![]() 978 63 62 |
![]() |
Сочинения Доклады Контрольные Рефераты Курсовые Дипломы |
РАСПРОДАЖА |
все разделы | раздел: | Государственное регулирование, Таможня, Налоги |
Налоги с населения и их роль в условиях перехода к рынку | ![]() найти еще |
![]() Молочный гриб необходим в каждом доме как источник здоровья и красоты + книга в подарок |
При соответствующем эффективном спросе достаточно и средних способностей, и средней удачи. IV Я упомянул мимоходом, что новая система может оказаться более благоприятной для сохранения мира, чем старая. Стоит еще раз остановиться на этой стороне дела и подчеркнуть ее. Войны имеют разные причины. Диктаторы и прочие, кому войны сулят, как они по крайней мере надеются, приятное волнение, могут без труда играть на естественной воинственности народов. Но самое большое значение имеют, помогая им раздувать пламя народного гнева, экономические причины войны, а именно - чрезмерный рост населения и конкурентная борьба за рынки. Именно второй фактор, который, вероятно, играл основную роль в XIX в. и может сыграть ее опять, имеет наиболее непосредственное отношение к нашей теме. В предшествующей главе я указал, что в условиях laissez-faire внутри страны и при наличии международного золотого стандарта, что было характерно для второй половины XIX в., правительства не располагали никакими другими средствами для смягчения экономических бедствий в своих странах, кроме конкурентной борьбы за рынки
Переход к рыночной экономике создает предпосылки для роста личных доходов граждан. В этих условиях применяется прогрессивное налогообложение, позволяющее по мере увеличения заработков граждан изымать у них в увеличенных размерах денежные средства, необходимые для проведения социальных программ. Подоходное обложение физических лиц дополняется взиманием налога на имущество, который в условиях переходах рынку выполняет не только фискальную роль, но и служит своеобразным психологическим фактором, влияющим на поведение плательщика, осознающего себя собственником. Налог на имущество позволяет мобилизовать в распоряжение государства денежные средства наиболее состоятельных граждан. Благоприятные тенденции в развитии страны, ее экономический и социальный расцвет напрямую зависят от того, насколько быстро состоятельные владельцы имущества станут преобладающей частью российского общества. В налоговой системе страны после длительного перерыва восстановлен налог с наследств, которым с 1 января 1992 г. облагается имущество, переходящее гражданам в порядке наследования или дарения.
В качестве кредиторов на рынке К. д. выступают кредитно-финансовые учреждения, мобилизующие денежный капитал, который высвобождается в процессе кругооборота промышленного капитала (инвестиционные банки и тресты и др.), а также учреждения, привлекающие доходы и сбережения различных слоев населения. Ведущую роль играют крупнейшие страховые и банковские монополии, сосредоточивающие у себя основную часть долгосрочных ссуд. К. д. широко применяется и в сфере международных экономических отношений. В условиях империализма он является одной из главных форм вывоза капитала и империалистической экспансии (см. Кредит международный). В социалистических странах К. д. охватывает государственное кредитование капитальных затрат в различных отраслях народного хозяйства, индивидуального и кооперативного жилищного строительства и предоставление кредитов иностранным государствам. Выдача кредитов на капитальные затраты в СССР осуществляется через систему Госбанка СССР и Стройбанка СССР. На 1 января 1973 задолженность по К. д., предоставленному Госбанком СССР, составила более 20 млрд. руб., Стройбанком СССР — около 8,5 млрд. руб
Социальная защищенность населения в условиях перехода к рынку требует разграничения социальной поддержки по уровню дохода, степени трудоспособности, а в отдельных случаях – по принципу занятости в общественном производстве. Некоторые слои населения нуждаются в специальный социальных программах. Финансирование социальных программ осуществляется не только за счет государственных средств, но и за счет местных бюджетов, средств предприятий, организаций, населения. Определенную роль в социальной защите населения могут сыграть благотворительные фонды социальной помощи. Политика социальной защиты населения в условиях перехода к рынку включает систему социального страхования и общественное вспомоществование. В современных условиях особую сторону приобрели проблемы безработицы и инфляции. Социальная защищенность от безработицы реализуется через подготовку кадров, организацию фонда помощи безработным с установлением величины пособия. Защитой от растущей инфляции, ощутимо снижающей уровень жизни населения, является индексация доходив т.е. увеличение их номинальной величины для предотвращения снижения реального их уровня.
Возмещение ущерба в основном осуществлялось государством, которое выделяло средства из бюджета на восстановление разрушенных предприятий, жилья, ликвидацию последствий стихийных бедствий и другие аналогичные цели. Система страхования, состоящая из двух государственных организаций (Госстрах и Ингосстрах), играла вспомогательную роль. Развитие страхового рынка в России началось с 1988Pг., когда появилась первая негосударственная страховая компания. Поэтому 1988Pг. считают началом новейшей истории страхования в России. В этом же году Правительством РФ были заложены основы национального страхования в условиях перехода страны на рыночные отношения. Правительство РФ разработало «Основные направления развития национальной системы страхования в Российской Федерации в 19982000 годах» и возложило координацию работы по выполнению мероприятий, предусмотренных Основными направлениями, и обеспечение контроля за их реализацией, на Министерство финансов РФ. В Основных направлениях было предусмотрены меры: 1)Pпо обеспечению надежности и финансовой устойчивости системы страхования; 2)Pпо проведению активной структурной политики на рынке страховых услуг; 3)Pпо повышению эффективности методов государственного регулирования страховой деятельности; 4)Pпо развитию взаимоотношений российского и международных страховых рынков
Социальная защищенность населения в условиях перехода к рынку требует разграничения социальной поддержки по уровню дохода, степени трудоспособности, а в отдельных случаях – по принципу занятости в общественном производстве. Некоторые слои населения нуждаются в специальный социальных программах. Финансирование социальных программ осуществляется не только за счет государственных средств, но и за счет местных бюджетов, средств предприятий, организаций, населения. Определенную роль в социальной защите населения могут сыграть благотворительные фонды социальной помощи. Политика социальной защиты населения в условиях перехода к рынку включает систему социального страхования и общественное вспомоществование. В современных условиях особую сторону приобрели проблемы безработицы и инфляции. Социальная защищенность от безработицы реализуется через подготовку кадров, организацию фонда помощи безработным с установлением величины пособия. Защитой от растущей инфляции, ощутимо снижающей уровень жизни населения, является индексация доходив т.е. увеличение их номинальной величины для предотвращения снижения реального их уровня.
Реализация этого принципа может сделать возможным более равномерное размещение в границах областей. В условиях перехода к рыночной экономике главная роль в реализации принципов рационального размещения производственных сил в админ. районах и областях принадлежит местным собраниям народных депутатов. Закономерность размещения производственных сил вытекает из экономического закона концентрации производства. Реализация этой закономерности имеет большой социальный смысл, поскольку предоставляет возможность ограничить избыточную концентрацию промышленных предприятий и населения в больших городах. Кроме того, пропорциональное размещение производства на территории Украины будет содействовать выравниванию в разрезе областей душевого производства национального дохода, а, следовательно, и реальных доходов населения. В условиях перехода к рыночной экономике практически реализовать эту закономерность государство может через экономическое регулирование, которое предусматривает предоставление соответствующих льгот инвесторам капитала.
В процессе работы государство решает противоречивые задачи, следовательно финансовая политика должна быть балансирующей. Основными направлениями финансовой политики в современных условиях являются: 1. проведение мероприятий по переводу предприятий па рыночные отношения; 2. преодоление кризисного состояния финансов и оздоровление денежно- кредитной системы; 3. комплекс мер по социальной защите населения. В условиях перехода к рыночной экономике основными направлениями финансовой политики являются: - разумная приватизация государственного сектора; - дальнейшее развитие антимонопольной политики; - совершенствование действующей налоговой системы; - финансовое обеспечение конверсии; - развитие финансового рынка; - ликвидация бюджетного дефицита; - сокращение внутреннего и внешнего долга. Структура финансового механизма отражает финансовую систему с позиции группировки финансовых отношений и состоит из 5 взаимосвязанных блоков. Блок 1. Финансовые методы — способы воздействия финансовых отношений на хозяйственный процесс.
В этом разрезе важными и равнозначными для понимания являются вопросы сущности, функций и принципов организации оплаты труда. Цена рабочей силы характеризуется такими показателями, как уровень заработной платы, личных доходов лиц, занятых трудовой деятельностью, покупательной способностью денежных доходов населения. Благодаря функционированию рынка труда обеспечивается согласование экономических интересов работников и нанимателей рабочей силы. Формирование профессионально-квалификационной структуры трудовых ресурсов, поддержание определенного равновесия между спросом и предложением рабочей силы и соответствующего уровня занятости населения. В условиях перехода к системе рыночного хозяйствования в соответствии с изменениями в экономическом и социальном развитии страны, существенно меняется и политика в области оплаты труда, социальной поддержки и защиты работников. Многие функции государства по реализации этой политики переданы непосредственно предприятиям, которые самостоятельно устанавливают формы, системы и размеры оплаты труда, материального стимулирования его результатов.
Необходимо учитывать и тот момент, что многочисленные льготы и компенсации, социальные пособия, вводившиеся без учёта материального положения семей, порождают у людей иждивенческие настроения, но с другой стороны мизерные размеры этих пособий и льгот не оказывают существенной помощи тем, кто не в состоянии обеспечить себя и свою семью. Из-за резкого расслоения общества, падения уровня жизни отдельных категорий населения в условиях перехода к рынку социальные льготы и пособия следует предоставлять адресно, исходя из нуждаемости. Но переориентация на адресность должна осуществляться постепенно. Вместе с тем, есть ряд льгот, которые предоставляются гражданам за заслуги перед обществом. Их необходимо сохранить, чётко обозначив источники финансирования. Такие льготы нужно предусмотреть на всей территории Российской Федерации и предоставлять за счёт федерального бюджета. Поэтому необходимо упорядочить действующую систему льгот и компенсаций повысить обоснованность их предоставления, чётко разграничить источники финансирования.
В последние годы доля пассивных форм финансирования в общем объеме бюджетных затрат постоянно возрастала. В общей сумме бюджетных дотаций наибольший удельный вес занимали дотации на возмещение разницы в ценах на продукты питания и др., но такой рост обусловлен необходимостью осуществления социальной защиты населения в условиях перехода к рыночной экономики и либерализации цен. Увеличение суммы бюджетных ассигнований, выделяемых на эти цели, является отражением новой роли местных бюджетов как регулятора уровня социально-экономического развития территории и источника удовлетворения гарантированного минимума социальных потребностей населения данного региона. Таким образом, различные способы выделения средств из бюджета можно рассматривать как регуляторы социальных процессов в регионе, а совершенствование форм бюджетного финансирования должно идти в направлении усиления их стимулирующего воздействия на производственную инфраструктуру территории и уровень удовлетворения социальных потребностей населения. К настоящему времени позитивный потенциал внедренной в 1994 г. схемы распределения федеральной поддержки регионам почти исчерпан. С каждым годом все больше проявляются ее слабые стороны.
Под социальной защитой населения от безработицы понимается комплекс мер по обеспечению гарантий в области занятости. Государство гарантирует безработному: выплату пособий по безработице, выплату стипендии в период профессиональной подготовки, возможность участия в оплачиваемых общественных работах, компенсацию затрат в связи с добровольным переездом в другую местность по предложению службы занятости, оплату за счет службы занятости периода временной нетрудоспособности потерявшим работу и заработок. Основные формы материальной поддержки безработных - пособие по безработице и доплаты на иждивенцев, компенсации работникам, высвобождаемым из организации. Помощь безработным включает также посредничество в трудоустройстве. Список используемой литературы: 1. Ананьев А. «Новые процессы в занятости населения в условиях перехода к рыночной экономике», «Вопросы экономики», № 5 – 1995. 2. Балацкий Е. «Россия: проблема безработицы в переходный период», «Проблемы теории и практики управления», № 1 –1993. 3. Батяева Т., Гарсия-Исер М., Касаткина А., Кутепова Н. «Безработица среди специалистов - российкий феномен», «Человек и труд», № 11 – 1993. 4. Бородянский Э., Кузьмин В. «Реальный путь противодействия безработице», «Человек и труд» № 9 – 1996. 5. Дикаpева А.А., Миpская М.И. «Социология труда» M.: Высшая школа, 1989. 6. Колосов В.«Правовое регулирование занятости», «Советские профсоюзы» №2 – 1992. 7. Котляр С. «Методология оценки безработицы», «Человек и труд», № 8 – 1993. 8. Матыцина Н. «Обеспечение занятости населения», «Экономист», №4 – 1992. 9. Мацкуляк И.Д. «Стратегия занятости: предотвращение безработицы (политико-экономический аспект)» М.: Экономика, 1990.
1998. Алехина Г.А. Рынок рабочих мест в структуре рынка труда. Томск. 2000. Беглярова А.Е. Региональная политика занятости в условиях реформирования экономики. М. 2001. Бильчак В.С., Захаров В.Ф. Региональная экономика. М. 1998. Болов А.В. Формирование рынка труда и занятости в условиях трудоизбыточности. Автореферат канд. дисс. Нальчик. 2002. Былков В.Г. Система регионального рынка труда: социально-экономические методы регулирования. СПб. 1997. Васильев Я.Т. Совершенствование региональной занятости населения в условиях становления рынка труда. М. 1997. Власов В.И., Крапивин О.М. Комментарий к законодательству о занятости и трудоустройстве населения. М., 1999. Гвоздарев О.А., Фаузер В.В. Рынок труда и проблемы занятости. Сыктывкар. 1997. Грищенко Н.Н. Особенности региональной безработицы и пути ее регулирования. М. 1999. Дадашев А.З. Проблемы занятости и регулирования рынка труда в Российской Федерации (региональный аспект). М. 1993. Демография, экономика, экология: некоторые аспекты сравнительного анализа регионов
В условиях рыночной экономики любое государство широко использует налоговую политику в качестве определенного регулятора воздействия на негативные явления рынка. Налоги, как и вся налоговая система, являются мощным инструментом управления экономикой в условиях рынка. Применение налогов является одним из экономических методов управления и обеспечения взаимосвязи общегосударственных интересов с коммерческими интересами предпринимателей, предприятий, независимо от ведомственной подчиненности, форм собственности и организационно-правовой формы предприятия. С помощью налогов определяются взаимоотношения предпринимателей, предприятий всех форм собственности с государственными и местными бюджетами, с банками, а также с вышестоящими организациями. При помощи налогов регулируется внешнеэкономическая деятельность, включая привлечение иностранных инвестиций, формируется хозрасчетный доход и прибыль предприятия. В условиях перехода от административно-директивных методов управления к экономическим резко возрастают роль и значение налогов как регулятора рыночной экономики, поощрения и развития приоритетных отраслей народного хозяйства.
В условиях рыночной экономики любое государство широко использует налоговую политику в качестве определенного регулятора воздействия на негативные явления рынка. Налоги, как и вся налоговая система, являются мощным инструментом управления экономикой в условиях рынка. Применение налогов является одним из экономических методов управления и обеспечения взаимосвязи общегосударственных интересов с коммерческими интересами предпринимателей, предприятий независимо от ведомственной подчиненности, форм собственности и организационно- правовой формы предприятия. С помощью налогов определяются взаимоотношения предпринимателей, предприятий всех форм собственности с государственными и местными бюджетами, с банками, а также с вышестоящими организациями. При помощи налогов регулируется внешнеэкономическая деятельность, включая привлечение иностранных инвестиций, формируется хозрасчетный доход и прибыль предприятия. В условиях перехода от административно-директивных методов управления к экономическим резко возрастают роль и значение налогов как регулятора рыночной экономики, поощрения и развития ее приоритетных отраслей.
Объектами налогообложения в соответствии с настоящим Законом являются жилые дома, квартиры, дачи, садовые домики в садоводческих товариществах, автомобили, мотоциклы, моторные лодки, катера, яхты, другие транспортные средства, предметы антиквариата и искусства, ювелирные изделия, бытовые изделия из драгоценных металлов и драгоценных камней и лом таких изделий, паенакопления в жилищно-строительных, гаражно-строительных и дачно-строительных кооперативах, суммы, находящиеся во вкладах в учреждениях банков и других кредитных учреждениях, средства на именных приватизационных счетах физических лиц, стоимость имущественных и земельных долей (паев), валютные ценности и ценные бумаги в их стоимостном выражении. Наследственное имущество и имущество, перешедшее в порядке дарения, может быть продано, подарено, обменено собственником только после уплаты им налога, что подтверждается справкой налогового органа. Подоходное обложение физических лиц дополняется взиманием налога на имущество, который в условиях перехода к рынку выполняет не только фискальную роль, но и служит своеобразным психологическим фактором, влияющим на поведение плательщика, сознающего себя собственником.
В частности, в 1990 году были упразднены органы народного контроля; в связи с новой политической властью во главе с Президентом возник президентский контроль. Появились новые органы финансового контроля: Федеральное Казначейство, Министерство Российской Федерации по налогам и сборам, Счётная Палата, Федеральная служба налоговой полиции и другие. Перестроена структура Министерства финансов России, изменились его функции. Возник аудиторский контроль. Новые формы приобрёл общественный финансовый контроль. Разгосударствление банковской системы и появление коммерческих банков и других кредитных организаций вызвали к жизни новые методы финансового контроля, как со стороны коммерческих банков за финансовым состоянием предприятий-клиентов, так и за деятельностью самих коммерческих банков со стороны Центрального банка Российской Федерации (ЦБ РФ), так и за деятельностью самого ЦБ РФ со стороны законодательных органов. В условиях перехода к рынку содержание и методы контроля претерпевают значительные уточнения, вызванные изменением роли государства в экономике, в частности, сужается, центрируется на сфере макроэкономических процессов, включая контроль за стоимостными пропорциями движения ВВП, денежных средств, поступающих в распоряжение государства.
Предстоит усилить роль собственных источников финансирования инвестиций предприятий, то есть стимулировать проток децентрализованных средств (предпринимателей, населения, западных инвесторов и т.д.). Касаясь второго направления достижения динамичного равновесия спроса и предложения рабочей силы на рынке труда, следует отметить, что предварительное рассмотрение демографических факторов, определяющих формирование экономически активного населения и их возможное воздействие на рынок труда в конце 90-х годов, показывает, что при разработке и реализации мер по регулированию занятости населения в условиях существенных инвестиционных ограничений надо особое внимание уделить вопросам снижения спроса на рабочие места со стороны отдельных социально-демографических групп населения. Существенное влияние на ситуацию на федеральном и региональном рынках труда оказывает своевременное решение проблем подготовки и переподготовки кадров. На данном этапе перехода к рыночной экономике следует акцентировать внимание на двух взаимосвязанных вопросах: что изменится в профессиональном образовании в новых условиях и как защитить профессиональное образование от влияния сиюминутных интересов.
![]() | 978 63 62 |