![]() 978 63 62 |
![]() |
Сочинения Доклады Контрольные Рефераты Курсовые Дипломы |
![]() |
РАСПРОДАЖА |
все разделы | раздел: | История | подраздел: | Историческая личность |
Структура и субъекты политического процесса в современной России | ![]() найти еще |
![]() Молочный гриб необходим в каждом доме как источник здоровья и красоты + книга в подарок |
Только это возрождение национального в истории и исторического в нации - может стать основой национального возрождения России, самой субъектной базы ее истории, а значит и самой истории. Только так, возрождая нацию, субъектную основу России можно возродить саму Россию. И последнее. В монографии предпринята попытка подойти к проблемам темы с нетипичных для сложившейся традиции осмысления феномена России субъектных позиций. В данном случае это означает, что мы не подходим к феномену России с позиций интересов только какого-то одного цвета политического спектра современной России. Сегодня он будет одним, а завтра неизбежно станет другим, а потому его интересы всегда преходящи перед вечными интересами Вечной России. Мы не подходим к феномену России с позиций классово расколотого исторического субъекта и отнюдь не потому, что его нет. Он есть, но именно он и раскалывает целостное понимание и отношение к России до понимания и отношения к ней различных классов, растаскивая исторически и национально единую и неделимую Россию до узости социально-классовых интересов
Достижение цели предполагает раскрытие следующих задач: Определить содержание политической оппозиции в рамках политической науки, в особенности в контексте моделей демократии. Охарактеризовать эволюцию политической оппозиции и ее роль в политическом процессе современной России. Структура дипломной работы соответствует поставленным задачам. В первой главе рассматривается политическая оппозиция как феномен, изучаемый политической наукой, факторы анализа оппозиции, историко-политологический контекст, проблемы, характерные черты, типология политической оппозиции, место, отводимое политической оппозиции в разных моделях демократии. Во второй главе характеризуется эволюция политической оппозиции в России 1991 – 2008 гг., деятельность оппозиционных политических партий и их роль в политическом процессе. Заявленный период характеризуется распадом старой политической системы в 1991 году, становлением новой системы за период президентства Б.Ельцина до 1999 года и укреплением новой политической системы за период пребывания на посту президента РФ В.Путина. Целостность аналитического подхода к изучению феномена политической оппозиции практически отсутствует.
Несмотря на произошедшую в 1991 году смену общественного строя и демонтаж завоеваний социализма, не произошло обновления сферы госуправления и разрушения властной номенклатуры, которая быстро мимикрировала и начала обслуживать новую власть. Современный политический процесс в России, и особенно институты представительной демократии, переживают серьезный кризис. Он связан с вымыванием общественной составляющей из партийного политического процесса и превращением политических партий из реальных инструментов общественного воздействия на власть в своеобразные политические «бренды», оторванные от общества, не выражающие его интересов и занятые борьбой за раздел политического пирога внутри властвующей элиты. Важной причиной этого явления стало развитие постиндустриальных тенденций и связанное с ним появление новых форм неравенства и отчуждения в сфере информации и управления, а также, появление новых возможностей манипулирования и контроля над обществом при формальном сохранении институтов представительной демократии
Если господствующим в политологии XVIII–XIX вв. являлось институциональное направление – изучение политических институтов на основе теории разделения властей, то в XX в. его дополняют исследования политических систем, структур и культур, проявления человеческих качеств в политике. Существует дифференциация политической науки (политологии) на ряд научных дисциплин и направлений: философию политики, теорию политики и прикладную политологию, политическую социологию, политическую психологию, политическую историю и др. 4 Вузовский курс «политология» предполагает изучение узловых проблем политологии. Он нацелен на то, чтобы дать студентам базовые политологические знания и навыки политического анализа. Госстандарт Российской Федерации по политологии, предлагает для изучения следующие темы: объект, предмет и метод политологии, ее место в системе социально-гуманитарных дисциплин; история политических учений; теория власти и властных отношений; политическая жизнь, ее основные характеристики; политическая система, институциональные аспекты политики; политические отношения и процессы; субъекты политики; политическая культура; политические идеологии (история развития, современное состояние, перспективы); политический процесс в России; мировая политика и международные отношения; сравнительная политология.
На 1000 человек в РФ приходилось лишь около 200Pэкз. периодических изданий, из них общероссийских менее 60Pэкз., а в Сибири и Приморье лишь один экземпляр общероссийской газеты. Когда-то самая читающая страна в мире, Россия в 520 раз отстала от других стран по уровню насыщенности печатными СМИ, а ведь это один из факторов объединения людей в общество, а также признания ими государства. Тем не менее, правящие круги России продолжали упорно твердить, что они движутся курсом реформ к гражданскому демократическому обществу, которое, как известно, отличается преодолением отчуждения человека от политической власти, гуманизацией сферы социальных отношений, гармонизацией форм собственности и, кроме всего прочего, преодолением информационного отчуждения народа. Однако, в демократическом обществе граждане имеют свободный доступ к информации и средствам, её распространяющим. Через СМИ каждый гражданин может активно участвовать в управлении. В таком обществе аудитория становится субъектом информационного процесса. В России это нет, и не предвидится, и даже происходит обратное: большая часть социологических работ, посвященных СМИ, сосредоточена на изучении степени эффективности воздействия редакционного коллектива на читателей, слушателей, зрителей
Министерство образования Российской Федерации ШУЙСкий государственный Педагогический университет Кафедра политологии Выпускная квалификационная работа студента Дубова Михаила Валерьевича на тему: «Особенности политического процесса в России на современном этапе» Руководитель: доктор исторических наук, профессор Тумаринсон В.Х. Рецензент: «допустить к защите» заведующий кафедрой доктор исторических наук, профессор Тумаринсон В.Х. « » 200 г. Шуя – 2002 Оглавление ВВЕДЕНИЕ 3 стр. ГЛАВА 1 Сущность и стуктура политического процесса 8 стр. §1-1 Понятие политического процесса и его формы 8 стр. §1-2 Структура и виды политического процесса 12 стр. §1-3 Режимы протекания политического процесса 24 стр. ГЛАВА 2 Особенности политического процесса в современной России в переходный период от тоталитаризма к демократии 27стр. §2-1 Характеристика политического участия в современной России 29 стр. §2-2 Политическое поведение различных социальных и возрастных групп в России на современном этапе 42 стр. §2-3 Особенности политического экстремизма в современной России 58 стр. ЗАКЛЮЧЕНИЕ 72 стр. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 76 стр.
Возможности субъектов Федерации и в плане природных ресурсов, и в масштабах промышленного производства существенно различаются. Поэтому их позиции в вопросе разграничения полномочий между Центром и субъектами федерации не могут быть одинаковыми. По состоянию на февраль 1998 г. уже заключено 40 двусторонних соглашений между Центром и субъектами Федерации, которые закрепляют их компетенции. Развитие общего политического процесса в России и части смены формы политического режима также отличается серьезными подвижками. Установившийся режим не отвечает "чистому" типу ни одного из основных политических режимов. Общий политический процесс "вывел" его из тоталитарной формы, направил в сторону демократии, но еще далеко не ввел в эту форму в ее совершенном виде. Нынешний политический режим в России характеризуется как переходный от тоталитаризма к демократии. В качестве переходного он ближе всего к авторитаризму. Таким образуй можно сделать вывод: развитие общего политического процесса в современной России привело к созданию переходного типа государства устремленного, к демократии.
Что характерно для криминализированного клиентарного общества? Зав. кафедрой Экзаменационный билет по предмету ПАРТИЙНАЯ ДЕМОКРАТИЯ Билет № 2221. Факторы, обусловливающие стирание различий между кадровыми массовыми партиями в постиндустриальных обществах. 86. М. Острогорский о политической функции масс в демократии. 87. Какие идеологические постулаты составляли основу советского строя? 88. Дайте общую характеристику КПРФ. 89. Роль общественных объединений как субъектов политического процесса в условиях современной либеральной демократии. Зав. кафедрой Экзаменационный билет по предмету ПАРТИЙНАЯ ДЕМОКРАТИЯ Билет № 2322. Понятие региональной партии. 90. Функция агрегирования в деятельности политических партий. 91. Понятие неформальных (самодеятельных) общественных объединений. 92. Понятие авторитарной демократии. 93. Что характерно для отношения населения к политическим партиям в современной России? Зав. кафедрой Экзаменационный билет по предмету ПАРТИЙНАЯ ДЕМОКРАТИЯ Билет № 2423. Понятие клерикальных партий. 94. Зарождение и развитие гражданского общества в России. 95. В чем проявился неконституционный способ выхода из политического тупика Ельцина осенью 1993 года? 96.
Легитимность политической власти и ее типы. Легальность власти. Политическое господство. Структурная организация политической власти: субъект, объект, ресурсы власти. Власть и оппозиция. Политический режим: понятие и виды. Общая характеристика демократического, авторитарного и тоталитарного политических режимов (вопросы 21—31). Т е м а 5. ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ОБЩЕСТВА Системный подход к анализу политической жизни. Понятие политической системы. Значение идеи целостности политических отношений. Структура политической системы общества: политические институты, политические и правовые нормы, политическая деятельность, политическое сознание и политическая культура. Взаимодействие политической системы и ее элементов с окружающей средой, другими сферами общественной жизни. Функции политической системы. Критерии классификации политических систем и их типология. Демократические, авторитарные, тоталитарные политические системы. Национальные типологии политических систем. Модели политических систем. Специфика политической системы современной России (вопросы 32—34). Т е м а 6. МЕСТО И РОЛЬ ГОСУДАРСТВА В ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ ОБЩЕСТВА Различные теории происхождения государственности.
В большой степени бессистемность законодательной деятельности была обусловлена отсутствием ясных представлений о необходимой структуре и содержании российского правового пространства. Правовой беспредел привел к тому, что в некоторых субъектах федерации не было официальных текстов региональных законов, в результате чего в ряде мест одновременно действовали прямо противоречащие друг другу нормативные акты. Имели место случаи прямой отмены властями субъектов федерации принципиальных нормативных актов федеральной власти или издание правовых актов по предметам исключительного ведения Российской Федерации. Новая Конституция России, закрепившая равноправие субъектов Российской Федерации, верховенство Основного закона и федеральных законов на всей территории страны, впервые открыла дорогу настоящему эволюционному строительству подлинной федерации. Список литературы1. Ельцин Б. Н. Записки Президента. — М.: Огонек,1994. 2. Нарочницкая Н. Поражение после победы 1945-1994.//Москва – 1996. 3. Летов Е. Взгляд в прошлое. Политический кризис 1993 года в России: кровавая развязка. – М., 2008. – 123С. 4 . Пантин И. К. Проблемы и противоречия становления демократии в России // Российское право. 2009. №7 5. Сморгунова Л. В. Политика и государственное управление. – М., 2008. – 567с. 6. Согрин В. Политическая история современной России. - М., 1996.с.16 7. Торкунов А. В. Современные международные отношения. – М., 2009. – 345с.
Зачастую способы влияния на него выпадают из имеющегося правового поля и представляют серьезную опасность. Поэтому и возникает необходимость анализа и понимания механизмов функционирования систем политической манипуляции в России. Исследование существующих систем политического манипулирования невозможно без оценки степени участия народа в формировании властных элит (т.е. уровня действительной, а не формальной демократичности современной политической системы России), анализа реальных и возможных злоупотреблений субъектов политического процесса, новых вызовов обществу, которые готовит дальнейшая либерализация по западному образцу. Теоретической основой работы служат труды отечественных и зарубежных исследователей механизмов манипуляции человеческим сознанием и электоральных процессов от психологов до политтехнологов: Д. Узнадзе, Ю. Шерковин, У. Липпман, А. Цуладзе, Е. Доценко, Г. Почепцов, С. Кара-Мурза, Э. Кассирер, Е. Егорова, С. Лисовский, Э. Фромм, С. Московичи, Ж. Сегела и др. Цели и задачи работы. Цель данной работы состоит в выявлении сущности нелегитимных политических технологий и методов борьбы с ними. Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие частные задачи: дать понятие политических технологий; проанализировать методы нелегитимного политического манипулирования; рассмотреть методы борьбы с нелегитимными политическими технологиями.
Проведенное исследование показало, что основными направлениями совершенствования избирательной системы как фактора трансформации вертикали власти выступают следующие: – переход от смешанной системы выборов (мажоритарно-пропорциональной) к системе пропорционального представительства; – изменение механизма формирования представительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации и системы формирования представительных органов местного самоуправления; – совершенствование механизма избирательных технологий, дающих преимущества наиболее крупным политическим партиям; – дальнейшее возрастание роли и значения избирательной системы как фактора, влияющего на развитие политической системы современной России. Список литературы Горбачев М. Выборы, которые мы выбираем // Российская газета. №4121 от 19 июля 2006. Иванченко А.В., Кынев А.В., Любарев А.Е. Пропорциональная избирательная система в России. История, современное состояние, перспективы. – М.: Аспект Пресс, 2007. Медведева В.К. Проблемы становления института выборов в современной России // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Политология. 2008. Слизовский Д.Е. Политическое лидерство в контексте укрепления вертикали власти. // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Политология. 2008. №3. Алещенок С.В. Участие молодежи в процессе принятия политических решений. // Молодежь-07: надежды и разочарования.
Из политической борьбы, по сути, исчезают дискуссии о сути явлений, а соответствующие темы, проблемы используются политическими силами лишь в рамках своего специфического дикурса, понятного и доступного «посвященным». В качестве особенности российского мифо-политического пространства можно определить его основу - историческую память, при этом сам политический процесс предстает как своеобразное отражение, «воспроизводство» исторических событий. В современной ситуации взаимодействие различных социальных групп нередко перемещается из реальной политической жизни в виртуальное пространство, чему активно способствуют новые информационные и политические технологии. Виртуальность позволяет политическим мифам охватывать практически все общество. Список использованной литературы Березина Н.И. Миф как политический институт: Проблемы определения //Философия права. -2007. - № 1. - С. 57 - 59 Горбатова Н. В., Станкевич Л. Т. Информационные технологии: виртуальные мифы и политическая реальность в России //Гуманитарные технологии и политический процесс в России. - СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского университета, 2009. -С. 45 - 67 Кряквина Е.А. Политические мифы в структурации политического пространства //Социология власти . -2009. - № 7. - С. 167 - 173 Прибыткова Е. А.Политические мифы.//Личность; Общество; Государство. - СПб. , 2008. Назарова Р.Ф. Политическая мифология и массовое сознание россиян //Политика и право. Выпуск 4. -Благовещенск, 2004. -С. 12 - 18 Чикурова М.А. Политическая жизнь мифа // Социология власти: Вестник Социологического центра РАГС. № 1. М., 2007. Чикурова М.А. Власть в структуре политического мифа: цель или средство? // Философия и будущее цивилизации: тезисы докладов и выступлений IV Российского философского конгресса: в 5 т. Т.5 - М.: Современные тетради, 2005. Чикурова М.А. Игра в процессе политического мифотворчества: архаические истоки и современность // Государственное управление: новые технологии.
Сильное централизованное государство служило объединяющим все эти общности началом. В этом плане в России не было каких-либо негосударственных структур и норм, призванных обеспечить порядок, целостность и жизнеспособность общества». Такая вседовлеющая роль государства сформировала ситуацию, в которой индивид и общество выступали не как полноправные акторы, а как пассивные субъекты политического процесса. Интересы личности изначально приносились в жертву коллективному благу, понятия «личное» и «общественное» выстраивались как взаимоисключающая оппозиция, антагонизм. Вытекающий из специфики государственности характер государственной власти (тотальность, контроль за всеми сферами жизни, отчужденность от общественной сферы) формировал неоднозначные установки в отношении нее в массовом сознании: с одной стороны, завышенные ожидания от власти (причем не столько в форме конкретных правил и законов, регулирующих общественную жизнь, сколько в виде конкретной помощи и поддержки), а с другой стороны, страх, недоверие и ненависть.
Маркса) ; Нормы ? Поведение ? Структура (нормативный подход М. Вебера) . Выводы некоторых исследований не выходят за границы констатации того, что в одной стране уровень доверия к институтам власти или степень политической активности больше или меньше, чем в другой, из чего следует, что в этих странах существуют различные политические культуры: гражданская, подданническая и т.д. Большинство этих исследований проводятся в рамках научной традиции, заложенной отцами-основателями концепции политической культуры Г. Алмондом и С. Вербой) использования данной категории в качестве инструмента интерпретации текущего политического процесса. Современная политическая наука не ограничена этими моделями, но тем не менее достаточно много исследований политической культуры проводятся в методологических рамках, намеченных Максом Вебером. В изучении этой темы господствует нормативный, ценностный подход. Один из методов изучения процесса формирования политической культуры , так называемый метод исторической реконструкции, т.е. анализа социальной истории как процессов динамики (воспроизводства, изменения и взаимодействия) структур социального пространства. Так, например, Ю.С. Пивоваров предлагает рассматривать особенности формирования политической культуры России сквозь призму отношений между государством и церковью в сфере идеологического (и даже шире — культурного, или символического) производства .
К специфическим нормативным элементам политической системы России относят политические обычаи и традиции, например, открытие первой сессии парламента старейшим по возрасту депутатом. Таковы нормативные предпосылки политической системы современной России, которые способствуют ее результативному функционированию, а также постоянному взаимодействию элементов этой системы. По-видимому, правовые и политические нормы исполняют роль основных регулятивных элементов политической системы основных регулятивных элементов политической системы современной России. Они призваны упорядочить отношения между различными ее субъектами. Именно совокупностью правовых и политических норм обеспечивается определенная последовательность, согласованность и предсказуемость в действиях субъектов политики, поддерживается целостность и относительная устойчивость политической системы Российского общества. Политическая власть - существенный элемент политической системы Понятие политической власти является одним из центральных в политологии. Определение понятия «политическая власть» необходимо для понимания политики, политических отношений, политического процесса, особенностей политической системы общества и т.д. Для выяснения того, что же представляет собой политическая власть, необходимо остановится на особенностях более широкого понятия власти.
Зачастую способы влияния на него выпадают из имеющегося правового поля и представляют серьезную опасность. Поэтому и возникает необходимость анализа и понимания механизмов функционирования систем политической манипуляции в России. Исследование существующих систем политического манипулирования невозможно без оценки степени участия народа в формировании властных элит (т.е. уровня действительной, а не формальной демократичности современной политической системы России), анализа реальных и возможных злоупотреблений субъектов политического процесса, новых вызовов обществу, которые готовит дальнейшая либерализация по западному образцу. Теоретической основой работы служат труды отечественных и зарубежных исследователей механизмов манипуляции человеческим сознанием и электоральных процессов от психологов до политтехнологов: Д. Узнадзе, Ю. Шерковин, У. Липпман, А. Цуладзе, Е. Доценко, Г. Почепцов, С. Кара-Мурза, Э. Кассирер, Е. Егорова, С. Лисовский, Э. Фромм, С. Московичи, Ж. Сегела и др. Цели и задачи работы. Цель данного реферата состоит в выявлении сущности политических манипуляций на выборах. Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие частные задачи: выявление основных злоупотреблений при формировании общественного мнения в период выборов, причем как вступающих в противоречие с действующим законодательством, так и не пересекающихся с имеющимися нормативными документами, но тем не менее не могущих признаваться приемлемыми для общества; исследование тактических приемов, применявшихся политтехнологами в наиболее масштабных избирательных кампаниях последних лет; определение роли и места правового и внеправового политического манипулирования в жизни современного российского общества; выявление механизмов внедрения в коллективное сознание определенных социально-политических установок.
Главными задачами являются: совершенствование политической системы и строительство эффективного государства как гаранта стабильного общественного развития, гаранта соблюдения прав личности; фактическое выравнивание возможностей субъектов Федерации с целью обеспечения граждан страны всей полнотой политических и социально-экономических прав; создание правовых гарантий развития российской экономики как экономики свободного предпринимательства и деловой инициативы граждан.2.1Государственно-политический режим современной России Сегодня совершенно очевидно, что в целом современная Россия может и должна быть отнесена к числу стран с демократическим режимом, несмотря на все имеющиеся здесь трудности, противоречия, непоследовательности и сравнительно частые отступления. Особенно трудный, сложный и противоречивый характер процесса становления подлинно демократического государственно-политического режима в России обусловлен многими различными и разнохарактерными обстоятельствами объективного и субъективного свойства. Важнейшие из них, на наш взгляд, состоят в следующем. Во-первых, переход к демократии непосредственно осуществляется от тоталитарного строя, десятилетиями господствовавшего в стране в крайне жесткой форме.
![]() | 978 63 62 |