![]() 978 63 62 |
![]() |
Сочинения Доклады Контрольные Рефераты Курсовые Дипломы |
![]() |
РАСПРОДАЖА |
все разделы | раздел: | Экономика и Финансы |
Приватизация и разгосударствление собственности. Мировой опыт | ![]() найти еще |
![]() Молочный гриб необходим в каждом доме как источник здоровья и красоты + книга в подарок |
Такая практика нанесла большой ущерб национальной экономике, поскольку крупные высокоэффективные предприятия расчленялись на маломощные, не соответствующие современным техническим и экономическим требованиям. Например, в Книге рекордов Гиннесса за 1988Pг. Аэрофлот СССР был признан самой крупной в мире авиационной компанией. Во время приватизации это объединение было раздроблено на 400 с лишним авиационных предприятий. Но большинство из них не способно нормально работать: своевременно закупать новые авиалайнеры, обеспечивать безопасность полетов и др. Стало быть, отрицательный опыт проведенной в нашей стране приватизации связан с тем, что не учитывались необходимые границы, пределы разгосударствления. Приватизацию можно считать, по-видимому, достаточно обоснованной, если ее масштабы соответствуют степени реального обобществления хозяйства, не разрушают техническое, технологическое и организационно-экономическое единство и целостность какого-то звена производства. Каковы сроки и виды приватизации Как показал опыт проведения приватизации в ряде стран Западной Европы, сроки разгосударствления собственности должны быть достаточно продолжительными, чтобы можно было тщательно разобраться с положением дел на каждом приватизируемом предприятии и дождаться выгодных рыночных условий продажи государственного имущества
Формы собственности представляют собой различные комбинации признаков (правомочий). Я рассмотрела их, начиная с самых простых и заканчивая самыми сложными. В итоге свое работы я рассмотрела такой важный вопрос как: приватизация, рассмотрев его поэтапно, а также воспользовалась опытом зарубежных стран. Можно сделать вывод, что приватизация в России была осуществлена в радикальном варианте по характеру, масштабам, темпам, срокам и методам. В своей работе я попыталась обобщить весь собранный мной материал, но в процессе рассмотрения данной темы, у меня возникло огромное количество вопросов, на которые я в скором будущем надеюсь найти ответ. Список использованной литературы:Самуэльсон П. Экономика. М., Бином. 1997 Курс экономической теории. Под ред. А.В.Сидорович. М., ДИС. 1997 Философский Энциклопедический словарь. М., Советская Энциклопедия. 19831. Экономическая теория: учебник для вузов. СПб: Питер. 1997 2. Каспин В.И., Острина И.А. Приватизация по правилам: вопросы и ответы: Справочник. М., Финансы и статистика, 1992 3. Агеев А. И. Предпринимательство: проблемы собственности и культуры. М., 1991 4. Приватизация: чему учит мировой опыт. под ред. Болотина. М. 1993 5. Основы разгосударствления и приватизации. М. 1991 6. Лукашенко О. ”Государственная собственность в странах с рыночной экономикой” // Вопросы экономики. 1993 - №10 7. Иванов И. “Развитие форм собственности на современном производстве” // МЭ и МО. 1992 - №3 8. Кемпбелл Макконел, Стенли Л. Брю. Экономикс. Москва .1992., т. 1 9. Юридический энциклопедический словарь. М.: Советская Энциклопедия. 1984
Они приемлют только ту частную собственность, что представлена мелкими торговыми точками. С этим они еще могут смириться, на это они еще могут выдать свое высочайшее разрешение. Почему я говорю «высочайшее»? Потому что они ведь выступают не от себя, а от имени его величества народа. Последняя президентская избирательная кампания усилила и расширила ряды этого популизма. Там оказались и БЮТ, и, в общем, «Наша Украина». Они в полной мере воспользовались и уравнительными настроениями электората, и ошибками власти. Одной из ошибок была не до конца продуманная приватизация «Криворожстали». Этой приватизацией мы дали большой козырь в руки оппозиции. Чтобы завоевать власть, я на их месте, наверное, тоже принял бы этот козырь. Хотя… Есть граница, которую нельзя перейти. Накоплен мировой опыт решения таких проблем, как с «Криворожсталью». Создаются комиссии, приглашаются специалисты, в том числе иностранные, они всесторонне анализируют проблему, рекомендуют решение. Что самое вредное в том подходе, который демонстрируется властью сегодня? Все делается так, что людей как бы подталкивают сказать: ну все, баста, рынок нам больше не нужен, давайте опять строить социализм
В контексте этих процессов практически во всех странах Запада произошла серьезная переоценка места и роли государственной собственности и государственного предпринимательства в экономике, нашедшая свое выражение в процессах приватизации 80-90-х гг. Это явление стало характерным не только для большинства стран Западной Европы с традиционно высокой ролью государства в экономике, но и для таких стран как США, Япония, Швейцария, где государственный сектор и так был относительно невелик. Неоконсервативные сдвиги в идеологии, общеэкономической теории и экономической политике промышленно развитых стран были, затем экспортированы в развивающиеся страны как через распространение идей в мировом научном сообществе, так и посредством прямого давления Запада через условия помощи. На рубеже 80-90-х гг. свыше 80 промышленно развитых стран Запада и развивающихся стран Азии, Африки, Латинской Америки осуществили или осуществляли различные программы приватизации государственной собственности. Суть приватизации – разгосударствление собственности. В силу этого отдельным принципиальным вопросом стала оценка преимуществ частных предприятий перед государственными.
Как показывает последняя практика, и об этом собственно свидетельствует мировой опыт, выбираться из кризисной ямы, в которой мы все оказались, причем технологически завися друг от друга, лучше сообща, а не отталкивая соседа, по смехотворным ценам распродавая излишнее вооружение. Иначе всех нас уже в скором будущем задавят западные конкуренты, умеющие быстро договариваться и реализовывать преимущества от международного разделения труда. Значительное внимание должно быть также уделено обеспечению эффективной государственной поддержки экспорта российской военнотехнической продукции, наращивание которого отвечает долговременным национальным интересам России. В первую очередь это касается проблемы выделения целевых кредитов под экспортные проекты и предоставления государственных гарантий. В противном случае отечественным экспортерам будет сложно противостоять мощному наступлению западных поставщиков, поддерживаемых своими правительствами. Таким образом, оборонный комплекс России доказал, что он сохранил возможности по созданию конкурентоспособной и пользующейся спросом на мировом рынке военной продукции, эффективная реализация которой позволяет зарабатывать валютные средства, необходимые для развития российской экономики
Ее главным итогом стали распад некогда могучего многонационального государства, завершение советского периода развития в истории Отечества. Формирование рыночных отношений в России в конце XX – начале XXI веков С конца 1991 г. на международной политической арене появилось новое государство – Россия, Российская Федерация (РФ). В его составе находились 89 регионов, включая 21 автономную республику. Руководству России предстояло продолжить курс на демократическое преобразование общества и создание правового государства. В числе первоочередных задач было принятие мер по выходу страны из экономического и политического кризиса. Надлежало создать новые органы управления народным хозяйством, сформировать российскую государственность. Деятельность государственного аппарата протекала в условиях жесткой конфронтации законодательной и исполнительной власти. К началу 1992 г. правительство, возглавляемое ученым-экономистом Е.Т. Гайдаром, разработало программу радикальных реформ в области народного хозяйства. Центральное место в ней занимали меры по переводу экономики на рыночные методы хозяйствования (меры «шоковой терапии»). Основная роль в процессе перехода к рынку отводилась приватизации (разгосударствлению) собственности.
Тогда начнётся конкуренция, и системы взаимно ограничат друг друга. Но степень монополизации собственности настолько высока, что практически такое столкновение исключено. Тогда появляется идея приватизации, разгосударствления собственности, т.е. понижение уровня монополизации собственности административным путём. На практике это ведёт к разрушению хозяйственного механизма и углублению кризиса. Если же сталкиваются системы, не равные друг другу по силе, то более сильная автоматически поглощает более слабую, и таким путём, старый уровень монополизации собственности автоматически восстанавливается. Всё начинается сначала. Круг замкнулся. Но поскольку товар всё же когда-нибудь должен быть продан (не может же в реальной жизни производство работать только на себя), то производитель-монополист и оптовый покупатель всё же находят общий язык. Торговая сделка всё же состоится. Тогда средства производства снова возвращаются в производство, где производственный цикл повторяется снова. Рассматривать его второй раз нет необходимости.
Формально началом образования рынка труда в России следует считать принятие закона о занятости населения РСФСР (1991 г.). в этом законе впервые зафиксировано право граждан распоряжаться своими способностями к производительному и творческому труду. Законом определено право собственности работника на свою рабочую силу в полном объеме: владение, распоряжение, использование. Однако для становления полноценного рынка труда недостаточно только формальных, законодательно принятых актов. Необходимы коренные перемены в общественных отношениях, прежде всего изменение характера собственности. / / Мировой опыт свидетельствует, что рынок труда не может существовать вне конкурентной, основанной на частной собственности экономики и демократических общественных институтов. Тоталитарному государству не столь важно, используется ли людской потенциал эффективно и в соответствии с личными интересами людей. Для него значимо другое – иметь население в безоговорочном подчинении, а личные интересы удовлетворять по минимуму, что исключает экономическую и социальную независимость человека.
Когда они будут иметь право для использования принадлежащего им арендного или переданного в пользование имущества, самостоятельно определять производственную программу, выбирать поставщиков и потребителей, назначать цены, распоряжаться прибылью, остающейся после уплаты налогов, решать другие вопросы, связанные с хозяйственной деятельностью и развитием производства. Именно в условиях рыночной экономики и действуют положения, обеспечивающие формирование возможностей для свободного выбора форм собственности и хозяйствования путём разгосударствления и приватизации. Разгосударствление собственности осуществляется путём как создания новых частных, коллективных предприятий, так и приватизации действующих государственных. Основными принципами разгосударствления являются : добровольность, экономическая заинтересованность трудовых коллективов и отдельных граждан, гласность, соблюдение интересов государства и населения. При этом очень важно, чтобы процесс разгосударствления способствовал росту производительности труда на основе улучшения его организации, управления и материальной заинтересованности работников.
Нередко утверждается, что основой рыночных отношений может быть лишь частная собственность, под которой понимается собственность отдельных лиц или индивидуальная частная собственность. Мировой опыт свидетельствует о том, что развитая рыночная экономика, цивилизованный рынок опираются на полиморфизм собственности. И объясняется это тем, что основой рынка является конкуренция, которая требует большого количества рыночных субъектов. Последние функционируют на основе различных форм собственности, существование которых обусловлено уровнем развития производительных сил, степенью обобществления производства. Сам рынок безразличен к формам собственности. Он не безразличен к тому, насколько самостоятельны рыночные субъекты и насколько они свободны в своей хозяйственной деятельности (в рамках закона), не безразличен к условиям конкуренции. Форма собственности – законодательно урегулированные имущественные отношения, характеризующие закрепление имущества за определенным собственником на праве собственности. Истории человеческого общества известны самые разнообразные формы собственности, из которых наибольшее значение имеют государственная и частная собственность.
Частная собственность, по словам французского просветителя Вольтера, является единственным гарантом личной свободы человека. Вместе с тем частная собственность имеет и ряд негативных сторон. Так, она порождает зависть, стремление к наживе, меркантилизм, атмосферу высокого эмоционального напряжения, связана с имущественной дифференциацией людей, их доходов, что может привести к обострению социальных отношений, возникновению эксплуататорских форм частной собственности. Мировой опыт показывает, что предприятия с коллективной формой собственности успешно выдерживают конкуренцию с большими корпорациями, основанными на частной собственности. Чувствуя себя собственниками, работники проявляют больший интерес к улучшению финансового положения своей компании и поэтому работают более старательно. В бывшем СССР коллективная собственность была представлена колхозами, которые считались такими лишь формально, на самом деле являясь придатком государственной собственности. Путь для создания реальной коллективной собственности в Украине был открыт после принятия в Украине ряда законодательных актов, что дало возможность создавать арендные предприятия, кооперативы и их ассоциации, малые предприятия, акционерные общества, фирмы, совместные предприятия и т.д. в промышленности, торговле, сельском хозяйстве и других отраслях экономики. 2. Различия в формах собственности в Украине.
В коммунальной собственности находятся объекты (имущество), принадлежащие административно-территориальным органам. Ими управляют соответствующие местные Советы депутатов. Переход к рыночным отношениям и эффективное функционирование рыночного механизма самоуправления возможны только при условии, когда основная часть товаропроизводителей-предприятий будет обладать свободой хозяйственной деятельности и предпринимательства. Когда они будут иметь право для использования принадлежащего им арендного или переданного в пользование имущества, самостоятельно определять производственную программу, выбирать поставщиков и потребителей, назначать цены, распоряжаться прибылью, остающейся после уплаты налогов, решать другие вопросы, связанные с хозяйственной деятельностью и развитием производства. Именно в условиях рыночной экономики и действуют положения, обеспечивающие формирование возможностей для свободного выбора форм собственности и хозяйствования путём разгосударствления и приватизации. Разгосударствление собственности - термин "отечественного производства", родившийся в странах бывшего союза. Во всех других государствах процесс преобразования государственной собственности называется приватизацией.
Для начала, в чем, собственно, мировой опыт заключается? Здесь все проще пареной репы. Если не брать нюансы, тонкости и т.д., существует механизм целевых дорожных налогов и дорожных сборов, которые поступают в целевые дорожные фонды. Венцом этой конструкции был закон о дорожных трастовых фондах, принятый в США в 1956-м году. Предысторией – аналогичные законы, принятые в Соединенных штатах, начиная с 1910-х годов. Аналогичное законоположение было принято в Австралии, в Великобритании, потом позже в Индии. Тезис сводится к очень простой вещи: пока в России не будут введены нормальные пользовательские налоги обратных связей, предполагающие ответственность человека за то, что он потребил пропускную способность и ответственность аккумулятора этих денег за то, что эти деньги будут потрачены на ее увеличение, и одновременно некоторые гарантии свободного доступа этого лица к дороге, как налогоплательщика, абсолютно равным со всеми прочими участниками дорожного движения, в России дорог не будет. Дороги, как рядовой бюджетополучатель, дорожная отрасль, как рядовой бюджетополучатель, обречена на то, что мы имеем сегодня. Если вам интересно, вопрос совершенно по делу, тем более, что это не посторонний вопрос, есть единственный способ войти в русло мирового опыта в этой области.
Когда они будут иметь право для использования принадлежащего им арендного или переданного в пользование имущества, самостоятельно определять производственную программу, выбирать поставщиков и потребителей, назначать цены, распоряжаться прибылью, остающейся после уплаты налогов, решать другие вопросы, связанные с хозяйственной деятельностью и развитием производства. Именно в условиях рыночной экономики и действуют положения, обеспечивающие формирование возможностей для свободного выбора форм собственности и хозяйствования путём разгосударствления и приватизации. Разгосударствление собственности - термин "отечественного производства", родившийся в странах бывшего союза. Во всех других государствах процесс преобразования государственной собственности называется приватизацией. Разгосударствление экономики в нашей государстве- это процесс формирования многоукладной, смешанной экономики, децентрализация управления, освобождение государства от функций прямого хозяйственного управления. Разгосударствление собственности осуществляется путём как создания новых частных, коллективных предприятий, так и приватизации действующих государственных.
Когда они будут иметь право для использования принадлежащего им арендного или переданного в пользование имущества, самостоятельно определять производственную программу, выбирать поставщиков и потребителей, назначать цены, распоряжаться прибылью, остающейся после уплаты налогов, решать другие вопросы, связанные с хозяйственной деятельностью и развитием производства. Именно в условиях рыночной экономики и действуют положения, обеспечивающие формирование возможностей для свободного выбора форм собственности и хозяйствования путём разгосударствления и приватизации. Разгосударствление собственности - термин "отечественного производства", родившийся в странах бывшего союза. Во всех других государствах процесс преобразования государственной собственности называется приватизацией. Разгосударствление экономики в нашей республике - это процесс формирования многоукладной, смешанной экономики, децинтрализация управления, освобождение государства от функций прямого хозяйственного управления. Разгосударствление собственности осуществляется путём как создания новых частных, коллективных предприятий, так и приватизации действующих государственных.
Принятые предыдущим составом Верховного Совета Украины последние поправки к законодательству по вопросам аренды и приватизации фактически ревизуют концепцию разгосударствления и приватизации предприятий, земли и жилищного фонда, создают противоречивую правовую среду для деятельности органов приватизации. - Широкое применение неконкурентных способов приватизации ограничивает права граждан Украины, не являющихся членами трудовых коллективов приватизируемых предприятий, на получение доли государственной собственности в процессе приватизации и на использование своих приватизационных бумаг; создает предпосылки для продажи всего государственного имущества по заниженным ценам, поскольку, как свидетельствует мировой опыт, лишь применяя конкурентные способы, можно определить реальную цену объектов приватизации. - Отсутствие мотивации у потенциальных инвесторов для осуществления инвестиций вследствие неудовлетворительного состояния финансово-кредитной системы, налогового бремени, необоснованного повышения цен на объекты приватизации. - Искусственное завышение в Государственной программе приватизации на 1994 год украинского карбованца к доллару США, в котором не учтены экономические и социально-политические реалии в Украине.
Содержание. Введение I. Приватизация на Украине и место в ней арендных отношений. II. Мировой опыт развития аренды в АПК. III. Развитие арендных отношений на примере предприятий пищевой промышленности. IV. Лизинговые операции, проблемы их внедрения на Украине. Заключение. Список литературы. Введение. В условиях перехода к рыночным отношениям в экономике Украины большое значение играет реформация отношений собственности, разгосударствление и появление новых видов собственности, что будет способствовать развитию рыночных отношений, новых видов хозяйствования, благодаря чему появится возможность преодолеть тяжелейший экономический кризис, в котором находится Украина. В связи с тем, что процесс приватизации (перехода от государственной к негосударственной форме собственности) не может произойти в короткие сроки, особое значение приобретает вопрос, рассматриваемый в этой работе, о становлении арендной формы хозяйствования, которая будет способствовать этому процессу. При рассмотрении этой проблемы следует учитывать накопленный мировой опыт, а также особенности экономики Украины. 1. Приватизация на Украине и место в ней арендных отношений.
На самом деле приватизация предприятий не сводится к простой продаже имущества. Она является инструментом разгосударствления экономики и означает продажу государством частным лицам прав собственности на имущество, а так же прав распоряжения и пользования имуществом при одновременном снятии административных ограничений на деятельность предприятия. Мировой опыт говорит о множестве задач, решаемых с помощью приватизации предприятий. Сюда можно отнести повышение рентабельности предприятий, сокращение правительственных расходов, увеличение поступлений в бюджет, ликвидацию внутренней и внешней задолженности, борьбу с монополизмом, расширение рынка капиталов, увеличение инвестиционного спроса населения, привлечение работников к участию в капитале компании, ослабление профсоюзного движения, создание широкой социальной базы мелких собственников в политических целях. Для пост социалистических стран немаловажным является развитие многоукладной экономики, становление социальной базы нового общественного строя – широкого среднего класса.
![]() | 978 63 62 |