![]() 978 63 62 |
![]() |
Сочинения Доклады Контрольные Рефераты Курсовые Дипломы |
РАСПРОДАЖА |
все разделы | раздел: | Экономика и Финансы | подраздел: | Менеджмент (Теория управления и организации) |
Типы государства: формационный и цивилизационный подходы | ![]() найти еще |
![]() Молочный гриб необходим в каждом доме как источник здоровья и красоты + книга в подарок |
Обращаясь к истории развития государственности, а также к типологии государств, можно выделить несколько подходов к этому вопросу. Подходы к типологии государств: 1) формационный подход. Данный подход был разработан в рамках марксистско-ленинской теории государства и права. Согласно ему под типом государства понимается система основных признаков, свойственных государствам определенной общественно-экономической формации, которая проявляется в общности их экономической базы, классовой структуры и социального назначения; 2) цивилизационный подход. Для определения типа государства при формационном подходе учитывают: 1) соответствие уровня государства определенной общественно-экономической формации. Общественно-экономическая формация – исторический тип общества, который основан на определенном способе производства; 2) класс, инструментом власти которого становится государство; 3) социальное назначение государства. Формационный подход выделяет следующие типы государств: 1) рабовладельческий; 2) феодальный; 3) буржуазный; 4) социалистический
2) ФУНКЦИИ ТГП 3) ДОГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБЩЕСТВО. ФОРМЫ ВЛАСТИ 4) ЗАКОНОМЕРНОСТИ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ГОСУДАРСТВА. ВОСТОЧНЫЙ, ЗАПАДНЫЙ, СИНТЕЗНЫЙ ПУТИ РАЗВИТИЯ 5) ТЕОРИИ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ГОСУДАРСТВА 6) СОВРЕМЕННЫЕ ТЕОРИИ РАЗВИТИЯ ГОСУДАРСТВА 7) СУЩНОСТЬ ГОСУДАРСТВА. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ВЛАСТЬ 8) ТИПЫ ГОСУДАРСТВ. ФОРМАЦИОННЫЙ И ЦИВИЛИЗАЦИОННЫЙ ПОДХОДЫ 9) ПОНЯТИЕ ФОРМЫ ГОСУДАРСТВА 10) ФОРМЫ ПРАВЛЕНИЯ 11) ФОРМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УСТРОЙСТВА 12) ПОЛИТИЧСКИЕ (ГОСУДАРСТВЕННЫЕ) РЕЖИМЫ 13) МЕХАНИЗМ ГОСУДАРСТВА: ПРИЗНАКИ, СТРУКТУРА, ФУНКЦИИ. 14) ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВА И ИХ КЛАССИФИКАЦИИ 15) ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНОВ 16) ЗАКОНОДАТЕЛЬНО-ПРЕДСТАВИТЕЛЬНЫЕ ОРГАНЫ РФ 17) ИСПОЛНИТЕЛЬНО-РАСПОРЯДИТЕЛЬНЫЕ ОРГАНЫ РФ 18) СУДЕБНАЯ СИСТЕМА РФ 19) ИНСТИТУТ ПРЕЗИДЕНТА РФ 20) ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА 21) ГОСУДАРСТВО-ОСНОВНОЙ ЭЛЕМЕНТ ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ 22) СТРУКТУРА И ФУНКЦИИ ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ 23) ВОЗНИКНОВЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ИДЕИ . Можно сказать законность - это соблюдение всеми субъектами права законов и подзаконных актов. Законность выражает общий принцип отношения общества к праву в целом.
В свою очередь это определило цивилизационные черты человека российской культуры. Он характеризуется как 327 мессианский "иоанновский" человек, чутко различающий добро и зло, ищущий "божьей правды", терпеливо сносящий удары судьбы, пытающийся обрести гармонию. Для него характерен ценностно-рациональный тип мышления с ориентацией на "соборность", "общее дело", "традицию" и т.д. В заключение надо подчеркнуть, что формационный, цивилизационный и мир-системный подходы являют собой различные стороны осмысления такой сложнейшей реальности как общество в его истории. Надо отметить, что любой человек (и любое сообщество людей) находится в точке пересечения трех "силовых линий" истории. Во-первых, мы все выходим из прошлого, сохраняя с ним связь, неся в себе его проблемы и противоречия. В этом смысле все мы дети своих предков, ушедших от нас поколений, и недаром патернализм (т.е. безусловное подчинение старшим, "отцам") - существенная характеристика крупнейших религий мира (христианства, ислама, конфуцианства). Глобальные проблемы настоящего вобрали в себя региональные и местные проблемы прошлого
Содержание Введение 3 I. Понятие государства 5 1.1. Природа государства 5 1.2. Элементы государства 6 II. Типология государств 8 2.1. Проблема типологии государства 8 2.2. Подходы к типологии государств 9 2.2.1. Характеристика формационного подхода 12 2.2.2. Характеристика цивилизационного подхода 13 III. Типы государств согласно формационной теории 15 3.1. Рабовладельческое государство 15 3.2. Феодальное государство 16 3.3. Буржуазное государство 17 3.4. Социалистическое государство 18 3.5. Переходное государство 18 IV. Типы государств согласно цивилизационной теории 20 4.1. Место государства в первичной цивилизации 20 4.2. Место государства во вторичной цивилизации 21 V. Современная теория государства 23 Заключение 27 Список литературы 29 Введение Тема моей курсовой работы – «Типы государства». Проблема типологии государства долгое время является актуальной в рамках теории государства и права. Типология государства неразрывно связана с учением о форме государства, но не совпадает с ним. Если предметом изучения формы государства являются вопросы организации и устройства верховной государственной власти, территориального устройства государственной власти и методы ее осуществления, то предметом типологии государства составляет учение о народовластии (демократии) как родовой сущности государства.
В других случаях она не носит столь императивного характера, хотя никто не отрицает значения материального фактора в жизни общества. 336 Смена способов производства, определяющая в основном ход истории, породила многолетнюю теоретическую дискуссию сторонников формационного и цивилизационного подходов. Понятие цивилизации плодотворно для объяснения хода истории прежде всего тем, что позволяет синтезировать объективный подход (и основанное на нем формационное деление с соответствующим способом производства) и субъективный фактор, связанный с деятельностью человека. Это "человеческое измерение" истории отражается в сознании миллионов людей. В понятии "человек цивилизованный" пересекаются два типа исторического времени - линейное и циклическое. Если при формационном подходе на первый план выходят качества, свойства человека, связанные с господствующим способом производства и вытекающими из него отношениями, то во втором случае каждый человек предстает как плод одной из ветвей древа культуры своего народа и дома его цивилизации
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РФ САРАТОВСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ ПРАВА Кафедра теории государства и права Учебная дисциплина – Теория государства и праваСущность и типология государств /Курсовая работа/ Выполнил: студент курса группы института прокуратуры . . Научный руководитель: доцент Сергеев С.С. Саратов 2000 планВВЕДЕНИЕ31. ЭКОНОМИЧЕСКИЙ СТРОЙ, ПОЛИТИЧЕСКАЯ ВЛАСТЬ И ГОСУДАРСТВО5 2. СУЩНОСТЬ И ПОНЯТИЕ ГОСУДАРСТВА. КЛАССОВОЕ И ОБЩЕЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ В ГОСУДАРСТВЕ 10 3. ПРИЗНАКИ ГОСУДАРСТВА, ОТЛИЧАЮЩИЕ ЕГО ОТ ДРУГИХ ОРГАНИЗАЦИЙ КЛАССОВОГО ОБЩЕСТВА 17 4. ИСТОРИЧЕСКИЕ ТИПЫ ГОСУДАРСТВА. ФОРМАЦИОННЫЙ И ЦИВИЛИЗАЦИОННЫЙ ПОДХОДЫ 25 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28 Список литературы 30 ВВЕДЕНИЕ Сегодня, пожалуй, нет более спорного вопроса в политической науке, чем вопрос о государстве, его природе и роли в общественной жизни. Это объясняется по меньшей мере двумя обстоятельствами тем. Во-первых, никакая организация не может конкурировать с государством в многоплановости, осуществляемой деятельности. Макс Вебр писал: завоевание и использование государства, политической власти, определение форм и задач их деятельности. За многие столетия и тысячеления существования, качественных преобразований и совершенствования государства сменились не только тысячи поколений – пришли и ушли целые общественно-экономические формации со своими ведущими общественно-политическими силами, классами, протагонистами и со своими весьма неодинаковыми жизненными проблемами.
Когда нет классов, нет государства, нет ни какого аппарата насилия, некого подавлять государство постепенно отмирает. На основании этого следует оценивать фразу про «свободное народное государство» как научно несостаятельную.2 Государство, которое потеряло некоторые из свои свойств не может иметь те же функции, что и раньше. Формы собственности становятся иными. Люди уже не относятся к вещам как к своим или чужим, теперь все общее. В защите и преумножении общей социалистической собственности и состоит функция такого государства. Именно общественная собственность и является экономическим базисом государства. 3. ЦИВИЛИЗАЦИОННЫЙ ПОДХОД К ИЗУЧЕНИЮ ТИПОЛОГОИИ ГОСУДАРСТВВ отличие от формационного подхода, цивилизационный подход содержит большое количество различных теорий. Здесь и теории экономического роста, и так называемые теории вызова, теории сближения капиталистических и социалистических систем. Теории экономического роста чем-то напоминают марксистский подход, однако рассматривают государство не просто как экономическую формацию, а как сложную развивающуюся систему включающую в себя много различных факторов в той или иной мере действующих на нее. ( Религия, уровень техники, науки, и т.д.) Эту теорию поддерживал У. Ростоу. Он выделял пять стадий экономического развития, и каждое существующее и существовавшее общество можно отнести к одной из них.
Выпячивание какой- либо одной формы культуры делает подход монистическим, однотипным формационному. Цивилизационный подход еще не разработан до конца как общеметодологический подход к анализу общественно-исторического процесса. И он должен быть плюралистическим, принимающим во внимание сложное переплетение технического, экономического, политического, религиозного и других социокультурных факторов в общественно-историческом процессе. Его методология должна находиться в соответствии с современными представлениями о многофакторности и многовекторности развития. Сущность цивилизационного подхода должна усматриваться в многофакторном и многовекторном анализе общественно-исторического процесса. В этом случае насущно необходимым станет использование достижений монистического подхода, результатов анализа места и роли отдельных сторон общественной жизни, смыкание цивилизационного (плюралистического) и формационного (монистического) подходов. Одной из предпосылок сопряжения формационного и цивилизационного подходов является сложный, спиралевидный характер формационной теории общественного развития (а не линейно-стадиальный, как многие себе представляют).
Типы Государства Существует несколько подходов к типологии государства. 1) Тип государства связывается с типом общественно политической формации . Рабовладельческое . Феодальное . Буржуазное . Этократическое ( псевдо социалистическое) 2) В основе классификации лежит степень политической свободы . Демократическое . Антидемократическое . Авторитарное . Полицейское . Фашистское . Расистское (раса) 3) В основе классификации лежит тип цивилизации . Древне Восточное . Древне Греческое . Древне Римское . Средневековое . Современное Лекция №3Литература : Энгельс « происхождение семьи , частной собственности Государства . Гумилев « Этногенез и Биосфера земли» Малько « Курс Лекций ТГП» Марченко. Изд-во МГУ « ТГП курс лекций» I Понятие формы Государства Существует это характерная обусловленность государственной власти и основные методы ее определения , существуют следующие определения . Это способ государственной власти , порядок их структура и взаимоотношение в общем механизме Форма государство состоит из 1. Формы правления (Ф.П.) 2. Формы территориального устройства 3.
Буржуазное право находится в неразрывной связи с капиталистическим государством. Теоретические основы социалистического государства и права были заложены в трудах основоположников научного коммунизма К. Маркса и Ф. Энгельса и развиты в произведениях В. И. Ленина, а также в документах коммунистических партий и научных исследованиях авторов, стоящих на марксистско-ленинских позициях. Марксистское учение о социалистическом государстве и праве в отличие от других учений и доктрин практически не было полностью реализовано ни в одном из ранее существовавших или ныне существующих государств и правовых систем.19 Социалистическое государство и право, согласно марксистской теории, возникают не эволюционным путем, путем постепенного перерастания буржуазного государства в социалистическое, а в результате социалистической революции. Формой правления социалистического государства, согласно марксистскому мировоззрению, является республика. По мере развития классового общества и постепенного отмирания классов государство и право как классовые институты также отмирают. 3.2. Типы государств согласно цивилизационной теории и современная теория государства Исторический процесс привел к складыванию свыше двух десятков цивилизаций, отличающихся друг от друга не только утвердившимися в них системами ценностей, господствующей культурой, но и характерным для них типом государства.
Чем выше уровень развития государства, тем устойчивее его экономический потенциал и благосостояние общества. Представитель Тойнби Цивилизация - это относительное устойчивое состояние общества отличающеяся общностью религиозных, национальных, культурных признаков. Имеет значение охват территории, населения, продолжнительность существования. Типологию государств не разработал, но выделял такие цивилизации, как Египетская, Китайская, Западная, Проваславная Представитель Лазарев Выделял следующие цивилизации Восточные и Западные, промежуточные Древние, средневековые, современные С/х, промышленные, научнотехнические Доиндусстриальные, индустриальные, постиндустриальные В юридической литературе отсутствует общепризнанная типология государств по цивилизационному подходу. В литературе выделяют первичные (государство религия; Древнеегипетская, Шумерская) и вторичные цивилизации (государство надстройка; западноевропейская, восточноевропейская). Государства в этих цивилизациях отличаются по их месту в обществе, социальной природе, выполняемой роли. Государства в первичных цивилизациях являются частью базиса, а не только надстройки.
С позиций формационной теории, как она традиционно трактовалась в отечественной марскистско-ленинской теории государства, тип государства определяется тем, какому классу оно служит, а значит, какому экономическому базису. То есть тип государства – это тесно взаимосвязанные его черты государства, соответствующие определенной классовой структуре общества, которая обусловлена экономическим базисом. Цивилизационный подход - исследование состояния и развития общества, закономерностей смены исторических типов государств с точки зрения качественных изменений в социокультурной среде общества, в духовной культуре народа, его религии и нравах. В развитии цивилизации проходят несколько этапов. Первый – локальные цивилизации, каждая из которых имеет совокупность взаимосвязанных социальных институтов, включая государство (древнеегипетская, китайская, западноевропейская, индская, эгейская и др.). Второй – особенные цивилизации (индийская, китайская, западно-европейская, восточно-европейская, исламская и др.) с соответствующими типами государств.
Под смешанной экономикой подразумевается тип общества, синтезирующий элементы первых двух систем. Он характерен для большинства современных государств. Историческая классификация должна включать помимо современных системы прошлого и будущего. В этой связи заслуживает внимания классификация, предложенная представителями теории постиндустриального общества, которые выделяют доиндустриальные, индустриальные и постиндустриальные экономические системы. Границами, отделяющими экономические системы друг от друга, являются промышленная и научно-техническая революции. Внутри каждой из этих систем возможна более дробная типология, что позволяет наметить пути для синтеза формационного и цивилизационного подходов. 1.1 Доиндустриальное общество. В доиндустриальную эпоху господствовало натуральное сельскохозяйственное производство. Индивид не мог просуществовать, не будучи, так или иначе, связан с землей, с земледельческим процессом. Земля представляла собой как бы неорганическое тело трудящегося индивида, существовало природное единство труда с его естественными предпосылками.
При формационном подходе главным критерием являются социально- экономические признаки (общественно-экономическая формация). Именно базис (тип производственных отношений) является, по мнению представителей данного подхода (К.Маркса, Ф.Энгельса), решающим фактором общественного развития, который детерминирует и соответствующий тип надстроечных элементов: государство и право. В зависимости от типов экономического базиса выделяют следующие типы государств: рабовладельческий, феодальный, буржуазный, социалистический (в последнее время к ним добавляют еще два: азиатский способ производства и прафеодализм). Достоинства формационной типологии. — продуктивна сама идея делить государства на основе социально- экономических факторов, которые действительно весьма существенно влияют на общество; — она показывает поэтапность, естественно-исторический характер развития государства. Слабые стороны: — формационная типология во многом однолинейная, характеризуется излишней запрограммированностью, между тем история многовариантна и далеко не всегда “вписывается” в начерченные для нее схемы; — недооцениваются духовные факторы (религиозные, национальные, культурные и т.п.). В рамках цивилизационного подхода основными критериями выступают духовные признаки — культурные, религиозные, национальные, психологические и другие.
Третья стадия – «сдвиг, взлет» научно-технического развития как в промышленности, так и в сельском хозяйстве. Четвертая стадия характеризуется как пора «зрелости», когда на основе применения современных научно-технических достижений во всей массе ресурсов общества и значительного роста инвестирования национального дохода достигается устойчивое превышение выпуска продукции над ростом населения. И, наконец, пятая стадия – это период «высокого уровня массового потребления», в котором ведущие секторы экономики переходят на производство предметов потребления длительного пользования и услуг. Рассматривая цивилизационный вариант типологии, следует отметить два момента. Во-первых, здесь не выделяется то главное, что характеризует государство – принадлежность политической власти. Во-вторых, это недостаточная разработанность такой типологии, о чем свидетельствует множественность оснований для выделения самих цивилизаций и, соответственно, типов государства. Не случайно на работах базирующихся на таком подходе, рассмотрение конкретных типов государства, их смены идет в «обычном» ключе, основанном на формационном подходе, а о цивилизованных типах говорится вскользь.
Но цивилизация понимается и как организация общества. Общество м.б. организовано на основе частной собственности, государства и правовых отношений. Эта организация требует определенного развития социальных отношений и техники. Поэтому цивилизацию понимают как определенный тип социально-технической организации общества. Это понимание позволяет видеть различные цивилизации. Т.о., можно выделить аграрное и индустриальное общество. Вопросами цивилизации занимались Сен-Симон, Макс Вебер. В ХХ в цивилизация завоевала прочный характер. В СССР цивилизационный подход критиковался, т.к. он конкурировал с формационным подходом. В наст вр и марксисты говорят о цивилизации. В частности коммунисты говорят о переходе к третьей цивилизации – информационному обществу. Таким образом, понятие цивилизации основывается понимании народнохозяйственной деятельности и элементах ценностей. Так аграная цивилизация у всех народов, но имеет различный окрас. Так для китайцев преобладающий принцип "у-вэй". Понятие цивилизации нацеливает на то что историю делают люди. Аграрная цивилизация складывается в результате 1-ой революции производительных сил.
Какой общественно-экономической формации, какому типу производственных отношений соответствует данное государство? Орудием какого класса оно является? Каково социальное назначение данного государства? Для обозначения выделяемых на этом основании типов государства используется термин «исторические типы государства». Это рабовладельческий, феодальный, буржуазный и социалистический типы государства. Первые три из них охватываются единым родовым понятием эксплуататорского государства. Согласно формационному подходу к типологии государства в процессе смены общественно-экономических формаций в результате социальных революций с объективной необходимостью происходит переход от одного исторического типа государства к другому, более высокому. Если буржуазное государство — последний тип эксплуататорского государства — подлежит революционному слому, социалистическое государство — исторически последний тип государства вообще — постепенно «засыпает», «отмирает». 19. Типология государства: цивилизованный подход. Другим заслуживающим внимание современным подходом к типологии государства является цивилизационный. В настоящее время в нем преобладает так называемое «технологическое» направление, согласно которому тип государства связывается с той ступенью (стадией) научно-технического прогресса и жизненного уровня населения, определяемого потреблением и оказанием услуг, которой соответствует данное государство.
Угасает вера и в то, что «огонь ленинизма наш путь освещает, / На штурм капитала весь мир поднимает! / Два класса столкнулись в последнем бою». Давно потерял актуальность и по сути сдан в исторический архив «наш лозунг — Всемирный Советский Союз!». Совсем мало остается приверженцев коммунистических идей, убежденных в том, что уже в ближайшем будущем «все страны охватит восстания костёр!». Вместе с тем, остаются еще члены КПРФ и других партий, считающих: «Мы красного фронта отряд боевой / И мы не отступим с пути своего!» (6). Мировое же коммунистическое движение, имея в своих рядах мощную Компартию Китая и смыкаясь с мировым антиглобалистским движением, продолжает активно влиять на жизнь многих государств (7). К формационному подходу в определенном отношении оказывается совсем близким и так называемый цивилизационный подход. Он предполагает, что человечество развивается, восходя от дикости к варварству и далее — к современным цивилизованным историческим формам. Так, социализм в свое время изображался цивилизацией высшего типа. «Мы создаем, и мы создадим, — говорил Н.И. Бухарин в 1928 г., — такую цивилизацию, перед которой капиталистическая цивилизация будет выглядеть так же, как выглядит “собачий вальс” перед героическими симфониями Бетховена» (8).
![]() | 978 63 62 |