![]() 978 63 62 |
![]() |
Сочинения Доклады Контрольные Рефераты Курсовые Дипломы |
РАСПРОДАЖА |
все разделы | раздел: | Законодательство и право | подраздел: | История государства и права зарубежных стран |
Иван Грозный и политика опричнины | ![]() найти еще |
![]() Молочный гриб необходим в каждом доме как источник здоровья и красоты + книга в подарок |
Так было в СССР, когда засекречивался факт падения производства по многим показателям. Как следствие игнорировалась необходимость структурной перестройки экономики и смены политического курса. Неинформированность населения облегчает для власти возможность не считаться с интересами народа, но в этом содержится и опасность для действующей власти. Эта опасность в отрыве от реальных требований времени, закрытости, потере политической интуиции. Такая опасность появляется всегда, когда политическая элита становится закрытой, бюрократизируется и перестает обновляться. Власть персонифицируется в лице политика. Политик способен оказать личное влияние на формирование типа политической культуры. В истории мы найдем немало тому доказательств. Когда Иван Грозный создал опричнину, в политической культуре Руси укрепилось представление о правомерности произвола царских приспешников. Закрепилась традиция вертикального контракта между государством и обществом. Под социальным контрактом мы понимаем исторически сложившийся способ взаимодействия общества и власти
Московский Социально-гуманитарный институт Контрольная работа Дисциплина: Отечественная история Тема: Иван Грозный: реформы и опричнина Филиал в г. Набережные Челны 2007 г. Введение Иоанн Грозный - один из самых загадочных русских самодержцев. О его личности и правлении до сих пор идет много споров. Это первый русский царь, умный дипломат, образованный человек, дальновидный политик. Но с другой стороны это человек, стремившийся к абсолютной власти, нимало способствовавший разорению государства. В этой работе рассматривается очень широкая тема: «Иван Грозный. Реформы. Опричнина». Я считаю эту тему актуальной , во- первых потому, что в истории нет не актуальных тем, а во-вторых потому, что эта тема позволяет проследить две противоположные линии поведения Иоанна Грозного, который начал свое правление как прогрессивный царь- реформатор и провел важные для государства реформы, о чем почему–то многие сейчас забыли, а закончил правление как абсолютный монарх с неограниченной властью, опирающийся не на советы и соборы, а на опричный террор.
Эта трагическая коллизия сыграла важнейшую роль в истории Руси-Орды середины XVI века. При этом, библейский Самсон, как и Жиль де Рэ, это, скорее всего, слегка аллегорические отражения земщины, то есть большой партии, возглавившей широкую оппозицию Ивану Грозному и опричнине. Обнаруженый нами параллелизм "ордынская Земщина = библейский Самсон" мы сейчас вкратце опишем в виде таблицы, детали которой изложим подробнее в последующих пунктах. В ПЕРВОМ столбце таблицы кратко перечислены основные сюжеты, составляющие костяк библейской истории Самсона. ВТОРОЙ столбец отражает уже описанный нами выше параллелизм с французской версией "биографии Жиля де Рэ". ТРЕТИЙ столбец содержит данные из истории земщины Руси-Орды XVI века, легшие в основу библейской истории Самсона. ЧЕТВЕРТЫЙ столбец показывает те фрагменты биографии Челяднина, которые отражены в Библии, в книге Судей. ПЯТЫЙ столбец указывает факты из жизни митрополита Филиппа Колычева, вошедшие в Библию под видом деяний Самсона. ШЕСТОЙ столбец мы отвели для аналогичных данных из "биографии" хана Симеона Бекбулатовича
В конечном счете, опричнина ликвидировала политическую раздробленность, но вызвала в стране еще большее обострение противоречий. В 1572 г. Иван Грозный отменил опричнину и даже запретил под страхам наказания кнутом упоминать это ненавистное в народе слово. Опричные и земские территории, опричные и земские войска, опричные и земские служилые люди были объединены, восстановилось единство Боярской думы. Некоторые земские получили назад свои конфискованные вотчины. Но казни продолжались и после опричнины. Целая эпоха кровавых казней, которым русское общество подвергалось в период опричнины, является карой несоответственно тяжкой. Ведь умели же дед и отец Иоанна IV управлять державой без всяких массовых репрессий. А их внук и сын использовал опричные порядки в качестве боевого топора, обрушившегося на головы виновных и невинных порой без суда и следствия. Опричнина оказалась страшной аномалией в жизни страны, зловеща переплетя новое со старым. Политика укрепления центральной власти проводилась в весьма архаичной форме, и нередко под лозунгом возврата к старине: ликвидация последних удельных владений сопровождалась созданием нового, государева удела - опричнины и системы, дублирующих друг друга приказов и дум, что повлекло за собой обособление земщины.
В 1556 отписан Иваном Грозным в опричнину. В н. XVII в. неоднократно подвергался нападениям поляков. В 1661-63 в Юрьевце возведена каменная крепость с башнями (разобрана в к. XVIII в.); остатки - т.н. Белый город - на горе, над акваторией речного порта. В центре города сохранились старый (1806) и новый (1825-33) Входоиерусалимские соборы, Богоявленская (н. XVIII в.) и Рождественская (1815) церкви. ЮХНОВ, город в Калужской обл., центр Юхновского р-на. Расположен на р. Кунаве (бассейн Оки). Население 5,8 тыс. чел. Известен с 1410; город с 1777. Развитию Юхнова способствовало проведение в сер. XIX в. Московско-Варшавской железной дороги. ЮХНОВСКИЙ КАЗАНСКИЙ мужской монастырь, Смоленская еп., в Юхнове. Основан до 1611, когда был разорен поляками; возобновлен в 1653. Здесь находилась чудотворная Казанская икона Божией Матери. Ежегодно в течение двух-трех месяцев она носилась по окружным селениям для поклонения. ЮЩИНСКИЙ АНДРЕЙ (1898-1911), местночтимый киевский святой, ученик приготовительного класса Софийского духовного училища в Киеве; его обескровленное тело было найдено 20 марта 1911 со следами ритуальных мучений, совершенных над ним тайной иудейской сектой. - См.: Ритуальные убийства. я Я, последняя, тридцать третья буква русского алфавита; восходит к юсу малому
Однако именно в этот период Россия вела изнурительную и бесплодную Ливонскую войну, которая сопровождалась во внутренней политике страшными опричным террором. Личность Ивана IV, необузданного средневекового деспота, крайне противоречива, однако итоги его царствования для России в целом плодотворно. Видимо, явление царя – тирана на российском престоле в эпоху становления в Европе единых национальных государств можно считать закономерным. (Примерно в это же время властвовали Генрих VIII В Англии, Людовик XI во Франции, Филипп II в Испании.) Историки и по сей день спорят о том, какие цели преследовал Иван Грозный, вводя опричнину. Ряд ученых считает, что ее целью был разгром боярской оппозиции и освобождение царской власти от ее притязаний. Другие ученые считают, что своим отъездом в Александрову слободу Иван Грозный смог выговорить себе право казнить по своему усмотрению, и опричнина стала попыткой Ивана Грозного установить кровавую систему личной власти в стране. То, что при этом был нанесен удар по боярской оппозиции, стало лишь побочным эффектом опричнины. В итоге, в стране установилась атмосфера страха. Была разрушена экономика страны.
Оставил престол, не желая терпеть их измены. 2.К посадским людям: на них гнева и опалы нет. Таким образом Иван Грозный натравил посад на знать и духовенство. Посадские люди заставили бояр и духовенство отправиться к царю и умалять его вернуться на трон. Иван IV выдвигает условия: 1. Право расправлять с опальными не советуясь с боярской думой. 2. Территория страны: опричнина и земщина. Опричнина—личный удел царя: промысловые земли Севера, некоторые подмосковные уезды, территории пограничные с Литвой. В Александровской слободе был выстроен опричный дворец. Была образована опричное войск из особо преданных Ивану Грозному людей. Опричнину сопровождали многочисленные казни, массовые опалы, пытки и казни. 1459 Иван Грозный заставил выпить яд своего двоюродного брата Владимира Андреевича вместе со своей женой и дочерью. 1570 поход на Новгород. Повод—готовящаяся измена, причина—стремление Ивана IV окончательно истребить дух Новгородской вольности. Опричники творили беспредел, пользуясь своей безнаказонностью(грабежи и разбои).
Ее подготовили русские печатники Иван Федоров и Петр Мстиславец. 1565 Иван Грозный ввел опричнину. Страна разделяется на две части: в одной сохраняется вся прежняя система управления во главе с Боярской думой, а другая переходит под управление самого царя и лично преданных ему служилых людей - опричников . 1566. Вновь созывается в Москве Земский собор, который высказывается за продолжение войны с Литвой, отклонил предложение о перемирии с Литвой. 1568 Суд над митрополитом Филиппом , который выступил с обличением опричнины и отказался благословить царя. 1569. Митрополит Филипп задушен по приказу Ивана IV. 1570. Перемирие с Литовско-Польским королевством и с Ливонией на три года. 1571. Набег Крымских татар на Москву, ее последнее сожжение татарами. 1572 Политическое завещание Ивана IV. 1577. Война России с Польшей возобновилась. 1578. Первый поход Ермака в Сибирь. 1580. Издана библия Ивана Федорова. 1581. Приостановление на один год права крестьян переходить от одного .помещика к Другому - заповедные лета 1582 С Польшей заключено Ям-Запольское перемирие (Ям-Запольский мир). 1583 Плюсское перемирие между Россией и Швецией на три года, по которому последняя сохраняет все свои завоевания (Ивангород, Копотье, Ям и Корелу) и отбирает у России последний выход к побережью Финского залива. 1584 Смерть Ивана IV. 1584 Царем становитсяФедор Иоаннович (1584 - 1598), сын Ивана IV.
В годы опричнины и Ливонской войны положение главных производителей страны крестьян - еще больше ухудшилось : возросла не только барщина , но наряду с ней увеличился и оброк. Иначе и быть не могло! Опричная дубина , ударяя одним концом по вельможной знати , еще сильнее ударила по крестьянину и посадскому чеговеку, причинив им неисчислимые беды. В конечном счете опричнина ликвидировала политическую раздробленность, но вызвала в стране еще большее обострение противоречий. В 1572 г. Иван Грозный отменил опричнину и даже запретил под страхам наказания кнутом упоминать это ненавистное в народе слово. Опричные и земские территории , опричные и земские войска, опричные и земские служилые люди были объединены , восстановилось единство Боярской думы. Некоторые земские получили назад свои конфискованные вотчины. Но казни продолжались и после опричнины. Целая эпоха кровавых казней, которым русское общество подвергалось в период опричнены, является карой несоответственно тяжкой. Ведь умели же дед и отец Иоанна IV управлять державой без всяких массовых репрессий. А их внук и сын использовал опричные порядки в качестве боевого топора, обрушившегося на головы виновных и невинных порой без суда и следствия.
Все эти преступления противоречат основным правилам морали, разрушая все нормы человечности. ВЫВОД. Правда очень похожи методы борьбы с ''врагами''? Единственное, что у Ивана Грозного опричнина не имела такой колоссальный масштаб, как репрессии у Сталина. Но суть одна и та же! Да, методы Ивана Грозного были варварскими и жестокими. Именно опричнина показала, как страна отстала от развития других государств. И сталинские репрессии были не менее жестокими и беспощадными. Самое интересное, что народ свято верил в правильности действий вождей. У них и мысли не возникало, что дела обстоят иначе, и многие гибнут не по вине. Правда наступает время, когда и Иван Грозный, и Сталин поняли, что надо уменьшить террор. Так Иван Грозный отменил опричнину. Но на словах, в деле же она продолжалась, и люди продолжали страдать. И вот несколько веков спустя при Сталине люди ждали ослабления со стороны власти, особенно после великой победы в ВОВ. И что же? Наоборот, Сталин еще больше усилил контроль. Народ так и не смог вздохнуть спокойно.
Старые же их земли отбирались «на государя» и шли в раздачу. Вместо удаленной знати царь селил в их старых вотчинах мелких помещиков-опричников, преданных ему и зависевших только от него. Он делал это до самой смерти, в течение почти 20 лет, и понемногу забрал в опричнину половину своего государства. Остальная половина оставалась в старом положении, управлялась боярскою думой и называлась «земщиной». Опричнина была жестокой мерой, разорившей не только бояр, но и многих других людей, - всех тех, кого насильственно переселяли с места на место, у кого отнимали вотчины и хозяйство. Сама по себе опричнина должна была возбудить ненависть гонимых, но действия опричнины сопровождались еще чрезвычайными зверствами. Царь Иван не только выгонял знать из ее вотчин: он мучил и казнил неприятных ему людей. По царскому велению рубили головы «изменникам» не только десятками, но и целыми сотнями. В 1570 году царь подверг разорению Великий Новгород. Заподозрив новгородцев в какой-то измене, он ходил на них войною, как на настоящих врагов. Страна стояла на грани катастрофы. Как же и почему русский народ молча терпел эту бессмысленную вакханалию убийств и грабежей? Прежде всего, конечно, действовала долгая привычка беспрекословно подчиняться воле и приказаниям государя-царя, но кроме того, надо иметь в виду, что эпоха террора совпала с периодом тяжелой и кровопролитной войны на западе. И, наконец, не все молчали! В 1568г. митрополит Филипп, после долгих и бесплодных увещеваний наедине перед всем народом в Успенском храме обличил жестокого царя и, угрожая ему гневом Божьим, требовал, чтобы он перестал проливать кровь невинных В результате Филипп был свергнут с митрополии и сослан в Тверской монастырь, где в следующем году он был задушен царским опричником Малютой Скуратовым. Цель, которую поставил себе Иван Грозный, устраивая опричнину, была достигнута.
Разорение стараны при Иване Грозном от опричнины и ливонской войны. Оконч. закреп. крестьян (отмена Юрьева дня) --- Содержание Смуты: Процессы: Борьба за Московский престол. Появление самозванства. Экономическое разорение страны. Массовые народные движения. --- Последствия: Вперв. выдв. понятие об-ва, кот. начало действ. сам.; Изменяется состав правящей верхушки.; Прежняя опора царя - боярство - стало разрушаться, наверх поднялись представители провинц. дворянства и торговцы.; Быстро разрушается система местничества; главную роль при продвижении наверх стали играть личные заслуги, а не знатность происхождения.; Цари стали больше считаться с боярами и брали обязательства не казнить их без суда и обеспечивать безопасность.; Значитель- ную роль в управлении страной стали играть земские соборы. В них в 17 веке были представлены все слои населения. 2. Какие социальные силы и исторические лица действовали в период Смуты Впериод Смуты были активны все слои населения. Первыми в Смуту при Б.Годунове вклучилась верхушка боярства, затем, с воцарением Шуйского, в нее вкючается среднее боярство, столичное дворянство и чиновники приказов (дьяки).
Все это привело к тому что, в 1572 году Иван Грозный отменил опричнину и под страхом смерти запретил даже упоминать это слово. Субъективно Иван Грозный, вводя опричнину, приследовал одну цель – укрепление своей самодержавной власти. Объективно она способствовала централизации страны, так как нанесла удар по остаткам феодальной раздробленности. Однако цель не оправдывает средства. Последствия опричнины для России были трагичны. Наряду с Ливонской войной она способствовала тому, что в конце века Россия оказалась в тяжелейшем экономическом кризисе. Кровавая неразбериха террора унесла множество человеческих жизней, погромы опричнины сопровождались уничтожением производительных сил. Бесчинства опричников были беспрецедентны и не имели оправданий. При подготовке данной работы были использованы материалы с сайта
Голод и другие несчастья обострили все противоречия. Народ связывал бедствия страны с убийством Дмитрия и неправедным воцарением Годунова. Восстание Хлопка было кульминацией «голодных бунтов» 1601-03 гг и в дальнейшем переросло в движения времени самозванцев. Выводы по 1 главе Рассматривая социально-экономические и политические предпосылки возникновения «Смуты» на Руси можно сделать следующие выводы. Основными политическими причинами возникновения «Смутного времени» являются: 1. Устанавливая централизованную, самодержавную власть Иван Грозный, через опричнину, организовал невиданный террор аристократической верхушки российского государства, что вызвало неприятие самодержавной власти со стороны наиболее знатных и влиятельных княжеских и боярских родов. 2. Образование за несколько дней до смерти Иоанном IV Васильевичем Верховной Думы – «пентархии» привело к обострению политической борьбы между верхушкой боярства государства российского. В этой борьбе столкнулись наиболее старинные и уважаемые боярские роды, ведущие свое генеалогическое древо от Рюриковичей и Гедиминовичей и «молодые» боярские роды, получившие власть в результате родства с царской фамилией.
Княжение Симеона продолжалось менее года, затем Иван Грозный вновь вернулся на трон. Массовый террор прекратился. Рассматривая итоги опричного правления, важно понять его влияние на все стороны общественной жизни: политическую, социальную, экономическую и духовную. Во-первых, за годы опричнины страна значительно продвинулась вперед по пути централизации. Во-вторых, она вызвала экономический кризис в стране. Села центра и северо-запада, где побывали “опричные экспедиции” обезлюдели. Многие крестьяне были убиты, либо бежали в Литву или на Дон. В-третьих, следствием сокращения посевных площадей стал голод. Общие потери населения от террора, чумы и голода составляли 500 тыс. человек.1 3 В-четвертых, были подорваны резервы России в целом. III. Внешняя политика. Основными задачами внешней политики России в XVI веке являлись: на западе – борьба за выход к Балтийскому морю, на юго-востоке и востоке – борьба с Казанским и Астраханским ханствами и начало освоения Сибири, на юге – защита страны от набегов Крымского хана. 3.1. Взятие Казанского и Астраханского ханств.
Царь стремился укрепить личную власть путем нагнетения в стране всеобщего страха. Террор в России был тотальным. Грозный казнил и правых, и виновных, сторонников, и противников. Опричнина вызвала недовольство и озлобление против царя. Церковь отказалась поддерживать Ивана Грозного в его деяниях. В 1556 году на Земском соборе было довольно весомо высказано недовольство опричниной, после чего последовали новые казни. В 1569-1570 года Иван Грозный совершил с опричным войском поход на Новгород по доносу в измене. По пути опричники жгли города, грабили, убивали жителей. Разгром Новгорода длился 40 дней. Потери, которые понесла наиболее развитая в хозяйственном отношении часть России, были огромны. Из 6000 дворов (круглым счетом) зопустошили около 5000 и навсегда ослабили Новгород. А вернувшись в Москву, Грозный опалился на тех, кто внушил ему злобу на Новгородцев. Недовольство опричниной в стране нарастало; росло оно и в самой опричнине, так как казни «изменщиков» начались в ней самой. Оприная политика все больше ослабляла страну изнутри. Ухудшалось положение России в шедшей тогда Ливонской войне. В 1571 году последовал удар Крымского ханства. Хан Давлет-Гирей вторгся в Россию и сжег Москву.
Историк Кобрин писал, что разорение страны, жестокое крепостничество, развращение - в этом не столько виновата опричнина, сколько деятельность Ивана IV. Что касается последствий правления Ивана Грозного в экономике, то они были мало утешительными. Разорение целых районов, рост налогового гнёта (деньги были нужны на Ливонскую войну). Эпидемия чумы унесла большую часть трудоспособного населения. Относительно политики Ивана IV нужно отметить тот факт, что власть не стала поддерживать ни одна социальная группа. Иван Грозный был повинен в династическом кризисе, борьбе за власть между боярскими группировками после 1584г., ведь он собственноручно убил своего сына Ивана, Фёдор или малолетний Дмитрий не способны были царствовать. Беспредел в экономике и политике привёл к тотальным изменениям в менталитете, отношению к праву. Крепостничество, исчезновение понятий о человеке, о праве его на жизнь - ужасное тому подтверждение. Существует только: ГОСУДАРСТВО=ВЛАСТЬ=ЦАРЬ.
Адашева , священника Благовещенского собора А. Сильвестра , князя Д. Курлятева , князя А. Курбского и других лиц .С помощью этой «Избранной рады» , как впоследствии называл её Курбский , Иван Грозный провёл ряд важнейших реформ (судебную , военную , земскую и другие ) , определил основное направление внешней политики и на некоторое время оттеснил Боярскую думу от разрешения важнейших вопросов законодательства и управления . Деятельность опричнины в оба её периода (1565-1572 , 1573-1584 года ) была направлена на преодаление пережитков феодальной раздробленности , подрыв экономической и политической мощи боярской аристократии . Место истреблённых представителей наиболее строптивых феодальных фамилий в Боярской думе заняли родственники царя , менее знатные представители феодального класса : окольничие , думные дворяне , думные дьяки . смерти Ивана Грозного значение Боярской думы опять возросло . Заметную роль играет Боярская дума в отдельные периоды иностранной интервенции и крестьянской войны начала 17 века . В правление боярского царя Василия Шуйского в 1606 - 1610 годах , кроме Боярской думы , в Москве существовала особая Дума в тушинском лагере .
![]() | 978 63 62 |