![]() 978 63 62 |
![]() |
Сочинения Доклады Контрольные Рефераты Курсовые Дипломы |
РАСПРОДАЖА |
все разделы | раздел: | Экскурсии и туризм |
Этногенез, расселение и особенности культуры башкир на Урале | ![]() найти еще |
![]() Молочный гриб необходим в каждом доме как источник здоровья и красоты + книга в подарок |
Одна из классификаций людей в истории развития мировой цивилизации делит людей на расы. По другой люди делятся по принадлежности к различным этносам. Этнос социальная общность, исторически сложившаяся на определенной территории, осознающая свое этническое единство и обладающая относительно стабильными особенностями культуры, в том числе общим языком. В основе существования этносов осознание ими своей целостности. Две исторические формы этнической общности людей племя и нация. В основе племенного разобщения людей по территории расселения, культуре и языку лежат родовые отношения. С переходом от первобытной формации к экономической, основанной на товарно-денежных отношениях, этнос в виде племени превращается в этнос в виде нации. Отличие нации от племени: объединяет людей, характеризуется социальным неравенством; возникновением государства, четких границ расселения, наличием публичной власти и других атрибутов государства, распространением культуры, традиций и обычаев, внедрением государственного языка; формированием и развитием национальной гордости, проявлением национализма и шовинизма
Среди социальных наук экономика является наиболее математизированной. За привычным для экономистов языком цифр, графиков и формул все труднее и труднее видеть собственно человеческое бытие, которое, по выражению К. Маркса, определяет сознание. По всей видимости, последнее не приложимо к сознанию самих экономистов, ибо экономические теории буквально правят миром. 21. ЭТНОГРАФИЯ (этнология, культурная антропология) Этнография - наука, изучающая бытовые и культурные особенности народов мира, проблемы происхождения (этногенез), расселения (этнография) и культурно-исторических взаимоотношений народов. В отличии от социологов этнографы чаще всего изучают "чуждую" для себя культуру, что дало основание Л.Н. Гумилеву заметить, что этнография - это наука о людях на нас не похожих. Оформилась как наука в 19-м веке с возникновением эволюционной школы, появлением исследований Л.Г.Моргана труда Ф.Энгельса "Происхождение семьи, частной собственности и государства". Но уникальные сведения об обычаях и хозяйстве разных народов древнего мира, включая живших на Русской равнине скифов, сарматов, невров и андрофагов. "По своему стремлению изображать людей всех стран, всех народов Герадот является одной из самых привлекательных фигур античного гуманизма"61.
Жилища наверняка есть… Если их удается проследить, как в Южной Сибири, на Енисее, — это жилища типа чумов или индейских вигвамов. Заселяется Америка, и в ней тоже нет ничего похожего на удивительный мир приледниковой Европы. ПОЧЕМУ?! Ответов может быть два: 1) Европа — особенный регион, в котором происходит то, чего не может произойти больше нигде. Правда, непонятно, почему; 2) Европу населяют особенные люди. Они могут то, чего не может больше никто. И тоже по непонятной причине. Видимо, оба ответа имеют право на существование. Европа и правда какое-то «заколдованное» место: кто в него ни попадет, тут же становится лидером мирового развития. Но ведь и нордическая раса — тоже особенная раса. Мальта и Буреть как будто нарушают эту закономерность: люди с внешностью и расовым типом жителей Северной Азии, а культура — почти верхний палеолит Европы. Но это явление вполне можно объяснить переселением из Европы сапиенсов — носителей верхнепалеолитической культуры. На Урале верхний палеолит вполне определенно был. Какие-то группы людей вполне могли проникать и к востоку от Урала
Древнетюркские предки башкир, испытавшие на прародине влияние монголов и тунгусо-маньчжуров, до прихода на Южный Урал кочевали на юге Западной Сибири, в Казахстане, затем в приаральско-сырдарьинских степях, вступая в контакты с печенежско-огузскими и кимако-кыпчакскими племенами. С конца 9 - в начале 10 века башкиры живут на Южном Урале с прилегающими с Запада, Юга и Востока степными и лесостепными пространствами. С 9 в. становится известным этноним "башkорт". По мнению многих исследователей, он берет начало от имени известного по письменным источникам военачальника Башгирда, под предводительством которого башкиры объединились в военно-политический союз и затем начали осваивать современные территории расселения. Другое название башкир ("иштэк" или "истэк") предположительно также было антропонимом. На Южном Урале башкиры частью вытеснили, частью ассимилировали аборигенное (финно-угорское, иранское) население, вступили в контакт с камско-волжскими болгарами, оседлыми племенами Урало-Поволжья и Западной Сибири. В 10 веке в среду башкир начал проникать ислам, ставший в 14 веке господствующей религией. Ко времени татаро-монгольского нашествия (13 век) процесс формирования башкирского этноса в основном завершился, благодаря чему башкиры в тяжелых условиях господства Золотой Орды сохранили этнокультурную самобытность и этническое самосознание. 2. АНТРОПОЛОГИЧЕСКИЙ ТИП БАШКИР.
А если нельзя в два — три и даже в десять лет поднять существенно русскую культуру, то как же можно требовать ускоренного поднятия культуры в областях нерусских, отсталых, малограмотных? Разве не ясно, что девять десятых “вины” падает тут на обстановку, на отсталость, что с этим, как говорится, нельзя не считаться. О “левых” и правых. Есть ли они в коммунистических организациях в областях и республиках? Конечно, есть. Этого отрицать нельзя. В чем состоят грехи правых? Они состоят в том, что правые не представляют и не могут представлять противоядия, надежного оплота против националистических веяний, развивающихся и усиливающихся в связи с нэпом. То, что султан-галиевщина имела место, то, что она создала некоторый круг своих сторонников в восточных республиках, особенно в Башкирии и Татарии, — это с несомненностью говорит о том, что правые элементы, которые там, в этих республиках, представляют преобладающее большинство, не являются достаточным оплотом против национализма. Следует помнить, что наши коммунистические организации на окраинах, в республиках и областях, могут развиться и стать на ноги, сделаться настоящими интернационалистическими марксистскими кадрами только в том случае, если они преодолеют национализм
Особенности культуры жизнеобеспечения немцев в условиях иноэтничного окружения (Верхнее Приобье, первая треть XX в.) Майничева А. Ю. В первой трети XX в. расселение немцев в сельских районах Верхнего Приобья (в границах современной Новосибирской обл.) приобрело преимущественно дисперсный характер, что было связано с приселением немецких семей в уже существующие деревни, а также объединением нескольких поселений на основе образования колхозов. Так, например, пос. Эстонка (Болотнинского р-на Новосибирской обл.) был образован путем слияния нескольких эстонских и немецких хуторов. В результате, немцы неизбежно оказывались в иноэтничном окружении, что оказало влияние на развитие их культуры. Своеобразие складывавшихся этноэкологических систем в большой степени определялось как кратковременными контактами немцев с соседствующим русским старожильческим и разнородным переселенческим населением, так и появлением смешанных семейных союзов (в изучаемом регионе немецко-русских, немецко-эстонских). Полевые исследования автора 1997–1999 гг. дали новые материалы, позволяющие охарактеризовать различные компоненты культуры жизнеобеспечения, включая домостроение и питание.
Для ассистента и заведующего Музеем ИМК ТГУ Е.М. Пеняева это был первый самостоятельный опыт руководства археологическими раскопками. Полевые дневники и отчет о раскопках городища Тургай, произведенных Е.М. Пеняевым в 1946 г., хранятся в Музее археологии и этнографии Сибири ТГУ и Томском краеведческом музее . В результате проведенных археологических раскопок (12 курганов с 29 погребениями вблизи д.Балагачево и 20 курганов с 24 погребениями вблизи д. Тургай) удалось установить по особенностям культуры и погребальной обрядности, что эти памятники принадлежат чулымским тюркам и хорошо датируются первой половиной XVII века. При раскопках у д.Тургай была обнаружена архаичная керамика, заставившая пересмотреть некоторые установившиеся понятия. "Благодаря счастливой случайности, что под курганами совершенно бесспорно установлены следы более древнего поселения, мы получили возможность уточнить хронологию западносибирских типов керамики, чем и будет в дальнейшем специально заниматься Е.М. Пеняев. Сейчас уже можно сказать, что ряд типов, которые было принято относить к довольно отдаленному прошлому, нужно признать бытовавшими в сравнительно недавнее время", - писал А.П. Дульзон 20 декабря 1946 г. . После подведения итогов экспедиции 1946 г. проблема этногенеза народов Причулымья оказалась в центре внимания группы исследователей ТГУ и ТГПИ.
Центральным пунктом евразийских культурно-исторических концепций является идея “месторазвития”, согласно которой социально-историческая среда и географическое окружение сливаются воедино. С этой точки зрения всемирная история предстает как система мест развития; причем отдельным “местам развития” присущи свои определенные формы культуры независимо от национального состава и расового происхождения народов, проживавших там. Иными словами, отдельные “места развития” становятся “культурно- постоянными”, становятся носителями особенного, только им присущего типа культуры. По мнению евразийцев, всем великим державам, которые существовали на евразийских равнинах, характерен один и тот же тип военной империи. Такими были государства скифов, гуннов, монголов, татар, Московское царство и Российская Империя. Истоками русской государственности и культуры они считали Золотую Орду и Византию. В наше время, определенное созвучие с идеями евразийцев имеют исследования Л. Гумилева о влиянии географической среды на этногенез и развитие культуры. Этногенез он считает биосферным и ландшафтным явлением, проявлением наследственного признака “пассионарности” — органической способности людей к напряжению, жертвам ради высокой цели. Сам себя Л. Гумилев называет последним евразийцем, ибо он своими научными исследованиями подкреплял аргументы своих предшественников, внося наряду с этим и новое слово в науку. Л. Гумилев усиливает аргументацию Н.С. Трубецкого о том, что не существует общечеловеческой культуры, подчеркивая идею евразийства о развитии национальной культуры, обращаясь к теории систем.
Культурный лаг - неравномерность развития отдельных частей культуры. Этногенез и культура. Из теории этногенеза Гумилева следует, что на особенности культуры оказывает фаза этногенеза. Так, для более “молодых” этносов характерны больший этноцентризм, направленность на достижение успеха, пренебрежение безопасностью, ориентации на личный характер отношений и т.д. Для более “зрелых” - ориентация на аттрактивные ценности, безопасность, развитие формальной стороны взаимоотношений между членами общества (законы) Таким образом, один и тот же этнос, находясь в различных фазах этногенеза будет характеризоваться особенностями культуры в рамках каждой фазы. Современное общество основывается на широком разделении труда и функций людей в процессе общественного воспроизводства. В соответствии с этим они различаются по месту, которое они занимают в обществе. Это различие фиксируется в понятии статус. Статус обобщенная характеристика. В современном обществе оно охватывает профессию, экономическое и политическое положение, демографические признаки человека. Каждому статусу предписаны определенные права и обязанности.
Другие предприятия полного цикла находятся в Чусовом, Серове, Алапаевске, Белорецке и других центрах. Высокая концентрация металлургического производства имеет и крайне отрицательные последствия: резкое ухудшение экологической ситуации, проблемы водоснабжения, расселения населения, транспорта и др. Поэтому дальнейшее наращивание мощностей металлургических предприятий нецелесообразно, особенно на Южном Урале, где в настоящее время сосредоточено основное производство и ощущается недостаток водных ресурсов. Цветная металлургия также является отраслью рыночной специализации Уральского экономического района. Она отличается очень высоким уровнем развития и представлена производством меди, цинка, никеля. На Урале производятся добыча и обогащение никелевых руд, выплавка металлического никеля и металлоизделий. Алюминиевая промышленность Урала обеспечивается собственным сырьем. Машиностроительный комплекс Урала — крупная отрасль его рыночной специализации, занимает ведущее место в структуре промышленного производства УЭР.
Центральным пунктом евразийских культурно-исторических концепций является идея "месторазвития", согласно которой социально-историческая среда и географическое окружение сливаются воедино. С этой точки зрения всемирная история предстает как система мест развития; причем отдельным "местам развития" присущи свои определенные формы культуры независимо от национального состава и расового происхождения народов, проживавших там. Иными словами, отдельные "места развития" становятся "культурно-постоянными", становятся носителями особенного, только им присущего типа культуры. По мнению евразийцев, всем великим державам, которые существовали на евразийских равнинах, характерен один и тот же тип военной империи. Такими были государства скифов, гуннов, монголов, татар, Московское царство и Российская Империя. Истоками русской государственности и культуры они считали Золотую Орду и Византию. В наше время определенное созвучие с идеями евразийцев имеют исследования Л. Гумилева о влиянии географической среды на этногенез и развитие культуры. Этногенез он считает биосферным и ландшафтным явлением, проявлением наследственного признака "пассио-нарности" - органической способности людей к напряжению, жертвам ради высокой цели. Сам себя Л. Гумилев называет последним евразийцем, ибо он своими научными исследованиями подкреплял аргументы своих предшественников, внося наряду с этим и новое слово в науку. Л. Гумилев усиливает аргументацию Н.С. Трубецкого о том, что не существует общечеловеческой культуры, подчеркивая идею евразийства о развитии национальной культуры, обращаясь к теории систем.
Алюминиевая промышленность Урала обеспечивается собственным сырьем. Алюминиевые заводы: Богословский (г. Краснотурьинск), Уральский (г. Каменск-Уральский) и другие. Для производства цинка в Уральском федеральном округе используется как местное сырье, представленное медно-цинковыми рудами, так и привозные концентраты. Крупный центр цинковой промышленности – Челябинск. Урал не покрывает своих потребностей в железной руде собственной добычей. Марганцевые руды на Урале не добываются. Структура производимого в районе проката нуждается в совершенствовании. Свыше 1/3 проката ввозится из других регионов. Не хватает листового проката, легированных сортов проката и др. Высокая концентрация металлургического производства имеет, кроме положительных сторон, крайне отрицательные последствия: резкое ухудшение экологической ситуации, проблемы водоснабжения, расселение населения. Поэтому дальнейшее наращивание мощностей производства нецелесообразно, особенно на южном Урале, страдающем от недостатка водных ресурсов, где в настоящее время сосредоточено основное производство.
На территории Башкирии можно различать следующие основные зональные типы растительности: 1) зоны смешанных и лиственных лесов, с подзонами хвойно-широколиственных и широколиственных лесов, развитыми главным образом в Предуралье; 2) зоны лесостепи в Предуралье, преимущественно с широколиственными, а в Зауралье с сосновыми и березовыми лесами; 3) зону степную с рядом мелких зональных вариантов. Характерной особенностью растительности Башкирии является еще и то, что по ее территории проходят восточные и южные границы многих европейских древесных пород, западные границы сибирских, а также северные границы некоторых степных растений. Сплошная полоса заходит здесь всего на север, а леса по Уральским горам продвигаются далеко на юг, причем леса нигде более в европейской части России не спускается до таких широт. Глава 2. Возможности развития видов туризма 2.1 Экологически-спортивный туризм К экологически-спортивному виду туризма можно отнести следующие путешествия: - горнолыжные - пешеходные - велосипедные - водные и т.д. Лыжные путешествия – специальные категорийные походы, предусматривающие прохождение маршрута на лыжах по равнинам, предгорьям и среднегорью.
Форма правления является ведущим элементом в форме государства, трактуемой в широком смысле слова. Характер формы правления в конечном счете зависит от типа общества. В обществах, не связанных экономическими узами обмена и вынужденных объединяться посредством централизованной государственной власти, естественной формой правления представляется монархия. Там, где форма правления не сопряжена с иерархической системой феодальной собственности на землю и ее верховным собственником в лице самого монарха, она принимает вид деспотии (например, государства восточных деспотий, основанных на азиатском способе производства). Для обществ, основанных на обменных отношениях между свободными, политически равными субъектами-собственниками, характерна республиканская форма правления. Форма правления обусловливается также конкретной расстановкой социально-политических сил и результатами борьбы между ними (действие этого фактора особенно ярко проявляется в революционные периоды, доказательством чего являются, в частности, падение монархических режимов в результате Великой французской революции 1789 г. или Февральской революции 1917 г. в России); историческими особенностями отдельных стран (вне исторического контекста невозможно, например, объяснить существование в современной Великобритании парламентской монархии); особенностями культуры народа, аккумулирующей исторический и политический опыт, обычаи и навыки жизни в условиях того или иного государства (например, трудности, которые встречает на своем пути становление демократической формы правления в России во многом могут быть объяснены спецификой ее общей и политической культуры); влиянием в стране политических процессов, в том числе военных (смена форм правления в ряде восточно-европейских стран в результате Второй мировой войны имела своей предпосылкой присутствие в этом регионе Красной армии).
В цивилизационном подходе существуют и иные теории, отличающиеся дуг от друга методами и критериями изучения, но все они в определенной степени примыкают к теориям вышеперечисленным. 3.1 ТЕОРИЯ Л. Н, ГумилеваВопрос о классификации государств (создаваемых народом различных политических образований в т. ч. и государств) был глубоко исследован Л. Н. Гумилевым. Он разработал оригинальную теорию по которой каждый народ (этнос) в своем развитие проходит определенные стадии, в каждой из которых имеет свои особенности культуры и, если так можно выразится, особенности народного характера. «Моя работа лежит между монографией и философией. Она – эмпирическое обобщение четырех статей и тридцати трактатов, а еще четырех монографий, выражающих суть диалектики природных процессов антропосферы». Так писал Л. Н. Гумилев в своей книге «Конец и вновь начало», в которой он обобщил содержание нескольких своих научных работ по проблемам зависимости человека от процессов происходящих в природе, незаметных нам, но имеющих на нас большое влияние. Л. Н. Гумилев исследовал обширный исторический материал, делая оригинальная, всегда логичные и непротиворечивые выводы.
Огромный общественный подъём послужил основой расцвета мощной культуры Высокого Возрождения. В сложных условиях первых десятилетий 16 в. сформировались принципы культуры и искусства нового стиля. Отличительной особенностью культуры Высокого Возрождения было необычайное расширение общественного кругозора её создателей, масштабность их представлений о мире и космосе. Меняется взгляд на человека и его отношение к миру. Сам тип художника, его мировоззрение, положение в обществе решительно отличаются от того, которое занимали мастера 15 в., ещё во многом связанные с сословием ремесленников. Художники Высокого Возрождения- не только люди огромной культуры, но творческие личности, свободные от рамок цехового устоя, заставляющие считаться со своими замыслами представителей правящих классов. В центре их искусства, обобщённого по художественному языку, образ идеально прекрасного человека, совершенного физически и духовно, не отвлечённый от действительности, но наполненный жизнью, внутренней силой и значительностью, титанической мощью самоутверждения.
Отсюда мотивы трагизма, обнаруживающиеся в творчестве У.Шекспира, М.Сервантеса, Микеланджело и др. В этом противоречивость культуры, отшедшей от антично - средневековых абсолютов, но в силу исторических обстоятельств еще не нашедших новых надежных устоев. Связь искусства и науки составляет одну из характернейших особенностей культуры Возрождения. Правдивое изображение мира и человека должно было опираться на их познание, поэтому познавательное начало играло в искусстве этой поры особенно важную роль. Естественно, что художники искали опору в науках, нередко стимулируя их развитие. Эпоха Возрождения отмечена появлением целой плеяды художников-ученых, среди которых первое место принадлежит Леонардо да Винчи. Постижение человеком мира, наполненного божественной красотой, становится одной из мировоззренческих задач возрожденцев. Мир влечет человека, поскольку он одухотворен Богом. Но в эпоху Возрождения существовала и другая тенденция – ощущение человеком трагичности своего существования. 4 Русский философ Н.Бердяев считал, что в эпоху Возрождения совершилось небывалое столкновение языческих и христианских начал человеческой природы.
Поскольку культурология – это интегративная область знания, вбирающая в себя результат исследования ряда междисциплинарных областей (социологической и культурной антропологии, этнографии, социологии, психологии, истории и др.), анализ реализуется посредством комплекса познавательных методов и установок. Один из этапов использования культурологических методов – сопоставление различных культур. При этом культуролог чаще всего обращается к методам философии, психологии, социологии, истории. Еще один этап культурологического анализа связан с выявлением синтетических, «ведущих», т.е. определяющих особенностей культуры: ее основной строй и устойчивость, важнейшие структуры и образцы. В предлагаемой работе я старалась рассмотреть проблему развития динамики канонов прекрасного в человеческом обществе. Мне потребовалось обратиться за помощью к некоторым культурологическим методам и подходам, как, например: - синтетически-культурологический метод, - исторический анализ эпох, - антропологический взгляд на проблематику, - отчасти герменевтический метод (в частности, при сравнении культуры античности как языческой культуры и культуры христианства).
![]() | 978 63 62 |