![]() 978 63 62 |
![]() |
Сочинения Доклады Контрольные Рефераты Курсовые Дипломы |
РАСПРОДАЖА |
все разделы | раздел: | Экономика и Финансы | подраздел: | Банковское дело и кредитование |
Банковская система России. Роль центрального банка России | ![]() найти еще |
![]() Молочный гриб необходим в каждом доме как источник здоровья и красоты + книга в подарок |
Курс на жесткую централизацию, концентрацию власти порождает монобанковскую систему, основанную на функционировании только одного банка (нескольких соподчиненных банков). Концепция же разрушения монополизма, децентрализации управления экономикой логически обусловливает схему, основанную на деятельности нескольких самостоятельных банков. Именно по этому пути пошли такие экс-социалистические страны, как Венгрия, Китай, Югославия. Такая схема принята и в мировой западной практике, где наряду с центральным банком действует множество частных и государственных кредитных институтов (коммерческих, кооперативных, специальных, с особыми задачами, со специальным уставом и др.). Разделение банков на эмиссионный и деловые (коммерческие) не противоречит созданию нового экономического механизма в России. Банковская система, состоящая из центрального банка, организующего денежное обращение и не обслуживающего клиентов (за исключением банков), а также банков, кредитующих предприятия, организации и население, характерна для всех развитых стран с рыночной экономикой
На них приходится почти 50% активов и 45% вкладов населения (без Сбербанка). Потребность средств на рекапитализацию банков определяется Банком России в 75 млрд. руб.1. Дифференциация финансового состояния банков требует также и дифференцированного подхода к решению их проблем. Восстановление и дальнейшее развитие банковской системы страны предполагает решение двух сложных взаимосвязанных задач. Первая - срочное, оперативное восстановление банков, способных продолжать выполнение банковского обслуживания. Вторая задача - на основе российского и международного опыта использовать создавшиеся возможности для формирования практически новой по качеству и цели банковской системы на базе применения современных технологий, бухучета, менеджмента, надзора, аудита Назовем некоторые направления реформирования банковской системы, намеченные правительством. Центральным банком России и Ассоциацией российских банков, которые должны быть реализованы в предстоящий период, с тем чтобы банковская система обеспечивала выполнение базовых функций, отвечающих потребностям экономики Для оперативного восстановления банков с целью продолжения ими банковского обслуживания Банк России после 17 августа 1998 г. предпринял целый ряд срочных мер, которые были направлены на предотвращение разрушения банковской и финансовой системы страны К числу таких важнейших оперативных мер Банка России следует отнести проведение многостороннего межбанковского клиринга, позволившего восстановить систему расчетов, а также разрешить снизить нормативы отчислений в обязательные резервы, что увеличило ликвидность банковской системы.
К сожалению, очень быстро выяснилось, что никаких предложений по преодолению ситуации никто, кроме Банка России, предложить не смог. Понимая всю политическую ответственность за принятие любого решения, мы изложили два возможных варианта действий: 1) исполнение Правительством всех своих обязательств по обслуживанию внутреннего долга плюс поддержка банковской системы через предоставление кредитов Банком России или за счет средств бюджета или 2) проведение принудительной реструктуризации части внутреннего долга[66] и серьезной перестройки банковской системы с возможной национализацией системообразующих банков, не способных исполнять свои обязательства. Переход к свободному, плавающему курсу рубля был неизбежен и в одном, и во втором варианте. Достаточно полно были описаны возможные последствия того и другого варианта. Вместе с тем представители Банка России заявили о принципиальности принятия законодательного решения о предоставлении кредитов Банка России Правительству и в том, и в другом случае. Мы понимали, что любое решение повлечет за собой слишком серьезные макроэкономические последствия, как в части курса рубля, так и в части инфляции
Даны также приложение и список использованной литературы. В первой главе раскрывается сущность, структура, механизм функционирования, этапы формирования и современное состояние кредитной системы в Российской Федерации Вторая глава дипломной работы посвящена роли Центрального банка в регулировании кредитной системы. Она рассматривает функции, инструменты и правовой статус Банка России. Третья глава исследует основные задачи, правовой статус, организационные особенности и полномочия территориальных учреждений Банка России. Актуальность этой темы связана с важнейшей ролью Центрального банка в формировании и регулировании кредитной системы, а также с наличием проблем в функционировании кредитного механизма в современных условиях. Задачами данного исследования являются: изучить современное состояние кредитной системы России; выявить место Центрального банка и его территориальных управлений в кредитной системе; изучить роль Центрального банка и его территориальных управлений в развитии, совершенствовании и регулировании кредитной системы России.
М3 = М2 + крупные срочные вклады. 4. Денежный агрегат L – это денежный агрегат М3 плюс краткосрочные государственные ценные бумаги (в основном казначейские векселя), т. е. L = М3 + краткосрочные государственные ценные бумаги. Ликвидность денежных агрегатов увеличивается снизу вверх (от L до М0), а доходность – сверху вниз (от М0 до L). Под деньгами обычно понимают денежный агрегат М1, который обладает наивысшей ликвидностью и самой низкой доходностью (до 1980 г. по чековым вкладам в США процент вообще не выплачивался). Необходимо отличать деление компонентов денежных агрегатов: а) на наличные и безналичные деньги. К наличным деньгам относятся банкноты и монеты, находящиеся в обращении, т. е. вне банковской системы. Это обязательства центрального банка. Все остальные компоненты денежных агрегатов (т. е. находящиеся в банковской системе) представляют собой безналичные деньги. Это долговые обязательства коммерческих банков; б) деньги и «почти деньги». Деньгами является только денежный агрегат М1, включающий наличные деньги (C), являющиеся обязательствами центрального банка, и средства на текущих счетах коммерческих банков (D), являющиеся обязательствами этих банков: М = С + D
Новизна дипломного сочинения определяется тем, что с переходом страны на новые условия хозяйствования существенно изменилась структура банковских учреждений, значительная роль в которой стала принадлежать коммерческим банкам. Без достаточно глубокого изучения сущности, назначения и деятельности коммерческих банков, их правового положения не может быть достигнуто нормальное функционирование данных хозяйствующих субъектов, что может оказать существенное влияние на формирование рыночной экономики России. Практическая значимость данной работы определяется ее направленностью на решение вопросов связанных с правовым статусом коммерческих банков. Данная работа поможет предпринимателям разобраться в специфике банка как хозяйствующего субъекта, порядке создания и ликвидации коммерческого банка, формах и методах банковского обслуживания, особенностях взаимоотношений Центрального банка России с коммерческими банками. ГЛАВА 1 ВОЗНИКНОВЕНИЕ БАНКОВСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Из истории банковского дела Банковское дело появилось тысячи лет назад. О банковских учреждениях у древних евреев, персов и индусов сведения практически отсутствуют (интересно, что пятикнижие Моисея строго воспрещало процентные сделки, что препятствовало их развитию у древних евреев).
К таким можно отнести банки, которые по состоянию на 1.08.1998 г. были причислены к категории финансово устойчивых банков в соответствии с письмом Банка России № 457 от 28.05.1997 г. "О критериях определения финансового состояния банков". Средства изымаются налоговым способом на неограниченный срок без компенсации банкам издержек, которые они несут по привлечению ресурсов. Изъятие большой доли привлеченных ресурсов отвлекает из оборота крупные суммы и наносит ущерб слабой банковской системе. По мнению Центрального банка, обязательные резервы по своей экономической сущности являются инструментом, призванным ограничить кредитные возможности банков. Такая позиция оправдана в странах, у которых имеется избыточная денежная масса и устойчивая платежеспособная банковская система. Часто территориальные управления ЦБ не принимают во внимание никаких объективных причин временного недовзноса и не имеют полномочий на предоставление кратковременных рассрочек по платежам в ФОР. Даже при резком отливе вкладов - до 15% валюты баланса Центральный банк не возвращает средства из ФОР, чтобы банки могли выдавать деньги вкладчикам, а разрешает производить лишь промежуточные расчеты ФОР, причем не за последний критический период отлива вкладов, а за целый месяц, включая время, когда не было массового изъятия средств.
Во-вторых, банки отличает принятие на себя безусловных обязательств с фиксированной суммой долга перед юридическими и физическими лицами, например, при помещении средств клиентов на счета и во вклады, при выпуске депозитных сертификатов и т.п. Этим банки отличаются от различных инвестиционных фондов, мобилизующих ресурсы на основе выпуска собственных акций. Фиксированные по сумме долга обязательства несут в себе наибольший риск для посредников (банков), поскольку должны быть оплачены в полной сумме независимо от рыночной конъюнктуры, в то время как инвестиционная компания (фонд) все риски, связанные с изменением стоимости ее активов и пассивов, распределяет среди своих акционеров. На данный момент в России Сформирована двухуровневая банковская система: I уровень – Центральный банк России, II уровень – коммерческие банки и другие финансово-кредитные учреждения, осуществляющие отдельные банковские операции. Центральный банк России является главным банком государства. Он независим от распорядительных и исполнительных органов власти. ЦБР – экономически самостоятельное учреждение.
На территории Российской Федерации также возможно создание других кредитных учреждений - это такие учреждения, не являющиеся банками, которые могут выполнять отдельные банковские операции. В настоящее время такие учреждения не получили широкого распространения. Как видно даже из определения банка. Центральный банк выделяется из массы других коммерческих банков наличием властных полномочий по отношению к последним и образует первый уровень банковской системы РФ. В этот уровень также входят Банк внешней торговли РФ и Сберегательный банк РФ. Второй уровень банковской системы включает коммерческие банки различных видов, а также другие кредитные учреждения, получившие лицензию на осуществление отдельных банковских операций. Банковская система любой страны - это совокупность банков, других кредитных учреждений и связей между ними. Банковскую систему РФ образуют Банк России, Банк внешней торговли РФ, Сберегательный банк РФ, коммерческие банки различных видов, другие кредитные учреждения. Главное место в банковской системе РФ принадлежит Центральному банку, возглавляющему всю систему кредитных учреждений России. Необходимо отметить, что подобное построение банковской системы соответствует мировым стандартам: банковские системы большинства зарубежных стран построены по двухуровневому принципу, что позволяет осуществлять наиболее эффективное правовое регулирование банковского дела в государстве.
Управляет, направляет и контролирует текущее состояние этого процесса Центральный банк Российской Федерации. Уполномоченный государством в ранге министерства, этот банк (непосредственно, либо через свои представительства на местах), в целях осуществления своих функций регулирования и контроля, выпускает собственные подзаконные акты: письма, телеграммы, разъяснения и прочее. Система законодательных актов специального банковского направления создается исключительно Центральным банком России и регламентирует осуществление кредитными учреждениями только банковских операций. Смешанное законодательство. Кроме прямых банковских операций (абзац 1 главы 5 Закона РФ "О банках.") кредитные учреждения имеют право осуществлять деятельность, совершая и иные сделки (описанные в той же главе). Эта область коммерческой деятельности банков регламентируется еще большим количеством законов и подзаконных актов. Это - группа смешанного законодательства. Она характерна тем, что сделки, осуществляемые в пределах документов этой группы, могут совершать не только банки, но и иные организации. Часть этой деятельности осуществляется свободно, часть же - при наличии соответствующей лицензии (например, лизинговая деятельность осуществляется по лицензии Министерства экономики РФ).
Банки своей деятельностью уменьшают степень риска и неопределенности в экономической системе. Вторая важнейшая функция коммерческих банков – стимулирование накоплений в хозяйстве. Коммерческие банки, выступая на финансовом рынке со спросом на кредитные ресурсы, должны не только максимально мобилизовать имеющиеся в хозяйстве сбережения, но и формировать достаточно эффективные стимулы к накоплению средств. Стимулы к накоплению и сбережению денежных средств формируются на основе гибкой депозитной политики коммерческих банков. Помимо высоких процентов, выплачиваемых по вкладам, кредиторам банка необходимы гарантии высокой надежности помещения ресурсов в банк и доступность информации о деятельности коммерческих банков. Третья функция банков – посредничество в платежах между отдельными самостоятельными субъектами. В связи с формированием фондового рынка получает развитие и такая функция банков, как посредничество в операциях с ценными бумагами. Глава 3. Банковская система и денежно-кредитная политика в России. Современный этап становления российской банковской системы. К настоящему времени в России создана характерная для стран с рыночной экономикой двухуровневая банковская система: первый уровень - Центральный банк России с сетью региональных отделений и расчетно-кассовых центров на местах, второй - коммерческие банки.
Система законодательных актов специального банковского направления создается исключительно Центральным банком России и регламентирует осуществление кредитными учреждениями только банковских операций. Смешанное законодательство. Кроме прямых банковских операций (абзац 1 главы 5 Закона РФ "О банках.") кредитные учреждения имеют право осуществлять деятельность, совершая и иные сделки (описанные в той же главе). Эта область коммерческой деятельности банков регламентируется еще большим количеством законов и подзаконных актов. Это - группа смешанного законодательства. Она характерна тем, что сделки, осуществляемые в пределах документов этой группы, могут совершать не только банки, но и иные организации. Часть этой деятельности осуществляется свободно, часть же - при наличии соответствующей лицензии (например, лизинговая деятельность осуществляется по лицензии Министерства экономики РФ). Законодательные акты этой группы выпускаются многими министерствами и ведомствами государства, в том числе и Центральным Банком, поэтому они относятся к смешанному законодательству. Налоговое законодательство.
По моему мнению глава Центрального Банка России должен быть не только ответственным, что имеется в виду при его назначении. А строго индивидуальной личностью, раз он несет на себе такое бремя ответственности. В общем-то на мой взгляд за финансовой обеспечение всей страны. Это достаточно тяжелый труд, равного которому нет. Судя из всего вышесказанного можно сделать вывод о том, что правовой положение банков на мой взгляд позволяет предпринимателям создавать юридические лица называемые коммерческими банками и спокойно вести трудовые отношения. Необходимость рассмотрения положения банков в Российской Федерации вызвано не простым интересом и сбором материала. Коммерческие банки, лишь небольшое звено цепи банков. Центральный Банк России регулирует основную часть всей банковской системы России. Положение Центрального Банка России позволяет судить только о его могуществе и преимуществе государственной системы в целом ряде положений по отношению к коммерческим. Так или иначе, но при всем могуществе Банка России, он не может нарушать права предпринимателей и наделяет их многими правами схожими со своими.
Банк был выведен из подчинения правительству и получил, таким образом, необходимую независимость. При обретении Россией суверенитета на базе Госбанка был создан Центральный банк России на основе концепции, принятой в странах с развитой рыночной экономикой. В ходе второго этапа банковской реформы реорганизовалась не только структура банков, но и произошли глубокие изменения в характере кредитных отношений, утвердились новые методы кредитной работы. В результате в России законодательно сформировалась двухуровневая банковская система: I уровень - Центральный Банк России ; II уровень - коммерческие банки и другие финансово-кредитные учреждения, осуществляющие отдельные банковские операции (ст.2 Федерального Закона “О банках и банковской деятельности” от 02.12.90 г. в редакции от 03.02.96 г. № 17-ФЗ). Хотелось бы обратить внимание на то, что банковская система является ключевой частью финансовой системы страны, концентрирующей основную массу кредитных и финансовых операций, но следует отметить и наличие парабанковской системы - небанковских специализированных кредитно-финансовых организаций, ведущих операции в определенных сегментах финансового рынка или ориентирующихся на обслуживание определенных типов клиентуры (см. Приложение 1). Если в настоящее время рассматривать банковскую систему России в практическом преломлении, то можно говорить о многоуровневой структуре.
На последнем этапе административно-командного функционирования банковская система СССР выглядела так: - Госбанк СССР; - Стройбанк СССР; - Банк для внешней торговли; - Система Гострудсберкасс; - Госстрах и Ингосстрах, т. е господствовало шесть абсолютных монополистов, поделивших рынок между собой.3 В середине 80-х годов ХХ века была предпринята попытка сформировать в стране двухуровневую банковскую систему. На верхнем уровне находился Госбанк СССР, на втором уровне – пять специализированных банков. Система небанковских кредитных институтов к тому моменту практически отсутствовала. В конце 1990 года в стране окончательно установилась двухуровневая банковская система в виде Центрального банка Российской Федерации, Сберегательного банка и коммерческих банков, которые получили самостоятельный статус в области привлечения вкладов, кредитной и процентной политики. Россия – страна, в основном, мелких и средних банков. За очень ограниченный срок коммерческие банки воспроизвели в России разнообразие банковских, финансовых и иных институтов.
Понятно, что при такой динамике объемный показателей рынка ГКО вероятность роста ставок выше, чем падения. Заключение В данной работе были рассмотрены методы анализа рынка, стратегии управления портфелем ценных бумаг, роль Центрального Банка России в регулировании рынка государственных ценных бумаг с целью возможности использования аналитического и теоретического материала данной работы в практической деятельности коммерческих банков на рынке государственных краткосрочных бескупонных облигаций. Подробно изложены и проанализированы агрессивная, консервативная и смешанная стратегии управления портфелем государственных ценных бумаг, тактика «скальпирования», позволяющие инвестору наиболее эффективно использовать свободные денежные ресурсы. В главе «Методы технического анализа» рассмотрены методики анализа состояния рынка, тенденций влияющие на котировки и доходность ценных бумаг. В частности описаны анализ ожиданий участников рынка ГКО, плавающие средние конвергенции-дивергенции, анализ политических рисков. Обращено внимание на прогрессивные, но не получившие еще широкого распространения методы страхования рисков, такие как хеджирование.
Инструкция введена в действие с 1 января 1996 года. Механизм контроля за обоснованностью платежей в иностранной валюте за импортируемые товары, так же как и валютный контроль за поступлением валютной выручки от экспорта товаров, делает важным звеном валютного контроля коммерческие банки и усиливает роль Центрального банка России. Базовым документом валютного контроля является паспорт импортной сделки, который оформляется импортером в банке импортера и содержит основные условия внешнеторгового контракта. По каждому заключенному импортером контракту оформляется один паспорт импортной сделки, подписываемый одним уполномоченным банком, где открыт валютный текущий счет импортера. Паспорт импортной сделки оформляется в двух экземплярах. С представлением в банк импортера паспорта импортной сделки импортер принимает на себя ответственность перед органами и агентами валютного контроля за полное соответствие сведений, приведенных в паспорте импортной сделки, условиям контракта, а также за поступление в Россию товаров в полном объеме и в сроки, не превышающие 180 календарных дней между днем оплаты импортируемого товара и датой таможенного оформления.
Источники информации - аналогичные при проверке по расчетному счету. Основные этапы проверки банковских операций по расчетным, текущим и валютным счетам организации: 1.Проверка фактического количественного наличия открытых в организациях расчетных, текущих и взаимных счетов: законность и необходимость их открытия, в каких банках они открыты. 2.Все ли суммы, приведенные в выписках банка, подтверждаются наличием правильно оформленных оправдательных документов к суммам. Проверка своевременности зачисления и списания денежных средств по счетам организации и банке. Порядок оформления банковских документов определен письмом Центрального банка России от 9 июля 1992 г. 14 «О введении в действие Положения о безналичных расчетах в Российской Федерации, с последующими изменениями и дополнениями», письмом Государственной налоговой службы РФ, Минфина РФ, Центрального банка РФ от 5, 16 июня 1995 г. Br-4-12/25H, 47, 174 «Об обязательном указании идентификационных номеров налогоплательщиков при оформлении расчетно-платежных документов», с последующими изменениями и дополнениями.
![]() | 978 63 62 |