![]() 978 63 62 |
![]() |
Сочинения Доклады Контрольные Рефераты Курсовые Дипломы |
РАСПРОДАЖА |
все разделы | раздел: | Философия |
Монада - центральное понятие в философии Лейбница | ![]() найти еще |
![]() Молочный гриб необходим в каждом доме как источник здоровья и красоты + книга в подарок |
Реальное бытие включает все явления, данные в форме времени или пространства. Идеальное бытие находится выше реального бытия и придает ему единство и осмысленность; оно включает отвлеченно-идеальное бытие (совокупность идеальных форм) и более высокое конкретно-идеальное бытие. Последнее есть субстанция или субстанциональный деятель – центральное понятие философии Л. Будучи неповторимыми и незаменимыми индивидуумами (действительными или потенциальными личностями), бесконечно богатыми по содержанию, субстанциональные деятели являются сверхвременными и сверхпространственными носителями реальных процессов, их активной причиной. Сотворенные Абсолютом, деятели в своей жизни проявляют собственное творчество, переводя на основе совместной (соборной) деятельности и взаимопроникновения друг в друга (в этом их отличие от монад Лейбница) отвлеченное единосущие идеальных форм в конкретное единосущие (консубстанциаль-ность) бесконечно многообразного мира. Следовательно, различие между психическим и физическим носит относительный характер, ибо всякий субстанциональный деятель изначально является носителем духовных основ своего бытия и деятельности и потому даже самые простейшие процессы в силу их телеологичности психо-материальны (психоидны)
Заметим, что на общем духе и пафосе философии Спинозы сказалась общая атмосфера жизни самой свободной страны тогдашней Европы - Голландии. Другим выдающимся представителем рационализма был Г. Лейбниц. Подобно Спинозе, он захвачен проблемами, поставленными Декартом. И так же, как Спинозу, его не удовлетворяет решение вопроса об отношении тела и души. Развивая идеи Декарта, он набрасывает отличную и от него, и от Спинозы систему рационализма. Решительно отклонив картезианский дуализм, Лейбниц вместе с тем не приемлет и всепоглощающего пантеизма Спинозы, растворявшего в Боге все сущее. Центральное понятие философии Лейбница - понятие монады. Монада - простая неделимая сущность, и весь мир представляет собой собрание монад. Каждая из них замкнута в себе (“не имеет окон” во внешний мир) и неспособна влиять на другие. Бытие монад поглощено внутренней деятельностью представления. Мир монад строго иерархичен. Они располагаются от низших к высшим и венчающей их все - Богу. Низшие монады образуют собой уровень обычного материального бытия и отличаются исчезающе малой способностью к ясному представлению (“пребывают в смутном сне”), нарастающему по мере восхождения к высшей - Богу.
История современной зарубежной философии: компаративистский подход: В 2-х т. СПб., 1998. История русской философии. М., 1988. История философии: Запад - Россия - Восток: В 3 кн. М., 1997-1999. Курбатов В. И. История философии: конспект. Ростов н/Д, 1997. Лосский Н. О. История русской философии. М., 1991. Любутин К. И., Сарангин Ю. К. История западноевропейской философии. Курс лекций. Екатеринбург, 2000. Ойзерман Т. Н. Философия как история философии. СПб., 1999. Рассел Б. История западной философии. Ростов н/Д, 1999. Рассел Б. Мудрость Запада. М., 1998. Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней: В 4 т. СПб., 1994-1997. Скирбекк Г., Гилье Н. История философии. М., 2000. Тарнас Р. История западного мышления. М., 1995. Хрестоматия по философии. Ростов н/Д, 1997. Глава III БЫТИЕ И МАТЕРИЯ 1. Понятие "бытие": философский смысл. 2. Экзистенциальные истоки проблемы бытия. 3. Бытие: единство мира. 4. Многообразие мира как проблема. 5. Материальное единство мира и его многообразие. 1. Понятие "бытие": философский смысл "Бытие" - одно из центральных понятий философии на протяжении ее истории
Затем монады со смутным представлением (отличают от всего остального, но не от себя). Высшая ступень – отчетливое представление. Центральное понятие теории Лейбница – понятие о “малых перцепциях”, т.е. о бесконечно малых разностях между ступенями развития сознания. Отсюда Лейбниц выводит, что всякое настоящее состояние монады всегда чревато будущим и обременено всем ее прошлым. Будущее монады заключено только в ней самой, и развитие может состоять только в последовательном развертывании ее начального состояния. Эволюция английского эмпиризма. БЭКОН. Первым философом, сознательно поставившим перед собой задачу разработки научного метода на основе материалистического понимания природы, был Ф. Бэкон (1561 - 1626). Естествознание – истинная наука, а физика, опирающаяся на чувственный опыт, - важнейшая часть естествознания. Чувства непогрешимы и есть источник всякого знания. Наука - есть опытная наука и состоит в применении рационального метода к чувственным данным. Индукция, анализ, сравнение, наблюдение, эксперимент суть главные условия рационалистического метода.
Мышление может страдать равным образом как от нарушения генеративных процессов, так и процессов исполнительных. Но если вторые успешно создаются у учащегося с помощью метода "планомерного формирования", то первые, по мнению многих авторов, в принципе не могут формироваться, поскольку имеют не деятельностную, а личностную природу. Контрольные вопросы и задание 1. В чем специфика применения метода планомерного формирования умственных действий и понятий в вузовском обучении? 2. Назовите три составляющих знания, необходимого для решения любой предметной задачи. 3. Согласны ли вы с утверждением, что метод "планомерного формирования" тем более эффективен и даже незаменим, чем на более начальной стадии обучения находится учащийся? 4. Как изменяется роль учителя (преподавателя) при переходе от начального к среднему и высшему образованию? Глава 3. ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ И ПРОБЛЕМА ВОСПИТАНИЯ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ 3.1. ЧТО ТАКОЕ ЛИЧНОСТЬ? 3.1.1. Вводные замечания Как и многие другие психолого-педагогические понятия, слово "личность" не только широко используется в обыденной речи, но является также одним из центральных понятий философии, этики, социологии, права, психиатрии и других наук
Тех философов, которые исходным началом признавали материю, стали называть материалистами, тех же, которые исходили из идеи, – идеалистами. «Философы, – писал Ф. Энгельс, – разделились на два больших лагеря сообразно тому, как отвечали они на этот вопрос. Те, которые утверждали, что дух существовал прежде природы – составили идеалистический лагерь. Те же, которые основным началом считали природу, примкнули к различным школам материализма». Понятие «бытие»: философский смысл «Бытие» – одно из центральных понятий философии на протяжении ее истории. Обыденное мышление воспринимает термины «быть», «существовать», «находиться в наличности» как синонимы. Но философия, воспользовавшись термином естественного языка «быть», придала ему категориальный статус, т.е. перешла от вопроса о существовании мира «здесь» и «сейчас» к вопросу о вечных и всеобщих гарантиях такого существования. Решение такого рода вопросов предполагает умение мыслить, отвлекаясь от конкретных предметов, их признаков и свойств. Введение любой философской категории нельзя рассматривать как результат игры ума того или иного мыслителя.
Начав, как исследователь философских вопросов естествознания (т.е., собственно, с философского обоснования коперниканства), Бруно скоро сумел создать онтологию нового типа – онтологию, имеющую исток в ренессансном неоплатонизме, ставшую основанием проблематики натуралистического пантеизма XVI столетия и явно приближающуюся к философскому материализму последующих эпох. Центральным понятием философии Бруно являлась категория Единое. Единое – по Бруно – это одновременно, и причина, и бытие вещей зримого мира; в Едином совпадают сущность и существование сущего. “Итак, Вселенная едина, бесконечна, неподвижна – писал Бруно – едина, говорю я, абсолютная возможность, едина действительность; едина форма или душа, едина материя или тело, едина вещь, едино сущее, едино величайшее и наилучшее. Она не рождается, ибо нет другого бытия, которого она могла бы желать и ожидать, т.к. она обладает своим бытием. Она не уничтожается, ибо нет другой вещи, в которую бы она могла превратиться, т.к. она является всякой вещью. Она не может уменьшиться или увеличится, т.к. она бесконечна Она не материя, ибо она не имеет фигуры и не может ее иметь, она бесконечна и беспредельна.
Эти идеи воспринял позитивизм - конвенциональность языка исследования предмета -А. Пуанкаре. Основанием непреложных для «здравого смысла» истин служит непосредственная внутр. достоверность, заложенная в человеческой природе Богом. Общепринятые убеждения - фундамент науки, морали и религии. Вера утверждается как основание философии. Ш. ш. Выдвигает основанные на врожденном «общем чувстве» доводы в пользу бытия Бога, души и целесообразности всего сущего. Посредством таких же доводов утверждается материальный мир. Уверенность, что материальный мир существует независимо от сознания - один из фундаментальных законов познания. Акцент на признании самоочевидности религиозных истин и нравственных норм, коренящихся в моральном чувстве. Основатель- Томас Рид(1710-1796). Против скептицизма Юма и всей линии британского эмпиризма и сенсуализма, утверждавших опытное происхождения знания. Центральное понятие философии Рида- «здравый смысл» как особая интуитивная способность ума и как совокупность первоначальных невыводимых принципов и суждений.
Интенционалистские теории языка (П.Грайс, Дж.Серль) Блинов А.К. Интенционализм — одно из крупных направлений в современной аналитической философии языка. Основная претензия интенционализма — доказать, что концептуально первичным и ключевым для философии языка является понятие намерения подразумевания ( mea i g i e io ), так что в его терминах можно определить другое центральное понятие философии языка — понятие значения ( mea i g ) языковых выражений. В одном из вариантов интенционализма, принадлежащем Джона Серлю (см. ниже в связи с феноменологией), намерение подразумевания рассматривается, кроме того, и в качестве фактора, наделяющего физические сущности, которые опосредуют общение между людьми, — звуки речи, следы чернил на бумаге, и т. д., — семантическими свойствами: смыслом (осмысленностью), значением или, как выражается
7) Суть общества как системы. Зав. кафедрой Экзаменационный билет по предмету ФИЛОСОФИЯ Билет № 15 1) Обоснуйте историческую преемственность философии не как противника, а как наследника мифологии и религии. 2) Охарактеризуйте центральное понятие философии Анаксимандра «апейрон». 3) Истоки и содержание дискуссии номинализма и реализма как направлений в средневековой философии. 4) Главная идея философского творчеств Н.А. Бердяева. 5) Охарактеризуйте феноменологию как направление современной западной философии. 6) Какова, с философской точки зрения, цель познания. 7) Суть антропологии как философской науки. Зав. кафедрой Экзаменационный билет по предмету ФИЛОСОФИЯ Билет № 16 1) Определите мифологию как форму общественного сознания. 2) Назовите функции философии (на Ваш выбор: или по И.Т. Фролову – выделявшему пять функций, или по той схеме, где их выделяется семь). 3) Единая субстанция, согласно Б. Спинозе. 4) Опишите основные черты радикального направления в русской философии второй половины XIX века.
Основа целостной мировоззренческой системы в философии В.С. Соловьева. 83) Роль науки в в философской системе О. Конта. 84) Содержание «идеалистического» подхода к пониманию феномена общества в социальной философии. 85) Суть общества как системы. Зав. кафедрой Экзаменационный билет по предмету ФИЛОСОФИЯ Билет № 15 1) Обоснуйте историческую преемственность философии не как противника, а как наследника мифологии и религии. 86) Охарактеризуйте центральное понятие философии Анаксимандра «апейрон». 87) Истоки и содержание дискуссии номинализма и реализма как направлений в средневековой философии. 88) Главная идея философского творчеств Н.А. Бердяева. 89) Охарактеризуйте феноменологию как направление современной западной философии. 90) Какова, с философской точки зрения, цель познания. 91) Суть антропологии как философской науки. Зав. кафедрой Экзаменационный билет по предмету ФИЛОСОФИЯ Билет № 16 1) Определите мифологию как форму общественного сознания. 92) Назовите функции философии (на
Это очень инфекционные вещи, которые нужно брать в перчатках, чтобы не заразиться своеобразным «гуманистическим бешенством». Термины «животное», «человек», «сверхчеловек» заставляют некоторых интерпретаторов говорить об « антигуманизме» Ницше и о забвении им божественного начала личности. Правильнее было бы назвать позицию Ницше сверхгуманизмом, поскольку он не просто отвергает отдельную эмпирическую личность за её несовершенство и творческую «немощь», а требует «преодоления», обращаясь к её потенциальной творческой силе. Заключение К философии Ницше и его трудам нельзя подходить с позиций однозначной логики : она по меньшей мере двузначна, но чаще всего многозначна и определяется контекстом. Его мысль постоянно пульсирует, так что из любого отдельно взятого фрагмента его текста может быть реконструирована почти вся полнота его философии. Ницше говорил о своей философии как о «нигилизме» являющемся центральным понятием его философии. В его ранних работах содержатся идеи, которые как эхо, отзываются в его поздних книгах, как будто все они уже содержались в этих первых.
Понятие «мировоззрение» шире понятия «философия», т.е. философия – это система основополагающих идей в составе мировоззрения человека и общества. Предметом философии является не одна какая-нибудь сторона сущего, а все сущее во всей полноте своего содержания и смысла. Философия нацелена не на то, чтобы определить точные границы и внешнее взаимодействие между частями и частицами мира, а на то, чтобы понять их внутреннюю связь и содержание. Поскольку предметом философии выступает мировоззрение и культура, постольку проблемы, с которыми имеет дело философия, являются смысложизненными. Таких проблем много и все они выступают как проблемы человека. Проблема человека – центральная проблема философии. В качестве отдельных сторон человека – проблема сознания и самосознания человека, проблема познавательных возможностей и методов познания, проблема отношения человека и Бога, любви и счастья, свободы и неволи. Специфика философского знания: Философское знание является системно-рациональным. В этом сущность сближения философского знания с любым теоретическим, в частности научным.
Что есть Славянская идея в высшем смысле ее? Это прежде всего есть жертва и чувство добровольного долга сильнейшего из славянских племен заступиться за слабого с тем, чтоб основать впредь великое всеславянское единение во имя Христовой Истины, т.е. на пользу, любовь и службу всему человечеству” (XXIII,310) Еще одна особенность русской философии ее стихийное растворение в невербальных формах - в художественной литературе, в публицистике, в критике. Русская философия -это русская литература, она направлена против рационализма. Русская философия возникла в рамках христианской культуры. Центральное понятие русской философии- соборность -выражение идеи единства во множестве. Оно предполагало веру как высшую ступень познания. Под верой понимается интеллектуальное знание, созерцание или сверхчувственное восприятие. Только в вере человек преодолевает ограниченность индивидуального разума. Историческая перспектива развития человечества рисовалась как приход к объединению под началом Христианской церкви через деятельные усилия русского национального сознания и воли к таковому объединению.
Но в таком случае что такое та «вода», в которой обитают «рыбы»? Если реальны только монады, как и заявляет Лейбниц, то «вода» тоже состоит из новых неделимых и так до бесконечности. Противоречие не разрешается. Для его разрешения Лейбниц прибегает еще к одному средству: рассматривать материю не как субстанцию, а как «субстанциат», подобный армии или войску. «В то время как ее рассматривают так; будто она есть некая вещь, на самом деле она есть феномен, но вполне истинный, из которого наше восприятие создает единство» . Рассмотрение материи как «феномена», пусть даже «хорошо обоснованного» (хотя самого этого обоснования Лейбниц так и не смог предъявить), означает – правда на другом языке – возвращение к предпосылкам Аристотеля, трактовавшего материю как возможность, а не действительность. Но для последовательного проведения такой точки зрения необходимо отказаться с от понятия актуальной бесконечности применительно к конечному (тварному) миру: ведь Аристотель в свое время потому и определил материю как бесконечно делимое, что она принадлежала у него к сфере возможного.
Большой вклад в разработку антропологического знания внес М. М. Бахтин. Центральное понятие - "событие бытия", которое рассматривалось как показатель индивидуального бытия, как срез определенной эпохи, историке -культурной ситуации. Жизнь - Д, цепь поступков, "сплошное поступление". Событие бытия - как место встречи, точка пересечения, из которой осмысливается индивидуальное бытие и бытие вообще. Требование ответственности. Каждый шаг должен быть пропущен через нравственное сознание человека. Антропология и этическая онтология Бахтина длительное время были не задействованы до современных концепций личности. Исходная посылка Бахтина - тезис об уникальности каждого человека, что предполагает и наличие определенного долженствования (претворить свой "избыток видения" в действительности) => каждый человек наделен избытком видения, который открывается только ему с его места. В этом предназначении человека-знать свою единственность и претворить ответственным поступком. Он рассматривал человека как проблему философии, психологии и педагогики.
Для разрабатываемой автором этих строк психотехнической системы индивидуальной психотерапии таким центральным понятием выступает понятие переживания, рассматриваемого как особая деятельность человека по преодолению критических жизненных ситуаций. Примером этого понятия легко проиллюстрировать последнее из названных методологических требований. Если бы нас даже совершенно не интересовали практические вопросы эффективности психологической помощи, а стояла бы лишь чисто научная задача эмпирического исследования переживания, то лучших испытуемых, чем клиенты психологической консультации, и лучшей “экспериментальной” ситуации, чем ситуация консультирования, найти было бы невозможно. Словом, если бы вообще не существовало индивидуальной психотерапии, то для изучения проблемы переживания ее нужно было бы изобрести. Сведем в таблицу итоги сопоставления академической и психотехнической теорий. АСПЕКТ ПОЗНАНИЯ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОЕ ПОЗНАНИЕ ПСИХОТЕХНИЧЕСКОЕ ПОЗНАНИЕ Философия Гносеологизм Философия практики Ценности Внешние по отношению к познанию Имманентны процессу познания Адресат Академический психологи или специалист другой профессии Психолог-практик Субъект познания Нейтральный, отстраненный Заинтересованный, участный Контакт Минимизированный, стандартизированный, эмоционально нейтральный.
За пределами Германии философия Лейбница имела мало влияния; его современник Локк направлял британскую философию, во Франции в то время царил Декарт, до тех пор пока его не сменил Вольтер, сделавший модным английский эмпиризм. Тем не менее Лейбниц остается величественной фигурой и его величие сейчас заметнее, нежели когда-либо раньше. Помимо того Значения, которое он имеет как математик и создатель исчисления бесконечно малых, он был основоположником математической логики важность которой он понял тогда, когда она еще никому не была ясна. А его философские гипотезы, хотя и фантастичны очень ясны и могут быть точно выражены. Даже его монады все еще могут быть полезны как предполагаемые возможные пути видимого восприятия ,хотя их нельзя рассматривать как лишенные окон Что я со своей вороны считаю лучшим в его теории монад - это его два рода пространства: субъективное, в восприятии каждой монады ,и объективное, состоящее из скоплений точек зрения различных монад.Это, я полагаю, все еще полезно в соотнесении восприятия и физики .
![]() | 978 63 62 |