![]() 978 63 62 |
![]() |
Сочинения Доклады Контрольные Рефераты Курсовые Дипломы |
![]() |
РАСПРОДАЖА |
все разделы | раздел: | Экономика и Финансы | подраздел: | Экономическая теория, политэкономия, макроэкономика |
От кризиса к стабилизации. Дальнейшая судьба реформ в России | ![]() найти еще |
![]() Молочный гриб необходим в каждом доме как источник здоровья и красоты + книга в подарок |
Дело в том, что традиционное общество, не «хлебнувшее» достаточной порции капитализма и не освоившее некоторых буржуазных ценностей, в современном мире оказывается слишком хрупким и неустойчивым. Массовое сознание в таком обществе слишком «пралогично», и государство не имеет поддержки не только глубоко эшелонированного гражданского общества, но и всеохватывающего стабилизирующего фактора в виде рационально осознаваемых и рассчитываемых материальных интересов. Тот подрыв культурной гегемонии государственного строя, который был легко проведен в советском обществе, был бы немыслим в обществе рационально мыслящих индивидов. Этот вывод подтвержден реальным опытом многих, весьма разных культур. Кризис и травмы, нанесенные реформой России, будут не напрасны, если мы сумеем из этого «глотка капитализма» впитать и встроить в свой культурный аппарат и в систему социальной организации все фрагменты информации, необходимой для жизни в современном динамичном мире. Упомянем хотя бы обязанность блюсти свой интерес и бороться против всяких изменений жизнеустройства, ведущих к ущемлению этого интереса
Особенно обострилась борьба крестьян против выхода на отруба и хутора на Киевщине, где новое аграрное законодательство насильственно внедрялось ускоренными темпами. Всего в течение 1907 - 1910 годов в селах Украины произошло свыше 1400 выступлений крестьян против помещиков, кулаков и представителей царской власти. Крестьянское движение, продолжавшееся в годы реакции, сорвало попытки царизма решить аграрный вопрос в пользу помещиков. Период столыпинской реакции занимает особое место в истории украинского народа. Царизм попытался с помощью новой аграрной политики расколоть ряды активного участника революции и самого многочисленного класса стары - крестьянства. В действительности же столыпинская аграрная реформа еще больше обострила социальные противоречия между крестьянской беднотой и кулачеством.Литература : 1. Аврех А.Я."Столыпин и судьбы реформ России"- М.:Политиздат, 1991. 2. Полонська- Василенко Н. "История Украины": в 2т. Т.2. с середины 17 столетия до 1923 года - 2-е изд- к.:Лыбидь, 1993. 3. "Экономическая история СССР и зарубежных стран": учебник для экономических специальностей вузов / Сарычев В.Г., Чунтулов В.Т., Успенский А.А. и др.; под редакцией И.Н.Шемякина и др.-М.: Высш.школа, 1978. 4. "История Украинской ССР". В 10 томах. Т.5 Украина в период империализма (начало 20 века) - Киев.: Наукова думка, 1983.Часть 3. Развитие народного хозяйства Украины в составе СССР. 3.1. Политика "военного коммунизма": истоки, противоречия, последствия.Политика молодого военного государства в 1919- 1921 годах, вошедшая в историю под названием "военного коммунизма" имела истоки как общего теоретического, так и конкретно исторического порядка.
Поэтому возвращаемся к началу – войну вёл не русский народ (подчеркиваю, что в русских включаются все, чувствующие единство, вне зависимости от крови), а правительство России. И оно проиграло. А так как все кабинеты и президенты в демократической России являются преемниками друг друга, то из этого делаем вывод, что то правительство, которое сейчас находится в России – это местная туземная администрация оккупационного режима. Если рассматривать правительство с этой точки зрения, то её действия становятся понятными и логичными. И то, что они выводят из России все деньги и ресурсы, которые могут. И то, что они ведут пораженческую внешнюю политику. И то, что они совершенно не занимаются развитием страны. И многое другое. В этой связи, кстати, становится понятно и почему Чечня дает практически 100% голосования за правящую партию и соответствующего президента. Какова дальнейшая судьба оккупированной России? Как у всех стран – период оккупации рано или поздно кончается, причем особо длительным он никогда не бывает. Какова судьба оккупационного правительства? Она всегда незавидна и всегда развивается по одному сценарию
Итак, Россия еще раз вступает в полосу модернизации. Насколько сегодня она будет успешной – определит и ее дальнейшую судьбу. С одной стороны, в нашей стране за последние десять лет образовались некоторые необходимые, но все же недостаточные для успеха условия. С другой стороны, ресурсы для модернизации значительно уменьшились по сравнению с 1985 годом. Существенно отметить два момента. Первый момент заключается в том, что «в модернизационных проектах для России даже ее горячими патриотами всегда принимались модели или образцы, сформировавшиеся вне ее культурных пределов, традиций, опыта и культурных ценностей, следовательно, предусматривалась та или иная процедура навязывания, насильственного воздействия»3. Не потому ли успех реформ такого рода напрямую зависел от воли и эффективности центральной власти, рискнувшей проводить их. Второй момент заключается в том, что обычно от России и ее общества требовалось признание неэффективности, тупиковости, бесперспективности ее внутренних естественно сложившихся тенденций жизни и развития, следовательно, и необходимость их ликвидации. «Свой шанс модернизации страны, существовавший благодаря нефтедолларам, мы «проели» в 60-70 годах – расплатой стал кризис советской экономики, упустили в 1985-1991 годах, потопив в дебатах о сроках и методах реформирования – в результате чего получили распад СССР, значительный спад производства и уровня жизни населения»4.
О дальнейшей судьбе и перспективах КПЕ рассказано в конце главы 14. 11. Впервые в истории человечества у людей есть выбор Вступайте в ряды «Единения» Обращение Президиума ЦС КПЕ к народу СООТЕЧЕСТВЕННИКИ И СООТЕЧЕСТВЕННИЦЫ! За годы «перестройки и реформ» перед вами прошли десятки партий со своими планами улучшения жизни. Все они признают, что в России дело плохо, но о причинах не говорят. А причина — в глобальном кризисе человечества по всем вопросам: в ресурсах, экономике, финансах, экологии и т. д. Всё это зафиксировано главами всех государств планеты на конференции в Йоханнесбурге в августе 2002 года. Выйти из кризиса глобализаторы (силы Запада) пытаются за счёт ресурсов и пространства России. Для этого и была развёрнута против нас «холодная» война — война информационная, когда народ так оболванили, что люди сами выполняют цели оккупантов. И сейчас на Запад текут наши газ, нефть, лес, мозги… Как это достигнуто? Глобализаторы сумели всех нас стравить друг с другом: по национальностям, по религиозным конфессиям, все партии отстаивают свои частичные цели
В дальнейшем влияние этой идеологии в России неуклонно снижалось, и сегодня она пребывает в состоянии глубокого кризиса. В отечественной историографии пока еще мало исследований на эту тему. Представители отечественной общественно-политической мысли оценивают либерализм и его судьбу в России в зависимости от своей партийно-политической позиции: национал-патриоты и коммунисты считают его чужеродным явлением, продуктом иностранного влияния; представителипротивоположного, "демократического" лагеря в последние годы озабочены по преимуществу выяснением причин стремительного падения его влияния в России после 1991 г. При этом "разочаровавшиеся" демократы объясняют неожиданный для них поворот реформ "перерождением" или "предательством" своих политических соратников, оказавшихся после 1991 г. у власти, а также тем, что те действовали не в строгом соответствии с заветами либерально-демократического движения оппозиционного периода. Явная растерянность и противоречивость в объяснении резкого падения авторитета либеральной демократии заключены в оценках Л.Тимофеева, являющегося одним из видных идеологов современного российского либерализма. В 1993 г. он объявил роковой ошибкой демократов из диссидентского лагеря их вступление в альянс в конце 80-х гг. с "демократами" из КПСС и помощь этим "двуличным политикам" в обретении власти.
И в этом же состояло одно из самых глубоких противоречий российской действительности того времени. Кризис российского общества поставил в качестве главного вопрос о путях дальнейшего развития страны. Так или иначе в его решение были втянуты все классы, социальные слои и социальные группы, политические партии и революционеры. Выбор пути дальнейшего общественного развития России стал предметом не только творческой мысли, но и основой практической политики. Последнее десятилетие существования самодержавия пришлось на период, когда страна окончательно встала на капиталистические рельсы. Царизм продемонстрировал различный подход к экономической и политической модернизации России. Политическая модернизация отставала от изменений в экономической сфере. Противоречивость этого процесса была традиционной для России. В исторически сжатый отрезок времени (1905-1914) повторилась знакомая схема: сначала отрицание самой возможности реформы, затем вынужденные реформы в условиях социально-политического кризиса и, наконец, свертывание реформы после стабилизации обстановки.
XV- первая половина XIX века. // Вопросы истории .2001. №3. Манько А. В. Российская коммерция: страницы прошлого. М., 1996. Морунова А. П. История экономики России: Учебное пособие. М., 1999. Миронов Б. Н. – Новое видение истории России XVIII – первой половины XIX в. // Вопросы истории. 2001.№11. 1000 лет русского предпринимательства: из истории купеческих розов. М., 1995. Тимошина Т. М. Экономическая история России. М., 1998. Фроянов И. Я. Киевская Русь: очерки социально – экономической истории. Л.,1974. Хромов П. А. Очерки экономики докапиталистической России. М., 1988. Яковлев С. Е. – Казенные машинные суда на Волге в середине XVIII века. // Вопросы истории. 2001. №4. Тема 3. Россия в XIX веке: на пути к индустриальному обществу. Самодержавие в первой половине XIX века. Кризис крепостничества. Реформы 60 – 70-х годов и контрреформы 80-х – начала 90-х годов. Утверждение капитализма в России. Общественная мысль и общественно – политические движения XIX века. Источники социализма в России. Вопросы для самоконтроля Каковы были главные тенденции мирового развития в XIX веке? Как вписывалась Россия в этот процесс? Дайте оценку деятельности М. Сперанского. Чем можно объяснить ограниченность либеральных реформ Александра I? Каковы были причины и последствия выступления декабристов? Как относился Николай I к реформам? Почему идеология консерватизма возобладала в его внутренней и внешней политике? Какие идейные течения получили распространение в 30 – 40-е годы XIX века? Что побудило Александра II к проведению реформ? Какую роль сыграла в принятии этого решения Крымская война? Как повлияли реформы на дальнейшую судьбу российского государства? Какие социально – экономические и политические изменения произошли в стране? Расскажите о функциях земств.
Заметим, что данная задача может не иметь решения. В этом случае мы оказываемся в определенной выше чрезвычайной продовольственной ситуации и вынуждены отказаться от мер рыночного регулирования с переходом к нормативном и вынуждены отказаться от мер рыночного регулирования с переходом к нормативному распределению продовольствия. Проблемы экономической безопасности России в условиях перехода к рынку порождены либо тяжелыми "наследственными" болезнями еще советской экономики, либо болезнями "гайдаровской" экономики, либо неадекватными методами их лечения, или же всем вместе. Отсюда - и сам подход к устранению экономических проблем или, по крайней мере, к смягчению их пагубного влияния на дальнейшие судьбы страны. Во главу угла следует поставить быстрейший выход России из экономического кризиса, оздоровление реального сектора экономики, возобновление инвестиционного процесса. С этой точки зрения продолжение прежнего курса, пренебрегающего тяжелым положением в реальном секторе экономики во имя финансовой стабильности и проводимого под лозунгами десоциализации и капитализации, неприемлемо.
Фактически монголо - татары сломали российскую судьбу и стимулировали иную. Подумайте, так ли это ? Но эта тема будет предметом вашей последующей практической работы. Ответьте на вопросы, определив для себя степень понимания изученного материала. 1. Почему XIII век - труднейший период в истории средневековой Руси? 2. В чем проявлялось татаро - монгольское иго? 3. В чем разница между вассалитетом в Европе и княжеско - подданичискими отношениями на Руси? Тема V. “Создание Российского централизованного государства”. В процессе самостоятельной работы в соответствии с учебной программой вам предстоит освоить следующие вопросы и приобрести соответствующие знания и умения: 5.1 Причины возвышения Московского княжества и его роль в объединении русских земель. 5.2 Характерные черты централизованного государства. 5.3 Особенности образования централизованного Российского государства. 5.4 Значение реформ Ивана Грозного для дальнейшей судьбы России. З и У а) знать , что формирование Российского централизованного государства совпало с образованием монархий в странах Западной Европы; б) понимать факторы, определяющие специфику этого процесса в России.
Философия этого подхода: "лидерство вместо прямого контроля". 3.8. Россия имеет право предлагать развитие той или иной модели взаимодействия с соседними странами, но не должна жестко навязывать их. Тем более силовым путем. Народы и руководящие круги соседних стран должны сами сделать тот или иной выбор. Но и цена отказа должна быть достаточно ясной с самого начала: ослабление стимулов экономической, политической или военно- политической поддержки со стороны России. Такая формула вызовет по всей вероятности меньшее сопротивление во внешнем мире, поскольку не приведет к качественному военно-политическому усилению России и одновременно обеспечит большие возможности для стабилизации ситуации на пространстве бывшего СССР. Видимо, только выйдя из кризиса, успешно осуществив экономические реформы, добившись резкого роста экономического могущества и благосостояния, Россия может позволить себе более тесную интеграцию с теми из республик бывшего СССР, которые захотят этого и если это будет выгодно самой России. 3.9. Конкретными направлениями действий России по претворению в жизнь политики, основанной на философии "лидерство вместо контроля" могли бы стать следующие: 3.9.1. Настаивание на снятии всех ограничений на движение товаров, на создании условий для участия капиталов всех стран в приватизации; передача промышленных и иных активов в обмен на долги.
Это обстоятельство и в прошлом вызывало немало конфликтов и распрей. И турецкие, и австро-венгерские власти всегда стремились использовать религиозную нетерпимость между этими народами в своих целях. Австрийцы, например, предоставляли определенные привилегии хорватам, что вызывало справедливое недовольство сербов и мусульман. Босния и Герцеговина стала эпицентром кризиса, который привёл к Первой мировой войне. Подъему национально-освободительного движения народов Балканского полуострова способствовали восстание против османского господства в Боснии и Герцеговине (1875-1876) и русско-турецкая война (1877-1878). Россия стремилась использовать традиционное влияние в этом регионе с целью укрепления своих позиций на Балканах. Сан-Стефанский мирный договор, подписанный по окончании русско-турецкой войны и решения Берлинского конгресса оказали кардинальное влияние на дальнейшую судьбу балканских народов. Болгария. По Сан-Стефанскому договору предусматривалось создание самостоятельного государства Болгария, в состав которого вошли бы все болгарские земли.
Содержание Введение 1. Личность Е.Ф. Канкрина 1.1 Краткая биография 1.2 Взгляды Е.Ф. Канкрина 2. Деятельность Е.Ф. Канкрина на посту министра финансов 3. «План финансов» М.М. Сперанского 4. Финансово-кредитная реформа 1839-1843 гг. 4.1 Причины и цели реформы 4.2 Проведение реформы 5. Дальнейшая судьба преобразований Заключение Список использованной литературы Введение Тема моего реферата – Финансово-кредитная реформа Е.Ф. Канкрина. Для меня она представляет определенный интерес, так как в курсе истории экономики она рассматривается мало и не так широко известна, как, например, финансовая реформа С.Ю.Витте или аграрная реформа П.А.Столыпина. Исходя из этого, цели моего реферата будут следующие: во-первых, осветить саму реформу, выяснить её причины, этапы проведения и значение; во-вторых, раскрыть вопросы, так или иначе связанные с этой реформой: «План финансов» М.М. Сперанского, экономические взгляды министра финансов Канкрина, а также последствия проведенной им реформы. В начале XIX в. положение России в финансовом отношении было довольно тяжелым.
Противоречивость этого процесса была традиционной для России. В исторически сжатый отрезок времени (1905-1914) повторилась знакомая схема: сначала отрицание самой возможности реформы, затем вынужденные реформы в условиях социально-политического кризиса и, наконец, свертывание реформы после стабилизации обстановки. Самодержавие сделало шаг по пути превращения в конституционную монархию, но сам этот шаг был половинчатым – правительственный лагерь не допустил к реальной власти даже умеренных либералов, перекроил избирательный закон в соответствии со своими интересами, постоянно нарушая и без того урезанные права законодательных учреждений. Крайне правые блокировали серьезные реформы, добивались реставрации неограниченного самодержавного правления, утверждали, что их программа отражала желание монархически настроенного народа. Эту иллюзию разделяли царь и царица. Самодержавие подошло к краху, даже не осознавая глубины кризиса, охватившего страну. Либеральная альтернатива преобразования России На рубеже XIX и XX вв. начался новый этап эволюции русского либерализма, в котором возникло новое течение.
Всё в жизни общества имеет начало. Есть своё начало и у политической власти, господствующей в той или иной стране. Как показывает исторический опыт, что от того, каким было начало, многое зависит в дальнейшей её судьбе. В большинстве случаев политическая власть может образоваться в результате свободных демократических выборов, но может и в результате военного переворота или политической революции, которая станет ужасной трагедией для многих слоев населения и унесёт миллионы человеческих жизней и до основания может разрушить хозяйственный уклад страны. Поэтому большое значение приобретает отношение населения страны к проблеме легитимации политической власти. П.А. Сорокин считает, что общество – это результат объединенного действия миллионов индивидов, и если общество хочет устранить социальное зло и достичь интегрального равновесия, нужно делать людей лучше, то есть ступить на «путь религиозно-нравственной деятельной любви человека ко всем людям, ко всему живому, ко всему миру, любви безусловной и постоянной». Особенно ценным является положение Сорокина о том, что только глобальная ценностная переориентация внутри самого общества может стать гарантом его стабилизации, дальнейшего развития и процветания, что никакие отдельные меры в области экономики и политики не смогут помочь в устранении кризиса.
В результате всякое слияние капиталов было практически невозможным. Плюс к этому дважды облагались налогом доходы участников АО : сначала как совокупный доход АО, а затем как выплаченные дивиденды. Подобный налоговый гнет толкал частных предпринимателей на путь спекуляции, препятствовал рациональной концентрации и накоплению капитала даже на самом примитивном уровне. В дальнейшем финансовая система России эволюционировала в направлении, противоположном процессу общемирового развития. От налогов она перешла к административным методам изъятия прибыли предприятий и перераспределения финансовых ресурсов через бюджет страны, что привело страну в конце концов к кризису. Становление налоговой системы. Процесс становления налоговой системы, в более не менее цивилизованной форме, начался в России в конце XIX столетия, вызванный ростом государственных потребностей, в связи с переходом страны от прежнего натурального хозяйства к денежному. В течении 1881-1885 гг. была проведена налоговая реформа, в ходе которой были отменены соляной налог и подушная подать, введены новые налоги и создана податная служба.
Во многом от того, удастся ли перейти к подлинно федеративному государству, зависит дальнейшая судьба России: сохранение единства государства, успешное проведение экономической реформы, демократизация политической жизни, интеграция с соседними государствами, эффективное функционирование законов и многое другое. В марте 2000 г. исполнилось восемь лет юридическому оформлению федеративного государства в современной России. В подписанном 31 марта в Кремле Федеративном договоре (включившем в себя фактически три договора: с республиками; краями и областями; автономными образованиями) впервые в современной истории России был юридически провозглашен и гарантирован федеративный характер Российского государства. Затем в новой Конституции России 1993 г. положения федеративного договора были развиты, приведены в систему, конкретизированы и закреплены в своей основе. Но вот уже прошло семь лет после принятия Конституции. И сегодня с точки зрения законодательной и правоприменительной практики отчетливо видны ее сильные и слабые стороны. Не претендуя на законченность и бесспорность своих мыслей и положений, я хотел бы предложить концептуальные изменения Конституции, касающиеся федеративного устройства Российского государства.
Также необходимо отметить, что силы положительной религиозной и моральной поляризации в нашем обществе постепенно усиливаются: возросло число искренне верующих, прорастают, пока слабые, ростки нового движения в сторону толерантности, воспитания доброты, возрождения нравственности. Естественно, пока еще доминируют силы негативной поляризации, но этот факт лишь подтверждает отмеченную Питиримом Сорокиным закономерность о превалировании негативной поляризации в начальные периоды кризисов. Особенно ценной для существующей сейчас ситуации в России кажется мне положение Сорокина о том, что только глобальная ценностная переориентация внутри самого общества может стать гарантом его стабилизации, дальнейшего развития и процветания, что никакие отдельные меры в области экономики и политики не смогут помочь в устранении кризиса. Профессор Гарольд Браун считает: «что практически на сто процентов оправдались прогнозы Питирима Сорокина в отношении того, в каком направлении пойдет наше общество».Однако доказательность прозрений этого ученого очевидна для немногих ученых, тех, кому посчастливилось подробно познакомиться с оставленным им наследием и понять его.
![]() | 978 63 62 |