![]() 978 63 62 |
![]() |
Сочинения Доклады Контрольные Рефераты Курсовые Дипломы |
РАСПРОДАЖА |
все разделы | раздел: | Законодательство и право | подраздел: | История отечественного государства и права |
Современная политико-административная элита России | ![]() найти еще |
![]() Молочный гриб необходим в каждом доме как источник здоровья и красоты + книга в подарок |
Элитология: смена и рекрутирование элит. М., 1998; Гаман-Голутвина О.В. Политические элиты России. Вехи исторической эволюции; М., 1998; Ашин Г.К., Охотский Е.В. Курс элитологии. М., 1999. 2 См.: Понеделков А.В. Политико-административная элита: генезис и проблемы ее становления в современной России (региональный политологический анализ. Специальность 23.00.02 политические институты и процессы. М., 1995; Маркин А.Н. Менталитет римской имперской аристократии в изображении К.Тацита и Плиния Младшего (некоторые аспекты). Диссертация на соискание ученой степени к.ист.н. по специальности 07.00.03. всеобщая история. Древний мир. М., 1996; Суслов А.А. Теория элит в социальной философии. Диссертация на соискание ученой степени к.ф.н. по специальности 09.00.11. социальная философия. Волгоград. 1997; Гаман-Голутвина О.В. Политические элиты России: процессы формирования и тенденции развития (историко-политологический анализ). Автореферат. М., 1998 (специальность 23.00.02 политические институты и процессы). 3 См.: Ильин В.В., Панарин А.С., Бадовский Д.В
Стимулирование развития партнерства между сельскими муниципалитетами и гос-м 6. Бережное отношение к земель ресурсам 7. Свобод доступ всех категорий сельских жителлей к ресурсам страны. 8. Экологически щадящий режим Устойчивость прогнозов зависит от их качества и условий выполнения. Исследования показывают, что устойчивость планового показателя можно характеризовать коэффициентами корреляции, автокорреляции, величиной остаточной Вариации, средним коэффициентом роста по годам, а также размахом колеблемости относительно рассчитанного тренда.Оценка надежности плана1. Рост производства ВП и ТП, фондов и т.д. 2. Окупаемость затрат, , прибыль, рентабельность 3. Специфические показатели: К действенности плана=показатели плана/факт Кэкономичности плана=МЗ по плану/МЗ факт К прибыльности Ппо плану/П факт Планы должны быть нажежными, т.е. устойчивыми и гибкими. 49. Политико -административный состав России. В стране действует республиканская форма правления. Российское государство представляет собой федерацию, объединяющую 89 субъектов. 21 авт респ, 1 авт обл, 10 авт округ. 2 гор фед наз,6 краев,49 област.
Начавшиеся реформы были прерваны убийством царя и превалированием консервативной элиты, препятствовавшей процессу либерализации. Разрыв между народом и элитой возрастал и достиг ------- (1) Понеделков А. В. Элита. (Политико-административная элита: проблемы методологии, социологии, культуры). -Северо-кавказский научный центр. - 1995. -С. 123. [354] своего апогея в царствование Николая II, вылившись в революции XX века. В ходе революции 1905-1907 гг. Николай был вынужден пойти на существенные уступки в направлении конституционного ограничения самодержавия, на созыв Государственной думы. Тем не менее, правящая элита сохранила свой сословный характер; дворянство, несмотря на свое несомненное ослабление и оскудение, сохранило в элите основные позиции. Эта элита не могла приспособиться к изменившейся ситуации, к требованиям индустриального общества и бесконечно конфликтовала с Думами. К этому добавились внутренние противоречия в элите при слабом (скажем иначе, мягком) нерешительном царе, противостояние правящей элиты и той части политической элиты, которая рекрутировалась по новому для России каналу - через выборы в Государственную Думу
Это подтверждают и другие опросы в провинции, где в последнее время преобладают, хотя еще и не ярко выраженные "великодержавные" и националистические тенденции во взглядах населения. При этом социально-экономическое структурирование на местах, имевшее место несколько лет назад сменилось социально-политическим и даже этническим фактором, что свидетельствует о растущей политизации общественных настроений. Современные властвующие политические элиты России состоят в основном из следующих социально-политических групп: - бывшая партноменклатура (КПСС); - бывшая демократическая оппозиция (Демократическая Россия); - бывшие хозяйственные руководители низшего и среднего звена; - бывшие комсомольские работники; - работники различных органов самоуправления (райсоветов, горсоветов). Кроме этого, можно принять во внимание и небольшой процент интеллектуальной элиты — интеллигенции. Указанные выше группы, как часть властвующей элиты, обладают рядом свойственных ей признаков: - деятельность по принципу управленческих команд, жестко подчиненных главе исполнительной власти; - обязательность существования личной преданности главе, первому лицу на любом уровне; - наличие на каждом уровне соответствующих вождей с личной преданной командой; - тщательно маскируемая вовлеченность в раздел и присвоение госсобственности (приватизация); - обычна связь с организованной преступностью и непосредственное лоббирование ее интересов.
При всей радикальности смены элит после Октябрьской революции нельзя не разглядеть и черты определенного сходства чиновничье-бюрократической .элиты царской России и советской партийно-административной элиты. Тут как бы воспроизводится тот же бюрократический тип чиновника, подобострастного к начальству, надменного по отношению к управляемым (в советских условиях это называлось "комчванством"), карьеризм, погоня за начальственными должностями, привилегиями. Забегая вперед, скажем, что эти традиции российских административных элит быстро воспроизвела и постсоветская элита: несмотря на "демократическую" [380] фразеологию, она никак не может отказаться от привычных административно-бюрократических методов управления. Небезынтересно отметить особенности каждого поколения советской элиты, начиная с первого. Расправившись с царской политической элитой, с лидерами буржуазной бюрократии, большевики, захватив власть, расставив своих людей на важнейшие политические посты, спешно формируют политико-административную элиту. Из контрэлиты профессиональных революционеров большевистская верхушка превратилась в правящую элиту, сосредоточив в своих руках все рычаги власти, практически ни с кем не блокируясь (короткий период блокирования с левыми эсерами скоро прервался) и утверждая, что они действуют от имени рабочего класса и всех трудящихся
МОРДОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ им. Н.П. Огарева ИСТОРИКО-СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ кафедра регионоведения и политологии Реферат ПОЛИТИКО-ТЕРРИТОРИАЛЬНАЯ СТРУКТУРА РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА Выполнил: Ганюшкина Т.В. зачетная книжка № 98/476 студент 3-го курса 303 группы з/о специальность регионоведение Проверил: Кузнецова И.Н. Саранск, 2001 Содержание: Введение 1. Общая характеристика политико-территориальной структуры 2. Современная политико-территориальная структура России 2.1 Системы государственного управления как элемент политико-территориальной структуры 2.2. Система местного самоуправления как элемент политико-территориальной структуры 2.3. Особенности взаимоотношений центр-регионы на современном этапе 3. Политические партии, общественные организации СМИ как элемент политико-территориальной структуры Заключение Россия особая страна не только по географическому протяжению, но и по тому, что российское общество вбирает в себя множество территориальных общностей, народов, этносов, обладающих своей культурой, традициями и верованиями.
Наконец, вершину пирамиды составляет малочисленная, но влиятельная часть населения, обладающая недвижимостью за границей, вкладами в иностранных банках, фактически интегрировавшаяся в транснациональную финансовую олигархию. Интересы этой группы в наибольшей степени пострадают, если отношения России с центрами международного финансового капитала серьезно ухудшатся. Во-вторых, выделился слой новой предпринимательской элиты России, развившийся из дельцов «теневой экономики» советского периода,связанный с чиновничеством, вышедшим из административно-командной системы. Эта прослойка, которая не видит грани между криминальным и легальным бизнесом, обогатилась благодаря нечеткости правовых норм, слабости контроля над их выполнением, хаосу, воцарившемуся на территории бывшего СССР, существовавшей долгое время возможности ввозить и вывозить любую продукцию куда угодно через страны СНГ. Во внутренней политике этот слой предпринимателей противодействует упорядочению развития этих стран, созданию современной системы правового регулирования предпринимательской деятельности, введению четких правил игры для бизнеса, соответствующих модели, сложившейся в условиях зрелой демократии.
Если вдуматься в то что говорят наши “политики”, то кажется что они сами не понимают что происходит. Правящая элита России, включая ее президента, говорит и пишет о том, что Россия - великая держава, и о том, что она, т.е. Россия, должна занять "достойное место" в мировом сообществе. Не понятно: если Россия - великая держава, то это уже само по себе "достойное место" в мире. Что-то не клеится. В последнем варианте концепции внешней политики тоже какая-то несуразица. Говорится: в интересах России "как великой державы, как одного из влиятельных центров современного мира" необходимо добиваться "формирования многополярной системы международных отношений". Зачем ей это надо, когда Россия и так "центр мира", ответственная "за поддержание безопасности в мире как на глобальном, так и региональном уровне". Авторы, концепции внешней политики для начала определили бы что такое "великая держава" и чем отличается "мировой полюс" от "центра силы". И доказали бы, как можно с ВВП приблизительно в 300 млрд. долл. претендовать на один из "полюсов".
Главная особенность в процессе формирования современной политической элиты России заключается в том, что она приобрела черты во многом аналогичные с политическими элитами демократических государств. В подлинно демократической стране незаконные и чрезмерные привилегии должны быть отменены. Необходимо изменить нормативные акты, посвященные льготам для высших должностных лиц, включая Президента Российской Федерации, а затем и опубликовать для всеобщего сведения и контроля за их соблюдением. Кроме того, все чаще встает вопрос о тщательном контроле за имеющейся и формирующейся политической, чтобы она не превращалась в замкнутую господствующую привилегированную касту, а работала, как ей и положено, на благо общества, большинства граждан России. По-настоящему «демократической может считаться политсистема, которая реализует верховенство народа, влияние которого на политику является решающим, тогда как влияние элиты — ограничено законом. Следовательно, если мы не можем игнорировать тезис о том, что наличие элиты — это реальная или потенциальная угроза демократии, то выход, условие сохранения демократии — в постоянном контроле народа над элитой, ограничение привилегий элиты лишь теми, которые функционально необходимы для осуществления ее полномочий, максимальная гласность, возможность неограниченной критики элиты, разделение властей и относительная автономия политической, экономической, культурной и иных элит, наличие оппозиции, борьба и соревнование элит, арбитром которой (причем не только во время выборов) выступает народ, иначе говоря, все то, что в своей совокупности и составляет современный демократический процесс».
Чем более блестящим представляется народу его прошлое, тем с большей настойчивостью он склонен претендовать на значительную политическую роль в современном мире. Националистическая или этноцентристская историческая версия играет огромную роль в легитимизации политических претензий или уже имеющихся политических прав - и в этом состоит ее глубокий внутренний смысл . Вряд ли надо объяснять принципиальную важность того, как будут складываться взаимоотношения центра и регионов в современной России. Эти взаимоотношения определяются самыми разнообразными факторами, одним из которых является идеология, отражающая борьбу центробежных и центростремительных тенденций. Речь идет о представлениях местных элит о месте данных конкретных регионов в политико-административной структуре современной России и о том, удовлетворяет ли их нынешняя ситуация, каким они видят будущее своих регионов и связывают ли они его по-прежнему с Россией. Эта идеология далеко не всегда принимает открытую форму. Чаще она носит завуалированный характер и выражается в этноцентрических или региональных версиях прошлого, которые активно вырабатываются интеллектуалами с целью обеспечить своих соплеменников или земляков славными престижными предками, создателями замечательных культурных ценностей (письменность, величественная архитектура и т.д.) и основателями древнейших государств.
Сбои в воспроизводстве элит в России Проблема российской элиты во многом связана с тем, что в России было нарушено воспроизводство элит. Как минимум трижды за сравнительно небольшой исторический отрезок времени воспроизводство элит прерывалось. Первый раз это произошло при революции 1917 года, когда элита была расколота на Белое и Красное движения. Ту часть элиты, которая сохранилась после революции, частично уничтожили за счет репрессий. Слой элиты, который сформировался в партократии, был уничтожен во время перестройки. В результате вместо элит в России остались, как говорил русский философ Иван Ильин, «усидевшие и преходящие». Задачу формирования подлинных элит мы считаем важнейшей для современной политики. Без новых элит призыв к формированию настоящих партий (а не предвыборных штабов), реальной политики, механизмов, способствующих власти, становится бессмысленным. Нынешние псевдоэлиты не помогают восстановлению подлинной власти, а, наоборот, всячески ему мешают. Одни псевдоэлиты настроены консервативно и тем самым препятствуют развитию страны, противодействуют ее выводу в конкурентоспособное состояние с сильнейшими мировыми державами.
В России, например, за годы постперестройки институциональное закрепление получили не только систематически проводимые выборы, но и свобода слова, идейный плюрализм. Значительно сложнее обстоит дело с наличием правил и институтов, которые могли бы разделить власть и уравновесить влияние различных сегментов правящей элиты, обеспечить подлинное равенство групп и граждан как участников политического процесса перед лицом государства, вытеснить экстремистов на обочину политической жизни. Уже всем стала ясна неспособность государства в исторически обозримом будущем гарантировать и защитить права личности, сформировать единое ценностное поле, интегрирующее государство и общество, обеспечить приоритет норм кодифицированного права перед своеволием политико-административных элит при решении социальных конфликтов. Не оттого ли в стране многие государственные институты постоянно скатываются к элементарным формам административного диктата, а то и откровенной полицейщине? Есть в проблеме соотношения ценностной и институциональной составляющих демократии и еще один весьма существенный для судеб власти аспект. Еще Д. Хайек предупреждал, что духовная свобода неизбежно предполагает расширение информационного поля власти, а такая ситуация уменьшает возможность целенаправленного информационного регулирования.
В то же время криминализация экономической жизни общества позволяет сделать вывод о ее связях с процессом приватизации собственности в интересах политических элитных групп. Существует мнение, что в последние годы сращивание элит политико-административной, экономической, мафиозной происходит благодаря криминализации определенной части политической и экономической элит. В РФ проблема формирования политической элиты усложнена наличием властных структур на федеральном и региональном уровнях. Механизм отбора и назначения в узкий круг руководителей страны, численный состав которого постоянно колеблется, здесь весьма своеобразен. В современный период новая политическая элита решительно рвет прежние исторические корни своего вызревания, опираясь скорее на возникающие новые политические реальности. В этой связи чрезвычайно интересен анализ политической ситуации выборов2004 в Государственную Думу и президента страны, когда официальная пропаганда безапелляционно отстаивает тезис о безальтернативности как исторического процесса, так и, тем более, политического руководителя.
Кафедра социологии РЕФЕРАТ по курсу: Политология на тему: «Политика-способ разрешения социальных конфликтов» Липецк 2009 Содержание Введение Глава 1. Понятие социального конфликта Глава 2. Причины возникновения социальных конфликтов в России Глава 3. Политико-административное управление процессами разрешения социальных конфликтов Заключение Список литературы Введение. Конфликт: что может быть более характерным для нашего времени? Социальные конфликты стали реальностью нашей повседневной жизни. Забастовки шахтеров, противоборство политических лидеров и партий, межнациональные и региональные распри, «разборки» преступного мира чуть ли не ежедневно возбуждают людей, поднимают все новые проблемы государственной и общественной жизни. Происходящие реорганизации экономических, политических и правовых институтов пока что не оказали заметного влияния на изменение тенденций к обострению разнообразных конфликтов, особенно в современной кризисной обстановке. Одна из причин такой ситуации – неподготовленность страны к преодолению кризисных, в том числе и конфликтных, ситуаций. Бесконфликтная модель развития общества, господствовавшая до конца 80-х годов, сделала государственное руководство на различных уровнях беспомощным перед наступившим кризисом.
Тупиковость нынешних политических ситуаций образуется в значительной мере оттого, что ни политическая элита, ни общество пока не в состоянии посмотреть на реальные процессы с позиций, не ангажированных прошлым. Очень сложно быть объективным в оценке явлений, которые являются частью собственной жизни. Отсюда мифологизированность современной политики. Очень сложно быть объективным в оценке явлений, которые являются частью собственной жизни. Прошлое еще долго будет довлеть над нами, жить как бы рядом. Но для движения вперед важно понять самих себя, особенности нашего общества. Пора перейти от лобовой критики или глухой обороны к анализу. В России всегда важнейшей составляющей общественного сознания являлось историческое миропонимание. То миропонимание, которым руководствовались несколько поколений людей в советскую эпоху, в значительной мере разрушено. Новое складывается медленно и трудно. Сейчас нашему обществу необходимо понять, каким оно хочет быть, по какой модели должна развиваться Россия: хочет ли оно возвращения в «светлое прошлое» (которое сейчас во многом идеализируется, ведь человеку свойственно забывать плохое) или двигаться к не очень понятному будущему.
В самом деле, между народом, обществом государством, властью всегда существовало своего рода соглашение думать так. Власть неизменно объяснялась, оправдывалась, возвышалась во мнении подчиненных и подданных как дарованная свыше, обладающая н только правом управлять, распоряжаться, командовать, но и умение править, знаниями и всеми прочими необходимыми для руководств качествами. Легитимация политики и власти (признание всех лучших качеств) правителей всегда была их главной задачей. В 20 в., когда ответственность власти и требования общества к ней резко возросли появилась специальная теорий политической элиты - лучшей, избранно группы профессионалов, верхушки правящих сил, занимающихся политикою и потому занимающих руководящие посты на разных уровнях управления страной Среди основных и самых важных проблем общественного развития в современном мире, особенно в России, на первом месте стоит проблема политического лидерства - поиска и выдвижения на решающие политические и государственные посты новых людей, способных на преобразования государства в лучшую сторону и на проведение политики улучшающей жизнь населения страны.
Анализ биографий и рейтингов Самарских политиков позволил составить коллективных портрет не только губернской, но и местной (районной) элиты. Работа состоит из введения, двух глав и заключения. Во ведении обосновывается актуальность темы, раскрывается степень ее разработанности в научной литературе, намечаются основные цели и задачи исследования. В первой главе формулируется понятие политической элиты, рассматриваются ее признаки и структура, а также - основные подходы к теории элит. Далее выделены основные периоды развития в России политической элиты, особенности и источники формирования в течение 70-летнего периода, включая шестилетнего перестройку, структуры власти в СССР. Глава завершается анализом современной российской политической элиты, ее особенностей, структуры и путей рекрутирования. Рассмотрены вопросы разработки и создания консолидирующих общество “национальной идеи” и “партии власти”. Глава вторая посвящена региональной элите, ее социально-политическому облику в целом по регионам, влиянию регионов на политику центра. Рассмотрена организация властных отношений в регионах, взаимодействие законодательной и исполнительной региональной властей.
ОглавлениеВведение 3 Глава 1 История экономического районирования 7 1.1 История административного устройства России. 7 1.2 История развития экономического районирования 12 1.3 Теория ТПК 22 Глава 2 Отраслевая структура экономики России и обоснование размещения производства 25 2.1 Отраслевая структура экономики России 25 2.2 Методы отраслевого экономического обоснования производства. 29 Глава 3 Основы современного районирования. Проблемы структурной перестройки хозяйства регионов. 33 3.1 Современное экономическое районирование 33 3.2 Реформирование региональной политики 36 3.3 Перспективы развития 39 Заключение 42 Список использованной литературы 45 Приложение Введение Нельзя понять особенности и проблемы любой страны, не оценивая ее внутреннее территориальное разнообразие. Это особенно важно для России, чрезвычайно контрастной по природе, историческим особенностям, расселению населения, экономике. Без глубокого изучения порайонных (региональных) географических особенностей невозможно решение сложных проблем и самих районов, и страны в целом.
![]() | 978 63 62 |