![]() 978 63 62 |
![]() |
Сочинения Доклады Контрольные Рефераты Курсовые Дипломы |
РАСПРОДАЖА |
все разделы | раздел: | Экономика и Финансы | подраздел: | Экономическая теория, политэкономия, макроэкономика |
Поведение фирмы и социальные последствия функционирования рынка в условиях чистой монополии | ![]() найти еще |
![]() Молочный гриб необходим в каждом доме как источник здоровья и красоты + книга в подарок |
Настало время в сферу этого мониторинга включить процессы массовой коммуникации и социальные последствия, вызываемые их функционированием и развитием»[73]. Со времени проведения этого симпозиума прошел значительный срок, однако ситуация с изучением «социальных последствий» функционирования массовых коммуникаций в лучшую сторону не изменилась: часть отечественных научных концепций и идей, посвященных СМК, оказалась неактуальной из-за своей идеологической направленности, а другая часть незаслуженно отринута вместе с первой. И все же следует отметить, что изучение СМК в отечественной науке «сдвигается» сегодня, хотя и очень медленно, от медиацентрированного, ориентированного преимущественно на информационные и Бездейственные функции, к подходу человеке/центрированному, связанному с поиском так называемого консенсуса между средствами массовой коммуникации и аудиторией. Пока это выражается лишь в подсчете числа обращений представителей аудитории к тем или иным органам СМК, то есть в количественных рейтингах. Как уже упоминалось, подобные сведения весьма ценны, но дают ответ далеко не на все вопросы, связанные с эффективностью взаимодействий между СМК и обществом
СОДЕРЖАНИЕВВЕДЕНИЕ I. Классификация рынков. Совершенная и несовершенная конкуренции II. Поведение предприятий в условиях совершенной конкуренции и чистой монополии 1. Общие понятия 2. Фирма в условиях совершенной конкуренции 3. Фирма в условиях чистой монополии III. Модель монополистической конкуренции 1. Определение и условия монополистической конкуренции 2. Определение цены и объема производства в условиях монополистической конкуренции а) Кривая спроса на продукцию монополистически конкурентной фирмы б) Краткосрочный период. Прибыли и убытки в) Долгосрочный период. Равновесие фирмы. Безубыточность Прибыли: фирмы входят в отрасль Убытки: часть фирм уходит 3. Отрицательные последствия. Экономическая неэффективность а) Эффективность экономики б) Чистая конкуренция и эффективность в) Чистая монополия и эффективность г) Монополистически конкуренция и эффективность IV. Неценовая конкуренция – основной вид конкуренции Дифференциация продукции а) Качество б) Мнимое качество в) Условия и услуги г) Реклама Общие итоги по дифференциации продукции ЗАКЛЮЧЕНИЕ ЛИТЕРАТУРА ВВЕДЕНИЕ Совершенная конкуренция и монополия – это противоположные крайние модели рыночных структур.
Вы заметили, как в одночасье Европу перестал интересовать Ходорковский и на сердце ее зарубцевалась кровавая рана по имени «Чечня»? При этом Путину предоставлены широчайшие возможности для надувания щек, щелканья затвором, китайских векторов, иранских реакторов, узбекских сладостей и газовых атак на Украину. Почему? А потому, что они твердо знают, что все это понарошку. Зато во всем, что по-настоящему, Путин слово держит. Вот, скажем, либерализация «Газпрома». Сказал — будет: и прямо в день сварки первых труб для СЕГ сделал! Человек слова. …Итак, я утверждаю, что участие в СЕГ для европейцев — чистое безумие, если не брать во внимание последствия либерализации рынка акций «Газпрома». А если его во внимание брать — их поведение становится крайне разумным и рациональным. Давайте разберемся: что же произошло в момент, когда «единороссы» на пару с безотказными «жириновцами» отработанным движением утопили пальцы в соответствующих кнопках. А вот что: европейцы автоматически легализовали свой блок-пакет (по мнению финансовых аналитиков, давно приобретенный для них подставными фирмами)
Министерство образования и науки Украины Севастопольский национальный технический университет Факультет экономики и менеджмента Кафедра экономики и маркетинга Курсовая работа на тему: Фирма в условиях чистой монополии по дисциплине “Микроэкономика” Выполнил: студент группы ЭП-28 Зинченко В.А. Принял: асс. каф.ЭиМ Баранов А.Г.Севастополь 2004 Содержание Введение 3 1. Общая характеристика рынка чистой монополии .5 1.1 Сущность и возникновение монополий .5 1.2 Виды монополий . 7 1.3 Условия максимизации прибыли монополистом и монопольная власть .11 1.4 Монопольное равновесие .18 2. Ценообразование в условиях монополии и социальная цена монополии .20 2.1 Монопольная цена, лимитирующая цена и дискриминация цен .20 2.2 Общественные издержки монопольной власти . .28 2.3 Антимонопольная политика . .35 3. Монополизм в современных условиях Украины 41 Заключение .48 Список использованной литературы .50 Введение В конце XIX столетия рынок чуть ли не впервые за свою многовековую историю развития столкнулся со сложными проблемами.
Ее доля сейчас значительней, чем до войны». В 1960 году безработица в ФРГ колебалась в пределах одного процента. Социальная рыночная экономика создала условия для индивидуальной свободы, создания гарантии права частной собственности, свободного принятия экономических решений, для «прозрачной» конкуренции и открытого рынка, для свободных цен. Одновременно власть отвечала за социальную политику, устранявшую негативные последствия экономической политики, за ее устойчивость, за гарантированный экономический подъем, за конкурентоспособность немецкой экономики. Методы и способы воздействия государства не должны изменить условия работы рынка, снижать экономическую эффективность его функционирования. Государство должно контролировать социальную рыночную экономику очень осторожно, почти рыночными методами. Оно должно обеспечивать свободную конкуренцию в странах и ограничивать постоянно расширяющиеся «аппетиты» монополий. Государство отвечает за стабильность денежной системы, борется с инфляцией, создает и совершенствует необходимую инфраструктуру, поддерживает средний и малый бизнес. Л
Одни стали рассматривать любое ослабление государственного регулирования как прямой путь к анархии стихийных рыночных сил и соответственно распаду самой российской государственности, а другие в свою очередь стали усматривать в переходе к рынку при одновременном максимальном сокращении регулирующей роли государства единственное средство спасения России. Разумеется, одинаково не правы сторонники обеих точек зрения, поскольку истина, как представляется, лежит где-то посередине между этими двумя крайними полюсами. В сущности свободная от государственного вмешательства, ничем не ограниченная рыночная экономика во многом представляла собой лишь теоретическую конструкцию, которая ни в XIX, ни тем более в XX в. ни в одной стране фактически в чистом виде не существовала и не могла существовать. Государственное регулирование экономики и широкомасштабные социальные программы, реализовавшиеся на протяжении XX в., почти во всех странах имели своей главной целью корректировку негативных последствий функционирования рынка, придание ему социальной направленности, сглаживание социально-классовых противоречий и конфликтов и соответственно защиту капитализма в целом от неразумных действий отдельных капиталистов.
Цель демаркетинга - не ликвидировать спрос, а всего лишь снизить его уровень. Противодействующий маркетинг характеризуется нерациональным спросом. Противодействие спросу на товары, вредные для здоровья, требует целеустремленных усилий. Проводятся компании против распространения сигарет, спиртных напитков, наркотических средств, вызывающих привыкание, огнестрельного оружия, порнографических фильмов. Задача маркетинга - убедить любителей чего-то отказаться от своих привычек, распространяя устрашающие сведения, резко поднимая цены и ограничивая доступность товара. Концепции маркетинга Концепция (лат.) - понимание или система. Применительно к маркетингу концепция рассматривается с двух точек зрения: основная идея организации предпринимательской деятельности; система взглядов, принципов и методов предпринимательской деятельности. Существует пять основных подходов, на основе которых организации ведут свою маркетинговую деятельность: Концепция совершенствования производства. Концепция совершенствования товара. Концепция интенсификации коммерческих усилий. Концепция чистого маркетинга. Концепция социально-этического маркетинга. Структура концепции маркетинга устанавливает ее основные составляющие и позволяет провести анализ содержания каждой концепции по следующим элементам: гипотеза о поведении покупателей на определенном целевом рынке; условия для достижения успеха предпринимательской деятельности; выводы для организации предпринимательской деятельности на рынке; источники риска, опасности.
Модели несовершенной конкуренции: чистая монополия, олигополия, монополистическая конкуренция. Концентрация рынка и ее измерение. Коэффициент концентрации. Индекс Герфиндаля. 2. Чистая монополия и ее признаки. Препятствия для вступления предприятий в отрасль. 3. Определение цены и объема производства в условиях чистой монополии. Спрос на продукцию чистого монополиста. Цена и предельная выручка (предельный доход) в условиях чистой монополии. Положение монопольной фирмы, обеспечивающее максимальную валовую прибыль. 4. Экономические последствия монополии. Ценовая дискриминация. Регулируемая монополия. Общественно оптимальная цена. Основные методы экономического регулирования деятельности монополиста. Установление цены, обеспечивающей справедливую прибыль. 5. Олигополия, ее признаки и причины образования. Ломаная кривая спроса. Равновесие в условиях олигополии. Методы ценообразования в олигополистических отраслях. Экономические последствия олигополии. 6. Монополистическая конкуренция и ее признаки. Равновесие в условиях монополистической конкуренции в краткосрочном и долговременном периоде. Формы неценовой конкуренции и их использование фирмой для достижения экономической прибыли.
На рынке действуют независимо друг от друга многочисленные продавцы с равными возможностями и правами. Главная черта чистой конкуренции: ни одна из фирм не влияет на розничную цену, поскольку доля каждой фирмы незначительна, цена формируется под влиянием спроса и предложения, стихийно. Госрегулирование цен здесь отсутствует, поскольку полная насыщенность рынка не позволяет производителям поднимать цены. Совершенная конкуренция в полной мере не достижима, к ней можно только приближаться, это абстрактная модель, необходимая для анализа, характеристики, формирования рыночного поведения.12. Предприятия в условиях чистой монополии Предприятие - это самостоятельная хозяйственная единица, имеющая статус юридического лица и созданная с целью производства и реализации продукции, оказания услуг. Главной особенностью рыночной экономики является свобода выбора, но она автоматически не обеспечивает успеха, все это завоевывается в конкурентной борьбе. Конкуренция – это рыночное соперничество товаропроизводителей за лучшие условия производства, за получение наибольшей прибыли, за выгодную реализацию товаров.
ВВЕДЕНИЕ ВИДЫ КОНКУРЕНЦИИ ЧИСТАЯ КОНКУРЕНЦИЯ Характерные черты Спрос на продукт конкурентного продавца Средний, валовой и предельный доход в условиях чистой конкуренции Ценообразование в условиях свободной конкуренции ЧИСТАЯ МОНОПОЛИЯ Характерные черты Монопольный спрос Ценообразование в условиях чистой монополии Последствия монополий Примеры абсолютных монополий МОНОПОЛИСТИЧЕСКАЯ КОНКУРЕНЦИЯ Характерные черты Кривая спроса фирмы ОЛИГОПОЛИЯ Характерные черты Эффект масштаба Эффект слияния Ценообразование в условиях олигополии ЦЕНОВАЯ КОНКУРЕНЦИЯ НЕЦЕНОВАЯ КОНКУРЕНЦИЯ СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ Введение В рыночной экономике все субъекты хозяйствования действуют обособленно и выступают по отношению друг к другу как конкуренты. Под экономической конкуренцией понимают соревнование экономических субъектов на рынке за предпочтение потребителей в целях получения наибольшей прибыли. Конкуренция является необходимым и важнейшим элементом рыночного механизма, но сам характер и формы ее различны на различных рынках и в различных рыночных ситуациях.
Большинство кривых спроса стремится вниз по прямой или изогнутой линии, как на рисунке 2.2.а. Однако в случаях с престижными товарами кривая спроса иногда имеет положительный наклон типа представленного на рисунке 2.2.б. Потребители посчитали более высокую цену показателем более высокого качества или большей желательности товара. Однако слишком высокой цене (Ц3) уровень спроса оказывается ниже, чем при цене Ц2. ДВА ВОЗМОЖНЫХ ВАРИАНТА СПРОСА Количество штук товара, купленных за определенный период А. Для большинства товаров Б. Для престижных товаровРис. 2.2. Большинство фирм, так или иначе, стремятся производить замеры изменений спроса. Различия в подходах к размерам диктуются типом рынка. В условиях чистой монополии кривая спроса свидетельствует о том, что спрос на товар обоснован ценой, которую фирма за него запрашивает. Однако с появлением одного или более конкурентов кривая спроса будет меняться в зависимости от того, остаются ли цены конкурентов постоянными или меняются. В данном случае будем считать, что они остаются неизменчивыми. Для замера спроса необходимо провести его оценку при разных ценах. При этом надо помнить, что на спросе могут сказаться, помимо цены, и другие факторы, например увеличение рекламы, и становится невозможным определить, какая часть увеличения спроса объясняется снижением цены, а какая – увеличением рекламы.
Примеры классических олигополий: "большая тройка" в США - "Дженерал моторз", "Форд", "Крайслер". Олигополии могут производить как однородные, так и дифференцированные товары. Однородность чаще всего преобладает на рынках сырья и полуфабрикатов: руды, нефти, стали, цемента и т.д.; дифференциация - на рынках потребительских товаров. Немногочисленность фирм способствует их монополистическим соглашениям : по установлению цен, разделу или распределению рынков или по другим способам ограничения конкуренции между ними. Доказано, что конкуренция на олигополистическом рынке тем интенсивней, чем ниже уровень концентрации производства (большее число фирм), и наоборот. Важную роль в характере конкурентных отношений на таком рынке играют объем и структура той информации о конкурентах и об условиях спроса, которой фирмы располагают: чем такой информации меньше, тем более конкурентным будет поведение фирмы. Основное отличие олигополистического рынка от рынка совершенной конкуренции связано с динамикой цен. Если на совершенном рынке они пульсируют непрерывно и бессистемно в зависимости от колебаний спроса и предложения, то при ологополии имеют тенденцию к устойчивой фиксации и изменяются не так часто. Типично т.н. лидерство в ценах, когда их преимущественно диктует одна ведущая фирма, остальные же олигополисты следуют за лидером. Доступ к рынку новым продавцам затруднен.
Вступление в отрасль в условиях чистой монополии заблокировано существующими барьерами. Существует несколько видов барьеров, препятствующих вступлению в отрасль: - экономия, обусловленная ростом масштабов производства: современная технология в некоторых отраслях производства такова, что эффективное малозатратное производство может быть достигнуто, только если производители являются чрезвычайно крупными как в абсолютном выражении, так и относительно рынка. Примерами таких отраслей являются автомобильная, алюминиевая промышленности. Если, к примеру, на всем рынке функционируют 3 крупные фирмы и каждой принадлежит примерно 1/3 этого рынка, то проникнуть новым конкурентам на данный рынок чрезвычайно трудно: мелкие фирмы не в состоянии получить такой экономии на издержках, как ведущая "тройка" и, следовательно, объема прибыли, необходимого для выживания и расширения. Для вхождения в отрасль в виде крупного производителя очень трудно найти такой объем денежного капитала, который будет необходим для того, чтобы приобрести оборудование, сопоставимое с тем, которое накоплено любым из членов "тройки". - естественные монополии: обычно этим отраслям государство предоставляет какие-либо привилегии.
Преимущества свободного рынка в том, что он функционирует на основе саморегулирующегося механизма, обращен к человеку, через цены на основе спроса создает ориентиры для капиталовложений в производство. Свободный рынок — это механизм заведомо бездефицитного рынка. Он обеспечивает эффективное распределение в обществе ресурсов; гибкость и высокую адаптивность к изменяющимся условиям; свободу выбора и действий рыночных субъектов; максимальное использование достижений НТР; способность к удовлетворению разнообразных потребностей; повышение качества товаров и услуг. Создается впечатление, что рынок функционирует почти автоматически, хотя на самом деле регулирование здесь осуществляется методом проб и ошибок. Но свободный рынок имеет и следующие серьезные недостатки: 1) рынок приводит к дифференциации в уровне жизни населения, что не так уж и плохо, ибо обеспечивает высокую мотивацию к труду. Плохо то, что он не обеспечивает социальную «защиту» населения. Социальные последствия свободного рынка таковы: безработица, разорение, бедность отдельных групп населения.
Таким образом, мы снова вынуждены возвратиться к вопросу о ценообразовании на товары и услуги. Решения фирм относительно цены и производства будут меняться в зависимости от характера отрасли, в которой они действуют. В предпринимательском секторе экономики возникает бесконечное число различных рыночных ситуаций. На одном полюсе можно встретить единственного производителя, господствующего на рынке. На другом - обнаруживаем тысячи и тысячи фирм, каждая из которых поставляет незначительную часть рыночной продукции. Между этими крайностями располагается почти безграничное разнообразие рыночных структур. Экономисты различают четыре довольно несхожие рыночные ситуации: 1) чистую конкуренцию; 2) чистую монополию; 3) монополистическую конкуренцию; 4) олигополию. Эти четыре модели рынка отличаются по количеству фирм в отрасли независимо от того, является продукция одинаковой или дифференцированной (различной) и насколько легко или трудно новым фирмам войти в отрасль. В условиях чистой (совершенной) конкуренции существует очень большое число фирм, производящих стандартизированный продукт (например, обувь).
МПС РФ СИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПУТЕЙ СООБЩЕНИя Кафедра: «Экономическая теория». Курсовая работа Тема: Фирма в условиях чистой монополии. Выполнил студент группы МЭ – 21x xxxxxx Проверил преподаватель xxxxxxxxxx Юлия Владимировна Новосибирск 2001. СОДЕРЖАНИЕВВЕДЕНИЕ СТР. 2 1. ОБЩАя ХАРАКТЕРИСТИКА МОНОПОЛИИ СТР. 3 2. МОНОПОЛИИ И КОНКУРЕНЦИя СТР. 10 3. ЕСТЕСТВЕННАя МОНОПОЛИя И Её РЕГУЛИРОВАНИЕ СТР. 13 4. ЦЕНОВАя ДИСКРИМИНАЦИя И ДОМИНАНТНЫЕ ФИРМЫ СТР. 17 5. ЗАКОН РФ О РЕГУЛИРОВАНИИ ЕСТЕСТВЕННЫХ МОНОПОЛИЙ СТР. 20 1. СУЩНОСТЬ ЗАКОНА 2. ПРИМЕР ПО РОССИИ 6. ПРИБЫЛЬ МОНОПОЛИСТА СТР. 24 ЗАКЛЮчЕНИЕ СТР. 26 ПРИЛОЖЕНИЕ СТР. 27 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОчНИКОВ СТР. 32 ВВЕДЕНИЕ Изучение монопольных рынков актуально для принятия экономических решений по разным вопросам. В работе рассматриваются проблемы оптимизации выпуска монополией, сравниваются рыночные модели монополии и конкуренции, раскрываются причины существования монополии. Основное внимание уделено исследованию естественных монополий, которые существуют преимущественно в отраслях коммунального обслуживания. В большинстве стран эти отрасли либо являются регулируемыми, либо находятся в государственной собственности и управляются государством с целью помешать им, воспользоваться монопольной властью.
Новые фирмы могут легко войти в отрасль. Чистая монополия представляет собой рынок, где одна фирма является единственным продавцом продукта или услуги. Проникновение в отрасль других фирм заблокировано, так что существующая там фирма и составляет всю отрасль. Монополистическая конкуренция характеризуется большим числом продавцов, которые производят многообразные продукты. Вступить в отрасль довольно просто. Олигополия отличается небольшим числом продавцов. Каждая фирма испытывает на себе влияние решений, принимаемых ее конкурентами, и должна учитывать эти решения в своем собственном поведении, устанавливая цены и планируя производство. Вступить в олигополистические отрасли очень сложно. Совершенная конкуренция и монополия представляют собой «идеальные» (абстрактные) типы рыночных структур. Примером структуры, приближенной к типу «совершенная конкуренция» может служить сельское хозяйство, а к «монополии» – местные предприятия общественного пользования. Что же касается монополистической конкуренции и олигополии, то эти структуры характерны для огромного большинства рынков любой страны. Таким образом, понятие структуры рынка дает возможность сформировать теорию предложения и максимизации прибыли. 1.2 Сущность совершенной конкуренции Совершенная конкуренция – вид отраслевого рынка, на котором много фирм продают стандартизированный продукт и ни одна фирма не обладает контролем над такой долей рынка, которая позволила бы влиять на цену продукта.
В условиях чистой монополии производитель, диктуя рост цен на рынке и не учитывая платежеспособность потребителей, может создать экономически неблагоприятные условия для собственного финансового положения, так при завышении цен падает спрос и сокращается выручка. Следовательно, в условиях чистой монополии покупатель может влиять на уровень свободной цены. Поэтому товаропроизводитель-монополист для обеспечения соответствующих спроса и выручки должен отреагировать на поведение покупателей на рынке и снизить цены. Рынок монополистической конкуренции – это такой тип конкуренции, когда на рынке вся номенклатура продукции изготовляется большим числом товаропроизводителей, изделия которых не только специализированы, но и дифференцированы, то есть, представлены похожими, но не схожими изделиями, товарами, отличающимися типом, марками, качеством и другими потребительскими характеристиками. В отличие от чистой монополии монополистическая конкуренция не предусматривает серьезных ограничений для появления на рынке новых продавцов, так как монополистический рынок включает большее число организаций с небольшим основным и оборотным капиталом.
![]() | 978 63 62 |