![]() 978 63 62 |
![]() |
Сочинения Доклады Контрольные Рефераты Курсовые Дипломы |
РАСПРОДАЖА |
все разделы | раздел: | Философия |
Культура и цивилизация | ![]() найти еще |
![]() Молочный гриб необходим в каждом доме как источник здоровья и красоты + книга в подарок |
Единая культура человечества предстает как совокупность очень разных культур-цивилизаций. В данном курсе лекций не ставится, да и не может быть поставлена, задача дать обзор всех известных культур, хотя их число и конечно. Мы рассмотрим некоторые из них, начиная с первобытной культуры. Она, собственно, по определению, не является цивилизацией, но тем не менее без нее невозможно понять некоторые аспекты развитых культур. Кроме того, это период жизни человечества, в несколько сот раз превосходящий по длительности период цивилизованного существования. В обзор войдут: культура древней Месопотамии, культура Древнего Египта, древнегреческая и древнеримская культуры, культуры Индии и Китая, арабская культура, средневековая культура Западной Европы и культура Византии, западноевропейская культура Нового времени и XX в., культура Руси и России. Используемая и рекомендуемая литература Данилевский Н.Я. Россия и Европа. М., 1991. Дьяконов И. М. Архаические мифы Востока и Запада. М., 1990. Кареев Н.И. Общий ход всемирной истории. СПб., 1903. Сорокин, Питирим. Человек. Цивилизация. Общество. М.,1992. Тойнби А.Дж. Постижение истории. М., 1991. Хёйзинга, Йохан
Данилевского с христианской точки зрения. Для Шпенглера не разрешается в истории судьба мира, поэтому для него история есть часть природы, явление природы, а не природа – часть истории, как для исторической метафизики. Всякая культура неизбежно переходит в цивилизацию. Цивилизация есть судьба, рок культуры. Цивилизация же кончается смертью, она есть уже начало смерти, истощение творческих сил культуры. Это – центральная мысль книги Шпенглера. “Мы цивилизованные люди, а не люди готики или рококо”. Чем отличается цивилизация от культуры? Культура – религиозна по своей основе, цивилизация – безрелигиозна. Это для Шпенглера – основное различие. Он считает себя человеком цивилизации, потому что он безрелигиозен. Культура происходит от культа, она связана с культом предков, она невозможна без священных преданий. Цивилизация есть воля к мировому могуществу, к устроению поверхности земли. Культура – национальна. Цивилизация – интернациональна. Цивилизация есть мировой город. Империализм и социализм одинаково – цивилизация, а не культура. Философия, искусство существуют лишь в культуре, в цивилизации они невозможны и ненужны. В цивилизации возможно и нужно лишь инженерное искусство.
Женщины носили красивые украшения и имели даже каменные зеркальца. Кстати, здесь впервые появляются ложки, что свидетельствует о соответствующей культуре принятия пищи. Иерихон и Чатал-Хююк находятся в центре скоплений небольших поселков, жители которых принадлежали к той же культуре. Следовательно, можно думать, что крупные поселения, вроде названных, могли играть роль административных центров. Но все же это еще не города. Здесь отсутствует разделение труда с присущим ему выделением специальных кварталов, нет сложившейся городской структуры с ее улицами, соответственно ориентированными, нет тяготения к определенным центрам политической и экономической жизни. Все необходимое, в том числе орудия труда, одежду, глиняную посуду, изготавливают в семье или большесемейной общине. Словом, жители поселений, подобных Иерихону и Чатал-Хююку, ведут традиционно деревенский образ жизни. * * * Новый этап становления культур-цивилизаций характеризуется возникновением крупных хозяйственных объединений. Естественно, что концентрация людей в определенных местах была прямо связана с достаточным количеством прибавочного продукта, который можно было обменивать на все остальное - рабов, рабынь, скот, сырье, дерево и пр. (У земледельцев Передней Азии и Северной Африки прибавочный продукт - зерно
В настоящее время в определённый уровень развития общества или общество, достигшее культурологии и других гуманитарных науках под цивилизацией чаще всего понимают определённого этапа в своем развитии. Подразумевается, что в первобытную эпоху истории человечества все народы, все племена еще не выработали те нормы общения, которые позже получили название цивилизационных норм. Примерно 5 тысяч лет назад в некоторых регионах Земли возникли цивилизации, то есть объединения людей, общество на качественно-новых принципах организации и общения. В условиях цивилизации достигается высокий уровень развития культуры, создаются величайшие ценности и духовной, и материальной культуры. Проблеме соотношения культуры и цивилизации посвящено немало серьезнейших работ известных теоретиков культуры. Многие из них связывают ее с вопросами о судьбах культуры, цивилизации и даже всего человечества. Понятие «цивилизация» многозначно. Термин «цивилизация» произошёл от лат. слова, означавшего «гражданский». Можно указать, по крайней мере, три основных значения этого слова. В первом случае рождается традиционная культурфилософская проблематика, восходящая к немецким романтикам.
В "Отелло" злоба и зависть Яго по отношению к благородному мавру отражает борьбу эгоизма и корысти против гуманных стремлений. Два человеческих характера, овеянных авантюрным духом эпохи, выражают её двойственность, борьбу зла и добра. Но- сам главный герой трагически противоречив: в нём сталкиваются первобытные инстинкты и культура, цивилизация; страсть и разум; доверие к людям и ревность. Стремясь достичь высшей человечности, Отелло совершает величайшую бесчеловечность. В "Короле Лире" проблема государственного единства сталкивается с проблемой распада общества на борющихся между собой индивидов. Индивидуализм подрывает основы семьи, индивидуальное своеволие превращает жизнь в войну каждого против всех. Предвосхищая тему, характерную для зрелого бурж. общества, Ш. показывает губительность эгоизма. В его трагедии патриархальное начало, унаследованное от прошлого, таит не только благо, но и зло, ибо своеволие Лира - тоже одно из следствий патриархальности; с другой стороны, личное начало не всегда зло, ибо оно может проявиться в таком благородном характере, как Корделия
Феноменологический уровень – осмысление книги как духовного феномена и сокрального явления с использованием иррациональных методов познания ИД – систем. Совокупность указанных критериев позволяет обозначить две подсистемы книговедческого познания. Первую составят три группы дисциплин: 1. Эктсракнижные – история книги, теория книги, методология книги; 2. Интеркнижные – типология книги, социология книги, психология книги; 3. Интракнижные – культура книги, искусство книги, теория редактирования. Вторую подсистему составляют также три группы дисциплин: 1. Эпикнижные – библиографоведение, библиотековедение, читателеведение; 2. Экзокнижные – экономика книги, статистика книги, теория книжной торговли, теория книжного права; 3. Амфикнижные – библиография, библиотафия, теория книжного знака. 3. «Священное дело» книжной культуры как основа информационного общества. «Священное дело» книжной культуры как основа информационного общества. Книжное бытие, как совокупность процессов создания и образовани, использования произведений письменности и печати деятельностью соприсутствует во всех сферах человеческой культуры, цивилизации , в общественной и личной жизни.
Учеными были обнаружены следы чужой цивилизации. «Здесь работали чужие руки, здесь чувствуется чужое влияние и чужие знания». Но кто их принес? Благодаря такому удивительному человеку, ацтекскому вождю Иштлилшочитль мы получили некоторые сведения. Об Иштлилшочитле писал Вильям Прескотт сто лет назад. Как о принце, прямом потомке тескокского царского рода. Итак, появилась еще одна новая культура – цивилизация легендарных тольтеков, предшествовавшая цивилизации ацтеков. Достоверно известно лишь одно: цивилизации трех народов связаны между собой: они занимались сооружением пирамид, ступени которых вели к богам, к Солнцу или к Луне. Пирамиды были для астрономических наблюдений и сооружены с помощью календаря. Все эти народы жили с помощью своих больших календарей и верили, что каждые 50 лет наступает конец света. На этих суевериях покоилась власть жрецов, т.к. считалось, что они молитвами могут предотвратить опасность. Итак, о майя представляли собой народ, состоявший из отдельно враждовавших между собой племен, которые лишь изредка объединялись в единый союз против общего врага.
Конечно, в биосфере есть бесскелетные организмы (например, медузы), но все высшие биологические виды на Земле имеют внутренний скелет. Если костный скелет размягчится хотя бы до состояния хрящика либо исчезнет, то всякий высокоорганизованный организм погибнет. Плод высших видов в своём развитии также проходит две стадии: сначала эмбрион живет не имея в себе скелета, а потом начинается формирование скелета. Если развитие скелета будет нарушено или исключено из генетической программы, то родится урод, возможно, что и не жизнеспособный. В развитии культуры цивилизации, как и в развитии биосферы Земли эмбрионов высших видов, тоже есть исторический рубеж, за которым своего рода “бесскелетное” существование становится самоубийственным для тех групп индивидов, которые пытаются отмахнуться от необходимости обретения концептуальной власти и свободной самодисциплины, соответствующей избранной и развиваемой ими концепции. И есть силы, которые целенаправленно препятствуют формированию мировоззренческого “скелета”. Об этом говорилось в Коране ещё более 1300 лет тому назад, но не вняли. «Организация кадрового отбора и процесса посвящения потребует при этой стратегии крупных организационных, финансовых, материальных ресурсов.
Поставьте общество «один на один» с нетронутой природой. Что произойдет? Вернется эпоха первобытного варварства? Ничего подобного. Человечество претерпит большие лишения, его развитие затормозится, но лишь на несколько десятилетий, в течение их общество заново построит всю материальную культуру цивилизации, построит по последнему слову науки». А что же случится с человеком, если оно лишится духовной культуры, и соответственно перестанет заниматься педагогической деятельностью? Для каждого человека имеет важное значение его близость к духовной культуре человечества. Чем дальше человек от этих духовных сокровищ, тем он стоит ниже как мыслящее и чувствующее существо. Чем прочнее духовные нити связывают человека со всем человечеством, тем выше он как член человеческого общества. Любой зверь, родившийся и выросший в зоопарке, среди людей, останется зверем. Любое дитя человеческое вне человеческого общения, не сможет стать человеком несмотря на все свои физические данные, сближающие его с предками. Духовное богатство современного человечества включает все интеллектуальное, социальное, историческое, этническое многообразие. Это многообразие еще более увеличивается тем, что каждая личность индивидуальна.
План: 1. Цивилизация и культура. 2. Понятие формации 3. Понятие цивилизации 4. Цивилизация и формация как разные среды в развитии общества. 5. Заключение Попробуем сравнить три важнейших понятия в жизни человека: цивилизация, формация и культура. Понятие цивилизации тесно сопряжено с понятием культуры, причем не только в негативном смысле, но и в позитивном плане, т.е. противопроставляется культуре, как материальное, техническое - духовному, как стандартное и бесчеловечное - уникальному и гуманному. О.Шпенглер рассматривал цивилизацию, как упадок культуры: "Цивилизация есть неизбежная судьба культуры. логическое следствие, завершение и исход культуры". Но такое противопоставление не является адекватным отражением противоречий современного мира. Цивилизация есть социокультурное образование, и этим она отличается от формации, окружающей систему социальных связей безотносительно к культуре. Отсюда вытекает сама возможность использования понятия цивилизации для характеристики конкретных пространственно-ограниченных обществ с их своеобразной культурой.
Культуры имеют локальный характер, что означает отсутствие общей направленности исторического про- цесса и бессмысленность самого понятия человечества. Понять культуру можно, выявив ее стиль, который, в свою очередь, возникает из идейной основы, первичного символа - "прафено- мена". О.Шпенглер рассматривает культуру как надбиологичес- кий организм, закономерно проходящий определенные стадии развития. При этом происходят поиски средств реализации ос- новной идеи, выявляются исторические формы данной культуры. Цивилизация - исход и завершение этих поисков, послед- няя стадия развития. Она характеризуется ослаблением влияния традиций, упадком религиозности, ростом городов, распростра- нением причинно-следственных (природных) взглядов на мир. Немецкий мыслитель путем ряда аналогий с культурами прошлого доказывает неизбежную гибель Западной культуры. ".Падение Западного мира представляет собой ни более ни менее как проблему цивилизации". Европа давно уже перешла в цивилизационную стадию, и ее окончательная гибель - только вопрос времени. Этим О.Шпенглер объясняет все кризисные яв- ления, охватившие современное общество.
В социальном отношении политическое объединение ведет цивилизацию по пути превращения в единый социально-политический организм. Ключевым звеном социального поля цивилизации, играющим связующую роль, является город. Его типология обусловлена системой социальных связей, определяющих социальное поле цивилизации. Соответственно, характер городской монументальной архитектуры зависит от господствующей соционормативной культуры. Каждая цивилизация образует единое информационное поле, которое требует общего (международного) языка и письменности. В культуре цивилизации может быть выделено два таксономических уровня. Цивилизация выступает в форме связей более высокого порядка, чем общинные, – в форме вождеств или государств. Господствующий класс в такой общественной системе является носителем цивилизационной соционорматики. Ориентация системы его ценностей и культуры определяет таксономический уровень цивилизации. В то же время подчиненные, ведомые классы (народ) более консервативны и поэтому в большей степени ориентированы на традиционные ценности и этнический уровень культуры.
Раннеклассовое общество отличает от варварства, на уровне которого находится даже самое развитое первобытное общество, именно ускорение прогресса во всех областях человеческой жизни. Это позволяет нам называть уже самое первое классовое общество "цивилизацией" (от латинского "civi is" - "гражданская община", "город"). Науке известно множество (около ста) определений понятия "цивилизация". Под цивилизацией большинством исследователей понимается качественная специфика (своеобразие материальной, духовной, социальной жизни) той или иной группы стран, народов на определенное этапе развития. Любая цивилизация характеризуется не только специфической общественно- производственной технологией, но и соответствующей культурой. Цивилизации, в том числе древние, отличаются друг от друга, так как основаны на несовместимых системах социальных ценностей Им присущ специфический образ жизни, а также специфическое отношение народа данной цивилизации к самому себе, обеспечивающее его единство на протяжении всей его истории. Что же объединяет все древние цивилизации и отличает их от предыдущих состоянии общества и культуры? Во-первых, при сохранении зависимости людей от природы (стихийные бедствий могли послужить даже причиной гибели целых цивилизаций - например, раннеклассовой цивилизации на О.Крит и других островах Эгейского моря), изменяются формы этой зависимости (ирригация на Востоке, мореплавание и морская торговля в Древней Греции).
О гуманизме, будущем России и социально-гуманитарном знании Человечество в своем историческом развитии выработало немало ценностей, которыми мы руководствуемся и на основе которых судим о поступках и поведении людей. К такого рода ценностям относятся культура, цивилизация, мораль, философия, религия. Именно они глобализируются и уникализируются в гуманизм. Вне гуманизма все эти ценности представляют собой разрозненные состояния. Еще в эпоху античности возникло учение, утверждавшее, что человек господствует над природой, подчиняет ее себе, а в нем самом главенствует разум, воля, совесть. При таком подходе человек представляется центром и смыслом Вселенной и поэтому свободным и ответственным за самого себя. Однако данное учение длительное время оставалось не развернутым, скованным в своей ограниченности, идеалистичным, поскольку в нем природные инстинкты и биологические свойства просто не учитывались, некоторые социальные проявления дезавуировались и отрицались. На самом деле в человеке скрыто много больше, чем мы предполагаем. По мере расширения и качественного изменения наших познаний было обнаружено и выявлено, что человек есть порождение не только социальных (духовных), но и природных сил, что он подвластен темным природным стихиям, которые средневековое сознание выражало в идеях дьявольских, бесовских сил, что его поведение не всегда объясняется причинами сознательного (есть область бессознательного), что мотивы поведения и типы сознания могут быть иррациональными (например, жажда власти, агрессивность).
Предмет культурологии, его место и роль в обществе Культурология как относительно самостоятельная наука, как учебная дисциплина появилась сравнительно недавно, само понятие «культурология» появилось в начале XIX века. Культурологией называют науку о культуре, ее сущности, закономерностях, взаимовлиянии национальных культур, цивилизаций. Культурология включает в себя теорию культуры и историю культур Теория культуры изучает сущность, закономерности развития культуры, исследует процессы возникновений и развития конкретных, существовавших и существующих культур, цивилизаций. По специфике своего предмета и методам исследования, культурологию относят к классу гуманитарных наук. Гуманитарные науки (языкознание, психология и т.д.) в сущности являются науками о культуре в широком смысле слова. Языкознание, искусствоведение, литературоведение, политические, юридические науки изучают различные аспекты, стороны культур, но не изучают культуры в целом, что является собственным предметом культурологии как науки. Тесно связана культурология с историческими науками, особенно в той ее части, которую называют историей культуры. Культурология опирается на данные исторических наук, использует методы при изучении истории культур.
Стиль нельзя выводить непосредственно из экономики, а можно только из определенных идейных процессов, возникающих в сознании людей на этой экономической основе. Помимо мировоззрения, мы различаем в стиле материал действительности, отображенный в художественных произ-ведениях. В ту или другую эпоху этот материал различен. Соответственно, в произведениях разных стилей появляется разная тематика, разные сюжеты, разные образы. Далее, в любом стиле отражается состояние культуры, цивилизации, материального быта человечества того или другого времени. Итак, теперь, рассмотрев более или менее подробно все ос-новные психологические, социальные, эстетические, философ-ские и исторические грани фундаментальных для данной работы понятий символа и стиля, их взаимодействия и взаи-мопроникновения, мы уже можем перейти непосредственно к анализу психологической символики оговоренных выше видов искусства в их конкретно - историческом, стилеобразующем аспекте. АРХИТЕКТУРА Антика Архитектура античной Греции, охватывающая в своём раз-витии в основном 8-1 вв. до н.э., делится на три периода: архаичес-кий, классический и эллинистический.
Источником расцвета культур, как показывает история Средиземноморья, является все та же зона их потенциального столкновения. Нетрудно заметить, что античная культура была рождена из сложного узла противоречий между варварской культурой северных пришельцев, остатками развалившейся крито-минойской цивилизации, ее микенскими ответвлениями, финикийской торговой цивилизацией и культурно-политическим влиянием Египта. Логично было бы ожидать взаимной аннигиляции этих в высшей степени разнородных культурных стратов. Вместо этого перед нами мощный взлет невиданных в истории человечества социальных и культурных форм существования. Христианская культура как исторический феномен рождается из трагического узла, в котором даже трудно перечислить все нити: библейская традиция, автохтонный кризис палестинской культуры, цивилизация римских оккупантов, всепронизывающая эллинистическая культура. И вместо коллапса - рождение невиданного синтеза. Дикие аравийские племена, воодушевленные новорожденной религией ислама захватывают пестрый культурный мир Средиземноморья - и вместо вырождения мы видим расцвет арабо-мусульманской культуры, многие века бывшей для Европы щедрой хранительницей античного наследия и во многом - учительницей.
Невротические комплексы и внутренние запреты, которые невротик «городит» внутри себя - аналог культурных норм, возникших в человеческом обществе в момент его выхода из состояния стада. Наиболее полно Фрейд излагает свою идею в книге «Тотем и табу». В ней он рисует воображаемую картину становления цивилизаций. В человеческой «орде», где самец-отец владеет большим гаремом и регулярно прогоняет прочь подрастающих сыновей, происходит следующая коллизия: сыновья-братья, объединившись, решают покончить со своим угнетенным состоянием, и для этого убивают и съедают отца. После этого они, точно так же как невротик, испытывают борьбу смешанных чувств: ведь отца они не только ненавидят, но еще любят и восхищаются им. Поэтому, утолив свою ненависть, они устанавливают на будущее два запрета: впредь отцов не убивать и с матерями в кровосмесительные связи не вступать. Кроме того, они учреждают праздник, на котором поедают мясо искупительной жертвы. Так появляется культура, цивилизация и все ее основные элементы: мораль, религия и устойчивая семья.
![]() | 978 63 62 |