![]() 978 63 62 |
![]() |
Сочинения Доклады Контрольные Рефераты Курсовые Дипломы |
![]() |
РАСПРОДАЖА |
все разделы | раздел: | История |
Идейно-политические процессы в древнекиевской Руси | ![]() найти еще |
![]() Молочный гриб необходим в каждом доме как источник здоровья и красоты + книга в подарок |
Но если бы христианство не дало ей основанное на этическом универсализме мировоззрение, произошло бы это, вероятно, несколько позднее. Воспитательно-интеграционное воздействие христианской религии даже при всем том, что некоторое время народ относился к ней с недоверием, оказало на преобладавший в умонастроениях партикуляризм сдерживающее влияние. В конечном счете это помогало сохранять центростремительные тенденции в качестве стратегической линии политического процесса даже тогда, когда в нем брали верх сепаратистские настроения. Русская церковь, по оценке крупнейшего исследователя отечественного прошлого академика Б. А. Рыбакова, внесла значительный вклад в культурно-историческое становление Древней Руси. «Несомненна польза церкви как организации,- отмечает он,- помогавшей укреплению молодой русской государственности в эпоху бурного поступательного развития феодализма. Несомненна и ее роль в развитии русской культуры, в приобщении к культурным богатствам Византии, в распространении просвещения и созидания крупных литературных и художественных ценностей» [90, 148]. Хотя христианская религия в силу спиритуалистичности своего содержания, недостатка социального активизма и исторической ограниченности уровня развития Руси не могла стать идейным источником быстрого планетарного прогресса восточнославянского региона, следствием ее влияния стало то, что древнерусский народ глубже проникся сознанием своей социальной и культурной общности
В какой-то мере эта схема достаточно точно работала в Западной Европе. Но на Руси процесс объединения шел по иному сценарию. И хотя экономические связи между отдельными княжествами, без сомнения, развивались, но общий всероссийский рынок возник позже — только в XVII веке, а экономические остатки былой раздробленности — внутренние таможни — будут ликвидированы лишь в середине XVIII в., во время правления императрицы Елизаветы. Таким образом, политические процессы на Руси опережали экономические. Давая объяснение этому явлению большинство историков склоняются к мнению, что решающий стимул к объединению русских земель лежит в экзистенциальной плоскости. В этот период наиболее остро встал вопрос о выживании русского государства» сохранении самобытности русского народа с его культурой и верованиями. В ХIV-ХVП вв. Русь испытывала сильнейшее давление одновременно с двух сторон — с Востока и Запада. На Востоке на ее жизнедеятельность покушалась Золотая Орда, на Западе — молодое и агрессивное Литовское княжество. В противостоянии и победе над этими двумя силами и закладывались основы единого российского государства.
Включает методы разработки планов и программ, регулирования хозяйственной деятельности и др. ОПТИМАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ - позволяет при заданных условиях (часто противоречивых) достичь поставленной цели наилучшим образом, напр. за минимальное время, с наибольшим экономическим эффектом, с максимальной точностью. ОПТИМАЛЬНЫЙ (от лат. optimus - наилучший) - наилучший, наиболее соответствующий определенным условиям и задачам. ОПТИМАТЫ (лат. optimates - знатные) - идейно-политическое течение в Римской республике (кон. 2-1 вв. до н. э.), отражавшее интересы нобилитета и противостоявшее популярам. ОПТИМЕТР (от греч. optos - видимый и ...метр) - прибор для особо точных линейных измерений. Преобразовательным элементом служит рычажно-оптический механизм, в котором угол поворота зеркала измеряется с помощью автоколлимационной трубки. Пределы измерений до 500 мм. ОПТИМИЗАЦИЯ -..1) процесс выбора наилучшего варианта из возможных...2) Процесс приведения системы в наилучшее (оптимальное) состояние. ОПТИМИЗМ (от лат. optimus - наилучший) - представление о том, что в мире господствует положительное начало, добро
После конференции идейно-политическая и общественная атмосфера в стране заметно изменилась. Нарастают процессы объединения как радикалов, так и консерваторов. Умеренные и постепенные преобразования все меньше устраивают общественность. Еще весной 1988 г. наиболее радикально настроенные неформалы объявляют о создании оппозиционной КПСС партии Демократический союз во главе с В. Новодворской. Призывы немногочисленных сторонников ДС к всеобщей политической забастовке с целью ненасильственного свержения режима не нашли и не могли тогда найти поддержки у большинства населения России, которое в это время еще придерживалось социалистической ориентации. Тем не менее, все большее число людей склонялось в пользу введения многопартийности, рынка, частной собственности. Летом 1988 г. произошли положительные сдвиги в отношениях государства и церкви. В связи с празднованием тысячелетия христианства на Руси верующим различных конфессий были возвращены многие храмы, монастыри, молельные дома. В стране возрождаются различные религиозно ориентированные партии и организации. В Российской Федерации на базе нескольких групп, отколовшихся от общества «Память», возникли народно-православное движение, Российское христианское демократическое движение (РХДД), Христианско-патриотический союз.
В соответствии с этим возрождаются воззрения на рабочую силу в духе отсталого капитализма, именно, будто заработную плату можно поднимать лишь на основе предварительного поднятия производительности труда. На самом деле, повышение заработной платы должно быть в наших условиях необходимой предпосылкой повышения производительности труда. Такая единственно правильная, единственно целесообразная, единственно социалистическая политика вполне осуществима - при условии правильного руководства хозяйством и его ресурсами. Все более мирные отношения с кулаком, который нередко выдается за "крестьянство", оплачиваются не только задержкой развития промышленности, что бьет как по рабочим, так и по крестьянским массам, но и ухудшением политических отношений с широкими кругами рабочего класса. Сдвиг партийной линии под давлением мелкобуружазной стихии и бюрократического аппарата есть несомненный факт, без понимания которого нельзя найти выход из кризиса. 4. Что в указанных выше условиях означает сосредоточение огня налево, т. е. против тех, которые не только напоминают об общей исторической опасности мелкобуржуазного перерождения, но и бдительно следят за каждым признаком этого перерождения, требуя соответственных идейных, политических и организационных мер противодействия? Сосредоточение огня налево означает в этих условиях прямое содействие процессу сползания и перерождения путем устранения голосов критики и предупреждения внутри самой партии
Русские земли получили необходимую им передышку для восстановления и подъема экономики, накопления сил для предстоящей борьбы за свержение ига. Стоит отметить, что постоянное вмешательство татарских ханов в политические процессы, происходившие на Руси, в данный период являлось правилом. Так, на руку Москве сыграло неудачное восстание в Твери в 1327 г., подавленное татарами с великой жестокостью. Карательную рать вел при этом не кто иной, как московский князь Иван Калита. Учиненный погром надолго устранил Тверь из числа потенциальных противников Москвы. Заслуживший полное «доверие» татар, Иван Калита не только получил ярлык на Владимирское княжество, но и право сбора дани со всех русских земель. Усиление Москвы приводит к тому, что митрополит переносит сюда свою резиденцию; город, тем самым, становится церковным центром Руси. Достигнутое Москвой в княжение Калиты значительное превосходство в материальных и людских ресурсах было подкреплено возведением в 1367 г. каменного Кремля, усилившего военно-оборонительный потенциал Московского княжества Сбор дани со всей Русской земли, производимый Калитой с жестокостью и неумолимостью, способствовал сосредоточению в руках московского князя значительных средств, давал ему возможность оказывать политическое давление на Новгород и другие русские земли.
В апреле 1919 года во время борьбы с религиозным сознанием масс, мощи Сергия были публично вскрыты но как ни удивительно оставлены на месте. Заслуга Сергия в том, что он как значительная фигура своего времени, внес немалый вклад в процесс освобождения Руси от монголо-татарского ига и объединения государства. Историк Р.Г.Скрынников всвязи с этим отметил: ,Церкви Никогда бы не удалось приобрести исключительную власть над умами если бы среди ее деятелей не появились подвижники не щадя живота своего служившие идее. Одним из таких подвижников был Сергий. Сергий сумел создать и развить новый для русских земель 14века тип монастырей-общежительных, опиравшихся не на подаяние а на собственную хозяйственную деятельность, что привело к образованию богатой и влиятельной монашеской корпорации. Заключение К сожалению в данной работе просто невозможно составить исторический портрет всех русских святых того времени. Поэтому в качестве персонажей для своей работы я выбрал по моему мнению наиболее ярких исторических личностей, вклад которых в политическую, духовную и культурную жизнь Руси был наиболее весомым.
Это президенты, губернаторы, члены парламента и т.д. Естественно, такая иерархичная структура во многом носит условный характер, поскольку в разных странах она имеет свою национальную специфику. Постоянным же остается главная задача всех политических партий - это защита и представительство интересов определенных социальных групп. И здесь важно отметить, что партии не только выражают интересы, но и активно участвуют в их формировании. Они выполняют роль своего рода интегрирующих «нервов» и «сосудов» между обществом и миром политического, объединяя их в единое неразрывное целое. Б. Происхождение партий и процесс их становления Как показывает исторический опыт, разнообразие интересов, ориентаций, ценностей, являющееся основополагающей характеристикой любого сложного и жизнеспособного общества, неизбежно обусловливает разные социально- философские и идейно-политические установки. Люди с одинаковыми интересами и воззрениями в конечном итоге объединяются между собой для достижения общих целей совокупными силами. Причем признание законности существования соперничающих фракций неизбежно привело к признанию законности политических инструментов, которые представляли эти интересы и фракции в системе власти.
Она России самобытный путь развития, в сочетает достоинства царской власти основе которого должна быть сельская (забота монарха о подданных), община. Община с ее взаимопомощью аристократии (мудрость правителей) и могла, по их мнению, предупредить демократии (свобода народа). обнищание народа, а значит, появление 2. гражданская война.Терроризм пролетариата и революцию. Поэтому Гражданская война — фаза развития необходимо восстановить якобы политических противоречий, существовавшее в допетровской Руси политического процесса внутри того или единение государства и общества, иного государства, которая возродить патриархальные отношения и характеризуется организованной учреждения. Фактически они хотели вооруженной борьбой за политическую соединить капитализм с давно власть между различными общественными устаревшими общественными отношениями, силами, социальными слоями и группами получить, так сказать, капитализм с людей. Причины гражданской войны «человеческим лицом», т. с. с следует искать в социальных кризисах христианской моралью, без кризисов, общества и государства, могущих забастовок и пр.
В процессе политической социализации складываются и определенные типы политического сознания. Выделяют 3 общих типа такого сознания: 1. Консерватизм – идейно-политическое оправдание и стабилизация изживших себя структур. Одни пытаются сохранить существующую структуру, другие – восстановить прежнюю форму и отношения. 2. Либерализм – выступают за свободу личности, свободный рынок, демократию и гражданские права. Критика системы всегда конструктивна и направлена на ее укрепление. 3. Радикализм – в целом, это социальный критицизм; когда критика предполагает изменение. Левые радикалы ратуют за революционные изменения, не исключают насилия. Это сознание охватывает нестабильные слои населения. Правый радикализм – построение иерархического общества путем воинственного национализма, подрыва демократии. В настоящее время различия политического сознания имеют место во всех странах. Но в последние годы складывается тенденция, что политического сознание и политические отношения в целом должны иметь гуманистическую направленность и использоваться прежде всего в интересах человека.
Малейшее отступление от этих простых истин каралось: «чистки», исключение из партии, репрессии были призваны сохранить идейную чистоту граждан. Культ Сталина как вождя общества был едва ли не важнейшим элементом тоталитаризма 30-х гг. В образе мудрого, беспощадного к врагам, простого и доступного лидера партии и народа абстрактные призывы обретали плоть и кровь, становились предельно конкретными и близкими. Песни, кинофильмы, книги, стихотворения, газетные и журнальные публикации внушали любовь, трепет и граничащее со страхом уважение. На нем замыкалась вся пирамида тоталитарной власти, он был ее бесспорным, абсолютным вождем. В 30-е гг. на полных оборотах работал сложившийся ранее и существенно разросшийся репрессивный аппарат (НКВД, органы внесудебной расправы — «тройки», Главное управление лагерей — ГУЛАГ и др.). С конца 20-х гг. волны репрессий шли одна за другой: «Шахтинское дело» (1928), процесс над «Промышленной партией» (1930), «Дело академиков» (1930), репрессии в связи с убийством Кирова (1934), политические процессы 1936—1939 гг. против бывших вождей партии (Г. Е. Зиновьев, Н. И. Бухарин, А. И. Рыков и др.), руководителей Красной Армии (М. Н. Тухачевский, В. К. Блюхер, И. Э. Якир и др.). «Большой террор» унес жизни почти 1 млн расстрелянных, миллионы людей прошли через лагеря ГУЛАГа.
Но это - общее положение. Реальные закономерности формирования авторитета не укладываются в простую формулу - далеко не всегда "удельный вес" различных качеств в формировании авторитета руководителя в точности определяется степенью их должностной значимости. В частности, потому, что каждая группа склонна придавать повышенное значение тем качествам руководителя, которые более важны для взаимодействия с ее членами, удовлетворения ее потребностей и интересов. Объективная значимость качеств человека становится основанием его авторитета по стольку, поскольку она воспринимается как важное и значимое окружающими людьми. В условиях демократического общества наряду с деловыми качествами большую ценность для членов коллектива представляют гуманистические черты личности руководителя, его идейно-политические качества, умение опираться на подчиненных. Именно благодаря этим чертам прежде всего он становится лидером коллектива, завоевывает его авторитет. В процессе перестройки нашего общества роль этих качеств в формировании авторитета управленца будет все более возрастать.
Наиболее видными лидерами популистского толка в африканских странах являются Дж.К.Ньерере (Танзания), Ф.Фанон (Алжир), М.Кейта (Мали), К.Нкрума (Гана), Б.Онуоха (Нигерия), М.Диа (Сенегал), Т.Мбойя (Кения). "Надо идти в народ, - призывал М.Кейта, - разделить с ним его радости и горести, даже если придется отказаться от некоторых благ, с тем чтобы народ, на поддержку которого мы опирались в борьбе за освобождение страны, мог надеяться на повышение своего благосостояния". В последние годы отмечается существенное отличие современных популистских идеологий. По мнению В.Г.Хороса более элитарный, авангардистский характер современного популизма связан не только со значительной пассивностью основных масс традиционного населения в развивающихся странах, но и с наличием заметных технократических тенденций в руководстве молодых государств, более ярко выраженным стремлением к модернизации и индустриализации, характерных для современной мелкобуржуазной демократии. Трудную задачу для демократии развивающихся стран представляет осуществление рациональной экономической политики при наличии глубоких идеологических расхождений между ведущими участниками политического процесса, когда силам, выступающим за либерально-рыночное решение проблем, противостоят мощные популистские организации и движения. Список литературы Н.А.Баранов. Популизм как глобальное явление Чичерин Б.Н. Собственность и государство // Чичерин Б.Н. Избранные труды. – СПб., 1997. С.357. Авторитаризм и демократия в развивающихся странах. – М., 1996. – С.221-231 Кейта М. Речи и выступления. М., 1964.- С.85 Хорос В.Г. Идейные течения народнического типа в развивающихся странах. – М., 1980. – С.3-19
Добыча золота в нечеловеческих тяжелых условиях, позднее детально описанных бывшими узниками, составляла основной вид их занятий. .Экономическая рентабельность ГУЛАГА получила различные оценки: некоторые (А.Солженицин, С Розенфельд) подчеркивают невероятную дешевизну этой рабочей силы; другие (Амальрик, Буковский) настаивают на широком распространении всякого рода "приписок", очень низкой производительности лагерной рабочей силы и огромных расходов на содержание многочисленного и коррумпированного лагерного персонала. Как бы то ни было "население" ГУЛАГА внесло основной вклад в освоение новых районов, ресурсы которых могли бы эксплуатироваться вольной наемной рабочей силой, как это делается в настоящее время, правда с очень большими экономическими затратами". Политические процессы 30-50 х г.г. По указанию Сталина сначала репрессиям подвергались бывшие идейные противники и возможные соперники, которые были объявлены агентами империализма и иностранных разведок. Такие же обвинения предъявлялись и другим коммунистам и беспартийным, никогда не участвовавшим ни в каких оппозициях. Были репрессированы не устраивавшие Сталина партийные и государственные деятели, многие другие ни в чем не повинные люди.
За три года Московское княжество увеличилось почти вдвое, стало одним из крупнейших и сильнейших в Северо-восточной Руси, и московский князь Юрий Данилович вступил в борьбу за великое княжение Владимирское. Михаил Ярославич тверской, получивший в 1304 г. ярлык на великое княжение, стремился к полновластному правлению во «всей Руси», к подчинению силой Новгорода и других русских земель. Его поддерживала церковь и ее глава - митрополит Максим, перенесший в 1299 г. свою резиденцию во Владимир. Попытка Михаила Ярославича отобрать у Юрия Данииловича Переяславль привела к затяжной и кровопролитной борьбе Твери с Москвой, в которой уже решался вопрос не столько о Переяславле, сколько о политическом главенстве на Руси. В 1318 г. по проискам Юрия Даниловича Михаил Ярославич был убит в Сарае и ярлык на великое княжение передан московскому князю. Стоит отметить, что постоянное вмешательство татарских ханов в политические процессы, происходившие на Руси, в данный период являлось правилом. Так, на руку Москве сыграло неудачное восстание в Твери в 1327 г., подавленное татарами с великой жестокостью. Карательную рать вел при этом не кто иной, как московский князь Иван Калита.
Пожалуй, именно в России это расхождение модернизационных процессов в государстве и обществе становится столь сильным, что внедрение современных и даже наукоемких производств в военизированных отраслях государственной экономики может происходить за счет восстановления тотального коллективизма и деиндивидуализации социума, ликвидации частной собственности, сворачивания интенсивного развития в пользу экстенсивного и других подобных процессов, усиливающих характеристики не современности, а скорее архаичности (или псевдоархаичности) общественной эволюции. Игнорирование этих разнонаправленных тенденций в российском модернизационном процессе, как нам представляется, существенно затрудняет его осмысление. Еще одна общая особенность движения России к современности в сравнительно-страновой перспективе заключается в долго сущетсвующих и глубоких культурных и идейно-политических расколах общества в его отношении к определенным фазам модернизации (например, преобразованиям Петра I и к основным направлениям дальнейших эволюционных изменений как самой политии, так и общества в целом.
И здесь могло сформироваться национальное государство, мог сформироваться единый народ. Однако монголо - татарское нашествие нарушило это естественное развитие политической жизни на Руси и отбросило его назад. Завершат вашу работу по «Киевской Руси» ответы на вопросы для самопроверки своих знаний: 1. Кто были предшественники восточных славян на территории Восточно - Европейской равнины? Где находилась прародина славян? 2. С кем соседствовали восточные славяне? 3. Какие факторы оказали влияние на процесс складывания древнерусского государства? Какова роль варягов в этом процессе? 4. В чем значение принятия христианства на Руси? 5. В чем основная причина княжеских междуусобиц? Что такое очередной порядок наследования? 6. Назовите причины политической раздробленности? После распада Киевской Руси процесс рождения новорусского государства оказался замедленным, поскольку феодальная раздробленность зашла слишком далеко. В условиях политического и экономического упадка Киева другие княжества, которые могли бы претендовать на роль нового центра Русской земли, были вынуждены осуществлять эту роль в неблагоприятных внутренних и внешнеполитических условиях.
В 1263 году в княжеской междоусобице был убит Миндовг, а Александр был вызван в Орду и умер на обратном пути при загадочных обстоятельствах. Орде была выгодна смерть Александра, и политика сталкивания претендентов на великокняжеский престол после его смерти. В это время на Северо-восточную Русь стали являться одна за другой ордынские рати: 1273 год - разорение городов Северо-восточной Руси "царевами татарами". 1275 год - татарская рать погромила на пути из Литвы южные русские города. 1281 год - на Северо-восточную Русь пришли Кавгадай и Алчегей. 1282 год - ордынская рать Турантемира и Алыни опустошила земли вокруг Владимира и Переяславля. 1288 год - рать в Рязанской, Мурманской и Мордовской землях. 1293 год - "Дедюнева рать" опустошила все крупные города, вплоть до Волока-Ламского. 1297 год - еще одна рать. На самом деле такая массовая агрессия была вызвана не столько попыткой некоторых русских князей противостоять Орде, сколько политическими процессами в самой Орде, начавшей переживать период распада. Отражением его и было превращение Северо-восточной Руси в своеобразный полигон столкновений внутри ордынских сил. Улусы бывшей империи после переезда в Пекин правителей Каракорума приобрели самостоятельность, что привело за собой усиление их соперничества между собой.
![]() | 978 63 62 |