![]() 978 63 62 |
![]() |
Сочинения Доклады Контрольные Рефераты Курсовые Дипломы |
РАСПРОДАЖА |
все разделы | раздел: | Экономика и Финансы | подраздел: | Экономическая теория, политэкономия, макроэкономика |
Рынок труда Швеции | ![]() найти еще |
![]() Молочный гриб необходим в каждом доме как источник здоровья и красоты + книга в подарок |
Благоденствие Швеции - миф? Работа началась с секции, посвященной правам женщин и социальной политике. Йени Гранас, 25-летней активистка Женской лиги Левой партии Швеции, рассказала, что Швеция, которую принято считать оплотом феминизма и эталоном социальной политики, уже не вполне соответствует таким представлениям. На рынке труда у шведских женщин более слабые позиции, чем у мужчин, а работодатели все чаще спрашивают у претенденток на вакантные места, собираются ли они рожать в ближайшем будущем. Усугубляет ситуацию и экономический кризис, который вызвал волну «тихих сокращений» в социальных учреждениях, где работают в основном женщины. Увольняют тех, кто трудится в режиме неполной занятости или работы на замене. При этом в шведском правительстве за социальный блок уже три года отвечают христианские демократы, поставившие своей целью вернуть женщин «с рабочих мест - на кухни». Они развивают программу пособий для женщин с детьми, которые не выходят на работу. Несмотря на то что размер этих пособий по шведским меркам мизерный (300 евро), многие молодые женщины соглашаются на него, поскольку не могут найти работу вовсе
Сокращение занятости, приносящей доход, привело к резкому повышению доли безработных. В 1994 г. официальная безработица составила 8,0% по сравнению с 1,7% в 1990 г. Однако увеличение официальной безработицы было намного меньшим по сравнению с сокращением занятости, поскольку многие люди, потерявшие свою работу, стали участвовать в программах на рынке труда, стали студентами или начали получать пенсии по инвалидности. Положение на рынке труда Швеции не претерпело значительных изменений в 1995 и 1996 гг. Несмотря на экономический рост, составивший в среднем 2,5% в год, занятость не возросла. Поэтому занятость и доля рабочей силы в общей численности трудоспособного населения находятся на тех же самых низких уровнях (смотри таблицу). В 1996 г. официальная безработица составила 8,1% рабочей силы. Если включить занятых в программах на рынке труда, то показатель безработицы составил 12,6%. Занятость и предложение рабочей силы в % от численности населения в возрасте от 16 до 64 лет 1990 г. 1996 г. Занятые 82,6 71,6 Безработные 1,4 6,3 Участники программ на рынке труда (не входят в рабочую 0,7 2,8 силу) Другие категории 15,3 19,3 Итого 100,0 100,0 Социальное благосостояние и государственные финансыПри сравнении с другими странами для Швеции характерно относительно равномерное распределение доходов и богатства.
Работодатели и профсоюзы приняли решение о переводе 0,7 процента суммы заработной платы на деятельность Фонда по социальному обеспечению. Таким образом, каждый госслужащий платил в Фонд в среднем 1500 крон в год. Уволенный госслужащий стоил Фонду 4500 крон. В государственном секторе работодатель и профсоюзы достигли договоренности в отношении коллективных договоров, являвшихся дополнением к общей нормативной базе. Эти коллективные договоры регулировали такие вопросы, как сверхурочное время, возмещение командировочных расходов, дата выплаты заработной платы, нормирование рабочего времени, отпуск, срок предупреждения об увольнении, пенсионные правила и государственный договор социального обеспечения. В Швеции не существовало закона, регулировавшего заработную плату как таковую. Парламент создал нормативно-правовую базу формирования заработной платы. В ее рамках стороны на рынке труда принимали затем решение об уровне оплаты. В государственном секторе ежегодно происходили ревизии заработной платы. Существовало три аспекта такой ревизии, важные для понимания того, как устанавливались заработные платы госслужащих: • система переговоров • принципы установления размера заработной платы • бюджетное финансирование Государственная система заработной платы была сформирована на основе взаимодействия сторон – государства как работодателя, в виде Управления государственных работодателей, и трех профсоюзов
Чем крупнее затраты на активные меры по поддержанию занятости, при общих более значительных масштабах финансирования политики рынка труда, тем ниже, как правило, безработица в стране и выше общий уровень трудовой активности населения. Показательно, в данном отношении, сопоставление ситуации на рынке труда Швеции и США, при том, что в Швеции в 3 с лишним раза выше, чем в США, относительные затраты на программы политики рынка труда - 2, 7 против 0,8 ВНП, доля средств, идущих на меры активной защиты населения от безработицы, в два раза значительнее- 70% против 35%. Нет сомнения в том, что именно эти различия в масштабах и качестве внимания к социальной защите населения на рынке труда является одним из главнейших факторов, определявших сложившийся уровень занятости населения обеих стран. Единственная возрастная группа, по которой занятость в США выше, чем в Швеции, население 16-19 лет. Объясняется это тем, что в США намного значительнее, чем в других западных странах, в т. ч. и в Швеции, распространена частичная занятость среди учащихся старших классов школ и студентов.
Немецкий давно перестал быть языком науки. Из-за засилья бюрократии ежегодно на заработки за рубеж выезжают сотни тысяч представителей немецкой технической элиты. Талантам, выросшим за пределами еврозоны, следует открыть все пути в ФРГ”. При расширении ЕС на восток Германия и Австрия настолько испугались возможности “трудового туризма в богатую страну”, что закрыли свои рынки труда для восточных соседей по еврозоне. Между тем Швеция, Великобритания и Ирландия привлекли немало специалистов. Для Германии это означает полный провал: низкоквалифицированные работники все равно приехали, а “светлые головы” пристали к другим берегам. Игорь ДЕЕВ НЕПРОШЕННЫМ ГОСТЯМ НЕ НРАВИТСЯ В Афганистане в прошлом году погибли, подорвавшись на самодельных взрывных устройствах /СВУ/, установленных экстремистами, 268 американских военнослужащих. Об этом сообщил Пентагон, отметив, что подобные потери возросли на 60% по сравнению с 2009 годом. По словам генерал-лейтенанта Майкла Оатса, возглавляющего в минобороны США отдел, который занимается разработкой мер по защите от СВУ, талибы и террористы из “Аль-Каиды” установили в минувшем году 14 661 самодельную мину - на 62% больше, чем в 2009 году, и более чем в три раза больше, чем в 2008 году
Чем крупнее затраты на активные меры по поддержанию занятости, при общих более значительных масштабах финансирования политики рынка труда, тем ниже, как правило, безработица в стране и выше общий уровень трудовой активности населения. Показательно, в данном отношении, сопоставление ситуации на рынке труда Швеции и США При том, что в Швеции в 3 с лишним раза выше, чем в США, относительные затраты на программы политики рынка труда - 2, 7 против 0,8 ВНП, доля средств, идущих на меры активной защиты населения от безработицы, в два раза значительнее- 70% против 35%. Нет сомнения в том, что именно эти различия в масштабах и качестве внимания к социальной защите населения на рынке труда является одним из главнейших факторов, определявших сложившийся уровень занятости населения обеих стран. Единственная возрастная группа, по которой занятость в США выше, чем в Швеции, население 16-19 лет. Объясняется это тем, что в США намного значительнее, чем в других западных странах, в т. ч. и в Швеции, распространена частичная занятость среди учащихся старших классов школ и студентов.
Всеобщая политика благосостаяния и профсоюзная политика солидарности в области зарплаты - составные части шведской модели. Модель развивалась в течение нескольких десятилетий и показала жизнеспособность идей политики солидарности в области зарплаты, полной занятости без инфляции, активной политики на рынке труда. Какие же выводы из опыта и достижений шведской модели можно сделать? Неоспорим успех Швеции на рынке труда. Швеция сохраняла исключительно низкую безработицу в послевоенный период, в том числе с середины 70-х годов, когда серьезные структурные проблемы привели к массовой безработице в большинстве развитых капиталистических стран. Есть определенные достижения и в длительной борьбе за равенство. Полная занятость сама по себе важный фактор выравнивания: общество с полной занятостью избегает различий в доходах и жизненном уровне, проистекающих из массовой безработицы, поскольку долгосрочная безработица ведет к потерям в доходах. Доходы и жизненный уровень выравниваются двумя путями в шведском обществе. Политика солидарности в области зарплаты стремится достичь равной зарплаты за равный труд.
Сочетание общих рестриктивных мер и активной политики на рынке труда рассматривалось как средство совмещения полной занятости со стабильностью цен. Всеобщая политика благосостаяния и профсоюзная политика солидарности в области зарплаты - составные части шведской модели. Модель развивалась в течение нескольких десятилетий и показала жизнеспособность идей политики солидарности в области зарплаты, полной занятости без инфляции,активной политики на рынке труда. Какие же выводы из опыта и достижений шведской модели можно сделать? Неоспорим успех Швеции на рынке труда. Швеция сохраняла исключительно низкую безработицу в послевоенный период, в том числе с середины 70-х годов, когда серьезные структурные проблемы привели к массовой безработице в большинстве развитых капиталистических стран. Есть определенные достижения и в длительной борьбе за равенство. Полная занятость сама по себе важный фактор выравнивания: общество с полной занятостью избегает различий в доходах и жизненном уровне, проистекающих из массовой безработицы, поскольку долгосрочная безработица ведет к потерям в доходах.
Чем крупнее затраты на активные меры по поддержанию занятости, при общих более значительных масштабах финансирования политики рынка труда, тем ниже, как правило, безработица в стране и выше общий уровень трудовой активности населения. Показательно, в данном отношении, сопоставление ситуации на рынке труда Швеции и США. При том, что в Швеции в 3 с лишним раза выше, чем в США, относительные затраты на программы политики рынка труда - 2, 7 против 0,8 ВНП, доля средств, идущих на меры активной защиты населения от безработицы, в два раза значительнее- 70% против 35%. Нет сомнения в том, что именно эти различия в масштабах и качестве внимания к социальной защите населения на рынке труда является одним из главнейших факторов, определявших сложившийся уровень занятости населения обеих стран. Единственная возрастная группа, по которой занятость в США выше, чем в Швеции, население 16-19 лет. Объясняется это тем, что в США намного значительнее, чем в других западных странах, в т. ч. и в Швеции, распространена частичная занятость среди учащихся старших классов школ и студентов.
Чем крупнее затраты на активные меры по поддержанию занятости, при общих более значительных масштабах финансирования политики рынка труда, тем ниже, как правило, безработица в стране и выше общий уровень трудовой активности населения. Показательно, в данном отношении, сопоставление ситуации на рынке труда Швеции и США При том, что в Швеции в 3 с лишним раза выше, чем в США, относительные затраты на программы политики рынка труда - 2, 7 против 0,8 ВНП, доля средств, идущих на меры активной защиты населения от безработицы, в два раза значительнее- 70% против 35%. Нет сомнения в том, что именно эти различия в масштабах и качестве внимания к социальной защите населения на рынке труда является одним из главнейших факторов, определявших сложившийся уровень занятости населения обеих стран. Единственная возрастная группа, по которой занятость в США выше, чем в Швеции, население 16-19 лет. Объясняется это тем, что в США намного значительнее, чем в других западных странах, в т. ч. и в Швеции, распространена частичная занятость среди учащихся старших классов школ и студентов.
Какие же выводы из опыта и достижений шведской модели можно сделать? Неоспорим успех Швеции на рынке труда. Швеция сохраняла исключительно низкую безработицу в послевоенный период, в том числе с середины 70х годов, когда серьезные структурные проблемы привели к массовой безработице в большинстве развитых капиталистических стран. Есть определенные достижения и в длительной борьбе за равенство. Полная занятость сама по себе важный фактор выравнивания: общество с полной занятостью избегает различий в доходах и жизненном уровне, проистекающих из массовой безработицы, поскольку долгосрочная безработица ведет к потерям в доходах. Доходы и жизненный уровень выравниваются двумя путями в шведском обществе. Политика солидарности в области зарплаты стремится достичь равной зарплаты за равный труд. Правительство использует прогрессивное налогообложение и систему обширных государственных услуг. Меньших успехов Швеция добилась в других областях: цены росли быстрее, чем в большинстве других стран ОЭСР, ВВП увеличивался медленнее, чем в ряде стран Западной Европы, производительность труда почти не росла.
Возрастала и доля занятости в государственном секторе. При весьма низком приросте населения и увеличении продолжительности жизни доля экономически активного населения снижается. Пополнил рынок рабочей силы большой приток иммигрантов, имеющих такие же права на рынке труда, как и коренные шведские граждане. Пять северных стран — Швеция, Норвегия, Дания, Финляндия, Исландия — составляют единый рынок рабочей силы. Для любого гражданина этих стран при въезде в Швецию не требуется разрешения на работу и жительство, границы существуют только формально. Почти весь послевоенный период характеризовался “высокой и стабильной занятостью” (3, с. 71). В экономической политике занятость является в соответствии во шведской моделью важнейшим приоритетом. По мировым стандартам уровень зарегистрированной открытой безработицы в Швеции низок. Продолжительный экономический рост в 80-е годы привел к наиболее высокой до сих пор занятости рабочей силы, особенно в Стокгольме, Гётаборге, Мальмё и примыкающим к ним районах. В 90-е годы наметилась тенденция снижения доли молодежи в структуре рабочей силы, доля пожилых возрастает. Следует упомянуть о некоторых национальных чертах характера, присущий шведам.
Системой социального страхования охвачено все население, а не только ее беднейшая часть, как во многих других странах. Во-вторых, доминирующую роль в социальной защите населения играет государства в лице центрального правительства и местных органов власти. Отсюда — высокий удельный вес социальных расходов государства в ВВП и госбюджете. В-третьих, социальная политика тесно связана с государственным регулированием экономики, которое имеет явную социальную направленность. В-четвертых, особую роль играет обеспечение занятости. В Швеции, например, полная занятость считается главной и неизменной целью экономической политики. В-пятых, социальная политика пронизана идеей равенства, философией солидарности, поэтому финансовая поддержка оказывается пенсионерам, семьях с детьми и с низкими доходами, инвалидам и т.д. В-шестых, социальной политике присущ упреждающий характер. Преобладание профилактических мер выражается в предотвращении бедности, активных мерах на рынке труда в виде предварительных мер по поддержанию занятости и переподготовке рабочей силы, а также в широком профессиональном обучении и создании специальных рабочих мест для молодежи и инвалидов.
Социал-демократия, традиционно сильно влияющая на рабочее движение страны, также обнаруживала стремление к компромиссу при разрешении конфликтных ситуаций. Основой шведской модели является положение о том, что рыночная система производства должна быть децентрализованной. Государство не вмешивается в деятельность фирм, но активно занимается перераспределением доходов граждан и проводит активную политику на рынке труда, поэтому так велико его роль в управлением национальным доходом. На стремление к максимальному равенству негативно влияет инфляция. Правительство, стремясь обеспечить полную занятость населения, стимулирует инфляцию, которая может увеличивать разрыв между уровнем жизни разных слоев населения. Однако при удержании ее на низком уровне растет уровень безработицы. Таким образом проблема инфляции и безработицы является одним из самых слабых мест шведской модели экономики. Кроме того из-за полной занятости экономический рост в Швеции идет медленными темпами. Также это явление связано с большим государственным сектором.
Сттруктура безработицы по ее причинам включает 4 осн категории раб силы: потерявшие работу в рез-те увольнения, добровольно оставившие работу, пришедшие на рынок после перерыва, впервые пришедшие на рынок труда. Уровень безработицы – отн кол-ва безработных к общему числу работоспособных. УБ=Б/РС 100%. Эк-ка не может ф-ровать при 100% использовании ресурсов (впервую очередь трудовых). Она должна располагать резервами, кот можно привести в действие в усл циклического развития эк-ки. Полная занятость в рыночной эк-ке определяется как занятость, составляющая менее 100% раб силы и равная сумме уровней фрикционной и структурной безработицы. Этот уровень наз естественным уровнем безработицы Прим.: в США в 60-х – 4,3%, в 70-х –6,6%, в 80-х – 7%, в 90-х – 6% безработных. В Европ странах средний уровень – 5%, а в Швеции и Японии –3%. Формы безработицы: 1. фрикционная, связанная с перемещением людей с одной работы на др. 2. структурная 3. сезонная 4. циклическая, полная и частичная, скрытая и явная, добровольная и вынужденная, молодежная и женская.
Очевидна необходимость гибкой системы образования, способной быстро отреагировать на требования, которые выдвигают новые технологии и новый спрос. Это касается и среднего образования, и высшей школы, и переподготовки на рынке труда, и обучения на рабочих их местах для лиц, которым грозит безработица. В экономической политике Швеции одна из главных целей - полная занятость успешно достигается посредством различных правительственных программ. Без активного вмешательства государства «невозможно I обойтись и при решении других проблем, которые классический рынок решить не в состоянии. Это и крупные инвестиционные проекты, не дающие скорой прибыли и связанные с большим риском; неравномерность регионального развития; необходимость борьбы с инфляцией и монополизмом и др. Итак, для смягчения или нейтрализации существенных недостатков, присущих рыночной форме организации производства, необходимо вмешательство государства. Именно регулирование (корректировка) в соответствии с социально-приоритетными ценностями со стороны государства в сочетании с саморегуляцией рыночных отношений характерны для большинства современных государств.
За последние 100 лет в большинстве развитых стран Запада продолжительность рабочего дня сократилась вдвое. Исключением из этого правила стала только Япония. Японец сегодня работает в среднем 2150 часов в год, что на 230 часов больше, чем в США, на 450 часов больше, чем в Германии, на 400 часов больше, чем во Франции. Сокращение продолжительности рабочего дня с целью увеличения занятости происходило в Швеции в 70-х годах, во Франции - в 1982-1983 гг. и некоторых других странах. В Украине законодательная основа программ защиты населения при переходе к рыночной экономике заложена в Законе о занятости. В этом законе предусмотрен комплекс мер, направленных на сохранение высокого уровня занятости, усовершенствования его структуры и поддержки рынка (с этой целью будет постепенно формироваться жилищный рынок, усовершенствоваться инфраструктура рынка труда, будет усиливаться мобильность рабочей силы и др.), смена структуры рабочих мест за счет высвобождения части работников из неперспективных в перспективные отрасли и увеличение занятости в сфере нематериального воспроизводства, повышение общеобразовательного, квалификационного уровня рабочей силы. 1.4 Регулирование наемного труда Одним из элементов социальной защиты населения в условиях рыночной экономики является правовое регулирование наемного труда, которое осуществляется путем законодательного установления минимального уровня заработной платы, пенсий, порядка совершения коллективных договоров по отношению к условиям труда, оплата рабочей силы, социального страхования, отпусков и т.д. При установлении минимального уровня заработной платы в документах Международной Организации Продовольствия (МОП) рекомендуется учитывать потребности работников и их семей, стоимость жилья, социальные льготы, уровень инфляции, а также показатели, которые влияют на уровень занятости.
При этом экспорт рабочей силы эффективнее экспорта товаров. Труд иммигрантов широко используется в США, Канаде, Германии, Франции, Австрии и др. странах. Их труд привлекается для работы в горнодобывающей, сталелитейной и других отраслях. Но, в большинстве стран процесс миграции рабочей силы поставлен под контроль государства. Предприниматели должны согласовать вопросы найма иностранцев с государственными органами. Так, в Германии необходимо получить специальное разрешение, в Швеции иностранцу следует знать местный или английский язык, в Испанию приехать на работу можно лишь при наличии гарантии обеспечения работой или жильем. Проблемы иммиграции актуальны и в России. Безработица: виды, причины, последствия. Закон Оукена. Безработные – это люди, незанятые, но активно ищущие работу. Уровень безработицы определяется как отношение незанятого, но желающего работать населения к предложению рабочей силы. В экономической литературе выделяются три основные точки зрения, объясняющие причину безработицы: 1. Высокая зарплата 2. Низкий спрос 3. Рынок труда не гибок и затрудняет установление равновесия между спросом и предложением.Первое направление – классическое.
![]() | 978 63 62 |