![]() 978 63 62 |
![]() |
Сочинения Доклады Контрольные Рефераты Курсовые Дипломы |
![]() |
РАСПРОДАЖА |
все разделы | раздел: | Экономика и Финансы | подраздел: | Экономическая теория, политэкономия, макроэкономика |
Опыт антимонопольного законодательства в России и в развитых капиталистических странах | ![]() найти еще |
![]() Молочный гриб необходим в каждом доме как источник здоровья и красоты + книга в подарок |
Теперь мы стали умными, а вы пятилетними детьми». Как говорится, не в бровь, а в глаз. Но детям, зацикленным на «дальнейшей приватизации» и «углублении рыночных реформ», все нипочем. Невменяемость, оказывается, свойственна не только нашей творческой интеллигенции, но и чиновникам высокого ранга, стоящим у руля страны. Вот так и получается: в развитых капиталистических странах активно и целенаправленно используют советский опыт и советские достижения, а либеральные реформаторы нынешней России покаянно преклоняют колени перед пресловутой «рыночной моделью», ориентируясь даже не на вчерашний позавчерашний день капиталистической экономики! Если это «новаторство» и «прогресс», то что же тогда считать «консерватизмом» и «ретроградством»? Когда говорят, что социализм проиграл соревнование капитализму по эффективности и качеству производства, надо уточнять, какой именно социализм: соревнование с Западом проиграл хрущевский, а больше всего брежневский, застойный и деформированный социализм. Сталинский социализм это соревнование выигрывал, причем со значительным преимуществом
Зарубежный опыт стимулирования и регулирования капиталовложений на региональном уровне может быть полезен для России сейчас. Проблема децентрализации инвестиционной политики актуальна в связи с тем, что в столь обширной стране, как Россия, между субъектами Федерации имеются существенные различия по всей совокупности факторов, определяющих экономическую и инвестиционную ситуацию. Поэтому законодательное закрепление прав и ответственности федеральных, региональных и местных властей, создание соответствующих механизмов стимулирования капиталовложений являются необходимыми условиями саморазвития территорий. Одними из важнейших макроэкономических процессов, тесно переплетённых с инвестициями (а именно с большими капиталовложениями в начальный период), являются структурные преобразования промышленности. Но структурной перестройке промышленности в развитых капиталистических странах предшествовал подготовительный период, в течение которого определялись подотрасли, предприятия и производства, подлежащие свёртыванию в первую очередь.
В домнах будет потребляться на пять-десять процентов энергии меньше, если их объем увеличить с 2000 до 5000 кубометров. Применение непрерывной разливки стали на 20 процентов увеличивает выход годного металла и тем самым также снижает расход энергоресурсов. Если увеличить долю лома как первичного сырья, то опять-таки существенно экономится энергия - энергозатраты при производстве стали изменятся в десять, а алюминия даже в пятнадцать раз. В некоторых газетных статьях иногда встречаются неточности, создающие неправильное представление о возможных масштабах экономии энергии в черной металлургии. Например, утверждается, будто "применение кислородно-конвертерного способа позволяет в десять раз уменьшить потребление топлива при производстве стали по сравнению с мартеновским". Слов нет, кислородно-конвертерный способ очень прогрессивен и позволяет сократить потребление природного газа раз в десять. Но только природного газа. Общее же потребление энергии в конвертерc иногда выше, чем в мартене. Уже сейчас кислородно-конвертерное производство в промышленно развитых капиталистических странах обеспечивает около двух третей выпуска металла
Бедные и богатые по-прежнему существуют даже в самых благополучных высокоразвитых странах. Однако бедность – понятие относительное. Русская поговорка «У кого щи жидковаты, а у кого жемчуг мелковат» хорошо отражает эту проблему. Бедность – это уровень дохода, достаточный для того, чтобы поддерживать прожиточный минимум. Прожиточный минимум, или черта бедности говорит не о границе выживания, а о минимальном уровне стандарта жизни. Разумеется, этот стандарт будет различным у разных стран и народов, и у одной и той же страны, но на разных этапах ее развития. Крупный просчет в области организации оплаты труда в масштабах страны был допущен в России в середине 80-х годов, когда государство, не сумев перестроиться на рыночный лад и взять на вооружение прогрессивный зарубежный опыт, просто-напросто отдало на откуп предприятиям решение всех вопросов оплаты труда. Попутно следует отметить, что государственные учреждения и предприятия в развитых капиталистических странах сами по себе играют важную роль своего рода проводников показательных, наиболее близких к объективным требованиям экономики критериев оплаты труда.
Это ставило "Хасперус" в выгодное положение при получении фрахта. Су дно'хорошо знали фрахтователи и грузополучатели: три бронзовых шара под бушпритом - отличительный знак "Хасперуса" - был известен каждому моряку. Шли годы... "Хасперус" старел, уступая океанские пути судам с механическими двигателями. В конце концов клипер был переведен в разряд учебных судов. Славная история одного из последних клиперов парусной эпохи продолжилась в России. Развитие капиталистических отношений в России, рост торгового флота страны требовали все большего количества хорошо подготовленных командных кадров. Попытки наладить общую систему подготовки кадров для торгового флота не увенчались успехом. Только в 1867 г. был опубликован закон об учреждении мореходных классов взамен существовавших ранее закрытых морских учебных заведений. Мореходные классы были доступны всем сословиям и предназначались для людей, связанных с работой на море: рыбаков, матросов, недипломированных судоводителей малых парусных судов. Обучение в мореходных классах и их комплектация имели ряд недостатков: бессистемное преподавание, отсутствие единых программ, малоквалифицированные преподаватели
Путь к сильной и процветающей России может лежать только через внедрение на основной массе предприятий России народной формы собственности. Все другие пути превратят Россию в сырьевой придаток развитых капиталистических стран с соответствующим уровнем жизни трудящихся. Политическая партия, необходимая сейчас России, это партия, которая должна иметь, по сути, одну единственную цель – внедрение народной формы собственности. Пути, методы внедрения этой формы собственности должны определяться в соответствии с конкретной политической ситуацией. Например, на данный момент, когда в общественное сознание еще не внедрена идея единственно верного пути развития России, можно пытаться (пользуясь определяемым законодательством плюрализмом собственности) внедрять народную форму собственности на малорентабельных и нерентабельных предприятиях (которые по этой причине не были прихватизированы). Повышение производительности труда на таких предприятиях будет наилучшей пропагандой того пути, который приведет Россию к процветанию. Конечная цель такой партии: создание производственных отношений, обеспечивающих распределение дохода между трудящимися в соответствии с количеством и качеством вложенного в производство этого дохода труда каждого члена трудового коллектива.
Она получила статус герцогства в составе Шведского королевства в 16 веке. В результате русско-шведской войны 1808-9 гг. Финляндия вошла в состав России на правах Великого княжества. В стране было сохранено законодательство шведского периода, введена собственная денежная единица, учреждена почтовая служба и построена железная дорога. Хельсинки стал столицей в 1812 году (вместо Турку). Официальным языком остался шведский, а с 1863 года, наряду с ним, и финский. После распада Российской империи Финляндия провозгласила 6 декабря 1917 г. независимость, что привело к гражданской войне. В 1919 г. была принята нынешняя Конституция, в соответствии с которой Финляндия является западной демократией с рыночной экономикой. В конце тридцатых годов СССР предъявил Финляндии ультимативное требование о передаче территорий, имея целью гарантировать безопасность Ленинграда, однако Финляндия отвергла его. Это привело к т.н. "зимней войне" 1939-40 гг. В результате II мировой войны Финляндия была вынуждена передать СССР обширные участки Финской Карелии. Кроме того, Финляндия выплатила репарации в сумме 500 миллионов долларов США (по нынешнему курсу). В настоящее время Финляндия - развитая капиталистическая страна, с мировой экономикой.
Зависимость царизма от мирового финансового капитала, незначительный вывоз капитала из России, наличие большого, так называемого казенного хозяйства (казенных заводов, железных дорог, земель, лесов), видная роль государства в кредите — все это накладывало своеобразный отпечаток на монополистический капитал в России. Россия относилась ко «второму эшелону» стран, вступивших на путь капиталистического развития. У таких стран оно началось позднее, чем у ведущих стран Запада. Но за пореформенное сорокалетие, благодаря высоким темпам экономического роста, прежде всего промышленности, она проделала путь, на который Западу потребовались века. Этому способствовал ряд факторов и прежде всего — возможность использовать опыт и помощь развитых капиталистических стран, а также экономическая политика правительства, направленная на форсированное развитие некоторых отраслей промышленности и железнодорожное строительство. В результате российский капитализм вступил в империалистическую стадию почти одновременно с передовыми странами Запада. Для него были характерны все основные черты, свойственные этой стадии, хотя имелись и свои особенности.
В последние десятилетия в развитых капиталистических странах, а в последние годы и в России, интерес к социально-психологическим аспектам, «человеческому» фактору управления резко возрос. Практическое использование новейших научно-технических достижений как в области технических средств, так и в области методологии показало, что главная роль в процессах управления принадлежит не техническим средствам, а людским ресурсам. Это наглядно демонстрирует, например, опыт использования в управлении вычислительной техники. После появления таковой активно выдвигались заявления о том, что в скором времени управляющие функции в полном объеме перейдут от человека к ЭВМ. Представляется очевидным, что этим надеждам вряд ли суждено сбыться в обозримом будущем. Практика подтверждает, что существует широкий круг проблем управления, которые на современном уровне развития науки в принципе не поддаются формализации, тех проблем, при разрешении которых необходим нестандартный творческий подход. Анализ японского управления персоналом представляет особый интерес по следующим причинам. Во-первых, это та область менеджмента, где наиболее разительно проявляются отличия японского стиля от достаточно хорошо изученного и широко распространенного в развитых капиталистических странах западного (американского) стиля.
В развитых капиталистических странах реальные налоги на современном этапе потеряли свое значение. В странах Африки, они вообще не получили широкого распространения. К личный налогам относятся подоходный налог населения и на прибыль корпораций - при этом корпорация рассматривается как юридическое лицо), налог на сверхприбыль, на передачу наследств и дарении; на капитал, поимущественный и подушный налоги, реальным - поземельный, подомовой, промысловый, ценные бумаги. По сравнению с косвенными налогами прямые налоги обладают рядом преимуществ: непосредственная связь с размерами дохода, прогрессивность (увеличение ставки обложения по мере роста доходов налогоплательщика), относительная стабильность по сравнению с доходами от таможенных пошлин, зависящих от колебаний мировых цен на африканский экспорт. Сферу прямого налогообложения ограничивает также освобождение от налогов правительственных чиновников, военной верхушки, щедрые налоговые льготы иностранным компаниям. Действующее в африканских странах законодательство о прямых налогах во многом испытывает на сев влияние бывших метрополий. С точки зрения используемой техники налогообложения выделяются две большие группы стран: следующие английским традиция налогообложения {англоязычные) и опирающиеся на французский опыт (франкоязычные).
Количество подобных лиц не поддается точному учету и контролю ввиду "прозрачности" границ России с ее южными соседями. По оценочным данным, их в столице и Московской области осело более 180 тысяч человек. Ситуацию осложняет то, что основная масса этих лиц имеет значительную этнокультурную дистанцию, не знает русского языка, совершенно не знакома с российским законодательством. К тому же в большинстве стран выезда весьма тяжелая санитарно-эпидемиологическая обстановка, что создаст угрозу распространения инфекций и эпидемий в Российской Федерации. Основная масса из этой категории иностранных граждан рассматривает Россию только в качестве транзитного пункта и пытается любыми способами выехать в развитые капиталистические страны, избегая в большинстве своем учета и регистрации. В то же время среди иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся в настоящее время на российской территории, имеются желающие получить статус беженца, политическое убежище и натурализоваться именно в России. Затраты на адаптацию и размещение этой категории, согласно действующему законодательству и конвенции ООН 1951 года, целиком должны осуществляться за счет средств федерального бюджета, что в настоящее время является непосильным бременем для Российской Федерации.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ Сегодня, можно с удовлетворением констатировать, что традиционно существовавший разрыв между Россией и развитыми капиталистическими странами в области теории и практики конкуренции, по крайней мере, перестал углубляться. Реальный переход к рыночным отношениям объективно потребовал более серьезного отношения к этому Особенность ситуации состоит и в том, что в распоряжении российского бизнеса находится теоретический и огромный практический опыт мировой конкуренции. Есть возможность, не теряя времени на самостоятельные разработки, усвоить уроки системного, комплексного решения проблемы, чтобы избежать дорогостоящих ошибок. В создавшихся условиях особенно важно выделить наиболее ценное в имеющейся практике и на этой основе предложить механизм выбора таких приемов и методов конкуренции, которые, с одной стороны, отвечали бы особенностям развития конкретного производства, с другой — сложившейся в России рыночной ситуации и тенденциям ее развития. Опыт последних лет свидетельствует об усилении конкуренции во всех сферах рыночной деятельности. Появление большого количества новых предприятий и организаций, либерализация импорта, образование рынка капитала, внедрение на российский рынок иностранных компаний - все это значительно осложнило рыночную ситуацию.
Россия относилась ко " второму эшелону " стран, вступившихна путь капиталистического развития позднее ведущих странЗапада. Но за пореформенное сорокалетие, благодаря высокимтемпам экономического роста, прежде всего промышленности,она проделала путь, на который Западу потребовались века.Этому способствовал ряд факторов и прежде всего - возможностьиспользовать опыт и помощь развитых капиталистических стран,а также экономическая политика правительства, направленная нафорсированное развитие некоторых отраслей промышленностии железнодорожное строительство. В результате российскийкапитализм вступил в империалистическую стадию почтиодновременно с передовыми странами Запада. Для него былихарактерны все основные черты, свойственные этой стадии,хотя имелись и свои особенности. После промышленного подъема 90-х годов Россия пережилатяжелый экономический кризис 1900-1903 гг.,затем периоддлительной депрессии (1904-1908). В 1909-1913 гг. экономикаРоссии сделала новый резкий скачок. Объем промышленногопроизводства возрос в 1.5 раза. На эти же годы пришелсяряд необычайно урожайных лет, что придало экономическомуразвитию страны прочную базу.
Предприятие также может быть учреждено в результате принудительного разделения в соответствии с антимонопольным законодательством России. Споры по вопросам выделения и разделения предприятий решаются в судебном или арбитражном порядке. По любому из предложенных вариантов государственное или муниципальное предприятие может быть создано только органом уполномоченным управлять государственным или муниципальным предприятием, организацией, объединением. Инициатива может принадлежать трудовому коллективу структурного подразделения или структурной единице, но без согласия фактического учредителя малое государственное или муниципальное предприятие не может быть создано. Руководителей крупных производств можно понять: вложено столько сил и средств в развитие хозяйства и теперь отдавать все это по частям на сторону - какой смысл? Но все же муниципальное предприятие является непременным атрибутом жизни местных коллективов во всех промышленно развитых странах Запада. Собственность, принадлежащая низшим и средним региональным звеньям местного управления играют существенную роль в экономике и социальной сфере отдельных регионов.
Для оценки возможностей не формальной, а сущностной экономической интеграции ЦВЕ в ЕС полезно констатировать, что за полтора десятилетия в регионе появились средние слои материально обеспеченного населения и независимое предпринимательство, включая мелкий бизнес, перенимается управленческий опыт развитых капиталистических стран, происходит адаптация законодательства в хозяйственной сфере к нормам и практике ЕС-15, расширяется ассортимент товаров массового спроса и услуг. Темпы, количественные и качественные характеристики этих явлений в разных странах неодинаковы и достаточно условны31. Сохраняются более низкая по сравнению с ядром Европы технологическая и инфраструктурная оснащенность экономик, более низкое качество культуры труда и рабочей силы и, как следствие, невысокая конкурентоспособность большинства производимых в регионе товаров и услуг. Никто не в состоянии дать точный прогноз о сроках преодоления этого отставания, как и с уверенностью предположить, что оно вообще произойдет, поскольку за это время развитые страны также не будут стоять на месте.
Спустя некоторое время американские корпорации поняли удивительную эффективность новых японских методов организации производства и стали активно копировать японский опыт. Постепенно начала складываться целостная картина вокруг понятий CWQC (compa y wide quali y co rol – управление качеством в масштабах компании) и QC ( o al quali y co rol – всеобщий контроль качества). Западные компании усвоили японские новшества, и пошли дальше, используя слабость японцев в информационных технологиях и в производительности «труда белых воротничков». Что касается России, то есть одно обстоятельство, о котором необходимо сказать: в значительной степени оказался забытым накопленный десятилетиями отечественный опыт управления качеством. Создается впечатление, что мы оказались как бы на пустом месте, и все надо начинать с нуля. С этим согласиться нельзя. Еще в 50-е гг. в нашей стране была разработана и начала успешно применяться, прежде всего – в ВПК, система КС УКП – комплексная система управления качеством продукции. Многие ее элементы с успехом использовали тогда в развитых капиталистических странах и, в частности, в той же Японии, адаптировав ее к своим условиям.
К этим условиям следует отнести: внедрение в производство результатов современного научно-технического прогресса; создание необходимых пропорций между отраслями экономики, в т.ч. путем ее структурной перестройки; выделение приоритетных направлений экономического развития; осуществление эффективной налоговой политики; совершенствование финансовых механизмов функционирования экономики и т.д. Созданию этих условий может способствовать, в частности, государственная научно-техническая, инвестиционная и финансовая политика. Такой опыт есть. В целом ряде капиталистических стран, в т.ч. в США, с успехом применялось учение Джона Кейнса о государственном регулировании экономики. Его сторонников немало в других государствах. На этом поприще может проявить себя и Россия. Эволюция экономической жизни общества не исключает возможности структурной перестройки экономики, коренных изменений в области отношений собственности на средства производства, денежной и финансовой системы и др. реформ в той или иной стране. При этом реформаторам важно осознавать то, что в развитии экономики работает на перспективу, понимать текущие и долговременные интересы различных социальных групп общества, а также ближайшие и отдаленные последствия предпринимаемых действий.
Поэтому чрезвычайно необходимо, чтобы население Украины осознало всю пагубность и все отрицательные последствия монополии как таковой. Бесспорно, в некоторых случаях (но лишь в малой толике от их общего количества) существование монополии является оправданным и необходимым, но за этими процессами должен осуществляться жесткий контроль со стороны государства по недопущению злоупотребления своим монопольным положением. Решающую роль в создании на рынке благоприятной конкурентной среды играют антимонопольное законодательство и деятельность антимонопольных органов, правильное поведение которых способствует стабилизации всей экономики в целом. Антимонопольная служба Украины еще очень молода, но уже сделаны ее первые шаги к нормализации ситуации по данным проблемам. Намного больше ей еще предстоит сделать, и эти действия должны осуществляться одновременно с усовершенствованием антимонопольного законодательства Украины. В данном направлении нужно обратить особое внимание на более чем вековой опыт антимонопольного законодательства США и на антимонопольную практику других развитых стран.
![]() | 978 63 62 |