![]() 978 63 62 |
![]() |
Сочинения Доклады Контрольные Рефераты Курсовые Дипломы |
РАСПРОДАЖА |
все разделы | раздел: | Экономика и Финансы |
Экономическое мышление в условиях социально-ориентированной рыночной экономики | ![]() найти еще |
![]() Молочный гриб необходим в каждом доме как источник здоровья и красоты + книга в подарок |
Поэтому здравоохранение занимает исключительное место в социально ориентированной рыночной экономике,[14] и предлагается признать здравоохранение по аналогии с агропромышленным, топливно-энергетическим, военно-промышленным медико-производственным комплексом.[15] В таких условиях управление здравоохранением является управлением обособленным отраслевым хозяйством, а здравоохранение признается, прежде всего, отраслью, более того отраслью экономики, и еще того более отраслью социальной сферы экономики.[16] Подводя итог исследованию различных позиций в отношении понятия «здравоохранение», можно заключить, что здравоохранение как объект государственного управления и регулирования представляет собой как деятельность государства, так и систему социально-экономических, медико-санитарных мероприятий, осуществляемых организациями здравоохранения, направленных на обеспечение высокого уровня здоровья граждан путем выявления, предупреждения и лечения болезней; оказание качественной и высокотехнологичной медицинской помощи всем нуждающимся в ней гражданам, а также обеспечение доступности получения такой помощи
В условиях социально ориентированной рыночной экономики основными принципами являются динамичность, системность, стабильность, адаптивность, гибкость, рациональность (оптимальность), оперативность, ответственность, достоверность, эффективность и др. Наряду с ними, в современных условиях перехода к экономическим методам регулирования и саморегулирования все большее значение приобретает принцип децентрализованного управления предприятиями и организациями, который является производным от других принципов и вытекает из свойств экономической системы. Децентрализация управления проявляется в отсутствии устанавливаемого центром государственного плана, подлежащего обязательному выполнению, не допускается вмешательство государства в оперативно-хозяйственную деятельность организаций. В условиях децентрализованного управления права государственного аппарата ограничены и не дают ему возможности командовать деятельностью предприятий и организаций. Помимо ограничения прав центрального аппарата важным является делегирование планово-управленческих функций субъектам хозяйствования, предоставление им значительного уровня самостоятельности в определении своих действий, принятии хозяйственных решений.
Ярошенко к разновидности «тектологии», порицает его по существу за это же самое за отрицание роли производственных, экономических : о том, что в политэкономических теориях речь идёт всегда о взаимоотношениях людей, с их нравственностью и этикой, безправополушарно "мыслящие" "интеллектуалы" всегда забывают; именно в результате такого рода явного или неявного вынесения нравственности людей и праведности Бога [385] за пределы рассмотрения вместо политэкономии и социологии в целом, обусловленных нравственно явно, получается однобокая и тощая технология и механическая организация производства и потребления, в наиболее откровенной форме выражающаяся во фразе: Сколько этих скотов надо и сколько этим скотам надо, чтобы у нас было всего вдоволь? Но эта же античеловеческая суть нравов и этики социологов, экономистов, публичных и закулисных политиков может прикрываться вследствие явной глупости или лицемерного цинизма вполне благообразными рассуждениями о «правах человека», «социально ориентированной рыночной экономике»,
Актуальность данной темы заключается в том, что в стране еще не достаточно полно на практике отражаются те социальные гарантии, о которых говорит Конституция. Важными задачами, которые обычно ставятся перед исполнителями при разработке соответствующей концепции, программы, мероприятия, является сохранение и развитие высокоэффективной структуры экономики, достаточного уровня доходов и социальной защищенности населения, поддержание имеющихся и налаживание новых многообразных экономических связей в масштабах региона, государства и с внешним миром. Целью данной работы является исследование теоретических и практических аспектов управления социальным развитием региона (на примере Республики Марий Эл). Задачами исследования явились: определение сущности, цели и задачи социальным управлением региона; конкретизация параметров, условий и региональных особенностей социально-экономической сферы; изучение особенности социального развития в условиях социально-ориентированной рыночной экономики; анализ форм и методов управления, оценка их результативности - определение недостатков и факторов, сдерживающих реализацию управленческого потенциала местных органов власти; анализ управления социальным развитием Республики Марий Эл; определение путей, разработка предложений и мероприятий по улучшению механизма деятельности местных органов и эффективности управления социальными процессами.
Исторический опыт показывает, что оптимальной экономической основой современного государства может служить социально ориентированная рыночная экономика, опирающаяся на многообразие форм собственности (смешанная экономика), которые на равных должны конкурировать друг с другом и доказывать свои преимущества. Социальную основу государства составляют те слои, классы и группы общества, которые в нем заинтересованы, активно его поддерживают. Государство в своей деятельности как раз на них и опирается. Значит, от широты социальной базы государства, активности общества при его поддержке зависят устойчивость, сила и мощь государства, способность решать встающие перед ним задачи. Государство, имеющее узкую социальную основу, социально неустойчиво, обычно опирается на насилие, обман. В подобном государстве возможны различные, в частности верхушечные, перевороты. Любому государству, любой государственной власти необходимы поддержка общества, вера народа в их могущество и справедливость. Престиж государственной власти основан на доверии к ней широких слоев населения
ВВЕДЕНИЕ Внешнеэкономическая деятельность Узбекистана Узбекистан как суверенное государство активно ведет работу по формированию открытой экономики. Основой построения экономики открытого типа является широкое участие страны в мирохозяйственных связях, международном разделении труда. Последовательно осуществляя меры по углублению экономических реформ, формированию социально ориентированной рыночной экономики, Узбекистан исходит из того неоспоримого факта, что рыночная экономика — это свободная экономика, она носит открытый характер, ей чужды изолированность и замкнутость. В связи с этим будущее нашей экономики видится в интеграции ее с мировым хозяйством. Не случайно одним из важных шагов правового обеспечения подлинного суверенитета республики стало конституционное закрепление Узбекистана как самостоятельного субъекта международных отношений, определяющего внешнюю политику в своих интересах, имеющего право вступать в международные организации, системы коллективной безопасности, межгосударственные образования.
Экономика Узбекистана ВВЕДЕНИЕ Внешнеэкономическая деятельность Узбекистана Узбекистан как суверенное государство активно ведет работу по формированию открытой экономики. Основой построения экономики открытого типа является широкое участие страны в мирохозяйственных связях, международном разделении труда. Последовательно осуществляя меры по углублению экономических реформ, формированию социально ориентированной рыночной экономики, Узбекистан исходит из того неоспоримого факта, что рыночная экономика — это свободная экономика, она носит открытый характер, ей чужды изолированность и замкнутость. В связи с этим будущее нашей экономики видится в интеграции ее с мировым хозяйством. Не случайно одним из важных шагов правового обеспечения подлинного суверенитета республики стало конституционное закрепление Узбекистана как самостоятельного субъекта международных отношений, определяющего внешнюю политику в своих интересах, имеющего право вступать в международные организации, системы коллективной безопасности, межгосударственные образования.
Под эффективной занятостью в условиях социально ориентированной рыночной экономики понимают такую занятость населения, которая обеспечивает достойный доход, здоровье, рост образовательного и профессионального уровня каждого члена общества на основе роста общественной производительности труда. Для измерения эффективной занятости существует система показателей: 1. Уровень занятости населения профессиональным трудом – можно определить как частное от деления занятых профессиональным трудом на общую численность населения; 2. Уровень занятости трудоспособного населения в общественном хозяйстве – рассчитывается аналогично первому показателю, т.е. как процентное отношение численности населения, занятого профессиональным трудом, к численности всего трудоспособного населения; 3. Пропорции распределения трудовых ресурсов общества по сферам общественно полезной деятельности; 4. Рациональная структура распределения работающих по отраслям и секторам экономики. Рациональная занятость представляет собой пропорции распределения трудового потенциала по видам занятий, отраслям, секторам экономики. 5. Связан с оптимизацией профессионально – квалификационной структуры работающих.
В число основополагающих и первоочередных мер для этого целесообразно предусмотреть: 1. Поэтапное, в течение 2-3 лет, повышение минимальной заработной платы до уровня прожиточного минимума, с тем, чтобы ее уровень приблизился к 40% средней заработной платы. 2. Пересмотр и расширение Элементы системы социального обеспечения в условиях социально ориентированной рыночной экономики – на примере Федеративной Республики Германии. Кельн, 2008, с. 8-27. Элементы системы социального обеспечения в условиях социально ориентированной рыночной экономики – на примере Федеративной Республики Германии / Общество теории и практики страхования, Кельн, 2009. С. 85. U i ed a io s Developme Program, Huma Developme Repo 2001, Oxford, .Y., 2001, able12, P.182. ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Страховые взносы работодателей на страхование от несчастных случаев и профзаболеваний (0,2 – 8,5% к ФОТ) ЕСН (26,9% к ФОТ) Социальное страхование работников (3,2% к ФОТ) Пенсионное страхование работников (20% к ФОТ) Медицинское страхование работников (2,8% к ФОТ) 6% 14% 0,8% 2,0% Федеральный бюджет Бюджеты субъектов федерации (платежи за неработающее население) Фонд социального страхования Пенсионный фонд РФ Федеральный фонд ОМС Территориальные Фонды ОМС страхование от несчастных случаев на производстве оплата временной нетрудоспособности оздоровление застрахованных и членов их семей социальная пенсия базовая часть пенсии страховая и накопительная части пенсии оплата медицинской помощи по базовой программе ОМС для работающего и неработающего населения ПРИЛОЖЕНИЕ 2 Рис. 1 Изменение совокупных ставок взносов работодателей и работников на обязательное социальное страхование в России в 1991-2005 г.г. Рис. 2 Динамика изменения коэффициента замещения (отношения средней пенсии к средней заработной плате)
Российская модель социально ориентированной рыночной экономики предполагает: - обеспечение приоритета социальных факторов роста: образования, науки, здравоохранения, культуры в целом; - социальную поддержку экономически активного населения;- формирование рынка с минимальными социальными рисками; - социальную защиту малообеспеченных слоев населения; - дальнейший рост социального потенциала. Между экономическими и социальными компонентами развития должно поддерживаться динамичное равновесие. С одной стороны, оно предполагает равнозначность социальных и экономических факторов в модели, основанной на их синтезе и сбалансированности. С другой - в силу сложившихся обстоятельств и особенностей формирования дальнейшее развитие социальных факторов должно носить в целом опережающий характер (что не исключает в отдельные периоды приоритета экономических факторов) Социальная база рыночных реформ и проблемы ее расширения Понятие социальной базы реформ. Необходимая социальная база, которая могла бы обеспечить успех реформ в России, сегодня практически отсутствует. В этих условиях основной задачей становится выявление и мобилизация факторов, которые укрепляют социальную базу реформ и способствуют, ускорению экономической трансформации.
Социальная политика не может рассматриваться как исключительно экономическая проблема. Экономическая же наука в качестве предмета своего исследования в сфере социальной политики сосредотачивается на экономических механизмах её реализации. В условиях рыночной экономики к таковым относятся прежде всего механизмы формирования доходов и поддержание занятости населения. Заключение Перемены в жизни общества, вызываемые ускорением научно-технического и социального прогресса, ведут к возрастанию роли человеческого фактора трудовой деятельности и значения личностных качеств работников. Это обстоятельство на всех уровнях, включая и организации, усиливает потребность в регулировании социальных процессов, в грамотном, действительно научном управлении социальным развитием. В настоящее время социальные службы действуют в условиях перехода от планового, чрезмерно централизованного хозяйствования к социально ориентированной рыночной экономике. Их структура определяется, с одной стороны, размерами и особенностями организации, а с другой – сложностью решения как производственно-экономических, так и социальных задач.
Таким образом, цель приватизации, как фундаментального элемента реформы в «переходной» экономике заключалась в обеспечении условий для нормального функционирования будущей рыночной системы. Именно в ходе процессов трансформации отношений собственности в масштабах страны возможно формирование новых мотиваций хозяйствующих субъектов и предпосылок для рационального изменения структуры производства как базовых условий повышения эффективности производства и роста национального дохода. При этом важную роль при достижении целей приватизации играла программа Российского правительства, определявшая очередность практических шагов приватизации: . преодоление монополии государства и создание условий гражданского общества и социально ориентированной рыночной экономики. Для этого нужны реальные субъекты рыночных отношений, которые смогут доказать свою жизнеспособность лишь эффективным ведением хозяйства на основе заинтересованности и ответственности; . преодоление бесхозяйственности, убыточности, дефицитов, в том числе и дефицита бюджета как одного из основных источников инфляции; . стимулирование инициативы собственников как источника самодвижения, саморазвития экономики; . изменение роли государства, ибо государство перестает быть монопольным собственником, но сохраняется как один из собственников; при этом государство берет на себя функции регулирования рынка в основном экономическими методами.На основании всего вышеизложенного можно сказать, что при участии государства в процессе приватизации структура собственности, в конечном итоге, смогла приобрести следующий вид: государственные предприятия, частный бизнес, народные предприятия, акционерные корпорации с преобладанием государственного капитала, акционерные негосударственные предприятия.
Да и в Конституции Российской Федерации (ст. 27, глава 2) закреплено: "Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. РФ - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.". В дальнейшем, думается, будет набирать силу процесс ослабления ограничений, имеющих место в нашем обществе, снижения "местного" патриотизма, развития социально ориентированной рыночной экономики - и все это приведет к росту индивидуальных запросов, которые становятся выражением вкуса отдельного человека, а не отражением экономического положения или принадлежности к определенно му классу. Другими словами, государство уже не будет жестко регулировать поведение индивидуума, а перейдет к более позитивному механизму поддержки развития ФКиС. Кстати говоря, степень государственного вмешательства в экономику неодинакова в разных странах с рыночным хозяйством. Так, в Норвегии, Германии и Голландии государство намного активнее влияет на экономические процессы, чем, например, в США.
Как видим, ставки и в этом случае достаточно высоки, но следует учитывать, его они отражают только подоходный налог как таковой, но обязательные выплаты, которые "облегчают' доходы до нетто-доходов, т.е. включают в себя платежи на социальное, медицинское и пенсионное страхование. Действительно, если мы посмотрим новые поступления в разрезе «чистых налогов» сов на соцстрах, то Голландия оказывается среди лидеров по доли налоговых поступлений в других экономически развитых стран именно благодаря исключительно высокому уровню по (48,2%) при достаточно низком уровне (27,7%). Экономическую систему Нидерландов справедливо будет охарактеризовать как социально ориентированную рыночную экономику. Это означает, что государство берет на себя ряд таких функций, в иных моделях реализуются частным секторам прежде всего функции социальных гарантий, охранение, образование, пенсионное обслуживание, пособия по безработице, а также поддержание и развитие инфраструктурных отраслей, таких как, порт и связь. Иными словами, государство как главный финансист этих программ обеспечивая равные для всех возможностей потребление социально значимых благ. Высокий уровень налогов в стране означает тяжелые условия для экономической эффективности.
В этих отношениях превалирует торговая направленность. И. Второй уровень представляет мировое хозяйство как целостную систему с однородным социально-экономическим строем и единым мирохозяйственным пространством: технологическим, экономическим (ядром которого является производственно-инвестиционное пространство), правовым, социально-культурным. Развиваясь на базе мирохозяйственного разделения труда, единое мирохозяйственное пространство втягивает в свою орбиту национальные хозяйства и их подсистемы. Это происходит по мере создания в этих хозяйствах определенных условий (информационной технологии, социально-ориентированной рыночной экономики, соответствующего уровня интернационализации хозяйственных и социально-культурных отношений). Предмет курса ''Международная экономика". Для определения предмета курса необходимо выделить международную экономику (экономическую подсистему) из метасистемы мирового хозяйства Международная экономика хотя и является одной из подсистем мирового хозяйства, вместе с тем обладает собственными подсистемами, собственной логикой развития.
Это происходит по мере создания в этих хозяйствах определенных условий (информационной технологии, социально- ориентированной рыночной экономики, соответствующего уровня интернационализации хозяйственных и социально-культурных отношений). Вопрос 3. Предмет курса ''Международная экономика".Для определения предмета курса необходимо выделить международную экономику (экономическую подсистему) из метасистемы мирового хозяйства Международная экономика хотя и является одной из подсистем мирового хозяйства, вместе с тем обладает собственными подсистемами, собственной логикой развития. Другими словами говоря, выделяя международную экономику из метасистемы мирового хозяйства, нам необходимо определить: • системные признаки (концепт) международной экономики; • материальное содержание (субстрат) системы международной экономики. Концепт системы международной экономики выступает в качестве критерия определения того круга отношений, которые можно считать международными экономическими отношениями. Он выражает общую цель системы и ее подсистем, а также нормы поведения ее субъектов. Субстрат системы международной экономики - это ее материальное содержание, основу общности которого составляет специфика структурных элементов международной экономики по отношению к национальной экономике.
В целях защиты интересов малоимущих граждан и недопущения снижения уровня благосостояния ниже предельно допустимого в данных конкретных условиях государство устанавливает пороговый минимум в доходах, не облагаемых налогом. В то же время для высоких доходов устанавливаются прогрессивно более высокие ставки налогов. Несмотря на разнообразие источников поступления доходов все же главными составляющими денежных доходов населения являются оплата труда, доходы от предпринимательской деятельности и собственности, а также результаты от проводимой социальной политики государства. Глава II. Социальная политика государства. 2.1.Понятие. Сущность. «Социальная политика – это деятельность государства, других экономических субъектов, направленная на обеспечение достойных условий жизни и труда. Социальная политика занимает приоритетное место в социально ориентированной рыночной экономике. Она выражает конечные цели и результативность социальной рыночной экономики. Иными словами, эффективная социальная политика является одной из основных целей социальной рыночной экономики и в то же время – фактором, поскольку рост благосостояния, уровня жизни населения способствует повышению ее результативности.
Причем разрушающее влияние на структуру экономики оказывали все три основных направления экономической реформы, массовое форсирование приватизации, обвальная либерализация цен и форсированное открытие экономики. Таблица 1.1 Структура производства промышленной продукции , % 1991 г. 1995 г. 2000 г. Всего промышленность 100 100 100 В том числе: Добывающая 9,5 15,9 15 Обрабатывающая 90,5 84,1 85 В том числе: Материалы и полуфабрикаты, комплектующие изделия 44,5 51,3 51,8 Машины и оборудование 13,6 9,3 9,2 Непродовольственные товары на родного потребления 28,6 10,8 11,1 Продовольственные товары 13,3 12,7 12,9 Структурная перестройка и экономический рост. Среднесрочная программа. Проект. С. 127. Приватизация - самое глубинное преобразование экономики в процессе реформы. Ее функции многоплановы. Но, к сожалению, пока что преобладают разрушительные. Целями приватизации, согласно действовавшей с 1992 г. Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий, были объявлены: формирование слоя частных собственников, содействующих созданию социально-ориентированной рыночной экономики; повышение эффективности деятельности предприятий; социальная защита населения и развитие объектов социальной инфраструктуры за счет средств, поступивших от приватизации; содействие процессу стабилизации финансового положения; создание конкурентной среды и содействие демонополизации народного хозяйства; привлечение иностранных инвестиций; создание условий и организационных структур для расширения масштаба приватизации в 1993 - 1994 гг. К началу 1996 г. было приватизировано 125,4 тыс. предприятий. Негосударственным сектором экономики производится около 70% ВВП.1 Но ни одна из первых шести поставленных программой приватизации целей не была достигнута.
![]() | 978 63 62 |