![]() 978 63 62 |
![]() |
Сочинения Доклады Контрольные Рефераты Курсовые Дипломы |
РАСПРОДАЖА |
все разделы | раздел: | Экономика и Финансы | подраздел: | История экономических учений |
Предмет и методы истории экономических учений | ![]() найти еще |
![]() Молочный гриб необходим в каждом доме как источник здоровья и красоты + книга в подарок |
Татарников Евгений Александрович Шпаргалка по истории экономических учений 1. ПРЕДПОСЫЛКИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ МЫСЛИ ДРЕВНЕГО ВОСТОКА В странах Древнего Востока отмечаются ранние проявления экономической мысли, что объясняется благоприятными экономическими условиями, теплым климатом. Основой экономики того периода являлось земледелие. Постепенно возникали прочные людские поселения, совершенствовались методы агрокультуры, повышались урожаи, строились ирригационные системы. В результате появилась возможность накопления материального богатства. Страны Древнего Востока очень рано пережили экономический подъем, процесс политического объединения и культурный расцвет. Уже в IV тысячелетии до н. э. в них зародился рабовладельческий строй, государство, а в недрах господствовавшего натурального хозяйства со временем развились товарно-денежные отношения. Взаимодействуют общинная, государственная и частная формы собственности. Экономическая мысль пыталась решить возникающие острые проблемы, она отражалась и в хозяйственном законодательстве, и в экономических требованиях народных масс, философских системах и даже в специальных сочинениях
ПРЕДМЕТ, МЕТОД И ЗНАЧЕНИЕ КУРСА ИЭУ Предметом истории экономических учений является процесс возникновения, развития и смены экономических воззрений различных идеологов социальных групп, школ, течений идеологов. Фигурально выражаясь, история экономических учений – это «научающее отражение отражения». При этом взгляды и течение экономической мысли, как правило, бывают трех типов: исторический; критический и логический. Метод истории экономических учений, как и метод исследования вообще, состоит в своем ядре из ряда приемов способов, инструментов, применяемых в системе определений «философии истории» с целю вычленения их объект исследования своего «рамочного поля», т.е. своего собственного предмета исторического видения развития экономических теорий. Метод включает ряд принципов и конкретных исследовательских приемов. Принцип истории состоит в последовательном и возможно более широком охвате взглядов, доктрин, концепций в течение исторического времени, с фиксацией хронологически появляющихся источников и их авторов.
Следует заметить: 1) что в настоящее время, после публикации критических изданий различных произведений критической политэкономии, проблема переработки и переиздания подобных учебников ожидает своего попросту необходимого, научно обязательного решения; 2) что учебник Борхардта, поскольку он составлен на основе не только I тома «Критики политической экономии», а на основе трех томов, значительно превосходит книги Девиля, Каутского и т.Pд. С этой точки зрения учебник Лапидуса и Островитянова «догматичен», ибо в нем утверждения и рассуждения представляются так, будто бы они не «оспариваются» и не отвергаются радикально никем, а являются выражением науки, которая из периода полемики и борьбы за свое утверждение и победу уже вошла в классический период своего органического развития. Естественно, это не так. Учебник должен быть активно полемичным, наступательным и не оставлять без ответа (подразумеваемого в своей положительной части, если так лучше) любой существенный вопрос или любой вопрос, который представляется как существенный вульгарной политэкономией, с тем, чтобы изгнать ее из всех углов, со всех оборонительных позиций, дисквалифицировать ее перед лицом молодых поколений учащихся; 8) учебник экономической науки не может быть составлен в отрыве от курса истории экономических учений
Предметом истории экономических учений является исторический процесс возникновения, борьбы и смены экономических идей, выражающих интересы классов и социальных групп в различных общественно-экономических формациях. Этапы развития экономических теорий: 1. Возникновение. 2. Борьба с господствующими в обществе экономическими воззрениями, завоевание лидерства, расцвет теории. 3. Период противоречий в теории, упадок, смена. Источники развития экономических идей: 1. Объективные потребности хозяйственной жизни. 2. Социально-классовые конфликты и противоречия. 3. Противоречия в развитии самой теории. Критерий научности теории - адекватное отражение действительности и способность обосновать правительственную экономическую стратегию. Две центральные функции экономической теории: объяснительная и прогностическая. В истории науки существовало несколько подходов к созданию картины экономической действительности. Строго говоря, у каждого ученого - своя картина. Тем не менее с известной долей допущения можно выделить классическую, марксистскую, историческую, институциональную, кейнсианскую школы. Каждая школа ставит перед собой конкретные задачи и решает их присущими ей методами.
Как справедливо говорит профессор Тураев, проповедь пророка Амоса может быть с полным правом названа ступенью к христианству. А вот что пишет о. Сергий Булгаков в работе «Очерки по истории экономических учений»: «Своеобразие социальной проповеди пророков есть то, что можно назвать социальным морализмом. Их отношение к вопросам хозяйства — как к вопросу нравственности, их оценка социальной жизни — под углом нравственности. Благодаря их социальному морализму, притом религиозно углубленному, они видят в хозяйстве не только вопросы социальной техники, но и социальной правды». Грех для Амоса является злом, внесенным в отношения между Богом и человеком (Ам 9:8). Это есть оскорбление Творца — отказ следовать Его путем. Без слова Господня люди испытывают жестокие нравственные мучения, подобно мучениям умирающих от жажды. «Вот, наступают дни, говорит Господь Бог, когда Я пошлю на Землю голод, — не голод хлеба, не жажду воды, но жажду слышания слов Господних. И будут ходить от моря и до моря и скитаться от севера к востоку, ища слово Господня, и не найдут его
Краткие ответы на вопросы к зачету по дисциплине История Экономических Учений. Выполнила: студентка ФНО Широкова Татьяна. 1 Предмет истории эк. учений. 1) Эк. теория – изучает поведение людей при реализации эк. Отношений (это поведение неоднозначно, оно развивается вместе с развитием эк-ки по ее законам) 2) История эк. Учений – изучает развитие эк. Теории, ее эволюцию. 3) Как наука ИЭУ сформировалась 300 лет назад – в период развитого капитализма, когда возникла необходимость определить наиболее эффективные формы и методы эк. Деятельности. Но до 18 века эк. Теория существовала фрагментально. 4) 1 в. до н.э. – Древняя Греция, Аристотель, Ксенофонт – первые исследования в этой области. Наука получила название Политической экономии. 17-18вв – Россия, «Домострой». 5) Эк. Теория существовала фрагментально в Древности и Средневековье, т.к. тогда не было крупномасштабного производства, а следовательно и специальных рынков. Позднее появляются мануфактуры, происходит внедрение в производство машин. Затем происходит ряд географических открытий, связанных с поиском новых рынков сырья и потребителей.
Предмет, метод и функции политэкономии. Экономические школы. Экономические законы. 1. Зарождение экономических знаний. Политэкономия - составная часть экономической теории. Экономическая теория состоит из политэкономии, макроэкономики, микроэкономики, истории экономических учений. Макро- и микроэкономика конкретизируют общетеоретические положения политэкономии. Макроэкономика на уровне страны, микроэкономика на уровне отдельных отраслей. В целом экономическая теория является методологической основой всех экономических дисциплин. 1. Хозяйственно-экономические проблемы всегда находились в центре внимания людей. Донаучные фиксированные проблемы встречаем в мифах, легендах, религиозных верованиях. Первые научные проблемы встречаем также в древности в рамках единой философской науки. Становление экономической отрасли научных знаний. Накопление больших объемов экономических знаний приводит к их расчленению и обособлению. Возникновение специальных исследований относится к началу 17 в. (зарождение капитализма и формирование национальных рынков). Выражала интересы буржуазии. Тогда и возник термин политэкономия.
Тема 1. Предмет, метод и функции политэкономии. 1. Зарождение экономических знаний. 2. Классическая политэкономия. 3. Современные школы экономической теории. 4. Марксистское экономическое учение, его недостатки и достижения. 5. Предмет политэкономии. Организационно-экономические и социально- экономические отношения. 6. Основные методы. 7. Экономические законы и категории. 8. Функции политэкономии. 9. Экономическая система общества. Политэкономия - составная часть экономической теории. Экономическая теория состоит из политэкономии, макроэкономики, микроэкономики, истории экономических учений. Макро- и микроэкономика конкретизируют общетеоретические положения политэкономии. Макроэкономика на уровне страны, микроэкономика на уровне отдельных отраслей. В целом экономическая теория является методологической основой всех экономических дисциплин. 1. Хозяйственно-экономические проблемы всегда находились в центре внимания людей. Донаучные фиксированные проблемы встречаем в мифах, легендах, религиозных верованиях. Первые научные проблемы встречаем также в древности в рамках единой философской науки. Становление экономической отрасли научных знаний.
смотреть на рефераты похожие на "Экономические циклы" МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ. БЕЛОРУССКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТЕХНИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ. РЕСПУБЛИКАНСКИЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЦЕНТР. КУРСОВАЯ РАБОТА. “ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЦИКЛЫ.”Предмет: История экономических учений.Сдал: Белогуров В. А. Гр.108145Принял: Телевич Н.В. МИНСК 1997. ПЛАН:1. ПЕРВОНАЧАЛЬНЫЕ СВЕДЕНИЯ. 2. РАЗЛИЧНЫЕ ПОДХОДЫ К ПРОБЛЕМЕ ДЕЛОВОГО ЦИКЛА: НЕРАВНОПРАВИЕ В ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ СФЕРЕ; ТЕОРИЯ НОВОВВЕДЕНИЙ; ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ. 3. ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА В ОТНОШЕНИИ ЦИКЛА. 4. ОСОБЕННОСТИ ЭКОНОМИКИ БЕЛАРУСИ В ПЕРЕХОДНЫЙ ПЕРИОД. 5. СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ. ПЕРВОНАЧАЛЬНЫЕ СВЕДЕНИЯ.Как известно, современное общество стремится к постоянному улучшению уровня и условий жизни, которые может обеспечить только устойчивый экономический рост. Однако наблюдения показывают, что долговременный экономический рост. Однако наблюдения показывают, что долговременный экономический рост не является равномерным, а постоянно прерывается периодами экономической нестабильности.
Что касается вопроса, из-за которого затеяны все эти рассуждения, то на него Бём-Баверк дает такой ответ процент есть дисконт с ценности будущего предельного продукта, производимого с помощью настоящих средств производства. Теория Бём-Баверка внесла решающий вклад в дело научного обоснования положения о том, что капитал обладает своей собственной производительностью. Концепция "трех факторов" Сэя только постулировала тезис о производительности капитала. В таком качестве это положение могло быть оспорено, что и делалось различными представителями социалистической школы. И только после Бём-Баверка положение о производительности капитала, что бы там ни говорили его критики, стало научно достоверным. Сегодня говорят так: капитал обладает чистой производительностью. Она появляется в виде остатка продукта производства, который (остаток) получается после вычета из продукта производства всех издержек и который может быть выражен в форме годовой нормы процента. Список литературы: 1) Введение в историю экономической мысли. От пророков до профессоров. Е. М. Майбурд, Москва: Дело, Вита-Пресс, 1996 год – 554 стр. 2) История экономических учений: Учебник для вузов. М.: Инфра-М, 1999. –320стр. ----------------------- Московский гуманитарный институт имени Е.Р. Дашковой Реферат по предмету: «История экономических учений».
При анализе теории и ее оценки следует иметь в виду, в какой период она возникла. С этой точки зрения использование истории экономических учений неотделима от истории экономики, которою можно разделить на периоды: 1. Традиционное общество. 2. Первоначальное накопление капитала. 3. I и II промышленные революции. 4. Великая депрессия. 5. НТР. Все эти события кардинально изменили экономическую реальность и все общество. Традиционное общество и его разложение. Первоначальное накопление капитала.Развитие экономики предполагало рост разделения труда, специализацию, внедрение нововведений, рост объема производства, увеличение разнообразия товаров, однако, хотя этот процесс и развивался (отделение скотоводства от земледелия) тем не менее, господствовало натуральное хозяйство, а развитию рыночных отношений мешала сама структура традиционного общества. Прикрепление крестьян к земле, барщина, цеховые ограничения в городах затрудняли накопление капитала, расширению производства, конкуренцию, нововведение, из-за узости рынка товаров и рынка рабочей силы.В целом логика разложения традиционного общества такова: стремясь выжать наличные деньги из крестьян, для покупки предметов роскоши и, в частности, товаров из восточных стран, феодалы стали переводить их с барщины на денежный оброк и отпускать на работу в город.
На этой основе и строится марксистская концепция закона развития и революционного уничтожения капитализма. В русле третьего направления,выделенного Туганом-Барановским как такового, который основывался на идее объединения частной собственности и предпринимательства с государственным регулированием, формируется немецкая историческая школа, розвиваются в третьей части 19 века разные ее направления: историко-эстетическое (Густав Шмоллер и др.) и социально- политическое (Л.Брентано и др.).Абстрактно-дедуктивному методу классиков эта школа противопоставила описательно- имперический подход в исследовании экономических явлений, отрицание каких-либо экономических законов понятие политэкономии как « национальной экономии».За высказыванием М. Тугана- Барановского,безответственное отношение представителей этой школы к теоретической экономии привело «не к привращению экономической теории ,а к временному охлаждению интереса к экономической теории или даже к полному ее отрицанию». Аналогичные мысли высказывали и другие ученые-экономисты. Один из многочисленных поклонников классической школы, известный исследователь истории экономических учений и специалист по вопросам денежного хозяйства Александр Михайлович Миклашевский, придавая исключительно большое влияние социально-политическому направлению, считал, что большинство его представителей и последователей «дальше обычной социальной политики не шли», ничего не делали для развития политической экономии».
Заключение Экономическая теория Маршалла оказала заметное влияние на развитие экономической теории. Введенные кембриджской школой в научный оборот концепции репрезентативной фирмы и издержек производства стали предметом последующего изучения и развития. Современными экономистами широко используется и модифицируется разработанные Маршаллом теории эластичности спроса и предложения, совершенной конкуренции, квазирентного дохода и др. Маршалл определил экономику как: «учение о нормальной жизнедеятельности человечества». Этим он показывает, что экономическая теория – это не «искусство для искусства». Альфред Маршалл предполагал ее практическое применение, и концепция репрезентативной фирмы яркий тому пример. Список литературы 1. Маршалл А., «Принципы экономической науки» - М.: 1993. 2. Ридер по истории экономической мысли. Составитель О. И. Ананьин – М.: ГУ-ВШЭ, 2000. 3. «История экономических учений». Под ред. В. Автономова, О.Ананьин, Н.Макашевой – М.: ИНФРА-М, 2000. 4. Блауг М., «Экономическая мысль в ретроспективе» - М.: 1994.
Именно в этом многие ученые нашего времени усматривают причину последовавшего за Реформацией хозяйственного переворота6. Одним из первых и наиболее аргументированно эту мысль высказал крупнейший социолог из Германии Макс Вебер (1864-1920). Свою книгу он так и назвал: «Протестанская этика и дух капитализма» (1904).Подводя итоги, можно утверждать, что предметом экономической мысли в эпоху античности и средневековья выступало экономическое (хозяйственное) поведение человека в рамках «традиционного общества», которое определялось представлениями о допустимом и недопустимом в области практической жизни, или, другими словами, представлениями о его соответствии принятым моральным нормам. Об этом наиболее красноречиво говорят идеи Аристотеля об «экономике» и «хрематистике», идея «справедливой цены» Ф. Аквинского, негативное отношение к ростовщичеству и ссудному проценту и др. В этих идеях и нормах повседневной жизни находили выражение еще несистематизированные, донаучные представления об экономике. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ Бартенев С.А. История экономических учений. – М.: Юристъ, 2000. – С.15-25. Ядгаров Я.С. История экономических учений: Учебник для вузов. 3-е издание. – М.: ИНФРА-М, 2000. – С.9-13. Автономов В.С. Предисловие к русскому изданию // Блауг М.
Белорусский Государственный Университет Транспорта факультет безотрывного обучения кафедра «ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ТЕОРИИ» Контрольная работа По предмету: ИСТОРИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ УЧЕНИЙ Концепция производительного труда экономистов XVII-XIX вв. Выполнил Довгялло А.В. Гомель, 2007 План Введение 1. Меркантилизм. Концепция и доктрина 2. Экономическое учение физиократов 3. А. Смит – экономист мануфактурного периода. Его экономическая доктрина 4. Экономическое учение Ф. Листа 5. Формирование экономических воззрений К. Маркса. Методология Заключение Список использованной литературы Введение Тема данного вопроса «Концепция производительного труда экономистов XVII-XIX вв.». Согласно воззрениям некоторых ученых создание экономической науки началось в конце 18 века на базе 2 основ , заложенных в более ранние периоды. Первая из них - древние и средневековые экономические воззрения философов, а вторая - популярные аргументы, использовавшиеся при решении текущих практических экономических проблем в 16-18 столетиях. Средневековая теория справедливой цены может быть рассмотрена как пример первой, а вторая - это, конечно, то, что называется меркантилизмом (от французского Под общ. ред. Г.А. Шмарловской. – 2-е изд., исп. – Мн.: исп. – Мн.: овое знание, 2001. – 340 с. – (Экономическое образование) Научитель М.В. История экономических учений. –Мн.: ИООО «Право и экономика», 2003. -460с.
Работа по предмету «История экономических учений» 2005Связь современных концепций с предшествующими взглядами и разработками Некоторые экономисты считают излишним обращаться к теориям и взглядам прошлого. Они считают, что эти теории и взгляды «обросли ракушками», потеряли свою значимость, поэтому на знакомство с ними не следует тратить время. Тех, кто придерживается подобного, сугубо негативного мнения, сравнительно немного. Абсолютное большинство специалистов его не разделяют. Почему же экономисту полезно, a подчас просто необходимо знакомиться с историей возникновения и развития экономической мысли, с теоретическими разработками и концепциями, создававшимися и имевшими хождение еще сто, двести и более лет тому назад? Во-первых, история экономических учений представляет собой как бы ступени познания экономической науки. Знакомство с ней помогает понять внутреннюю логику, взаимосвязь экономических категорий, законов, концепций. Изучение истории экономической науки помогает проникнуть в лабораторию экономического мышления.
Контрольная работа по дисциплине: «Экономическая теория» Содержание I. Общая экономическая теория Экономическая теория как наука. Экономические законы и их специфика. Методы познания экономической теорией экономических процессов. II. Микроэкономика Основы формирования рынка. Рынок и его емкость. Факторы формирования емкости рынка. III. Макроэкономика Национальное богатство, отраслевая и секторальная структуры национальной экономики, межотраслевой баланс. Теневая экономика. Равновесие совокупного спроса и совокупного предложения (модель AD-AS). Мультипликатор автономных расходов. IV. История экономических учений Особенности экономических воззрений в традиционных обществах. Отношение к собственности, труду, богатству, деньгам, ссудному проценту. Использованная литература I. Общая экономическая теория 1. Экономическая теория как наука. Экономические законы и их специфика. Методы познания экономической теорией экономических процессов Термин - подпольная экономика (запрещенные законом виды экономической деятельности).
Важную роль в анализе играет государство, которое должно активно влиять на институциональную среду в экономике, поскольку спонтанная селекция институтов не всегда отбирает лучшие варианты. Экономическая теория развивалась и делилась на многообразные направления вместе с развитием ее объекта – экономической системы. Место экономической теории в системе социально-гуманитарных наук Экономическая жизнь общества противоречива и сложна, представляет собой многоуровневую структуру, которую можно познать лишь с помощью комплекса экономических наук, в который входят четыре блока экономических наук, которые дополняют и обогащают экономическую теорию: историко-экономические науки (история экономики, история экономических учений); специальные, или функциональные экономические науки (финансы, кредит, ценообразование и др.); конкретно-экономические науки, изучающие или отдельные сферы хозяйственной деятельности (экономика отраслей), или отдельные хозяйствующие субъекты (экономика предприятий, регионов, отдельных стран и тд.); информационно-аналитические науки, изучение которых позволяет овладеть наиболее эффективными способами и методами исследования экономических процессов и явлений.
![]() | 978 63 62 |