![]() 978 63 62 |
![]() |
Сочинения Доклады Контрольные Рефераты Курсовые Дипломы |
РАСПРОДАЖА |
все разделы | раздел: | Экономика и Финансы | подраздел: | Микроэкономика, экономика предприятия, предпринимательство |
Анализ себестоимости продукции и путей ее снижения | ![]() найти еще |
![]() Молочный гриб необходим в каждом доме как источник здоровья и красоты + книга в подарок |
Одним из таких незаурядных специалистов в этой области являлась Ида Абрамовна Сильнова. Она была экономистом от Бога и равного ей я не знал не только в Белоруссии, где прошла вся моя трудовая жизнь, но и на предприятиях нашего ведомства во всём Союзе. Мы встретились в первый год моей работы в промышленности, когда я был начальником цеха по производству мясных консервов в Орше. Она тогда заведовала плановым отделом Главка и приехала к нам из Минска, чтобы выяснить причины миллионных убытков и перевода предприятия на особый режим кредитования. Глубокому анализу подверглась тогда работа возглавляемого мною цеха. В ходе проверки Сильнова не только досконально разобралась в причинах убыточности производства, но и преподнесла нам предметный урок грамотного анализа себестоимости продукции и путей её снижения. Я слушал Иду Абрамовну с открытым ртом и мне казалось, что за несколько дней общения с ней у меня выросла вторая голова, в которой навсегда осел багаж знаний, несравнимый с теми, что остались от институтского курса «Экономика промышленности» и самообразования по учебникам и методическим пособиям
Хорошие аналитические возможности заключены в таблице, составленной по данным о величине балансовой прибыли, ее составных частей (прибыль от реализации продукции, работ, услуг; прибыли от прочей реализации; сальдо финансовых результатов от внереализационных операций) за ряд лет. Прибыль от реализации продукции, работ, услуг занимает наибольший удельный вес в структуре балансовой прибыли предприятия. Ее величина формируется под воздействием трех основных факторов: себестоимости продукции, объема реализации и уровня действующих цен на реализуемую продукцию. Важнейшим из них является себестоимость. Количественно в структуре цены она занимает значительный удельный вес, поэтому снижение себестоимости очень заметно сказывается на росте прибыли при прочих равных условиях. Динамика показателя себестоимости продукции интересна и с другой точки зрения. Снижение затрат в масштабе народного хозяйства страны свидетельствует об уровне хозяйствования в целом и отражает положительные процессы в экономике. На многих предприятиях существуют подразделения экономических служб, которые занимаются постатейным анализом себестоимости, изыскивают пути ее снижения.
В этом была главная ошибка. Надо было идти не от оборонных технологий, а тщательно изучать рынок, находить в нем нишу для своего продукта и разрабатывать под него новую технологию. Но для этого требовались средства. Положение несколько улучшилось после дефолта 1998 года, когда рубль резко упал по отношению к доллару, и вследствие этого упала себестоимость нашей продукции, что дало возможность выйти на рынок. Но такой путь конкуренции российских товаров по отношению к импортным построен на низком уровне зарплаты наших рабочих, тогда как во всем мире снижение себестоимости продукции строится на снижении трудоемкости. Трудоемкость же на оборонных заводах была достаточно высока, так как был достаточно низок уровень автоматизации и высокое энергопотребление. Но наш институт мог продавать только интеллектуальный продукт, так как наше опытное производство было ориентировано на создание экспериментальной базы, а не на массовый выпуск чего бы то ни было. Вот этот вопрос: какой интеллектуальный продукт можем мы создать и кто его купит, неотвратимо встал перед нами
Федеральное агентство по образованию Рязанский государственный радиотехнический университет Кафедра ЭМОП Пояснительная записка к курсовой работе Анализ себестоимости и путей её снижения Выполнила: Полякова А.А. Рязань. 2007 СодержаниеВведение 1. Анализ общей суммы затрат на производство продукции 2. Анализ затрат на рубль произведённой продукции 3. Анализ себестоимости отдельных видов продукции 4. Анализ прямых материальных затрат 5. Анализ прямых трудовых затрат 6. Анализ косвенных затрат Заключение Список используемой литературы Введение Важным показателем, характеризующим работу предприятий, является себестоимость продукции. От ее уровня зависят финансовые результаты деятельности предприятии, темпы расширенного воспроизводства, финансовое состояние хозяйствующих субъектов. Анализ себестоимости продукции, работ и услуг имеет исключительно важное значение. Он позволяет выяснить тенденции изменения данного показателя, выполнения плана по его уровню, определить влияние факторов на его прирост и на этой основе дать оценку работы предприятия по использованию возможностей и установить резервы снижения себестоимости продукции.
Их иногда называют полупеременными и полупостоянными затратами, или условно-переменными (условно-постоянными). Разделение затрат на постоянные и переменные имеет большое значение для планирования, учета и анализа себестоимости продукции. Постоянные расходы, оставаясь относительно неизменными по абсолютной величине, при росте производства становятся важным фактором снижения себестоимости продукции, так как их величина при этом уменьшается в расчете на единицу продукции. Переменные же расходы возрастают в прямой зависимости от роста производства продукции, но рассчитанные на единицу продукции, представляют собой постоянную величину. Экономия по этим расходам может быть достигнута за счет осуществления организационно-технических мероприятий, обеспечивающих снижение их в расчете на единицу выпускаемой продукции. Кроме того, данную группировку затрат можно использовать при анализе и прогнозировании безубыточности производства и, в конечном счете, при выборе экономической политики организации. Размеры и динамика выручки и прибыли от продаж важнейшие показатели, определяющие финансовое состояние предприятия: от них зависят уровень рентабельности продаж и активов, оборачиваемость активов, движение денежных средств, инвестиционная привлекательность предприятия
Отклонения от установленных норм учитываются по их причинам и виновникам, что дает возможность оперативно анализировать причины отклонений, предупреждать их в процессе работы. При этом фактическая себестоимость изделий при нормативном методе учета определяется путем суммирования затрат по нормам и затрат в результате отклонений и изменений текущих нормативов. Анализ себестоимости продукции был проведен с целью решения следующих задач: - определение динамики по основным показателям себестоимости; - определение причин изменения себестоимости по факторам, по видам продукции, по статьям калькуляции; - выявление и оценка неиспользованных возможностей снижения себестоимости и разработка мер по мобилизации резервов снижения себестоимости. Источниками анализа послужили данные бухгалтерской отчетности – форма №2 "Отчет о прибылях и убытках", форма №5 (в разрезе элементов затрат), данные статистической отчетности – форма №5-з "Сведения о затратах на производство и реализацию продукции (работ, услуг) предприятия, калькуляции себестоимости отдельных видов продукции, журнал-ордер №10, ведомость №12.
Поэтому себестоимость за год или другой период подсчитывают как среднюю величину (точнее, среднюю арифметическую взвешенную величину). Принципиальная схема формирования и анализа показателей себестоимости товарной и реализованной продукции приведена на рис.1.2. Основными задачами анализа себестоимости продукции являются : определение динамики и уровня выполнения плана по важнейшим показателям определения факторов, повлиявших на динамику показателей и выполнение плана по ним, величин и причин отклонений фактических затрат от плановых, выявление резервов и путей дальнейшего снижения себестоимости продукции. Признаки Показатели классификации По Цеховая себестоимость охвату Производственная себестоимость затрат Полная себестоимость По Среднемесячная себестоимость длительности Среднеквартальная себестоимость периода Среднегодовая себестоимость По Плановая себестоимость методу Нормативная себестоимость расчета Фактическая себестоимость По Себестоимость единицы продукции объектам Себестоимость сравнимой продукции подсчета Себестоимость несравнимой продукции Себестоимость всей товарной продукции Основные элементы затратРисунок 1.1 - Классификация показателей себестоимости.Рисунок 1.2 - Схема формирования и анализа показателей и факторов себестоимости. 1.2 - Пути снижения себестоимости.
Повышение себестоимости продукции привело к снижению доходности капитала на 2,11% . На увеличение доходности капитала в 2000 году на 2,22 % положительно повлияли все факторы - это и структура реализованной продукции на 0,01 % , ускорения оборачиваемости капитала на 0,26 %, внериализационные финансовые результаты на 0,87 % . Уровень рентабельности капитала в 2001 году составил 1,48 % , в том числе за счет , повышения цен товарной продукции на 0,16 % , снижения себестоимости товарной продукции на 2,62 %, ускорения оборачиваемости капитала на 0,22%. Отрицательно сказалось на доходности капитала снижение внериализационных результатов на 1,52 % . 3. Методы повышения рентабельности предприятия. Ликвидации убыточности и малорентабельности. Многообразие показателей рентабельности определяют альтернативность поиска путей повышения. Каждый из исходных показателей раскладывается в факторную систему с различной степенью детализации, что задает границы выявления и оценки производственных резервов. При анализе путей повышения рентабельности важно разделять влияние внешних и внутренних факторов. Такие показатели, как цена продукта и ресурса, объем потребляемых ресурсов и объем производства продукции, прибыль от реализации и рентабельность продаж, находятся между собой в тесной функциональной связи.
Только путем сопоставления отдельных статей расходов и выяснения причин отклонений можно определить, контролируемо это отклонение или нет. Важнейшей задачей анализа себестоимости является определение резервов снижения себестоимости продукции. Основными источниками резервов снижения себестоимости продукции (Р С) являются: 1) увеличение объема ее производства за счет более полного использования производственной мощности предприятия (Р ОВП); 2) сокращение затрат на ее производство (Р З) за счет повышения уровня производительности труда, экономного использования сырья, материалов, электроэнергии, топлива, оборудования, сокращения непроизводительных расходов, производственного брака и т.д. Величина резервов может быть определена по формуле: Резервы сокращения затрат устанавливаются по каждой статье расходов за счет конкретных организационно-технических мероприятий (внедрение новой более прогрессивной техники и технологии производства, улучшение организации труда и др.), которые будут способствовать экономии заработной платы, сырья, материалов и энергии.
Величина себестоимости формирует финансовые результаты производственно-хозяйственной деятельности предприятия. Она определяет уровень рентабельности, сумму налога на прибыль и другие показатели. На большинстве предприятий значительное увеличение прибыли может быть достигнуто за счет использования внутренних резервов самого предприятия, что может повлечь уменьшение расходов на выпуск и реализацию продукции. Именно тщательный анализ себестоимости продукции дает возможность найти резервы снижения затрат и в конечном итоге увеличения прибыли. Поэтому приходится обращаться за помощью аналитиков управленческого учета для выполнения анализа себестоимости продукции и разработки мероприятий ее снижения. Себестоимость продукции состоит из прямых и непрямых (накладных) расходов. Прямыми называются те затраты, которые могут быть отнесены непосредственно к определенному объекту затрат экономически целесообразным путем. На наш взгляд, при анализе себестоимости продукции особое внимание следует уделить именно накладным затратам, поскольку прямые затраты легко связать с объемом производства и минимизировать за счет использования альтернативного сырья, применения более экономной технологии, а также тщательного контроля за расходованием материалов.
Расчет влияния факторов на изменение прибыли производится методом цепных подстановок и сводится в таблицу 5. Таблица 5 – Основные направления в работе предприятия по повышению прибыльности Наименование фактора Влияние на прибыль, тыс. руб. 1 Изменение объема услуг 20 2 Изменение ассортимента услуг – 3 Изменение тарифов на услуги 80 4 Изменение себестоимости 1 руб. доходов -120 в том числе: по затратам на оплату труда и социальные нужды -685,2 по материальным затратам 0 по затратам на амортизацию -19,8 по прочим затратам 45 Общее изменение прибыли предприятия связи -20 Снижение прибыли было связано за счет изменения себестоимости оказываемых услуг. Основные направления прибыльности предприятия связи Как видно из факторного анализа для увеличения прибыли нужно снижать себестоимость продукции. Пути снижения себестоимости были указаны выше. Кроме этого прибыль можно повысить путем увеличения объемов оказываемых услуг, что опять же подтверждается факторным анализом. Анализ хозяйственных результатов производства Оценка душевого потребления услуг связи Выполнение этого пункта предполагает расчет и исследование душевого уровня потребления услуг связи.
Основными задачами анализа себестоимости продукции являются: выявление резервов снижения затрат на производство и реализацию продукции; объективная оценка выполнения плана по себестоимости и ее изменения относительно прошлых отчетных периодов, а также соблюдения действующего законодательства, договорной и финансовой дисциплин; обеспечение центров ответственности по затратам необходимой аналитической информацией для оперативного управления формированием себестоимости продукции; содействие выработке оптимальной величины плановых затрат, плановых и нормативных калькуляций на отдельные изделия и виды продукции. Характер этих задач свидетельствует о большой практической значимости анализа себестоимости продукции в хозяйственной деятельности предприятия. Основные источники информации: отчетные данные; данные бухгалтерского учета; синтетические и аналитические счета, отражающие затраты материальных, трудовых и денежных средств, соответствующие ведомости, журналы-ордера и в необходимых случаях первичные документы. АНАЛИЗ СТРУКТУРЫ И ДИНАМИКИ СЕБЕСТОИМОСТИ ПРОДУКЦИИ Изучение структуры затрат на производство и ее изменения за отчетный период по отдельным элементам затрат, а также анализ статей расходов фактически выпущенной продукции является следующим этапом углубленного анализа себестоимости и с той же целью - изыскание путей и источников снижения затрат и увеличения прибыли.
В данной курсовой работе рассмотрены вопросы, связанные с анализом себестоимости молока, изучение и применение которых является неотъемлемой частью повышения эффективности производства. Объектом исследования является ЗАО «Биряковское». В работе использованы методы: экономико-статистические, графические, монографические, экономико-математические, сравнительного анализа. Информацией для написания курсовой работы послужили: специальная учебная литература; статьи в журналах Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий, АПК: Экономика и управление; Годовые отчеты предприятия о производственно-финансовой деятельности; Положение по оплате труда; Устав предприятия. 1. Теоретические основы анализа себестоимости продукции Получение наибольшего эффекта с наименьшими затратами, экономия трудовых, материальных и финансовых ресурсов зависят от того, как решает предприятие вопросы снижения себестоимости продукции. Непосредственной задачей анализа являются: проверка обоснованности плана по себестоимости, прогрессивности норм затрат; оценка выполнения плана и изучение причин отклонений от него, динамических изменений; выявление резервов снижения себестоимости; изыскание путей их мобилизации.
Себестоимость является одним из главных факторов показывающих эффективность работы предприятия, так как из нее формируется доход предприятия, а следовательно и прибыль. Предприятие должно стремиться к нахождению путей снижения себестоимости продукции (работ, услуг), для этого следует проводить анализ себестоимости продукции и выявлять резервы снижения себестоимости. Анализ себестоимости продукции имеет большое значение в системе управления затратами. Он позволяет изучить тенденции изменения ее уровня, установить отклонение фактических затрат от нормативных и их причины, выявить резервы снижения себестоимости продукции и дать оценку работы предприятия по использованию возможностей снижения себестоимости продукции. Проблемы снижения затрат на предприятии, поиска путей их решения являются сложными и интересными вопросами современной экономики предприятия. Проблема снижения затрат очень актуальна в современных экономических условиях, так как ее решение позволяет каждому конкретному предприятию выжить в условиях жесткой рыночной конкуренции, построить крепкое и сильное предприятие, которое будет иметь хороший экономический потенциал.
Снижение себестоимости продукции для предприятия имеет большое значение, т.к. является одним из основных условий повышения эффективности промышленного производства, а также одним из решающих источников увеличения накоплений для целей расширения производства и повышения благосостояния персонала, оказывает непосредственное влияние на величину прибыли, уровень рентабельности. Поэтому формирование издержек производства и обращения, их учет имеют важное значение для предпринимательской деятельности организаций. Отсюда вытекает актуальность и значимость выбранной темы дипломной работы. Таким образом, выбранная тема дипломной работы в настоящее время является актуальной. Цель данной дипломной работы заключается в изучении сущности себестоимости, определении методов учета затрат и калькулирования себестоимости, анализе себестоимости продукции, производимой ОАО «Нефтекамскшина» и выявлении основных направлений ее оптимизации. В соответствии с поставленной целью основными задачами исследования являются: -рассмотреть экономическую сущность себестоимости продукции, еесостав, а также изучить классификацию затрат; - определить методы учета затрат и калькулирования себестоимости продукции на промышленном предприятии; выявить результаты анализа себестоимости продукции; установить в ходе анализа влияние факторов на изменение себестоимости продукции; показать причины роста затрат; выработать пути снижения затрат на предприятии; Объектом исследования данной дипломной работы является хозяйственная деятельность предприятия ОАО «Нефтекамскшина».
Обобщающая количественная оценка общей суммы резерва снижения себестоимости продукции производится путем суммирования их величины по отдельным видам ресурсов: , 4 (3.4) где: – общая величина резерва снижения себестоимости продукции; – резерв снижения себестоимости по i-му виду производственных ресурсов. Если анализу прибыли предшествует анализ себестоимости продукции и определена общая сумма резерва ее снижения, то расчет резерва роста прибыли производится по формуле: ,5 (3.5) где: – резерв увеличения прибыли за счет снижения себестоимости продукции; – возможное снижение затрат на рубль продукции; V – фактический объем реализованной продукции за изучаемый период; PV – возможное увеличение объема реализации продукции. Затраты на производство и реализацию произведенной продукции в целом и по статьям за отчетный год (фактически и по плану) представлены в табл. 3.1. Таблица 3.1. Затраты на производство и реализацию услуг Статьи затрат 2004 г. тыс. руб. план факт 1. Сырье, материалы 1900 1834,04 2. Заработная плата производственных рабочих 450 458,51 3. Затраты на содержание и эксплуатацию оборудования 520 529,05 4. Накладные расходы 630 705,4 5.
В данной работе проводится финансовый анализ предприятия именно с точки зрения собственников предприятия, т. е. для внутреннего использования и оперативного управления финансами. Себестоимость – это основной ценообразующий и прибылеобразующий фактор, поэтому анализ себестоимости позволяет, с одной стороны, дать общую оценку эффективности использования ресурсов, с другой – определить резервы увеличения прибыли и снижения цены единицы продукции. Основными источниками информации при написании работы послужили материалы нормативных документов, научно-популярные статьи периодических изданий и книги под редакцией Игониной Л.Л., Вахрина П.И., Шеремет А.Д., Фатхутдинова Р.А., Любушина Н.П., Савицкой Г.В., Сафронова Н.А., Селезневой Н.Н., Чечевициной Л.Н. и пр. Данная работа посвящена анализу себестоимости продукции. Основное внимание в ней уделяется анализу влияния себестоимости на финансовый результат деятельности предприятия. Главная цель данной работы – проанализировать влияние себестоимости выпускаемой продукции на финансовый результат деятельности ООО «Астера», выявить возможные пути повышения эффективности использования всех видов ресурсов в процессе производства и сбыта продукции и дать рекомендации по управлению себестоимостью выпускаемой продукции.
Технико-экономический анализ деятельности предприятия включает: анализ объема, сортамента и реализации продукции; анализ трудовых показателей; анализ себестоимости продукции; анализ прибыли. АНАЛИЗ СЕБЕСТОИМОСТИ ПРОДУКЦИИ Получение наибольшего эффекта с наименьшими затратами, экономия трудовых, материальных и финансовых ресурсов зависят от того, как решает предприятие вопросы снижения себестоимости продукции. Непосредственной задачей анализа являются: проверка обоснованности плана по себестоимости, прогрессивности норм затрат; оценка выполнения плана и изучение причин отклонений от него, динамических изменений; выявление резервов снижения себестоимости; изыскание путей их мобилизации. Выявление резервов снижения себестоимости должно опираться на комплексный технико-экономический анализ работы предприятия: изучение технического и организационного уровня производства, использование производственных мощностей и основных фондов, сырья и материалов, рабочей силы, хозяйственных связей. Затраты живого и овеществленного труда в процессе производства составляют издержки производства. В условиях товарно-денежных отношений и хозяйственной обособленности предприятия неизбежно сохраняются различия между общественными издержками производства и издержками предприятия.
![]() | 978 63 62 |