![]() 978 63 62 |
![]() |
Сочинения Доклады Контрольные Рефераты Курсовые Дипломы |
РАСПРОДАЖА |
все разделы | раздел: | Экономика и Финансы | подраздел: | Микроэкономика, экономика предприятия, предпринимательство |
Специальные экономические зоны | ![]() найти еще |
![]() Молочный гриб необходим в каждом доме как источник здоровья и красоты + книга в подарок |
Налоговая политика Китая в специальных экономических зонах была более благоприятной, чем в Гонконге, но он признал, что иностранные инвесторы сталкивались с низкой эффективностью работы правительства и бюрократизмом. Решить эти проблемы было сложно. На многих государственных предприятиях было занято слишком много людей, предприятия несли убытки, им приходилось заботиться об ушедших на пенсию работниках. С введением свободного рынка китайская система оплаты труда стала просто абсурдной. Например, зарплата профессора хорошего университета составляла примерно 400 юаней, зарплата его дочери, работавшей вахтером на иностранном предприятии, была такой же, хотя никто не стал бы утверждать, что труд дочери был таким же ценным, как и труд ее отца. Всю систему оплаты труда следовало изменить, но правительство не могло повысить зарплату профессоров, потому что не располагало необходимыми для этого ресурсами. Ли Пэн сказал, что Китай многого добился с тех пор, как начал проводить политику «открытых дверей», но уровень инфляции был при этом высоким, и его приходилось контролировать путем сокращения инвестиций в строительство
Кроме того, на срок 30 лет вводится льготный режима инвестиционной деятельности на территориях, к которым отнесены города Угледар, Горловка, Дзержинск, Димитров, Доброполье, Донецк, Енакиево, Ждановка, Кировское, Красноармейск, Макеевка., Мариуполь, Новогродовка, Селидово, Снежное, Торез, Шахтерск, а также Волновахский и Марьинский районы. 16 сентября процесс создания СЭЗ в Донецкой области перешел в стадию своей практической реализации. В этот день созданный областным Советом в соответствии с Указом президента Совет по вопросам специальных экономических зон и специального режима инвестиционной деятельности рассмотрел и утвердил первые 12 инвестиционных проектов. Одним из наиболее крупных инвестиционных проектов, разрешенных к реализации Советом, является проект по модернизации оборудования электросталеплавильного цеха ОАО «Донецкий металлургический завод». Реализация этого проекта позволит увеличить производство стали до 1 млн. тонн в год, снизить расход электроэнергии в 1,6 раза улучшить экологическую ситуацию.
Словом, специальные экономические зоны были задуманы как своего рода экономические «оазисы» с особым режимом хозяйствования. Их рассматривают так же, как «пылесосы», засасывающие новые технологии и методы производства в страну, технологически отсталую, но имеющую огромные людские и природные ресурсы. Но чаще всего их называют окнами, открытыми во внешний мир. Не будет ошибкой рассматривать их и в качестве первых полигонов рыночной экономики. С начала создания СЭЗ в Китае прошло уже три десятилетия. За это время политика в отношении этих зон совершенствовалась. В экономической литературе принято выделять три этапа формирования СЭЗ, первый из которых охватывал конец 1970-х начало 1980-х гг., второй 1980-егг., а третий 1990-е гг. Во всяком случае, к 2000Pг. таких СЭЗ самых разных типов в стране было уже более 180. Их внешнеторговый оборот измерялся многими десятками миллиардов долларов, а доля в экспорте и импорте страны все время возрастала. За это время в Китае сформировалась такая сложная многоступенчатая система свободных экономических зон, подобной которой нет ни в одной другой стране мира
Наиболее крупный научно-промышленный парк из всех существующих в РС находится на Тайване. Он был образован в 1980 году в местечке Синчжу, в 70 километрах от Тайбэя. Рядом расположены два крупнейших университета -Цинхуа и Цзяотунь. В парке базируются: Научно-исследовательский институт промышленной технологии, Объединенная корпорация по разработке микроэлектроники, Тайваньская компания по производству полупроводников, Научно-исследовательский институт электроники. Парк занимает территорию в 2100 га в т.ч. промышленная зона - 480 га. Из 1135 промышленных фирм, действующих в Синьчжу, 99 являются тайваньскими. Однако в границах специальных экономических зон и научно-промышленных парков получали место и покровительство только те компании, которые работали на реализацию долговременной экономической стратегии. В спецзонах есть все для успешной работы - отлаженная инфраструктура, гарантированные рабочие руки, масса налоговых льгот. Но в общей сложности этими преимуществами пользуются всего лишь несколько сотен компаний, десятки же тысяч фирм по-прежнему “крутятся” на орбите семейного бизнеса. В 1992 г. Производство ВНП составило 200 млрд. $ (1991 г. - 180.3). Производство ВНП на душу населения - свыше 10 тыс. $ . темпы роста - 6.11 % (1991г. 7.3 %). Объем внешней торговли - 153.4 млрд. $ (1991 г. - 139). По производству некоторых видов продукции остров занимает передовые рубежи в мировом хозяйстве - компьютеры, электронная бытовая аппаратура, одежда, обувь, спортивные яхты.
А интересы немецкого бизнеса не могут быть безразличны государственному руководству ФРГ. Мы не можем позволить себе осложнять отношения со Штатами до такой степени, чтобы от этого несла потери немецкая экономика». Канцлер высоко отозвался о Клинтоне, и я от души присоединился к его отзыву, добавил про вклад этого американского президента в осуществление украинско-американской космической программы. Наш разговор происходил в Берлине, в новом офисе канцлера, в рамках немецко-украинской комиссии по экономическому сотрудничеству. Сколько раз после «оранжевой революции», да и в ходе ее, мне хотелось передать этот разговор Виктору Ющенко и его «любим друзям»! Украинская экономика связана с российской никак не меньше, чем немецкая - с американской. Хозяйственные, коммерческие, просто материальные интересы сотен тысяч, если не миллионов, наших граждан - в России. Как можно об этом забывать?! 1 августа В конце прошлого месяца первый вице-премьер Анатолий Кинах заговорил о «необходимости исправления ситуации в экономике». «Мы затеяли дискуссию по поводу реприватизации, разрушили сформированный порядок деятельности инвесторов в специальных экономических зонах, технопарках, введя ряд изменений в налоговую систему прямо посреди финансового года», - констатировал он
Китай импортирует из России сырье (нефть, никель, медь, алюминий, древесину). В КНР сформирована целая система открытых территорий, отличающихся по степени открытости, особенностям налогового режима, территориальному охвату. Эти территории созданы для стимулирования притока капитала из-за рубежа и облегчения налогового режима. Наибольший уровень открытости характерен для 5 «специальных экономических зон»: Шэньчжэнь, Чжухай, Шаньтоу, Сямэнь и провинция Хайнань. Создание этих зон и обусловило рост эффективности экономики страны со своими партнерами. В ближайшие 10 лет наиболее активными партнерами Китая будут Россия, США, Япония и Индия. Причем доля России во внешнеторговом обороте значительно возрастет, а вот Японии снизится, но все равно останется на хороших уровнях. Подводя результат работы надо отметить, что современный Китай – это индустриально-аграрное государство, где переплетаются черты современного хозяйства и традиционной экономики. Здесь происходи быстрый рост инфраструктуры, сооружаются новые дороги, порты. В стране получили развитие космическая, атомная промышленность, нефтехимия и электроника.
В этом случае государство одновременно выполняет функции и депозитария и инвестора. Такое совмещение нецелесообразно из-за возможности использования в коммерческих целях конфиденциальной (неравнодоступной) информации. Наличие нескольких депозитариев в регионе создаст между ними реальную конкуренцию, что будет способствовать повышению качества соответствующих депозитарных услуг. Одним из многочисленных факторов, влияющих на инвестиционную активность в регионе, является наличие в нём специальных экономических зон. Классификацию СЭЗ (специальная экономическая зона) можно осуществить по четырём основным критериям: по характеру деятельности или функциональному назначению; по степени интегрирования в мировую и национальную экономику; по отраслевому признаку; по характеру собственности. По характеру деятельности и функциональному предназначению можно выделить четыре основных типа: зоны свободной торговли; экспортно- производственные зоны; научно-промышленные парки; оффшорные центры. В России свободные экономические зоны, к сожалению, пока не выполняют своей основной роли – очагов динамичного экономического роста, дающих импульс для развития других территорий.
ЗВР (обычно это центр. банки и/или мин-ва финансов). В России основ. часть офиц. ЗВР находится в распоряжении Центрального банка России, меньшая – распоряжении Мин-ва финансов РФ (преимущественно это монетарное золото). В случае нехватки фин. рес-сов в стране, в том числе из-за отриц. сальдо платежного баланса (т.е. когда страна переводит за рубеж больше средств, чем зарабатывает там), гос-во предпочитает не расходовать свои ЗВР, а заимствовать за рубежом ссудный капитал. Подобные заимствования сост-ют значит. часть МН движения капитала. Они осущ-ся на коммерческих или льготных условиях. В последнем случае говорят о фин. помощи (внешней помощи). К ней прибегают преимущественно развив. страны и гос-ва с переходной эк-кой, хотя фин. кризис конца 90-х гг. вынудил прибегнуть к такой помощи и новую развитую страну – Южную Корею.Вопрос 34. Специальные экономические зоны СЭЗ – территориальные комплексы с особо льготным режимом для иностранных инвесторов, существующие на юго-вост. побережье Китая. Экспортная направленность промышленности здесь сочетается с развитием с/х, фин. сектора, туризма и т.д.Вопрос 35. Портфельные зарубежные инвестиции.
Оффшорный бизнес концентрируется, как правило в банковском, страховом деле, морском судоходстве, операциях с недвижимостью в трастовой деятельности, во всех видах экспортно-импортных операций в консалтинге. Деятельность ОЗ специалистами оценивается весьма неоднозначно. Многие сходятся во мнение ,что оффшорные центры зачастую являются местом отмыва «грязных денег» и разного рода банковских афер. Многие Российские предприниматели создают офшшорные компании в названных ОЗ, пряча доход в твердой валюте на офшшорных счетах .Бороться с этим можно только путем создания льготного режима инвестирования и хранения валюты в России. В противном случае, в условиях либеризации внешнеэкономических связей валюта во все более возрастающих обьемах будет утекать за границу. К числу международных СЭЗ возникновение которых характеризует современный уровень развития международного разделения труда, интернационализации производства, отнести специальную экономическую зону Тугман. СЭЗ «Тумаган» создана на стыке границ России,Китая, КНДР. Проект рассчитан на 25-30 лет. В СЭЗ построен порт будут построены многочисленные промышленные предприятия с использованием китайской корейской рабочей силы.
Чтобы ликвидировать недостатки законодательства и стимулировать приток иностранного капитала Китай использует практику заключения двухсторонних договоров о поощрении и защите инвестиций. Уже заключены договора более чем с 20 сторонами. При изучении опыта Китая в привлечении иностранных инвестиций нельзя не упомянуть об особых экономических зонах. Начало созданию этих зон было положено в 1980 г., когда было принято "Положение об особых экономических зонах в провинции “Гуандун”. Сегодня в Китае действует 5 крупных специальных экономических зон, 14 городов имеют статус "отрытых городов". С 1985 г. стали создаваться т.н. районы экономического развития, располагающиеся вокруг экономических зон и открытых городов, их цель - комплексное развитие областей, где расположены зоны на основе включения хозяйства зон в экономику областей, страны в целом. В 1992 г. 5 зон произвели промышленной продукции в 28 раз больше, чем в 1979 г. (50% этой продукции приходится на предприятия с иностранным капиталом), их внешнеторговый оборот составил 14,7% внешнеторгового оборота Китая.
Свободные экономические зоны в КНР (помимо общих с другими странами целей спецзон) в целом являются экспериментом по использованию рыночных отношений в условиях преобладания государственной собственности. Переход «все разом» к рыночному хозяйству признан в Китае неприемлемым, чреватым серьезными потрясениями для народа и экономики в целом. Специфика китайского опыта регулирования свободных экономических зон заключается в том, что они для современного Китая – это нечто большее, чем специальные районы по стимулированию иностранного и отечественного предпринимательства, привлечению инвестиций, ускоренному развитию тех или иных отраслей и др. В специальных экономических зонах Китая происходит становление и обкатка, как отмечают китайские экономисты, экономической модели, по которой в 21 веке будет жить практически весь Китай. (№1, стр.93).4.4. Выводы об общих чертах, достижениях и особенностях развития СЭЗ в мире Мировой опыт функционирования свободных экономических зон позволяет сформулировать основные выводы об их достижениях, общих чертах и особенностях развития.
К комплексным СЭЗ можно отнести пять специальных экономических зон Китая, "открытые районы" КНР, а также бразильскую зону "Манаус", территорию "Огненная Земля" в Аргентине, зоны свободного предпринимательства, создаваемые промышленно развитыми странами в депрессивных районах. В 90-е годы активизируются процессы по формированию международных свободных экономических зон. Так, подготовлен проект создания специальной экономической зоны Туманган (Туманцзян). Эта СЭЗ должна быть создана на стыке границ России, Китая и КНДР (см. рис. 1). Проект рассчитан на 20 лет, его стоимость на первом этапе — 90-— 110 млрд. долл. Создание этой зоны предполагает участие Японии, Южной Кореи, Монголии, Китая, КНДР и России. В свободной экономической зоне будет построен крупный порт, многочисленные промышленные предприятия с использованием китайской и корейской рабочей силы. Россия должна будет поставлять на эти предприятия сырье и материалы для переработки. Предприниматели, организовавшие производство в СЭЗ, будут пользоваться рядом льгот.
На иностранные источники приходится только 20% капиталовложений в преференциальных зонах побережья, тогда как инвестиции центральных и местных властей, банковские кредиты – около 70%. Большое значение придается ускоренному внедрению в специальных экономических зонах (СЭЗ) новых методов хозяйствования. Местные органы власти получили дополнительные законодательные полномочия для проведения широких экспериментов. Наиболее удачные находки в дальнейшем распространяются сначала по всей приморской полосе, а затем – и в «глубинке».2.2.2. Отраслевой аспект «открытости».Привлекая прямые зарубежные инвестиции, Китай преследует следующие цели: расширение сферы источников накопления, освоение современных технологий и управленческого опыта, проникновение на мировые рынки, рост валютных поступлений и т.д. Добиться одновременной реализации всех этих целей весьма сложно. Обычно иностранные инвесторы заинтересованы в экспортной ориентации совместных проектов лишь в том случае, если это обеспечивает существенную экономию благодаря использованию дешевой китайской рабочей силы.
Сняты налоги на экспорт и его лицензирование . Способствует притоку иностранных капиталов в зону и свободный валютный режим . Первыми СЭЗ Китая были сделаны первые шаги к открытости экономики этой страны . Однако реформатор Дэн Сяонин разработал концепцию многоступенчатой открытости , суть которой в максимальном использовании конкретных условий и ресурсов различных регионов страны . В результате на втором плане был создан еще один тип специальных экономических зон – приморские открытые зоны . Территория этих зон относится к сельскохозяйственным районам , и создание там льготного инвестиционного режима говорит о том , что власти Китая переносят политику “открытых дверей” из городских районов в сельские . Следует заметить , что капитал направляется не только но развитие сельского хозяйства , но и на развитие туризма и сферы услуг . Чтобы привлечь инвестиционный капитал в зону комплексного назначения на острове Хайнань , была разработана и представлена в пользу инвесторов целая система скидок : - при аренде горных и неосвоенных участков (5-10 %) ; - при осуществлении высокотехнологических проектов (5-10 %) ; - при строительстве транспортной инфраструктуры , угольных шахт , электростанций , водохранилищ , учреждений образования и культуры (10-15 %) ; - при осуществлении сельскохозяйственных проектов и аренде горных и неосвоенных участков (10-15 %) ; - инвесторам китайской диаспоры предоставляются дополнительные льготы .
Вся Калининградская область была обозначена как Специальная Экономическая Зона, исключая места имеющие стратегическую важность. Практически это означает, что для бизнеса в Калининграде, удовлетворяющего условиям СЭЗ, имеются следующие преимущества:- Все товары, произведенные в СЭЗ и экспортируемый в другие страны будут свободны от таможенных и других пошлин в течение таможенной регистрации товаров. Отсутствие НДС. Товары будут рассматриваться произведенными в местном масштабе, если стоимость дополнительной обработки - не меньше чем 30 %, а для некоторых электронных приборов и современных технологий только 15 %. Это означает , что приняты хорошие условия для организации сборочных производств области.- Товары, импортированные из других стран в СЭЗ будут свободны от таможенных и других пошлин.- Товары, произведенные в СЭЗ и экспортированные в другую часть Российской Федерации (также как на территорию Таможенного Союза) будут свободны от таможенных и других пошлин.- Иностранные инвесторы, участвующие в СЭЗ имеют право переводить прибыль за границу в иностранной валюте.
Поэтому официальная государственная политика, во-первых - ставила всяческие барьеры на пути импорта в страну устаревших или второстепенных технологий, а во-вторых - всячески стимулировала создание иностранными корпорациями научных и исследовательских центров непосредственно на территории КНР. Такие признанные авторитеты в области ИТ, как Mo orola, IBM, Luce ech ologies, Hewle -Packard, Microsof , okia, Cisco, A 5. И.В.Мажаров. Научно-техническая программа КНР: взгляд в будущее // 6. Специальные экономические зоны Китая // 7. М.Баранов. Специальные экономические зоны Китая // ----------------------- города-портыо.ХайнаньБэйхайСпециальные экономические зоныРисунок 1. СЭЗ Китая. Источник: Я.С.Друзик. Свободные экономические зоны, Мн:2000, с. 144 ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Однако этот термин не в полной мере отражает сущность этого явления. Так, во многих из них применяемые экономические правила, рычаги, специальные административные законы отнюдь не освобождают от определенного правового и хозяйственного режима, а лишь облегчают его, предоставляют льготы, стимулирующие предпринимательство. Фактически государство лишь сокращает масштабы своего вмешательства в экономические процессы. Для большинства развивающихся стран свободные зоны по существу являются специальными в смысле экстерриториальности, по условиям уровня жизни работников зоны, концентрации производственного потенциала и др. В силу этого для таких зон больше подходит термин «специальные экономические зоны». Для чего создаются свободные экономические зоны? Почему они получили такое распространение в мире? Создание свободных экономических зон рассматривается их учредителями как важное звено в реализации принципов открытой экономики. Их функционирование связывается с либерализацией и активизацией внешнеэкономической деятельности. Экономика свободных экономических зон имеет высокую степень открытости внешнему миру, а таможенный, налоговый и инвестиционный режим благоприятен для внешних и внутренних инвестиций.
Специальные экономические зоны получили достаточно широкое распространение в мировой хозяйственной практике. По оценкам специалистов, в середине 90-х годов во всём мире функционировало около 1200 различного рода СЭЗ, в том числе около 400 свободных торговых зон, 400 научно-промышленных парков, более 300 экспортно-производственных зон в примерно 100 зон специального назначения (оффшорные центры, зоны рекреации, эколого-экономические регионы, туристические центры и др.). Совокупный объём экспорта товаров только из экспортно-производственных зон возрос с 17 млрд. долл. в 1990 г. до 25 млрд. долл. в 1995 г. Общее число занятых в экспортно-производственных зонах увеличилось за этот период с 2 млн. до 3 млн. человек. В оффшорных центрах сосредоточена почти треть всех банковских депозитов развитых стран мира. По оценкам специалистов через все мировые специальные экономические зоны в ближайшее время будет проходить от 10 до 20% мирового товарооборота. Приведенные данные наглядно свидетельствуют о значительном росте вклада СЭЗ в мировой интеграционный процесс. Об эффективности СЭЗ свидетельствует опыт первой специальной экономической зоны Китая – «Шэньчжэнь», созданной в 1980 году.
![]() | 978 63 62 |