![]() 978 63 62 |
![]() |
Сочинения Доклады Контрольные Рефераты Курсовые Дипломы |
РАСПРОДАЖА |
все разделы | раздел: | Экономика и Финансы | подраздел: | Экономическая теория, политэкономия, макроэкономика |
Безработица. Проблема безработицы в Восточной Европе | ![]() найти еще |
![]() Молочный гриб необходим в каждом доме как источник здоровья и красоты + книга в подарок |
Большие дискуссии вызвала новая, продиктованная войной позиция России в польском вопросе. 13 августа 1914 г. император Николай решил даровать Польше широкую автономию. Запад приветствовал этот шаг, так как раздел Польши всегда был основой русско-германского сближения. Западные послы говорили Сазонову об укреплении сил России вследствие объединения двух славянских народов под скипетром Романовых. Расширение германизма на восток будет остановлено, все проблемы в Восточной Европе примут, к выгоде славянства, новый вид. Россия видела в этой инициативе надежду на примирение поляков и русских в лоне великой славянской семьи. Призыв царя, на который возлагали надежды в Петрограде, в Польше не дал особых результатов. Реалистический взгляд на вещи говорил об опасности присоединения западных польских территорий — оно означало изъятие германских земель. Эту угрозу Германия ощутила мгновенно. Немцы тотчас же обратились к католическим епископам Познани и других польских городов, расположенных внутри рейха, напомнили о преследовании царем католиков и потребовали от своих польских подданных исполнения долга перед фатерляндом. 16 августа 1914 г. австрийские власти стимулировали создание Йозефом Пилсудским польского легиона, руководимого Высшим национальным комитетом в Кракове, и приготовились к маршу на Варшаву
В области оптимизации служб занятости поставлена задача развития системы информационного обеспечения органов службы занятости, обеспечения доступной информации для клиентов этих служб. В целом данная Концепция представляет собой шаг вперед по сравнению с аналогичными предыдущими документами Правительства Российской Федерации. Заключение В данной работе был проведен подробный теоретический анализ социально-экономической сущности безработицы, рассмотрены отличительные особенности безработицы на российском рынке труда, сформулированы возможные способы снижения безработицы. Проблема безработицы является одной из фундаментальных в развитии и функционировании человеческого общества. Переход к рынку неизбежно вызывает значительный рост уровня безработицы. Безработицу предопределяют различные факторы: научно-технический прогресс обуславливает сокращение, прежде всего, работников ручного труда; структурные изменения в экономике вызывают уменьшение числа занятых в отдельных отраслях производства; повышение производительности труда также ведет к уменьшению числа занятых; сокращению живого труда способствует действие закона экономии времени.
Показателем же такого качества и такой привлекательности, по мере расширения и углубления урбанизации и роста образованности населения, постепенно становилось соответствие повседневности ценностям не только индивидуального благосостояния, но и прав и свобод человека. То был вызов, порождавшийся сдвигами в культуре, которые в ходе смены поколений оставляли в прошлом промежуточную деревенско-городскую культуру сельских мигрантов сталинской эпохи. Однако в первую очередь этот вызов шел из контролировавшейся Советским Союзом Восточной Европы: то, что считалось одним из главных достижений социализма, а именно – распространение на другие страны, оборачивалось едва ли не главной его проблемой. В Восточной Европе светская коммунистическая вера испытывалась на крепость соотнесением социалистического и западного образа жизни, о котором восточные европейцы были осведомлены намного лучше, чем советские люди. Испытывалась она и сравнением с до коммунистическим, «буржуазным» прошлым, которое не успело забыться, будучи ближе во времени, чем у народов СССР
1994. Ильин И.А. Наши задачи //Собрание сочинений: в 10т. Т.2 Кн. 1,2.—М.,1996. История политических и правовых учений: Домарксистский период / Под ред. О.Э. Лейста — М., 1991. Даль Р. Полиархия, плюрализм и пространство //Антология мировой политической мысли. — Т.2. — М., 1997. Шумпетер Й. Капитализм, социализм и демократия. — М., 1995. Токвиль, А де. О демократии в Америке. — М., 1992. Шапиро И. Демократия и гражданское общество. Полис.1992. №4. Гуггенбергер Б. Теория демократии. Полис. 1991. №4. Демократические переходы: варианты путей и неопределенность результатов. (Круглый стол). Полис. 1998. №3. Почепцов Г.Г. Революция.com: Основы протестной инженерии. — М., 2006. Дарендорф Р. Дорога к свободе: демократизация и ее проблемы в Восточной Европе // Вопросы философии. 1990. № 9.
В рамках логики холодной войны опора Запада на эти движения вполне оправданна: она не позволила национальным движениям Восточной Европы пройти через искреннюю и последовательную денацификацию. Советская власть и коммунизм во время холодной войны по-своему сдерживали национализмы: где-то их подавили силой, где-то разрешили ряд проблем, которые эти национализмы ставили. В Восточной Европе были проведены обмены населением между основными странами и республиками СССР. Национальные государства и республики приблизились к моноэтничности. Правящие элиты во всех местных государствах были составлены из представителей местных народов. Города были населены преимущественно местными крестьянами и в этническом отношении, за редким исключением, соответствовали этническому составу окружающих сельских территорий. Решение национальной проблемы в Восточной Европе было проведено в рамках коммунистической идеологии. Кризис этой идеологии в 1980-х годах привел к росту национализмов как основной оппозиционной силы коммунизму, при этом антикоммунистические национализмы не были денацифицированными – они сохраняли внутри себя моральное оправдание коллаборантов и элементов нацистской политики
Такие организации и фонды уже функционируют в Восточной Европе (например, в Венгрии и Чехии медицинское страхование на предприятиях финансируется за счет взносов работников и работодателей), но их роль в социальном обеспечении пока еще невысока. Между тем в переходный период потребность в социальных расходах не только не сокращается, но и растет, особенно в связи с увеличением безработицы и более ранним выходом на пенсию. Так, в Польше доля пенсионных расходов в ВВП с конца 80-х годов до 1993-1994 гг. увеличилась более чем в два раза - с 7 до 16%. Проблема пенсионных фондов является в настоящее время наиболее острой в государственной социальной сфере. В Чехии частные пенсионные фонды создаются с начала 1993 г. как дополнение к существующей государственной системе, в Венгрии и Польше в 1996 г. объявлены более радикальные планы пенсионной реформы. В соответствии с программой венгерского правительства начиная с 1998 г. все работающие граждане в возрасте до 40 лет будут производить взносы в частные сберегательные фонды; сумма взносов обеспечит основную часть пенсии в дополнение к гарантированному государственному минимуму.
З октября 1990г в Европе произошло важное событие - объединение ФРГ и ГДР. Германия объединилась дважды: в 962г. саксонский король Оттон I объединил её и в 1871г. в Версальском дворце была провозглашена германская империя. Однако в объеденной Германии существует много проблем, связанных с объединением. С момента объединения заработная плата в восточных землях выросла на 50%, а в дальнейшем она будет увеличиваться, примерно на 20% в год. И уже в 1995г. должна сравняться с уровнем в западных землях. Но самая важная социальная проблема в ФРГ - массовая безработица. Число безработных около 25 млн. человек. Много проблем связано с выводом войск, расквартированных на территории ГДР. В связи с этим федеративное правительство выделяет миллиарды марок. Директор союза квартиросъемщиков Германии сказал в интервью, что сейчас в ФРГ и ГДР не хватает 3 млн. квартир, 2/3 «социальных» квартир к 2000 году перестанут быть таковыми. Сенат Берлина и федеральное правительство выделило 20 млн. марок на восстановление мемориальных памятников советским воинам. В 1991 году капиталовложений Германии в странах Центральной и Восточной Европы увеличился в 5 раз.
Введенные импортные барьеры погубят стимулы к экспорту продукции; в-третьих, из-за импортных ограничений предприятия данной страны вынуждены тратить свои ресурсы на производство импортозамещающей продукции, которая могла бы ввозиться в страну с меньшими затратами. Отсюда возможности предприятий наращивать производство продукции на экспорт неизбежно сокращаются. Либерализация внешней торговли объективно необходима в странах с закрытой экономикой, хотя ясно, что их внутренняя промышленность не сможет конкурировать с поступающей по импорту продукцией. Это на определенном этапе может вызвать кризис экономики, высокую безработицу и другие беды, сопровождающие экономический кризис. Такие опасения стояли перед странами Латинской Америки в 80-е годы, перед Восточной Европой в конце 80-начале 90-х годов, с такими же проблемами столкнулась и Россия на рубеже третьего тысячелетия. И все же присоединение к мировому экономическому сообществу приносит не только негативные (не секрет, что неконкурентоспособное производство не выживает), но и позитивные результаты, поскольку страна вынуждена развивать свой экспортный потенциал, что явится фактором внутренней стабилизации.
Трансграничные территории охваченные программами сотрудничества, определяющие цель1, включают Ирландию (Южную Ирландию, территории размещенные вдоль границы Испании (Португалии, Корсики/ Сардинии (I), имеющие внутренние морские границы с Италией. К типовым главным проблемам развития относится: отсутствие транспортной инфраструктуры, низкие доходы, низкий уровень хозяйственной активности, постоянная зависимость от сельского хозяйства; высокая безработица, значительное удаление от рынка услуг и административных центров (государственных и ЕС); незначительный либо затруднительный доступ к финансовым средствам; небольшие возможности поддержания процесса развития. Эти проблемы накладываются друг на друга и затрудняют постоянное развитие и использование существующих возможностей на увеличенном рынке ЕС. Политические и экономические перемены в центральной и восточной Европе начиная с 1989 года , благоприятствовали возникновению новых , изменяющихся условий для развития трансграничного сотрудничества .Это сотрудничество принимающее разные формы в каждом отдельном приграничном регионе характеризует несколько общих черт , а также проблем : -до недавнешнего времени ,отсутствие исторических и политических подходов развития трансграничного сотрудничества , например в приграничных регионах расположенных на территории новых немецких земель , а также между Грузией и Болгарией / Албанией ; -политическая реальность , тормозящая трансграничное сотрудничество .
Имеются в виду разрывы сложившихся хозяйственных связей между бывшими союзными республиками СССР (ныне независимыми государствами), а также между Россией и странами Восточной Европы. Эти разрывы резко ухудшили положение предприятий и по материально-техническому снабжению, и по сбыту продукции, что опять-таки не может не питать безработицу. Говоря о специфических для бывшего СССР факторах, нельзя обойти и известный факт наличия явно гипертрофированного ВПК. Нормализация его удельного веса в экономике служит весьма ощутимым фактором в уменьшении общего количества рабочих мест, тем более, что решение проблем конверсии военных предприятий оказалось на практике делом далеко не простым и не быстрым. Поэтому неудивительно, что на сегодня безработица приняла наиболее острые формы именно в районах концентрации военных заводов. Проблемы занятости населения России на современном этапе Процесс реформирования экономики России показал, что наряду со свойственными мировой цивилизации противоречиями, в частности, между научно-техническим прогрессом и снижением безработицы, характером, условиями труда и его оплатой, существуют чисто российские проблемы, связанные с высоким уровнем трудовой активности населения при низких уровне жизни и эффективности труда, с недостаточной территориально-отраслевой мобильностью кадров, не всегда соответствующей рыночным условиям системой подготовки и переподготовки кадров, неразвитостью инфраструктуры рынка труда.
Теперь они должны кроме регистрации безработных и поиска для них работы активизировать свои действия в области переквалификации кадров и профессиональном обучении молодежи. На данный момент в республике остро стоит проблема занятости женщин и молодежи. Центры занятости же могут помочь в решении этих проблем через создание курсов обучения новым профессиям, созданием сети казенных работ. Особой же сферой деятельности центров занятости является создание информационной сети свободных рабочих мест. Такая сеть позволит снизить проблемы занятости и поможет в переливе трудовых ресурсов из избыточных областей в области с низким количеством квалифицированных трудовых ресурсов. Только активная деятельность центров занятости поможет правительству решить проблемы безработицы и структурного дисбаланса на рынке труда. Для анализа перспективы моделирования социально-экономических процессов рассмотрим прогноз в сфере занятости в результате формирования модели занятости. Опыт Восточной Европы, да и наш собственный, свидетельствует, что значительная безработица является той ценой, которую приходится платить за продвижение к современной рыночной экономике.
Природе нанесен большой ущерб, недостаточно развита инфраструктура, хозяйство и структура экономики нуждаются в преобразовании, модернизации и придании ей эффективности. До сих пор отсутствовала возможность связать воедино ресурсы, экономику, экспертные знания и рынки, находящиеся по восточную и западную стороны границы. Процесс политических и экономических реформ в странах Восточной Европы оказался трудным и длительным. Старые структуры рухнули быстрее, чем удалось создать новые. В результате произошло резкое падение производства, снизился жизненный уровень и возникла безработица. Некоторые из стран быстро приступили к проведению реформ (Венгрия, Польша, Чешская Республика). Другим странам еще предстоят болезненные преобразования, если они хотят достичь поставленных целей в области рыночной экономики. В большой степени это верно и для России. Общим для восточноевропейских стран является то, что их экономическое развитие отстало от политического. Были быстро образованы новые демократические политические структуры, хотя не всегда удается обеспечить их функционирование в соответствии с предназначением.
Экономический рост усилился, госбюджет был направлен на выполнение рекомендаций ЕС и МВФ. Темпы роста ВВП сохранялись на уровне 3% в год, инфляция не превышала 1,5%, а дефицит госбюджета – 3% (табл. 3.2., 4.2. и 7.2., граф. 5.2.). Но, несмотря на это, оставалась серьезной проблема безработицы. Сделав ряд шагов в сторону укрепления отношений с НАТО, Франция не вернулась, однако, в ее военную организацию. Несмотря на то, что в 1999 г. Франция участвовала в военной операции НАТО в Югославии, спустя всего несколько лет она уже оказалась в числе тех европейских стран, которые жестко осудили агрессию США в Ираке. Общие тенденции экономического развития Франции Франция является одним из примеров стабилизации экономики за счет государственного влияния, что является довольно характерным для развитых стран. Эта страна – одна из ведущих западных держав, занимает седьмое место среди всех стран мира – 4,7% совокупного ВВП при 1% населения. По размерам территории (551 тыс. км2) и населения (59 млн. чел.), она принадлежит к числу наиболее крупных стран Европы.
Одним из мотивов участия в международной трудовой миграции могут быть поиски любой работы, чтобы только "не умереть с голода". Такая причина наиболее характерна для миграции малоквалифицированной рабочей силы из стран с низким уровнем экономического развития и высоким уровнем безработицы. Она имеет место в основном из азиатских и африканских стран в страны Западной Европы, из латиноамериканских стран в США и Канаду, из Южной и Восточной Европы в более развитые страны Западной Европы. Но, наряду с этим, существует и миграция в поисках более высокой заработной платы, более комфортабельных условий труда и жизни. Эти обстоятельства также связаны с неравномерным экономическим развитием стран. Такой вид миграции связан, прежде всего, с миграцией квалифицированных специалистов, ученых. Рассматривая мировое хозяйство в целом можно выделить следующие основные потоки трудовой миграции: 1. из развивающихся стран в развитые; 2. между развитыми странами. 3. между развивающимися странами. 4. из постсоциалистических стран в развитые страны. 5. миграция научных работников и квалифицированных специалистов из развитых стран в развивающиеся.
Для Германии же последняя является ключевой. Эта страна наряду с Японией, Нидерландами, Швейцарией прочно держит в своих руках знамя "самой сильной валюты мира". Англосаксонский регион также обнаруживает склонность к сдерживанию инфляционного процесса. Практика показывает, что во времена нам близкие темп обратной корреляции между инфляцией и безработицей становится все труднее определить и использовать в качестве исходного пункта социальной политики. Опыт государственного регулирования занятости различен, эффективность социальной политики часто довольно низка. Универсальных рецептов в этой области не существует. Да это и понятно, поскольку социальная жизнь напрямую связана с историческими традициями, склонностями населения, его привычками, политической активностью и т.д. Специалисты заняты нахождением так называемого инфляционно-нейтрального уровня занятости. Считается, что в начале 90-х гг. для Евросоюза подобный коэффициент составлял 8-9%, а для стран Восточной Европы - около 10%. Основные виды безработицы 1.
Очевидно, что в России, для экономики которой характерны глубокие диспропорции, такая перестройка породит массовую структурную безработицу. Пятая. Наряду с приведенными выше факторами массовой безработицы в наших условиях действуют и репродуцирующие безработицу специфические факторы. Имеются в виду разрывы сложившихся хозяйственных связей между бывшими союзными республиками СССР (ныне независимыми государствами), а также между Россией и странами Восточной Европы. Эти разрывы резко ухудшили положение предприятий и по материально-техническому снабжению, и по сбыту продукции, что опять-таки не может не питать безработицу. Говоря о специфических для бывшего СССР факторах, нельзя обойти и известный факт наличия явно гипертрофированного ВПК. Нормализация его удельного веса в экономике служит весьма ощутимым фактором в уменьшении общего количества рабочих мест, тем более что решение проблем конверсии военных предприятий оказалось на практике делом далеко не простым и не быстрым. Поэтому неудивительно, что на сегодня безработица приняла наиболее острые формы именно в районах концентрации военных заводов. 1.4 Социально-экономические последствия безработицы.
Репрессиям подвергались не только простые граждане, но и видные партийные и государственные деятели- В.Гомулка (Польша), Л.Райк (Венгрия), Г.Гусак (Чехословакия), К.Дзодзе (Албания), Л.Патрашкану (Румыния), Т.Костов (Болгария) и др. Во всех странах, подобно культу личности Сталина, сложился культ собственных “вождей”- М.Ракоши (Венгрия), К.Готвальда (Чехословакия), Э.Ходжи (Албания), Г.Георгиу-Дежа (Румыния) и др. В области экономики “строительство социализма” означало завершение национализации промышленности и финансов, проведение идустриализации, кооперирования сельского хозяйства. Рыночная экономика уступила место плановой. Происходила масштабная ломка экономических и социальных структур.Исчезли предприниматели и самостоятельные крестьяне.Большая часть взрослого населения оказалась занята в государственном секторе экономики. Страны Восточной Европы, за исключением Чехословакии и восточной части Германии были аграрными. Причем и сельское хозяйство находилось на довольно отсталом уровне. Темпы экономического развития этих стран и до войны были низкими. Существовало аграрное переселение и безработица. Военные действия для этих стран обернулись разрухой.
И речь идет не только о других странах. Потребители европейской части России отличны от тех, кто живет за Уралом, тем более в республиках РФ. И это не может не сказаться на отечественной рекламной деятельности, которой придется осваивать новые технологии коммуникаций. Представляется, через некоторое время коммерческая жизнь предприятий и организаций России войдет в цивилизованное русло. По прогнозам, резко возрастут объемы и качество операций в области финансовых, информационных, строительных и туристических услуг. С развитием и укреплением материально-технической базы появятся отечественные фирменные товары, фирменные системы торговли. Активизируется приватизация предприятий в промышленном и аграрном секторах. Станет нормой широкое стабильное кооперирование производств. Уменьшатся уровни безработицы и инфляции. Россия наконец выберется из кризиса. Не могут не измениться и взаимоотношения бывших советских республик, отдельных регионов нашей страны, взявших курс на самостоятельность, а также России и стран Восточной Европы.
![]() | 978 63 62 |