![]() 978 63 62 |
![]() |
Сочинения Доклады Контрольные Рефераты Курсовые Дипломы |
РАСПРОДАЖА |
все разделы | раздел: | Экономика и Финансы | подраздел: | Экономическая теория, политэкономия, макроэкономика |
Безработица и эффективность | ![]() найти еще |
![]() Молочный гриб необходим в каждом доме как источник здоровья и красоты + книга в подарок |
Если при той же динамике ВВП производительность труда также снижается, то разница между численностью реально занятых и "экономически заданным спросом" составляет величину "экономически не оправданной занятости", накапливаемой непосредственно на производстве. Рисунок 1. Динамика ВВП, уровня занятости и производительности труда в Швеции в 1990-95гг. Проиллюстрируем сказанное на примере экономического спада в Швеции в начале 90-х годов (см. Рисунок 1). На снижение объемов ВВП в 1991-93гг. работодатели среагировали сокращениями персонала. Численность занятых, сократившись на 10%, достигла уровня "экономически заданного спроса", а уровень безработицы поднялся с 2% в 1990г. до 7,8% в 1994г. Производительность труда за этот же период спада не только не снизилась, но, наоборот, возросла на 4%. Восстановление эффективности производства привело к позитивным переменам в динамике ВВП уже в 1994г. Темпы роста производительности труда сократились, а численность работающих стала увеличиваться за счет снижения безработицы. В России за 1992-96гг. объем ВВП снизился на 37%, а производительность труда - на 30%
Природе нанесен большой ущерб, недостаточно развита инфраструктура, хозяйство и структура экономики нуждаются в преобразовании, модернизации и придании ей эффективности. До сих пор отсутствовала возможность связать воедино ресурсы, экономику, экспертные знания и рынки, находящиеся по восточную и западную стороны границы. Процесс политических и экономических реформ в странах Восточной Европы оказался трудным и длительным. Старые структуры рухнули быстрее, чем удалось создать новые. В результате произошло резкое падение производства, снизился жизненный уровень и возникла безработица. Некоторые из стран быстро приступили к проведению реформ (Венгрия, Польша, Чешская Республика). Другим странам еще предстоят болезненные преобразования, если они хотят достичь поставленных целей в области рыночной экономики. В большой степени это верно и для России. Общим для восточноевропейских стран является то, что их экономическое развитие отстало от политического. Были быстро образованы новые демократические политические структуры, хотя не всегда удается обеспечить их функционирование в соответствии с предназначением.
Основная идея состояла в том, что любой шаг в сторону экономических ограничений, направленных на снижение инфляции, которые могут привести к появлению безработицы, должны с самого начала сочетаться с подготовкой выборочных контрмер. В центре внимания оказались такие направления политики в области предложения рабочей силы, как меры по подготовке, поиску работы и трудоустройству, способные в наибольшей степени удовлетворять одновременно требованиям эффективности и справедливости. 4. Эффективность программ и услуг на рынке труда Достижение и поддержание равновесия на рынке труда невозможно за счет односторонних действий. Если общие экономические меры способны содействовать расширению экономических возможностей для занятости, то степень освоения этих возможностей зависит от способности к занятости соискателей работы. На восстановление способности к занятости "хрупких" элементов безработицы направлена политика на рынке труда, влияющая через активные программы преимущественно на внутренние факторы его равновесия. Активные программы (обучение, поиск работника, трудоустройство и т.д.) находятся в ведении службы занятости
Состояние государственных финансов оказывает весьма сильное воздействие на реальную экономику, поэтому динамика основных макроэкономических показателей также может выступать одним и критериев успешности варианта осуществляемой бюджетной политики. В качестве критериев эффективности бюджетной политики можно предложить следующие: . уровень собираемости бюджетных доходов в целом, налогов в частности; . уровень выполнения бюджетных обязательств; . величину бюджетного дефицита и скорость роста государственного долга; . объем финансовых ресурсов, отвлекаемых на обслуживание государственного бюджета; . уровень монетизации бюджетного дефицита; . величину валютных резервов, используемых для финансирования бюджетного дефицита; . динамику валового внутреннего продукта; . уровень безработицы; . степень выполнения законодательных и приравненных к ним актов о бюджете. В условиях России к вышеназванным показателям можно добавить критерии, характеризующие специфику современного этапа в развитии российской экономики: . масштабы эмиссии денежных суррогатов (КО, КНО, зачеты); . величину просроченной задолженности по оплате труда из-за отсутствия бюджетного финансирования; . величину просроченной задолженности по оплате государственного заказа.
Предварительная оценка эффективности программ подтверждает, что программы оказывают различное воздействие на индивидуальном, групповом уровне, а также на рынок труда в целом. Один и тот же результат действительно может быть достигнут за счет привлечения разных объемов ресурсов. Необходима более тщательная ориентация программ на целевые группы работников или проблемы рынка труда. Эти группы должны быть максимально четко выделены, а программы ориентированы на те проблемы целевой группы, которые можно решить с помощью реализуемых мер. 1 Рост безработицы может иметь место не только при снижении объемов ВВП, но и при сокращении темпов его роста. В Японии в 1991-93гг. сохранялся рост ВВП, однако его темпы были существенно ниже, чем в предшествовавшие годы. В этот же период не зафиксировано и фактического снижения производительности труда и занятости. Однако эти темпы были недостаточными для покрытия спроса на рабочие места в связи с опережающими темпами роста экономически активного населения. В результате численность
Сложности определения уровня полной занятости ресурсов, естественного уровня безработицы и потенциального объема выпуска затрудняют расчеты структурных излишков и дефицитов государственного бюджета, хотя именно на основе динамики этих макроэкономических индикаторов оценивается эффективность мер фискальной политики в долгосрочном плане. Дефицит бюджета может возникнуть и в результате чрезвычайных обстоятельств – войн, стихийных бедствий, катаклизмов, – когда обычных резервов становится недостаточно и приходится прибегать к источникам особого рода. В таких случаях бюджетный дефицит, естественно, нежелательное, но неизбежное явление. Но еще более опасная и тревожная форма бюджетного дефицита - это когда он является отражением кризисных явлений в экономике, ее развала, неспособности правительства держать под контролем финансовую ситуацию в стране. В этом случае требуется принятие не только срочных и действенных экономических мер, но и соответствующих политических решений. Особо здесь следует отметить такие явления, как спад производства и рост «теневого» сектора экономики.
Как показывает мировая практика, наиболее эффективная занятость обеспечивается на акционерных предприятиях, деятельность которых регламентируется законами рынка. Во всех странах эффективность на государственных предприятиях ниже, чем в акционерных, частных и других фирмах . 1.3. Формы безработицы В настоящее время существует два вида безработицы – естественная и вынужденная. К естественной безработице относятся те формы, которые не устранимы и сопутствуют долговременному равновесию рынка рабочей силы, а к вынужденной – формы, существующие помимо естественных и повышающие общий уровень безработицы. Естественная безработица характеризует наилучший для экономике резерв рабочей силы, способный достаточно быстро совершать межотраслевые и межрегиональные перемещения в зависимости от колебаний спроса и обусловленных им потребностей производства. Существует и иной подход, когда в естественную безработицу включаются фрикционную, институциональную и добровольную. Фрикционная безработица обусловлена тем, что люди, покинувшие прежние места работы, находятся в движении, переходят на новое предприятие.
Всем этим рыночно-государственно регулируемый, социально ориентированный современный капитализм выгодно отличается от капитализма свободной конкуренции. В то же время эффективность госрегулирования далеко не безгранична, Так, оно не может преодолеть цикличность капиталистического воспроизводства, порождающую в понижательных фазах цикла (кризис, депрессия) массу тяжелых экономических и социальных проблем. В течение длительных периодов оно не в состоянии, несмотря на все усилия, обеспечить приемлемого, социально терпимого уровня безработицы, а тем более полной занятости самодеятельного населения. Именно так обстоит дело в последние два десятилетия XX в., когда сдвиги в технологической базе производства и обострение мирохозяйственной конкуренции привели на Западе к свертыванию производства и уменьшению количества рабочих мест в ряде отраслей и ускорению замещения живого труда трудом, овеществленным в дополнительных элементах основного капитала (машинах, оборудовании и т.п.). При безработице, которая в последние два десятилетия в большинстве стран Запада колеблется в пределах 10-12% и более, неуклонно обостряется проблема финансирования системы социального страхования и ее поддержания на достигнутом качественном уровне.
Инфляция может вызвать также сокращение как производства, так и занятости. Предположим, что с самого начала объем расходов таков, что в экономике существует полная занятость и стабильный уровень цен. Если начинается инфляция, обусловленная ростом издержек, то при существующем уровне совокупного спроса реальный объем продукции сократится. Это значит, что рост издержек вызовет резкое повышение цен и при данных общих расходах можно будет купить на рынке только часть реального продукта. Следовательно, реальный объем производства уменьшится, а безработица возрастет. Положение, сложившееся в экономике в 70-х годах, подтверждает такую модель. В конце 1973 г. Организация стран экспортеров нефти(ОПЭК) стала действовать эффективно и, пользуясь своим влиянием на рынке, увеличила цены на нефть в 4 раза. Последствия инфляции, вызванной ростом издержек, привели к быстрому увеличению уровня цен в 1973-1975 гг. В то время уровень безработицы повысился приблизительно с 5% в 1973 г. до 8,5% в 1975 г. Подобная ситуация возникла в 1979-1980 гг., когда произошло второе повышение( по инициативе ОПЭК ) цен на нефть. 3.3. Гиперинфляция и крах.
Таким образом, государство выступает в роли арбитра, который избирает оптимальное (и наиболее эффективное) соотношение между монополиями и конкурентными отраслями. В различные периоды истории для различных стран это соотношение было разным, корректируемым под особенности развития экономики, и государство должно умело и эффективно использовать этот механизм. 3. Методы государственного воздействия на рынок. Государство оказывает воздействие на рыночный механизм через свои расходы, налогообложение, регулирование и государственное предпринимательство. Государственные расходы . считаются одним из важных элементов макроэкономической политики. Они влияют на распределение как дохода, так и ресурсов. Государственные расходы состоят из государственных закупок и трансфертных платежей. Государственные закупки представляют собой, как правило, приобретение общественных товаров (затраты на оборону, строительство и содержание школ, автодорог, научных центров и т.д.). Трансфертные платежи - это выплаты, перераспределяющие налоговые доходы, полученные от всех налогоплательщиков, определенным слоям населения в виде пособий по безработице, выплат в связи с инвалидностью и т.д. Нужно заметить, что государственные закупки вносят вклад в национальный доход и непосредственно используют ресурсы, в то время как трансферты не используют ресурсы и не связаны с производством.
Согласно общим рекомендациям, для проведения политики стабилизации необходимо увеличивать государственные расходы и уменьшать налоги для стимулирования расходов частного сектора в периоды высокой безработицы или соответственно сокращать государственные расходы и повышать налоги с тем, чтобы сокращал расходы частный сектор в периоды, когда общество больше всего беспокоит инфляция. Улучшают или ухудшают ситуацию те или иные действия правительства, приходится судить по последствиям. 2.4 Воздействие на размещение ресурсов и доходов Наряду с макроэкономической сферой объектом непосредственного воздействия государства является и микроэкономика. Общепризнанным достоинством конкурентной рыночной системы является способность эффективно распределять ресурсы. Но в определенных ситуациях, таких как внешние эффекты, общественные товары, несовершенство конкуренции и т.д., возникает проблема нерационального распределения ресурсов, и необходимо вмешательство государства для социально справедливого решения этой проблемы. Перераспределение ресурсов может касаться промышленного и сельскохозяйственного производства. В каждом конкретном случае используются определенные разновидности государственного воздействия.
Допустимый, нормальный уровень инфляции - 3-4% в год. 3. Политика перераспределения доходов в пользу групп с наибольшей склонностью к потреблению и инвестированию. К таким группам относятся и лица наемного труда, и предприниматели, осуществляющие широкие капиталовложения. 4. Кейнс считал необходимым пересмотреть отношение к внешнеэкономической политике. Не отрицая позитивные стороны фритредерства, Кейнс утверждал, что если страна с большой безработицей закрывает границы для иностранных более дешевых товаров с целью дать занятость своим рабочим, даже если национальная промышленность недостаточно эффективна, то действия правительства этой страны можно считать оправданными. В послевоенный период получает широкое распространение неокейнсианство (Э.Хансен, С.Харрис), и посткейнсианство (Дж.Робинсон, Н.Калдор, П.Сраффа и др.). С точки зрения задач перехода к рыночной экономике в нашей стране, дискуссии в нашей литературе о путях перехода к ней несомненный интерес представляет анализ современных буржуазных концепций по проблемам регулирования капиталистической экономики в рамках нео- и посткейнсинского направления.
Социалистическое «клеймо» в этой области по-прежнему слишком заметно. Даже современное законодательство о конкуренции разрабатывалось в условиях существования постсоциалистических монополий. Поэтому очень важно, чтобы государство особенно внимательно отнеслось к ограничению доминирующего положения монополистов на рынке, соблюдению ими правил конкуренции. Но главное — необходима эффективная система наложения санкций за нарушение антимонопольного права. Уровень развития конкуренции на Украине, как бы ни хвалили новое законодательство о конкуренции и ограничении монопольной деятельности, достаточно низок. Это вызвано многими причинами как экономического, так и правового характера. Во-первых, такова государственная политика в отношении малого и среднего бизнеса, который до сегодняшнего дня так и не получил должного развития. Зарубежный опыт показывает, что именно с ростом малого и среднего бизнеса сокращается безработица, повышаются уровень конкуренции и рост экономики. Вторая причина, не менее важная, связана с провалом приватизации предприятий на Украине. В результате проведенной приватизации так и не возникла та существенная и необходимая прослойка частных собственников, которые должным образом заботились бы о развитии своего бизнеса.
Отсюда становится очевидным, что обостряющиеся в последние годы в РФ проблемы, связанные с безработицей, не могут быть решены или даже заметно смягчены без ускоренного развития и стимулирования государством малого бизнеса. Пока же российское законодательство, регламентирующее условия создания малых предприятий, налоговая, финансовая и кредитная политика государства скорее враждебны мелкому бизнесу, чем благоприятствуют ему. 2.3.Современные тенденции и перспективы приватизации На первом этапе приватизация была проведена весьма поспешно. Это обусловило многие ее недостатки, нарушения приватизационного законодательства, злоупотребления и другие негативные явления. В настоящее время приватизация носит постепенный и «точечный» характер в том смысле, что в каждом конкретном случае государственные органы стремятся выбирать для этого объекты в порядке очередности и народнохозяйственной целесообразности в данный момент. При этом они пытаются увязать ее с поиском «эффективного инвестора», в том числе или даже в первую очередь иностранного (вообще речь идет об увязке приватизации с привлечением иностранных инвестиций, особенно прямых), который, безусловно, обеспечил бы реальное накопление капитала, модернизацию производственного аппарата, увеличение или, по меньшей мере, сохранение числа рабочих мест.
В конце 1994 года, заявленная в Федеральные службы занятости потребность в рабочей силе, оказалась в 5,8 раз меньше её предложения. В конце 1995 года, в целом по России, на одну вакансию приходилось пять безработных. Уменьшение числа занятых в регистрируемой сфере общественного производства сопровождается увеличением занятых вне его. Это обстоятельство косвенно свидетельствует о том, что источники жизнеобеспечения, расположенные вне легального производства, приобретают всё большее значение: происходит разрушение официального рынка труда, всё большее число работников вынуждено трудится не по основной профессии, в теневой экономике, на чёрном рынке. Ликвидация монополизма государственных предприятий на рынке труда также создаёт новую ситуацию, частично это повышает гибкость и эффективность использования рабочей силы, а частично социально – трудовые отношения принимают криминальный характер. Официально признанная в начале безработица 90-х годов стала реальностью нынешней России. Её рост может усилится в связи с новыми процессами высвобождения “излишней” рабочей силы из производственной сферы, используемой там формально и неэффективно.
В нашей стране, как представляется, это дело вовсе не такого близкого будущего1. Как показывает опыт развитых стран, количество мужчин, пользующихся установленными льготами и преимуществами в сфере трудовых отношений хотя и увеличивается, но все еще остается незначительным. Однако в любом случае принятие этих мер эффективно способствовало бы формированию нового общественного сознания, меняющего сложившиеся представления о роли женщин и мужчин в семье и на производстве. 1 Лившиц Р. 3. «Круглый стол»: Трудящиеся с семейными обязанностями // Государство и право. 1994. № 11. Право на труд женщин и лиц с семейными обязанностями. Среди основных (конституционных) прав граждан важнейшее место занимает право на труд. В Конституции Российской Федерации в ст. 37 провозглашено, что: 1. Труд свободен. Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию. 2. Принудительный труд запрещен. 3.Каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, также право на защиту от безработицы».
Продолжительность периода выплаты пособия по безработице не может превышать двенадцати календарных месяцев в суммарном исчислении. Выплата пособия прекращается в случаях трудоустройства безработного, прохождения профессиональной подготовки, повышения квалификации или переподготовки с выплатой стипендии, назначения ему пенсии. Государственное регулирование проблем занятости и безработицы в Российской Федерации осуществляет Министерство труда России, а также его органы на местах — центры и службы занятости (биржи труда). Это же ведомство разрабатывает и реализует общую государственную политику в области труда, развития трудовых отношений на основе социального партнерства, предотвращения и разрешения трудовых конфликтов, охраны труда, подготовки и переподготовки кадров. Большинство экономистов полагают, что проблема безработицы и других диспропорций на рынке труда может быть смягчена только с помощью комбинации различных средств: стимулирования экономического роста, сокращения рабочей недели, создания эффективной системы переподготовки кадров.
Наиболее ярким показателем изменений в отношении классовых сил явились итоги парламентских выборов 1945г. Выборы 1945г. и образование лейбористского правительства. Сразу после Второй Мировой Войны, 26 июля 1945 года в Великобритании прошли парламентские выборы, на которых одержала победу лейбористская партия Великобритании. Избирательные программы консерваторов и лейбористов содержали немало общего. Они провозглашали необходимость увеличения экспорта товаров, борьбы с безработицей, улучшения жизненных условий, расширения условий социального страхования и т.п. Обе партии заявили о своем намерении добиваться разоружения Германии, ликвидации ее военной индустрии и создания эффективной международной организации по поддержанию мира и безопасности. Но в программных требованиях лейбористов и консерваторов были и существенные различия. Лейбористы в новой программе «Заглянем в лицо будущему» обещали своим избирателям построение социализма в Англии. Они выступали за сохранение государственного контроля над экономикой и предлагали провести национализацию важнейших отраслей промышленности, а также транспорта и Английского банка.
![]() | 978 63 62 |