![]() 978 63 62 |
![]() |
Сочинения Доклады Контрольные Рефераты Курсовые Дипломы |
![]() |
РАСПРОДАЖА |
все разделы | раздел: | Государственное регулирование, Таможня, Налоги |
Формы государственного регулирования экономики | ![]() найти еще |
![]() Молочный гриб необходим в каждом доме как источник здоровья и красоты + книга в подарок |
Но системы свободного предпринимательства в России сейчас нет. Какая-то система предпринимательства есть, но она далеко не свободна. Она существует в крайне неблагоприятных условиях, зажата и придушена налогами, неблагоприятным законодательством и государственной мафией. Она абсолютно не защищена и стонет от рэкета, мздоимства чиновников всех видов власти, беззакония и правового беспредела. Современная экономика всегда имеет национальные особенности. Они заключаются в двух вещах: доли госсобственности и формах государственного регулирования. Если в Америке доля госсобственности составляет около 8%, то во Франции и Германии колеблется от 20 до 30%, в Японии – около 30%. Маргарет Тэтчер приняла власть в Англии, когда предыдущие социалисты довели госсобственность до 40%. Тэтчер ставила задачу: за пять лет довести госсобственность до 20%. Заметьте, за пять лет, в Англии, где полно денег в частном секторе и нет проблем с продажей госсобственности по реальным ценам. В России мировая финансовая мафия и еврейская шайка пришедших к власти ельциноидов решила 90% госсобственности «прихватизировать» за три года без остатка
В результате в районе порта возросла хозяйственная активность. Административные средства регулирования в развитых странах с рыночной экономикой используются в незначительных масштабах. Их сфера действия в основном ограничивается охраной окружающей среды и созданием минимальных бытовых условий относительно слабо социально защищенных слоев населения. Однако в критических ситуациях их роль сильно возрастает, например, во время войны, критического положения в экономике. Самыми крупномасштабными административными акциями по регулированию экономики в послевоенной Японии были денежная реформа и разукрупнение ведущих концернов. Экономические средства государственного регулирования подразделяются на средства денежно-кредитной и бюджетной политики. Самостоятельным комплексным инструментом государственного регулирования экономики (и одновременно его объектом) является государственный сектор в экономике. Высшая форма государственного регулирования экономики - это государственное экономическое программирование, охватывающее многочисленные цели и весь набор инструментов государственного регулирования экономики.
Такие новые явления, как государственное регулирование экономики, программирование, капиталистическая интеграция, переход от старой системы колониального господства к неоколониализму, означают известную модификацию основных признаков империализма, без изменения их сущности. К. свободной конкуренции, империализм и государственно-монополистический К. представляют собой различные стадии одной общественно-экономической формации. В ходе исторического развития меняется структура производства и механизм присвоения прибавочной стоимости, но основные признаки К. — товарное производство, частная собственность на средства производства и эксплуатация наёмного труда капиталом — остаются неизменными. Особенность современного К. состоит в том, что он вынужден приспосабливаться к новой обстановке в мире. В современных условиях экономического соревнования и борьбы двух противоположных систем господствующие круги стран капитала боятся перерастания классовой борьбы в массовое революционное движение, поэтому буржуазия стремится применять более замаскированные формы эксплуатации и угнетения трудящихся, в ряде случаев с готовностью идёт на проведение частичных реформ, чтобы удерживать массы под своим идейным влиянием и политическим контролем
Наиболее используемые в цивилизованной рыночной системе и эффективные средства бюджетного регулирования – изменения налоговых систем, налоговые скидки, ускоренное административное списание основного капитала, льготы при реализации скрытых резервов. Но в Украине эти средства пока недостаточно развиты из-за советского менталитета большинства государственных деятелей. Высшей формой государственного регулирования экономики, особенно переходного типа, является государственное экономическое программирование. От составления чрезвычайных и целевых программ осуществляется переход к государственному среднесрочному общеэкономическому программированию. Важнейшими относительными границами государственного регулирования экономики являются: границы достаточной мотивации предпринимательской деятельности; социальные границы налогообложения; границы прироста ВВП (конъюнктурные границы). Пределы эффективности государственного регулирования переходной экономики при помощи государственного бюджета зависят от того, насколько резко потребности в финансировании государственных регулирующих мер возрастают именно тогда, когда возможности мобилизации средств для финансирования резко сокращаются.
Воздействие государства может осуществляться в виде регулирования частной активности, принимать форму финансовой поддержки или трансфертов и т.Pп. Возникает вопрос определения границ государственного регулирования, т.Pе. «осязаемых» признаков выхода из кризиса. В широком смысле государственное регулирование экономики, как правило, ограничено двумя видами финансовым, в основе которого лежат кейнсианские теории, и кредитноденежным (монетаристским). При формировании рыночной модели хозяйствования должна быть создана двухуровневая система управления экономикой на уровне государства, основанная на подчинении, и на уровне предприятий, базирующаяся на горизонтальных взаимоотношениях. Современная мировая экономическая мысль выделяет следующие признаки выхода из кризисных ситуаций. Поиск инноваций, содействующих изменениям в способе экономического роста. Это преобразования в области отношений найма, которые могут способствовать попыткам выхода за пределы прежнего способа экономического роста, форм внутренней организации и конкуренции, к которым движутся предприятия, выявление сдвигов в потребностях, социальноэкономического прогресса
Однако в критических ситуациях их роль сильно возрастает, например, во время войны, критического положения в экономике. Самыми крупномасштабными административными акциями по регулированию экономики в послевоенной Японии были денежная реформа и разукрупнение ведущих концернов. Экономические средства государственного регулирования подразделяются на средства денежно-кредитной и бюджетной политики. Самостоятельным комплексным инструментом государственного регулирования экономики (и одновременно его объектом) является государственный сектор в экономике. Высшая форма государственного регулирования экономики - это государственное экономическое программирование, охватывающее многочисленные цели и весь набор инструментов государственного регулирования экономики. О государственном секторе и экономическом программировании речь пойдет ниже. Основные экономические средства - это: 1) регулирование учетной ставки (дисконтная политика, осуществляемая центральным банком); 2) установление и изменение размеров минимальных резервов, которые финансовые институты страны обязаны хранить в центральном банке; 3) операции государственных учреждений на рынке цен-ных бумаг, такие как эмиссия государственных обязательств, торговля ими и погашение.
Государственное регулирование ставит своей главной целью соблюдать интересы государства, общества в целом, социально незащищенных слоев населения, не забывая при этом о правах и свободе личности. Государство следит за тем, чтобы в условиях экономической своды общественные интересы не были ущемлены устремлениями и интересами отдельных регионов, социальных групп, отраслей, монополий, предпринимателей, частных лиц. Государственное регулирование направлено также на защиту интересов будущих поколений, охрану окружающей среды, предотвращение ее загрязнения, гибели природы. Существуют, применяются разнообразные формы государственного регулирования экономики, из которых мы рассмотрим только самые важные и главные. Непосредственное государственное регулирование ряда отраслей, объектов в форме управления применяется по отношению к предприятиям организациям, имеющим важное значение для экономики и общества, представляющим общественную опасность, нуждающимся в значительной государственной поддержке. К таким объектам относят военные, оборонные, энергетические (в особенности атомная энергетика и объекты единой энергетической системы), заповедники, национальные музеи, природные парки, курорты, полезные ископаемые, водные ресурсы, ряд учреждений науки, культуры, образования, здравоохранения, а также организации, контролирующие и защищающие окружающую среду, охраняющие безопасность, выполняющие другие общегосударственные функции.
Отдельные инструменты государственной экономической политики могут употребляться в различных целях , в разных сочетаниях и с разной интенсивностью . В зависимости от характера целей будет изменятся место того или иного инструмента в арсенале средств государственного регулирования экономики в конкретный период . 1.6)Государственное экономическое программирование (ГЭП) как высшая форма государственного регулирования . Высшей формой государственного регулирования экономики является государственное экономическое программирование . Его задача – комплексное использование в глобальных целях всех элементов государственного регулирования экономики . По мере усложнения задач по регулированию хозяйства правительства стали формировать краткосрочные , среднесрочные и долгосрочные задачи , определять порядок их решения и органы , ответственные за исполнение этих решений , выделять необходимые средства и определять порядок финансирования . Объектами таких целевых программ обычно становятся отрасли (в частности, сельское хозяйство) ; регионы ; социальная сфера ; различные направления научных исследований . Программы бывают обычные и чрезвычайные .
Особым фактором объективного усиления роли государства выступает чрезвычайно возросшая социально-организационная сложность современной экономики, которая нарушает обычные функциональные связи внутри рыночной системы. Это явление «институциональная ригидность» проявляется в том, что фундаментальные рыночные переменные, теоретически способные изменяться как в сторону увеличения, так и в сторону снижения, в современном обществе обычно изменяются только в одну сторону из-за сопротивления правовых институтов и организаций изменениям в другом направлении (обычно даже при ухудшении деловой конъюнктуры абсолютный уровень цен и зарплаты не снижается, затруднены увольнения рабочих и т.д.). Современная экономика в значительной мере утратила гибкость, которая была присуща раннему капитализму. Цель данной работы – рассмотреть методы, пути и формы государственного регулирования экономики. Для реализации поставленной задачи был произведен анализ учебной и общеэкономической литературы. Отметим тот факт, что указанные вопросы детально освещены в финансовой периодике. Особо хочется отметить учебник Губина Е. «Методы, свойства и формы государственного регулирования экономики» и работу Ревенкова А. «Планирование в системе государственного регулирования экономики» опубликованную в журнале «Экономист» в №8 за 2001 год.
Формы государственного регулирования экономики По характеру воздействия на процесс экономического развития можно выделить две основные формы государственного регулирования экономики: краткосрочное антициклическое регулирование (конъюнктурная политика) и среднесрочное и долгосрочное целевое регулирование (оно включает структурную политику и политику общего стимулирования экономического роста на определенную перспективу). Антициклическое регулирование До Второй мировой войны, а во многих странах до середины 50-х гг. воздействие государства на состояние хозяйственной конъюнктуры осуществлялось спорадически, от случая к случаю и диктовалось обычно чрезвычайными обстоятельства, т.е. свершившимися фактами негативного характера. В первой половине 50-х гг. такое воздействие приобрело непрерывный характер, превратившись в антициклическое регулирование, которое западными учеными и политиками обычно именуется «конъюнктурная политика». Оно нацелено на сглаживание циклических колебаний хозяйственной конъюнктуры, предотвращение особенно глубоких циклических кризисов и такой массовой безработицы, которая угрожала бы самим устоям рыночного хозяйства и демократического общества, а также на создание благоприятных условий для среднесрочного и долгосрочного регулирования экономики, способствующего ее непрерывной модернизации и прогрессу.
Сложность современной социально-экономической жизни постепенно привела к органическому сочетанию и тесному переплетению рыночных и государственных начал. Многие фундаментальные проблемы современного общества не могут быть решены исключительно рыночными механизмами и нуждаются в государственном участии. К этим проблемам относится, прежде всего, развитие социальной сферы, в частности, уровень образования, квалификации рабочей силы и состояние научных исследований непосредственно влияют на темпы и качество экономического роста. Вопрос государственного регулирования экономики с начала существования рынка был актуальным и остаётся таковым и по сей день, так как только государство имеет такую власть, способную изменить развитие экономики в макромасштабе. Целью данной работы является рассмотрение методов, путей и форм государственного регулирования экономики, а так же роль государства в современной экономике России. 1 Государственное регулирование экономики с точки зрения теории В обеспечении нормального функционирования любой современной экономической системы важная роль принадлежит государству.
Общепризнанными правовыми формами государственного регулирования экономики соответственно выступают законы, подзаконные и судебные акты. Законы всегда имеют приоритетное значение. Россия в этом плане не является исключением, однако, с двумя оговорками. Первая. Зачастую, не законы, а указы Президента, согласно сложившейся практике, имеют приоритетное значение в ряде сфер жизни общества и экономики, включая процессы акционирования, приватизации и др. Весьма важным является то, чтобы эта практика всегда строго согласовывалась со ст. 90 ч. 3 Конституции РФ, гласящей, что «указы и распоряжения Президента Российской Федерации не должны противоречить Конституции Российской Федерации и федеральным законам» и что Президент только в соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами «определяет основные направления внутренней и внешней политики государства». Вторая оговорка заключается в том, что в России судебные прецеденты пока не являются правовыми формами государственного регулирования. Они постепенно создаются Конституционным Судом и требуется время для того, чтобы его решения стали признаваться в качестве источников права.
Следует помнить также о том, что мы нанимаем правительство для решения наших как насущных, так и перспективных проблем. Однако и мы - налогоплательщики, предприниматели, и правительство об этом совсем забыли. Как и о том, что с нерадивым работником можно расторгнуть контракт, а хорошего - поощрить. В этом и заключается высшая форма государственного регулирования экономики - регулирование деятельности самого госаппарата. Список литературы. Кушмян В. Государственное регулирование экономики // Экономист, 1995, № 2 Безруков В. Правительственная программа «Реформа и развитие экономики в 1995 - 1997 годах» // Экономист, 1995, № 6 Борисов В. Перспективы структурных изменений в машиностроении. // Экономист, 1995, № 4 О концепции региональной политики. // Экономист, 1995, № 4 Макконнелл К., Брю С. Экономикс. // Республика, 1993 Холодов Л.Г. Вопросы государственного регулирования экономики. // Москва, 1994 Киперман Г., .Белялов А Налогообложение предприятий и граждан в Российской Федерации. // Москва, МВЦ «АЙТОЛАН», 1992 Ламперт Х.
Высшая форма государственного регулирования экономики - это государственное экономическое программирование, охватывающее многочисленные цели и весь набор инструментов государственного регулирования экономики. К основным экономическим средствам необходимо отнести: регулирование учетной ставки (дисконтная политика, осуществляемая центральным банком); установление и изменение размеров минимальных резервов, которые финансовые институты страны обязаны хранить в центральном банке; операции государственных учреждений на рынке ценных бумаг, такие как эмиссия государственных обязательств, торговля ими и погашение. При помощи этих инструментов государство стремиться изменить соотношение спроса и предложения на финансовом рынке (рынке ссудных капиталов) в желаемом направлении. По мере относительного снижения роли рынков свободных капиталов в финансировании капиталовложений и, особенно в связи с уменьшением роли фондовой биржи и ростом самообеспечения крупных компаний финансовыми средствами действенность этих инструментов в наиболее развитых странах несколько ослабела.
Министерство общего и профессионального образования Российской Федерации ИНСТИТУТ ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ КУРСОВАЯ РАБОТА по экономической теории «Методы и формы государственного регулирования» Студент: Тишина Т.В. Группа: 01М23 Преподаватель: Потапова И.С. Москва, 2002 г. План: Введение 1. Понятие, цели и задачи государственного регулирования 1. Зачем нужно государственное регулирование? 5 2. Цели и формы государственного регулирования экономики .6 3. Задачи государственного регулирования .7 4. Объекты государственного регулирования .9 5. Инструменты государственного регулирования .10 2. Методы государственного регулирования 1. Функции. Экономические и административные методы .11 2. Различия методов государственного регулирования 12 3. Косвенные методы государственного регулирования .12 4. Случаи вмешательства государства в регулирование экономики 13 3. Программы государственного регулирования. 1. Государственное экономическое программирование .15 2. Границы и эффективность государственного регулирования 15 4.
Она включает меры, направленные на стабилизацию экономических процессов и обеспечивающие экономический рост, социальную справедливость и др. К примеру, на территории Республики Беларусь проводится единая бюджетно-финансовая, налоговая, денежно-кредитная, валютная политика. Таким образом, все формы государственного регулирования экономики можно разделить на: законодательно-правовые; финансово-кредитные (включая бюджетно-налоговое и кредитно-денежное регулирование); административное воздействие (административно-экономическое и организационно-административное); валютно-финансовые. По форме участия государства в регулировании экономики все методы его влияния на хозяйственную деятельность разделяются на прямые (административно-распорядительные) и косвенные (экономические), причем всегда стоит вопрос поиска оптимального сочетания государственного вмешательства и функционирования естественно сложившегося рыночного механизма. К прямым методам можно отнести распределение централизованных инвестиций, лицензирование отдельных видов деятельности, формулирование правил, соблюдение которых обязательно для хозяйствующих субъектов (правила охраны труда, установление очистных сооружений).
Задача коньюктурных исследований состоит в определении степени воздействия отдельных факторов на формирование коньюктуры в определённый момент времени.Решить такую задачу возможно, если вести исследование коньюктуры с учетом новых явлений, возникающих в сфере производства.Для того, что бы представлять ситуацию происходящую на рынке, недостаточно знать изменения цен, биржевых индексов, движение запасов и колебания других показателей.Исследование рыночной коньюктуры требует знаний закономерностей развития экономики, взаимодействий рынков в воспроизводственном процессе. Выделяются три уровня исследования коньюктуры : - Общехозяйственный ( показывает состояние мирового хозяйства или хозяйства отдельной страны, группы стран,складывающихся под воздействием коньюктурообразующих факторов, включает следующие аспекты :экономический потенциал хозяйства и его элементы ( природные, производственные, трудовые, финансовые ресурсы., научно-образовательный и инфраструктурный потенциал; институциональная структура хозяйства.Включает фирменную структуру, масштабы концентрации , специализации производства и сбыта, организасионные формы государственного регулирования экономики; система региональных рынков и ее структура, характеристики реализуемых товаров,факторы влияющие на формирование региональных рынков, уровень экономического развития, распределение доходов между хозяйствующими субъектами и населением, соотношение цен на конкурирующие товары, накопление товарных запасов и др.; соотношение спроса и предложения с учётом степени использования материаолных,финансовых, трудовых ресурсов; коммерческие и финансовые условия реализации товаров. -
СодержаниеВведение 21.Монополизм и формы его проявления. 32.Зарубежный опыт. 53.Антимонопольное регулирование в РФ 10 3.1 Особенности возниконовения монополизма на российском 10 рынке 3.2 Законодательная база антимонопольного регулирования в РФ. 13 Заключение 17 Список литературы 20 "Государство должно вмешиваться в жизнь рынка только в той степени, в которой это требуется для поддержания работы механизма конкуренции или для контроля тех рынков, на которых условия вполне свободной конкуренции не осуществимы." Людвиг Эрхард В в е д е н и е Система государственного регулирования экономики, сформировавшаяся во всех индустриально развитых странах, в качестве обязательного элемента предусматривает создание благоприятных условий для развития конкурирующей среды на рынке товаров и услуг. Антимонопольное регулирование - важнейшая составная часть экономической политики государства во всех странах с развитой рыночной экономикой. Антимонопольное регулирование - это целенаправленная государственная деятельность, осуществляемая на основании и в пределах, допускаемых действующим законодательством, по установлению и реализации правил ведения экономической деятельности на товарных рынках с целью защиты добросовестной конкуренции и обеспечения эффективности рыночных отношений.
![]() | 978 63 62 |