![]() 978 63 62 |
![]() |
Сочинения Доклады Контрольные Рефераты Курсовые Дипломы |
![]() |
РАСПРОДАЖА |
все разделы | раздел: | Экономика и Финансы | подраздел: | Ценные бумаги |
Гражданско-правовое регулирование вексельного обращения | ![]() найти еще |
![]() Молочный гриб необходим в каждом доме как источник здоровья и красоты + книга в подарок |
С другой стороны, установленный Законом «О залоге» порядок обращения взыскания на заложенное имущество критиковался за косность и неповоротливость, и на то были свои причины. В самом деле, зачем, спрашивается, заставлять залогодателя и залогодержателя обращаться в суд в случаях, когда должником (залогодателем) признан факт неисполнения обязательств и обоснованность требований кредитора (залогодержателя), в том числе и в части обращения взыскания на заложенное имущество. Мало того, что это значительно затягивает удовлетворение требований кредитора, обращение залогодержателя в суд влекло за собой дополнительные неоправданные убытки для залогодателя, поскольку в подобной ситуации на него относились все судебные издержки, включая расходы залогодержателя по уплате государственной пошлины. В ГК реализован иной подход к решению вопроса о порядке обращения взыскания на заложенное имущество? Суть его состоит в дифференциации правового регулирования порядка обращения взыскания на предмет залога в зависимости от вида имущества, переданного в залог, а также от характера залоговых отношений
Соглашение о задатке независимо от суммы задатка должно быть совершено в письменной форме (п. 2 ст. 380 ГК РФ), однако – его недействительности, как это имеет место в трех других случаях договорного обеспечения исполнения обязательств – неустойки, залога и поручительства (ст. 331, 339, 382 ГК РФ). Традиционным юридическим инструментом, оформляющим отношения коммерческого кредитования, является вексель. Российская практика ориентируется преимущественно на простые векселя покупателей, которые выдаются ими поставщикам, а поставщиками учитываются в банках либо отдаются собственным кредиторам. Коммерсанты иностранных государств напротив используют преимущественно векселя переводные, выдаваемые поставщиками в пользу своих банков с назначением плательщиками покупателей. Гражданско-правовое регулирование вексельного обращения осуществляется специальным законом – Федеральным законом от 11 марта 1997 г. № 48 – ФЗ «О переводном и простом векселе» и Положением о переводном и простом векселе, утвержденным Постановлением ЦИК и СНК СССР от 7 августа 1937 г. №104/ 1341.2 Предоставление коммерческого кредита допускается, также как и банковский кредит, в иностранной валюте с соблюдением валютного законодательства. Заключение. Кредитные отношения являются важнейшим элементом рыночной экономики, что предопределило более полное, чем в предшествующем законодательстве, регулирование данных отношений в Гражданском кодексе РФ.
На основе этой нормы и выносится решение по делу. Если имеются все вышеперечисленные обстоятельства, но отсутствует норма, регулирующая сходные отношения, то решение принимается по аналогии права. Аналогия права — это принятие решения по делу на основе общих принципов права. Гражданские нормы, содержащиеся в различных источниках гражданского нрава, призваны урегулировать общественные отношения, входящие в предмет гражданского права. Механизм гражданско-правового регулирования общественных отношении раскрывается через понятие гражданского правоотношения. Гражданское правоотношение, в силу которого одно лицо — должник — обязано совершить в пользу другого лица — кредитора — определенное действие (например, передать имущество, выполнить работу, уплатить деньги и т. п.) либо воздержаться от исполнения определенного действия, а кредитор имеет право требовать от должника исполнения его обязанности, называется обязательством. Основанием возникновения обязательственных правоотношений являются сделки. Сделками называются действия граждан и юридических лиц, направленные на установление, изменение и прекращение гражданских прав и обязанностей
Дальнейшее успешное развитие вексельного обращения неразрывно связано с оборотом электронных документов, что невозможно без глубокого теоретического осмысления проблем, возникающих при обороте таких документов. Также об актуальности исследований в области вексельных правоотношений свидетельствуют недостаточно высокий уровень правовой культуры лиц, работающих с векселями, и иные неблагоприятные моменты, отмечаемые в работах многих исследователей. Другим важным моментом является быстро меняющаяся социально-экономическая ситуация в стране, объективно обусловливающая высокую скорость смены правовых норм, а нередко их коллизионность. Изложенное дает основание утверждать, что проблема правового регулирования вексельного обращения должна быть отнесена к числу актуальных и недостаточно исследованных проблем гражданского права, а стремление автора внести свой вклад в ее решение явилось предпосылкой для выбора темы дипломной работы. Актуальность темы исследования. Особое внимание уделено теоретическим исследованиям различных аспектов вексельного обращения, к изучению которых автор старался подойти с наибольшей репрезентативностью.
Задача этого исполнителя executor'a при наследовании по завещанию и administrator'a при наследовании по закону: рассчитаться с долгами наследодателя и передать остаток наследникам, в интересах которых он и обязан действовать. Поскольку наследники получают имущество очищенным от долгов, они и не отвечают по долгам наследодателя. Таким образом, различий между наследованием и получением легата нет, поэтому последняя конструкция отсутствует. В англо-американском праве также различается наследование по закону и по завещанию. Однако допускается только одна форма завещания письменное завещание, подписанное наследодателем и удостоверенное в присутствии не менее двух свидетелей. Глава 5. ГРАЖДАНСКОЕ ПРАВООТНОШЕНИЕ WP1. Понятие гражданского правоотношения и его особенности Гражданское правоотношение и механизм гражданско-правового регулирования общественных отношений. Гражданско-правовые нормы, содержащиеся в различного рода нормативных актах, призваны регулировать общественные отношения, составляющие предмет гражданского права
Данный путь не в полной мере отвечает потребностям и возможностям российской экономики. Это связано с тем, что, во-первых, соответствие российского вексельного законодательства нормам Женевских конвенций само по себе еще не является гарантией успешного правового регулирования вексельного обращения. Необходимо отметить, что Положение о переводном и простом векселе, утвержденное постановлением ЦИК и СНК СССР 104/1341 от 7 августа 1937 г., практически не является дословным воспроизведением текста Единообразного вексельного закона с языка оригинала на русский и требует в дальнейшем подготовки новой редакции его перевода. Во-вторых, выход в свет многочисленных противоречивых подзаконных актов (например, постановление ФКЦБ России от 21 марта 1996 г. об обращении "бездокументарных простых векселей") уже породил определенные "напряжения" в вексельном обороте. В-третьих, развитие вексельного рынка, пущенное "на самотек" без жестких регуляторов, привело к заполнению рынка "дружескими", "бронзовыми" и фальшивыми векселями, большинство из которых, по сути, стали криминальными денежными суррогатами или приняли вид "секъюритизированных" неплатежей.
Отсутствие хотя бы одного из обязательных реквизитов лишает вексель силы.Все вексельные реквизиты, рассмотренные для переводного векселя, обязательны и для простого векселя. Отличие заключается лишь в том, что в простом векселе плательщиком является непосредственно векселедатель (пункт 3).Исключение составляют следующие моменты:• если срок платежа по простому векселю не указан, вексель рассматривается как подлежащий оплате по предъявлении;• при отсутствии особого указания место составления векселя считается местом платежа (и вместе с тем местом жительства векселедателя); • если не указано место составления векселя, он рассматривается как подписанный в месте, обозначенном рядом с наименованием векселедателя. 1.6. Правовое регулирование вексельного обращения и отношений участников вексельного рынка. Действующее законодательство регулирует векселеспособность участников вексельного обращения, определяя, что вексель может быть использован в предпринимательской деятельности для торгово-промышленных целей, т. е. в сделках по поставкам продукции.Стремление к такому ограничению векселеспособности наблюдалось еще при подготовке Устава о векселях 1902 г.
В целях предупреждения трудностей, вызываемых разнообразием между законодательством стран в области вексельного обращения, в 1930 году была принята Женевская конвенция Лиги Наций о "Единообразном законе о переводном и простом векселе". Актуальными являются вопросы относительно формы векселя-документарной или бездокументарной. Ряд пробелов имеется в учете и налогообложении векселя. В России также необходима разработка твердого фондового законодательства. В данном контексте подбор литературы осуществлялся в рамках новых источников. Целью настоящей работы является анализ состояния правового регулирования вексельного обращения, выявление пробелов в нем, исследование проблемных вопросов и предложение некоторых путей их решения. При исследовании темы были использованы международные договора (конвенции), соответствующие федеральные Законы Российской Федерации, Указы Президента Российской Федерации, Постановления Правительства Российской Федерации, нормативно-правовые акты федеральных органов; Чувашской Республики, труды таких авторов, как Астахов В. П. , Белов В. , Вишневский А. А. , Гончаренко Л. И. , Новиков Д. Ю. , Кремер Ю. О. , Пятов М. П. , Семенова Е. В. , Фельдман А. А. , Яблонской Н. А. и периодические издания, а также материалы исполнения бюджета Янтиковского района Чувашской Республики.
Последняя попытка подвести законодательную базу под "правила игры" на вексельном рынке связана с принятием Госдумой РФ 21 февраля 1997 г. федерального закона "О Переводном и Простом векселе" и подписанием его Президентом РФ 11 марта. Существующие противоречия в развитии вексельного рынка обусловлены многими причинами: объективными и субъективными; внешними и внутренними; носящими как макро-, так и микроэкономический характер. Рассмотрим одно из противоречий. Так, с одной стороны, российское вексельное законодательство, основанное на Женевских вексельных конвенциях, подчинено нормам международного права, нормам достаточно жестким и рассчитанным на развитость обычаев вексельного делового оборота. С другой стороны, в современной России практически полностью отсутствуют соответствующие обычаи, и только начала возрождаться практика вексельного оборота. Какими же путями возможно разрешение этого противоречия? В настоящее время существуют три пути решения этой проблемы. Первый путь — наиболее простой и логичный. Суть его состоит в том, что Женевские конвенции устарели и должны быть заменены в России нормативными актами, которые бы детализировали в будущем правовое регулирование вексельного обращения (в сфере применения векселей, в контролирующих органах, в процедуре совершения протеста и др.). Вслед за денонсацией международных договоров началось бы формирование практики и обычаев вексельного оборота, включая "вексельный всеобуч", и наконец — законодательное закрепление этих обычаев и выбор системы вексельного права (англо-американская, континентальная или собственная), к которой стоило бы присоединиться в последующем.
Целью дипломного исследования является систематизация и углубление определенных вопросов вексельного обращения путем изучения вышеуказанной литературы, международно-правовых норм, источников российского вексельного права, а также анализа некоторых дел из практики арбитражных судов, при этом мы остановимся на следующих вексельного права – таких как правовое регулирование вексельного обращения, понятие, юридическая природа и форма векселя, а также рассмотрим некоторые проблемы вексельного обращения в обеспечительных сделках. Задачами исследования являются: - рассмотрение вексельного обращения в России, а также за рубежом; - выявление особенностей, составления веселя; - рассмотрение вопросов передачи прав по векселю. Методы исследования. Проведенное исследование опирается на диалектический метод научного познания явлений окружающей действительности, отражающий взаимосвязь теории и практики. Обоснование положений, выводов и рекомендаций, содержащихся в дипломной работе, осуществлено путем комплексного применения следующих методов социально-правового исследования: историко-правового, статистического и логико-юридического.
Гражданский кодекс РФ, а также Федеральный закон "О рынке ценных бумаг" от 20 марта 1996 г.? 39-ФЗ3 сыграли огромную роль в преодолении правового вакуума, в определенной степени улучшили состояние нормативной базы рынка ценных бумаг. Однако эти акты в минимальной степени затрагивают вопросы вексельного права, а потому их принятие практически не отразилось на критическом состоянии вексельного оборота. В настоящий момент введен в действие Федеральный закон "О переводном и простом векселе" от 21 февраля 1997 г. ?48-ФЗ1. Однако он не устранил отдельных недостатков и не внес в ряде случаев ничего качественно нового в правовое регулирование вексельных отношений. Данный акт всего лишь придал статус закона "Положению о переводном и простом векселе" от 1937 г., без какого - либо изменения его структуры и конкретизации содержания, а также частично восполнил пробелы в законодательстве и внес ясность в вопрос вексельной правосубъектности. Что касается положительных моментов, то закон не включил в себя нормы о бездокументарном векселе. 1.2. Понятие, признаки и виды векселя. Статья 35 "Основ гражданского законодательства Союза ССР и республик" ?2211-1 от 31 мая 1991 г.2 признавала векселем ценную бумагу, удостоверяющую ничем не обусловленное обязательство векселедателя (простой вексель) либо иного, указанного в векселе плательщика (переводной вексель) выплатить по наступлении предусмотренного векселем срока определенную денежную сумму владельцу векселя (векселедержателю).
Несостоятельность (банкротство): содержание, формирование нормативной базы. Обращение к российским традициям гражданско-правового регулирования банкротства представляется мне необходимым, поскольку современный этап развития этого института представляет не что иное, как продолжение тех традиций, которые закладывались в России на протяжении многих столетий. Своими корнями институт несостоятельности уходит в далекое прошлое. Первые отголоски конкурсных отношений можно обнаружить в римском праве. Поскольку у древних отсутствовали развитые хозяйственные и имущественные связи, а также механизм оценки имущества, обеспечение обязательств в то время носило личностный характер: “.чтобы добыть кредит, плебею оставалось только заложить себя и детей в кабалу кредиторов”. В случае неисполнения требований о возврате кредита, должник поступал в личное распоряжение кредитора, причем последний был вправе убить должника и разрубить его тело на части. С течением времени в римском праве появляются нормы, дающие право кредитору обратить взыскание на имущество должника, но, тем не менее, это не избавляло его от личной долговой расправы.
В современном гражданском праве России представление об исковой давности и ее значении можно свести к следующим основным положениям. 1. Установленный законом срок, в течение которого нарушенное субъективное право может быть защищено по иску его обладателя в суде, арбитраже, третейском суде или ином юрисдикционном органе, называется исковой давностью. 2. Ограничение срока, в течение которого для лица, право которого нарушено, сохраняется возможность принудительно осуществить свое требование через суд, имеет свои объективные причины. Такое ограничение требуется для придания имущественным отношениям необходимой устойчивости и, кроме того, для исключения случаев, когда по прошествии времени установление всех обстоятельств спора между обладателем нарушенного права и его нарушителем не может быть осуществлено с надлежащей достоверностью. В этом смысле ограничение защиты права по иску его обладателя выполняет защитную функцию по отношению к тем участникам оборота, которые не располагают доказательствами в свою защиту против обращенных к ним необоснованных (например, ими уже исполненных) требований. 3. Закрепление в законе определенных сроков исковой давности направлено на побуждение участников гражданского оборота к быстрому осуществлению принадлежащих им прав и, следовательно, на повышение эффективности гражданско-правового регулирования в целом.
Многие известные юристы и экономисты в своих публикациях затрагивают тему банкротства: Витрянский В.В., Баренбой П., Лопач В., Зинценко С. Лившиц Н., Никитина О., Свит Ю. и другие. Это говорит о том, что тема банкротства заинтересовала достаточно большой круг участников хозяйственного оборота. Несмотря на довольно большое количество статей по выбранной теме, трудности в написании дипломной работы были вызваны, тем с момента вступления закону в силу прошло меньше года и на данный момент еще не сформирована единая арбитражная практика по применению нового закона о банкротстве. В настоящей дипломной работе делается попытка, на основе действующих нормативных документов, сложившейся арбитражной практики, мнения ведущих юристов и иных материалов, проанализировать действующее законодательство о несостоятельности (банкротстве). Глава 1. Несостоятельность (банкротство): содержание, формирование нормативной базы. Обращение к российским традициям гражданско-правового регулирования банкротства представляется мне необходимым, поскольку современный этап развития этого института представляет не что иное, как продолжение тех традиций, которые закладывались в России на протяжении многих столетий. Своими корнями институт несостоятельности уходит в далекое прошлое.
Бурное развитие экономических отношений привело к возрождению некогда утраченного финансового инструмента. Практика делового оборота требует еще более точного правового регулирования вексельных правоот–ношений. Несмотря на широкое распространение векселя в хозяйственном обороте за последнее десятилетие остается еще не мало вопросов, нуждаю–щихся в более четкой законодательной регламентации. К таковым, например, можно отнести вопросы в сфере налогообложения и бухгалтерского учета операций с векселями, момента исполнения обяза–тельства по оплате векселя, связи вексельного обязательства и основного, во исполнение которого был выдан вексель и ряд других. Эта тема наиболее актуальна, так как непосредственным образом влияет на практику век–сельного обращения и, следовательно, на развитие данного финансового инструмента в целом. Поэтому целью настоящей работы нами выбраны анализ и обобщение действующих в области вексельных отношений правовых норм, а также выявление противоречий в сфере законодательного регулирования вексельного оборота.
Закон о Банке России наделяет Центральный банк достаточно широким объемом гражданской правоспособности. Статья 2 указывает, что он является юридическим лицом. При этом его организационно-правовая форма не определяется. В целом, по действующему законодательству Банк России наделен достаточно широкими правами в сфере гражданско-правового регулирования. Как отмечалось выше, Центральный банк имеет уставный капитал и иное имущество, которым он владеет, пользуется и распоряжается самостоятельно (ст. 2 Закона). Братко особо выделяет тот факт, что Закон о Банке России исходит из принципа единства гражданской правоспособности Центрального банка1. Территориальные учреждения Банка России (в том числе национальные банки республик) не имеют статуса юридического лица, не могут принимать решения, имеющие нормативный характер, не наделены правом выдавать гарантии и поручительства, вексельные и другие обязательства без разрешения Совета директоров. Они действуют на основании Положения о территориальных учреждениях, которое утверждается Советом директоров (ст. 84 Закона). Такое решение в полной мере соответствует конституционным требованиям, согласно которым в исключительное ведение федерации переданы вопросы финансового, валютного и кредитного регулирования, а также денежной эмиссии (п. «ж» ст. 71), а Банк России определяется как единый конституционный орган, который наделен четко определенными конституционными функциями (части 1 и 2 ст. 75). Наиболее полно Закон о Банке России регламентирует вопрос об осуществлении Центральным Банком операций.
Нет нужды подробно говорить о противоречии этих правил принципу свободы договора и другим основополагающим началам гражданско-правового регулирования. Ясно, что такая ситуация устанавливается государством в целях ограничения или исключения собственной имущественной ответственности, что нарушает основополагающий принцип равенства его с другими участниками гражданских правоотношений. Во-вторых, Бюджетный кодекс установил в статье 239 «иммунитет бюджетов», допускающий обращение взыскания на бюджетные средства только по судебным решениям и только в случаях деликтных обязательств (статьи 1069, 1070 ГК РФ), а также по искам бюджетных учреждений о «возмещении в размере недофинансирования». Тем самым сделана еще одна попытка исключить возможность обращения взыскания на эти средства по правилам о субсидиарной ответственности собственника по долгам своего учреждения (кстати, вовсе не требующей для своей реализации обязательного судебного решения – п. 1 ст. 399 ГК РФ). Наконец, в-третьих, пункт 3 статьи 161 Бюджетного кодекса в прямом противоречии с пунктом 2 статьи 298 ГК РФ требует от бюджетного учреждения составления и утверждения в вышестоящем органе единой сметы доходов и расходов, включающей как доходы, получаемые учреждением из бюджета и государственных внебюджетных фондов, так и доходы от осуществления разрешенной ему предпринимательской деятельности.
Еще один инструмент косвенного регулирования — учетная ставка Центрального банка, или ставка рефинансирования. Особенности использования ее в России связаны с тем, что она никогда не отражала взаимосвязи реального и денежного секторов экономики. Осуществлять рефинансирование коммерческих банков через учет и переучет векселей промышленных компаний Центральный банк России считал нецелесообразным из-за низкого качества этих ценных бумаг, так как не сложились еще кредитные истории крупных заемщиков, существовала слабая правовая база вексельного обращения, не сформировался его механизм. Поэтому ставка рефинансирования имела скорее виртуальный характер, была неким маяком, указывающим направление денежно-кредитной политики, оказывая больше психологическое воздействие на поведение кредитных институтов. В переходной экономике чаще всего прослеживается слабая зависимость между уровнем учетной ставки Центрального банка и рыночными ставками коммерческих банков. Вместе с тем при значительной зависимости банков от ресурсов межбанковского рынка частое и резкое колебание ее способно оказать очень большое влияние на ликвидность банковской системы.
![]() | 978 63 62 |