![]() 978 63 62 |
![]() |
Сочинения Доклады Контрольные Рефераты Курсовые Дипломы |
РАСПРОДАЖА |
все разделы | раздел: | Астрономия, Авиация, Космонавтика | подраздел: | Астрономия |
Мифы в астрономии | ![]() найти еще |
![]() Молочный гриб необходим в каждом доме как источник здоровья и красоты + книга в подарок |
Астрологи помещают его в конце ряда планет, разделяемого Хироном (см.) на две половины: восходящую (от Солнца до Сатурна) и нисходящую (от Анти-Солнца, т.е. Немезиды, через четыре фиктивные планеты к Плутону (Анти-Марс), Нептуну (Анти-Юпитер) и Урану (Анти-Сатурн). НЕОМЕНИЯ (греч. "новомесячие"): первое видимое появление Луны на вечернем небе после новолуния, "рождение новой Луны". С этого момента древние астрономы начинали отсчет дней нового лунного (синодического) месяца. Ныне его чаще начинают с момента точного соединения Луны и Солнца (приводится в эфемеридах). НЕПТУН (лат. Neptunus): 1. бог морей и всех водоемов у римлян, у греков - Посейдон. Первоначально - олицетворение живительной влаги, оплодотворяющей землю, позже - глава целого клана божеств, связанных с водной стихией. На Востоке эта стихия чаще ассоциировалась с первобытным хаосом (вавил. Тиамат, мифы о потопе, греч. Океан, у древних евреев вода как первичное состояние мира - ср. первые строки книги Бытия: "Земля была безвидна и пуста, и тьма над бездною; и дух Божий носился над водою"), средой, порождавшей чудовищ
В-третьих, в нем вырабатывались директивы для деятельности художников, скульпторов и архитекторов. Возводя храм, архитекторы обязаны были сделать его символическим представлением мира, который был извлечен из хаоса и управляем богом. Художники и скульпторы создавали статуи богов и людей в соответствии с культовыми канонами. В соответствующих священных текстах записаны данные богом Тотем принципы художественного творчества. В-четвертых, там занимались также астрономией и математикой, необходимыми для постижения мира, и времяисчислением, чтобы вычислить тщательно пропорции, без которых невозможно возведение памятников, зданий и пирамид. Высокого уровня в Древнем Египте достигли различные виды искусства, для них характерен необычайный расцвет. Раннее изобретение письменности способствовало развитию высокохудожественной словесности во всех ее основных литературных жанрах. До нас дошли древние мифы, сказки, повести, басни, дидактические произведения, философские диалоги, гимны, молитвы, плачи, эпитафии, любовная лирика.
О внеземных цивилизациях нельзя рассказать, не набросав предварительно основные черты этого невероятного "романа". . С тех пор как человек появился на земле - а это произошло миллион лет назад (синантроп), - небо занимает в его жизни особое место. Астрономию можно назвать самой древней наукой. Чем больше с помощью археологии люди проникают в глубины тысячелетий,, тем больше появляется свидетельств о занятиях предков небесными делами. И это неудивительно. Ведь повседневная жизнь подчинена смене дня и ночи, солнце управляет теплом и холодом, регулярное чередование фаз луны очень скоро определило ритм жизни первобытных людей. Воля небес устанавливала периоды благоденствия и времена, когда землю посещали несчастья, поэтому мифы очень скоро заняли в жизни человека важное место. Естественный распорядок предустановлен, а обряды и суеверия лишь следуют за ними. Пройдут еще многие тысячелетия, пока человек научится отличать метеорологические явления от небесных. Примерно до тысячного года до нашей эры представление о мироздании почти у всех народов было примерно одинаковым: Земля плоская и накрыта куполом небесного свода
Грек видел мир через всеобъемлющую гармоничную модель мира, через величественную и героическую мифологическую систему, которая придавала модели мира законченность. Для римлянина мир предельно упростился, миф перестал быть мировоззрением и превратился в сказку. Вследствие этого явления воспринимались более отчетливо, познавать их стало значительно легче, но было утеряно нечто невосполнимое — исчезло ощущение цельности бытия. Именно поэтому римляне не могли приблизиться к греческому идеалу: была утеряна естественная модель мира — тайна древнегреческого величия. Римская наука не достигла размаха греческой, потому что находилась в зависимости от конкретных потребностей растущей Римской империи. Математика, география, естествознание и прочие науки у римлян носили узкоприкладной характер. Заметный след в науке оставили труды Менелая Александрийского по сферической геометрии и тригонометрии, геоцентрическая модель мира Птолемея, труды по оптике, астрономии (составлен каталог более 1600 звезд), ставились опыты на животных по физиологии.
У марсианских "каналов" было немало противников среди ученых - современников Скиапарелли и Лоуэла, а к проблеме внеземных цивилизаций подавляющее большинство современных астрономов и физиков относится с нескрываемой иронией. 111 См.: Рич В., Черненко М. Следы ведут в космос? (Беседа с М. М. Агрестом). - Лит. газ., 1960, 9 февр. 112 Шкловский И. С. Вселенная, жизнь, разум, с. 278 - 279. 113 См. об этом: Салливан У. Мы не одни, с. 313 - 315. 114 Казанцев А. Загадка "космических пришельцев" ждет своего разрешения: Раздумья над письмами читателей. - Смена, 1962, No 1, с. 22 - 24. 115 Лисевич И. С. Древние мифы о Хуан-ди и гипотеза о космических пришельцах. - Азия и Африка сегодня, 1974, No 1; он же. Древние мифы глазами человека космической эры. - Сов. этнография, 1976, No 2. 116 См.: Санаров В. И. НЛО и энлонавты в свете фольклористики. - Сов. этнография, 1979, No 2, с. 145 - 154; Федютин Б. К. К вопросу посещения Земли инопланетянами. - В кн.: Проблемы наблюдательной и теоретической астрономии. М.; Л., 1977, с. 237 - 247; Авинский В. И
Он собрал едва ли не все мифы "о превращениях" ( свыше 200 ) и пересказал в поэме. Жизнь Овидия сложилась несчастливо. Он сочинял любовные элегии и мифологические поэмы, мало заботясь о прославлении римской мощи и императорского имени. Императору Августу это не нравилось, он сослал поэта на окраину империи, к берегам Черного моря. Там Овидий и умер, проведя 10 лет в изгнании. На чужбине он создал свою последнюю книгу – "Печальные элегии". Плиний Старший ( 23-24 – 79 гг. н.э. ) – видный представитель энциклопедического направления в римской прозе, писатель, ученый и государственный деятель. Плиний отличался исключительной пытливостью в наблюдении природы (он и погиб во время извержения вулкана Везувия). Из многочисленных трудов Плиния сохранилась лишь “ Естественная история “ в 37 книгах . В ней обобщены знания по того времени по астрономии, географии, истории, зоологии, ботанике сельскому хозяйству, медицине, минералогии. На протяжении многих веков “ Естественная история “ Плиния была одним из основных источников в области наук о природе.
МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ УДМУРТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ КАФЕДРА АСТРОНОМИИ И МЕХАНИКИ РЕФЕРАТ НАУКА И МИФ. ОТ МИФА К ЛОГОСУ. Выполнила студентка группы 19-51 Зуева Вера Владимировна Проверил профессор Кондратьев Б. П. ИЖЕВСК 2001 СОДЕРЖАНИЕ РЕФЕРАТА Введение 3 Что такое миф? 4 Мифологическое мировоззрение 7 Когда появляется наука? 10 «От мифа к логосу» 13 Заключение 16 Литература 18Введение Слово «миф», как только оно произнесено, у большинства людей ассоциируется с Древней Грецией или Древним Римом, ведь самые известные мифы родились именно там. Вообще, об арабских, индейских, германских, славянских, индийских сказаниях и их героях стало известно гораздо позднее, и они оказались менее распространенными. Со временем сначала ученым, а потом и более широкой публике оказались доступны и мифы народов Австралии, Океании и Африки. Выяснилось, что в основе священных книг христиан, мусульман и буддистов также лежат различные, подвергшиеся переработке мифологические предания.
На Севере же Юкатана в это время нигде не обнаружено никакого влияния Теотиуакана. Здесь развивается вполне самобытная культура майя. В этот период, когда юг оказался под властью Теотиуакана, север также начинает стремительно развиваться. Северней Петена наинают появляться один за другим крупные религиозно - культовые центры. И хотя влияние Теотиуакана на север Юкатана не очень велико, в поселении Акансех найдено множество стел, изображающих Тлалока. К закату этапа "Эсперанса" в западных областях Сальвадора и Гондураса возникает загадочная культура "коцумальхуапа", основы которой были заложены племенами пипил - потомками теотиуаканских завоевателей. Этот народ оказался наиболее восприимчив к теотиуаканской культуре. Они полностью переняли их верования и искусство. В поселениях этапа можно встретить изображения Тлалока, Кетцалькоатля, иллюстрации к мифам Теотиуакана, художественные мотивы, распространенные там. За несколько веков до падения Теотиуакана, около 3 в. н.э. влияния империи в землях майя падает. Далее следует позднеклассический период. Классический период: С 325 по 925 г. н. э. Он подразделяется на Ранний классический (325-625 г. н. э.), когда прекращалось влияние извне и появлялись собственные черты, как, например, конусная арка в строительстве и регистрация исторических дат при помощи иероглифов; Период расцвета (625-800 г. н. э.), когда достигли своего максимального блеска математика, астрономия, керамика, скульптура и архитектура, и Период кризиса (800-925 г. н. э.) - время, когда культура пришла в упадок и церемониальные центры были покинуты.
Историческая проза этого периода представляет собой надписи на ритуальных сосудах, которые рассказывают о передаче земель, военных походах, наградах за победу и верную службу и т.д. приблизительно с VIII в. до н.э. при дворах ванов ведётся регистрация событий, посланий и создаётся архив. К V в. до н.э. из кратких записей о событиях в разных царствах составляются своды, один из которых – летопись Лу, дошёл до нас в составе конфуцианского канона. Кроме повествований, описывающих те или иные события, конфуцианцы зафиксировали в своих трудах и знания в области общественной жизни, однако потребности повседневной жизни вызвали появление зачатков целого ряда наук и их дальнейшее развитие. Необходимость счёта времени, и составление календаря явились причиной развития астрономических знаний. В этот период вводится должность летописцев-историографов, в обязанности которых входило занятие астрономией и календарным вычислением. С расширением территории Китая росли познания и в области географии. В результате экономических и культурных контактов с иными народностями и племенами, было накоплено много сведений и преданий, относительно их географического месторасположения, быта, специфических продуктов, производимых там, местных мифов и т.д. Период династии Чжоу В период династии Чжоу медицина отделяется от шаманства и знахарства.
Однако скоре эта традиция стала носить исключительно формальный характер:все основные посты распределялись заранее между сыновьями высшей аристократии), однако преполагалось, что за время обучения ученики проникнутся духом конфуцианской морали и потом на госу- дарственной службе будут воплощать в жизнь устои конфуцианства. Но этого не произошло. Доверяющая больше мифу и магическим формулам, чем сухой логике, японская культура не приняла рационализма конфуцианства и его изучение носило формальный характер, - зна- чительно большей популярностью среди учеников пользовался курс китайской литературы. Глубокое проникновение в конфуцианство произошло лишь в XVII веке, в эпоху Токугава. Институт предсказаний кроме выполнения учебных функций был официальным органом госу- дарства, занимающимся астрологией, календарной астрономией и предсказаниями. Каждый год, в первый день одиннадцатого месяца Институт предсказаний выпускал альманах на следующий год, который распространялся среди аристократов и правительственных чинов- ников.В альманах включались продолжительность каждого дня, даты весеннего и осеннего равноденствия и летнего и зимнего сонцестояния, сроки предполагаемых лунных или сол- нечных затмений.
Миф о Прометее, что привлёк в XVIII веке внимание молодого Гёте и стал для него символом цивилизации, совершенно чужд мировоззрению Руссо. Он отвергает эту символику «творчества и созидания». «Какая может быть истина в этих символах, - спрашивает Руссо, - если искусство возникло из роскоши, астрономия – из суеверия, геометрия – из скупости, физика – из пустого любопытства, и все они – из честолюбия?» Современному человеку могут показаться абсурдными столь невежественные суждения великого человека, но у Руссо была своя логика, подсказанная глубоким неприятием современной цивилизации, основанной на неравенстве и угнетении.
Поощряется то, что "полезно" обществу. Следовательно, задача учителя – разобраться самому, что подлинная наука, а что "миф" и помочь разобраться ученикам. Дополнение 1. Время и календарь Вопрос измерения времени и составления календаря уходит в глубину веков. До изобретения "атомных" часов за основную единицу времени принималось время вращения Земли вокруг своей оси, или, что то же самое, время видимого вращения небесного свода, называемое звездными сутками, а также средние солнечные сутки. (Так как Солнце в течение года неравномерно движется по эклиптике, пользуются средними солнечными сутками, равными среднему значению истинных солнечных суток. Истинные солнечные сутки – промежуток времени между последовательными верхними кульминациями центра Солнца. Звездные сутки короче средних солнечных на 3m 56s). Сутки делят на 24 часа, затем на 60 минут, 60 секунд. Астрономы пользуются звездными сутками - это существенно облегчает расчеты. Для гражданских целей удобнее солнечные сутки. Для описания исторических процессов такая единица времени коротка, поэтому приходится обращаться к двум другим единицам: тропическому году – промежутку времени между двумя последовательными прохождениями центра солнца через точку весеннего равноденствия - и месяцу, само название которого говорит о его происхождении – времени обращения Луны вокруг Земли.
История исследований космоса По всей вероятности, первыми внеземными объектами, которые привлекли внимание человека еще в глубокой древности, были Солнце и Луна. Вопреки известной шутке о том, что Луна полезнее Солнца потому, что светит ночью, а днем и без того светло, первостепенная роль Солнца была отмечена людьми еще в первобытную эпоху, и это нашло отражение в мифах и легендах почти всех народов. Вопрос о том, какова природа звезд, возник, очевидно, гораздо позже. Заметив блуждающие звезды — планеты, люди, быть может, впервые сделали попытку проанализировать взаимосвязь различных явлений, хотя возникшая таким путем астрология подменила знания суевериями. Любопытно, что астрономия, одна из наиболее обобщающих наук о природе, свои первые шаги совершала по зыбкой почве заблуждений, отголоски которых дошли даже до наших дней. Причину этих заблуждений легко понять, если учесть, что первый этап развития науки о небе в буквальном смысле слова был основан на созерцании и абстрактном мышлении, когда практически отсутствовали какие-либо астрономические инструменты.
Находки стали особенно частыми, после того как для поисков применили фотографию. Очень много планет открыли сотрудники Симеизской обсерватории в Крыму. Российские астрономы С. И. Белявский и Г. Н. Неуймин открыли около сотни малых планет. Теперь таких планет известно более 1600 Немало надо потрудиться, чтобы изучить такое множество небесных тел. Ведь для каждой планеты нужно определить ее путь, расстояние от Солнца, время оборота вокруг Солнца. Нужно на каждый год вычислить положение малой планеты на небе, чтобы астрономы могли снова найти ее и сфотографировать. Этим важным делом занимаются в Институте теоретической астрономии Академии наук в Петербурге. Главную часть работы там выполняют компьютеры У каждой малой планеты, или астероида, есть свой номер и название. Вначале, пока астероидов знали немного, их, как и большие планеты, называли именами богов или богинь из древнеримских мифов. Потом таких имен не хватило, и теперь астероиды называют обычными женскими именами, а также именами городов, стран и ученых.
Это та самая мистическая тенденция, которая окончательно была оформлена стоиком Посидонием: он использовал астрологию в своей космологической и философской системе, которая на долгое время овладела умами. Это знаменовало окончательное закрепление астрологии в античном мире. Авторами наиболее важных греческих трудов по астрологии были Манефон, Критодем, Птолемей, Доротей Сидонский, Серапион, Гемин, Тевкр, Протагор Никейский, Антиох Афинский, Павел Александрийский, Гефестион Фиванский. Большую роль в оформлении астрологии в стройную систему сыграли выдающиеся астрономы античности Гиппарх и Птолемей. К тому моменту существовало несколько астрологических систем. Самой древней из них была система вавилонская, большое значение придававшая семи планетам, особенно луне. Греки, как и вавилоняне, основывались на небесных знамениях, но они назвали каждую из семи планет именем особого бога, и перенесли на планеты характеристики бога, известные из мифов. Это стало основой для астрологических предсказаний. Наконец, была и египетская система 36 деканов. Особым явлением в греческой астрологии можно считать Дельфийский Оракул.
Сопротивление атмосферы при этом составляло на большем учаске полета десятки и даже сотни кг. на квадратный см.Для сравнения поясню,что пемза выдерживает предельную статистическую нагрузку в 20 кг/кв.см,кирпич-60кг/кв.см.Легко оценить минимальную плотность ТТ, считая, что в конце полета непосредственно перед взрывом оно имело скорость около 2км/с-при меньшей скорости тело, вторгающееся в атмосферу,просто не светится,что не скажешь про ТТ. В тот момент давление составляло 78кг/см а значит, плотность тела была не меньше 2г/куб.см. Многим кажется,что на самом деле там произошла авария НЛО,но и все факты подталкивают нас к такому выводу. История наблюдений. Что бы доказать,что НЛО не миф, я приведу еще кое-какие факты. В 1964 г. астрономы аргентинской обсерватории "Адхара", расположенной недалеко от Буэнос- Айреса, наблюдали в телескоп, как вокруг американского спутника "Эхо-2" на высоте 1000 км от Земли делал виражи с огромной скоростью какой-то свекающий объект. Первоначально этот объект летел по траектории перпендикулярной направлению движения спутника, затем сделал полукруг и улетел. Во второй раз он двигался навстречу спутнику, облетел вокруг спутника и улетел.
А как вам следующая цитата из той же книги: "Женщине не нужно много ума - так, нам довольно, если попугай отчетливо произнесет хоть несколько слов". Я никоим образом не ратую за то, чтобы собрать такие книги да сжечь. Просто пытаюсь пояснить, из чего родился миф о неспособности женщин к наукам и серьезному творчеству. Эту удобную теорию (кому же захочется, чтоб жена, не приготовив ужин, умчалась в лабораторию) мужчины лелеяли и с успехом вбивали в наши головы веками. С неугодными расправлялись. Гипатия (Ипатия) из города Александрия родилась в 370 году. Можно только догадываться, какие препоны ей пришлось преодолеть, чтобы заняться наукой. Скорее всего, этой женщине пришлось принести в жертву личное семейное счастье, ведь в те времена мужчина не женился бы даже на сочинительнице стихов, не говоря уж об изобретательнице астролябий. Да, именно Гипатия создала несколько научных приборов, в том числе и плоскую астролябию, применявшуюся для определения положения планет, Солнца и других звезд. Достоверно известно, что Гипатии принадлежат труды по толкованию произведений Платона, Аристотеля и других философов. А также сочинения по математике и астрономии, комментарии к Аполлонию по теории конических сечений и к Диофанту по алгебре.
В 1730-е годы здание было перестроено в камне. Архитектор И. К. Коробов, которому было доверено руководить строительными работами, не менял первоначальную планировку и внешний вид здания за исключением башенки со шпилем, которая после всех работ заметно выросла, достигнув 72 метра в высоту. В начале 19 века здание вновь подверглось переделке - возникла необходимость согласовать его внешний облик с парадным центром столицы. Работами руководил талантливый архитектор А. Д. Захаров. По его проекту была возведена грандиозная постройка, состоящая из двух П-образных корпусов. Длина главного фасада достигла 406 метров. Здание было украшено башней, окруженной колоннадой и увенчанной куполом со шпилем. На шпиле установили флюгер в виде кораблика, ставший одним из символов Санкт-Петербурга. Снизу кораблик кажется крохотным, но на самом деле он весит 65 килограмм и покрыт двумя килограммами чистого золота. Здание Адмиралтейства было украшено скульптурами, образы которых связаны с легендами и мифами о морской стихии. Скульптурное убранство башни Адмиралтейства включает в себя композицию "Нимфы, несущие земную сферу": 28 статуй, олицетворяющих четыре времени года, четыре стихии, четыре главных направления ветра, а также богиню Изиду - покровительницу кораблестроения и Уранию - музу астрономии.
![]() | 978 63 62 |