![]() 978 63 62 |
![]() |
Сочинения Доклады Контрольные Рефераты Курсовые Дипломы |
РАСПРОДАЖА |
все разделы | раздел: | Экономика и Финансы | подраздел: | Экономическая теория, политэкономия, макроэкономика |
Инфляция в отечественной экономике | ![]() найти еще |
![]() Молочный гриб необходим в каждом доме как источник здоровья и красоты + книга в подарок |
По его словам, правила ВТО лишат отечественные предприятия крайне необходимой защиты, что обернется массой банкротств, резким ростом безработицы и усилением инфляции. В соответствии с нормами ВТО российский рынок будет полностью открыт для иностранных товаров и капиталов. Покровительственные для большей части отечественных предприятий пошлины будут отменены. «Приток в Россию не находящих сбыта товаров облегчит положение иностранных корпораций. Но для ослабленной кризисом отечественной экономики это станет мощным ударом с массой тяжелейших последствий», - отмечает Василий Колташов, руководитель Центра экономических исследований ИГСО. Согласно его оценке, внутренний рынок страны сейчас нуждается в максимальном закрытии от внешней конкуренции и поддержании потребительской активности населения. Чтобы снизить давление глобального кризиса на Россию, доля реализуемых в стране товаров отечественного производства должна возрастать, а не снижаться. Вступление страны в ВТО выгодно российским сырьевым корпорациям, ориентированным на экспорт
Поэтому резервный фонд растет в период бума и оказывает давление на слишком большие расходы, сдерживая инфляцию. Наоборот, в период слабой занятости резервный фонд используется для выплаты доходов, чем увеличивает платежеспособный спрос, поддерживая потребление, что ведет к снижению темпов падения производства, тем самым смягчая спад. Другие типы пособий — такие, как благотворительные выплаты вне рамок системы социального страхования, — по характеру своего автоматического антициклического регулирования также относятся к стабилизирующему типу. 2. Актуальные для развитых капиталистических стран программы помощи фермерам: когда платежеспособный спрос сокращается и цены на сельскохозяйственные продукты падают, федеральное правительство субсидирует фермеров, поглощая излишки продукции, когда же надвигается инфляция и цены растут, государство выбрасывает на рынок закупленную ранее продукцию, поглощая излишние денежные средства, что ослабляет любую тенденцию в экономике. К сожалению, такой стабилизатор не характерен для отечественной экономики, так как российское сельское хозяйство не страдает кризисами перепроизводства. 3. Эффект надежности компаний.
Фондовые индексы упали до рекордно низких показателей, а пугливые западные инвесторы в первые же дни конфликта вывели из России около 7 млрд. долларов портфельных (спекулятивных) инвестиций. Государство пытается придать экономике здоровый цвет лица: вчера были повышены зарплаты московским бюджетникам, а Центробанк повысил нормативы отчислений в Фонд обязательных резервов ради борьбы с инфляцией. Действия властей, по мнению специалистов, позволят закончить 2008 год с приемлемыми показателями развития, пишут «Новые известия». Однако уже в начале следующего года экономическая ситуация в стране может резко ухудшиться. Это грозит компаниям крупными убытками, а их сотрудникам сокращениями и общим снижением темпов роста зарплат. Отечественная экономика в этом году снижает темпы роста. Об этом говорят и статистические данные, и прогнозы чиновников, пишут «Новые известия». В прошлом году ВВП РФ вырос на 8,1%. Однако в 2008 году, согласно последним оценкам Минэкономразвития (МЭР), рост составит 7,8%. Причем министерство давало прогноз развития, оценивая динамику лишь первых семи месяцев этого года
Инфляция продолжает устойчиво снижаться - средний месячный рост цен в первой половине года составил 1,4% (по сравнению с 2,4% в первой половине 1996 г.). Хотя и медленно, но улучшается ситуация с собираемостью налогов и доходной частью федерального бюджета. (так, в частности, только вступление РФ в Парижский клуб государств-кредиторов позволит, по мнению Анатолия Чубайса, получать от государств-должников до 500-700 миллионов долларов в год). Стабильный обменный курс рубля, по прежнему заключенный в “валютный коридор”, обеспечивает относительную стабильность внешней торговли и служит эффективным инструментом по снижению инфляции. Правительство продолжает политику приватизации, выставляя на продажу значительные пакеты акций крупных национальных производителей. Есть все основания полагать, что в ближайшее время вступит в действие Налоговый кодекс, что позволит создать в стране разумную и стабильную налоговую систему. Успехи России по стабилизации экономики поддерживаются МВФ, выделившим России в текущем году кредитов на общую сумму 1,7 млрд долларов. Возможно, все эти события пока не оказали непосредственного ощутимого влияния на повседневную экономическую жизнь России, однако их огромного значения для будущего отечественной экономики нельзя не оценить.
Для того чтобы закончился экономический кризис, должна быть перестроена экономика, понижена роль нефти, углеводородов в целом и других невозобновляемых ресурсов», - уверен директор Института проблем глобализации Борис Кагарлицкий. bia-news.ru КРИЗИС НЕ ПОЩАДИТ КУДРИНА Министр финансов России Алексей Кудрин назвал две главные экономические ошибки, допущенные российским правительством. Во-первых, страна не снизила прямую зависимость экономики от экспорта нефти. Во-вторых, государство слишком сильно увеличило расходы, что вызвало инфляцию. Эксперты соглашаются с министром ровно наполовину. Российская экономика действительно серьезно зависит от экспорта углеводородов и, соответственно, от мировых цен на «черное золото». «Диверсификация отечественной экономики не произошла, и наша зависимость от нефти и газа слишком сильно влияет на бюджетные параметры», - подчеркнула генеральный директор Центра экономического и финансового консалтинга Елена Добролюбова. Но вот не тратить нефтяные деньги было невозможно как с экономической точки зрения, так и с политической. «Теоретически, государство могло быть скромнее в расходах на инвестиционные проекты, но политически это было нереально
В макроэкономике национальная экономика рассматривается как система рынков: товаров и услуг, ресурсов и денег. Существует оценка эффективности национальной экономики в виде макроэкономических показателей. Макроэкономические показатели представлены как единый продукт, произведённый отечественной экономикой. Макроэкономика использует различные методы национального учёта(СНС - система национальных счётов). Государство стремилось учитывать всё произведённые в обществе по принципу производственных и не производственных сфер, потоков и др методов. СНС позволяет измерить производство в обществе в целом. Она позволяет учесть производство в целом. К основным макроэкономическим понятиям относятся: Совокупный спрос, совокупное предложение(AD, AS). Занятость, безработица, инфляция, денежная масса и деньги, понятие экономическая работа, эк. Цикл и его стадии, понятие мировой экономики, мировой рынок ресурсов, регулирование международных экономических отношений, валютная система. Билет№2. Макроэкономические показатели. Они используются для того, чтобы определить развивается экономика , испытывает ли она кризис или состояние депрессии. Универсальный экономический показатель –ВНП.
Таким образом, с переходом на рыночную систему управления экономикой роль кредита как источника оборотных средств по крайней мере не уменьшилась. Наряду с привычной необходимостью в покрытии сверхнормативной потребности в оборотных средствах предприятий появились новые факторы, обусловливающие усиление значения банковского кредита. Эти факторы связаны прежде всего с переходным этапом развития, переживаемым отечественной экономикой. Одним из них явилась инфляция. Воздействие инфляции на оборотные средства предприятия очень многогранно: оно оказывает непосредственное и косвенное влияние. Прямое влияние характеризуется обесценением оборотных средств за время их оборота, т.е. после завершения оборота предприятие фактически не получает авансированную сумму оборотных средств в составе выручки от реализации продукции. Косвенное влияние выражается в замедлении оборота средств из-за кризиса неплатежей, во многом обусловленного инфляцией. К другим причинам возникновения кризиса неплатежей следует отнести снижение производительности труда; крайнюю неэффективность производства; неумение отдельных руководителей приспособиться к новым условиям: искать новые решения, менять товарный ассортимент, снижать материало- и энергоемкость производства, реализуя излишние и ненужные активы; наконец, несовершенство законодательства, позволяющего безнаказанно не платить по долгам.
Именно временные и естественные монополии и будут теперь предметом особого внимания Антимонопольного комитета Российской Федерации и правительства в целом. Хозяйственная практика последних лет убедительно показала, что именно такие фирмы и отрасли влияют на развитие отечественной экономики наиболее негативно, именно они несут большую долю вины в раскручивании «маховика» инфляции. Но каким образом Россия будет бороться со своими естественными и временными монополиями? Что касается естественных монополий, то для регулирования их деятельности предусмотрено создавать на 3 года специальные федеральные агентства. Эти агентства имеют право установить естественным монополистам: — перечень потребителей, которых они обязаны обслуживать; — уровень и структуру цены; — план инвестирования в расширение производства. Иными словами, в отраслях с естественной монополией свобода рыночного поведения будет ограничена, и на смену ей придет государственное экономическое управление. Именно на такой основе правительство России в октябре 1995 г. приняло, например, решение о «замораживании» цен (то есть запрещении их повышения) в отраслях — естественных монополистах до конца года. «Замораживанию» подверглись цены на газ и электроэнергию, а также железнодорожные тарифы и тарифы на перекачку нефти и нефтепродуктов по трубопроводам.
В рамках недостаточно развитого строительного рынка, при отсутствии нормальной конкуренции, когда подавляющая часть строительных подрядов получается, минуя тендеры (торги), не происходит никакого естественного при совершенной конкуренции выравнивания условий функционирования и общественных требований к подрядчикам. Это определяет существенные как региональные, так и внутрирегиональные различия в уровнях цен, обязательствах сторон и других факторов. Функционирование и все преобразования строительного комплекса объективно происходят в реальных временных интервалах. Можно выделить следующие пять качественно разных состояний: 1 состояние - доперестроечное (до 1988-1990г.г.); 2 состояние - переходное, гибридно-неустойчивое (1990-1994г.г.); 3 состояние - нецивилизованно-рыночное (1994-1998 г.г.); 4 состояние - цивилизованно-рыночное (возможно в будущем); 5 состояние - посткатастрофическое (возможно при неблагоприятном развитии событий). Невероятно трудные преобразования в строительном комплексе были осложнены общим кризисным состоянием отечественной экономики, спадом инвестиционной деятельности, высокими темпами инфляции, кризисом неплатежей и т.д. Сокращение более чем в 3 раза спроса на продукцию, инфляция, съедающая оборотные средства, порочная амортизационная политика и многое другое предопределили состояние производственного аппарата отрасли, уровень занятости и направленность действий хозяйствующих субъектов в этой сфере.
Именно временные и естественные монополии и будут теперь предметом особого внимания Антимонопольного комитета Российской Федерации и правительства в целом. Хозяйственная практика последних лет убедительно показала, что именно такие фирмы и отрасли влияют на развитие отечественной экономики наиболее негативно, именно они несут большую долю вины в раскручивании «маховика» инфляции. Но каким образом Россия будет бороться со своими естественными и временными монополиями? Что касается естественных монополий, то для регулирования их деятельности предусмотрено создавать на 3 года специальные федеральные агентства. Эти агентства имеют право установить естественным монополистам: — перечень потребителей, которых они обязаны обслуживать; — уровень и структуру цены; — план инвестирования в расширение производства. Иными словами, в отраслях с естественной монополией свобода рыночного поведения будет ограничена, и на смену ей придет государственное экономическое управление. Именно на такой основе правительство России в октябре 1995 г. приняло, например, решение о «замораживании» цен (то есть запрещении их повышения) в отраслях — естественных монополистах до конца года. «Замораживанию» подверглись цены на газ и электроэнергию, а также железнодорожные тарифы и тарифы на перекачку нефти и нефтепродуктов по трубопроводам.
Переход к открытой инфляции должен осуществляться исключительно последовательно,без каких бы то ни было отступлений.В противном случае каждый новый виток подавленной инфляции станет отбрасывать экономику назад,приближая её к дотоварному и доденежному состоянию.Будет развиваться процесс гиперинфляции, критерием которой является прогрессирующая утрата деньгами своих функций.Гиперинфляция может проявляться в разных формах. Там,где экономика базируется на рыночных принципах,её наличие удостоверяет катастрофически высокий темп роста цен,допустим,10000% в год.Приходится констатировать:уже в течение длительного времени отечественная экономика пребывает в состоянии подавленной гиперинфляции.И это не опасное будущее,которого еще можно избежать,а печальное настоящее.Глава III.СИСТЕМА АНТИИНФЛЯЦИОННЫХ МЕР.Чтобы справиться с инфляцией,государству приходится действовать с полным напряжением сил.Далеко не все принимаемые им при этом меры можно,с полным основанием отнести к разряду антиинфляционных.Скажем, различные формы компенсации касаются не причин и механизмов инфляции,а лишь ее последствий.От инфляции они,понятно,не спасают и в самом лучшем случае могут лишь не усиливать инфляционный процесс.Столь же неправомерно причислять к антиинфляционному регулированию тотальный административный контроль над ценами.
Третья причина – спрос на деньги со стороны производителей. Выходя из-под контроля и даже оставаясь относительно слабой, регулируемой инфляция оказывает на ход экономического развития целый комплекс сугубо отрицательных, негативных явлений. Поэтому одной из первостепенных задач экономической политики является изыскание способов и возможностей управления инфляцией. А преодолеть ее можно, только перестроив хозяйственный механизм, включив рыночные регуляторы. Решение этой весьма непростой проблемы предполагает достижение политической стабильности и договоренности, согласия и поддержки населением мер регулирования. Без этого самые разумные решения не способны дать желаемого результата. Справиться с инфляцией можно, о чем свидетельствует мировая практика. Это вселяет надежду, что и в отечественной экономике удастся обуздать инфляцию, которая десятилетиями пребывала в подавленном состоянии, а с переходом к открытому типу протекает в острых формах. Основная часть 1. Механизм инфляции Инфляция – это обесценивание денег, снижение их покупательной способности.
Безусловно, трудности перехода к рынку многим предприятиям легче переносить в рамках различного рода объединений и холдингов. Но в условиях современной отечественной экономики важно не допускать таких форм, которые позволяли бы предприятиям возвращаться опять к удобному и привычному для них административному распределению ресурсов, гарантиям сбыта, размыванию экономической ответственности, гарантиям поддержки нежизнеспособных за счет сильных и передовых, которые при этом становятся донорами поневоле. Если государство пойдёт на то, чтобы насильно опять заставлять жизнеспособные предприятия кормить слабых, то вместо ожидаемого оживления экономики может быть получен прямо противоположный результат. Сложности встают перед антимонопольной политикой России и при решении вопроса о сдерживании или стимулировании отечественных производственных монополий. С одной стороны, безусловно, необходимо подавление безудержных стремлений предприятий-монополистов к взвинчиванию цен на свою продукцию, как одного из главных факторов усиления инфляции.
Что неминуемо повлечет негативные последствия для торговли, сферы услуг и кредитных организаций. Сильно пострадает аграрный сектор. Открытие в таких условиях российского рынка для «свободной торговли» резко повысит его уязвимость перед глобальным кризисом», — считает директор ИГСО Борис Кагарлицкий. По его словам, правила ВТО лишат отечественные предприятия крайне необходимой защиты, что обернется массой банкротств, резким ростом безработицы и усилением инфляции. «Приток в Россию не находящих сбыта товаров облегчит положение иностранных корпораций. Но для ослабленной кризисом отечественной экономики это станет мощным ударом с массой тяжелейших последствий», — отмечает руководитель Центра экономических исследований ИГСО Василий Колташов. Внутренний рынок страны сейчас нуждается в максимальном закрытии от внешней конкуренции и поддержании потребительской активности населения. Для того чтобы снизить давление глобального кризиса на Россию, доля реализуемых в стране товаров отечественного производства должна возрастать, а не снижаться.
Этот рост МВФ тогда предсказан не был. Таким образом, мы получаем ответ на оба вопроса, поставленные выше: наиболее важное изменение - это изменение цены на нефть, оно не было предсказано и стало источником ошибки прогноза МВФ. Рассмотрим теперь еще один пример использования экспертных оценок, а именно усреднение оценок экспертов. Такие прогнозы составляются частным независимым Центром развития и представляют собой агрегированные прогнозы ряда экспертных организаций и инвестиционных банков относительно среднесрочной перспективы развития отечественной экономики. Если следовать сложившейся практике, то именно такие прогнозы позволяют добиться максимальной точности на среднесрочном горизонте прогнозирования, т.е. являются наилучшими из доступных прогнозов. Рассмотрим на примере временного диапазона 2003 - 2005 гг., какой точности позволял добиться этот метод прогнозирования. Точность прогнозов проверим на основе двух основных показателей - темпов роста ВВП и инфляции (темпов роста потребительских цен). Так, прогноз ВВП на 2003 г., сделанный в IV квартале 2003 г. (т.е. за один квартал до появления факта), имел относительную ошибку в 15,1%, что стало следствием существенного пересмотра темпов роста ВВП Росстатом (за счет повышения вклада малых предприятий и индивидуальных предпринимателей).
Современная бюджетная политика, включая ее составную часть по совершенствованию межбюджетных отношений, безусловно, обеспечивает создание ряда предпосылок для увеличения инвестиций в отечественную экономику, создания условий для ее устойчивого роста и повышения конкурентоспособности. Принципиальной особенностью такой политики является ее реализация с помощью гибких в экономико-финансовом отношении и универсальных в смысле объекта приложения инструментов. Они в большинстве своем должны быть ориентированы на регулирование не самих отраслей экономики, а макроэкономических показателей (речь идет о поддержании эффективных пропорций агрегированных показателей валового национального выпуска; приемлемого уровня инфляции; эффективного обменного курса рубля и ставки рефинансирования; таможенных тарифов; экспортных и импортных квот и пр.). В данной связи, стране предстоит решить следующие задачи. 1. Стимулирование инструментами налоговой политики позитивных структурных изменений в экономике, последовательное снижение совокупной налоговой нагрузки на бизнес.
Для сокращения общей потребности хозяйства в оборотных средствах, а также стимулирования их эффективного использования целесообразно привлечение заемных средств. Заемные средства представляют собой в основном краткосрочные кредиты банка, с помощью которых удовлетворяются временные дополнительные потребности в оборотных средствах. Основными направлениями привлечения кредитов для формирования оборотных средств являются: – кредитование сезонных запасов сырья, материалов и затрат, связанных с сезонным процессом производства; – временное восполнение недостатка собственных оборотных средств; – осуществление расчетов и опосредование платежного оборота. С переходом на рыночную систему управления экономикой роль кредита как источника оборотных средств по крайней мере не уменьшилась. Наряду с привычной необходимостью в покрытии сверхнормативной потребности в оборотных средствах предприятий появились новые факторы, обусловливающие усиление значения банковского кредита. Эти факторы связаны прежде всего с переходным этапом развития, переживаемым отечественной экономикой. Одним из них явилась инфляция. Воздействие инфляции на оборотные средства предприятия очень многогранно: оно оказывает непосредственное и косвенное влияние.
Инфляционное налогообложение «съедает» большую часть прибыли, замедляя процессы инвестирования. Предприниматели не рискуют осуществлять капиталовложения в проекты с длительным сроком окупаемости из-за невозможности прогнозирования динамики цен и издержек. Инфляция нарушает функционирование кредитно-денежной сферы, дестабилизируя деятельность банков и других финансовых учреждений, так как реальная процентная ставка уменьшается на величину ежегодного процента роста инфляции. Белорусская экономика длительное время развивалась на базе приоритетности отраслей производственного назначения, имела большие объемы незавершенного производства и характеризовалась высоким уровнем монополизации и скрытой безработицы, что создало предпосылки для развертывания в нашей стране мощных инфляционных процессов в начале 90-х годов. Недостаточно жесткая финансовая политика государства в этот период способствовала усилению инфляции. Наряду со структурными особенностями экономики Беларуси постсоветского периода, в качестве причин инфляции в нашей стране можно назвать: кризис в сфере производства, обусловленный его технической отсталостью, дефицитами, хроническими неплатежами; либерализацию цен в условиях высокого монополизма, замедляющего структурную перестройку; слабую вовлеченность белорусских производителей в мировое разделение труда, обусловленную не конкурентоспособностью отечественной продукции; рост цен на сырье и энергоносители.
![]() | 978 63 62 |