![]() 978 63 62 |
![]() |
Сочинения Доклады Контрольные Рефераты Курсовые Дипломы |
РАСПРОДАЖА |
все разделы | раздел: | Экономика и Финансы | подраздел: | Банковское дело и кредитование |
ЦБ РФ и его роль в осуществлении денежно-кредитного регулирования | ![]() найти еще |
![]() Молочный гриб необходим в каждом доме как источник здоровья и красоты + книга в подарок |
Это не только коммерческое предприятие, которое работает на рынке финансовых услуг с целью получения прибыли, но и публичный институт, за которым стоят права и интересы вкладчиков, заемщиков и кредиторов, сама банковская система страны. К сожалению, до сих пор мало изучена история становления главного банка страны Центрального банка Российской Федерации (Банка России). Научные работы, посвященные этой теме, немногочисленны и дают лишь самые общие представления о его организационной структуре, функциях, целях и задачах, основных направлениях и финансовых инструментах осуществления денежно-кредитной политики и о системе банковского надзора. Совершенно не разработан и не вовлечен в научный оборот комплекс источников по истории Государственного банка СССР, входящий в архивный фонд Банка России. Этот фонд огромный более 100Pмлн. единиц хранения. Кроме финансовых документов, не имеющих определенно-научного значения или не подлежащих опубликованию, в нем хранятся документы аналитического характера, из которых, в частности, следует, что кредитно-денежные отношения в советской экономике играли более значительную роль, чем общепринято
Промежуточной или тактической целью денежно-кредитного регулирования может быть антиинфляционная политика и стабилизация валютного курса. Но стратегической целью денежно-кредитного регулирования является регулирование денежного обращения. Объектами денежно-кредитного регулирования является спрос и предложение на денежном рынке, а его субъектами выступают центральный банк (в соответствии с присущими ему функциями проводника денежно-кредитной политики государства) и коммерческие банки. Денежный оборот регулируется центральными банками в процессе осуществления кредитной политики, выражаемой в кредитной экспансии или в кредитной рестрикции (ограничения денежного предложения по каналу кредитования). Кредитная экспансия центрального банка увеличивает ресурсы коммерческих банков, которые в результате выдачи кредитов увеличивают общую массу денег в обороте. Кредитная рестрикция влечёт за собой ограничение возможностей коммерческих банков по выдаче кредитов и тем самым – по насыщению экономики денежными средствами. Чрезвычайно важное значение для эффективного осуществления денежно-кредитного регулирования имеет и стабильность банковской системы. Банковский сектор является тем каналом, через который передаются импульсы денежно-кредитного регулирования всей экономике.
Единого мнения о степени воздействия государства на финансы, методы и формы воздействия, на практическое их применение в российской экономической науке нет. С одной стороны, экономическая роль государства представляется как проявление в регулирующей, перераспределительной, социальной и контрольной функциях. С другой стороны, государственное финансовое регулирование является приоритетной составляющей системы государственного регулирования социально-экономических процессов. Деятельность государственных структур в сфере управления финансовыми ресурсами представляет собой сочетание мер бюджетного, налогового, денежно-кредитного регулирования. В настоящее время целью государства является построение социально ориентированного рыночного хозяйства. Задачами государства являются: – последовательное повышение уровня жизни населения; – снижение социального неравенства; – восстановление экономической и политической роли России в мировом сообществе; – сочетание регулирующей роли государства и свободного рыночного развития экономики
Кредитный институт самостоятельно или совместно с предприятием выбирает проект для прямого инвестирования, оценивает его обоснованность, эффективность с учетом различного рода рисков, разрабатывает общую концепцию» технико-экономическое обоснование, бизнес-план. Для расширения участия банков в инвестиционных проектах должна быть также законодательно определена программа стимулирования инвестиций в российскую экономику. 2. Центральный банк РФ и его функции. 1. Денежно-кредитное регулирование экономики; 2. Эмиссия кредитных денег – банкнот; 3. Контроль за деятельностью кредитных учреждений; 4. Аккумуляция и хранение кассовых резервов других кредитных учреждений; 5. Кредитование коммерческих банков (рефинансирование); 6. Кредитно-расчетное обслуживание правительства (например, обслуживание облигаций государственного займа, эмиссионно- кассовое исполнение государственного бюджета); 7. Хранение официальных золотовалютных резервов. Конечно, главной функцией центрального банка является кредитное регулирование. Помимо административных методов (установления прямых ограничений на деятельность коммерческих банков, проведения инспекций и ревизий, издания инструкций, сбора и обобщения отчетности и т. д.), центральные банки располагают и экономическим инструментарием для регулирования банковской сферы.
Денежно-кредитное регулирование экономики Российской Федерации осуществляется Банком России путем определения норм обязательных резервов, учетных ставок по кредитам, проведения операций с ценными бумагами, установления экономических нормативов для банков. В целях воздействия на ликвидность банковской системы Банк России рефинансирует банки путем предоставления им краткосрочных кредитов по своей учетной ставке и определяет условия предоставления кредитов под залог различных активов. Банк России устанавливает следующие экономические нормативы для банков: минимальный размер уставного капитала; предельное соотношение между размером уставного капитала банка и суммой его активов с учетом оценки риска; показатели ликвидности баланса банка в виде нормативного соотношения между активами и обязательствами банка с учетом срока их погашения, а также возможности реализации активов; минимальный размер обязательных резервов, депонируемых в Банке России, в процентном отношении к обязательствам банков; максимальный размер риска на одного заемщика в виде определенного процента от обшей суммы капитала банка (при расчете максимального риска в понятие риска включается вся сумма вложений и кредитов этому заемщику, а также выданные по его поручению обязательства); ограничение размеров валютного и курсового рисков; ограничение использования привлеченных депозитов для приобретения акций юридических лиц
Функция банковского регулирования. Банковское регулирование – общее понятие, объединяющее не одно, а несколько направлений деятельности Банка России. Среди них такие основополагающие, как: установление обязательных для кредитных организаций правил проведения банковских операций, в том числе валютных, включающее осуществление расчетных операций в иностранной валюте и с иностранными государствами (регулирование банковских операций), координацию, регулирование и лицензирование организации расчетных , в том числе клиринговых, систем в РФ, а также установление правил, форм, сроков и стандартов осуществления безналичных расчетов (ст. 80 Федерального закона); установление специальных экономических нормативов для кредитных учреждений (обязательные экономические нормативы); Осуществление денежно-кредитного регулирования (процентные ставки по операциям, операции на открытом рынке, рефинансирование и т.п.); установление порядка ведения бухгалтерского учета, составления и представления бухгалтерской отчетности для организаций, включенных в банковскую систему; установление порядка создания, регистрации и лицензирования кредитных организаций; установление требований к уровню подготовки и квалификации руководителей и главных бухгалтеров кредитных организаций (пп. 4, 5, 6, 10 ст. 4 и ст. 56,59 Федерального закона); а также установление порядка осуществления банковского надзора и контроля.
Она создана совместно Главным межрегиональным центром Госкомстата РФ и компанией «Дан энд Брэдстрит СНГ». Пользователи системы могут получать в реальном режиме времени информацию о юридическом статусе и финансовом положении более 200 тысяч активно действующих средних и крупных предприятии России. 3.4. Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2001 год "Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2001 год" подготовлены в полном соответствии с действующим законодательством и принятыми в мировом сообществе требованиями к центральным банкам по информационной открытости и прозрачности их деятельности в области денежно-кредитной политики. Главной целью денежно-кредитной политики как в 2000, так и в 2001 году является последовательное снижение инфляции. В текущем году проводится взвешенная денежно-кредитная политика на фоне благоприятной для России внешнеэкономической конъюнктуры. Это требует от Банка России постоянного наблюдения за изменением широкого спектра экономических индикаторов и своевременного и гибкого применения имеющихся в его распоряжении инструментов денежно-кредитного регулирования.
Попытки превратить банковский вексель в платежное средство имеют в России свою специфику, определяемую «кризисом неплатежей», который в условиях жесткой монетарной политики может быть смягчен заменой денежных расчетов другими платежными инструментами. Поэтому коммерческие банки имеют возможность сыграть ключевую роль в развязке цепочек неплатежей, что не только повышает ликвидность их долговых инструментов, но и привлекает новую клиентуру. 1.2.Принципы организации эмиссионных операций ЦБ РФ Принципы организации эмиссионных операций ЦБ РФ обусловлены основными целями его деятельности ЦБ, в соответствии с которыми Центральный банк:- монопольно осуществляет эмиссию наличных денег- прогнозирует и организует производство, перевозку и хранение банкнот и монет- создает резервные фонды банкнот и монет- устанавливает правила хранения, перевозки, инкассации денег для кредитных организаций- устанавливает признаки платежеспособности денежных знаков и порядок замены поврежденных банкнот и монет, а также их уничтожение. Осуществление эмиссии банкнот является показателем независимости Центрального банка от государственных органов. При этом любое покрытие бюджетного дефицита, государственных расходов выпуском денег со стороны ЦБ (бюджетная эмиссия) ограничивает независимость ЦБ в проведении денежно-кредитного регулирования.
Различают товарный и денежный аккредитив. 0) Инкассовые операции - это операции по получению банками для клиентов денег по их поручению и за их счет по различным документам (чекам, векселям, товарным документам и ценным бумагам). 0) Факторинговые операции - это покупка долговых требований клиента на условиях немедленной оплаты 80% стоимости отфактурованных поставок и уплаты остальной части за вычетом % за кредит и комиссионных платежей в строго обусловленные сроки независимо от поступления выручки от должников. 0) Доверительные операции - хранение, передача и управление (траст) определенным имуществом клиента. 0) Торгово - комиссионные операции - покупка и продажа по поручению клиента ценных бумаг, драгоценных металлов. 0) Трастовые операции - действия банков на правах доверенного лица и осуществление операций, связанных с управлением собственностью клиента (капиталом, управление наследством, выполнение операций по доверенности и в связи с опекой). Следует заметить, что особенность трастового договора состоит в том, что банк не несет ответственности за отрицательный финансовый результат. 6.7. Центральный банк России и его функции Характерными для ЦБ являются следующие функции: 0. эмиссия и контроль денежного обращения; 0. расчетный и резервный центр банков; 0. управление государственным долгом и исполнение государственного бюджета; 0. выполнение роли "кредитора последней инстанции"; 0. установление экономически обоснованных лимитов и нормативов деятельности банков, в том числе ставки ЦБ по кредитам; 0. определение приоритетных целей денежно-кредитной и валютной политики; 0. проведение научных исследований; 0. определение правовых основ и принципов функционирования кредитно- финансовых институтов, рынков краткосрочных и долгосрочных операций, а также видов платежных документов; 0. формирование эффективного механизма денежно-кредитного регулирования экономики; В соответствии с вышеуказанными функциями строятся и активно-пассивные операции ЦБ.
Банкноты Центрального банка сохраняют свою ключевую роль только при условии, что их количество ограничено. Эмиссия наличных денег осуществляется сверх сумм, изъятых из обращения, и в этом смысле становится фактором денежно-кредитного регулирования. Осуществление кредитной эмиссии Центральным банком является показателем его независимости. Всякое покрытие бюджетного дефицита, государственных расходов выпуском денег ограничивает его независимость в проведении денежно-кредитного регулирования. Центробанк платит банкнотами, которые он сам же создает, когда расплачивается требованиями на себя. В современных условиях не существует никакого законодательно установленного норматива обмена этих обязательств Центральным банком, например на золото. Наличные денежные средства, вместе с резервами коммерческих банков образуют денежную базу в экономике, составляют пассив в балансе Центрального банка. Именно по этому балансу эмитента - Центрального банка можно определить величину денежного агрегата--основным компонентом которого являются наличные деньги.
Одновременно особое внимание будет уделено мероприятиям, направленным на сокращение утечки капитала из страны. 6. ИНСТРУМЕНТЫ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ Проводя денежно-кредитную политику, центральный банк любой страны может действовать двумя способами: напрямую, путем осуществления своих административно-нормативных полномочий, и косвенно, путем влияния на состояние денежного рынка в качестве эмитента денег. Инструменты прямого контроля используются центральным банком для контроля количества или цены денег, депонированных в коммерческих банках и предоставленных ими в виде кредитов. Обычная форма таких инструментов – директивы центрального банка. Инструменты прямого контроля обладают определенными преимуществами: 1)Они достаточно просты в применении и легко объяснимы для общественности; 2)Прямые бюджетные затраты, связанные с использованием этих инструментов, относительно невысоки; 3)С их помощью центральный банк способен контролировать процентную ставку и максимальные объемы депозитов или кредитов (что может играть важную роль в кризисных ситуациях и при неразвитости косвенных инструментов); 4)Они позволяют правительству осуществлять целевое кредитование приоритетных отраслей экономики; 5)Их применение – наиболее эффективный и осуществимый подход в условиях недостаточно развитых финансовых рынков или технической неготовности центрального банка проводить косвенный монетарный контроль.
Однако эффективность метода денежного таргетирования снижается в силу того, что по мере замедления инфляционных процессов происходит ослабление связи между ростом денежной массы и инфляцией, фактические данные о динамике показателей инфляции и денежной массы за последние три года свидетельствуют о сохранении значительной роли структурных факторов в развитии инфляционных процессов, нарушается стабильность скорости реакции экономики на сигналы органов денежно-кредитного регулирования. Поскольку роль денежных агрегатов в анализе и управлении инфляционными процессами в последнее время снижается, то при проведении денежно-кредитной политики на современном этапе возрастает роль анализа целого комплекса макроэкономических индикаторов. Эти соображения, а также высокая степень вероятности сохранения тенденций предыдущих лет, практика проведения денежно-кредитной политики в 2000 году предопределяют целесообразность проведения в 2001 году денежно-кредитной политики с использованием элементов механизма целевой инфляции. Банк России определяет ориентир по темпам роста денежной массы, рассматривает его как один из важнейших индикаторов проведения денежно-кредитной политики.
Целесообразность и выгодность предоставления средств в ссуду не стали критериями в деятельности банков. Объективно был необходим второй этап банковской реформы, направленный на комплексную реконструкцию системы экономических отношений в области кредита. Он был начат в 1988 г. созданием первых коммерческих банков, призванных стать фундаментом для формирования рыночных отношений и структур в банковской сфере. Создание такого рынка стало означать замену административно-командных отношений на гибкие экономические методы перемещения финансовых ресурсов в сфере наиболее эффективного применения. Коммерческий статус дает банку значительную самостоятельность в определении целей, условий и сроков кредитования, уровня процентных ставок, развитии разнообразных форм банковской деятельности, в использовании полученной прибыли, определении штатов и уровня оплаты труда своих работников, укреплении материально-технической базы и решении других вопросов. В целях создания системы денежно-кредитного регулирования, адекватной складывающимся рыночным отношениям, были изменены статус Государственного банка и его роль в экономике страны.
Наличие у плательщика (или его гаранта) ликвидных средств, которые могут быть использованы для погашения обязательств перед получателем денег. Осуществление безналичных расчетов между поставщиками и потребителями продукции, услуг породило необходимость взаимных расчетов между банками. Межбанковские расчеты возникли тогда, когда плательщик и получатель средств обслуживаются различными банками, а также при взаимном кредитовании банков, перемещении наличных денег. Для этого на балансе каждого банка открываются корреспондентские счета. В нашей стране для расчетов между банками была создана платежная система России, структура которой приведена в Приложении 1, как она показана на официальном сайте Банка России в сети Интернет. Расчетная сеть Банка России имеет бесспорный определяющий вес в платежной системе России. Требования к безналичным расчетам. Они должны быть бесперебойны, своевременны, надежны, безопасны, экономичны. От соблюдения этих требований зависят обеспечение нормального кругооборота денег и товаров, рентабельность и ликвидность хозяйствующих субъектов, устойчивость функционирования денежных рынков и рынков ценных бумаг, эффективность денежно-кредитного регулирования экономики в стране.
Таблица 4 Номинальный ВВП, млрд. руб. 2840-2930 Реальный ВВП,% 100-102 Инфляция (среднемесячные темпы прироста потребительских 0,4-0,6 цен), % Рост потребительских цен за год, % 105-108 Среднемесячные темпы прироста денежной массы М2, % 1,7-2,2 Рост денежной массы М2, % 122-130 Среднее значение обменного курса рубля к доллару США 6,1 В существующих условиях наиболее целесообразным вариантом курсовой политики на 1998 г. является поддержание неизменного курса рубля в его реальном выражении. Процентные ставки В 1998 г. существенно возрастает роль процентных ставок в достижении целей экономической политики. В связи с этим Банк России свою задачу видит в создании условий для постепенного снижения общего уровня процентных ставок в экономике. Важную роль в этом процессе должно сыграть дальнейшее снижение цены государственных заимствований, адекватное снижение инфляции. Происходит постепенное уменьшение значения количественных денежных ориентиров в процессе формулирования и осуществления денежно-кредитной политики и усиление роли качественных индикаторов, например процентных ставок.
Суть их взглядов - в том, что, в зависимости от состояния экономики, предлагается использовать либо кейнсианские рекомендации государственного регулирования экономики, либо классические рецепты. Лучшим регулятором они считают денежно-кредитные инструменты. Считают, что рыночная экономика во многом саморегулируема, но государственное вмешательство необходимо. Основные достижения школы неоклассического синтеза: . исследования по проблемам экономического роста; . развитие теории общего экономического равновесия; . обстоятельное обоснование современной теории и практики налогообложения. Монетаризм - теория стабилизации экономики, в которой определяющую роль играют денежные факторы. Влияние государства на экономику монетаристы ограничивают контролем за денежной массой. Лозунг монетаристов “назад, к Смиту”. Милтон Фридмен (р. 1912 г.) - глава новой монетаристской школы. Его рекомендации использовались для обоснования рейгановской экономической политики и для экономической стабилизации в Чили во времена Пиночета. У нас политику Гайдара связывают с монетаристской теорией. Монетаристская концепция используется в денежно-кредитном регулировании экономики. Экономический либерализм, или неолиберализм - теория, согласно которой вмешательство государства в экономику должно быть минимальным, а предпринимательству должна быть предоставлена максимальная свобода.
По принятой республикой практике, инфляция измеряется индексом потребительских цен. Регулирующая роль Нацбанка начинается с прогнозирования денежно-кредитной политики на предстоящий период (год, квартал, месяц, неделю) и заканчивается анализом исполнения прогнозных параметров, а также принятием решений на следующий период. Общепризнанным подходом к формированию денежно-кредитной политики является определение Нацбанком совместно с Правительством прогнозных значений инфляции и оценки спроса на деньги в экономике республики, определяемом, исходя из целевых значений инфляции. Затем, Нацбанк использует инструменты денежно-кредитной политики, находящиеся в его распоряжении, для обеспечения заданных размеров денежной массы, на которую будет предъявлен спрос по этим оценкам. Поскольку применение различных комбинаций инструментов денежно-кредитного регулирования приводит к получению определенного размера денежной массы, Нацбанк использует такую комбинацию, которая позволяет минимизировать денежную массу и максимизировать стабильность процентных ставок и валютных курсов.
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ ФГОУ ВПО «Чувашский государственный университет им. И.Н. Ульянова» Экономический факультет Кафедра финансов, кредита и статистики Курсовая работа на тему: «Центральный банк РФ: его функции и роль в рыночной экономике» Выполнил: студент группы ЭК–33–05 Иванова Ирина Николаевна Научный руководитель: к. э. н., доцент Толстова Мария Леонидовна Чебоксары 2008 Содержание Введение Глава 1. Место центрального банка РФ в банковской системе России. 1.1.Статус Банка России, основные цели и функции Центрального банка РФ 1.2. Полномочия и функции Центрального банка РФ по отношению к кредитным организациям Глава 2. Структура Центрального банка РФ. 2.1. Департаменты ЦБ РФ и их задачи 2.2. Территориальные подразделения Банка Росси Глава 3. Инструменты денежно-кредитной политики Центрального банка РФ. 3.1. Денежно-кредитное регулирование экономики – основная функция Центрального банка 3.2. Методы и инструменты денежно-кредитного регулирования экономики в РФ. 3.2.1. Политика минимальных резервов 3.2.2. Операции на открытом рынке 3.2.3. Политика рефинансирования Заключение Список использованной литературы Приложения.
![]() | 978 63 62 |