая теория первоначально возникла в античном обществе как экономия — наука о домоводстве, домашнем хозяйстве. Ее целью было воспитание достойных граждан.
Такой путь полностью соответствует и теории Маркса. Она была разработана под влиянием идей Дарвина об эволюционном развитии живых существ последовательными этапами от амебы к человеку. Соответственно марксизм говорит о последовательно сменяющих одна другую социально-экономических формациях как закономерных этапах развития человеческого общества. Мы отмечали, что Ленин уже в своей ранней работе "Что делать?" выступил с ревизией марксистского подхода к историческому процессу, когда он связал возможность и перспективу революции в России не с уровнем развития производительных сил страны, а с действенностью "организации профессиональных революционеров". Постарался напустить туману в Марксову теорию и "второй отец" номенклатуры – Сталин. На VI съезде партии летом 1917 года он заявил: "Не исключена возможность, что именно Россия явится страной, пролагающей путь к социализму,- и добавил по адресу теории Маркса:- Надо откинуть отжившее представление о том, что только Европа может указать нам путь. Существует марксизм догматический и марксизм творческий
Развитие представлений о предмете и методе психологии. Современные представления о предмете психологии ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗНАНИЯ (1) ДОПАРАДИГМАЛЬНЫЙ (донаучный) Психологические знания в форме житейских представлений Психологические знания в рамках философии По мнению ряда философов психологическое знание не может претендовать на статус научного. Первые теории, выдвигавшиеся для объяснения поведения людей, привлекали для этого факторы, внешние по отношению к человеку. Душа как предмет психологии признавалась всеми исследователями до начала XVIII века, до того, как сложились основные представления, а затем и первая система психологии современного типа. Душа считалась причиной всех процессов в теле, включая и собственно Апраксия – сложное нарушение целенаправленности действий, вызываемое нарушением мозговых структур (лобных долей) Наиболее типичное проявление слабоволия – лень – стремление человека отказаться от преодоления трудностей, устойчивое нежелание совершать волевое усилие. Положительные качества воли: мужество, настойчивость, решительность, самостоятельность, самообладание.
Но по мере обострения классовой борьбы между буржуазией и пролетариатом идеологическое острие в официальной науке все более обращалось против рабочего класса, против социализма. «Школа Сэя» восхваляла предпринимателя-капиталиста, проповедовала гармонию классовых интересов, выступала против рабочего движения. В экономической политике ее главным принципом было laissez faire. Критика апологетических взглядов Сэя, согласно которым прибыль капиталиста порождается капиталом без всякой эксплуатации рабочих, имела важнейшее значение для выработки теории прибавочной стоимости Маркса. С именем Сэя связана постановка в буржуазной политэкономии такой важной проблемы, как механизм реализации общественного продукта. И в этой области критика Сэя, отрицавшего закономерность кризисов перепроизводства, сыграла заметную роль в развитии экономического учения марксизма. В специальных областях экономической науки во Франции, как и в Англии, отмечался значительный прогресс. В исторической перспективе особое значение имела попытка Курно применить в экономической теории математические методы анализа
Лекция 1 (Вводная) Тема: Введение в микроэкономику Учебная цель лекции: изложить основные особенности объекта, являющегося предметом изучения микроэкономики, получение ответа на вопросы: 1) Что изучает микроэкономика? 2) Для чего нужны экономические знания? 3) С помощью чего экономика изучает свой объект?; оказать содействие: развитию у студентов экономического мышления; формированию самостоятельности при решении экономических задач. Учебные вопросы и распределение времени лекции: План лекции Время, мин. Введение 5 1.1. Область микроэкономического анализа 30 1.2. Методы анализа 25 1.3. Логическая структура курса 25 Выводы и ответы на вопросы 5 Всего времени 90 Учебная литература к лекции: Наименование источника ВНУ БИГ Стр. Базилевич В., Лук английский экономист, профессор политической экономии Кембриджского университета (1885-1908), основатель Кембриджской школы в экономической теории. Идеи Маршалла определяли развитие экономической науки вплоть до 40-х гг. XX в.
Одну из доминирующих позиций в мировой экономике занимают США. Роль прогнозирования в США Прогнозирование в США считается одной из важнейших форм регулирования экономики. Подчеркивая важность прогнозирования, американский экономист О.Моргенштерн отмечал, что экономическая теория во всех ее видах в конечном итоге предназначена для построения прогнозов. На современном этапе большое внимание уделяется обеспечению надежного прогнозирования, позволяющего лучше видеть перспективу и принимать обоснованные решения. В связи с этим в США прогнозирование ассимилировало последние достижения экономической теории, математических методов и электронно-вычислительной техники. В области прогнозирования работают десятки тысяч профессионалов. Прогнозные разработки выполняют государственные подразделения различного уровня, исследовательские организации, коммерческие прогнозные фирмы, частные промышленные, банковские и торговые корпорации. Прогнозируются экономика на мировом уровне, развитие отдельных стран и групп стран, экономика США в целом, ее отрасли и регионы, штаты, округа, городские районы, отдельные фирмы, товарные рынки.
С их именами в первую очередь связано создание и развитие принципиально нового подхода к решению вопроса о стоимости – теории предельной полезности. Этот новый подход получил название «маржиналистской революции» (margi al – в пер. с англ. – предельный). Суть маржиналистской революции заключалась в следующем. Во-первых, в теорию стоимости был внесен новый принцип оценки благ – на основе их субъективной полезности для конкретного потребителя. Во-вторых, был использован принцип предельности, что заключалось в переходе от анализа совокупных средних величин к анализу предельных, т.е. дополнительных величин. В- третьих, переход к анализу последовательных изменений предельных величин открыл дорогу применению в экономической теории математических методов и способствовал прогрессу экономического анализа. Предшественником нового субъективного направления в теории стоимости, а также родоначальником широкого применения математических методов в экономической теории был О.Курно (1801-1877), автор книги «Исследования математических принципов в теории богатства» (1838).
Вывод: Результатом применения экономического исследования является выработка научных гипотез, то есть предложение о закономерностях поведения изучаемого объекта. Если выдвинутая гипотеза на практике подтверждается проверкой, то она называется принципом или теорией.2. История становления и развития экономической теории. Современные экономические теории и перспектива их развития.Экономическая наука прошла длительный путь своего развития. Зарождение элементов экономических знаний произошло ещё в 5-9-веках нашей эры. В древнем Китае, Индии, Греции и было представлено как эпизодические высказывания о различных формах и способах хозяйственной деятельности. К настоящему времени экономическая наука представлена различными школами и направлениями, которые объединены задачей изучения экономической жизни общества, но по разному представляют предмет этого исследования.Ксенофонт (древнегреческий философ 430-350 век до нашей эры) – он дал название науки “ ОЙКОС “ – дом, хозяйство, “ НОМОС “ – закон. Закон ведения домашнего хозяйства. Аристотель (384-322 век до нашей эры) – противопостояние экономики, хрематистике, то есть предметом хрематистике было объявлено умение наживать состояние, делать деньги.
Именно здесь реализуется его потребительная стоимость. Как писал Маркс, платье становится действительно платьем лишь тогда, когда его носят. Потр-ие бывает 2 видов: производственное потребление – сжигание угля в паровом двигателе, - и личное потр-ие, в процессе которого пища, одежда, жильё, предметы культурно-бытового назначения используются человеком для удовлетворения своих потребностей. Предмет экономической теории Предмет экономической теории – это такая наука, в которой та или иная концепция всегда вызывает противоположенные взгляды. Предмет этой науки – экономические отношения, т. е. отношения между людьми и социальными группами, которые складываются в производстве, распределении, обмене и потреблении благ. Это историческая наука. Она сформировалась в период становления капитализма. По мере развития капитализма накапливались знания о путях повышения эффективности хозяйственной деятельности, о рациональных способах организации и ведения хозяйства. В процессе развития этих представлений менялся и предмет политической экономии. Теперь экономическую теорию стали понимать, как науку о богатстве.
смотреть на рефераты похожие на "Шпора к экзамену" Вопрос 1 Предмет и метод экономической теории. Предметом экономической теории является анализ рыночного хозяйства. Однако это слишком общее определение. Уточнить его можно, обратив внимание на понятие редкости (ограниченности ресурсов) и проблему выбора, который должны осуществлять люди, сталкиваясь с отмеченной выше ограниченностью ресурсов. Экономическая теория изучает экономическое поведение людей. Экономика — это наука, которая изучает поведение человека с точки зрения отношений между его целями и ограниченными средствами, допускающими альтернативное использование а также Минимизация затрат и максимизация выгоды. Наиболее характерными функциями экономической теории являются: познавательная функция; методологическая функция; практическая функция, целью которой является формулировка экономических проблем и путей их решения как теоретической основы экономической политики. Функция — это переменные величины, зависящие от других переменных величин. Экономическая теория использует широкий спектр методов научного познания. Важнейшим из них является метод научной абстракции.
Российская Федерация состоит из республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов - равноправных субъектов Российской Федерации. Республика (государство) имеет свою конституцию и законодательство. Край, область, город федерального значения, автономная область, автономный округ имеет свой устав и законодательство. Федеративное устройство Российской Федерации основано на ее государственной целостности, единстве системы государственной власти, разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, равноправии и самоопределении народов в Российской Федерации. Во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти все субъекты Российской Федерации между собой равноправны. [«Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993), статья 5, части 1] 1. Экономическое районирование на разных этапах развития России. Сущность экономического районирования Наиболее ранними работами в области районирования страны били труды Х.А. Чеботарева «Географическое методическое описание Российской империи» (1776 г.), который выделял северные, южные, восточные и западные губернии Российской империи, взяв в основу этого деления их географическое положение. К концу XVIII в. Относится также работа С.И. Плещеева «Обозрение Российской империи » (1786 г.), содержащая описание трех полос России – северной, средней и полуденной. В XIX в. Процесс районирования России продолжался, что вызывалось потребностями нарождающегося капитализма.
Появившиеся новые методы исследования расширяют возможности науки. Кроме того, институционализм является попыткой теоретического изучения процессов, происходящих преимущественно в наиболее развитых странах, которые осуществляют переход к новой экономической системе и к новому общественному устройству, где рыночная экономика постепенно сдает свои позиции. Подводя итог данному параграфу, можно отметить, что к началу XXI в. в экономической теории сложились и получили развитие две основных парадигмы, различающиеся по времени их появления, уровню развития, актуальности и методам исследования: классическая и постклассическая. Продолжатели классической (либеральной) теории – неоклассики (маржиналисты) благодаря развитию классических методов исследования и появлению маржинального анализа создали стройную теорию рыночного хозяйства на микроуровне. Монетаристы, также основываясь на классической парадигме, разработали теорию макроуровня. На основе дальнейшего развития парадигмы меркантилистов об активном государственном вмешательстве в экономическую жизнь, но переместившей объект исследования с мировой торговли на внутреннее государственное регулирование, возникла кейнсианская, а позже неокейсианская теория.
Предмет и методы микроэкономики Микроэкономика является одной из двух составных частей современной экономической теории. Предмет ее исследования — процесс рыночного ценообразования и его роль в национальном хозяйстве. Специфика микроэкономического подхода состоит в том, что анализ национальной экономики начинается с наблюдения за поведением отдельных экономических субъектов, взаимодействие которых в ходе достижения своих целей образует общественное хозяйство. Основным методом экономического анализа является моделирование изучаемых процессов. Поведение отдельных экономических субъектов описывается посредством оптимизационных моделей, а результаты их совокупного взаимодействия — с помощью равновесных моделей. По степени полноты охвата изучаемых взаимосвязей выделяют модели частичного и общего равновесия, по продолжительности наблюдения за процессами — статические, сравнительной статики и динамические. Полное представление о механизме ценообразования и его роли в национальном хозяйстве можно получить только на основе моделей общего экономического равновесия.
СодержаниеВведение 1. Основные макроэкономические показатели 2. Показатели запасов и показатели экономической конъюнктуры 3. Роль макроэкономических показателей 4. Динамика основных макроэкономических показателей в России 5. Методы регулирования макроэкономических показателей Заключение Список используемой литературы Введение Развитие человеческого общества на протяжении всей истории характеризовалось различными видами экономических взаимоотношений. Для регулирования этих отношений и понимания их природы совершенствовалось и научное обоснование происходящих экономических процессов. На различных этапах развития экономической науки существовали различные критерии определения богатства государства. Постепенно экономика сформировалась как вполне точная наука, требовавшая четких взаимоувязанных определений сущности экономических процессов. Как и всякая наука, экономика оперирует множеством показателей, как на уровне предприятия, так и на уровне государства в целом. Применение математических методов анализа экономических процессов позволило определить ряд фундаментальных показателей, характеризующих экономическое состояние любого государства.
Федеральное агентство по образованию РФ Северо-Восточного государственного университета Кафедра экономики и финансов КУРСОВАЯ РАБОТА по экономической теории на тему: Этапы становления экономической мысли Выполнил: студентка группы БУА-71 Зайцева Юлия Олеговна 074396 Проверил: О. В. Акулич к.э.н., доцент Магадан 2008 СодержаниеВведение Глава 1. Основные этапы развития экономической науки 1.1 Экономические учения эпохи до рыночной экономики 1.2 Экономические учения эпохи нерегулируемой рыночной экономики 1.3 Экономические учения эпохи регулируемой рыночной экономики Глава 2. Становление экономических учений в эпоху до рыночной экономики 2.1 Экономическая мысль цивилизаций Древнего Востока 2.2 Экономическая мысль в Древней Греции и Древнем Риме 2.2.1 Древняя Греция 2.2.2 Древний Рим 2.3 Экономическая мысль средневековья 2.4 Эпоха меркантилизма как переходный период от феодализма к капитализму 2.5 Становление российской экономической мысли Глава 3. Экономические учения эпохи нерегулируемой рыночной экономики 3.1 Экономическое учение физиократов 3.1.1 Ф. Кенэ — основоположник школы физиократов 3.1.2 Теоремы и реформы А. Тюрго 3.2 Английская классическая школа 3.2.1 Классическая экономическая теория — истоки.
Именно в это время получили широкую известность идеи предельного анализа, эпизодически возникавшие, но не востребованные экономистами в предшествующие десятилетия. «Маржиналистская революция», как её впоследствии назвали, изменила облик экономической теории, её метод и даже предмет. Взаимосвязанные предпосылки рационального (максимизирующего) поведения и равновесной (оптимальной для участников) ситуации дали возможность применить в экономической науке математические методы анализа. Первоначально использованный в теории ценности аппарат предельных величин вскоре распространился на другие области и позволил экономистам, изучающим различные проблемы, найти «общий язык». В разных версиях – австрийской, лозанской, англо-американской – маржинализм имел свои особенности, впоследствии обогатившие микроэкономическую теорию. Так возникли лозанская теория общего равновесия, австрийская трактовка проблем неопределенности. Примерами распространения маржиналистского метода с теории ценностей на другие области являются теория благосостояния и теория распределения дохода, а примером проблемы, плохо поддающейся маржиналистскому равновесному подходу, служит теория предпринимательства и прибыли.
Таким образом, социально-экономическая доктрина в исламе сформировалась в ранний период и отражала социально-экономические условия именно этого этапа развития феодализма на Ближнем Востоке. В последующие столетия практическое применение канонизированных норм «экономического поведения» нередко выходило за рамки теории, однако сама социально-экономическая доктрина оставалась неизменной. В ходе завоеваний, в особенности за пределами Аравийского полуострова, арабы-мусульмане столкнулись с новыми для них формами хозяйственной деятельности, которые также требовали определенного осмысления и интерпретации. Потребности бурно развивавшейся торговли делали необходимой регламентацию взаимоотношений не только между самими торговцами, но и между ними и государством. В рамках государственного регулирования экономики особое место занимала строго разработанная налоговая система. Наиболее стройное изложение исламской социально-экономической доктрины можно найти у средневековых правоведов, а также историков и других светских авторов.
![]() | 978 63 62 |