![]() 978 63 62 |
![]() |
Сочинения Доклады Контрольные Рефераты Курсовые Дипломы |
РАСПРОДАЖА |
все разделы | раздел: | Государственное регулирование, Таможня, Налоги |
Регулирование естественной монополии /тарифная политика в области электросвязи/ | ![]() найти еще |
![]() Молочный гриб необходим в каждом доме как источник здоровья и красоты + книга в подарок |
По разделу «Национальная экономика» отражаются расходы на содержание и обеспечение деятельности министерств, служб, агентств, осуществляющих руководство и управление в сфере национальной экономики, в том числе: промышленности и энергетики, соблюдения законодательства о конкуренции на товарных рынках и на рынке финансовых услуг, технического регулирования и метрологии, регулирования естественных монополий, регулирования в сфере природопользования, охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности, экологического, технологического и атомного надзора. В этом разделе отражаются расходы на разработку строительных стандартов и контроль за их соблюдением, а также расходы, связанные с техническим регулированием и метрологией. Здесь учитываются также расходы на содержание и обеспечение деятельности Федеральной службы по труду и занятости, реализацию государственной политики в области занятости населения. Учитываются также расходы на поддержку отдельных отраслей топливно-энергетического комплекса, сельского хозяйства, лесного хозяйства, водных ресурсов, транспорта, связи и информатики (субсидирование процентных ставок, поддержка отраслей и др.)
Решение вопросов цено- и тарифообразования промышленных и непромышленных организаций, бюджетной сферы на территории регионов обеспечивают исполнительные органы субъектов Российской Федерации. В связи с отсутствием единой государственной тарифной политики цены и тарифы на одну и ту же продукцию (работы, услуги) отличаются в десятки раз. Так, например, цена на 1 киловатт-час электроэнергии на Дальнем Востоке более чем в 10 раз выше, чем в Иркутской области, и в пять раз выше, чем в Центральном регионе. Действующая нормативно-правовая база регулирования естественных монополий основана на затратном механизме цено- и тарифообразования, что усугубляется неразвитостью биржевых и иных институтов рыночной экономики. Основные проблемы ценового и тарифного регулирования характеризуются следующими основными недостатками, которые необходимо преодолеть: отраслевой принцип и разрозненность системы регулирования тарифов и стоимости услуг естественных монополий на федеральном и региональном уровнях не позволяет обеспечить единую государственную систему тарифообразования; отсутствие единой государственной ценовой (тарифной) политики, направленной на достижение баланса экономических интересов, как между органами регулирования, так и между производителями и потребителями продукции в сферах естественных монополий сдерживает или препятствует экономическому развитию организаций в регионах; отсутствие координации и несогласованность в вопросах регулирования на отраслевом и региональном уровнях приводит к диспропорциям и диспаритету цен и тарифов в отраслях и регионах.
Перечень сфер деятельности, в которых вводится режим естественной монополии содержится в ст. 4 Федерального закона «О естественных монополиях»: Pтранспортировка нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам; Pтранспортировка газа по трубопроводам; Pжелезнодорожные перевозки; Pуслуги транспортных терминалов, портов, аэропортов; Pуслуги общедоступной электросвязи и общедоступной почтовой связи; Pуслуги по передаче электрической энергии; Pуслуги по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике; Pуслуги по передаче тепловой энергии; Pуслуги по использованию инфраструктуры внутренних водных путей. В указанных сферах предпринимательской деятельности государство вводит особый правовой режим регулирования и контроля деятельности субъектов естественных монополий. Органы регулирования естественных монополии могут применять следующие методы регулирования деятельности субъектов естественных монополий: а)Pценовое регулирование, осуществляемое посредством определения (установления) цен (тарифов) или их предельного уровня; б)Pопределение потребителей, подлежащих обязательному обслуживанию, и (или) установление минимального уровня их обеспечения в случае невозможности удовлетворения в полном объеме потребностей в товаре, производимом (реализуемом) субъектом естественной монополии, с учетом необходимости защиты прав и законных интересов граждан, обеспечения безопасности государства, охраны природы и культурных ценностей (ст. 6 Закона о естественных монополиях). 2.PМонополии, образуемые вследствие самостоятельных действий субъектов предпринимательства без непосредственного регулирующего воздействия государства
Необходимо учитывать, что приведенные выше элементы механизма реализации промышленно-инвестиционной политики не могут быть строго поделены между федеральным и региональным уровнями, часть из них должна быть областью совместной деятельности. Кроме цели, задач, критерия выбора приоритетных направлений деятельности и механизма осуществления промышленной политики, необходимо наметить и реализовать ряд конкретных мероприятий: а) мероприятия общесистемной промышленной политики: — продолжение структурных преобразований в промышленности, в том числе дерегулирование потенциально конкурентных рынков; — эффективное государственное регулирование естественных монополий в проведении антимонопольной политики, тарифном регулировании участников рынка; — совершенствование налоговой системы в направлении дальнейшего снижения налоговой нагрузки на бизнес; б) мероприятия селективной промышленной политики: — привлечение иностранных инвестиций в отрасли промышленности; — эффективное использование имеющегося производственного и финансового промышленного потенциала.
Непредставление ходатайств, уведомлений (заявлений), сведений (информации) в федеральный антимонопольный орган, его территориальные органы, органы регулирования естественных монополий или органы, уполномоченные в области экспортного контроля 1.PНепредставление ходатайств и уведомлений (заявлений) в органы регулирования естественных монополий, если представление таких ходатайств и уведомлений (заявлений) является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации о естественных монополиях, представление ходатайств и уведомлений (заявлений), содержащих заведомо недостоверные сведения, а равно нарушение установленных законодательством Российской Федерации о естественных монополиях порядка и сроков подачи ходатайств и уведомлений (заявлений) - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц от ста тысяч до пятисот тысяч рублей. 2.PНепредставление в органы
Активность ГКАП в ходе приватизационной демонополизации была меньше, чем у Госкомимущества. Вместе с тем и в этом направлении были достигнуты некоторые успехи (нефтяные компании). 3) Реальные сдвиги в состоянии конкуренции и процессы демонополизации определялись макроэкономическими условиями реформы. Предприятия-монополисты не могли в полной мере злоупотреблять своим положением из-за спросовых ограничений. Но в перспективе с достижением финансовой стабилизации монопольные проявления станут более многочисленными и, безусловно, проявятся тенденции к образованию новых монополий уже на рыночной основе. Этому может способствовать развитие процесса формирования ФПГ. Возрастает опасность проведения экономической политики, в которой делается упор на поддержку ФПГ и, соответственно, на закрытие внутреннего рынка для конкурирующих импортных товаров. 4) В области регулирования естественных монополий был достигнут некоторый прогресс: принятие Закона РФ О естественных монополиях, подготовка нормативной базы для создания независимых органов регулирования.
Таким образом, в области создания законодательной и институциональной основы регулирования естественных монополий были предприняты некоторые важные и необходимые меры, но многое еще предстоит сделать как в отношении построения эффективной системы регулирования, так и с точки зрения реструктурирования отраслей, что позволит сформировать более компактную и управляемую сферу регулирования. 8. 2. Антимонопольное законодательство за рубежом. Во всех промышленно развитых странах в настоящее время осуществляется правовое регулирование (как правило, в рамках торгового права) процесса концентрации капитала и конкуренции в целях смягчения экономических и социальных последствий монополистической практики. Разработка и принятие антимонопольного законодательства — одно из самых важных средств такого государственного регулирования экономики. В современный период главная особенность этого законодательства состоит в том, что оно направлено на защиту так называемой олигополии как рыночного механизма. При этом под олигополией понимается такая организация отрасли (или локального рынка), при которой ограниченное число крупных производителей выпускают значительную или преобладающую часть отраслевой продукции и благодаря этому они способны либо осуществлять самостоятельную монопольную политику, либо вступать в монопольный сговор относительно единой рыночной политики.
Появилась необходимость в обновлении всей правовой базы, чтобы она позволила надежнее пресекать злоупотребления рыночной властью, ущемление интересов хозяйствующих субъектов, применять штрафные санкции к юридическим и физическим лицам, включая должностных лиц федеральных и региональных органов исполнительной власти и местного самоуправления, лучше регулировать безопасность и качество товаров и услуг. В результате такой необходимости, российским правительством в 1999 году было создано Министерство по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства (МАП). Создано оно было на основе уже существовавшего к тому времени Государственного комитета по антимонопольной политике, которому, по-моему, не удалось достичь ощутимых успехов в создании полноценной конкурентной среды. МАП состоит из нескольких органов – в него входят Федеральная служба России по регулированию естественных монополий на транспорте (ФСЕМТ), Федеральная служба России по регулированию естественных монополий в области связи (ФСЕМС), Государственный комитет по поддержке и развитию малого предпринимательства (ГКРП) и, возможно, будет включена Федеральная энергетическая комиссия (ФЭК).
Причин этому несколько. Первая – крайне плохое состояние производственных фондов. Они устарели не только и даже не столько физически, сколько морально. Вторая – государственная политика в области регулирования естественных монополий. Несоразмерно низкие цены на газ никак не стимулировали применение ресурсосберегающих технологий. Но самое главное, определение тарифов по затратному принципу стимулирует не снижение, а, напротив, раздувание издержек. Неэффективность экспорта. В настоящее время в качестве одной из приоритетных задач рассматривается экспорт электроэнергии (см. выше). В настоящее время он высокорентабелен и, самое главное, гарантирует не просто денежные, а валютные (минимален риск инфляции) поступления. Однако с точки зрения даже среднесрочной перспективы эффективность этой политики довольно спорна. Повышение цен на газ до рыночного уровня (примерно втрое) приведет к снижению рентабельности до нуля, а возможно, и к убыткам. В этом смысле более предпочтителен экспорт непосредственно газа. Однако здесь вмешиваются уже геополитические факторы, исходя из которых государство будет поддерживать даже неприбыльный экспорт энергии.
В него вошли также Федеральная служба России по регулированию естественных монополий на транспорте (ФСЕМТ), Федеральная служба России по регулированию естественных монополий в области связи (ФСЕМС), Государственный комитет по поддержке и развитию малого предпринимательства (ГКРП) и, возможно, будет включена Федеральная энергетическая комиссия (ФЭК). Основой функционирования современной рыночной экономики является независимое поведение хозяйствующих субъектов, вступающих в отношения открытой конкуренции. Сегодня в России проведение эффективной конкурентной политики становится одним из важнейших факторов экономического роста. Созданные десять лет назад как инструмент формирования и государственного регулирования цивилизованного рынка, российские антимонопольные органы стали одним из основных гарантов демонополизации экономики, существования единого экономического пространства, преодоления административных барьеров и свободы предпринимательства. На территории края на протяжении 10 лет государственную политику, направленную на последовательную нормализацию и укрепление экономической ситуации в Приморье, развитие конкурентной среды, поддержку отечественных товаропроизводителей, контроль за экономической концентрацией на товарных и финансовых рынках, защиту прав потребителей товаров (работ, услуг) осуществляет Приморское территориальное управление Министерства Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства.
Таким образом, в области создания законодательной и институциональной основы регулирования естественных монополий были предприняты некоторые важные и необходимые меры, но многое еще предстоит сделать как в отношении построения эффективной системы регулирования, так и с точки зрения реструктурирования отраслей, что позволит сформировать более компактную и управляемую сферу регулирования. 2. Антимонопольное законодательство за рубежом. Во всех промышленно развитых странах в настоящее время осуществляется правовое регулирование (как правило, в рамках торгового права) процесса концентрации капитала и конкуренции в целях смягчения экономических и социальных последствий монополистической практики. Разработка и принятие антимонопольного законодательства ( одно из самых важных средств такого государственного регулирования экономики. В современный период главная особенность этого законодательства состоит в том, что оно направлено на защиту так называемой олигополии как рыночного механизма. При этом под олигополией понимается такая организация отрасли (или локального рынка), при которой ограниченное число крупных производителей выпускают значительную или преобладающую часть отраслевой продукции и благодаря этому они способны либо осуществлять самостоятельную монопольную политику, либо вступать в монопольный сговор относительно единой рыночной политики.
В процессе исследования применялись: системный подход как общий метод познания, методы систематического анализа, логического моделирования, структуризации целей, статистического анализа и экспертных оценок. Анализ статистических данных осуществлялся на персональных компьютерах с использованием пакетов прикладных программ: Microsof , Excel, Word, Qua ro Pro. Научная новизна исследования состоит в следующем: - раскрыты содержание понятия «субъект промышленной естественной монополии» применительно к региональной экономике, а также диалектическая взаимосвязь монополизма и конкуренции в системе рыночных отношений; - проанализированы теоретические основы и опыт регулирования субъектов естественных монополий в экономически развитых странах мира; - осуществлена классификация систем регулирования естественных монополий по основным типовым признакам, действующих в мировой практике, и уточнены сущность и содержание видов деятельности субъектов естественных монополий, функционирующих и предопределяющих эффективность хозяйствования в конкретном регионе; - определены экономические предпосылки регулирования субъектов естественных монополий в промышленных отраслях с коммуникационными инфраструктурами на местных товарных рынках региона и его административно-территориальных образованиях; - выявлены концептуальные основы формирования механизма регулирования субъектов естественных монополий в вертикально интегрированных промышленных отраслях, имеющих коммуникационные инфраструктуры; - разработан организационно-экономический механизм регулирования субъектов естественных монополий регионального уровня; - теоретически исследован и практически обоснован выбор методики анализа производственно-хозяйственной деятельности и финансового положения субъектов монополий на основе действующей бухгалтерской отчетности и системы конкретных показателей; - предложены нетрадиционные механизмы ценообразования и регулирования тарифной политики субъектов естественных монополий, обеспечивающие защиту экономических и жизненно важных интересов потребителей всех категорий.
Зарубежный опыт регулирования естественных монополий Практика показывает, что механический перенос хозяйственных форм, в том числе и регулирования, из одной социально-экономической среды в другую часто не дает желаемого результата. Это и понятно, ведь они возникают в различных и неповторимых условиях. Залогом успешного заимствования чужого опыта является его критическое переосмысление. Выражающееся в частности, в адаптации к специфическим условиям новой среды и задачам экономической политики. В развитых странах с рыночной экономикой правовые системы регулирования естественных монополий совершенствовались в течение многих лет, поэтому они, конечно ушли далеко вперед по сравнению с российским законодательством. Можно выделить две основные формы государственного регулирования естественных монополий при сохранении в них преобладания частного капитала: . организация конкурсов за вход на монопольный рынок, . ценовое регулирование деятельности непосредственно на рынке Конкуренция за монопольный рынок Конкуренция на монопольном рынке организуется в форме конкурса (аукциона).
Регулирование деятельности естественных монополий и контроль за ней осуществляют соответствующие Федеральные органы. Субъекты естественных монополий несут ответственность в виде штрафа за завышение цен, установленных органом регулирования естественной монополии в размере до 15000 минимальных размеров оплаты труда. Кроме того, они должны возместить убытки, если в результате завышения цен они возникли у потребителя продукции. В то же время, если для естественных монополий были установлены цены без достаточного экономического обоснования, и это причинило им убытки, то они вправе требовать возмещения их. (3.) Ценообразующие факторы в условиях рынка. Ценообразующие факторы – те обстоятельства, которые влияют на уровень, динамику, структуру и соотношение цен. Основные ценообразующие факторы: . издержки производства; . ценность товара, качественные параметры; . спрос потребителей, эластичность спроса; . конкуренция; . степень вмешательства государства в ценовую политику. (4.) Порядок определения цен на импортные товары, закупаемые за счет собственных валютных средств предприятиями розничной торговли. №п/п Элементы цены Ставка налога Расчет Сумма в руб. 1. Таможенная стоимость 15 $ 2.
Основные функции органов регулирования естественных монополий: формирование и ведение реестра субъектов естественных монополий, в отношении которых осуществляется государственное регулирование и контроль; определение методов регулирования применительно к конкретному субъекту естественной монополии; контроль в пределах своей компетенции за соблюдением требований Федерального закона РФ "О естественных монополиях"; внесение в установленном порядке предложения по совершенствованию законодательства о естественных монополиях. Система государственного регулирования цен в отраслях естественных монополий в экономическом, правовом и институциональном отношениях только начинает складываться. Концепция государственной ценовой политики Государственная ценовая политика как составляющая часть экономической политики государства имеет особое значение в процессе трансформации российской экономики. Разработка концепции государственной ценовой политики предусматривает определение целей государственной ценовой политики. Эти цели формулируются исходя из приоритетов экономической политики государства с учетом текущего состояния экономики.
Либерализация рынков 187.Направления антимонопольной политики в постсоциалистиской экономике 208.Преобладание нерыночного мышления у населения 219.Административный монополизм и структурные сдвиги в экономике 2210.Особенности монопольных структур в условиях директивной экономики и при переходе к рынку. 2511.Несовершенство законодательства, связанного с преодолением чрезмерной власти монополий и монополизма 2712. Система государственного регулирования естественных монополий в России. Проблема становления. 32Заключение 36Список используемой литературы 37 Введение Проблемы монополизации хозяйственной жизни, конкуренция на товарных рынках привлекают сегодня пристальное внимание не только специалистов, но и широких слоев населения. С начала 90-х годов эти проблемы остро стали перед Украиной: без принятия твердых и последовательных мер против монополизма нельзя надеяться на успех экономической реформы и переход к рыночной экономике. Успех экономических преобразований в немалой степени зависит от взвешенной, выверенной системы регулирования государством монопольных процессов и конкурентных отношений.
Таким образом, в области создания законодательной и институциональной основы регулирования естественных монополий были предприняты некоторые важные и необходимые меры, но многое еще предстоит сделать как в отношении построения эффективной системы регулирования, так и с точки зрения реструктурирования отраслей, что позволит сформировать более компактную и управляемую сферу регулирования. С началом проведения реформ неотложной практической задачей стала проблема создания нормативно-правовой базы несостоятельности хозяйствующих субъектов. Значение института несостоятельности заключается в том, что на его основе из гражданского оборота исключаются неплатежеспособные субъекты, а это ведет к оздоровлению рынка, повышению безопасности функционирования субъектов хозяйствования. Закон "О несостоятельности (банкротстве)" - один из самых ключевых для экономики любой страны. Именно то, как в стране выстроена процедура банкротства, определяет базовые "правила игры" и для промышленных гигантов, и для мелких магазинчиков. Новый Закон о банкротстве (от 26 октября 2002 г №127-ФЗ “О несостоятельности (банкротстве)”) не закрывает всех лазеек для финансовых махинаций, но ликвидирует самые вопиющие из них.
Она предполагает сохранение некоторых видов монополий, обеспечивая их государственное регулирование. Суть и смысл любой антимонопольной политики состоит в том, чтобы использовать выгоды крупномасштабной экономики и нейтрализовать её возможные негативные последствия, связанные с ослаблением конкуренции. Именно сочетание этих двух подходов и составляет практически наиболее трудноразрешимую, меняющуюся в зависимости от ситуации правовую и экономическую задачу. 1. Система государственного регулировании естественных монополий в России Товарные рынки, где присутствует лишь один хозяйствующий субъект- поставщик товаров (услуг), в соответствии с законодательством Российской Федерации, относятся к естественным монополиям и подлежат государственному регулированию. Оно необходимо для защиты интересов потребителей товаров и услуг субъектов естественных монополий, а также для повышения экономической эффективности их деятельности. В настоящее время в нашей стране прослеживается тенденция усиления регулирующей функции государства в рассматриваемой сфере. Это породило ряд экономических и правовых проблем.
![]() | 978 63 62 |