![]() 978 63 62 |
![]() |
Сочинения Доклады Контрольные Рефераты Курсовые Дипломы |
РАСПРОДАЖА |
все разделы | раздел: | Философия |
Соотношение социального и биологического в человеке | ![]() найти еще |
![]() Молочный гриб необходим в каждом доме как источник здоровья и красоты + книга в подарок |
Внушение это процесс воздействия на психическую сферу человека, связанный со снижением сознательности и критичности при восприятии и реализации внушаемого содержания, с отсутствием целенаправленного активного его понимания, развернутого логического анализа и оценки в соотношении с прошлым опытом и данным состоянием субъекта. Содержанию сознания, усвоенному но механизму внушения, в дальнейшем присущ навязчивый характер, оно с трудом поддается осмыслению и коррекции, представляя собой совокупность внушенных установок (Д.Узнадзе). Любое внушение должно обязательно быть уверенным, максимально искренним л правдивым. Любые признаки неуверенного внушения полностью снимают весь внушаемый эффект. Содержание внушения всегда социально детерминировано, так как оно определяется идеологией, моралью и общественной ситуацией того общества, в котором находятся все участники процесса внушения. Человек существо общественное, а не только социально-биологическое, поэтому следует обязательно знать общественные, политические и иные взгляды, симпатии и антипатии внушаемого лица, чтобы не вызвать психологическое сопротивление, повышение активности сознания и, как следствие, полный выход из состояния суженного сознания, то есть состояния повышенной внушаемости
ПОНЯТИЕ ЛИЧНОСТИ ПРЕСТУПНИКА И ЕЕ КРИМИНОЛОГИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ Личность преступника. Что подразумевается этим словом? Существуют различные определения этого понятия, криминологическое же учение исходит из того, что личность как целостное образование представляет собой социальное качество человека. Оно формируется в процессе общественных отношений, т.е. является продуктом социализации человека, а не приобретается с момента рождения. При этом в человеке уживаются социальное и биологическое начала. И в соотношении социального и биологического, биологическое находится в подчиненном отношении к социальному и выступает в нем в преобразованном, «очеловеченном» виде. Из этого можно сделать вывод, что природа и сущность человека - не тождественные понятия. Ведь, в то время как первое включает в себя генетические и социальные связи человека, второе охватывает лишь существенные социальные признаки. Хотя нельзя отрицать, что социальные признаки включают в себе особенности биологического, психологического порядка. Как уже говорилось ранее, личность включает в себя совокупность сторон внутренней (сознание) и внешней (деятельность).
По мысли Бердяева и Шестова, все учения о человеке, рассматривающие его в соотношении с природой или обществом, а не самого по себе, недостаточны. Согласно П., существование индивида, вплетённое в сложную сеть общественных отношений, подчинённое социальным изменениям, исключает для него возможность утвердить своё неповторимое «Я». П. различает понятия индивида и личности. Человек как часть рода, как часть общества есть индивид; о нём — биологическом или социальном атоме — ничего не известно, он лишь элементная часть, определяемая соотношением с целым. Человек же как личность может утвердить себя только путём свободного волеизъявления, посредством воли, которая преодолевает и конечность жизни человека, и социальные перегородки как бы изнутри человека. Таким образом, в основе учения П. о личности лежит тезис о свободе воли . С позиций П. вопрос о закономерностях социального развития не может быть решен рациональным познанием. Решение всегда исходит из личности, предполагает направление воли, выбор, нравственную оценку. «..
В контрольной работе рассматриваются: понятие личности преступника; соотношение социального и биологического в личности преступника; криминологическая характеристика личности преступника; классификация и типология личности преступника. 1. Понятие личности преступника Личность преступника, с одной стороны, понятие общесоциологическое, с другой - юридическое. Это означает, что личность преступника нельзя рассматривать в отрыве от социальной сущности человека, вне связи со всей системой общественных отношений, участником которых он является. Под их воздействием формируется не только его социальный облик как целостное единство конкретного лица, но и образующие его нравственно-психологические черты и свойства (взгляды, убеждения, ценностные ориентации, жизненные ожидания, интеллектуальные и волевые свойства). Это происходит независимо от того, воспринимает или осознает индивид данный процесс. Поэтому личность преступника следует воспринимать как продукт реальной действительности (хотя и нежелательный, и даже враждебный по отношению к обществу), имеющий свою социальную природу .
Исходными положениями, определяющими содержание личности безопасного типа поведения, являются возможности и способности человека удовлетворять потребности в самореализации, самоопределении, самоутверждении, самостоятельности и самооценке, составляющими ядро личности. По качествам, присущим личности, люди делятся на тех, у кого эти возможности и способности есть, а также в зависимости от того, в какой степени они ограничены. Существуют два аспекта, ограничивающих наши возможности: психофизиологический и социальный. Психофизиологическим аспектом, или стороной, личности безопасного типа поведения выступает психическая деятельность мозга человека, соотношение социального и биологического в психике личности. Сталкиваясь в процессе жизнедеятельности с различными обстоятельствами, которые могут быть обыденными ситуациями и ситуациями экстремального характера (временные, требующие большого напряжения всей силы воли человека), человек неподготовленный будет иметь большие сложности, его поведение трудно предугадать, что может привести к опасным действиям по отношению к себе, людям, природе и обществу
Одна из этих понятий сформировалось в контексте биологических, другое - социальных наук, но и то и другое относится к индивиду как представителю вида «человек разумный» и как члену общества. Вместе с тем в каждом из этих понятий фиксируются в разные системы свойств человека: в понятии организм – структура человеческого индивида как биологической системы, в понятии личности его включенность в жизнь общества. Как уже отмечалось исследуя формирование и развитие личности, отечественная психология исходит из марксистского положения личности как социальном качестве индивида. Вне общества это качество индивида не существует, а потому вне анализа отношений индивид – общество не может быть понятым. Объективным же основанием личностных свойств индивида является система общественных отношений, в котором он живет и развивается. Еще более многообразным и многоплановым отношения психического к социальному. Соотношение социального и биологического в психике человека многомерно, многоуровнево и динамично. Оно определяется конкретными обстоятельствами психического развития индивида и по-разному складывается на разных ступенях этого развития и на разных его уровнях.
Это затрудняет изучение тройственной структуры «биологическое – психическое – социальное». Соотношение социального и биологического в психике человека многомерно и многоуровнево. Оно определяется конкретными обстоятельствами психического развития индивида и по-разному складывается на различных ступенях этого процесса. Вернемся теперь к вопросу о психологической сущности личности. Охарактеризовать, что такое личность именно в ее содержательном психологическом плане, оказалось непростой для науки задачей. Решение этого вопроса имеет свою историю. Теории личности. Одним из самых популярных подходов к рассмотрению личности является типологический. Еще с античных времен люди пытались связать какие-то аспекты личности с физическими особенностями человека. Таким образом, выделялись различные типы личности и совокупности личностных черт, которые должны быть присущи этим типам. Среди типологических классификаций, разработанных в XX в., следует отметить типологии Кречмера (1925) и Шелдона(1954). Эти психологи предприняли попытку связать поведение человека с его физической конструкцией.
Видный отечественный психолог Б.Ф.Ломов развивая системный подход к пониманию сущности личности, пытается вскрыть всю сложность и неодназнач ность решения проблемы соотношения социального и биологического в личнос ти. Его взгляды на эту проблему сводятся к следующим основным положениям. Исследуя развитие индивида, психология, конечно не ограничивается анализом только отдельных психических функций и состояний. Её прежде всего интере- сует формирование и развитие личности человека. В этой связи проблема соот- ношений биологического и социального выступает преимущественно как проблема организм и личность. Одно из этих понятий сформировалось в контексте биологических, другое – социальных наук, но и то и другое относит- ся к индивиду как представителю вида «человек разумный» и как члену общест ва. Вместе с тем в каждом из этих понятий фиксируются разные системы свойств человека: в понятии организм – структура человеческого индивида как биологической системы, в понятии личность – его включённость в жизнь общества. Как уже отмечалось, исследуя формирование и развитие личности, отечественная психология исходит из марксистского положения о личности как социальном качестве индивида.
Биологическое и социальное в человеке. Не трудно видеть, что в подпочве разных пониманий сути антропосоциогенеза таится вопрос о соотношении биологического и социального в человеке, или, говоря иначе, вопрос о природе человека. В философской литературе сложились две позиции по этому вопросу. Согласно одной, природа человека всецело социальна. Согласно другой, она не только социальна, но и биологически нагружена. При этом речь не идет о том, что жтзнедеятельность человека имеет и биологические детерминанты, определяющие зависимость от набора генов, баланса вырабатываемых гормонов, обмена веществ и бесконечного множества других факторов. Существование этих факторов признают все. Речь идет о том, существуют ли биологические запрограммированные протосоциальные схемы поведения человека. Вопрос этот очень сложный и запутанный. Сторонники и того и другого подходов черпают доводы из серьезных источников. Сторонники первого, утверждая, что человек рождается с единственной способностью, «способностью приобретать человеческие способности» (выражение А.Н.Леонтьева) ссылаются на эксперимент, поставленный самой природой и продолженный человеком.
Биологическое сказывается на индивидуальности человека, на развитие его некоторых способностей- наблюдательность, формы реакции на внешний мир. Все эти силы передаются от родителей и дают человеку саму возможность существования в мире. Под социальным в человеке философия понимает, прежде всего, его способности мыслить и практически действовать. Сюда относится и духовность, и отношение к внешнему миру, гражданская позиция. Все это вместе составляет социальные силы человека. Они приобретаются им в обществе через механизмы социализации, т.е. приобщения к миру культуры как кристаллизации духовно- практического опыта человечества, и реализуются в ходе разнообразной деятельности. Распространено три позиции по вопросу соотношения социального и биологического. Первый подход- это биологизаторская трактовка человека (З.Фрейд, Ф.Гальтон). Основными в человеке предлагается считать его природные качества. Все, что есть в поведении и действии людей, - все это обусловлено их наследственными генетическими данными. Второй подход представляет собой преимущественно социологизаторскую трактовку человека (Т.Мор, Т. Кампанелла). Его сторонники либо полностью отрицают биологическое начало в человеке, либо явно недооценивают его значение.
Эта сторона развилась на основе и в единстве с первой, но не сводится к ней. Из необходимости совместного труда возникла необходимость общения, затем речь устная и письменная. Это положило начало абстрактному мышлению.Тем не менее, непонятно, на какой стадии и в результате какого скачка появилось сознание, что и отличает чел от животного. Сознание есть особое онтологическое понятие, свойственноеисключительно человеку, и появившееся из психики высших животных, но не сводимо к ней. Возникает проблема соотношения биологического и социального в человеке, его месте в ряду друг жив существ. Биологическое выражается в генах, нервно-мозговых процессах, обмене веществ и тд. Каждый при рождении обусловлен генотипом, стоит вопрос, сколько определяется им. По наследству передаются внешние физические признаки, некоторые психические качества, иногда одаренность. Исследования близнецов, разлученных в малом возрасте, показали, что определяется очень многое. При этом задатки есть только возможность и предпосылка, но не действительность.
Если мы начинаем рассматривать основные компоненты статистической структуры личности в их движении, изменении, взаимодействии и живой циркуляции, то тем самым совершаем переход от статистической к динамической структуре личности. Наиболее распространенной является предложенная К.Платоновым концепция динамической функциональной структуры личности. Которая выделяет детерминанты, определяющие те или иные свойства и особенности психики человека, обусловленные социальным, биологическим и индивидуальным жизненным опытом (табл.1). Таблица 1 Динамическая структура личности по К. Платонову Название Подструктуры Соотношение Уровень Виды подструктур подструктур социального анализа формирова- ы и ния биологи-чес кого Направление Убеждения, Биологичес- Социально- Воспитание личности мировоззре- кого почти психоло-ги ние, идеалы, нет ческий стремления, интересы, желания Опыт Привычки, Значительно Психолого- Обучение умения, больше педагоги- навы- ки, социального ческий знания Особенности Индивиду- Упражнения психических Воля, Чаще больше ально- процессов чувства, социального психологи- восприятие, ческий мышление, ощущения, эмоции, Биопсихичес память Психофи-зи Тренировка -кие ологиче-ск свойства Темперамент, Социального ий половые, почти нет Нейропси- возрастные хологичес- свойства кий 2.
Биологическая и социальная детерминация человека проявляется не только на метаболическом, соматическом, нервно-физиологическом уровне, но и на психофизиологическом, интеллектуальном и личностном. Происходит ускорение темпа умственного развития и практической активности во взаимосвязи со сложными системами информационных воздействий, испытываемых человеком, что, конечно, зависит от развития общества. Личность формируется как представитель определенной социальной среды, исторической эпохи. Продуктом общественно-исторического развития человечества, как полагал Ананьев, является юность, которая в цивилизованном обществе с высоким уровнем материального обеспечения становится более продолжительным возрастным периодом жизни. Трудность в определении границ юности, как возрастного периода в едином цикле человеческой жизни, можно объяснить неравномерностью в соотношении физического созревания организма и психического развития, что сказывается на разновременном становлении умственной, нравственной и трудовой зрелости. По-разному происходит процесс взросления, достижения зрелости юношами, обучающимися в общеобразовательной и профессиональной школе. Цивилизованное общество проявляет заботу о будущем поколении, своей смене, которая должна быть подготовлена к жизни в этом обществе, когда придется сменить старшее поколение.
Продолжая тему антропосоциогенеза, т. е. происхождения человека, нам не миновать проблемы СООТНОШЕНИЯ В НЕМ БИОЛОГИЧЕСКОГО И СОЦИАЛЬНОГО НАЧАЛ. Пожалуй, никто не оспаривает того факта, что человек двойственен: он и животное и не животное. На привычном нам языке человек — это существо ПРИРОДНОЕ И СОЦИАЛЬНОЕ. Но как соотносятся эти два начала в человеке, две его природы? При ответе на этот вопрос существуют две крайности. Одна из них сводит человека к животному, плотскому началу. Так, З. Фрейд полагал, что во всех сферах жизни, включая высшие, человек движим главным образом животными инстинктами. Противоположный подход недооценивает, а то и вовсе игнорирует биологические основы существования человека и его деятельности. Они объявляются чем-то несущественным, сопутствующим. В то же время особо подчеркивается значение общественного, социального в человеке. В этом утверждении есть свои резоны. Социальными причинами можно, в частности, объяснить некоторые биологические особенности человека. Так, в развитых странах наблюдается акселерация, т. е. ускоренное созревание людей. И, наоборот, в неразвитых регионах происходит их физическое вырождение. Корни подобных явлений уходят в социальную сферу.
Под биологическим в человеке принято понимать анатомию его тела, физиологические процессы в нем. Биологическое образует природные силы человека как живого существа. Биологическое сказывается на индивидуальности человека, на развитие его некоторых способностей- наблюдательность, формы реакции на внешний мир. Все эти силы передаются от родителей и дают человеку саму возможность существования в мире. Под социальным в человеке философия понимает, прежде всего, его способности мыслить и практически действовать. Сюда относится и духовность, и отношение к внешнему миру, гражданская позиция. Все это вместе составляет социальные силы человека. Они приобретаются им в обществе через механизмы социализации, т.е. приобщения к миру культуры как кристаллизации духовно- практического опыта человечества, и реализуются в ходе разнообразной деятельности. Распространено три позиции по вопросу соотношения социального и биологического. Первый подход- это биологизаторская трактовка человека (З.Фрейд, Ф,Гальтон). Основными в человеке предлагается считать его природные качества.
К биологизаторским концепциям относятся расизм, а также довольно влиятельный в конце прошлого и начале нынешнего столетия социал-дарвинизм. Его сторонники пытались объяснить явления общественной жизни опираясь на учение Дарвина о естественном отборе и эволюции. Социологизаторские концепции рассматривают биологическое как нечто второстепенное, от чего возможно абстрагироваться при изучении человека, и более того, как сырой материал, которым можно бесконечно манипулировать во имя достижения того или иного социального идеала. Характерное для социологизаторских трактовок пренебрежение к биологическому в человеке отчасти коренится в христианской традиции, в которой духовное резко противопоставляется телесному, плотскому, как возвышенное - низменному. Позиция марксизма в вопросе о соотношении социального и биологического следующая: Маркс подчеркивал, что определяющим в человеке является социальное. Человек и общество неразрывны: только в обществе он реализуется как человек. Сознание и мышление человека возникают как общественный продукт и следовательно оказываются вторичным по отношению к общественному бытию.
Обусловленное социальными отношениями биологическое развитие человека осуществляется как путем вовлечения в естественно-исторический процесс функционального уровня биологии человека, так и посредством изменений условий действия общебиологических механизмов. Оптимизация функциональной биологии создает необходимые предпосылки не только для более полного раскрытия человечества, но и последующего преобразования генетически детерминированной адаптивной нормы человека как биологического вида. Солидаризуясь с вышеназванными авторами по поводу создания междисциплинарной комплексной науки в изучении человека, К.Е.Тарасов и Е.К.Черненко обращают внимание на исследование закономерностей соотношения социальных и биологических факторов в индивидуальной и общественной жизни, социальной обусловленности биологической основы возникновения и развития человеческого организма, путей и методов управления обществом, биологическим развитием человека . Приобретает актуальность вопрос о том, как учесть достижения биологии в рассмотрении взаимодействия организма и среды без опаски биологизаторства, поскольку приобщение биологического знания к проблеме человека “обременено” общественной детерминацией жизнедеятельности и социальной сущностью последнего. “Биосоциальный характер жизнедеятельности человека порождает целый ряд принципиальных вопросов познавательного свойства, относящихся к компетентности философского обобщения результатов конкретных наук.
Предельно обобщая, можно сказать, что классическая интерпретация психики сводилась, как правило, к двум основным моментам она понималась, во-первых, как механизм отражения объективной, противостоящей человеку реальности и, во-вторых - как механизм адаптации индивида к этому объективному миру. Сдвоенная работа именно этих двух механизмов как раз и задает все содержание психического - ее структур, функций, свойств, процессов. Подобная интерпретация фактически и определяет облик современной, если можно так сказать, "психологии психики", которая ставит в один ряд и психику человека, и психику дождевого червя, что по-житейски "душа не принимает". Можно возразить, конечно, что все не так просто, что помимо всеобщей природной обусловленности психики человека всегда учитывались также ее социальная и общекультурная детерминированность. Отсюда и знаменитая проблема о соотношении биологического и социального в человеке, и поиск объяснительных принципов психического в других системах знания: в логике, биологии, философии, культурологии, кибернетике и др.
![]() | 978 63 62 |