![]() 978 63 62 |
![]() |
Сочинения Доклады Контрольные Рефераты Курсовые Дипломы |
РАСПРОДАЖА |
все разделы | раздел: | Экономика и Финансы | подраздел: | Экономическая теория, политэкономия, макроэкономика |
Денежно-кредитная политика государства | ![]() найти еще |
![]() Молочный гриб необходим в каждом доме как источник здоровья и красоты + книга в подарок |
Обязательным признаком банковского правоотношения является наличие специального субъекта: – банковской кредитной организации (коммерческого банка); – небанковской кредитной организации; – Банка России, который является одновременно и субъектом регулирования, поскольку издает нормативные акты, обязательные для исполнения, и объектом регулирования, поскольку тоже должен подчиняться указанным актам. Объектом банковского правоотношения является банковская деятельность, содержанием которой являются операции и сделки. Основания возникновения банковского правоотношения: – нормы закона; – административный акт; – договор или односторонняя сделка; – причинение вреда. Банковские правоотношения обладают следующими специфическими признаками: 1) наличие специального субъекта в виде банка или иной кредитной организации; 2) наличие специального объекта; 3) опосредованность через банковские правоотношения денежно-кредитной политики государства, что означает отсутствие свободы воли сторон в определении форм правоотношений и правил их реализации, прямое или косвенное участие государства в этих правоотношениях
КУРСОВАЯ РАБОТА на тему: «Банковская система республики Казахстан: проблемы и перспективы её развития» Введение Банковская система – одна из важнейших и неотъемлемых структур рыночной экономики. Развитие банков, товарного производства и обращения шло параллельно и тесно переплеталось. При этом банки, проводя денежные расчеты, кредитуя хозяйство, выступая посредниками в перераспределении капиталов, существенно повышают общую эффективность производства, способствуют росту производительности общественного труда. Современная банковская система – это важнейшая сфера национального хозяйства любого развитого государства. Её практическая роль определяется тем, что она управляет в государстве системой платежей и расчетов; большую часть своих коммерческих сделок осуществляет через вклады, инвестиции и кредитные операции; наряду с другими финансовыми посредниками банки направляют сбережения населения к фирмам и производственным структурам. Коммерческие банки, действуя в соответствии с денежно-кредитной политикой государства, регулируют движение денежных потоков, влияя на скорость их оборота, эмиссию, общую массу, включая количество наличных денег, находящихся в обращении.
Организация кредитования должна обеспечивать безусловный возврат ссуд, целевой характер их использования, стимулирование роста объема производства продукции, удовлетворяющей потребности общества, и увеличение доли кредитных вложений, направляемых на инвестиционные проекты в перспективные высокоэффективные отрасли. Общие ориентиры и рекомендации должны давать возможность инициативной работы практических работников, занимающихся отбором конкретных кредитных проектов и выработкой условий кредитных договоров. При этом можно определить предельные суммы кредитов, решения по которым принимаются сотрудниками разных должностных категорий. Кредитная политика банка разрабатывается также на основе положений экономической и денежно-кредитной политики государства, сложившейся хозяйственной ситуации в данном регионе. 118. Виды ссуд КЛАССИФИКАЦИЯ КРЕДИТОВ, ВЫДАВАЕМЫХ КОММЕРЧЕСКИМИ БАНКАМИ. Учет кредитных операций коммерческих банков с клиентурой осуществляется на базе классификации кредитов. В основу классификации могут быть положены различные критерии (по экономическому назначению кредитов, по типам заемщиков, по срокам и т.д.)
На этом фоне выделяется учебник под ред. Камаева В.Д. (). Подробное теоретическое рассмотрение денежно-кредитного регулирования сочетается в нем с глубоким анализом отечественной практики. И все же наиболее полно рассматриваемые вопросы отражены в специализированных изданиях (Албегова И.М., Емцов Р.Г., Холопов А.В., ). Особо здесь следует отметить коллективный авторский труд «Государственное регулирование рыночной экономики» (). Книга посвящена важнейшим аспектам и инструментам макроэкономического регулирования рыночной и переходной экономики, в частности – эволюцию и новые тенденции денежно-кредитной политики государства. Наконец, экономическая периодика позволяет оперировать в работе самыми последними статистическими данными, а также критическим мнением ведущих отечественных экономистов. В частности, при написании последней главы работы в значительной степени использовался программный правительственный документ – «Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2002 год», опубликованный в (). Глава 1. Теоретические основы денежно-кредитной политики Денежно-кредитная политика в настоящее время — одна из форм косвенного воздействия государства на экономику.
Пренебрежительное отношение к российским законам, циничное – к своим обязанностям, презрительное – к своему народу сочеталось с подобострастным отношением к иностранным «советникам» и «консультантам», рабским преклонением перед иностранным капиталом и связанной с ним международной олигархией, к которой новое российское руководство страстно хотело примкнуть. За возможность использовать в этих целях общенародную собственность руководители России не задумываясь уступили международным финансовым институтам руководство экономической политикой. Высшие руководители при полной поддержке олигархических кланов своими руками лишили российское государство права самостоятельно определять эмиссионную и денежно-кредитную политику, отказались от активной внешнеторговой, промышленной и инвестиционной политики, фактически свернули научные исследования и прекратили стимулировать научно-технический прогресс, разрушили оборонную промышленность, сведя бюджетную политику к механическому сокращению расходов и наращиванию государственного долга, вялому приспособлению к экономическому спаду
Боль-шинство из них совершается без посредничества коммерческих банков, но в итоге конечным пунктом движения денежной наличности является касса банка. Таким образом, банк связывает наличный денежный оборот с безналичным и осуществляет контроль за кассовой работой своих клиентов. Это способствует упорядочиванию налично-денежного оборота. Кроме того, через систему коммерческих банков осуществляется налично-денежная эмиссия и обратный процесс – изъятие денег из обращения. В результате основной функцией кассовых операций банков ( как и других блоков операций) является помощь ЦБ в осуществлении денежно-кредитной политики государства. Список использованной литературыБанковское дело. Под ред. Г.Н. Белоглазовой , Л.П.Кроливецкой. - М.: Финансы и статистика, 2003Деньги, кредит, банки. Под ред. О.И. Лаврушина. – М.: Финансы и статистика, 2001Казимагомедов А.А., Ильясов С.М. Организация денежно-кредитного регулирования. – М.: Финансы и статистика, 2001Пещанская И.В. Организация деятельности коммерческого банка.- М. ИНФРА-М, 2001Свиридов О.Ю. Деньги, кредит, банки.- Ростов н/Д : «Феникс», 2001
Развитие банков, товарного производства и обращения шло параллельно и тесно переплеталось. При этом банки, проводя денежные расчёты, кредитуя хозяйство, выступая посредниками в перераспределении капиталов, существенно повышает общую эффективность производства, способствуют росту производительности общественного труда. Современная банковская система – это важнейшая сфера национального хозяйства любого развитого государства. Её практическая роль определяется тем, что она управляет в государстве системой платежей и расчётов; большую часть своих коммерческих сделок осуществляет через вклады, инвестиции и кредитные операции; наряду с другими финансовыми посредниками банки направляют сбережения населения к фирмам и производственным структурам. Коммерческие банки, действуя в соответствии с денежно-кредитной политикой государства, регулируют движение денежных потоков, влияя на скорость их оборота, эмиссию, общую массу, включая количество наличных денег, находящихся в обращении. Стабилизация же роста денежной массы – это залог снижения темпов инфляции, обеспечение постоянства уровня цен, при достижении которого рыночные отношения воздействуют на экономику народного хозяйства самым эффективным образом.
Очевид-но, что чем больше этот доступ, тем меньше предприятие использует в своих рас-четах неденежные платежные средства. Этот фактор позволяет объяснить сжатие бартера после кризиса в 1998 году : оно связано с облегчением доступа на экс-портные и потребительские рынки, а также с перетоком средств в реальный фактор экономики в результате снижения процентных ставок. Определенная роль в создании рассматриваемой ситуации принадлежит государству. В данном случае оно выступает не как проводник денежно- кредитной политики, а как субъект хозяйственных отношений. Статистика показывает, что именно неплатежи государству вызывают неплатежи предприятий друг другу, а не наоборот. Таким образом, не имея возможности в срок собирать налоги и платить по своим обязательствам, государство провоцирует возникновение массовых неплатежей. В ближайшее время эту ситуацию изменить невозможно. Итак, повсеместная демонетизация российской экономики в 1995- 1998 гг имеет целый ряд причин. Как ни странно главной из них является не денежно-кредитная политика государства, а совокупность различных микроэкономических и нституциональных факторов.
Если денежный рынок предоставляет высоко ликвидные средства в основном для удовлетворения краткосрочных потребностей, то рынок капиталов обеспечивает долгосрочные потребности в финансовых ресурсах. Финансовый рынок можно рассматривать и как совокупность первичного и вторичного рынков, а также национальный и международный. Первичный рынок возникает в момент эмиссии ценных бумаг, на нем мобилизуются финансовые ресурсы. На вторичном рынке эти ресурсы перераспределяются, и даже не один раз. В свою очередь, вторичный рынок подразделяется на биржевой и небиржевой. На последнем происходит купля-продажа ценных бумаг, которые не котируются на бирже. Государство и финансовый рынок Взаимоотношения государства и финансового рынка многоплановы. Государство может выступать кредитором и заемщиком, устанавливать общие правила функционирования рынка и осуществлять контроль за ним , проводить официальную денежно-кредитную политику. Государство может также поощрять и защищать развитие финансового рынка, от которого зависит устойчивость национальной экономики. В первую очередь такая политика проводится через придание рынку организационной завершенности, стандартизацию операций и жесткий контроль.
Предложение денег тоже своеобразно. Реально предложение денег зависит от целей, которые ставятся перед денежно-кредитной системой страны. 1. Если целью денежно-кредитной политики является поддержание на неизменном уровне количества денег в обращении, то линия денежного предложения будет вертикально прямой. 2. Целью денежно-кредитной политики государства может быть и поддержание фиксированной ставки процента. Такая денежно-кредитная политика называется «гибкой». В случае выбора гибкой монетарной политики графическое отображение денежного предложения будет представлено горизонтальной прямой. 3. Третий вариант графического отображения денежного предложения – наклонная кривая. Такая форма графика денежного предложения показывает, что денежно-кредитная политика допускает изменения и денежной массы в обращении, и нормы процента. % MS1 MS2 MS3 0 M Рисунок 9. Денежное предложение при различных целях денежно-кредитной политики: MS1 - денежное предложение при монетарной политике, направленной на поддержание неизменной массы денег в обращении; MS2 – денежное предложении при гибкой денежно-кредитной политике; MS3 – денежное предложение при допущении изменения и массы денег в обращении, и ставки процента.
Участниками бюджетного процесса также являются бюджетные учреждения, государственные и муниципальные унитарные предприятия, другие получатели бюджетных средств, а также кредитные организации, осуществляющие отдельные операции со средствами бюджетов. Представительные органы власти рассматривают и утверждают проекты бюджетов и отчетов об их исполнении. Исполнительные органы власти осуществляют сводное финансовое планирование, составление проектов бюджетов, внесение проектов бюджетов на рассмотрение представительных органов власти, исполнение бюджетов, анализ и контроль за исполнением бюджетов. Банк Российской Федерации совместно с Правительством России разрабатывает и представляет на рассмотрение Государственной Думы основные направления денежно-кредитной политики государства, обслуживает денежные счета Казначейства Российской Федерации, счета государственных целевых внебюджетных фондов, счета территориальных бюджетов. Главный распорядитель бюджетных средств — это орган исполнительной власти, первый прямой получатель бюджетных средств, имеющий право распределять средства между распорядителями и получателями бюджетных средств.
Сложившаяся мировая практика показывает, что через денежно-кредитную политику государство воздействует на денежную массу и процентные ставки, а они, в свою очередь – на потребительский и инвестиционный спрос. Денежно-кредитная политика – это проводимый правительством страны курс и осуществляемые меры в области денежного обращения и кредита, направленные на обеспечение устойчивого, эффективного функционирования экономики, поддержание в надлежащем состоянии денежной системы. Целями кредитно-денежной политики являются экономический рост, полная занятость, стабильность цен, устойчивый платежный баланс. Для достижения этих целей применяются такие инструменты денежно-кредитной политики как: а) лимиты кредитования; б) изменение нормы обязательных резервов; в) операции на открытом рынке; г) изменение ставки рефинансирования. В соответствии с темой курсовой работы рассмотрим такой инструмент как изменение ставки рефинансирования. Ставка рефинансирования – это процентная ставка, по которой центральный банк предоставляет кредит коммерческим банкам с целью дать им возможность кредитовать предприятия, коммерческие фирмы, предпринимателей, использовать денежные средства для закупки государственных ценных бумаг и в иных целях.
Причем в последние два десятилетия роль небанковских кредитно-финансовых учреждений повысилась. Так, большое значение на рынке ссудных капиталов США имеют страховые компании, ссудо-сберегательные ассоциации, пенсионные фонды. Центральные банки осуществляют руководство всей кредитной системой страны, ведут финансовые операции правительства, хранят временно свободные средства и обязательные резервы коммерческих и других банков, предоставляют им в случае необходимости кредиты для поддержания их ликвидности, обладают монопольным правом эмиссии банкнот, являются главными проводниками денежно-кредитной политики государства. В каждой стране есть центральный банк, как, например, Английский банк в Великобритании или Бундесбанк в Германии. В отличие от Великобритании или Германии центральный банк США представлен Федеральной резервной системой (приложение П20-1). Во всех развитых странах существует банковская система двух уровней. Первый уровень — это центральный банк, второй — коммерческие банки. Функции коммерческих банков — это прежде всего аккумулирование бессрочных депозитов (ведение текущих счетов) и доплата чеков, выписанных на эти банки, а также предоставление кредитов предпринимателям.
Центральный банк Российской Федерации (Банк России), представляющий правительство как агент, покупает и продает государственные ценные бумаги на рынке ценных бумаг (операции «на открытом рынке») с целью регулирования денежной массы в обращении. Государственные ценные бумаги в экономике России выполняют следующие функции: • являются наиболее цивилизованным рыночным способом формирования государственного долга; • обеспечивают кассовое исполнение государственного бюджета путем покрытия коротких разрывов между доходами и расходами, возникающих из-за несовпадения во времени налоговых поступлений и расходов бюджета; • выступают при проведении денежно-кредитной политики государства регулятором не только денежного обращения, но и развития экономики в целом: сущность денежно-кредитной политики состоит в изменении денежной массы в целях достижения подъема общего уровня производства, повышения занятости и предотвращения инфляции; • мобилизуют средства для финансирования целевых государственных и местных программ, имеющих важное социально-экономическое значение; • могут выступать в качестве залога по кредиту, предоставленному Центральным банком РФ правительству, по ссудам, взятым коммерческими банками у Центрального банка РФ, а также по кредитам, получаемым предприятиями в коммерческих банках.
Эти изменения в ценах приведут к смещению кривой совокупного предложения АS вверх - влево вдоль кривой АD2 до ее возвращения к естественному уровню объема производства при точке равновесия Т3 что иллюстрирует рис. 4 г. В точке 3 (рис. 3, г) цены на конечные товары и услуги и на факторы производства согласованно повышаются пропорционально росту денежной массы в обращении, вызванному экспансионистской денежно- кредитной политикой. Рис. Влияние экспансионистской денежно-кредитной политики государства на национальную экономику в долгосрочном режиме: а – денежный рынок (MD – MS), б – модель IS – LM, в - рынок частных плановых инвестиций (I); г - модель AD – AS. Этот рост цен вызывает дальнейшее смещение кривой спроса на деньги МD на денежном рынке (рис., а) вдоль кривой денежного предложения МS2, из положения МD1 в положение МD2 Равновесие устанавливается в точке e3. Это вызывает увеличение процентной ставки с г2, до r3. Рост цен сдвигает кривую LМ2 вверх до положения LM3, точка равновесия в модели 1S - LМ устанавливается в Е3.
ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНАЯ ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА Теоретической основой воздействия денежно-кредитной политики на национальное воспроизводство являются: - монетаризм - кейнсианская или неокейнсианская концепция - концепция классического синтеза Классическая концепция считает, что при увеличении денежного предложения достигается реальный экономический рост, а именно рост денежного предложения приводит к росту спроса на активы, в т.ч. на ценные бумаги и увеличивает реальные и финансовые инвестиции. Кейнсианская концепция (неокейнсианская) считает, что деньги нейтральны для экономики, т.е. увеличение денежного предложения приводит только к росту цен, при этом реальный экономический рост не достигается. Концепция неоклассического синтеза предполагает использование Кейнсианских моделей воздействия финансовой политики на национальное производство (налоги, государственные расходы, процентные ставки, но не увеличение массы денег в обороте). Но, однако, в долгосрочном периоде нормальное развитие экономики не возможно без роста денежной массы. Под деньгами в экономической теории понимается банкноты, монеты, средства на счетах в банках, а также иные ликвидные активы входящие в понятие «денежная масса».
Уголовная ответственность предусмотрена УК РФ за: незаконный оборот драгоценных металлов, природных драгоценных камней или жемчуга (ст.191); нарушение правил сдачи государству драгоценных металлов и драгоценных камней (ст.192); невозвращение из-за границы средств в иностранной валюте (ст.193). 7. Заключение В процессе создания эффективно работающего и контролируемого внутреннего валютного рынка необходимо соблюдение следующих основных принципов: Во-первых, с одной стороны валютное регулирование, являясь частью денежно-кредитной политики государства, должно своими методами способствовать целям экономического развития страны, а с другой стороны, очевидно, что использование средств и методов валютного регулирования не может служить панацеей от всех бед, так как подчиняется макроэкономическим ориентирам экономической политики государства. Во-вторых, валютная политика государства, оказывающая значительное влияние на экономическую жизнь общества, должна отличаться последовательностью, логичностью, стабильностью и взвешенностью.
Роль банков в современной экономике можно свести к трем основным моментам. Во-первых, развитая структура банков позволяет управлять системой платежей в обществе. Во-вторых, аккумулируя средства, банки направляют их фактическим заемщикам, при этом, отдавая приоритет тем из них, которые смогут употребить денежные средства наилучшим образом. Таким образом, банки наиболее целесообразно перераспределяют денежные резервы общества. В-третьих, банки, действуя в соответствии с денежно-кредитной политикой государства, регулируют количество денег, находящихся в обращении в той или иной экономической системе. В современных условиях возрастает влияние банков на экономику. Деятельность кредитных учреждений не ограничивается аккумуляцией и размещением растущей массы денежных средств компаний, предприятий и части населения. Они способствуют накапливанию капитала, не только активно вмешиваются во все стороны хозяйственной жизни, но и непосредственно участвуют в деятельности функционирующего капитала или осуществляя контроль над ним.
![]() | 978 63 62 |