![]() 978 63 62 |
![]() |
Сочинения Доклады Контрольные Рефераты Курсовые Дипломы |
РАСПРОДАЖА |
все разделы | раздел: | Экономика и Финансы | подраздел: | Экономическая теория, политэкономия, макроэкономика |
Концепции перехода к рыночной экономике. Особенности переходной экономики России | ![]() найти еще |
![]() Молочный гриб необходим в каждом доме как источник здоровья и красоты + книга в подарок |
Однако данный переход осуществляется в условиях системного кризиса, сопровождаемого уменьшением ВВП, падением инвестиционной активности, инфляцией, финансовым кризисом, увеличением безработицы. Возникают такие негативные явления, как нестабильность настоящего, неопределенность будущего, отсутствие гарантий прав собственности и др. Разработка и реализация антикризисных стратегий и программ во многом ложатся на плечи государства, что требует усиления его роли в экономике. К тому же экономика все больше испытывает дефицит ресурсов, способных обеспечить решение назревших проблем. Поэтому на первый план выдвигаются либо расходы государства, либо внешние заимствования. Вторая особенность переходной экономики связана с усилением государственного регулирования, которое сталкивается с тремя трудностями: опасениями со стороны общества рецидивов элементов старой распределительной системы и всеобщего дефицита товаров; отсутствия механизмов, способных эффективно использовать ресурсы в общественном секторе экономики; неопределенность в направлении использования дополнительных доходов государства
В этих условиях российские реформаторы выбрали концепцию диаметрально противоположную плановой экономике: экономический либерализм, а в качестве конкретной программы действий – концепцию мoнетаристов. По прошествии семи лет с начала реформ, представляется возможным оценить их результаты: успехи и провалы, какие действия дали положительный эффект, какие провалились из-за искажения их в российских условиях, и что было ошибочным с самого начала. 2. Проблемы перехода от плановой к рыночной экономике. Под переходной экономикой понимается процесс перехода от командно- административной к рыночной экономике. Особенностью переходной экономики является то, что ни один из механизмов координации намерений хозяйственных субъектов не является доминирующим: централизованное планирование уже не действует, а рыночные механизмы еще не заработали в полной мере. Рыночные реформы включают в себя три этапа: макроэкономическое регулирование, приватизацию и структурные реформы.Независимо от программы проведения рыночных преобразований, они не могут осуществиться без макроэкономической стабилизации экономики.
В результате кейнсианский отрезок кривой AS сдвинется от уровня цен р1 до уровня P2. Схема 49. Модель взаимодействия AD и AS. Проблема, связанная с формой кривой совокупного предложения имеет не только теоретическое, но и практическое значение. Например, ряд российских экономистов (Е. Гайдар, Б. Федоров) утверждали, что выходом из кризиса для отечественной экономики должно было стать замораживание спроса. Такой подход основывался на классической концепции, связывающей спрос не с изменением объемов производства, а с уровнем цен. Сторонники кейнсианского подхода, напротив, выступали за стимулирование спроса и поощрение объемов производства. Однако обе эти концепции не учитывали всех особенностей российской экономики, которые были проанализированы академиком Л. Абалкиным и получили название «парадокса макроанализа». Его суть в том, что вместо привычной картины, когда под воздействием роста цен спрос сокращается, а предложение растет, складывается совсем иная: кривые совокупного спроса и совокупного предложения ведут себя однозначно, двигаются в одном направлении
В этих условиях российские реформаторы выбрали концепцию диаметрально противоположную плановой экономике: экономический либерализм, а в качестве конкретной программы действий – концепцию монетаристов. По прошествии семи лет с начала реформ, представляется возможным оценить их результаты: успехи и провалы, какие действия дали положительный эффект, какие провалились из-за искажения их в российских условиях, и что было ошибочным с самого начала. Проблемы перехода от плановой к рыночной экономике. Под переходной экономикой понимается процесс перехода от командно-административной к рыночной экономике. Особенностью переходной экономики является то, что ни один из механизмов координации намерений хозяйственных субъектов не является доминирующим: централизованное планирование уже не действует, а рыночные механизмы еще не заработали в полной мере. Рыночные реформы включают в себя три этапа: макроэкономическое регулирование, приватизацию и структурные реформы. Независимо от программы проведения рыночных преобразований, они не могут осуществиться без макроэкономической стабилизации экономики.
В переходной экономике существуют два основных направления преобразований: формирование рыночной системы и преобразование структуры национальной экономики. Главное направление преобразований на этапе реформирования – создание основ рыночной экономики. Остальные преобразования, такие как приватизация, создание нового типа государственного регулирования экономики, формирование предпринимательства и даже формирование открытой экономики, могут получить развитие лишь по мере создания рыночной основы экономики. Главная задача, решаемая в переходной экономике, – не усовершенствование уже существующей рыночной экономики, а создание новой рыночной системы в условиях взаимодействия с развитыми рыночными хозяйствами других стран. Это особая историческая задача, не имевшая ранее аналогов в истории. С одной стороны, это облегчает создание рыночной экономики, а с другой – усложняет данный процесс, так как рыночные механизмы предъявляют переходной экономике свои, рыночные критерии эффективности. Как видно из опыта социалистических государств и структуры рыночной экономики развитых стран, очень важно различать наличие реальной рыночной системы отношений и отдельные принципы рыночной экономики
Государственный Университет Аэрокосмического Приборостроения Курсовая работа по экономической теории на тему: «Акционерное общество в рыночной экономике» Выполнил: студент гр.8216 Хабичаев Рустам Принял преподаватель: Былынь Вячеслав Романович Санкт-Петербург 2003 Оглавление Введение 3 Глава 1. Понятие акционерной формы организации предприятия 4 Глава 2. Учреждение акционерного общества, его виды и управление обществом 8 Глава 3. Преимущества акционерной формы организации предприятия. Акционерные общества в переходной экономике Российской Федерации 16 Заключение 20 Список использованной литературы 22 Введение. В условиях завершения перехода к рыночным отношениям в переходной экономике России и сложившейся в данный момент становления экономической и политической стабилизации, отношения форм собственности играют далеко не последнюю, и даже, одну из основополагающих ролей в дальнейшем экономическом развитии нашей страны. Возникшая вновь проблема разгосударствления и приватизации (перехода от государственной к негосударственной форме собственности) крупных предприятий Российской Федерации, сложности, вытекающие из сложившейся ситуации, требует тщательного рассмотрения таких предметов, как: -понятие и содержание акционерного общества; -типы акционерной формы собственности и особенности формирования ее капитала; - преимуществ акционерной формы собственности; -национальные особенности акционирования в Российской Федерации.
Наиболее используемые в цивилизованной рыночной системе и эффективные средства бюджетного регулирования – изменения налоговых систем, налоговые скидки, ускоренное административное списание основного капитала, льготы при реализации скрытых резервов. Но в Украине эти средства пока недостаточно развиты из-за советского менталитета большинства государственных деятелей. Высшей формой государственного регулирования экономики, особенно переходного типа, является государственное экономическое программирование. От составления чрезвычайных и целевых программ осуществляется переход к государственному среднесрочному общеэкономическому программированию. Важнейшими относительными границами государственного регулирования экономики являются: границы достаточной мотивации предпринимательской деятельности; социальные границы налогообложения; границы прироста ВВП (конъюнктурные границы). Пределы эффективности государственного регулирования переходной экономики при помощи государственного бюджета зависят от того, насколько резко потребности в финансировании государственных регулирующих мер возрастают именно тогда, когда возможности мобилизации средств для финансирования резко сокращаются.
Рост цен в промышленности оказался очень неравномерным.В оборонной промышленности либерализация цен стала наиболее ощутимой т.к. она лишила отрасль традиционно привилегированного доступа к материальным ресурсам. В то время как цены выросли в 5-7 раз,объем денежной массы у населения увеличился в первые месяцы после либерализации лишь на 25 %.Тем самым избыточная денежная масса была ликвидирована уже в начале реформы. Однако на пути успешного проведения реформы,на пути перехода к системе ценовых рыночных индикаторов в переходной экономике встала длительная и сильная инфляция.Процесс либерализации цен всегда протекает очень болезненно и для предприятий,и для населения,особенно,если либерализация проводится резко и быстро.Резко дестабилизируется положение предприятий,нарушается система платежных отношений между ними,падает уровень реальных доходов населения,обостряются социальные противоречия в обществе.Инфляция обесценивает результаты труда,сбережения физических и юридических лиц,препятствует долгосрочным инвестициям и экономическому росту,а при отягчающих обстоятельствах приводит к краху реального сектора экономики.Высокая инфляция разрушает денежную систему,что усиливает отток финансовых ресурсов в торгово-посреднические операции и ускоряет «бегство» капитала,приводит к вытеснению во внутреннем обращении национальной валюты иностранной,подрывает возможности финансирования государственного бюджета.
Для каждой страны набор инструментов и степень вмешательства государства не являются универсальными. Есть специфика, отличия, применение тех или иных инструментов только в данной стране или группе стран. 2 ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭКОНОМИКИ В УСЛОВИЯХ ПЕРЕХОДА РОССИИ К РЫНКУ 2.1 Функции государства, направления и средства государственного регулирования в переходной экономике В переходной экономике по сравнению с административно командной системой происходит коренное изменение роли государства. Отказ от прежнего всевластия государства сопровождается превращением его в одного из участников хозяйственной деятельности. В то же время, поскольку рынок еще не стал целостной системой, а стихийное действие рыночных механизмов не всегда приводит к повышению экономической эффективности, в переходный период существенную роль в проведении преобразований играет экономическая политика государства. В переходный период государство изменяет свое положение в экономике и обретает новые функции. Система государственного регулирования в переходной экономике характеризуется двумя определяющими тенденциями.
Введение 1.Теория Кейнса: ключевые понятия 1.1.Предельная склонность к потреблению 1.2. Мультипликатор 1.3 Предпочтение ликвидности 2. Усовершенствование модели Кейнса его последователями 2.1 Общие положения «модели дохода-расхода» 2.2. Рынок товаров, денежный рынок и равновесие рынков 2.3. Равновесие рынков Заключение Список использованной литературы ВведениеСегодня, когда вопросы рыночной экономики особенно актуальны для России, мы обращаемся к опыту развитых капиталистических стран, к их прошлому и настоящему. Анализ послевоенного развития большинства промышленно развитых стран и особенно новых индустриальных государств свидетельствует о том, что существует прямая зависимость между экономической политикой государства и уровнем рыночных отношений: чем сильнее развиты рыночные отношения, тем значительнее государственное влияние на формирование рыночных механизмов и регуляторов. Именно государство создает условия для свободного предпринимательства и добросовестной конкуренции. В середине ХХ века в экономике развитых стран господствовала концепция кейнсианства. С конца 60-х гг. оно уступило место новым теориям.
В условиях завершения перехода к рыночным отношениям в переходной экономике России и сложившейся в данный момент становления экономической и политической стабилизации, отношения форм собственности играют далеко не последнюю, и даже, одну из основополагающих ролей в дальнейшем экономическом развитии нашей страны. Акционерные общества с момента их появления в Российской Федерации пережили бурный рост и по сей день их количество увеличивается: акционерные общества создаются вновь, реорганизуются, создаются путем разгосударствления. И этот процесс обусловлен, прежде всего, тем, что вложения средств в предпринимательскую деятельность, в общем, и в акционирование в частности, с целью получения дохода, стало в силу ряда причин весьма привлекательна для юридических и физических лиц. 1. Значение приватизации. Взаимосвязь собственности и хозяйствования как частей "пучка прав собственности" – показывает, что ответственное хозяйствование возможно только тогда, когда тот, кто хозяйствует, может присваивать остаточный доход, становиться его собственником рядом с собственниками тех ресурсов, которые привлекались изначально.
смотреть на рефераты похожие на "Структурная перестройка и инвестиционная политика России " Министерство образования Российской Федерации Новосибирская государственная академия экономики и управления Институт экономики учета и статистики Кафедра экономической теории Структурная перестройка экономики России и инвестиционная политика Курсовая работа по теме № 34 Выполнила: студентка группы 2092 института очного обучения, специальности «прикладная информатика в экономике» на базе среднего общего образования Черненкая Е.С. Зачетная книжка № 021934 Руководитель: Буслаева А.Н. Новосибирск 2003 Содержание: Глава 1. Структурная перестройка российской экономики. 1. Проблемы структурной перестройки российской экономики4 2. Основные направления 7 Глава 2. Инвестиционная политика России в переходный период 11 Список используемой литературы 21 Введение Россия - одно из крупнейших постсоциалистических государств, осуществляющих в своей стране переход к рыночной экономике. Экономика России не может быть охарактеризована ни как плановая, ни как рыночная - это своеобразная переходная экономика, сопровождающаяся кризисными явлениями.
Еще один признак умелого преодоления кризисных явлений—это проведение антидепрессионной политики правительства, которое в период ухудшения общеэкономической конъюнктуры увеличивало ассигнования на общественные строительные работы, снижало налоги и ставку учетного процента банка Японии. Ни одна из действующих моделей рыночной экономики не может быть полностью использована в нашей стране, хотя в большей мере нам импонирует японская модель экономики. Особенностью белорусской экономики является высокий удельный вес государственной собственности, монополизация и концентрация производства, управления и других сфер деятельности в руках государства. Республике Беларусь необходима своя модель рыночного хозяйства в переходный к рынку период. При этом экономика страны должна носить смешанный характер с преобладание государственного сектора и его дальнейшим укреплением посредством акционирования государственных предприятий. В переходный период, характерный для экономики Беларуси необходимость государственного вмешательства обусловлена решением задач, связанных с удовлетворением потребностей всего общества -–обеспечением крупных структурных сдвигов, финансовой поддержкой приоритетных направлений развития, расширением объектов социальной и производственной инфраструктуры, решением проблем безработицы, инфляции и экономического роста , справедливым распределением доходов, социальной защитой бедных, т.е. с теми направлениями экономики, которые определяют экономическую стратегию развития государства, регулирование макроэкономических пропорций и пути достижения целей общенациональной политики.
После либерализации цен в России стало ясно, что на смену государственной политике цен далеко не сразу приходит ценовая политика фирмы. Для этого необходим конкурентный и стабильный рынок, на создание которого направлены усилия современной экономической теории и экономической политики. Широкое распространение получили идеи о достаточности макроэкономической стабилизации и спросовых ограничений для прекращения инфляции и создания эффективного ценового механизма. С другой стороны появились попытки понять и объяснить особенности переходной экономики и специфику формирования рынков в постсоциалистических странах. Для характеристики особенностей инфляционных процессов стал широко применяться термин «инфляции издержек», связанный со структурными особенностями постсоциалистической экономики. Против этой точки зрения стали выступать сторонники «макроэкономического» направления, пытаясь доказать, что феномена «инфляции издержек» вообще не существует. Вопрос о причинах и природе инфляции в переходной экономике стал предметом острых экономических и политических дискуссий. Инфляция как таковая - это, безусловно, денежный феномен, означающий снижение покупательной способности денег.
Рассмотрим подробнее, что же такое переходная экономика? 1.Переходная экономика: понятие, черты, разновидности, особенности, функции Переходная экономика — переходное состояние от одной экономической системы к другой экономической системе. В результате этого перехода осуществляется принципиальное преобразование основ данной системы, которые обусловливают генезис и развитие, как новых черт переходной экономики, так и ее особенности1. Выделяют следующие основные черты переходной экономики. 1.Переходной экономике предстоит создать базис новой экономической системы, в то время как прошлая экономика воспроизводилась на своем базисе. Термин «базис» в экономической теории является ключевым и включает в себя: тип собственности на средства и продукты производства; формы хозяйственных связей; тип координации деятельности между субъектами экономики. С созданием базиса новой экономики завершается переходное состояние экономической системы и она обретает новое качество. 2.Важной чертой переходной экономики является ее многоукладность.
Поэтому общие для переходной экономики закономерности получают разные формы проявления в различных условиях. Это необходимо учитывать при разработке программ реформирования экономической системы в переходный период. Особенности функционирования переходной экономики. Специфика переходной экономики как «смешанной», структура которой представлена единством элементов современного рыночного хозяйства и административно-командной системы и в которой не действуют в полной мере экономические связи как прошлой, так и будущей системы, обусловила следующие особенности ее функционирования. Первая особенность связана с преемственностью (инерционностью) воспроизводственного процесса, исключающего возможность быстрой замены существующих экономических форм другими, желательными. Другой особенностью функционирования переходной экономики является интенсивное развитие всех новых форм и отношений. Основные проблемы переходной экономики и пути их решения Проблемы экономики переходного периода. Создание экономической системы нового типа, преодолевающей недостатки прежней командно-плановой и обеспечивающей рост эффективности хозяйствования, - довольно сложный процесс.
Главной причиной продолжающегося трансформационного кризиса предприятий была слабость структурных реформ в экономике. В переходной экономике, как правило, сохраняется достаточно масштабный государственный сектор, включающий стратегически важные предприятия. Однако предприятия, находящиеся полностью или частично в государственной собственности, подвергаются реорганизации – преобразованию в акционерные общества с соответствующим изменением системы управления, позволяющей отделить функции профессионального менеджмента от контроля собственника. Под государственным контролем остаются также сделки купли – продажи земель сельскохозяйственного назначения. Частный сектор переходной экономики включает предприятия двух типов: частные фирмы на собственной основе, учреждения на средства граждан и негосударственных юридических лиц, а также частные и смешанные компании, образованные путем частичной или полной приватизации государственных предприятий. Тип этих компаний по структуре акционерного капитала и особенностям корпоративного управления зависит от конкретного метода приватизации. Ключевую роль в рыночной адаптации как и государственных, так и приватизационных предприятий играет их последовательная и целенаправленная структуризация.
Нетрудно также заметить, что исходная точка Графика 2 (Е – точка равновесия) есть конечная точка Графика 1. И это не случайно: экономическая практика знает только одно состояние предпринимательства – «доходное». Невозможен доход – невозможен и рынок. P Экономика Рыночный сектор Нерыночный сектор M A E 0 D C График 3. Модель смешанной экономики. Обледенив обе рассмотренные - рыночную и нерыночную – модели в рамках одного графика, мы и получаем обобщенную модель устройства современной экономики как экономической системы смешанного (двухсекторного) типа. При этом под «смешанностью» современной экономики следует понимать неизбежность и необходимость сочетания двух полярных, альтернативных, диаметрально- потивоположных форм организации общественного производства – «рыночной» и «нерыночной».Глава III Общие черты и различия. Из разграничении понятий смешанная экономика и переходная экономика выпекает ряд теоретических положений, которые необходимо учитывать в современной экономической стратегии правительству России.
![]() | 978 63 62 |