![]() 978 63 62 |
![]() |
Сочинения Доклады Контрольные Рефераты Курсовые Дипломы |
РАСПРОДАЖА |
все разделы | раздел: | История |
История исследования змиевых валов Среднего Поднепровья | ![]() найти еще |
![]() Молочный гриб необходим в каждом доме как источник здоровья и красоты + книга в подарок |
Кавказско-русские параллели. Приложение к: Экскурсы в область русского народного эпоса. – М., 1892 Миллер В. Ф. Экскурсы в область русского народного эпоса. – М., 1892 Минаева Т. М. К истории алан Верхнего Прикубанья по археологическим данным. – Ставрополь, 1971 Минорский В. Ф. История Ширвана и Дербенда X – XI веков. – М., 1963 Михеев В. К. Сухогомольшанский могильник // Советская археология. 1 986. № 3 Михеев В. К. Экономика и социальные отношения у населения салтово-маяцкой культуры Подонья-Приазовья (середина VIII – середина Х вв.). – Автореферат диссертации… канд. ист. наук. – М., 1986 Морошкин Ф. Л. Историко-критические исследования о руссах и славянах. – СПб., 1842 Москаленко А. Н. Городище Титчиха. Из истории древнерусского поселения на Дону. – Воронеж, 1965 Моця А. П. Население Среднего Поднепровья IX – XIII вв. – Киев, 1987 Моця А. П. Погребальные памятники южнорусских земель IX – XIII вв. – Киев, 1990 Назаренко А. В. Немецкие латиноязычные источники IX – XI веков. – М., 1993 Назаренко А. В. Русь и Германия в IX – X вв. // Древнейшие государства Восточной Европы. – 1991. М., 1994 Нахапетян В. Е
Они заняли половину европейского континента – от Адриатики до Верхней Волги и от Эльбы до верховий Дона. Восточная ветвь славянства населяла значительную часть Великой Русской равнины, доходя на севере почти до Финского залива, а на юге – до Чёрного (Русского) моря в низовьях таких рек, как Дунай, Днестр и Днепр. Именно в этих районах, в плодородной степи, ярче всего проявлялись во все эпохи элементы прогрессивного исторического развития славянства: здесь строились задолго до Киевской Руси грандиозные « Змиевы валы», ограждавшие Поднепровье от кочевников, здесь возникли три старейших города – Киев, Переяславль, Чернигов, с которыми тесно связаны три митрополичьих кафедры, созданные на Руси аж в XI веке, которые исторически обусловили ядро Киевской Руси. г) Древнее общество восточных славян. Прежде чем превратиться в отдельный мир восточнославянских племён весь славянский мир претерпел ряд серьёзных изменений и катаклизмов, начиная с X-VII веков до нашей эры. Ведь в течении нескольких веков существовала балто- славянская общность, имеющая общие традиции, хозяйство, язык. В дальнейшем эти народы отсоединились друг от друга, мало того, этот период обозначился первым серьёзным нашествием степняков- кочевников на поднепровские земли.
Даст Бог, еще свидимся и поговорим о загадках исторической судьбы наших прямых предков древних славян, попробуем отыскать их следы на тропках Великой степи, узнаем, кто построил в Поднепровье знаменитые «Змиевы валы», почему русская Баба Яга обладала добрым сердцем и отчего борьба со Змеем Горынычем стала главным сюжетом отечественного фольклора. Создавая Будущее, всегда помните о Прошлом, храните в своем сердце и разуме тонкую нить, что связывает Древнее и Настоящее. Будьте достойны Славы собственных предков. Всего вам доброго! Список использованной литературы 1.PАбуль-гази. Родословное древо тюрков / Пер. Г.PС.PСаблунова. Казань, 1906. 2.PАвеста. Избранные главы / Пер. Н.PМ.PСтеблин-Каменского. Душанбе, 1990. 3.PАгафий Миринейский. О царствовании Юстиниана / Пер. М.PВ.PЛевченко. М., 1996. 4.PАлексеевPВ.PП. В поисках предков: Антропология и история. М., 1972. 5.PАлексеевPВ.PП. Историческая антропология и этногенез. М, 1989. 6.PАлексеевPВ.PП. Палеоантропология Алтая (Алтае-Саянское нагорье эпохи неолита и бронзы) // ТИЭ. Т. 71. 1961. 7.PАммиан Марцеллин. Римская история. М., 1994. 8.PАндреевPА.PР. История Крыма. М., 2002. 9.PАнучинPД.PН
Самым значительным трудом, оказавшим наибольшее влияние на сложение представлений о начальном периоде восточнославянской истории, в 40-50-е годы, явилась монография Б.Д. Грекова 7, где впервые проблема славянского этногенеза выступила в тесной органической связи с проблемами экономического и социального развития Киевского государства. Б.Д. Греков широко использовал фактические данные и этногенетические построения археологов. Этногенетическая позиция Б.Д. Грекова была в основе своей ярко автохтонистской.8 В ней наиболее полно проявился синтез трех направлений в исследовании восточнославянского этногенеза – направления, ведшего свое происхождение от старой русской антинорманской школы Д.И. Иловайского – И.Е. Забелина, направления, основанного на археологическом материале Среднего Поднепровья, восходящего к работам В.В. Хвойки и направления, возникшего на основании яфетической теории Н.Я. Марра. Общей платформой для всех трех направлений явилось признание автохтонности славян в Восточной Европе в максимально широких формах начиная с неолита.
Необходима, однако, классификация разновременных сооружений, а это не по силам отдельным энтузиастам. Весьма вероятно, что в центре системы укреплений находился не Киев, а какое-то иное поселение. Л. Добровольский обратил внимание на расположенный южнее Киева Вито-Ходосовский вал, окаймляющий территорию в 2 тысячи гектар. (Л. Добровольский. Забут меж давньо Кивщини сторично-топографчна студя // Записки Укранського наукового товариства в Kив, Кн. III, 1909. С.P5478). 438 ЛЛ.С. 212. 439 Там же. С. 219. 440 Ср.: Г.Е. Кочин. Памятники истории Киевского государства IXXIIIPвв. Л., 1936. С. 76. 441 В.А. Ильинская. Раннескифские курганы. С. 171. 442 Ср.: Д.А. Мачинский. О культуре Среднего Поднепровья С. 4. 443 Ср.: П.Н. Третьяков. Основные итоги и задачи изучения зарубинецких древностей // МИА. P160, Л., 1959. С. 15. 444 Там же. С. 1316. «Связующему звену» между зарубинецкой культурой и древностями летописных племен посвящен специальный сборник под ред. П.Н. Третьякова. См.: Раннесредневековые восточнославянские древности. Л., 1974. 445 Ср.: Г.Т. Ковпаненко
Каждая новая редакция книги дополнялась новыми фактами, почерпнутыми из археологического арсенала. Этногенетическая позиция Б. Д. Грекова была в основе своей ярко автохтонистской. В ней наиболее полно проявился синтез трех направлений в исследовании восточнославянского этногенеза — направления, ведшего свое происхождение от старой русской антинорманистской школы Д. И. Иловайского - И. Е. Забелина, направления, основанного на археологическом материале Среднего Поднепровья, восходящего к работам В. В. Хвойки, и направления, возникшего на основании «яфетической» теории Н. Я. Марра. Общей платформой для всех трех направлений являлось признание автохтонности славян в Восточной Европе в максимально широких формах начиная с неолита. Касаясь проблемы восточнославянского этногенеза и ранних этапов этнической истории восточных славян, Б. Д. Греков на первый план постоянно выдвигает вопрос о культурной, а не чисто этнической преемственности. Он стремится подчеркнуть столь важную для раскрытия общей цели его исследования мысль о том, «что вся предшествующая Древнерусскому государству общественная и политическая жизнь народов юга нашей страны связана с последующими событиями, развернувшимися на той же территории».
Период первобытности на территории нашей исторической прародины - это большой временной отрезок, и чтобы не затеряться в нем, лучше поставить перед собой более конкретную задачу, приурочив ее к грядущему 2000 юбилею. Итак, цель нашего исследования - узнать как жили наши прародители-славяне в начале нашей эры, или 2000 лет назад. «Историю древних русов как передовой части восточного славянства следует начинать с середины I тысячелетия до нашей эры, когда праславяне- сколоты образовали в Среднем Поднепровье «три царства» и создали свою, во многом сходную, но во многом и отличную от скифской, культуру, свой эпос, свои языческие обряды,» - пишет историк-археолог Б.А.Рыбаков. Поэтому выбор временного периода - 2000 лет назад - для более детального изучения особенностей жизни и культуры наших славянских предков представляется очень даже уместным, поскольку к этому времени они уже успели пройти некоторый исторический путь в своем развитии как выделившийся восточнославянский этнос. Итак, мы отправляемся в путешествие в прошлое на 2000 лет назад с целью «поиска корней» своих. Здесь нам предстоит совершить два экскурса: во- первых, познакомиться с историческим прошлым славян-прародителей в контексте общей исторической ситуации, сложившейся на территории Юго- Восточной Европы, где и располагалась наша историческая прародина в выбранный временной промежуток (путеводителем нам будет служить монография историка-археолога Б.А. Рыбакова «Язычество древней Руси» (М., Наука, 1988); во-вторых, познакомиться с культурой древних восточных славян в начале нашей эры; здесь же нашим «экскурсоводами» будут: книга английского этнографа-эволюциониста Э.Б.Тайлора «Первобытная культура» (М, Издательство политической литературы, 1989), работа Владимира Шкуратова «Историческая психология» (Ростов-на-Дону, Издательство «Город », 1994) , а также монография Б.А.Рыбакова «Язычество древней Руси».
Вост. слав(IХ-Хв). ? кузн-ое Киевская Русь. Складывается Рус-ие земли в период и литейное дело. Изгот. на гос. система раздр-сти. X-XIв. в Европе гончарном круге керамику, (раннефеодальная монархия заканч. процесс формир-я мастерили ювелирные и византийского типа). Власть единых гос-в. С XIв крупн. костяные предметы. Возникали – великому князю (исполн., гос-ва одновр-но вступают в ничем не огражд. >ие села, законод., судебн., военная стадию ослабл-я. Предпосылки: ?тянулись по берегам рек на власть, сбор налогов). 1)экономич. В рамках единых 1-1,5км. Наряду с обыч. Назначал наместников гос-в при условии стаб-ти жилищами (10-20м2) строились (сыновья, братья, идёт быстр. процесс укрепл. >ие дома S=100-120м2. Они племян.)?Власть в др-рус. части собств-ти ? феодалы стояли по соседству с др. гос-ве принадлежала роду. богатеют. ™с/х S.?больше домами и предназн. не для Наместники в городах - хлеба?больше воз-ть >ой семьи, а для челяди. Для посадники. Помогал – совет прокормить. Соверш-е орудий жизни хар-на постройка общей (ст. дружинники, боярство, труда, НТП (ветряные, водяные оборонит. линии, известной помог. мл. дружинники). мельницы, новая упряжь, новые под именем Змиевых валов и Сущ-ло городск. самоупр. – с/х культуры). ?демогр. охватывающей все Среднее вече. ? частного феод-го взрыв.?форм-е мощных эк. Приднепровье. Сооруж-е общей владения (расширение незав. хоз-ва. 2)потреб-ть к обор-ной линии может вотчины).
Генезис данных образований восходит к VIII в. Киев в этот период являлся политическим центром “Русской земли” — государственного образования, созданного в Среднем Поднепровье. В него входили полянское, северянское и частично древлянское княжения. “Русская земля” явилась политическим и территориальным ядром будущего обширного Киевского государства. Выросшая экономическая и военная мощь “Русской земли” вывела молодое государство в ряды ведущих стран средневекового мира. Проявлением могущества Руси были два успешных похода на Византию в первой половине IX в. Один из них был направлен на восточное побережье Крыма “от Корсуня до Корча”, где был разгромлен Сурож, другой — на малоазиатские владения империи, когда русские дружины прошли вдоль побережья от Босфора до города Амастриды. Оба похода завершились мирными соглашениями русов с местными византийскими властями. Значительной вехой во внешнеполитической истории Руси IX в. был визит посольства к византийскому императору Феофилу в 838 г. и в 839 г. к франкскому королю Людовику Благочестивому в Ингельгейме.
Догосударственный период в истории Руси Предки славян издавна жили на территории Центральной и Восточной Европы. По своему языку они относятся к индоевропейским народам, которые населяют Европу и часть Азии вплоть до Индии. Археологи считают, что славянские племена можно проследить по данным раскопок с середины второго тысячелетия до н.э. Предков славян (в научной литературе их называют праславяне) предположительно находят среди племен, населявших бассейн Одры, Вислы и Днепра; в бассейне Дуная и на Балканах славянские племена появились лишь в начале н.э. Возможно, что о предках славян говорит Геродот, когда описывает земледельческие племена среднего Поднепровья. Он называет их "сколотами" или "борисфенитами" (Борис-фен — название Днепра у античных авторов), отмечая, что греки ошибочно причисляют их к скифам, хотя скифы совершенно не знали земледелия. Античные авторы I-VI в.в. н.э. называют славян венедами, антами, склавинами и говорят о них как о "бесчисленных племенах". Предполагаемая максимальная территория расселения предков славян на западе доходила до Эльбы (Лабы), на севере до Балтийского моря, на востоке — до Сейма и Оки, а на юге их границей была широкая полоса лесостепи, шедшая от левого берега Дуная на восток в направлении Харькова.
Во “Влесовой книге” подробно описывается, как часть наших предков из Семиречья шла через горы на юг (судя по всему в Индию), а другая часть пошла на Запад, “до Карпатской горы”. Этот поразительный и неожиданный факт истории древних скотоводов подтвержден археологически лишь совсем недавно. Кроме того, следует отметить, что римские географы начала н.э. знали Волгу как Рус, “реку русов”. Русы были скотоводами, охотниками, а земледелие играло для них подсобную роль. Они поддерживали контакты с готами, гуннами, греками и другими народами. Были у них, конечно, и враждебные племена. Среди них – яги. “Влесова книга” приписывает им людоедство, т.е. каннибализм. Скорее всего, именно оттуда тянутся наши славянские сказки о бабе-яге, костяной ноге. Мы не знаем подробностей освоения русами лесостепных районов Приднепровья, что привело к образованию Киевской Руси. Но есть летопись, практически навечно впечатанная в днепровскую землю, – это Змиевы валы, опоясывающие Киевскую Русь с юга. Почему-то о них мало говорят, а ведь это укрепсооружение и архитектурный памятник древности, сравнимый разве что только с Великой китайской стеной.
При дальнейших трансформациях может измениться имя, но не облик, Перуна и его противника, но основная сюжетная канва остается неизменной. После победы Перуна над врагом освобождаются воды, несущие живительную влагу полям (в архаических и боковых трансформациях мифа освобождается скот или женщина, похищенная противником Перуна – её имена были Додола, Марена, Мокошь). Этот миф может быть истолкован как миф о происхождении грозы. Другим важным мифом является миф о Свароге. Сварог в славянской мифологии Бог небесного гня и одновременно подаватель культурных благ. Согласно верованиям славян Сварог первым начал ковать железо и научил этому людей, сбросив им с неба клещи; установил законы моногамной семьи; сделал первый плуг и научил людей плужному земледелию; построил мощные укрепления- змиевы валы. Как видно, славянская мифология была достаточно разработанной, её основные мотивы можно сравнить с мифами других древних религий. Но в то же время это была своя, оригинальная мифология. 6. Судьба языческих верований после принятия христианства Принятие христианства на Руси – важнейший этап в духовной истории восточных славян, в результате которого прежние языческие верования уступают место новой религии.
На севере сложились племенные группы, которые “являлись предками северных славянских, финских и летто-литовских племен”. Северные славянские племена возникли на неоднородной основе, но к середине—концу I тыс. н. э. “на всем пространстве от Волхова до Среднего Поднепровья, включая сюда верховья Волги и Оки, установился весьма однородный характер культуры во всех ее материальных проявлениях, доступных изучению по археологическим памятникам”. Характеризуя процесс этногенеза в юго-западной зоне, П. Н. Третьяков по существу принял позицию В. В. Хвойки о непосредственной генетической связи средневековых славян Поднепровья с культурой полей погребений, а ее, в свою очередь, — с культурой скифов-земледельцев. Вместе с тем в южных областях славянской культуры П. Н. Третьяков обнаружил следы, принесенные с севера, на основании чего сделал вывод о продвижении славян по Левобережью и Правобережью в Среднее Поднепровье во второй половине I тыс. н. э. П. Н. Третьяков писал, что его концепция, противоречит “утверждениям индоевропейской славистики, согласно которым история восточного славянства связывается преимущественно с движением на север, вверх по Днепру и далее на Волгу и в Приильменье”.
Отсутствие бытовых вещей при большом количестве посуды говорит в пользу того, что все городище – и идол в ограде, и клетки вдоль вала, прикрытые с внутренней стороны навесом,— предназначались для принесения жертв и потребления треб. ( Археологическое изучение разного рода святилищ со временем может дать значительно более полную картину, нежели существует сейчас. Многое должна дать и этнография, без данных которой ретроспективное изучение славянского язычества невозможно. В частности, этнография может полностью раскрыть весь годичный календарный цикл молений и обрядов, что так необходимо для понимания религиозной сущности язычества. Археология же по ряду счастливых обстоятельств может углубить на полторы тысячи лет этнографические сведения и представить календарь древнего славянина из Среднего Поднепровья с указанием сроков молений о дожде и важных языческих празднеств. ЛИТЕРАТУРА 1. Рыбаков Б. А.“Язычество древней Руси”. М., “Наука” 1988. 2. Рыбаков Б. А.“Язычество древних славян”. М., “Наука” 1986. 3. Поболь Л. Д. “Славянские древности Белоруссии”. М., 1974.
Мы так привыкли к этим словам, что не замечаем их странности. Нестор говорит не о русском королевстве, княжестве, империи, народе, а о РУССКОЙ ЗЕМЛЕ. Хотя использование этого странного концепта не уникально (ср. Deu schla d), он тем не менее необычен для средневековой исторической мысли. О Русской земле имеется большая литература; можно спорить о том, что обозначалось этим понятием в разных контекстах — вся Киевская Русь или только область среднего Поднепровья (Киевская область). Это нас сейчас интересовать не будет. Понятно, что в «Повести временных лет» речь идет о более обширной территории, чем среднее Поднепровье, и потому понятие Русской земли может метонимически распространяться на всю эту территорию. Но что это такое? Исходно это родовое владение Рюриковичей: псевдоэтнический компонент этого наименования отсылает к Руси, т. е. к варяжской правящей элите. Таким образом, перед нами пространство, не имеющее этнической прикрепленности, географический конструкт без обозначения действующего субъекта истории. Проблема была в том, как присвоить этому пространству историю.
Открытие зарегистрировано в середине 70-х годов, но результаты накапливались в течение 20-летнего периода работы. Мировые исследования показали, что энергетический спектр космических лучей простирается вплоть до 1020 эВ, что фон космических лучей ниже энергии 1015 эВ практически изотропен, а в области сверхвысоких энергий 1019—1020 эВ имеет анизотропию, указывающую, возможно, как на галактическое, так и на внегалактическое его происхождение. В этих же экспериментах было показано, что множественность пи-мезонов, возникающих в ядерных взаимодействиях при сверхвысоких энергиях, высока и растет с увеличением энергии, что нуклоны высоких энергий в каждом взаимодействии передают во вторичные частицы, в среднем, половину энергии, что в «стволе», широкого атмосферного ливня идут «лидирующие» высокоэнергетичные частицы, которые снабжают ливень энергией на всем его протяжении. Такова краткая история изучения космических лучей, в которой берет свое начало история исследования физики элементарных частиц, космофизики и физики Солнца. §2. Экспериментальные методы изучения космических лучей.
СОДЕРЖАНИЕ. Вступление. Возникновение древнеславянского государства Киевская Русь. 2.1. Возникновение Киева – колыбели Киевской Руси. 2.2. Создание и создатели древнеславянского государства. Период становления Киевской Руси. Эпоха расцвета Киевской Руси. Период распада на княжества и упадок Киевской Руси. Древняя Русь и кочевники. Заключение. Список литературы. Вступление. Киевская Русь – одно из самых больших государств средневековой Европы - сложилось в IX в. в результате длительного внутреннего развития восточнославянских племен. Ее историческим ядром было Среднее Поднепровье, где очень рано зародились новые социальные явления, характерные для классового общества. Современники — арабские и византийские авторы — называли первое государственное объединение восточных славян Русью, а народ, составивший это объединение,— русами. В связи с тем что центром этого могущественного государства на протяжении нескольких веков был Киев, в исторической литературе оно получило название Киевской Руси. Киевская Русь сыграла выдающуюся роль в истории славянских народов. Становление феодальных отношений и завершение процессов формирования единого Древнерусского государства положительно сказались на этническом развитии восточнославянских племен, которые постепенно складывались в единую древнерусскую народность.
Оджалана, ее формы и методы борьбы способствовали росту национального самосознания, организованности курдского освободительного движения, усилили внимание мировой общественности к курдской проблеме. 6. Активизация курдской диаспоры за рубежом и вывод проблемы Северо-Западного Курдистана на новый уровень – в плоскость обсуждения международными организациями и на научно-практических конференциях – помогают определить пути дальнейшего развития курдского вопроса. 7. Стремление Турции в Европейский Союз может вывести курдскую проблему из плоскости постоянных потерь в направление конструктивного решения. Теоретическая и практическая значимость настоящей диссертационной работы определяется тем, что положения могут быть использованы в научных разработках специалистов, занимающихся исследованием различных проблем курдоведения. Работа может быть востребована в учебном процессе ВУЗов при чтении общих, профилирующих и специальных курсов по социально-экономической и политической истории стран Ближнего и Среднего Востока, Северо-Западного Курдистана, в исследовательской работе студентов-востоковедов, про подготовке спецкурсов.
![]() | 978 63 62 |