![]() 978 63 62 |
![]() |
Сочинения Доклады Контрольные Рефераты Курсовые Дипломы |
РАСПРОДАЖА |
все разделы | раздел: | Экономика и Финансы | подраздел: | Бухгалтерский учет |
Законодательные и нормативные основы составления и представления бухгалтерской отчетности организаций | ![]() найти еще |
![]() Молочный гриб необходим в каждом доме как источник здоровья и красоты + книга в подарок |
Для учета резервов предназначен пассивный счет 96 «Резервы предстоящих расходов», на котором отражаются суммы, зарезервированные в установленном порядке в целях равномерного отнесения расходов на затраты на производство и продажу. По кредиту счета 96 ежемесячными отчислениями накапливаются источники средств для покрытия установленных расходов. При этом делаются записи: Д-т 08, К-т 96. По дебету счета 96 отражаются фактические расходы на соответствующие цели. При этом делаются проводки: Д-т 96, К-т 10. Сальдо счета 96 указывает на начисленный резерв в предыдущих периодах, который будет расходоваться в будущих отчетных периодах. 81.PПОНЯТИЕ И СОСТАВ БУХГАЛТЕРСКОЙ ОТЧЕТНОСТИ Формирование бухгалтерской отчетности организации является завершающим этапом учетного процесса. Бухгалтерская отчетность как единая система данных о финансовом положении организации, финансовых результатах ее деятельности и изменениях в ее финансовом положении составляется на основе данных бухгалтерского учета. К основным нормативным документам, определяющим порядок составления и раскрытия информации в бухгалтерской отчетности, относятся: Федеральный закон «О бухгалтерском учете»; ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации»; План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организации и инструкция по его применению; приказ Минфина РФ «О формах бухгалтерской отчетности организаций»; Методические рекомендации по составлению и представлению сводной бухгалтерской отчетности; Методические указания по формированию бухгалтерской отчетности при осуществлении реорганизации организаций; Методические рекомендации по раскрытию информации о прибыли, приходящейся на одну акцию, и др
Раскрытие информации по сегментам в финансовой отчетности Формирование и представление информации по сегментам в бухгалтерской отчетности коммерческих организаций (за исключением кредитных организаций), деятельность которых предполагает несколько видов получения доходов или осуществляется в различных географических регионах, в соответствии с ПБУ 12/2000 необходимы только в двух случаях: 1) при составлении консолидированной бухгалтерской отчетности организацией, имеющей дочерние и зависимые общества; 2) при составлении сводной бухгалтерской отчетности объединений юридических лиц, созданных на добровольных началах, организацией, на которую согласно учредительным документам возложено составление такой отчетности. Система нормативного регулирования требует выделения в рамках единой бухгалтерской отчетности информации по операционным и географическим сегментам. Это позволяет как внешним, так и внутренним пользователям бухгалтерской отчетности получать возможность проведения анализа в целом по организации, а также в разрезе отдельных видов предпринимательской деятельности или в части обособленных подразделений организации, находящихся в разных географических зонах.
Чтобы стать реальным фактором делового оборота, информация, содержащаяся в бухгалтерской отчетности организации, должна обладать качественными характеристиками вполне определенного содержания, нести требуемую заинтересованным пользователям нагрузку. Требования достоверности и полноты согласно российскому законодательству лежат в основе признаков, гарантирующих качество представляемых в бухгалтерской отчетности сведений. Можно считать, что критерий качества бухгалтерской отчетности формализован. Так, в п. 3Pст. 1PЗакона о бухгалтерском учете говорится, что одной из основных задач бухгалтерского учета является формирование полной и достоверной информации. Положением по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» (ПБУ 4/99), утвержденным приказом Минфина России от 6 июля 1999Pг. P43н, предусмотрено, что бухгалтерская отчетность должна давать достоверное и полное представление об имущественном и финансовом положении организации, а также о финансовых результатах ее деятельности. При этом достоверной и полной признается бухгалтерская отчетность, сформированная и составленная в строгом соответствии с требованиями нормативных документов, и информация, единообразно сформированная и представленная по общеизвестным и признаваемым всеми заинтересованными лицами правилам, что исключает неоднозначность толкования этой информации
Данные отчетности используются внешними пользователями для оценки эффективности деятельности организации, а также для экономического анализа в самой организации, что и обуславливает актуальность выбранной темы дипломного исследования. Вместе с тем отчетность необходима для оперативного руководства хозяйственной деятельностью и служит исходной базой для последующего планирования, отчетность должна быть достоверной, своевременной. В ней должна обеспечиваться сопоставимость отчетных показателей с данными за прошлые периоды. Организации составляют отчеты по формам и инструкциям (указаниям), рекомендованным Минфином и Госкомстатом Российской Федерации. Единая система показателей отчетности организации позволяет составлять отчетные сводки по отдельным отраслям, экономическим районам, республикам и по всему народному хозяйству в целом. Цель дипломного исследования – изучение годовой финансовой отчетности, ее основные показатели и их анализ. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи: изучить теоретические вопросы формирования бухгалтерской отчетности и ее нормативное регулирование; изучить стандарт «Бухгалтерская отчетность организации»; изучить баланс, как важнейшую форму бухгалтерской отчетности, сформировать базу для экономического анализа; изучить организационную структуру исследуемого объекта; провести анализ основных показателей годовой финансовой отчетности; дать рекомендации и внести предложения по улучшению формирования годовой финансовой отчетности на предприятии и улучшении финансового положения на конкретном предприятии.
Это позволит окончательно сформировать предварительный оборотный баланс и представить его в том виде, в котором и увидят его пользователи бухгалтерской отчетности хозяйств,P отражающим реальное положение предприятия. 14.3. Понятие бухгалтерской отчетности и требования, предъявляемые к ней Бухгалтерская финансовая отчетность организации представляет собой систему показателей, характеризующих условия и результаты ее работы за истекший период; по существу, это особый вид учетных записей, представляющих собой извлечение из текущего учета сводные данные о состоянии и результатах деятельности хозяйства за определенный период. Согласно п. 6PПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации» «бухгалтерская отчетность должна давать достоверное и полное представление о финансовом положении организации, финансовых результатах ее деятельности и изменениях в ее финансовом положении». При составлении отчетности необходимо выполнять требования законодательных и нормативных актов по бухгалтерскому учету в отношении раскрытия в финансовой отчетности информации об изменениях учетной политики, оказавших существенное влияние на финансовое положение, об операциях в иностранной валюте, о движении денежных средств или финансовых результатах деятельности предприятия, об активах, капитале, о резервах и обязательствах, доходах и расходах предприятия
Огромные обороты переводных сумм требуют осуществления строжайшего и систематического контроля денежных операций и денежного обращения по сети. Система последующего контроля организована в Центре автоматизированного оперативно- технического управления связью (ЦАОТУС) г. Москвы, в котором осуществляется документальный контроль приема и оплаты переводов на основе оперативной и бухгалтерской отчетности организаций связи. Переводные средства - эта денежные средства, поступающие в организации почтовой связи в результате осуществления переводных операций. К переводным операциям относятся несколько видов услуг связи : переводные средства (прием и оплата денежных переводов для граждан, предприятий); расчеты с отделениями сбербанков по инкассированным денежным суммам и подкреплениям наличности; расчеты с организациями по суммам, зачисленным в переводные средства ( прием коммунальных услуг, электроэнергия, услуги Электросвязи, прием торговой выручки, оплата пособий и пенсий, и т.д.); доходы по услугам связи НДС налог с продаж; прочие почтовые доходы НДС налог с продаж; выручка от реализации коммерческих товаров (покупная стоимость товарная наценка НДС налог с продаж); каталожные суммы по подписке; доходы будущих периодов по подписке (услуги связи НДС, если издание не подпадает под льготу, налог с продаж). Для зачисления переводных средств в отделении обслуживающего банка открывается переводной счет.
Данные представляемой бухгалтерской отчетности приводятся в тысячах рублей без десятичных знаков. Организациям, имеющим существенные обороты продаж, обязательств, разрешается приводить данные в представляемой бухгалтерской отчетности в миллионах рублей без десятичных знаков. 3.2 Порядок представления бухгалтерской отчетности Организация должна составлять бухгалтерскую отчетность за месяц, квартал и год нарастающим итогом с начала отчетного года, если иное не установлено законодательством Российской Федерации. При этом месячная и квартальная бухгалтерская отчетность является промежуточной. Отчетным годом считается период с 1 января по 31 декабря календарного года включительно. Первым отчетным годом для вновь созданной либо реорганизованной организации считается период со дня ее государственной регистрации по 31 декабря включительно, а для организации, вновь созданной после 1 октября (включая 1 октября), - с даты государственной регистрации по 31 декабря следующего года включительно. Данные о фактах хозяйственной деятельности, проведенных до государственной регистрации вновь созданной организации, включаются в ее бухгалтерскую отчетность за первый отчетный год.
Дата подписания аудиторского заключения и отражений в нем событий, происшедших после даты составления и представления бухгалтерской отчетности. Принципы аудиторской деятельности, закрепленные во Временных правилах аудиторской деятельности в РФ. Этические принципы аудиторской деятельности. Правило (стандарт) аудиторской деятельности «Применимость допущения непрерывности деятельности». Правило (стандарт) аудиторской деятельности «Первичный аудит начальных и сравнительных показателей бухгалтерской отчетности». Характеристика и учет среды компьютерной и информационной систем. Проведение аудита с помощью компьютера. Понятие аудита и его основная цель. «Временные правила аудиторской проверки в РФ»: Аудит – это осуществляемая на платной основе деятельность в виде независимой вневедомственной проверки аудиторами бухгалтерских отчетов, балансов, расчетов, деклараций экономических субъектов с целью установления их достоверности и соответствия совершаемым ими хозяйственным операциям законодательным и иным правовым актам РФ, а также деятельность по оказанию др. аудиторских услуг. Правило (стандарт) аудиторской деятельности «Цели и основные принципы, связанные с аудитом бухгалтерской отчетности»: Под аудитом бухгалтерской отчетности понимается независимая проверка, осуществляемая аудиторской организацией и имеющая своим результатом выражение мнения аудиторской организации о степени достоверности бухгалтерской отчетности экономического субъекта.
Об установлении, замене и пересмотре норм труда работники должны быть извещены не позднее, чем за один месяц. Расходы на оплату труда подразделяются на две группы относимые на издержки производства и обращения – себестоимость продукции (работ, услуг), то есть составляющие фонд заработной платы; осуществляемые за счет других источников – фонда потребления, резервного фонда, нераспределенной прибыли, фондов специального назначения, резервов предстоящих расходов и платежей, целевых поступлений и финансирования и т.п. 1.3 Краткий обзор нормативных документов Республики Беларусь и литературных источников по теме исследования Закон Республики Беларусь от 25 июня 2001 г., № 42-3 «О внесении изменений в Закон Республики Беларусь «О бухгалтерском учете и отчетности» // НРПА РБ. 2001. № 63. Настоящий закон определяет правовые и методологические основы организации, ведения бухгалтерского учета, содержит требования, предъявляемые к составлению и представлению бухгалтерской отчетности и регулирует взаимоотношения по вопросам бухгалтерского учета и отчетности в Республике Беларусь.
Достоверная финансовая информации о хозяйственном субъекте повышает эффективность функционирования рынка в целом и рынка капиталов, в частности, дает собственникам возможность правильно оценить и спрогнозировать последствия принятия своих решений. Отсюда возникает потребность в наличии на рынке физических и юридических лиц, обладающих способностью объективно, будучи независимыми от организации, оценить ее финансовое положение на основе сопоставления представленных в отчетности сведений и фактически имеющихся сведений в первичных бухгалтерских документах и регистрах бухгалтерского и налогового учета. Эта опенка должна быть проведена с учетом действующего нормативно-правового регулирования. Аудит представляет собой предпринимательскую деятельность по независимой проверке бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности организаций и индивидуальных предпринимателей и дополнительных услуг, связанных с консультированием клиентов по вопросам банковского, налогового, финансового законодательства, по составлению расчетов или деклараций по налогообложению, ведению или восстановлению бухгалтерского учета, составлению финансовых прогнозов, выбору формы привлечения капитала, размещению временно свободных денежных ресурсов.
Основным документом по бухгалтерскому учету является ФЗ «О бухгалтерском учете» № 129-ФЗ от 21.11.96 г., который определяет правовые основы бухгалтерского учета, его содержание, принципы, организацию, основные направления бухгалтерской деятельности и составления отчетности, состав хозяйствующих субъектов, обязанных вести бухгалтерский учет и представлять финансовую отчетность. Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности разработано на основании ФЗ «О бухгалтерском учете» и определяет порядок организации и ведения бухгалтерского учета, составления и представления бухгалтерской отчетности, независимо от организационно- правовой формы, за исключением кредитных и бюджетных организаций, а также взаимоотношения организации с внешними потребителями. Положение по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» (ПБУ 4/99) устанавливает состав и методические основы формирования бухгалтерской отчетности организаций, кроме кредитных и бюджетных организаций. В ПБУ 1/98 «Учетная политика организации» изложены основные принципы учета, ориентированные на международные принципы (непрерывности деятельности организации, осмотрительности, последовательности применения учетной политики и др.) 1 Система нормативного регулирования бухгалтерского учета в РФ 1.
В системе нормативного регулирования учета бухгалтерская отчетность рассматривается как единая система данных об имущественном и финансовом положении организации и о результатах ее хозяйственной деятельности, составляемая на основе информации бухгалтерского учета, подготовленный по установленным формам за определенный отчетный период. К основным нормативным документам, определяющим порядок составления и раскрытия информации в бухгалтерской отчетности, относятся: – Федеральный закон «О бухгалтерском учете»; – ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации»; – План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организации и Инструкция по его применению; – Приказ Минфина России «О формах бухгалтерской отчетности организаций»; – Методические рекомендации по составлению и представлению сводной бухгалтерской отчетности; – Методические указания по формированию бухгалтерской отчетности при осуществлении реорганизации организаций; – Методические рекомендации по раскрытию информации о прибыли, приходящейся на одну акцию и др.
Поскольку международные стандарты регулируют вопросы признания (раскрытия) в отчетности объектов бухгалтерского наблюдения, а порядок сбора и группировки информации ни как в них не отражен, в переводе предпочли использовать международные стандарты финансовой отчетности. В 1998 г. Правительством РФ подтверждена программа реформирования бухгалтерского учета в соответствии с требованиями МСФО, предусматривающая план мероприятий по реконструкции учета, действия которой было пролонгировано до 2005 г. В рамках реформирования законодательного обеспечения и нормативного регулирования выделяются два важных направления. Первое связано закреплением в должностных инструкциях требования по аттестации профессиональных бухгалтеров, второе предполагает введение нормы обязательности составления консолидированной бухгалтерской отчетности по группе взаимозависимых организаций. Одна из проблем, снижающих информативность российской финансовой отчетности – отсутствие законодательного требования о представлении консолидированной отчетности взаимозависимых организаций, позволяющей оценивать перспективы развития бизнеса каждой компании с учетом связей между ними. С 1.01.2004г. российские предприятия должны составлять консолидируемую отчетность по правилам МСФО. (11, стр. 20) Выполнение второго направления реформы связано с формированием положений по бухгалтерскому учету.
Эти теоретические положения нашли свое отражение в соответствующих нормативных актах, регулирующих ведение бухгалтерского учета и составление бухгалтерской финансовой отчетности. Так, п.6 ПБУ 4 99 « Бухгалтерская отчетность организации», утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 6 июля 1999г. № 43н, декларируется, что бухгалтерская отчетность должна давать достоверное и полное представление о деятельности организации, о финансовом положении и финансовых результатах и изменениях в ее финансовом положении. Реализация этого положения достигается путем применения целой системы принципов и требований, направленных на обеспечение соответствующих подходов к составлению бухгалтерской отчетности. Выполнение требования полноты представления информации достигается при условии отражения на счетах бухгалтерского учета всех финансово-хозяйственных операций, осуществленных предприятием за отчетный период. В свою очередь, достоверной бухгалтерская отчетность является в том случае, если она составлена в соответствии с требованиями законодательных и нормативных актов, регламентирующих бухгалтерский учет в Российской Федерации. 2 СОСТАВ БУХГАЛТЕРСКОЙ (ФИНАНСОВОЙ) ОТЧЕТНОСТИ И ОСНОВНЫЕ ПРАВИЛА ЕЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ И УТВЕРЖДЕНИЯ 2.1 Состав и содержание бухгалтерской отчетности.
Следует подчеркнуть, что ПБУ 4/99 не является нормативным документом при формировании отчетности организации для внутренних целей, отчетности для статистического наблюдения, отчетных форм для представления данных кредитным организациям и отчетной информации для иных специальных целей, если в правилах подготовки такой отчетности не предусматривается использование ПБУ 4/99. Третий уровень включает документы, на основе которых, по существу, установлен порядок формирования и составления бухгалтерской отчетности. К ним относятся методические рекомендации, инструкции, приказы Минфина России: «О порядке отражения в бухгалтерском учете отдельных операций, связанных с введением в действие первой части Гражданского кодекса Российской Федерации», раскрывающий особенности формирования бухгалтерской отчетности в случае реорганизации и ликвидации организации от 28.07.95 г. № 81; «О порядке публикации годовой бухгалтерской отчетности открытыми акционерными обществами» от 28.11.96 г. № 101; «О методических рекомендациях по составлению и представлению сводной бухгалтерской отчетности» от 30.12.96 г. № 112; «О формах бухгалтерской отчетности организаций» от 13.01.2000 г. №4н; «О методических рекомендациях о порядке формирования показателей бухгалтерской отчетности организаций» от 28.06.2000 г № 60н. Переходный период реформирования экономики выявил избыточность объема показателей ранее действующих типовых форм бухгалтерской отчетностей для субъектов малого предпринимательства и недостаточность их для крупных и крупнейших организаций.
Органы, которым федеральными законами представлено право регулирования бухгалтерского учета, руководствуясь действуюшим законодательством, разрабатывают и утверждают в пределах своей компетенции обязательные для исполнения всеми организациями на территории Российской Федерации: а) планы счетов бухгалтерского учета и инструкции по их применению; б) положения (стандарты) по бухгалтерскому учету, устанавливающие принципы, правила и способы ведения организациями учета хозяйственных операций, составления и представления бухгалтерской отчетности; в) другие нормативные акты и методические указания по вопросам бухгалтерского учета. Нормативные положения и методические указания по бухгалтерскому учету, издаваемые органами, которым федеральными законами предоставлено право регулирования бухгалтерского учета, в том числе региональные законодательные акты, не должны противоречить нормативным актам и методическим указаниям Министерства финансов России. Необходимость регламентации и регулирования бухгалтерского дела с общегосударственных ПОЗИЦИЙ обусловлена рядом причин, среди которых главными являются обеспечение, защита и гарантия соблюдения интересов собственников хозяйствующего субъекта, его инвесторов, кредиторов и других третьих лиц.
Существует целый свод правил, по которым ведется бухгалтерский учет товарных операций. И отступление от этих правил ведет к серьезным ошибкам в бухгалтерской и налоговой отчетности, в определении финансовых результатов деятельности организации, приводит к злоупотреблениям со стороны материально-ответственных лиц и т.п. Свод правил бухгалтерского учета - это система нормативных документов, которые в зависимости от назначения и статуса можно разделить по следующим уровням: 1-й уровень Закон «О бухгалтерском учете» Гражданский кодекс РФ Другие законы по бухгалтерскому учету Указы Президента РФ Постановления Правительства РФ 2-й уровень Положения по бухгалтерскому учету (стандарты) 3-й уровень Нормативные документы Минфина России: - приказы - методические рекомендации (указания) - инструкции - комментарии - письма 4-й уровень Нормативные документы других министерств и ведомств 5-й уровень Приказ по учетной политике организации Другие рабочие документы организации Рис. 1 Система документов, регламентирующих бухгалтерский учет в РФ Закон «О бухгалтерском учете» определяет: состав хозяйствующих субъектов, обязанных вести бухгалтерский учет и представлять финансовую отчетность; правовые основы бухгалтерского учета; содержание, принципы и организацию бухгалтерского учета; порядок составления и представления бухгалтерской отчетности.
Важнейшим документом законодательного уровня является Федеральный закон «О бухгалтерском учете». В этом Законе сформулированы основы бухгалтерского учета в России в соответствии с потребностями развивающихся рыночных отношений и необходимостью адаптации к международным стандартам. Согласно данному Закону общее методическое руководство бухгалтерским учетом в России осуществляется по поручению Правительства РФ Министерством финансов Российской Федерации. Основными функциями Минфина России являются подготовка нормативных актов, регулирующих ведение бухгалтерского учета и составление бухгалтерской отчетности; организация аттестации главных бухгалтеров и иных специалистов, оказывающих бухгалтерские услуги, и проверка качества их работы. Минфин России вправе осуществлять часть своих функций по разработке документов третьего уровня, аттестации главных бухгалтеров совместно с аккредитованными профессиональными объединениями бухгалтеров. Федеральный закон «О бухгалтерском учете» распространяется на все организации, находящиеся на территории России, включая филиалы и представительства иностранных организаций, если это не противоречит договорам нашей страны с другими государствами.
![]() | 978 63 62 |