![]() 978 63 62 |
![]() |
Сочинения Доклады Контрольные Рефераты Курсовые Дипломы |
РАСПРОДАЖА |
все разделы | раздел: | Экономика и Финансы | подраздел: | История экономических учений |
Маржинализм и теория предельной полезности | ![]() найти еще |
![]() Молочный гриб необходим в каждом доме как источник здоровья и красоты + книга в подарок |
На этом этапе среди представителей маржинальной теории большее признание получил К. Менгер, ставший во главе «австрийской школы» маржинализма. Его школа выступала против исторического и социологического подходов в экономической теории, заступаясь за «чистую экономическую науку». При этом ставшая на данном этапе центральной теория предельной полезности товара объявлялась школой главным условием определения его ценности, а сама оценка полезности товара признавалась психологической характеристикой с позиции конкретного человека. Поэтому первый этап маржинализма принято называть «субъективным направлением» политической экономии. Характеризуя этот этап можно выделить ряд недостатков: 1) полезность товара рассматривается как функция количества этого товара, не зависящая от количеств других потребляемых товаров; 2) «объяснение» поведения потребителя полезностью сталкивается с двойной оппозицией (одна из них утверждает, что теория полезности исходит из психологии, а другая – что психологические аспекты потребительского поведенияне имеют отношения к объективному развитию экономического процесса, который от индивидуальных ощущений не зависит); 3) «благосостояние» сводится к сумме количественных, поддающихся измерению полезностей для всех индивидов (домохозяйств) общества, и оптимальным считается такое распределение ресурсов, которое максимизировало бы благосостояние
Вместо спроса на отдельные товары будем рассматривать агрегированный показатель совокупного спроса, а вместо предложения – агрегированный показатель совокупного предложения. Во всей экономике мы выделяем 4 агрегированных субъекта: 1. Сектор домашних хозяйств 2. Предпринимательский сектор 3. Государственный сектор 4. Иностранный сектор Теория потребления. Основание теории. Исследованием соотношения спроса и потребностей занимались представители школы предельной полезности. В своем анализе они исходили из того, что стоимость блага нельзя сводить к затратам одного фактора (труда) и даже затратам всех факторов производства, она должна определяться полезным эффектом, оцениваемым потребителем. Этот начальный пункт предопределил такие черты их теории, как индивидуализм, субъективизм и маржинализм. Теория предельной полезности рассматривает индивидуальное хозяйство, а экономические явления трактуются как результаты множества индивидуальных воль, сталкивающихся друг с другом в процессе обмена.
Великим шагом вперед экономической науки, в лице Маркса, является то, что анализ ведется с точки зрения массовых экономических явлений, всей совокупности общественного хозяйства, а не с точки зрения отдельных казусов или внешней поверхности конкуренции, чем ограничивается часто вульгарная политическая экономия или современная «теория предельной полезности». Сначала Маркс анализирует происхождение прибавочной стоимости и затем уже переходит к ее распадению на прибыль, процент и поземельную ренту. Прибыль есть отношение прибавочной стоимости ко всему вложенному в предприятие капиталу. Капитал «высокого органического строения» (т. е. с преобладанием постоянного капитала над переменным в размерах выше среднего общественного) дает норму прибыли ниже среднего. Капитал «низкого органического строения» выше среднего. Конкуренция между капиталами, свободный переход их из одной отрасли в другую сведет в обоих случаях норму прибыли к средней. Сумма стоимостей всех товаров данного общества совпадает с суммой цен товаров, но в отдельных предприятиях и отдельных отраслях производства товары, под влиянием конкуренции, продаются не по их стоимостям, а по ценам производства (или производственным ценам), которые равняются затраченному капиталу плюс средняя прибыль
Маржинализм имеет два национальных течения: 1. Австрийская школа предельной полезности; 2. Английская школа; В них масса сходства и отличия. Основателем Австрийской школы был Карл Менгер (1840-1921 гг.). Его учеником стал Визер (1851-1926 гг.). Наиболее видным деятелем этой школы был Евгений Бем-Баверк (1851-1919 гг.). ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ИДЕИ АВСТРИЙСКОЙ ШКОЛЫ "Теория предельной полезности". Еще Сэй предлагал определять ценность вещи ее полезностью, т.е. потребительной стоимостью. Карл Менгер вводит в это определение понятие редкости или изобилия благ. "Чем больше насыщена потребность, тем меньшую необходимость человек в ней испытывает, следовательно ценность этого блага снижается". Исходным пунктом для экономической теории, по мнению Австрийцев, являются человеческие потребности. Человеческие потребности это разновидность неудолетворенных желаний или неприятных ощущений, связанных с нарушением физиологического равновесия. У индивида есть большое число потребностей, но его ресурсы и возможности для удовлетворения этих потребностей ограничены. Главная задача для индивидуума - удовлетворить по максимальной возможности свои потребности при ограниченности ресурсов. Один из трудов К.Менгера - "Основания политэкономии" в 1871.
Вы просто разрушите технологический сектор русской экономики. Если вы запустите дикий рынок в верхних ярусах, то им — крышка. История России 1992 — 2000-х годов подтвердила правоту Яременко. Примитивная экономика нефти и газа сожрала передовые отрасли: авиакосмос, электронику, машиностроение, биотехнологию. Будущее против прошлого Четвертая метаморфоза нейрономики уже совсем причудлива. На наших глазах исчезают… привычные деньги. Все школы экономики соглашаются, что деньги выполняют «священные» функции — меры стоимости, средства платежа и средства накопления учетной единицы и сокровища. Что деньги — это посредник, который делает экономику экономикой. Школы экономической науки различаются прежде всего тем, как они определяют, что лежит в основе цены товара. «Количество труда!» — говорят марксисты. Другие считают, спрос покупателей. Третьи — что все определяется соотношением кривых спроса и предложения. Кто-то исповедует теорию «предельной полезности». И самое удивительное — все школы исходят из реальных обстоятельств
Уже одно это лишает предельную полезность качества главного регулятора цены. № 37. Вклад Эгейна Беем-Баверка в теорию маржинализма. Эгейн БЕМ-БАВЕРК (1851-1914), австрийский экономист, выступил с обоснованием предельной полезности теории. Основные положения его теории таковы: 1) ценность вещи измеряется величиной предельной пользы этой вещи 2) основа ценности – наименьшая польза, которая позволяет в конкретных условиях потреблять эту вещь рациональным образом 3) цена товара как следствие субъективных оценок материальных благ участникам обмена 4) теория ожидания (рабочие в отличие от капиталистов недооценивают свое будущее, не стремясь к ожиданию плодов своего труда) 5) признает возникновение прибавочной стоимости в процессе переноса капиталом своей ценности на продукт, но за основу самовозрастания стоимости берется время, в течение которого оборачивается капитал 6) процент на капитал является общеэкономической категорией там, где имеет место обмен текущего и будущего потребления№ 38. Американский маржинализм. Бж. Б. Кларк, профессор, основатель американского варианта теории предельной полезности, закона убывающей продуктивности труда и капитала.
На первом этапе маржиналистской революции преобладала австрийская школа. Взгляды видных представителей австрийской школы весьма тесно связаны и дополняют друг друга. Так, Менгер разработал основы теории предельной полезности применительно к индивидуальным актам обмена. Визер, которым был введен в обиход сам термин «предельная полезность», использовал эту теорию для оценки стоимости издержек производства. Бем-Баверк развил далее взгляды своих предшественников. Формирование цен на рынках потребительских товаров австрийская школа определяла субъективными оценками отдельных индивидуумов в отношении предельной полезности соответствующих товаров. Эти субъективные оценки назывались «субъективной стоимостью» (или «Ценностью») и из них «выводились объективные стоимости» («или ценности»), т.е. меновые пропорции, которые складывались на рынке. Важной особенностью австрийской школы является последовательный субъективизм: все категории экономической науки австрийцы стремились вывести толь»ко из отношения экономического субъекта к вещи, его предпочтений, ожиданий, познаний. 3.3 Стоимость и маржинализм.
Применение математических методов в экономике началось именно в теоретико-экономических исследованиях. Обычно в качестве исторически первой модели общественного производства называют экономическую таблицу Ф. Кене (1694 – 1774). В 1758 г. он опубликовал первый вариант своей «Экономической таблицы», второй вариант – «Арифметическая формула» - был опубликован в 1766 году. К. Маркс высоко оценил таблицу Ф. Кенэ. «Это попытка, - писал Маркс, - сделанная во второй трети XIII столетия, в период детства политической экономии, была в высшей степени гениальной идеей, бесспорно самой гениальной из всех, какие только выдвинула до сего времени политическая экономия». Представители буржуазной политической экономии уже с середины XIX века в своих теоретических исследованиях начинают использовать все более и более сложный математический аппарат. В последнее тридцатилетие XIX века складывается самостоятельное математическое направление в буржуазной политической экономии. Математическая школа возникла в рамках так называемого неоклассического направления в политической экономии, главным содержанием которого является теория предельной полезности (маржинализм).
Также была отклонена точка зрения английских экономистов Дж. Мак- Куллоха и Р. Торренса, видевших конечное основание цены в издержках производства. Стараясь собрать в одно целое теорию предельной полезности и теорию издержек производства, экономисты кембриджской школы поставили вопрос так: ни спрос, ни предложение не имеют приоритета с точки зрения определения цен, являясь равноправными элементами механизма рыночного ценообразования. Поскольку вся их реформа проходила внутри маржинализма, предельные характеристики, сконцентрированные австрийцами на стороне потребления и спроса, теперь появились на стороне производства и предложения. Собираясь найти условия баланса спроса и предложения, маржиналисты широко применяли понятие рыночного равновесия. Известная ещё до Маршалла, эта категория после его работ превратилась в распространённый элемент методологии буржуазной политэкономии. С кембриджских реформ начался повсеместный переход буржуазных экономистов на путь изучения функциональных соотношений между экономическими явлениями. Опираясь на этот принцип, А.
Работа осталась незамеченной современниками. Развитие идей маржинализма было осуществлено австрийскими учеными. Укажем их имена и основные работы: Карл Менгер (1840 – 1921 гг., – основоположник австрийской школы), «Основания политической экономии» – 1871 г., его ученики: Фридрих фон Визер (1851 – 1926 гг., «Теория общественного хозяйства» – 1914 г.), Евгений Бем-Баверк (1851 – 1914 гг., «Капитал и прибыль» – 1884 – 1889 гг.). Наиболее значимым вкладом «австрийцев» в экономическую теорию было использование принципиально нового – субъективного – подхода к определению стоимости, суть которого – определение стоимости блага с позиций индивидуальной оценки. По теории предельной полезности, ими разработанной, цена блага определяется полезностью последней, имеющейся в наличии, единицы продукта. Маржинализм опирается на количественный анализ и использует экономико- математические методы и модели. Математический аппарат анализа предельных величин разрабатывался представителями так называемой математической школы: . швейцарцем Леоном Вальрасом (1834 – 1910 гг.). Математик по образованию и научным интересам, он применил математический аппарат к экономическому анализу, разработал модель общего экономического равновесия; . английским экономистом Уильямом Стенли Джевонсом (1835 – 1882 гг.). Джевонс сформулировал математическую интерпретацию предельной полезности, которая используется и поныне; . американским экономистом Джоном Бейтсом Кларком (1848 – 1938 гг.). Он систематизировал и развил взгляды маржиналистов, сформулировал теорию предельной производительности, которая используется в современной экономической науке для обоснования распределения доходов.
Поясняя суть произошедшей «революции», нужно отметить, что маржинализм базируется действительно на принципиально новых методах экономического анализа, позволяющих определять предельные величины для характеристики происходящих изменений в явлениях. В этом одно из его важных отличий от классической политической экономии, авторы которой довольствовались, как правило, лишь характеристикой сущности экономического явления (категории), выраженной в средней либо суммарной величине. Так, например, по классической концепции в основе определения цены лежит затратный принцип, увязывающий ее величину с затратами труда (по другой трактовке – издержками производства). По концепции маржиналистов, формирование цены (через теорию предельной полезности) увязывается с потреблением продукта, то есть учетом того, насколько изменится потребность в оцениваемом продукте при добавлении единицы этого продукта. Еще одно «революционное» отличие методологии маржинализма состоит в том, что если классики подразделяли экономические явления тенденциозно, считая, в частности сферу производства первичной по отношению к сфере обращения, а стоимость – исходной категорией всего экономического анализа, то маржиналистами экономика рассматривается как система взаимозависимых хозяйствующих субъектов, распоряжающихся хозяйственными благами, то есть материальными, финансовыми и трудовыми ресурсами.
Реферат по курсу «История экономики» «Австрийская школа маржинализма» Содержание Введение 1. Маржиналистская революция и основные черты теории предельной полезности 2. Особенности австрийской школы маржинализма Заключение Литература Введение У каждого человека есть свой собственный особый порядок ранжирования преследуемых целей. Мало кто может (если вообще кто-нибудь может) знать о шкале предпочтений ближнего, а в полной мере она не бывает известна даже ему самому. Усилия миллионов людей в разных ситуациях, с разной собственностью и разными желаниями, имеющих доступ к разной информации о средствах достижения целей, знающих мало или не знающих ничего о конкретных потребностях друг друга, стремящихся достичь целей, ранжированных по индивидуальным шкалам, координируются в рамках системы обмена. По мере того как отношения взаимообмена объединяют индивидов, обретает существование никем не задуманная система высшего порядка сложности, и создается не иссякающий поток товаров и услуг. Благодаря этому сбываются ожидания очень значительного количества участвующих индивидов и подтверждаются ценностные представления, которыми они руководствовались в своей деятельности.
Субъективная политэкономия и теория предельной полезности (ценности). Основные принципы предельной полезности (законы Г. Госсена) Теория предельной полезности - составная часть учения, получившего название «маржинализм», является противовесом теории трудовой стоимости. Согласно теории предельной полезности, ценность товаров определяется их предельной полезностью на базе субъективных оценок человеческих потребностей. Предельная полезность какого-либо блага обозначает ту пользу, которую приносит последняя единица этого блага, причём последнее благо должно удовлетворять самые маловажные нужды. При этом редкость товара объявляется фактором стоимости. Субъективная стоимость — это личная оценка товара потребителем и продавцом; объективная же ценность — это меновые пропорции, цены, которые формируются в ходе конкуренции на рынке. По мере постепенного насыщения потребностей субъекта полезность вещи падает. Данная устойчивая и постоянно повторяющаяся взаимосвязь и взаимозависимость экономических явлений получила название закона убывающей предельной полезности.
Первый этап маржинализма (70 - 80 годы XIX века) связан с именами Джевонса (1835 - 1882) - основателя математической школы, Менгера (1840 - 1921) - основателя австрийской школы, Леона Вальраса (1834- 1910) - основателя лозанской школы. Этот этап получил название «субъективного направления» в политической экономии вследствие постановки теории предельной полезности товара условием определения ценности товара. Последнее трактовалось с позиции конкретного потребителя на психологическом уровне. К недостаткам этого этапа относят следующее: категория полезности товара рассматривалась как независимая от количества других товаров; оптимальное распределение ресурсов сводилось к максимизации совокупности полезностей для общества в количественном выражении. Второй этап маржинальной революции относят к 90-м годам XIX века. Выразителями идей этого этапа являются Альфред Маршалл (1842 -1924) - профессор политической экономии Кембриджского университета, основатель кембриджской школы; Джон Бейтс Кларк (1847 - 1938) - профессор Колумбийского университета, представитель американской школы маржинализма.
Благодаря этим школам, в частности Венской, и их представителям появилось такое течение в экономической науке, как маржинализм. Это течение основывалось на критике выдвинутой классиками и развитой К. Марксом теории трудовой стоимости. Взамен этой теории маржиналисты выдвинули теорию предельной полезности. Осуществленный маржиналистами переворот в экономической теории состоял в том, что они приняли за отправную точку в науке потребности человека и законы насыщения этих потребностей. Именно изучение людских потребностей, изучение человеческого выбора тех или иных благ стало основой для современной теории микро и макроэкономики. Благодаря маржиналистам в экономической науке укрепилось такое направление, как «Экономикс». В конце 19ого и начале 20ого веков политическая экономия как наука оказалась в состоянии кризиса, и главная причина его состояла в почти полном отрыве экономической теории от хозяйственной практики. На этот кризис неоднократно указывалось и в отечественной, и в западной литературе. Так, П. Самуэльсон в своей нобелевской лекции «Принцип максимилизации в экономическом анализе» указал, что «экономика как наука длительное время развивалась в отрыве от проблем экономики как объекта исследования».
Пока труд является определяющей субстанцией для увеличения общественного богатства, трудовая теория стоимости занимает главенствующее положение. Но по мере того, как эта роль переходит к интеллектуальным способностям человека, т. е. к нетрудовым факторам , на первое место выходит маржинализм, причем трудовая детерминанта остается некоторым базисным ограничителем , который дает о себе знать тогда , когда люди начинают игнорировать эти ограничения. Соответственно, и трудовая теория стоимости становится всего лишь глубинной основой, которая по мере прохождения к постиндустриальному обществу все меньше описывает конкретные экономические реалии, и тогда на первый план выходит теория предельной полезности. Как видим, теория австрийцев продолжает жить и наше время, причем находит применение не только в своем классическом виде, но и, что очень важно, в синтезе с другими теориями. Это дает возможность получить качественно новые методы анализа, изучения и прогнозирования экономических процессов и явлений, которые на современном этапе позволят наиболее полно выполнять свои функции.
Это произошло прежде всего благодаря предпочтению каузальному (причинно-следственному) подходу функционального, ставшего важнейшим средством анализа, превращения экономическую теорию в точную науку. В свершении "маржинальной революции" в экономической литературе выделяют два этапа. Первый этап охватывает 70 – 80-е гг. XIX в., когда возникли обобщения идей маржинального экономического анализа в трудах австрийца К. Менгера и его учеников, а также англичанина У. Джевонса и француза Л. Вальрасса. на этом этапе среди представителей маржинальной теории большее признание получил К. Менгер, ставший во главе "австрийской школы" маржинализма. Его школа, в которой активно сотрудничали также Ф. Визер, О. Бем - Баверк и другие ученые, выступала против исторического и социологического подходов в экономической теории, ратуя, как и "классическая школа", за "чистую экономическую науку". При этом ставшая на данном этапе центральной теория предельной полезности товара объявлялась школой главным условием определения его ценности, а сама оценка полезности товара признавалась психологической характеристикой с позиции конкретного человека.
Итак, равновесие в производстве достигается тогда, когда соотношение предельной производительности капитала и труда равно соотношению затрат на капитал и на труд, и оба эти соотношения вместе равны процентной ставке. 2.4. Вклад в экономическую науку Г. Г. Госсена Основная работа: «Исследование законов человеческих отношений и вытекающих из них правил человеческого поведения» [«E wicklu g der Gese ze des Me schliche Verkehrs u d der Daraus Fliesse de Regel fur Me schliches Ha del »] (1854) По-видимому, подлинным основателем маржинализма является Герман Генрих Госсен, изложивший в своей основной (и одновременно единственной) работе главные идеи теории предельной полезности. Каждый человек желает наслаждаться своею жизнью и ставит поэтому перед собою цель получить как можно больше удовольствия от жизни. Это стремление естественно и законно, ибо оно заложено в душу человека самим Творцом. Грехом скорее является аскетизм, ибо человеку, умерщвляющему свою плоть, мало тех благ, которые предлагает ему земная жизнь, и он пытается добиться для себя чего-то еще.
![]() | 978 63 62 |