![]() 978 63 62 |
![]() |
Сочинения Доклады Контрольные Рефераты Курсовые Дипломы |
![]() |
РАСПРОДАЖА |
все разделы | раздел: | Экономика и Финансы | подраздел: | Менеджмент (Теория управления и организации) |
Психологический климат в коллективе, управленческие аспекты | ![]() найти еще |
![]() Молочный гриб необходим в каждом доме как источник здоровья и красоты + книга в подарок |
Конечно, отражаемое и отраженное в сфере общественной жизни диалектически взаимосвязаны, что, в частности, выражается в многократной опосредованности социально-психологического отражения. Наличие тесной взаимозависимости между социально-психологическим климатом коллектива и поведением его членов не должно приводить к их отождествлению, хотя при этом нельзя не учитывать особенностей данной взаимозависимости. Например, характер взаимоотношений в коллективе (отражаемое) выступает как фактор, влияющий на климат. В то же время восприятие этих взаимоотношений его членами (отраженное) представляет собой элемент климата. Рассматривая влияния, формирующие социально-психологический климат первичного производственного коллектива, выделим прежде всего факторы макросреды и микросреды. В качестве важнейшего фактора макросреды, необходимо назвать общественно-экономическую формацию, в условиях которой осуществляется жизнедеятельность общества в целом и функционирование производственных коллективов. Организации, руководящие тем или иным предприятием, в соответствии с потребностями общества, осуществляют определенные управленческие воздействия, что является важным фактором влияния макросреды на социально-психологический климат основного производственного коллектива
Формирование волевых качеств личности можно рассматривать как движение от первичных к вторичным и далее — к третичным качествам. Экономическая деятельность включает в себя и выработку управленческих решений. При этом психологический аспект принятия управленческих решений зачастую обусловлен наличием личностной ответственности за результаты реализации управленческих решений. Таким образом, при изучении в нашем курсе аспектов психологии и педагогики необходимо ознакомление с психологическими аспектами личной ответственности. Понятие «социально-психологический климат коллектива» Качественные и количественные показатели всех этих основных черт соединяются понятием «социально-психологический климат коллектива». По мнению известного российского психолога Б.Д. Парыгина, понятие ((социалъно-пскхологичес-кий климат коллектива» отражает характер взаимоотношений между людьми, преобладающий тон общественного настроения в коллективе, связанный с удовлетворением условиями жизнедеятельности, стилем и уровнем управления и другими факторами.
ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОВТОРЕНИЯ 1. Коллектив как социально-специфическое понятие. 2. Основные психологические характеристики коллектива. 3. Большая и малая группы. 4. Система понятий, описывающих положение индивида в группе. 5. Основные параметры группы. 6. Социометрическая структура группы. 7. Коммуникативная структура группы. 8. Структура социальной власти в малой группе. 9. Социальные нормы и ценностные ориентации в группе. 10. Руководство и лидерство в группе. 11. Виды лидерства. 12. Групповые процессы. 13. Явление конформизма. 14. Виды групп. 15. Виды межличностных отношений в группе. 16. Характер взаимоотношений в группе в зависимости от уровня ее развития. 17. Понятие психологического климата коллектива. 18. Влияние группы на отношения между ее членами. 19. Понятие сплоченности группы. 20. Параметры, влияющие на процесс сплочения группы. 21. Сущность социально-психологической адаптации. 22. Особенности психической адаптации. 23. Особенности психофизиологической адаптации. 24. Понятия «здоровье» и "физическое совершенство". 25. Тревожный ряд по Ф. Б. Березину. 26. Роль и значение общественного мнения. 27. Становление и развитие общественного мнения в системе государства. 28. Источники формирования общественного мнения
Сложность рассмотрения данной проблемы заключается в том, что большинство авторов выделяют в качестве основных, различные факторы, оказывающие влияние на психологический климат коллективов. Поэтому для полноценного раскрытия темы целесообразно построить реферат с последовательным изложением некоторых важных аспектов, затрагиваемых различными авторами, с введением необходимых определений. 2. Факторы психологического климата коллектива. Предваряя отдельное рассмотрения различных факторов, оказывающих влияние на формирование социально-психологический климат, дадим одну, из возможных классификаций. Критерием могут служить особенности персонала коллектива, которые можно подразделить на: • особенности индивидуального поведения (личностные); • особенности группового поведения; • особенности поведения руководителей, членов управленческой команды (управленческие). Особенности индивидуального поведения детерминируются многими параметрами, среди которых: • индивидуальные способности, склонности и одаренность — предрасположенность к реализации какой-либо деятельности, ориентация на ее выполнение; • специфика мотивации — специфика потребностей человека, представление о целях профессиональной деятельности; • индивидуальные ценности — общие убеждения, вера, мировоззрения, представления о мире; • демографические — половые и возрастные особенности; • национальные и культурные особенности — усвоенные в опыте, способы, правила и нормы поведения, которые детерминируют конкретные реакции человека в конкретных ситуациях.
Таким образом, для формирования того или иного социально-психологического климата коллектива имеют значение не столько психологические качества его членов, сколько эффект их сочетания. Уровень психологической совместимости членов производственного коллектива является фактором, обусловливающим в большой степени его климат. Резюмируя сказанное, выделим следующие основные факторы, влияющие на социально-психологический климат первичного производственного коллектива. Воздействия со стороны макросреды: характерные особенности современного этапа социально-экономического развития страны; деятельность организаций, руководящих данным промышленным предприятием, его органов управления и самоуправления, общественных организаций; связи предприятия с городскими и районными организациями. Воздействия со стороны микросреды: предметно-вещная сфера деятельности первичного коллектива; сугубо социально-психологические факторы (специфика формальных и неформальных организационных связей в коллективе и соотношение между ними; стиль руководства коллективом; уровень психологической совместимости членов коллектива)
Создание нового образца педагогической и учебной деятельности, позволяющих осваивать новое содержание воспитания, стало одной из задач классных руководителей: ведь только в комплексном взаимодействии возможно было предположить положительный результат эксперимента. Учительский коллектив, конечно, понимал, что Экспертному совету Управления образования и общественной комиссии важно было представить конечные результаты работы: изменения в психологическом климате коллектива детей и взрослых, уровень влияния детей этих классов на товарищей в школе и дома, позиции в педагогическом коллективе к эксперименту, к друг другу, совершенствованию своего мастерства, а главное, развитие индивидуальных способностей личности, уровень культуры и нравственности ребенка. Эта цель не смогла бы быть достигнута столь успешно, не проводись эта работа в условиях школьных занятий, кружковой работы, которые углубляли процессы, а также без полного понимания и поддержки родителей, что подтверждали диагностические исследования. Таким образом, создавались условия для развития художественных способностей детей, отрабатывалась управленческая модель школы со специализированными классами.
Развитие людей – это ключевой элемент управленческой эффективности, которая позволяет получить следующие результаты: . рост заинтересованости и воодушевления работника; . более высокие результаты работы; . появление кандидатов на выдвижение; . увеличение жизненной энергии; . создание благоприятного климата; . постоянное повышение качества внутреорганизационно деятельности, продукции, услуг. Некоторые из этих пунктов отражают влияние развития на моральный климат и жизненный тонус не затрагивая производственные показатели. Но это не так. Если на производстве созданы необходимые условия для развития личности, то это непосредственно скажется и на развитии производства. Список использованной литературы 1. Бербель Швальбе, Хайн Швальбе “Личность, карьера, успех ” (Психология бизнеса), изд-во “Хозяйство, право”, Мюнхен, 1993 2. Д-р Пол Пауерс и Дебера Рассел, “Найди свое дело”, Москва, 1994 3. Роджер Фишер и Уильям Юри, “Путь к согласию или переговоры без поражения”, Москва, Наука, 1992 4. Ксенчук Е.В, Киянова М.К, “Технология успеха”, Дело, Москва, 1993 5. Бойко В.В, Ковалев А.Г, “Социально-психологический климат коллектива и личность”, Москва, 1993 6. Гришина Н.В, “Я и другие: общение в трудовом коллективе”, Л, 1993 7. Жизилев А.В, “Руководитель и коллектив”, Ставрополь, 1989
Основным показателем эффективности труда руководителя как организатора и воспитателя является результаты труда коллектива в целом и каждого члена в отдельности. Они измеряются различными производственно- экономическими показателями, на которые сказывают влияние технические, экономические и организационные решения. При характеристике эффективности работы руководителя нельзя ограничиваться только производственно- экономическими показателями труда. Нужно учитывать и тот комплекс показателей жизнедеятельности коллектива, на который оказывает влияние руководитель. Эти показатели выражаются через социально- психологические факторы. Таким образом, результатом эффективности работы руководителя являются производственно- экономические и социально- психологические показатели. К социально-психологическим показателям, характеризующим деятельность руководителя, можно отнести такие, как: совпадение формального и неформального лидера, сплоченность (психологическая совместимость) коллектива, психологический климат. Эффективность управленческой деятельности зависит от способностей руководителя. По определению психолога А.Н. Леонтьева, способности – это такие свойства индивида, совокупность которых обуславливает успешность выполнения некоторой деятельности.
Если сотрудник ощущает эту заботу, то в 9 случаях из 10, когда ему предложат работу, где заработная плата выше, чем здесь, но нет таких «семейных» отношений, он откажется. В случае использования всех предложенных рекомендаций в данном проекте управленческого решения по улучшению социально-психологического климата в организации велика вероятность того, что при принятии новых сотрудников на работу в ИАКЦ «Ника», социально-психологический климат в организации будет благоприятным. Но многое зависит не только от самого руководства, но и от «старых» сотрудников. Поэтому в обязанности руководства должна входить еще и организация подготовительного этапа по формированию правильных, положительных взглядов и отношений к грядущим кадровым изменениям в центре.Список литературыАфанасьева Т.А. Социально-психологический климат организации/ Бойко В.В., Ковалев А.Г., Панферов В.Н. Социально-психологический климат коллектива и личность.- М.: Мысль, 1998. Ковалев А.Г. Коллектив и социально-психологические проблемы руководства.- М.: Проспект, 2001.----------------------- Афанасьева Т.А. Социально-психологический климат организации/ Ковалев А.Г. Коллектив и социально-психологические проблемы руководства.- М.: Проспект, 2001. Бойко В.В., Ковалев А.Г., Панферов В.Н. Социально-психологический климат коллектива и личность.- М.: Мысль, 1998.
Управление профессиональной карьерой работников организации. 7. Аттестация кадров – разработка методик объективной качественной и количественной оценки результативности работы каждого специалиста, определение уровня его квалификации. 8. Перестановка кадров – разработка структуры перемещения работников на другие должности по результатам аттестации (повышение, понижение, перевод, увольнение). 9. Подготовка руководящих кадров – разработка программ, направленных на повышение производительности труда руководителей; создание кадрового резерва из числа молодых специалистов. В число задач кадровых служб входит так же постоянная работа на всех перечисленных этапах в следующих 2-х аспектах работы с персоналом: 10. Социальная защита персонала – забота о здоровье и отдыхе людей, жилищных условиях и рациональном питании; программы поощрения лучших работников (призы, дипломы, подарки, путевки); выработка рекомендаций руководству фирмы по улучшению условий труда и быта персонала, улучшению психологического климата коллектива. 11. Юридические и дисциплинарные аспекты взаимосуществования работника и фирмы (официальные контракты, договоры, должностные инструкции, трудовые споры и конфликты, заявления и жалобы).
Lawre ce Erlbaum Assoc., 2006. Ba ks S. Mul icul ural Public Rela io s: A Social-I erpre ive Approach. Iowa S a e U iversi y, 2008. Beard M. Ru i g a Public Rela io s Depar me . Koga Page, 2007. Curride M. Pressi g Your Poi .//ABA Jour al, 2008, December. DiFo zo ., Bordia Prasha . A ale of wo Corpora io s: Ma agi g U cer ai y Duri g Orga iza io al Cha ge. // Huma Resource Ma ageme , 2008, v.37, № 3—4. Kuh R.L. Fro iers of medical i forma io scie ces Ed. - ew York e c.: Praeger, 2006. Spicer C. Public Rela io s & Orga iza io al Decisio Maki g. Lawre ce Erlbaum Associa es, 2007. Wilcox D., Aul P., Agee W., Camero G. Public Rela io s. 6- h ed. Addiso -Wesley Pub. Co., 2008. Wragg D.W. he Public Rela io s Ha dbook. Oxford: Black-well Busi ess, 2006. Приложения Табл. 1. Имидж организации. Имидж товара Функциональная ценность товара, услуги Дополнительные услуги Имидж потребителя Стиль жизни потребителя Общественный статус потребителя Характер потребителя Внутренний имидж Культура организации Социально-психологический климат коллектива Имидж основателя, руководителей Внешность Особенности вербального и невербального поведения Социально-демографическая принадлежность Параметры неосновной деятельности Поступки Психологические характеристики Имидж персонала Профессионализм персонала Культура персонала Социально-демографические характеристики Визуальный имидж Архитектура, внутренний дизайн помещений Внешний облик персонала Элементы фирменного стиля Социальный имидж Социальные аспекты деятельности организации Бизнес-имидж Деловая репутация Показатели деловой активности Табл.2.Основные виды деятельности по формированию общественного мнения. №№ Направления Виды деятельности 1 Постоянная связь со СМИ 1.
В соответствии с поставленной целью решаются следующие задачи: 1.анализ совокупности личностно – психологических качеств и стиля работы руководителя, наиболее значимых при формировании морально – психологического климата 2.подобрать методы оценки личности руководителя, определяющих успешность его влияния на морально – психологический климат. Гипотеза Особенности личности руководителя и стиль его деятельности оказывают существенное влияние на оптимизацию морально- психологического климата коллектива. Пользуясь системой критериев можно подготовить заключение о том, насколько руководитель обладает набором индивидуально – психологических качеств, необходимых для создания морально – психологического климата, соответствующего требованиям и представлениям коллектива, а также установить роль совершенствования стиля руководства на развитие и состояние морально – психологического климата. Объект исследования: руководитель и коллектив Центра занятости населения. Предмет исследования: личность руководителя в психологическом аспекте её влияния на формирование морально психологического климата.
Он представляет собой итог систематической воспитательной работы с членами коллектива, осуществления специальных мероприятий, направленных на организацию отношений между командирами и подчиненными. Формирование и совершенствование социально-психологического климата - это постоянная практическая задача командиров и военного психолога. Существенное влияние на социально-психологический климат указывают управленческая деятельность командира, его личностные качества и стиль руководства. Наиболее благоприятный климат устанавливается тогда, когда методы руководства положительно воспринимаются коллективом. Если требовательность руководителя вызывает групповую неудовлетворенность из-за недисциплинированности отдельных летчиков, процветания отдельных традиций, то такой тип социально-психологического климата называется отстающим. Бывает и так, что управление как бы не поспевает за развитием коллектива и личный состав предъявляет повышенные требования к самому руководителю, который не умеет обеспечить поддержание уставного порядка и дисциплины.
Тема исследования является актуальной из-за усложнения отношений на ОАО «Морозовсксельмаш» между работниками и руководством. Основными показателями работы предприятия являются позиция руководства, результативность и психологический климат. Предлагаемые критерии к исследованию позволяют определить, здоровый или нездоровый климат сложился на предприятии, и как он влияет на результаты работы всей команды. В любой организации важен тот психологический климат, который формируется в первую очередь руководителем. От особенностей его взаимодействия с подчиненными зависят результаты работы предприятия, а устойчивые хорошие результаты и создают психологический климат. Морально – психологический климат коллектива – разновидность группового психического состояния, характеризующегося степенью удовлетворенности – неудовлетворенности членов группы соблюдением в ней моральных норм, уровнем нравственности и культуры. Менеджмент, как управленческая деятельность непосредственно влияет на развитие психологического климата, устранение конфликтов и стрессов, их предупреждение.
Однако, несмотря на обилие научных трудов, посвященных коллективу, в настоящее время в психологии управления нет еще комплексного научного исследования этой проблемы. В этой связи на сегодняшний день представляется необходимым соединить в систему недостаточно связанные между собой исследования в области психологии с целью определения влияния личностных характеристик руководителя на формирование и управление социально-психологическим климатом трудового коллектива и формирования на этой основе моделей его социально прогнозируемых действий по осуществлению требуемых изменений в социально-психологическом климате коллектива. В данной работе рассматривается влияние ряда доминирующих черт личности руководителя на формирование и регулирование оптимального психологического климата в коллективе. Актуальность исследования обусловлена: существенными изменениями в социальной, политической, экономической жизни современного российского общества, психологии людей, затрагивающими взаимоотношения в коллективе, систему ценностных ориентации, норм поведения, перестроившими представления о характере труда, успехе, карьере; теоретической неразработанностью проблемы соответствия личностных психологических качеств руководителя и требований профессиональной управленческой деятельности; необходимостью создания более прогрессивных форм управления в организации, обусловленных взаимозависимостью личностных характеристик руководителя и социально-психологического климата коллектива, основанных на современных методиках формирования управленческого корпуса и моделях управления персоналом.
Не менее важна для руководителя коммуникабельность: способность срабатываться с людьми, налаживать взаимоотношения с людьми всех рангов – вышестоящими руководителями и подчиненными, способность сплачивать, объединять разных людей, налаживать их совместную работу. Важное значение для социально-психологического климата коллектива имеют также особенности стиля руководителя коллективом. Под стилем руководителя понимается комплекс приемов, методов и способов воздействия руководителя на коллектив с целью эффективного и качественного выполнения управленческих функций. Определение стиля руководства коллективами осуществляется по основным функциям управления: принятие решений, организация выполнения решений, осуществление контроля исполнения, способы пробуждения исполнителей к деятельности, использование системы стимулирования деятельности исполнителей. 3. Заключение Педагогика востребована везде, где осуществляется образование, воспитание, обучение, развитие граждан (в специализированных педагогических учреждениях и в процессе труда, досуга, семейной жизни) независимо от их возраста и социального положения, где обнаруживаются проявления их результатов (положительные и негативные), а также влияние на эти процессы и результаты факторов иной природы (политики, экономики, права, культуры, искусства, досуга, труда).
Это связано с тем, что в основном в организациях существуют иерархия, а также различные виды управленческой деятельности. Успех коллективу обеспечивает нормальный морально - психологический климат в нем. Благоприятный социально- психологический климат коллектива обеспечивает работоспособность его членов, взаимную поддержку в достижении целей организации, сплоченность коллектива. Коллективное достижение целей приводит к получению высоких результатов в деятельности, к обеспечению высокой эффективности предприятия. Создание нормальных взаимоотношений - основная задача руководителя в достижении успешности функционирования организации. Таким образом, для успешного функционирования организации необходим профессионально подготовленный руководитель - менеджер, который должен обладать целым рядом качеств и свойств. 2. Основные требования, предъявляемые к руководителю. Стиль, руководства Индивидуальный стиль управления выходит из разных соотношений в реализации таких качеств руководителя как экономические, организаторские, морально-этические, педагогические и профессиональные способности.
Объект: стили и методы руководства и их влияние на морально-психологический климат коллектива в ООО «Разрез «Талдинский». Предмет исследования: стили руководства в отделе снабжения ООО «Разрез «Талдинский». Теоретическая часть дипломной работы содержит анализ существующих стилей руководства; различие лидерства и руководства; влияние стиля на морально-психологический климат коллектива. Практическая часть дипломной работы содержит информацию по наблюдению, тестированию и обработке полученных результатов. В конструктивном разделе подведены итоги работы по улучшению состояния морально-психологического климата в коллективе и даны практические рекомендации руководителям для его поддержания. Результаты работы могут применяться в любых сферах управленческой деятельности. СОДЕРЖАНИЕВведение Глава I. Влияние стилей руководства на формирование морально-психологического климата в коллективе 1.1 Понятие стиля руководства 1.2 Морально-психологический климат в коллективе. 1.3 Влияние стиля руководства на морально-психологический климат в коллективе Глава II.
![]() | 978 63 62 |