![]() 978 63 62 |
![]() |
Сочинения Доклады Контрольные Рефераты Курсовые Дипломы |
РАСПРОДАЖА |
все разделы | раздел: | Экскурсии и туризм |
Региональная интеграция в СНГ | ![]() найти еще |
![]() Молочный гриб необходим в каждом доме как источник здоровья и красоты + книга в подарок |
Более того, большинство среди них стремится присоединиться к лидеру. Даже если это ограничивает их возможности… Один лишь взгляд на современное распределение мощи в мире не оставляет им реалистических надежд на противостояние Соединенным Штатам». В-четвертых, на геополитическом горизонте не видно непосредственной угрозы уникальному положению США. В теории существуют три пути «низвержения» гегемонии: возникновение контрбаланса в лице коалиции конкурирующих государств; региональная интеграция; резкий рост мощи одного из противостоящих центров. Но на ближайшее будущее чрезвычайно малореалистично предположить, что хотя бы один из этих способов обретет черты актуальности. Рассмотрим эти угрозы однополярному миру. 1. Создание противостоящей доминирующему центру коалиции — довольно сложный процесс. Сплотить коалицию, способную сконцентрировать силовые возможности, равные как минимум 50% мощи гегемона, весьма непросто. Исторически союзы консолидируют совокупную мощь за счет отказа от части собственных суверенных прав, а это всегда болезненно и на ближайшие годы малоактуально. «История международных отношений показывает, как сложно координировать союзы, направленные против гегемонии
Существенное влияние на этот процесс оказывает широко пропагандируемая идея массового привлечения инвестиций из третьих стран, что в определенной степени деформирует кооперационные связи, а главное – закладывает основу для изменения внешнеэкономической взаимной ориентации партнеров. Тем самым интеграционная база в СНГ развивается медленно. Интеграционный механизм, несмотря на множество принятых документов в рамках СНГ, призванных обеспечить динамичное развитие интеграционного процесса, не работает в полную меру, «маховик интеграции» дает сбой. Причина заключается в самом подходе к развитию интеграции на постсоветском пространстве. Хотелось бы предложить иной теоретико-методологический подход к исследуемому вопросу – региональной интеграции и всеобщего процесса глобализации. Сами субъекты рыночной экономики определяют необходимость того или иного сотрудничества, в том числе и интеграционного, исходя исключительно из соображений прибыльности и точного математико-экономического расчета. Иначе говоря, вопрос: сотрудничать или нет – определяется в конечном итоге самими субъектами рынка – предприятиями, организациями, фирмами. Можно проследить следующую последовательность, схематично этот процесс выглядит так: рыночная экономика (рынок) – фирма (основное звено рыночной экономики) – глобализация – образование интеграционных групп.
Набирают силу процессы, которые ведут к смерти старых централизованных национал-государств. Во-первых, глобализация и региональная интеграция. Во-вторых, приватизация и уменьшение экономического регулирования со стороны власти. В-третьих, культурное дробление и общественное расслоение. Ну, с глобализацией дело ясно и без пояснений. А на приватизации и дерегуляции Кустарев останавливается особо. Итак, в нынешнем мире государство все меньше вмешивается в распределение национального продукта и последовательно урезает систему вэлфэра, социального обеспечения. Европейцы, например, шаг за шагом отказываются от социальных гарантий — ибо они в условиях глобализации невыгодны и делают менее конкурентоспособным бизнес из стран с «социализмом» (завышенными зарплатами, пенсиями, пособиями). Приватизация захватывает не только производство, но и социальную инфраструктуру. Например, в электроэнергетике и медицине. Факторы производства становятся подвижными. Капитал превращается в кочевника, за ним следует рабочая сила высшей квалификации
Таким образом, ближайшие задачи России и заинтересованных партнеров из СНГ состоят в отработке эффективных организационно-правовых и экономических механизмов действенной региональной интеграции, функционирующей на равноправной взаимовыгодной основе. Центральной задачей реформирования внешнеэкономических связей России со странами СНГ становится формирование организационно-экономических основ нового интеграционного объединения, принципов и механизмов двустороннего и многостороннего сотрудничества, что прямо вытекает из итогов последнего саммита СНГ. Степень разработанности темы. В российской и зарубежной экономической литературе существует значительное число публикаций, посвященных различным аспектам региональной интеграции, включая вопросы взаимодействия России и других стран СНГ в развитии экономических отношений. После распада СССР в российской экономической литературе проблематика региональной интеграции получила масштабное звучание. В то же время отдельные вопросы комплексных аналитических исследований, посвященных рассмотрению современной системы внешнеэкономических связей России со странами СНГ, нуждаются в более глубокой научной проработке, особенно с учетом последних обстоятельств в ее отношениях с рядом этих стран.
Возможные последствия значительно превышают экономические выгоды простого увеличения товарооборота. Экономическая либерализация, сопровождающая интеграцию Китая в мировой рынок, способна привести к либерализации политической. Этому способствует и растущее число китайских студентов, обучающихся в США; некоторые из них впоследствии возвращаются на родину и работают в крупнейших урбанистических центрах Китая. Неудивительно, что в процветающих городах наподобие Шанхая проводится наиболее либеральная экономическая политика. Конкуренция на мировом рынке и привлечение иностранных инвестиций необходимы не только для обеспечения «прозрачности» экономики, но и для создания благоприятной политической атмосферы. Коммунистическая партия Китая еще не готова ослабить хватку, экономическая либерализация сама по себе вовсе не гарантирует политических изменений. Тем не менее последовательная интеграция Китая в глобальную экономику сулит реформирование общества и постепенный переход к демократии. Региональная интеграция создает дополнительный сектор китайско-американского сотрудничества
Создание ЗСТ СНГ ни в коей мере не должно стать изолированным процессом. Развитие региональной экономической интеграции должно сопровождаться интегрированием в мировую торговую систему и ее экономические институты. С другой стороны, интегрирование стран СНГ в мировую торговую систему должно стать опорой для их региональной интеграции. Все страны СНГ сейчас пребывают на переходном этапе. Чтобы всем им присоединиться к ГАТТ, нужно определенное время для того, чтобы привести свои правовые и административные системы в соответствие с соглашениями ГАТТ. Значительно вступлению стран СНГ в ГАТТ может помочь техническое содействие международных учреждений системы ООН. Для того, чтобы ЗСТ СНГ стало действенной достаточно существенным, по нашему мнению, является сотрудничество стран СНГ в деле гармонизации, упрощения процедур торговли, а на поздней стадии ( унификация таможенных процедур, формальностей таможенного контроля и документации, а также постепенная ликвидация некоторых из названнных элементов взаимной торговли стран СНГ в рамках ЗСТ.
В дальнейшем, например, Россия может утратить роль «моста», связующего звена между Востоком и Западом, Севером и Югом. Между тем для России укрепление ее геополитического положения в евразийском регионе будет способствовать восстановлению ее геостратегического положения как великой державы, оказывающей решающее влияние на мировую политику. Наконец, курс на региональную экономическую интеграцию на постсоветском пространстве является, на наш взгляд, наиболее перспективным. Региональная экономическая интеграция - закономерность развития современных международных отношений. Мировое хозяйство все более формируется под воздействием межгосударственных интеграционных объединений, торгово-экономических блоков и т. п. В региональной интеграции видят путь к развитию своей экономики и укреплению международных позиций не только развивающиеся страны, но и мировые державы, такие как США, ФРГ, Великобритания, Франция. Стратегический курс на интеграцию со странами СНГ закреплен указом Президента РФ от 14 сентября 1995 г. Одним из факторов, препятствующих этому процессу является увеличение разрыва в экономических уровнях бывших союзных республик СССР по валовым показателям, по показателям на душу населения, по производству, по динамике цен и реальных доходов населения и т. п. В целом по странам СНГ совокупный ВВП сократился за 1992-1996 гг. почти на 45 %, объем промышленного производства - на 52 %.
Существующие многосторонние соглашения не предусматривают какого-либо расписания по выполнению обязательств. В результате упомянутых выше процессов, в ближайшем будущем выполнение этого соглашения представляется маловероятным. Отсюда следует, что преобразование торговых отношений может произойти только при завершенном процессе вступления в ВТО. Подписание Евразийского Экономического Союза и внешняя поддержка в формировании ГУУАМ (Грузия, Украина, Узбекистан, Азербайджан, Молдавия) могут стать первыми шагами в этом процессе. В настоящее время совершенно ясно, что ССТ являются наиболее подходящей формой РТС в положении стран СНГ. Хоть некоторые страны СНГ и планируют более глубокие формы интеграции, а именно, между Россией и Беларусью, вряд ли удастся это осуществить одновременно с процессом вступления в ВТО. На практике одно может помешать другому из-за сложности механизма достижения поставленных целей одновременно. В действительности региональная интеграция может больше продвинуться вперед не благодаря подписанию дополнительных РТС, а благодаря тщательному подходу к целому ряду вопросов, относящихся к: . работе таможни (например, стандартизации требования к документации, взаимному признанию сертификации, согласованию разработки и применению правил о происхождения); . расходам на транспортировку между странами СНГ и через них; . проблемы с платежами могли бы быть более полезными в содействии торговле между странами СНГ, чем подписание последующих РТС.
В дальнейшем, например, Россия может утратить роль «моста», связующего звена между Востоком и Западом, Севером и Югом. Между тем для России укрепление ее геополитического положения в евразийском регионе будет способствовать восстановлению ее геостратегического положения как великой державы, оказывающей решающее влияние на мировую политику. Наконец, курс на региональную экономическую интеграцию на постсоветском пространстве является, на наш взгляд, наиболее перспективным. Региональная экономическая интеграция - закономерность развития современных международных отношений. Мировое хозяйство все более формируется под воздействием межгосударственных интеграционных объединений, торгово-экономических блоков и т. п. В региональной интеграции видят путь к развитию своей экономики и укреплению международных позиций не только развивающиеся страны, но и мировые державы, такие как США, ФРГ, Великобритания, Франция. Стратегический курс на интеграцию со странами СНГ закреплен указом Президента РФ от 14 сентября 1995 г. Одним из факторов, препятствующих этому процессу является увеличение разрыва в экономических уровнях бывших союзных республик СССР по валовым показателям, по показателям на душу населения, по производству, по динамике цен и реальных доходов населения и т. п. В целом по странам СНГ совокупный ВВП сократился за 1992-1996 гг. почти на 45 %, объем промышленного производства - на 52 %.
Доля региональной торговли в совокупном внешнеторговом обороте является важным, но не единственным показателем торговой интеграции на региональном уровне. Еще один количественный измеритель – индекс интенсивности региональной торговли, основу которого составляет сопоставление доли региональной торговли в совокупном внешнеторговом обороте, с одной стороны, и доли данного региона в мировой торговле – с другой. Показатель рассчитывается следующим образом: где R I – индекс интенсивности региональной торговли; ХАА и МАА – региональный экспорт и импорт региона А; ХА и МА – совокупный экспорт и импорт региона А; XW и MW – мировой экспорт и импорт. Индекс принимает значение, равное 1, в том случае, если страны региональной группы торгуют друг с другом с такой же интенсивностью, что и с другими странами мира. Превышение порогового значения свидетельствует о наличии региональных предпочтений и их влиянии на географическую структуру внешней торговли. Таблица 1 Торговая интеграция региональных блоков в 2008 году В 2008 году взаимная торговля стран-участников СНГ составила около 24% совокупного внешнеторгового оборота, а доля в мировом товарообороте – 3.6%. Несмотря на относительное сокращение, региональная торговля СНГ сохраняет высокий уровень интенсивности, сопоставимый с другими региональными блоками.
Курсовая работа РОЛЬ РОССИИ В СНГ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ СНГ 2005 г ОГЛАВЛЕНИЕ:Введение Глава I. Содружество Независимых Государств как структурный элемент постсоветской политической системы 1.1. Трансформация государственных институтов на постсоветском пространстве. Концепция Содружества Независимых Государств 1.2. Организационно-правовой механизм и принципы деятельности СНГ Глава 2. Россия в составе СНГ: степень участия и влияния 2.1. Стратегии взаимодействия России со странами-участниками СНГ 2.2. Оценка деятельности России в составе СНГ Глава 3. СНГ: итоги деятельности и перспектива развития СНГ 3.1. Анализ основных проблем СНГ 3.2. Прогноз развития интеграционных процессов на постсоветском пространстве в рамках СНГ Заключение Список использованных источников Введение Участие в процессах региональной интеграции является одним из ключевых способов самоидентификации страны в современном мире. Выбор направления интеграции означает не только определение четкой геополитической стратегии, но и экономической модели развития. Анализ роли России в Содружестве Независимых Государств и дальнейших перспектив СНГ крайне необходим, так как существуют различные оценки этой роли в гуманитарном, экономическом, политическом и правовом аспектах, которые требуют научного осмысления и обобщения.
Существует также ряд объективных факторов, накладывающих на такие планы определенные ограничения. Страны Юга Африки, как представляется, будут стремиться к тому, чтобы выправить сохраняющуюся несбалансированность своих экономических связей с ЮАР.1. Для этого они будут продолжать использовать коллективный механизм - Сообщество развития Юга Африки (САДК), которое утратив политическую антиапартеидную мотивацию, строит теперь свою деятельность по лозунгом "интеграция через развитие". ЮАР уже подключилась к деятельности организации, став ее полноправным членом. Члены организации отдают себе отчет в том, что внимание правительства Южной Африки не может не быть ориентированным прежде всего на решение социально- экономических проблем своей собственной страны, но развитие региональных экономических связей, по их мнению, все же может содействовать и экономическому восстановлению соседних стран, выравниванию уровней экономического развития всех членов Сообщества. Тем не менее, в этих странах подчеркивают, что к региональной интеграции, тем более с участием такого несравнимо более сильного партнера, как Южная Африка, можно идти только через формирование и укрепление своей собственной экономической основы и национально- государственного суверенитета.
Уникальная роль АТЭС состоит в том, что в ней объединяются две великие экономические державы XX в. — США и Япония, а также экономический гигант XXI в. — Китай. Что касается Японии, то АТЭС является единственной международной структурой интеграционного типа, куда входит эта держава. Важно отметить тот факт, что в АТЭС входят КНР и Тайвань, непростые взаимоотношения, между которыми требуют благоприятных внешних условий; • в-третьих, интеграция в масштабах АТР включает субрегиональные экономические союзы (АСЕАН, НАФТА, Южно-Тихоокеанский форум и др.), т.е. допускает разные уровни интеграции, например по степени либерализации внешней торговли; • в-четвертых, идеология тихоокеанского «открытого» регионализма, развитая в СТЭС и ТЭС, рассматривает региональную интеграцию как элемент экономического глобализма. При этом эволюция мировой экономики предстает как процесс постепенного объединения и взаимопроникновения региональных экономических союзов. Концепция «открытого регионализма» предполагает также, что внутри тихоокеанского региона снимаются ограничения на движение товаров, капиталов, рабочей силы, принимаются обязательства по отказу от протекционизма, стимулируются внутрирегиональные экономические связи.
Господство РС в мировом производстве делает их лидерами во всех направлениях межд. эконом. отношений. В области миграции раб. силы РС- принимающая сторона. В группе РС сложилась «триада» из США, ЕС и Японии. Это-«центр силы» мир-ой экономики. ЕС –ядро западноевропейской интеграции, наиболее развитое и совершенное интеграционная группировка в мире. Развитие ее интеграции происходит вглубь (от низших форм интеграции (зона свободной торговли, таможенный союз) к высшим (эконом. и валютный, политич. союз)) и вширь. США занимает 1-е место в мире по объемам внешней торговли товарами и услугами. Их главная движущая сила- НТП. Америк. компании занимают 1-е место по суммарным объемам инвестиций в НИОКР (научно-исследов. и опытно- конструк. работы). Япония имеет ряд специфических черт в соц.-эконом. укладе, главная-долговремен. контракты. Япония все дальше уходит к обмену готовыми пром. изделиями. Несмотря на большой объем и устойчивость связей, процесс настоящей региональной интеграции Японии с соседями не происходит. Развивающиеся страны («переферия»). Сохраняют определенные общие признаки соц.-эконом. отставания (многоукладность хоз-ва, традиц. формы собств-ти и обществ-х институтов, низкая производ-ть обществ-го труда).
На характер и движущие милы интеграции влияют особенности стран. Основная причина интеграции - требования высокоразвитых производительных сил, переросших рамки национальных хозяйств. Экономическая интеграция развивается в региональном аспекте.Формы интеграции:В промышленно развитых странах межгосударственная интеграция и интеграция на микроуровне (частные зарубежные инвесторы).Межгосударственные интеграционные объединения возникают как зоны свободной торговли. Их цель заключается в ликвидации препятствий во взаимной торговли входящих в них стран. Или как таможенные союзы, в которых принимаются меры таможенной и налоговой защиты своих внутренних рынков от конкуренции третьих стран.В своем развитии интеграционный процесс проходит несколько стадий. Создание единого рынка с благоприятными условиями для торговли и движения капитала и рабочей силы, образование экономического и валютного союза.В промышленно развитых странах интеграционный процесс более всего развит в ЕС и в Северной Америке (НАФТА).Региональная интеграция приводит к значительной экономии на масштабах производства (если же производится один вид продукции, то конкуренция способствует более эффективному преобразованию производства).В Азии, Африке и Лат.
С одной стороны, происходит нарастание глобального процесса интернационализации хозяйственной жизни, а с другой - экономическое сближение стран на региональной основе приобретает форму экономической интеграции. Региональная интеграция, вырастающая на базе интернационализации производства и капитала, в то же время выражает определенную дивергенцию в системе мирового рынка, то есть параллельную тенденцию, развивающуюся рядом с более глобальной. Она представляет собой если не отрицание глобального характера мирового рынка, тем не менее, в определенной мере попытку замкнуть его в рамках группы развитых государств-лидеров. Речь идет о качественном сдвиге, обусловленном, с одной стороны, растущими экономическими потребностями к хозяйственному сближению разных стран, с другой - всеохватывающим характером углубления противоречий в рамках мировой системы. Выход из этих противоречий, как и задачи, диктуемые ускорением интернационализации национальных хозяйственных комплексов, современное рыночное хозяйство стремится решить через посредство региональной экономической интеграции.
Минимальный набор принципов позволит странам вводить более строгие или разнообразные национальные нормы Нельзя сказать, что общий европейский рынок является в настоящий момент образцом полной открытости – до сих пор некоторые государства и хозяйствующие субъекты стремятся тем или иным способом ограничить свободу торговли или эффективную конкуренцию с целью поддержки национальных производителей либо получения монопольной прибыли. Но вместе с тем, проводя как торговую, так и конкурентную политику в межнациональных отношениях, государства-члены ЕС добились впечатляющих результатов в процессе региональной интеграции, что в первую очередь выражается в объемах взаимной торговли, возросших с порядка 46% в общем объеме торговли в 1960 г. до около 63% в 1996 г. . ЗАКЛЮЧЕНИЕ Во-первых, необходимость вмешательства государства в экономику и цели такового определяются целым комплексом причин микро- и макроэкономического характера и в основном связаны с преодолением провалов рынка. В процессе государственного регулирования экономики (ГРЭ) выделяют субъекты, объекты, цели и инструменты. Субъектами являются носители, выразители и исполнители экономических интересов.
Остальные советские печатные издания лишь повторяли позицию этих газет, в основном перепечатывая информацию ТАСС. Изучение советской прессы позволит, как представляется, выяснить, каким образом выглядела Югославия и ее народ в связи с данными событиями в глазах советского общества. В качестве вспомогательных материалов в статье были использованы опубликованные документы российских и югославских архивов, а также газет "Труд" и "Комсомольская правда". Прежде чем приступать к рассмотрению материалов прессы, следует в общих чертах изложить предысторию заключения советско-югославского договора о дружбе и ненападении. В 1930-х гг. Королевство Югославия находилось в сложном положении. Внутренняя нестабильность, вызванная нерешённостью этнических и социальных проблем, дополнилась после прихода национал-социалистов к власти в Германии шаткостью внешнеполитического положения. Попытки балканских стран упрочить свои позиции путём региональной интеграции не сулили весомых перспектив. Поэтому югославское правительство было вынуждено вести более активный диалог с внешними силами, в особенности с Германией и Советским Союзом, который, продолжая традиции Российской империи и постепенно восстанавливая после гражданской войны прежний вес на международной арене, стал претендовать на ведущие роли в данном регионе, вступая тем самым в столкновение с традиционным германо-австрийским влиянием на Балканах.
![]() | 978 63 62 |