![]() 978 63 62 |
![]() |
Сочинения Доклады Контрольные Рефераты Курсовые Дипломы |
РАСПРОДАЖА |
все разделы | раздел: | История | подраздел: | История |
Абстракции в хронологии и периодизации истории | ![]() найти еще |
![]() Молочный гриб необходим в каждом доме как источник здоровья и красоты + книга в подарок |
Ученые, "пришедшие со стороны", некомпетентны в вопросах истории. Поэтому скалигеровская хронология верна. 6) Никогда в истории научной мысли целая научная теория полностью не перечеркивалась; знания о мире могут лишь уточняться, не отрицая всего прошлого опыта. Поэтому скалигеровская хронология верна. 7) Политические обвинения и навешивание ярлыков. Например, во времена марксизма-ленинизма самым "весомым" ответом на наши научные публикации, посвященные хронологии, было: "эти исследования противоречат марксистско-ленинской периодизации истории, а потому являются антисоветскими". Поэтому скалигеровская хронология безусловно верна. Сегодня эти доводы уже "не работают". Но начинают появляться другие, аналогичные. Критики Н.А.Морозова и наших работ часто повторяют, что Н.А.Морозов, и будто бы вслед за ним и мы, утверждаем, что "древнего мира вообще не было". Почему усиленно повторяется эта явная нелепость? Вероятно потому, что с ней легко спорить. Любой здравый, но не посвященный в суть дела собеседник согласился: да, действительно, какая-то глупость
Интересно было бы изучить современный облик и состояние дореволюционной эмиграции и последующих "волн", особенно их молодого поколения, зачастую забывающего русский язык. Плохо изучен феномен реэмиграции. 6. Отсутствие четкой периодизации истории эмиграции - еще одна заслуживающая внимания проблема. Отказываться от нумерации "волн" вряд ли целесообразно, чтобы не смазать различия тех или иных этапов эмиграции. Но на вопрос о хронологии ее так называемых "волн" можно будет ответить, только определившись с датой отсчета российской эмиграции как исторического явления. Пока этот вопрос решается по-разному . Нет ясности даже в вопросе о периодизации "волн" послеоктябрьской эмиграции. Большинство исследователей и публицистов ведут отсчет "волн" с Октября 1917 г., несмотря на то, что эмиграция началась сразу после февральской революции, хотя и была до Октября весьма незначительна . Однако некоторые авторы (М. Раев, Д. В. Мышалова ) датируют возникновение миграционных потоков поражением белых армий в 1920 - 1922 гг. На самом деле следует заметить, что российская эмиграция не всегда была напрямую связана с теми или иными событиями политического или экономического характера, в период социальных катаклизмов она лишь усиливалась, поэтому любая дата будет здесь достаточно условна.
Древняя Русь глазами современников и потомков (IX-XII вв.). Курс лекций. - Аспект Пресс, Москва, 1998. КОММЕНТАРИЙ. Учебное пособие по гуманитарным и социальным дисциплинам для высшей школы и средних специальных учебных заведений. Издано при содействии Института "Открытое общество" (Фонд Сороса). В конце книги помещено объемистое Приложение 1 "Пустые множества "новой хронологии"", стр.289-313, где выражается категорическое несогласие с нашими работами. Довольно значительные размеры этого Приложения вполне позволяли доктору исторических наук И.Н.Данилевскому привести хоть какие-то содержательные аргументы в пользу скалигеровской хронологии. Но ничего подобного нет и в помине. Приложение бессодержательно, написано в развязном тоне. Нет ни одной ссылки на научную литературу. И.Н.Данилевский характеризует наши работы так: "Деление 8 на 2 дает 3 (при делении по вертикали) или 0 (при делении по горизонтали)" (с.289). Делается попытка приклеить нам разнообразные ярлыки. 47) Отчет о годичном собрании РАН. Вестник Российской Академии Наук, август 1998, том 68, No.8, МАИК "Наука", "Наука". На стр. 683, в Отчете о собрании, сообщено о попытке одного из академиков РАН организовать осуждение Общим собранием РАН трудов "академика А.Т.Фоменко, в которых пересматривается общепринятая периодизация истории
Учитывая условность всякой периодизации и принимая во внимание неразработанность этой проблемы, следует рассматривать предлагаемую далее периодизацию истории психологии лишь как один из возможных ее вариантов. В ней история отечественной психологической мысли включена составной частью в историю развития мировой науки. В качестве Основания для разделения этого процесса на этапы были выбраны содержательные критерии, определявшие смену взглядов на природу психического и отличающие каждый из этапов (см. схему). РАЗВИТИЕ ПСИХОЛОГИИ В РАМКАХ ФИЛОСОФИИ Хронология Предмет изучения Важнейшие итоги VI в. до н.э. – V в. Душа Формирование двух направлений – материализма и идеализма — в объяснении происхождения и проявлений души. Первые эмпирические знания о психических процессах и явлениях — ощущении (восприятии), памяти, воображении, мышлении, аффектах, воле, характере, особых состояниях (сон, экстаз). Выделение проблем: «душа и тело»; «врожденное - приобретенное». Указание на внутреннее чувство как способ познания души V – XIII вв. Развитие учения о душе в рамках философских учений и на базе медицинских знаний Формирование томистской психологии.
Первые грубые схемы всемирной истории появились лишь в XIV-XV веках. Их авторы Евсевий, Иероним, Августин. Более того, эти схемы возникли в недрах католической христианской церкви. Это еще раз подтверждает нашу мысль, что надвигающийся раскол церквей мог послужить толчком к созданию в Западной Европе искусственно удлиненной всемирной хронологии для утверждения прав и авторитета католицизма. К XV веку относится хронологическая деятельность, отраженная в книге Матфея Властаря. Его труд и его ошибки исследованы Г. В. Носовским. См. подробное изложение в [4]. «В конце XV начале XVI в. традиция составления всемирных хроник продолжала существовать в Италии и Германии. В Италии в XV веке тематика итальянских историков-гуманистов была, как правило, локально и национально ограниченной, и всемирной историей они почти не занимались (?P авт.)» [70], с.229. Всемирная хроника была написана флорентийским Архиепископом Антонином; умер в 1459 году. Опубликована же она была лишь «после его смерти в 80-х годах XV в.» [70], с.229. «Традиционную для средневековой исторической мысли периодизацию истории по шести возрастам сохранил и Якопо Филиппо Фореса (Jacobus Philippus Foresta) из Бергамо, чей труд вышел в свет в 1483 г
Это, во-первых, шумеро-вавилонская, египетская и эгейская культуры VI тыс. до н.э.; во-вторых, доарийская культура долины Инда III тыс. до н.э. (связанная с Шумером); в-третьих, оставившая скудные следы архаическая культура Китая II тыс. до н.э. . Определенные сложности возникают в процессе установления хронологии и периодизации истории Древнего Востока. Прежде всего это связано с тем, что в каждой стране существовали свои весьма несовершенные способы определения прошедшего времени. Например, в государствах Двуречья было принято обозначать годы по выдающимся событиям (война, строительство), а в Египте счет лет велся по периодам царствования каждого фараона и возобновлялся с каждым новым правлением. Кроме того, хронологические рамки периодов радикальных трансформаций не совпадают для различных регионов и стран Древнего Востока. Для учебных целей можно руководствоваться наиболее распространенной периодизацией древних обществ: I этап – складывание классового общества и государства, ранних форм этого общества (конец IV – конец II тыс. до н.э.); II этап – период расцвета древних обществ, наивысшего развития рабовладельческих отношений (рубеж II-I тыс. до н.э.– конец I тыс. до н.э.); III этап – упадок древних обществ, появление черт перехода к феодализму (I–V вв. н.э.). Таким образом, история древних цивилизаций Востока охватывает огромный период, хронологические рамки которого можно условно обозначить так: верхняя граница – с IV по III тыс. до н.э., нижняя граница между древностью и средневековьем (достаточно условная) – примерно V в. н.э. В последнее время историки все чаще настаивают на том, что эпоху древности следует подразделять на две части: раннюю и позднюю.
В геологии как в никакой другой науки важна последовательность установления событий, их хронологии, основанной на естественной периодизации геологической истории. Геологическая хронология или геохронология, основана на выяснении геологической истории наиболее хорошо изученных регионов, например, в Центральной и Восточной Европе. На основе широких обобщений, сопоставление геологической истории различных регионов Земли, закономерностей эволюции органического мира в конце прошлого века на первых Международных геологических конгрессах была выработана и принята Международная геохронологическая шкала, отражающая последовательность подразделений времени, в течение которых формировалось определенные комплексы отложений и эволюцию органического мира. Таким образом, международная геохронологическая шкала – это естественная периодизация истории Земли. Среди геохронологических подразделений выделяется: эон, период, эпоха, век, время. Каждому геохронологическому подразделению отвечает комплекс отложений, выделенный в соответствии с изменением органического мирра и называемый стратиграфическим: эонотема, группа, система, отдел, ярус, зона.
Аналогичные процессы происходили в древнейшем Двуречье и других государствах Древнего Востока, а также в Древней Греции и в Риме. Периодизация истории государства и права Древнего Египта. Первый период после объединения Верхнего и Нижнего Египта носит название Раннего царства (около 3100—2800 гг. до н. э.). Характерной его чертой является консолидация страны в единое государство. Второй период—так называемое Древнее, или Старое царство (около 2800—2250 гг. до н. э.),—время первой ярко выраженной централизации Египта (время строителей пирамид). После Старого царства наступает так называемый первый переходный период (около 2160— 2134 гг. до н. э.'). В это время Египет распался на ряд враждебных номов и мелких государств. Страна погружается в хаос междоусобной войны, правители номов величают себя царями и претендуют на гегемонию в Египте. В конце этого периода побеждают правители города Фивы и происходит объединение Египта под эгидой Фив. Наступает третий период—время Среднего царства (около 2050—1700 гг. до н. э.), Затем Египет переживает второй переходный период (около 1700— 1580 гг. до н. э.), в котором происходит вновь распад страны и завоевание части Египта гиксосами.
Вместе с тем следует отметить, что в последние годы в связи с повышенным интересом буржуазной историографии к исследованию проблем социальной психологии, политологии и творческой активности народных масс за рубежом предпринимаются попытки дать более сбалансированную характеристику причин фактической победы большевиков в гражданской войне. Одной из важных, но практически не исследованных проблем истории гражданской войны в России является ее периодизация. Справедливости ради отметим, что из существующих ныне периодизаций истории гражданской войны наиболее утвердившимся стал период с середины 1918 и до 1920 г. Эту периодизацию предложил В.И. Ленин, увязывая ее с главными этапами истории Октябрьской революции. Но В.И. Ленин не имел в виду периодизацию политической истории гражданской войны. В этой связи, не касаясь общей периодизации истории гражданской войны и рассматривая лишь политические аспекты, следует отметить, что начало и конец гражданской войны никем не объявлялись и тем более не декларировались. Далее, при определении периодизации политической истории необходимо иметь в виду, что гражданская война — это не только ведение боевых действий на многочисленных фронтах.
Соглашение государств придает юр обязательную силу не только отдельному договору, отдельной норме, но и межд праву в целом. Это находит выражение в принципе добросовестного выполнения обязательств по межд праву. Проблема обязательной силы межд права относится к числу тех, что связаны с самой природой этого права. Поэтому основные концепции в данной области совпадают с основными школами в межд-прав доктрине. Сторонники школы естественного права видят источник обязательной силы межд права в законах природы, в человеческом разуме и т д. Представители позитивной школы в качестве такового указывают согласие, соглашение государств. Третье основное направление в доктрине относительно обязательной силы межд права можно назвать нигилистическим, поскольку относящиеся к нему концепции так или иначе отрицают юр силу межд права. Этапы становления международного права. Историческая концепция межд права. Периодизация истории межд права: предыстория межд права (с древних веков до конца средних); классическое межд право (с конца средних веков до Статута Лиги Наций); переход от классического к современному межд праву (от Статута Лиги Наций до Устава ООН); современное межд право - право Устава ООН. Древние века. Субъектами межд отношений были не государства, а их властители.
Великие традиции александрийской школы нашли в нем своего последнего выразителя. Однако в астрономии Птолемей отступил от своих эллинистических предшественников назад, к геоцентрической системе мира Аристотеля. Суеверия эпохи отразились у него в представлении о том, что небесные светила влияют на судьбу человека (астрология). Главное произведение Птолемея "Великое построение (астрономии)" (в арабском переводе "Альмагест") в 13 книгах пользовалось непререкаемым авторитетом до Коперника (XVI в.). Кроме этого основного сочинения Птолемея до нас дошло несколько других его произведений: по физике, астрономии, географии и астрологии. Среди них для историка представляет огромный интерес "Канон царей" (так называемый "Птолемеевский канон"), т. е. список царей, по которым датировались наблюдения вавилонских и александрийских ученых. Этот список чрезвычайно важен для хронологии древней истории. Право Римское право достигло высокого развития уже в эпоху республики. Юридическое творчество империи приняло еще более широкий размах.
Разлагавшееся первобытное восточнославянское общество порождало не феодализм, как принято думать, а общинно-территориальную организацию, являющуюся промежуточной ступенью между первобытным строем и феодальной формацией, или, если угодно, цивилизацией. А. И. Неусыхин рассматривал ее как “общинную без первобытности” (т. е. без родовых древностей) и видел в ней переходную стадию развития от родоплеменного общества к раннефеодальному, внеся тем самым серьезный вклад в разработку проблемы перехода от доклассовых социальных структур к классовым не только у варваров Западной Европы, но и других народов, переживавших аналогичные процессы общественной эволюции. Идеи А. И. Неусыхина получили развитие в трудах А. Я. Гуревича, по словам которого периодизацию истории народов, переходивших в раннее средневековье от доклассового строя к феодальному, “нельзя строить таким образом, что вслед за общинно-родовым строем непосредственно идет феодальный или раннефеодальный (как первая форма феодализма), ибо тогда мы не избежим крайностей схематизации, натяжек и насилия над конкретным материалом, которые неминуемо приведут нас к искаженному представлению об исторической действительности”. А Я. Гуревич пошел еще дальше.
Дискуссия по этому вопросу началась в 30-х годах. Позже группа ученых во главе с Н.Л. Рубинштейном доказывала, что 40 - 50-ые годы XVIIIв. являлись переходным моментом в социално-экономическом развитии России. С этого времени наблюдалось быстрое увеличение количества мануфактур, появлялись специализированные промышленные районы, менялся социальный состав предпринимателей и способы обеспечения мануфактур рабочей силой. Некоторые ученые доказывали, что эти изменения правильней относить к нач. - 1-ой четверти XVIIIв. и что уже в это время наряду с крепостной мануфактурой существует мануфактура капиталистическая и этот второй тип, несмотря на неблагоприятные условия, создававшиеся крепостным строем, превалировал над первым. С.Г. Струнили, относивший начало генезиса капитализма к XVIв , настаивал на капиталистичнеском характере всех мануфактур вообще. Основанием для такого заключения он считал схожесть технической базы мануфактур различного типа. Другие напротив считали, что на протяжении всего XVIIIв. русская мануфактура в основном оставалась крепостной и что действительное изменение ее социальной структуры началось за пределами этого столетия.1 Прблема генезиса капитализма остро встала в дискуссии о периодизации истории России.
Но если это так, то раньше все галактики располагались ближе друг к другу, чем сейчас. Был, очевидно, и такой момент, когда всё вещество Вселенной находилось в сжатом до бесконечно большой плотности состоянии. Потом оно стало стремительно расширяться, что и происходит до сих пор. Начало расширения Вселенной в астрономии называется Большим взрывом, а время, прошедшее от Большого взрыва до наших дней, - возрастом Вселенной. По приблизительным оценкам, он составляет около 15 млрд. лет. Что же произошло за это время в нашей Вселенной? Чтобы легче было проследить эволюцию нашего мира во времени, американский астроном Карл Саган (1934 - 1996-) придумал любопытный способ изложения космической хронологии. Всю историю Вселенной он описал в масштабе, при котором одной «космической секунде» соответствует 500 реальных земных лет. Продолжительность существования нашего мира «сжалась» в результате до одного воображаемого «космического года». В соответствии с масштабом, выбранным Саганом, первые люди появились «вечером» последнего дня первого «года» в истории Вселенной. Как ни удивительно, но на тот же день приходятся и современные события.
Для большевистского режима эта категория служащих была ненадежной из-за ее «непролетарского» происхождения. Впоследствии оно станет для этих людей причиной крупных неприятностей. Клеймо «из бывших» стереть было невозможно. Список литературы Н. Верт “История Советского государства” М.: Прогресс-Академия, 1994. “Хронология российской истории” под рук. Франсиса Конта, М.: “Международные отношения”, 1994. Формирование командно-административной системы. Сб. статей. М., 1992.
ГОСУДАРСТВО И ПРАВО ДРЕВНЕГО ВОСТОКА ВВЕДЕНИЕ Важное место в системе юридического образования имеет такая наука , как история государства и права зарубежных стран. Она имеет предметом своего исследования и изучения процесс развития государства в ряде стран Европы, Азии и Африки, а также соответствующих им систем права в исторической последовательности. Периодизация курса истории государства и права зарубежных стран в различное время производилась по-разному. Наиболее распространенной схемой деления всемирной истории является трехзвенное: древняя, средневековая и новая (новейшая) история. Вполне справедливо будет, если периодизацию истории государства и права зарубежных стран осуществить по этой схеме. Следует помнить, что курс истории государства и права вовсе не преследует цель изучения всех когда-либо существовавших древних государств. Достаточно обратиться лишь к типичным для определенной эпохи государствам, оставившим заметный след в общечеловеческой истории, оказавшим влияние на последующее государственно-правовое развитие. I. Государство и право Древнего Египта В Египте раньше, чем в других странах сложилось классовое рабовладельческое общество и впервые в мире возникло государство.
Дискуссия по этому вопросу началась в 30-х годах. Позже группа ученых во главе с Н.Л. Рубинштейном доказывала, что 40 - 50-ые годы XVIIIв. являлись переходным моментом в социально-экономическом развитии России. С этого времени наблюдалось быстрое увеличение количества мануфактур, появлялись специализированные промышленные районы, менялся социальный состав предпринимателей и способы обеспечения мануфактур рабочей силой. Некоторые ученые доказывали, что эти изменения правильней относить к 1-ой четверти XVIIIв. и что уже в это время наряду с крепостной мануфактурой существует мануфактура капиталистическая и этот второй тип, несмотря на неблагоприятные условия, создававшиеся крепостным строем, превалировал над первым. С.Г. Струмилин, относивший начало генезиса капитализма к XVIв, настаивал на капиталистическом характере всех мануфактур вообще. Основанием для такого заключения он считал схожесть технической базы мануфактур различного типа. Другие напротив считали, что на протяжении всего XVIIIв. русская мануфактура в основном оставалась крепостной, и что действительное изменение ее социальной структуры началось за пределами этого столетия.1 Проблема генезиса капитализма остро встала в дискуссии о периодизации истории России.
В отечественной историографии существует тенденция к сближению понятий средние века и феодализм, хотя и подчеркивается, что феодализм, во-первых, не был единственным социально-экономическим укладом средневекового общества, а, во-вторых, в отдельных странах исчерпал себя, раньше, чем к концу средневековья, либо, напротив, пережил эту эпоху, иногда на столетия. Само понятие феодализм, произошло от слова феод (лат.), что означает особый тип условного наследственного земельного держания, которое сеньор предоставлял вассалу за военную, как правило, службу. В зарубежной науке преобладает иной взгляд на проблему, согласно которому феодализм был определенной системой или явлением, существовавшим в эпоху средних веков, но им отнюдь не исчерпывалось ее содержание. Безусловно, средневековье - понятие более широкое, многогранное и разноликое, чем феодализм. Дискуссионной является и проблема периодизации истории средних веков. Особых разногласий относительно времени начала европейской эпохи средневековья нет. Оно датируется концом V века и связывается с падением Западной Римской империи и образованием на ее территории германских королевств. С V по X вв. - это раннее средневековье, которое характеризуется становлением европейской цивилизации средневековья. С начала XI в. до ХV в. происходит расцвет европейской средневековой цивилизации.
![]() | 978 63 62 |