![]() 978 63 62 |
![]() |
Сочинения Доклады Контрольные Рефераты Курсовые Дипломы |
РАСПРОДАЖА |
все разделы | раздел: | Экономика и Финансы |
Экономический кризис в России | ![]() найти еще |
![]() Молочный гриб необходим в каждом доме как источник здоровья и красоты + книга в подарок |
Российский социолог Ю. В. Яковец в отношении прогноза Питирима Сорокина о сдвиге творческого лидерства с Запада на Восток пишет следующее: «Россия стоит, пожалуй, перед одной из самых трагических альтернатив за свою тысячелетнюю историю: распада некогда великой локальной цивилизации и превращения в „этнографический человеческий материал“ для других, более активных и агрессивных цивилизаций, — или возрождения на базе нового социокультурного строя, наследственный потенциал для которого еще не исчерпан». И все же в целом Россия преодолела самый критический момент, и теперь следует ожидать поворота в сторону возрождения, так как наблюдаемая общая картина «суперорганического мира» России включает процессы «фильтрации» как западного культурного наследия, так и «советско-российского», причем происходит накапливание позитивных элементов того и другого. Хотя, конечно, сейчас нельзя еще говорить о том, что опасность миновала, и что в случае очередного экономического кризиса Россия не откатится назад. Также необходимо отметить, что силы положительной религиозной и моральной поляризации в российском обществе постепенно усиливаются: возросло число искренне верующих, прорастают, пока слабые, ростки нового движения в сторону толерантности, воспитания доброты, возрождения нравственности
Большая часть территории России испытывает нагрузку от выпадения свинца, превышающую критическую для нормального функционирования экосистемы. В десятках городов отмечается превышение концентраций свинца в воздухе и почве выше величин, соответствующих ПДК. Наибольший уровень загрязнения воздуха свинцом, превышающий ПДК, отмечался в городах Комсомольск-на-Амуре, Тобольск, Тюмень, Карабаш, Владимир, Владивосток. Максимальные нагрузки выпадения свинца, ведущие к деградации наземных экосистем, наблюдаются в Московской, Владимирской, Нижегородской, Рязанской, Тульской, Ростовской и Ленинградской областях. Стационарные источники ответственны за сброс более 50 тонн свинца в виде различных соединений в водные объекты. При этом 7 аккумуляторных заводов сбрасывают ежегодно 35 тонн свинца через канализационную систему. Анализ распределения сбросов свинца в водные объекты на территории России показывает, что по этому виду нагрузки лидируют Ленинградская, Ярославская, Пермская, Самарская, Пензенская и Орловская области. В стране необходимы срочные меры по снижению свинцового загрязнения, однако пока экономический кризис России затмевает экологические проблемы.
Глобализация должна была, по идее, приносить открытость и интеграцию, а наши общества неуклонно становятся все более закрытыми, более охраняемыми, требующими все больше секьюрити и военных для сохранения несправедливого статус-кво. Глобализация должна была, по идее, создавать новую систему равенства между народами. Мы сходились вместе и соглашались жить по одним и тем же правилам во всяком случае, так было сказано. Но теперь очевиднее, чем когда-либо, что большие игроки по-прежнему устанавливают правила и проводят их в жизнь, часто навязывая их всем, кроме себя, будь то сельскохозяйственные или сталеплавильные субсидии или импортные пошлины. Такого неравенства и асимметрии, всегда бурлящих ниже поверхности, теперь избежать невозможно. Многие страны, прошедшие или проходящие через экономический кризис Россия, Таиланд, Индонезия и Аргентина, чтобы не перечислять слишком много, были бы рады крайним мерам правительственного вмешательства, какие были предприняты недавно для спасения экономики США, вместо суровой экономии, какую предписывает МВФ
В условиях тоталитарного режима, в социалистической экономике, явление инфляции не «замечалось». Считалось, что поскольку количество денег в обра-щении устанавливается планомерно в соответствии с потребностями розничного товарооборота, то инфляция не может возникнуть. При этом не учитывалось, что инфляция может носить скрытый характер, проявляющийся в товарном дефиците. Именно эта причина – сокращение объема производства – обострила в 1990 г. инфляционные процессы. Особенностью экономического кризиса России явилось то, что он не сопровождался падением доходов предприятий и населения, что усу-губило инфляцию. Для западной экономики формула «инфляция – рост цен» оказалась неприем-лемой, потому что «там» инфляция означает рост цен при сохранении баланса спроса и предложения. Для Запада главное – цены и их общий уровень. В России понятие инфляции также связано с ценами, но уже в другом ракурсе: деньги у населения есть, а купить нечего, что явилось результатом либерализации цен. Понятие инфляции в России имеет собственное свойство и не укладывается в рам- ки классического представления. Понятие инфляционной ситуации, когда эффективный спрос превышает предложение товаров и услуг распространяется не только на потребительский рынок, но и на рынок изделий производственно – технического назначения.
Ее вес в федеральном бюджете составил 16,4 % на 1998 г. В абсолютных цифрах перспективы поддержания военной мощи России еще более сомнительны. В 1992 г. Россия унаследовала около 60 % советского ВВП, составлявшего примерно 50–60 % американского. С тех пор национальный доход России уменьшился на 50 %, и в настоящее время находится на уровне 8–9 % американского (последний стабильно возрастал). Общий ВВП России составляет около 600 млрд. долл. (по коммерческому обменному курсу), в результате беспрецедентного экономического кризиса Россия в 1997 г. передвинулась на 16-е (!) место в мире, отстав не только от Большой Семерки, но и от таких стран, как Индия, Бразилия, Индонезия, Мексика, Южная Корея. Расходы ее федерального бюджета — около 93 млрд., а расходы на оборону на 1998 г. запланированы в размере 14 млрд. долл. (82 млрд. деноминированных рублей). [8] Таким образом, с середины 80-х годов советские/российские оборонные расходы снизились более чем в 10 раз (в постоянных ценах), и в настоящее время составляют не более 10 % оборонного бюджета США, с поправкой на коэффициент покупательной способности рубля в оборонном секторе
Большая часть территории России испытывает нагрузку от выпадения свинца, превышающую критическую для нормального функционирования экосистемы. В десятках городов отмечается превышение концентраций свинца в воздухе и почве выше величин, соответствующих ПДК. Наибольший уровень загрязнения воздуха свинцом, превышающий ПДК, отмечался в городах Комсомольск-на-Амуре, Тобольск, Тюмень, Карабаш, Владимир, Владивосток. Максимальные нагрузки выпадения свинца, ведущие к деградации наземных экосистем, наблюдаются в Московской, Владимирской, Нижегородской, Рязанской, Тульской, Ростовской, Ленинградской областях. Стационарные источники ответственны за сброс более 50 тонн свинца в виде различных соединений в водные объекты. При этом 7 аккумуляторных заводов сбрасывают ежегодно 35 тонн свинца через канализационную систему. Анализ распределения сбросов свинца в водные объекты на территории России показывает, что по этому виду нагрузки лидируют Ленинградская, Ярославская, Пермская, Самарская, Пензенская и Орловская области. В стране необходимы срочные меры по снижению свинцового загрязнения, однако пока экономический кризис России затмевает экологические проблемы.
В современном региональном развитии проявляются черты общего экономического кризиса России, усиливающаяся дезинтеграция экономического пространства и различные стартовые условия отдельных регионов при их вхождении в рынок. В особенно трудных условиях находятся сейчас регионы с высокой концентрацией стагнирующих и конверсируемых отраслей, незавершенных инвестиционных программ; регионы, зависимые от поставок сырья, продовольства, а ток же регионы с критической экологической обстановкой, в которых необходимы закрытие ряда экологически вредных производств и осуществление мер по социальной защите населения. К таким регионам относятся ряд областей Урала, Сибири, Дальнего Востока, Центра. Отрицательное влияние на изменение геополитической обстановки в России оказали процесс распада СССР и образование новых независимых государств к государственным границам выходят сейчас почти все экономические районы России, за исключением Волго-Вятского. Это требует передислокации вооруженных сил, защиты границ, защиты местного рынка, а следовательно огромных капиталовложений, что отрицательно сказывается на социально- экономическом положении регионов.
Более того, в отличие от новых индустриальных стран и таких крупных развивающихся стран, как Бразилия, Индия и тем более Китай, Россия пока не сумела пробиться на широкий мировой рынок, занять собственные надежные ниши по поставкам готовой, а не сырьевой промышленной и сельскохозяйственной продукции. Россия остается также и страной не доведенных до конца реформ. Большинство неудач в сфере российской экономики и ее реформирования было обусловлено слабостью институтов власти, отсутствием необходимой политической воли к созданию истинно эффективной рыночной экономики и формированию демократического строя. Недостаточный профессионализм, неграмотность и неопределенность в принятии решений, бездеятельность, а порой и прямой саботаж при их выполнении на разных уровнях государственной власти, слияние последней с финансовой и частнопредпринимательской средой превратились в обычное явление в системе нынешнего управления в России. Все это не может не сказаться самым негативным образом на характере развития нашей экономики. 2.3 СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ РОССИИ НА МИРОВОМ РЫНКЕ В УСЛОВИЯХ ЭКОНОМИЧЕСКОГО КРИЗИСА«Россия по размерам ВВП к 2020 году войдет в пятерку крупнейших экономик мира» — в ходе своего выступления в ноябре 2009 г. на ХI Санкт-Петербургском экономическом форуме заявил первый вице-премьер РФ Сергей Иванов.
Угли Мгачинского, Лесогорского, Углегорского, Лопатинского месторождений обогащаются мокрым методом. Почти во всех регионах Дальнего Востока имеются угли, пригодные для коксования и химической переработки с возможностью получения широкой гаммы продуктов, пока не производимых в регионе. Некоторые месторождения, кроме того, перспективны для извлечения из углей редкоземельных элементов, в первую очередь германия (Чульмиканское, Бикинское, Павловское, Шкотовское и др.) С 1970 по 1990 г. добыча угля выросла на 60,5%. Среднегодовые темпы прироста в отрасли в этот период составляли 2,5%. Максимальный объем добычи - 57,2 млн. т. - был достигнут в 1988 г., после чего в угольной промышленности Дальнего Востока начался резкий спад. За период с 1990 по 1998 г. добыча снизилась более чем в полтора раза, что связано с общим экономическим кризисом в стране и закрытием многих нерентабельных шахт. В целом темпы сокращения добычи угля в регионе были ниже, чем в среднем по России (за исключением Магаданской области, где наблюдалось трехкратное падение).
Тем не менее, любой из вариантов «Восточного российского хода» делает зону БАМа исключительно привлекательной для инвестиций, в том числе и внешних, поскольку дает мощный импульс развития странам АТЭС.Русский Север Особое геополитическое положение, огромный ресурсный потенциал и планетарное экологическое значение Арктики делают ее регионом особых стратегических интересов ведущих арктических стран мира в XXI веке. Арктика, занимающая огромную территорию в 21,3 млн. кв. км, является средоточием важнейших глобальных проблем современности, в первую очередь минерально-сырьевой и топливно-энергетической. Северный Ледовитый океан и прибрежные территории являются крупнейшим нефтегазоносным бассейном. На российскую Арктику приходится более 200 млрд. тонн прогнозных запасов углеводородного сырья. Северный Ледовитый океан и аэробассейн над ним уникальное коммуникационное пространство, способное связать практически все экономически наиболее развитые и динамичные регионы Земли Территория арктической зоны России по различным оценкам составляет от 2,5 до 3,3 млн. кв. км. Здесь постоянно проживает менее 2 млн. чел., причем за годы экономического кризиса местное население сократилось примерно на 15%.
Глубокий экономический кризис, охвативший Россию, не обошел и отрасли топливно-энергетического комплекса, особенно нефтяную промышленность. Это выразилось, прежде всего, в ускоряющемся сокращении объемов добычи нефти начиная с 1989 года. При этом только на месторождениях Тюменской области - основного нефтедобывающего региона - добыча нефти снизилась с 394 млн. тонн в 1988 году до 307 млн. тонн в 1991 году. Нынешнее состояние нефтяной промышленности России характеризуется сокращением объемов прироста промышленных запасов нефти, снижением качества и темпов их ввода; сокращение объемов разведочного и эксплуатационного бурения и увеличением количества бездействующих скважин; повсеместном переходе на механизированный способ добычи при резком сокращении фонтанизирующих скважин; отсутствием сколь либо значительного резерва крупных месторождений; необходимостью вовлечения в промышленную эксплуатацию месторождений; расположенных в не обустроенных и труднодоступных районах; прогрессирующим техническим и технологическим отставанием отрасли; недостаточным вниманием к вопросам социального развития и экологии. Глава 2. Размещение основных нефтяных баз России На территории Российской Федерации находятся три крупных нефтяные базы: Западно-Сибирская, Волго-Уральская и Тимано-Печорская.
Как показывает мировой опыт, в кризисные периоды часто возникает соблазн централизовать экономическую и политическую власти. Действительно, в условиях унитарной бюджетной системы центральное правительство, видимо, имело бы меньше ограничений в проведении жесткой политики финансовой стабилизации. Однако в современных условиях России усиление централизации бюджетно-налоговой системы затруднено. Рассмотрим развитие бюджетно-налогового федерализма в РФ. Начало в конце 1991 г. экономических и политических реформ послужило толчком трансформации отношений между различными уровнями бюджетной системы Российской Федерации. Принятые бывшим Верховным Советом РСФСР законы «Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР» и «Об основах налоговой системы в РСФСР» при всех их недостатках внесли в правовое пространство России основополагающие принципы бюджетного федерализма. Однако в условиях острого политического и экономического кризиса начального этапа переходного периода эволюция межбюджетных взаимоотношений вышла за рамки законодательного регулирования и происходила в значительной степени стихийно, под влиянием политической конъюнктуры, конфликтов и компромиссов между федеральными и региональными политическими властями и элитами.
Рост процентной ставки влечет за собой снижение капитализированной стоимости, сокращение частных капиталовложений, в результате последующие поколения могут унаследовать экономику с уменьшенным производственным потенциалом и всеми вытекающими отсюда отрицательными последствиями.Глава 2. Российская практика.Проблема бюджетного дефицита в России. Долгие годы Россия сталкивалась с проблемой бюджетного дефицита. Однако, после кризиса 1998-ого года в российской экономике начался ощутимый подъем, благодаря чему эта проблема постепенно исчезает. Рассмотрим основные причины этих явлений. Основные причины значительного бюджетного дефицита, проявившегося в условиях перехода к рыночной экономике в России — это низкая эффективность . производства, значительные социальные расходы, невнесение налогов в бюджет, нерациональность структуры бюджетных расходов, неэффективные бюджеты; механизмы, а также разрыв хозяйственных связей в связи с распадом бывшего единого союзного государства. Ростом своих экономических показателей Россия обязана благоприятной для нее конъюнктуре на мировом рынке нефти, а такие показатели, как "бегство капитала" (перевод капитала из развивающихся стран в развитые страны с целью избежать его экспроприации) и уровень инвестиций остаются крайне низкими.
Оно объединяет федеративное государство, его народы, его граждан.В настоящее время судьба бюджетного федерализма в России зависит не столько от той или иной его модели, сколько от способности государства как единого целого преодолеть разрушительный экономический кризис, спад производства, осуществить переход в масштабах страны к иной рыночной стратегии финансовой стабилизации. Нельзя допустить ситуации, когда развитие бюджетного федерализма само превратится в фактор усиления экономического и политического кризиса: еще более ослабит федеральный бюджет, вместо борьбы за оздоровление реального сектора экономики активизирует борьбу за дележ федеральных налогов, приведет к кризису общероссийского рынка ценных бумаг из-за конкуренции федеральных и региональных государственных облигаций, заблокирует усилия центра в проведении единой эмиссионной, кредитной и процентной политики и политики сокращения бюджетного дефицита. Бюджетный федерализм необходимо все более осознанно сближать с общей макроэкономической политикой рыночных реформ. Решение проблем бюджетного федерализма в конечном итоге позволит стабилизировать российскую государственность, повысить управляемость и объективность нашей рыночной экономической системы.
Не менее пристального внимания заслуживают отношения между Йеменом и Россией в военной сфере. Начиная с 1990 г., их можно разделить на два этапа: этап практически полного прекращения этих отношений и этап восстановления и ускоренного развития связей в этой области. Первый этап охватывает период с 1990 по 1997 г. В это время отношения между Российской Федерацией и Йеменом переживали период охлаждения, а иногда даже вовсе прерывались. Причиной этого были события, происходившие в Йемене и России: Йемен не мог в этот период оплатить ни одну сделку вследствие крушения экономики, в то время как задолженность Йемена России, оцениваемая в 80 % от общей суммы долга в 6,7 миллиардов долларов, не давала России права заключать со страной контракты на поставку вооружений. Все это происходило в тени удушающего экономического кризиса в России, который стал причиной остановки нескольких военных заводов. В этот период можно говорить о предельном сокращении сотрудничества в военной сфере, которое на тот момент ограничивалось приездом в Йемен время от времени русских специалистов, которые должны были осуществлять ремонт ранее поставленной техники и обучение йеменских военных.
Именно в этот период – последнее десятилетие XIX – начале XX в. – сложилась система российского «национального капитализма» со своими специфическими чертами. В соответствии с изменениями в экономике в России шла интенсивная разработка экономической теории, ориентированной на национально-исторические и психологические особенности русского человека – предпринимателя и труженика. 1.3. Реформы 20-х гг. XX в. НЭП. Определение НЭПа. НЭП – это комплекс социально-экономических мер, направленный на упрочение власти большевиков с помощью восстановления рыночных отношений и обеспечения союза с крестьянством. В марте 1921 г. на X съезде ВКП (б) В.И. Ленин объявил о смене экономической политики в стране. Политика «военного коммунизма» не смогла стабилизировать ситуацию в стране, а лишь вызвала очередной экономический кризис. Положение в государстве было сложное: зрело недовольство проводимым экономическим и политическим курсом, выливавшееся в восстания (к примеру, выступление матросов в Кронштадте). Продовольственная разверстка лежала тяжелым бременем на крестьянстве, экономические отношения города и деревни не наладились. Все это создавало угрозу советской власти.
И за неимением политической власти у буржуазии было самым опасным, т. к. пролетариат в то время был самым революционно настроенным классом. ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РОССИИ В 1905—1909 гг. Революция 1905 года и Русско-японская война оказали неблагоприятное воздействие на экономическую сферу страны. В борьбе с революцией владельцы предприятий не редко шли на свёртывание производства и локауты. Следует отметить что в ходе войны, с одной стороны, военные заказы способствовали развитию отраслей промышленности, связанных с производством боеприпасов, но с другой стороны, постоянные затраты на ведение войны привели к ухудшению финансовой системы страны и дефициту государственного бюджета. В результате этого, после кратковременного оживления экономической жизни в 1907 г., начался новый экономический кризис. По сути, начиная с кризиса 1900—1903 гг. российская экономика находилась в состоянии застоя. Но уже начинают проявляться новые тенденции в российской промышленности. После кризиса 1900—1903 гг. российская промышленность становится более восприимчива к техническим нововведениям в производстве, для более устойчивого положения на рынке и лучшего обеспечения сбыта продукции предприятия начинают объединяться в монополии.
Это вызвало гиперинфляцию в странах СНГ, экономический кризис и распад единого экономического пространства. В целях сохранения экономических связей 24 сентября 1993 года девять бывших республик подписали договор об экономическом союзе, предусматривающий углубление интеграции, формирования зоны свободной торговли. Но договор этот остался во многом на бумаге. Российское руководство установило экономические границы, выставило таможенные посты. Делалось это для того, чтобы оградить российские предприятия от конкуренции товаров «ближнего зарубежья». Но в результате Россия понесла большие политические потери. Она потеряла свободный выход к рынкам Европы и Центральной Азии и вынуждена была платить за транзит своих товаров через территории государств СНГ. Сокращение товарооборота со странами СНГ привело и к переориентации их экономик на сотрудничество с другими партнерами. Сейчас на долю стран СНГ приходится лишь 25% внешнеторгового оборота России. Важной проблемой для России стала проблема беженцев. В результате распада СССР за пределами России оказалось более 25 млн. русских. Страны Балтии открыто взяли курс на вытеснение русских, проводя политику на правительственном уровне.
![]() | 978 63 62 |