![]() 978 63 62 |
![]() |
Сочинения Доклады Контрольные Рефераты Курсовые Дипломы |
РАСПРОДАЖА |
все разделы | раздел: | Экономика и Финансы | подраздел: | Экономическая теория, политэкономия, макроэкономика |
Принципы и формы налоговой политики | ![]() найти еще |
![]() Молочный гриб необходим в каждом доме как источник здоровья и красоты + книга в подарок |
Функциям каждого уровня бюджета должны со ответствовать его доходы, что является одним из основополагающих принципов бюджетного федерализма. Налоги являются основным источником доходов бюджетов всех уровней правительства. Следователь но, от методов распределения налогов в государственной системе зависят взаимоотношения между субъектами межправительственных отношений. Важнейшими критериями при оценке налогообложения в экономической теории являются справедливость и эффективность. В настоящее время, наряду с традиционными принципами изучения налоговой политики в межправительственном контексте, используются и новые подходы, что объясняется появлением новых переменных, воз действующих на процесс налогообложения. Так при рас смотрении эффективности налогообложения упор должен быть сделан на потенциальное «локальное искажение», создаваемое дифференцированными подходами к налоговой политике в различных субъектах РФ. При изучении справедливости налогообложения необходимо обращать внимание на то, насколько распределение налогового бремени между резидентами различных субъектов РФ является эквивалентным
Такая ситуация отражает современную действительность России, когда огромный дефицит государственного бюджета требует постоянного роста доходных источников путем увеличения налоговых поступлений. В этом, в частности, заключается одна из основных трудностей установления более или менее оптимальных границ колебания налоговых ставок в нашей стране. Необходимо отметить основные недостатки системы налогообложения населения в России: 1. Чрезмерная тяжесть налогового бремени. 2. Нестабильность, сложность, запутанность и неоднозначность нормативной базы и процедур налогообложения, приводящие к большим затратам на содержание налоговой системы. 3. Однобоко фискальная направленность налогообложения, недостаточное его использование в целях стимулирования инвестиционной, инновационной и предпринимательской деятельности. 4. Значительные возможности уклонения от уплаты налогов, стимулирующие развитие теневой экономики, коррупции и организованной преступности и, разумеется, приводящие к недобору поступлений. Для того, чтобы по возможности устранить эти недостатки надо придерживаться принципов рациональной налоговой политики: Простота. Установление налога и его сбор не должны сопровождаться созданием гигантских бюрократических машин, применением неисчислимых форм отчетности, непосильной работой бухгалтерских служб предприятия и усердным "бумагомаранием" граждан.
Действующая налоговая система в Российской Федерации нерациональна, громоздка, создает непосильный налоговый пресс на предприятия любых форм собственности и вида деятельности. Собираемость налогов низкая, что создает перманентный кризис в области бюджетного процесса. Таким образом, налицо глубокий кризис налогово-фискальной системы. Поэтому прежде, чем исследовать пути выхода из него, необходимо определить глубинный источник этого кризиса, ибо в противном случае мы будем по-прежнему латать дырки на прохудившемся налоговом кафтане. Кризис бухгалтерии кризис документарности Существующая налоговая система основана на устаревших принципах, не отвечающих новейшим представлениям и возможностям. Необходимо зафиксировать новые принципы налоговой политики, которые позволят создать эффективный механизм налогообложения и который будет не только решать цели бюджетного финансирования, но и цели общественно полезного регулирования производства. В основе современного налогообложения лежит бухгалтерский учет. Бухгалтерский учет в нынешней экономической системе выполняет две различные функции
Существуют следующие принципы рациональной налоговой политики: 1. При построении и оценке эффективности налоговой системы следует исходить не столько из прямого ее фискального эффекта, сколько из совокупного влияния на развитие экономики. 2. Установление налога и его сбор не должны сопровождаться созданием гигантских бюрократических машин, применением неисчислимых форм отчетности и непосильной работой бухгалтерских служб предприятий. 3. Расходы государства и налогоплательщиков, связанные с взиманием налогов, должны быть многократно меньше сумм налоговых поступлений. Максимизация общей массы доходов от налогов, а не ставок последних. (Увеличение совокупных ставок налогообложения добавленной стоимости, превышающее некоторый порог (30 - 35%), приводит к снижению получаемого дохода как из-за усиления тенденции уклонения предприятий от уплаты налогов, так и вследствие сокращения налоговой базы в результате ослабления экономической активности. Поэтому некоторое временное увеличение государственных доходов может привести к катастрофическому их падению в недалеком будущем.) 4. При введении того или иного налога и установлении процедур его взимания необходимо обеспечить невозможность уклонения от его уплаты (либо невыгодность для налогоплательщика нарушений закона). 5. Ставки налогообложения и нормативы распределения доходов между бюджетами разного уровня должны быть максимально унифицированы, подходить для различных категорий налогоплательщиков, отраслей, регионов и видов деятельности. 6. Стимулирование общественно-полезных и подавление вредных видов деятельности (должна создавать мощные стимулы для решения производственно- инвестиционных и других насущных проблем общества (в т.ч. ощутимые налоги на загрязнение окружающей среды)). 7. Защищенность доходов не только бюджета, но и налогоплательщиков от инфляции.
В настоящее время далеко не все коммерческие организации (предприятия) способны реализовать этот принцип. Организации ряда отраслей, выпуская продукцию и оказывая услуги, необходимые потребителю, по объективным причинам не могут обеспечить их рентабельность. Такие предприятия по мере возможности получают государственную поддержку в форме дополнительного финансирования из бюджета на возвратной и безвозвратной основе. Объективная необходимость принципа материальной заинтересованности обеспечивается основной целью предпринимательской деятельности – извлечением прибыли. Для предприятия данный принцип может быть реализован в результате проведения государством оптимальной налоговой политики, способной обеспечивать финансовыми ресурсами не только потребности государства, но и не снижать стимулы к предпринимательской деятельности экономически обоснованной амортизационной политикой, созданием экономических условий для развития производства. Принцип материальной ответственности означает наличие определенной системы ответственности за ведение и результаты финансово-хозяйственной деятельности, сохранность собственного капитала
Не допускается установление дифференциальных ставок налогов, налоговых льгот в зависимости от формы собственности, гражданства физических лиц или места происхождения капитала. В законодательстве также реализован принцип единства налоговой политики государства, проявляющийся в установлении закрытого перечня налогов, действующий на территории Российской Федерации. Классификация налогов и сборов на федеральные, региональные и местные соответствует разделению полномочий законодательных органов власти Российской Федерации, субъектов РФ и органов самоуправления по введению или отмене налогов или сборов на соответствующей подведомственной территории. Установление исчерпывающего перечня федеральных, региональных и местных налогов и сборов будет препятствовать созданию несовместимых налоговых схем в регионах и на местах, возникновению конфликтных ситуаций в результате межбюджетного соперничества, что будет способствовать сохранению единого Российского государства. Однако всех вопросов Налоговый кодекс РФ не решил. Так и не удалось создать единую комплексную систему налогов в Российской Федерации, стабилизировать ее хотя бы в пределах одного финансового года, устранить противоречия в законодательных актах.
В этом, в частности, заключается одна из основных трудностей установления более или менее оптимальных границ колебания налоговых ставок в нашей стране. Необходимо отметить основные недостатки системы налогообложения населения в России: 1. Чрезмерная тяжесть налогового бремени. 2. Нестабильность, сложность , запутанность и неоднозначность нормативной базы и процедур налогообложения, приводящие к большим затратам на содержание налоговой системы. 3. Однобоко фискальная направленность налогообложения, недостаточное его использование в целях стимулирования инвестиционной, инновационной и предпринимательской деятельности. 4. Значительные возможности уклонения от уплаты налогов, стимулирующие развитие теневой экономики, коррупции и организованной преступности и, разумеется, приводящие к недобору поступлений. Для того, чтобы по возможности устранить эти недостатки надо придерживаться принципов рациональной налоговой политики: Простота. Установление налога и его сбор не должны сопровождаться созданием гигантских бюрократических машин, применением неисчислимых форм отчетности, непосильной работой бухгалтерских служб предприятия и усердным "бумагомаранием" граждан.
Отечественный и зарубежный опыт позволяет выделить принципы рациональной налоговой политики, а именно ( по 7-ому источнику ) «1) простота. Установление налогов и сборов не должно сопровождаться созданием гигантского бюрократического аппарата. Форма отчетности должна быть доступна и прозрачна как для заполнения физическими лицам, бухгалтерскими службами предприятий. так и для проверок налоговыми органами; 2) общая нацеленность. При построении и оценке эффективности налоговой системы следует исходить не столько из прямого ее фискального эффекта, сколько из совокупного влияния на развитие экономики; 3) фискальная эффективность. Расходы государства и налогоплательщиков, связанные с взиманием налогов, должны быть многократно меньше суммы налоговых поступлений. Особо важным становится максимизация общей массы доходов от налогов, а не ставки последних; 4) блокирование тенденций к уклонению от уплаты налогов. Обеспечение либо невозможности уклонения от его уплаты, либо создание условий невыгодности для налогоплательщика нарушения закона. В противном случае возникает мощный стимул криминализации экономики и общества; 5) универсальность.
Налоговая политика и налоговый механизм определяют роль налогов в обществе. Эта роль неоднозначна по отношению к структуре бюджетных интересов и по отношению к интересам субъектов хозяйствования. Для бюджета рост налоговых изъятий является положительным фактором, а для субъектов хозяйствования оценивается как отрицательный фактор, побуждающий их минимизировать налоговые обязательства разными способами. Из-за тяжести налогового бремени, несправедливых принципов обложения минимизация налогов зачастую носит незаконный характер. Роль налогов постоянно меняется в зависимости от изменения приоритетов системы государственных органов управления. В отличие от функций роль налогов более подвижна и многогранна, она отражает в концентрированном виде интересы и цели определенных социальных групп и партий, стоящих у власти. 2. 1. Конституционный принцип единства налоговой политики. Конституционный принцип единства налоговой политики обусловливает принцип единства системы налогов. Однако его значение этим не ограничено. Он предъявляет определенные требования не только к перечню налогов, но и к содержанию законов о налогах, принимаемых на федеральном, региональном и местном уровнях. Согласно ст. 8 Конституции РФ в Российской Федерации гарантируется единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности.
Руководитель ГНС РФ назначается на должность Президентом Российской Федерации. Назначение на должности руководителей регионального и местного уровня осуществляется руководителями вышестоящих налоговых органов. Структура и штатное расписание налоговых органов утверждаются руководителями соответствующих инспекций в пределах установленного фонда оплаты труда. 2) Основной задачей деятельности ГНС РФ как единственного специализированного органа является контроль за соблюдением налогового законодательства всеми обязанными лицами-налогоплательщиками, банками, должностными лицами и т. д. Единство такой системы обеспечивается соблюдением принципа единой налоговой политики, являющейся составной частью бюджетно-финансовой политики государства. Соблюдение такого единства необходимо для однообразного применения налогового законодательства, причем и отношении всех налогов – федеральных, региональных и местных. 3) Независимость ГНС РФ обеспечивается подчинением региональных и местных налоговых органов только вышестоящим налоговым органам.
В зависимости от состояния экономики, от целей, которые на данном этапе развития экономики государство считает приоритетными, используются различные методы осуществления налоговой политики. Будучи составной частью экономической и финансовой политики, налоговая политика во многом зависит также от форм и методов экономической и финансовой политики государства. Одной из форм налоговой политики выступает политика максимальных налогов. В этом случае государство устанавливает достаточно высокие налоговые ставки, сокращает налоговые льготы и вводит большое число налогов, стараясь получить от своих граждан как можно больше финансовых ресурсов, не особенно заботясь о последствиях такой политики. Естественно, что подобный метод налоговой политики не оставляет каждому налогоплательщику и обществу в целом практически никаких надежд на экономическое развитие. Поэтому такая политика проводится государством, как правило, в экстраординарные моменты его развития, такие как экономический кризис, война. Подобная налоговая политика проводилась в России с самого начала экономических реформ, с первого дня введения налоговой системы в стране в 1992 г.
Министерство РФ по налогам и сборам ( МНС России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты налогов, сборов и других обязательных платежей налогоплательщиками, участвующим в выработке налоговой политики и осуществляющим её с целью обеспечения своевременного поступления в бюджеты всех уровней и государственные внебюджетные фонды в полном объеме налогов , сборов и других обязательных платежей, обеспечивающим межотраслевую координацию, государственный контроль и регулирование в области производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции, а также осуществляющим в установленном порядке валютный контроль.1 Министерство РФ по налогам и сборам организовано на следующих принципах: 1. Принцип единства. Этот принцип построения системы проистекает из принципа единства налоговой политики: для обеспечения единообразного применения налогового законодательства в Российской Федерации требуется наличие единого контрольного органа.
Налоговая служба Российской Федерации основана на следующих принципах: 1. Принцип единства. Этот принцип построения системы проистекает из принципа единства налоговой политики: для обеспечения единообразного применения налогового законодательства в Российской Федерации требуется наличие единого контрольного органа. Налоговая служба России осуществляет свои полномочия в отношении как государственных, так и местных налогов. В соответствии с п.п.«Н» п.1 статьи 72 Конституции Российской Федерации в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находится установление общих принципов организации системы органов государственной власти, а к ведению Российской Федерации, в частности, относится установление федеральных экономических служб. По предметам совместного ведения издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные акты субъектов Российской Федерации. 2. Принцип независимости. Независимость понимается, прежде всего, как независимость от местных органов власти. Она является конкретным проявлением принципа разделения властей: праву местных органов власти вводить местные налоги, устанавливать ставки платежей, определять льготы, противостоит обязанность налоговых инспекций действовать в строгом соответствии с законом.
Конкурентоспособность товаров и услуг, бизнеса и государства - стратегическая цель страны. Для этого в 2004 году продолжен курс на снижение налогового бремени (с 1 января снижается ставка налога на добавленную стоимость с 20 до 18%, исключаются налог с продаж, сбор на содержание муниципальной милиции), предполагается изменить систему имущественных налогов, чтоб они стали серьезным источником доходов региональных и местных бюджетов. Упорядочение функций федеральных органов исполнительной власти, административная реформа, переход от сметного финансирования бюджетной сети к принципу оплаты в соответствии с получаемым обществом результатом - важная задача 2004 года в области повышения эффективности государственных расходов. Приоритетной задачей является продолжение начатой реформы федеративных отношений и местного самоуправления, подготовка к разграничению с 2005 года доходных и расходных полномочий между уровнями бюджетной системы. Губернатор области в своем ежегодном послании на 2004 год главным принципом бюджетно-налоговой политики Ярославской области провозгласил переход от субсидирования хозяйствующих субъектов, оказывающих дотируемые услуги населению, к адресной поддержке нуждающихся граждан, обеспечение приоритетного финансирования отраслей, отвечающих за качество жизни населения, а также дорожного хозяйства Основной целью бюджетной политики города Ярославля в 2004 году будет являться поддержка и развитие социальной сферы города, совершенствование градостроительной деятельности, расселение аварийного жилья, повышение эффективности деятельности муниципальных предприятий и использования муниципальной собственности, повышение эффективности жилищно-коммунального хозяйства.
Обязанность налогоплательщика уплатить налог в определенный срок и в установленном размере сопровождается его правом знать сумму налога и дату платежа, которые стабильно закрепляются законом. Кроме того, налогоплательщик имеет право на такой процесс взимания налогов, который не нарушал бы его основных политических прав и не стеснял бы хозяйственной деятельности. Однако на вопрос что и как может гарантировать налогоплательщику соблюдение его прав ответа у Смита нет. Он уделил больше внимания экономическому анализу налогов, нежели правовому, хотя нельзя умолять значение выводов правового характера, сделанных им. Классическая теория имеет высокую научную ценность и состоит в обосновании экономической природы налога, которая впервые исследуется Смитом. Смит не дает собственного определения налога, однако особое значение имеют разработанные им классические принципы построения налоговой политики : -принцип справедливости, означающий, что подданные государства должны его поддерживать соответственно доходу, каким они пользуются под покровительством и защитой государства; -принцип определенности, требующий чтобы налог был непроизвольным, а точно определенным по сроку, сумме и способу платежа; -принцип удобства уплаты, предполагающий, что каждый налог должен взиматься в то время и таким способом, которые представляли наибольшие удобства для плательщика; -принцип экономии, заключающийся в сокращении издержек взимания налога и в рационализации системы налогообложения.
Источник налога – доход субъекта, из которого вносится налог. Например, источник налога на прибыль – прибыль; подоходного налога – заработная плата и т.д. Источник может совпадать с объектом налога (например, подоходный налог с рабочих и служащих: объект налога – заработная плата, она же источник налога). Налогооблагаемый оклад – сумма налога, исчисленная на весь объект налога за определенный период, подлежащая внесению в бюджетный фонд. Налоговая ставка – размер налога, установленный на единицу налога. Ставка может устанавливаться в абсолютных суммах (в рублях) либо в процентах. В законодательстве реализован принцип единства налоговой политики гос-ва, проявляющийся в установлении закрытого перечня налогов, действующих на всей территории РФ. В то же время выделены три уровня налоговой системы: федеральный, субъектов РФ и местный. Налоговая система РФ представлена совокупностью налогов, сборов, пошлин и других платежей, взимаемых в установленном порядке с плательщиков – юридических и физических лиц на территории страны.
Дело в том, что мы, потребители действуем всегда рационально, т.е. в первую очередь мы тратим свои доходы на товары и услуги первой необходимости, затем на нестоль необходимые товары и т.д. Данный принцип представляется справедливым и рациональным, однако проблема заключается в том, что пока нет строгого научного подхода в измерении чьей-либо возможности платить налоги. Налоговая политика правительства строится в соответствии с социальной-экономической сущностью государства, в зависимости от взглядов правящей политической партии, требований момента и потребности правительства в доходах. Современные налоговые системы используют оба принципа налогообложения, в зависимости от экономической и социальной целесообразности. В условиях рыночной экономики любое государство широко использует налоговую политику в качестве определенного регулятора воздействия на негативные явления рынка. Налоги, как и вся налоговая система, являются мощным инструментом управления экономикой в условиях рынка. Применение налогов является одним из экономических методов управления и обеспечения взаимосвязи общегосударственных интересов с коммерческими интересами предпринимателей, предприятий независимо от ведомственной подчиненности, форм собственности и организационно - правовой формы предприятия.
Москвы и Санкт-Петербурга; - местные бюджеты административно-территориальных образований. Схема консолидированного бюджета РФ представлена в приложении 2. Бюджетное устройство основывается на таких принципах, как единство, полнота, реальность, гласность и самостоятельность всех бюджетов, входящих в бюджетную систему. Единство бюджетной системы обеспечивается: - единой правовой базой; - использованием единых бюджетных классификаций; - единством формы бюджетной документации; - общими принципами бюджетного процесса; - единством денежной системы; - взаимодействием бюджетов всех уровней; - единством социально-экономической, в том числе налоговой политики. Принцип полноты бюджетного устройства означает, что в каждом бюджете в каждой статье учитываются все затраты и поступления. Реальность бюджетной системы означает правдивое отражение в бюджете характера доходов и расходов. Самостоятельность бюджетов заключается в том, что: - их утверждают соответствующие представительные органы власти; - исполнение бюджетов осуществляется соответствующими исполнительными органами власти; - каждый бюджет имеет собственные источники доходов, расходуемые в соответствии с целями конкретного региона.
![]() | 978 63 62 |