![]() 978 63 62 |
![]() |
Сочинения Доклады Контрольные Рефераты Курсовые Дипломы |
РАСПРОДАЖА |
все разделы | раздел: | Законодательство и право | подраздел: | История государства и права зарубежных стран |
Эволюция человека и его социальной структуры | ![]() найти еще |
![]() Молочный гриб необходим в каждом доме как источник здоровья и красоты + книга в подарок |
Бочаров 1998 – Бочаров В.В. Политическая антропология и общественная практика // Журнал социологии и социальной антропологии. 1998. № 2. С. 134-148. Бочаров 2000 – Бочаров В.В. Антропология возраста. СПб.: Издательство СПб ГУ, 2000. Бромлей 1982 – Этнос в доклассовом и раннеклассовом обществе / Отв. ред. Ю.В. Бромлей. М.: Наука, 1982. Бутинов 1995 – Бутинов Н.А. Папуа-Новая Гвинея: властные структуры. Этнические аспекты власти/Отв. ред. В.В. Бочаров. СПб., 1995. С. 51-78. Бутовская 1994 – Бутовская М.Л. Универсальные принципы организации социальных систем у приматов, включая человека: Автореф. дис… д-ра ист. наук. М., 1994. Бутовская 1998 – Бутовская М.Л. Эволюция человека и его социальной структуры//Природа. 1998. № 9. С. 87-99. Бутовская 1999 – Бутовская М.Л. Современная этология и мифы о нарушенном балансе агрессии – торможения у человека // Общественные науки и современность. 1999. № 4. С. 128-134. Бутовская 1999а – Этология человека на пороге XXI века: новые данные и старые проблемы / Отв. ред. М.Л. Бутовская. М., 1999
Эти приспособления, спасающие «род гоминид» от вымирания, стали всего лишь «техническим обеспечением» для создания настоящего вооружения: совершенного манипулятора и «аппарата военной хитрости» мозга. «Изобретающие» адаппищии. Гипертрофия мозга отразилась не только на «остроте мысли», но и на мощности — способности решать большой объем задач в течение длительного времени. Все это «вооружение» в конечном итоге вывело адаптацию человеческого вида на высший уровень информационной и инструментальной культуры. С помощью культуры взаимодействие этого вида со средой изменилось так резко, как никогда за всю историю биосферы. Важнейшие достижения культуры — это, как мы убедимся далее, самые простые вещи. Литература Ефремов К. Происхождение. Было или не было? ( 1999, 4). Бутовская М.Л. Эволюция человека и его социальной структуры// Vivos Voco, № 9, 1998.
В южной Аравии города-государства и племенные образования переходили к новым формам государственного объединения, в которых основа производства и формы эксплоатации менялись. Торговые пути перерезали весь Ближний Восток и уходили далеко в Среднюю Азию. Многочисленные области, государства и народы были втянуты в обмен. Все они были затронуты в той или ивой степени длительным кризисом, в основе которого лежало разложение рабовладельческой формации в нарождение феодальной. Рабовладение имело свои особенности, и процесс изменения его форм осложнялся на периферии глубокими и мощными пережитками родоплеменных отношений, своеобразием социальной структуры полукочевых и кочевых обществ. В бурях военных походов, восстаний, мятежей, кровавых междоусобиц рождалось на Ближнем Востоке новое общество, в котором рабовладельческая форма эксплоатации отступила на второе место, уступая свое место феодальной. Развитие производительных сил требовало этого, и неудержимый ход истории властно вызвал к жизни новые отношения, новые формы эксплоатации человека человеком, новую социальную структуру
Власть силой авторитета или насилия, используя санкции, может гарантировать воздержание индивида от поведения, не соответствующего принятым нормам. 4. Порядок, регулируя социальное поведение с точки зрения дозволенного, оставляет достаточную свободу человеку. Ведь непривычное может укладываться в рамки дозволенного порядком. Общество может менять свои представления о дозволенном, расширить или сужать зону позволительного. Отклоняющееся (девиантное) поведение. Отклонение в поведении личности, социальных групп от установленного порядка вещей порождает такое социальное явление как отклоняющееся (девиантное) поведение. Социология рассматривает нарушение заведенного порядка прежде всего как болезнь всего общества, его социальных взаимосвязей, структуры. Аномия - это «крушение норм», «безнормность», которые характеризует состояние общества, его социальных структур. Это серьёзный социальный недуг общества, не имеющего и не соблюдающего общепринятых норм поведения. «Аномия заявляет о себе присутствием прежде всего разнообразного и постоянно расширяющегося спектра социальных девиаций.
Но рассмотрим эту проблему на научно-теоретическом уровне. Итак, многие мыслители считают способ материального производства основой существования и развития всего общества, выдвигая достаточно веские аргументы: 1. без постоянного осуществления воспроизводства материальных благ существование общества невозможно; 2. способ производства, сложившееся разделение труда, отношения собственности определяют появление и развитие классов и социальных групп, слоёв общества, его социальной структуры; 3. способ производства вомногом обусловливает развитие политической жизни общества; 4. в процессе производства создаются необходимые материальные условия развития духовной жизни общества; 5. материальное производство поддерживает активность человека в любой сфере его жизни и деятельности. В середине ХIХ века в предисловии к К критике политической экономии К. Маркс писал: Способ производства материальной жизни обусловливает социальный, политический и духовный процессы жизни вообще (Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 13. С. 7.). Так он сформулировал суть закона определяющей роли материального производства в жизни общества
В основе этого лежит тот факт. что само понятие социальной организации, как справедливо отмечается в современной западной социологии, "непосредственно вытекает из "социального измерения" человека, его способности объединяться во имя прямого или косвенного удовлетворения своих потребностей".25 Важно при этом учитывать, что закономерности современного развития социальной организации общества, в частности его социальной структуры, определяются не ее упрощением, не уменьшением числа социальных групп и классов, нивелированием различий между ними (как это обосновывалось в марксистско-ленинской теории классового развития общественных систем), а ее существенным усложнением, что отражает богатство и многообразие экономической, социально-культурной, национально-этнической. религиозной, общественно-политической жизни в обществе, основанном на экономическом и политическом плюрализме. Усложнение социальной организации общества, на первый взгляд, правда, трудно совместить с перспективами углубления свободы и, особенно, социальной справедливости и равенства граждан.
Кроме того, его дискретность определяется тем, что поскольку отдельные виды воспитания и типы воспитательных организаций не имеют единых целевых установок и отлаженной и непротиворечивой взаимосвязи, постольку взращивание человека не становится непрерывным процессом. 5. Соотношение воспитания и стихийной социализации, "объем" воспитания в процессе социализации существенно различаются как в различных обществах, так и, в меньшей степени, в различных стратах одного и того же общества. Чем более модернизировано общество, т.е. чем более сложна его социальная структура, чем далее оно продвинулось в социально-экономическом развитии, тем в большей мере им осознана потребность в "человеческом капитале" определенного качества и тем большие ресурсы оно затрачивает на его подготовку и доподготовку. А следовательно тем больший "объем" занимает в процессе социализации ее социально-контролируемая часть, тем большую роль играет в общественной жизни воспитание как социальный институт. Кроме того, чем элитарнее та или иная страта общества, тем большее значение придается воспитанию ее представителей, соответствующему ее положению, притязаниям и потребностям. 6. "Объем" воспитания в процессе социализации, во многом определяет и его место в иерархии ценностей общества и его отдельных страт.
Все это единое системное целое существует только благодаря взаимодействию составляющих его частей — мира вещей «второй природы», мира идей и мира человеческих отношений. Организация этого целого усложняется и меняется в процессе исторического развития. Оно имеет свою особую пространственную архитектонику, которая не сводится только к отношениям материальных вещей, а включает их отношение к человеку, его социальные связи и те смыслы, которые фиксируются в системе общественно значимых идей. Мир вещей «второй природы», окружающих человека, их пространственная организация обладает надприродными, социально значимыми характеристиками. Пространственные формы технических устройств, упорядоченное пространство полей, садов, орошаемых земель, искусственно созданных водоемов, архитектура городов — все это социальные пространственные структуры. Они не возникают сами но себе в природе, а формируются только благодаря деятельности людей и несут на себе печать социальных отношений, характерных для определенной исторической эпохи, выступая как культурно-значимые пространственные формы.
Действительно, мы уже убедились, что проблема правопонимания в достаточной мере сложна. Ведь в праве находят выражение самые разнообразные отношения и ин-тересы людей, оно имеет различные формы проявления в зависимости от характера экономичаского развития общества, его социальной структуры, уровня культуры, ис-торических традиций. Право напрямую связано с природой человека, его жизнедея-тельностью, оно непосредственным образом вторгается в сферу поведения и поступ-ков человека, дозирует объём его свободы, воздействует на характер и способы удов-летворения различных потребностей как отдельными индивидами, так и общностями людей. Итак, какова же природа права, в чём, иначе говоря, заключена его сущность? Из-вестно, что сущностью любого предмета, явления философия считает совокупность наиболее важных, решающих, устойчивых свойств и отношений, составляющих их основу, определяющих природу и выражающих самые необходимые, глубинные свя-зи и отношения предмета, явления, которыми определяются все остальные их свойст-ва и признаки.
Обеспеченность человека, групп и слоев населения неразрывно связанна с их потребностями. Потребности - это нужда в чём-либо необходимом для поддержания жизнедеятельности организма человеческой личности. Социальных и других групп, общества в целом; это внутренний побудитель активности. Осознанные потребности выступают в качестве интересов. Факторы, которые обуславливают удовлетворение потребностей людей, разнообразны: - объём и структура производства, численность и половозрастной состав населения страны. Общественно-политический и экономический строй общества, его социальная структура; - величина и распределение национального дохода, денежные доходы населения, распределение их между различными группами и слоями населения, имеющиеся товарные фонды, цены на товары и услуги и др. Все эти группы факторов тесно взаимодействуют между собой. Однако их влияние неодинаково на разных этапах развития человеческого общества. В современных условиях России на первый план выдвигаются факторы первой группы ( в первую очередь переходный этап развития российского общества) и третьей группы ( содержание социальной политики, системный кризис российского общества).
Сторонииков у этой точки зрения много и сейчас. Действительно, на уровне обыденно-практического сознания мы прекрасно понимаем, что даже для того, чтобы учиться, нужно, как минимум, вначале удовлетворить первичные потребности - прежде всего материальные (жилье, еда, одежда), а затем понадобятся учебники, ручки, тетради и многое другое, кстати, тоже появившееся благодаря материальному производству. Но рассмотрим эту проблему на научно-теоретическом уровне. Итак, многие мыслители считают способ материального производства основой существования и развития всего общества, выдвигая достаточно веские аргументы: . без постоянного осуществления воспроизводства материальных благ существование общества невозможно; . способ производства, сложившееся разделение труда, отношения собственности определяют появление и развитие классов и социальных групп, слоёв общества, его социальной структуры; . способ производства во многом обусловливает развитие политической жизни общества; . в процессе производства создаются необходимые материальные условия развития духовной жизни общества; . материальное производство поддерживает активность человека в любой сфере его жизни и деятельности.
Сходство человека с млекопитающими — доказательство его происхождения от животных. 2. Биологические факторы эволюции человека — наследственная изменчивость, борьба за существование, естественный отбор. 1) Появление у предков человека S-образного позвоночника, сводчатой стопы, расширенного таза, прочного крестца — наследственные изменения, которые способствовали прямохождению; 2) изменения передних конечностей — противопоставление большого пальца остальным пальцам — формирование руки. Усложнение -строения и функций головного мозга, позвоночника,руки, гортани — основа формирования трудовой деятельности, развития речи, мышления. 3. Социальные факторы эволюции — труд, развитое сознание, мышление, речь, общественный образ жизни. Социальные факторы — основное отличие движущих сил антропогенеза от движущих сил эволюции органического мира. Главный признак трудовой деятельности человека — способность изготавливать орудия труда. Труд — важнейший фактор эволюции человека, его роль в закреплении морфологических и физиологических изменений у предков человека. 4. Ведущая роль биологических факторов на ранних этапах эволюции человека.
Религиозное чувство уступает патриотизму и гордости граждан, они воздвигают своим богам столь великолепные памятники, явившиеся поводом для пышных празднеств и ставшие предметом восхищения всего мира. Но сливаясь с гражданской гордостью, религия очеловеченных богов уходит из сердца человека и возвеличивает его значительно меньше, чем он себе представляет. Последняя треть V в. до н.э. позволяет говорить об определенном кризисе религиозного сознания греков, чему было несколько причин. Тяжелейшие бедствия, обрушившиеся на эллинский мир в годы Пелопонесской войны, сломили тот дух оптимизма, который господствовал в предшествующие годы, и одновременно подорвали веру в благость богов — гарантов существующего порядка. Вторая важная причина кризиса — усложнение характера общества, его социальной структуры, которым перестали соответствовать традиционные религиозные идеи, восходящие к глубокой древности. Прежде это несоответствие оставалось вне поля внимания современников, теперь же в новой, чрезвычайно сложной обстановке несоответствие буквально бросалось в глаза.
Перцепция социальная – восприятие, понимание и оценка людьми социальных объектов. Пространство социальное – социально освоенная часть природного пространства как среды обитания людей, пространственно-территориальный аспект жизнедеятельности общества и предметного мира человека, характеристика социальной структуры общества с точки зрения «расположения» социальных групп и слоев, «пространства» (условий, возможностей) их развития. Раппорт – установление межличностного контакта. Реципиент – субъект, реагирующий на сообщение. Роль – социальная функция личности, способ поведения человека в соответствии со статусом и позицией в обществе. Санкции социальные – оперативные средства социального контроля, выполняющие функции интеграции общества, социальной группы, социализации их членов и применяемые к последним за конкретные социальные действия. Социализация – усвоение, воспроизводство и изменение индивидом передаваемого ему социального опыта. Статус – положение субъекта в системе межличностных отношений, определяющее его права, обязанности и привилегии.
Это же подтверждает доказанный и объяснённый современной наукой т.н. парадокс обратной связи между уровнем и качеством жизни семей и числом детей в них. Дело здесь не только и не столько в том, что многодетное репродуктивное поведение в современном обществе осуждается общественным мнением (хотя и это имеет место), а в том, что его социальная структура такова, что практически невозможно одновременно занимать в нём некий достаточно высокий социальный статус (профессиональный, например) и социальный статус многодетного родителя. Достижение одного почти исключает достижение другого ввиду их прямой конкуренции, а малодетное репродуктивное поведение является формой адаптации подавляющего большинства индивидов и создаваемых ими семей, а следовательно семьи как социального института к современным условиям жизнедеятельности в обществе. На вопрос, почему так происходит, можно ответить, обратившись к уже рассмотренной эволюции потребностей личности и системы социального контроля. Эволюция личностных потребностей заключается в их развитии, дифференциации и специализации по мере модернизации общества, а длительное существование социального института предполагает частичный переход от экзогенной формы социального контроля к эндогенной.
Стремление к слиянию с социальной общностью (к идентификации с нею) и вместе с тем – к обособлению, проявлению творческой индивидуальности делает личность и продуктом, и субъектом социальных отношений и социального развития одновременно. Формирование личности осуществляется в процессах социализации индивидов и направленного воспитания: освоения ими социальных норм и функций (социальных ролей) посредством овладения многообразными видами и формами деятельности. Богатство которых определяет богатство личности. Отчуждение тех или иных присущих целостному родовому человеку видов и форм деятельности (вследствие общественного разделения труда, закрепляемого в классово-антагонистическом обществе его социальной структурой) обусловливает формирование односторонне развитой личности, которая воспринимает собственную деятельность как несвободную, навязанную извне, чуждую. Напротив, присвоение всей целостности исторически сложившихся видов и форм деятельности каждым индивидом в обществе, лишенном классово-антагонистических противоречий, - непременная предпосылка всестороннего и гармонического развития личности.
Планирование изменений социальной структуры основано, прежде всего, на планировании труда и персонала как базового социального процесса, Предпосылкой изменений в содержании и характере труда выступает научно-технический прогресс, внедрение мероприятий которого в социальном аспекте направлено на повышение содержательности труда, улучшение его социальной структуры, стирание различий между социальными группами работников и, таким образом, ведет к совершенствованию социальной структуры коллектива. 2. Улучшение условий труда и охраны здоровья работников предприятия. В этом разделе особое внимание уделяется мероприятиям по совершенствованию производственной среды, которая оказывает непосредственное влияние на здоровье, работоспособность, продолжительность жизни человека, настроение, на социально-психологический климат в коллективе. Улучшение условий труда и охраны здоровья работников создает предпосылки для более благоприятного протекания социальных процессов в сфере труда, таких, как мотивация, адаптация, сплочение коллектива и др.
По-прежнему велик престиж общеэллинских святилищ в Олимпии и Дельфах, однако несколько падает значение Делоса, после того как он оказался полностью под властью Афин. Происходит очеловечение религии, она становится мирской. С этого времени государство и боги образуют неразрывное целое. Религиозное чувство уступает патриотизму и гордости граждан, могущих воздвигнуть своим богам столь великолепные памятники, явившиеся поводом для пышных празднеств и ставшие предметом восхищения всего мира. Но сливаясь с гражданской гордостью, религия очеловеченных богов уходит из сердца человека и возвеличивает его значительно меньше, чем он себе представляет. Последняя треть V в. позволяет говорить об определенном кризисе религиозного сознания греков, чему было несколько причин. Тяжелейшие бедствия, обрушившиеся на эллинский мир в годы Пелопонесской войны, сломили тот дух оптимизма, который господствовал в предшествующие годы, и одновременно подорвали веру в благость богов - гарантов существующего порядка. Вторая важная причина кризиса - усложнение характера общества, его социальной структуры, которым перестали соответствовать традиционные религиозные идеи, восходящие к глубокой древности.
![]() | 978 63 62 |