![]() 978 63 62 |
![]() |
Сочинения Доклады Контрольные Рефераты Курсовые Дипломы |
РАСПРОДАЖА |
все разделы | раздел: | Законодательство и право | подраздел: | История государства и права зарубежных стран |
Этническая история волго-уральских татар | ![]() найти еще |
![]() Молочный гриб необходим в каждом доме как источник здоровья и красоты + книга в подарок |
К вопросу об ирландской миссии у паннонских и моравских славян // Вопросы славянского языкознания. М., 1963. Вып. 7. История агван Моисея Каганкатваци, писателя Х века / Пер. с древн.-арм. К. Патканова. СПб., 1861. Истрин В. А. О возникновении славяно-русского письма // Вестник истории мировой культуры. М., 1960. No 6. Истрин В. А. Развитие письма. М., 1961. Известия о Хозарах, Буртасах, Болгарах, Мадьярах, Славянах и руссах Абу Али Ахмеда бен Омар Ибн Даста, неизвестного доселе арабского писателя начала Х века, по рукописи Британского Музея в первый раз издал, перевел и объяснил Д. А. Хвольсон. СПб., 1869. Калинина Т. М. Сведения Ибн Хаукаля о походах Руси времен Святослава // Древнейшие государства на территории СССР: Материалы и исследования. 1975. М., 1976. Калинина Т. М. Торговые пути Восточной Европы IX века (по данным Ибн Хордадбеха и Ибн ал-Факиха) // История СССР. 1986. No 4. Калинина Т. М. Сведения ранних ученых Арабского халифата. Тексты, перевод, комментарий. М., 1988. Калинина Т. М. Восточная Европа в представлениях Истахри, Ибн Хаукала, ал-Масуди (в связи с проблемой буртасов) // Вопросы этнической истории Волго-Донья в эпоху средневековья и проблема буртасов
Ко времени переписи 1926 большинство Т. называли себя татарами. Этническую основу волго-уральских татар составили тюркоязычные племена болгар, создавших в Среднем Поволжье (не позже нач. 10 в.) одно из ранних гос-в Вост. Европы - Волжско-Камскую Болгарию, просуществовавшую как самостоят. гос-во до 1236. В составе Волжско-камской Болгарии из мн. плем. и постплем. формирований складывалась болгарская народность, в предмонг. время переживавшая процесс консолидации. Включение её территорий в состав Золотой Орды привело к существенным этнополитическим изменениям. На месте бывшего независимого государства было образовано одно из десяти адм. делений (иклим) Золотой Орды с главным центром в г. Булгаре. В 14-15 вв. на этой терр. известны отд. княжества с центрами в Наровчате (Мукшы),
Этногенез восточных славян по данным антропологии // Советская этнография.- 1971.- 2.- С. 57. [228] Милюков П. Очерки по истории русской культуры.- СПб., 1909.- С. 51. [229] Платонов С. Ф. Учебиик русской истории.- Прага, 1924.- Ч. 1.- С. 72. [230] Греков Б. Д. Крестьяне на Руси с древнейших времен до XVII века.- М., 1952.- Кн. I.- С. 495. [231] Кавелин К. Д. Мысли и заметки о русской истории // Собрание сочинений.- СПб., 1897.- Т. ¶.- С. 599. [232] Ключевский В. О. Курс русской истории в 8 т.- М., 1956.- Т. I.- С. 296. [233] Корсаков Д. Меря и Ростовское княжество: Очерки по истории Ростово-Суздальской земли.- Казань, 1872.- С. 13. [234] Горюнова Е. Этническая история Волго-Окского междуречья.- М.: Изд-во АН СССР, 1961.- С. 248. [235] Кавелин К. Д. Мысли и заметки о русской истории // Собрание сочинений.- СПб., 1897.- Т. ¶.- С. 602. [236] Ключевский В. О. Сочинения: В 8 т.- М., 1956.- Т. ¶.- С. 65. [237] Выкадоров Ис. Ф. История казачества.- Прага, 1930.- Кн. I.- С. 85. [238] Завьялов А. С. К вопросу о новейших технологиях в исследованиях проблем украинского праэтноса // Гумантарний журнал.- 1999.- 2.- С. 9. [239] Залзняк Л
Вообще можно с трудом поверить в столь значительные перемены, возникшие вследствие 200 – летнего владычества монголо-татарской нации. Многие не удивятся, если начнут анализировать свою родословную и обнаружат в ней родство с тем или иным представителем «сильной нации». Очень долго можно говорить о том влиянии, о том родстве с этим далеким, но сделавшимся таким близким народом, но я бы хотела также поведать о не менее интересном этносе, который является чуть ли не «прородителем» славян, это разновидность угро-финской нации – мордва. А так же я хотела бы рассказать о взаимовлиянии этих двух этносов, о ходе их развития, причинах их столкновения, возникшей неприязни и борьбы. Причины, которые сподвигли меня заняться столь интересным вопросом спрятаны в моем столь недалеком прошлом. Вообще необходимо сделать некоторое примечание. Татары – представители одной из наиболее многочисленной народностей нашей страны. Однако мне более интересны волго-уральские татары, во-первых, потому что я имею к ним непосредственное отношение и они мне интересны, о них пойдет речь.
Что представлял из себя тохарский язык в начале II тыс. до н. э., затруднительно ответить хоть сколько-нибудь точно. Между тем, В. В. Напольских было предложено полтора десятка возможных лексических заимствований из ИЕ языка близкого тохарским («паратохарского») в уральских языках, среди которых слова со значением «металл», «лошадь», «лить», «колесо». Как указывает В. В. Напольских, «проникновение этих слов в уральские языки, от прасамодийского в Западной Сибири до праприбалтийско-финско-мордовской общности на Верхней Волге, связывается с распространением в XVII–XVI вв. до н. э. сейминско-турбинского транскультурного феномена (выделено мной. — К.П.), в составе носителей которого могли быть потомки создателей афанасьевской археологической культуры, с которой могут быть связаны ранние этапы этнической истории языковых предков тохаров»{423}. Кроме того, акад. Т. В. Гамкрелидзе и акад. В. В. Иванов связывают продвижение коневодческой культуры на восток, т. е. на Алтай, в иньский Китай и т. д., именно с тохарами. В первой части книги была приведена некоторая лингвистическая информация на этот счет. Повторим ее
Общины волго-уральских татар сформировались в конце XIX – начале XX вв. в период интенсивной индустриализации Донбасса и пополнялись новыми мигрантами в периоды активного развития региона. В течение первого периода трудовая миграция татар имела сезонный характер и сопровождалась постепенным закреплением на новом месте. В последние два-три десятилетия среди волго-уральских татар Украины происходят активные ассимиляционные процессы. Этот факт является предметом дискуссии внутри общины. Сейчас наличие среди волго-уральских татар Донбасса группы влиятельных бизнесменов является одним из факторов сохранения общиной своего места на этноконфессиональной карте Украины. В Крыму религиозная активность национально-культурных обществ волго-уральских татар (как и башкир) малозаметна. Значительно меньшие по численности башкиры (4253 чел), как правило, солидаризируются с волго-уральскими татарами в культурных и религиозных мероприятиях. Численность азербайджанцев в Украине в период между переписями 1998 и 2001 гг. возросла на 22,2% и составляла 45176 человек. Большинство азербайджанцев проживает на Востоке страны: в Донецкой (8075 чел), Харьковской (5684 чел) и Днепропетровской (5683 чел) областях.
Пик же переселения татар в Приуралье пришелся на первую половину XVIII в. Его причины связаны с усилением социально-экономического гнета, жестокими преследованиями на религиозной почве с насильственной христианизацией и т.д. Благодаря этому численность татар в Приуралье в середине XVIII в. составила 1/3 татар Урало-Поволжского региона. В пореформенный период татары—переселенцы из Среднего Поволжья и Приуралья через северный и северо-восточный Казахстан продвинулись в Западную Сибирь и Среднюю Азию. Другим направлением миграций татар из рассматриваемой зоны было переселение в промышленные районы Европейской части России и в Закавказье. Волго-Уральские татары в XVIII - нач. XX вв. стали заметной частью татарского населения Астраханского края и Западной Сибири. В Астраханском крае их доля в конце XVIII в. составила 13,2%, в 30-х гг. XIX в. -17,4%, а в начале XX в. превысила 1/3 общей численности татарского населения Нижнего Поволжья. В Западной Сибири наблюдалась аналогичная картина: к концу XIX в. татары-переселенцы составили 17% всех татар Западной Сибири. Исторически все группы татар имели заметный слой городских жителей особенно в период существования самостоятельных ханств.
Он писал: «Вниз по Каме жили биляры и чалматы. Ныне остатки их — чуваши, которых и вниз по Волге довольно; сии много язык свой татарским повредили». Научное обоснование эта теория получила в начале XX в. в работе Н. И. Ашмарина «Болгары и чуваши» (1902 г.). С этого времени начались жаркие дискуссии, выходящие далеко за пределы обсуждения собственно проблемы происхождения чувашей и ведущие к выяснению этнического соотношения чувашей и татар. Нельзя не согласиться на этот счет с известным башкирским ученым Р. Г. Кузеевым, который высказался однозначно: «Невозможно считать убедительными появляющиеся иногда попытки интерпретировать этногенез и этническую историю этих народов (чувашей и татар. — В. И.) вне связи с волхско-булгарским этническим миром». О сходстве хозяйства, быта и культуры чувашей и болгар свидетельствуют и многочисленные археологические исследования. Первые унаследовали от своих сельских предков типы жилищ, планировку усадьбы, расположение дома внутри усадьбы глухой стеной на улицу, веревочный орнамент для украшения столбов ворот и т.п. Как утверждают специалисты, белая женская одежда, головные уборы (тухья, хушпу, сурбан), украшения (перевязь, накосники), бытовавшие у чувашей до недавнего времени, были распространены среди болгар, включая дунайских.
Центрами развития этой культуры были Казань и аулы Заказанья. В отличие от других этнографических групп, казанские татары создали развитые формы ремесленного производства, предприятия художественных промыслов, что позволило им выпускать массовую, тиражируемую продукцию, обеспечивающую нужды почти всех территориальных групп татар и даже башкир, отчасти казахов. Глубокие традиции оседло-земледельческой культуры, восходящие к булгарской государственности, высокий уровень социальной и экономической организации художественных ремесел и промыслов способствовали зарождению среди казанских татар массовой культуры периода формирования капиталистического производства, которая была своего рода переходной формой от народного традиционного искусства к "высокой культуре" (2). Исследователями было подмечено также, что культура народов с глубокими традициями земледельческого хозяйства, наиболее целостно воссоздавала изначальное этническое ядро и сохраняла его на всем протяжении развития этноса (3). Поэтому, вполне закономерно, что исторически сложившиеся высокопрофессиональные и трансформированные в массовые формы элементы казанско-татарской культуры стали всеобщими и объединяющими для татар Волго-Уральского и Западно-Сибирского ареалов.
К примеру, сцена чаепития в кругу семьи, однако в интерьере татарского дома (32). Некоторые из татарских книг иллюстрировались русскими художниками, свободно владевшими языком реалистического искусства. Однако, становление общенациональной культуры татар связано не только с развитием видов европейского профессионального искусства, но и со сложившимися формами этнически традиционной, мусульманской культуры, которая также претерпела изменения в сторону общего и универсального для татар европеизированного облика. Ядром ее являлась городская культура татар Поволжья и Приуралья, которая, в свою очередь, сложилась на основе этнокультурных традиций казанских татар 18 - начала 20 вв. Центрами развития этой культуры были Казань и районы Заказанья. Исторически сформировавшиеся высокопрофессиональные и массовые формы казанско-татарской культуры стали всеобщими и объединяющими для татар Волго-Уральского и Западно-Сибирского ареалов. Входившие в эти ареалы этнографические группы, наряду с общенациональными формами, продолжали сохранять, в основном на селе, собственно этнические, фольклорные традиции.
Граничит с Волговятским районом, ЦЧ, СК, Уральским, с Казахстаном. Есть водный транспорт. Главная артерия - река Волга. Разнообразие природных условий сказывается на специализации с/х. В лесной и полупустынной зоне. Ведущую роль в с/х - животноводство. В лесостепной и степной зоне - растениеводство. Пестрый национальный состав населения : Древнее население - мордва и марийцы . Вторая этническая группа - тюрские, включая татар и чувашей. Третья - славяне. Поволжье - район, в котором ведется переработка нефти, продукции химии органического синтеза. Поволжье - крупнейший производитель автомобилей, речных судов. Города : Астрахань, Волгоград, Самара, Казань, Элиста. Экологические проблемы : Нерациональное использование вод Волги, загрязнение вод. БИЛЕТ № 10. География с/х. с/х в экономически развитых и развивающихся стран, особенности АПК России. Размещение основных отраслей с/х мира. С/Х – 2 видов отрасль материального производства. В растениеводстве НТР привела к “зелёной революции”. Это внедрение высокоурожайных сортов культур в сочетании с развитием механизации, мелиорации земель.
Это фотографии: общий вид города начала XX в.; дом родственника Усманова, где поэт остановился по приезде; здание медресе «Мутыгия» и трехгодичные русские классы при медресе, женских классов при этом же учебном заведении. По утверждениям современников, среди них на фотографии - первая любовь поэта. Здесь же представлены фотографии учителей - первых его наставников: М.Тухфатуллина и А. Сиразетдинова, самого поэта - шакирда медресе вместе с А. Кариевым - будущим основоположником татарского профессионального театра. С ним Тукай подружился именно в Уральске. Эта дружба сохранится до конца жизни поэта. В витринах зала произведения Пушкина, Жуковского, Крылова, с которыми Тукай впервые познакомился в Уральске. Особую ценность представляют книги из личной библиотеки Усманова. В основном это книги по логике, философии, книги поэзии древнего Востока. Большой интерес вызывают и документы, связанные с учебой шакирдов медресе. Это свидетельства, которые выдавали ученикам после окончания медресе, похвальные грамоты и т.д. Следует отметить, что эти материалы, относящиеся к истории школьного образования татар, вошли в музейный оборот впервые.
Перед булгаро-татарской нацией открываются широкие перспективы. Но мечтам не дано было сбыться. За годы Советской власти булгаро-татары потеряли ценностей из сокровищницы своей духовной культуры больше, чем за все века вхождения в Российскую империю. Хотя нет худа без добра, в лоне русской культуры они заняли достойное место среди других народов, дав России ученых, композиторов, художников, писателей, политиков, руководителей всех рангов, офицеров и военачальников. Булгаро-татары стоят на пороге возрождения своей государственности в составе России, культуры и языка. Но продвижение булгаро-татарского народа в будущее, где он займет достойное место среди других наций как равный среди равных, без знания своей действительной этнической истории и истории культуры, а не придуманной и навязанной ему, невозможно. Философско- методологической основой изучения и описания реальных процессов этногенеза и культурогенеза булгаро-татар, как и других народов, вполне могут служить принципиальные выводы из последних достижений и учение об этноноосфере.
На новом этапе работы над проблемой ранней этнической истории восточных славян Б. А. Рыбаков широко включает в исследование критический анализ и реконструкции летописных текстов, восточных источников, анализ топонимики, этнонимики и ономастики. В центре его внимания теперь ядро антского союза — племя русь. Открытие восточнославянского племени русов, воссоздание его политической и социальной истории и составляет содержание нового этапа этногенетическнх исследований Б. А. Рыбакова. Б. А. Рыбаков полагает, что племя русь возглавило среднеднепровский союз славянских племен и дало этому союзу свое имя, которое постепенно по мере расширения гегемонии русов распространялось на остальные славянские группы Восточной Европы. Рыбаков различал Русскую землю в узком смысле, представляющую собой союз лесостепных славянских племён VI-VII вв., и Русскую землю в широком смысле, охватившую все восточнославянские племена от Балтики до Чёрного моря и от бассейна Вислы до Волги. Между ними хронологически лежит промежуточный этап процесса превращения Руси из союза племён в суперсоюз и из суперсоюза в восточнославянское государство, в течение которого Русь поглощала другие славянские племенные союзы.
Дело в том, что в силу особенностей этноисторического развития в дореволюционную эпоху и особенно — в советский период, в Башкортостане сложилась достаточно противоречивая этнодемографическая ситуация применительно к взаимодействию двух основных народов: башкир и татар. Этногенетически так называемая «татаро-башкирская» проблема была основана на том, что формирование этих двух чрезвычайно близкородственных тюркских народов происходило на просторах Волго-Уральской историкоэтнографической области вплоть до середины XIX века в теснейшей взаимосвязи и взаимозависимости. В период нациогенеза в конце XIX — начале XX века культурно-языковые связи не ослабли, а даже усилились. Это в конце концов привело к тому, что преобладающие группы татар и башкир разговаривали практически на одном языке или на очень схожих диалектах. Ситуация изменилась под воздействием двух групп факторов. Первое. В результате общего подъема национально-освободительного движения народов российской империи и революционных событий 1917 года, в ходе гражданской войны, как известно, несмотря на неоднократные попытки и буржуазных националистов (проект «Идель-Урал»), и большевиков (проект «Татаро-Башкирской Республики») создать объединенную татаро-башкирскую государственность, образовались отдельные советские республики: первоначально Башкортостанская (1919г.), затем Татарстанская (1920г.) автономии. При этом все западные и северо-западные (по размерам более половины) территории современного Башкортостана, заселенные в основном татароязычным населением (татарами и татароязычными башкирами), Таблица 2.
До сих пор неизвестны пути пролета и места зимовок балобанов, гнездящихся в Волго-Уральском регионе. Нет данных по роли волго-уральских балобанов в легальной и нелегальной торговле соколами. Все это делает необходимым проведение в Волго-Уральском регионе специального исследования балобана с применением новейших технологий, таких как спутниковая телеметрия и мечение пассивными транспондерами. Список литературы Антончиков А.Н., Пискунов В.В. Численность хищных птиц, гнездящихся в Саратовской области // Материалы IV Конференции по хищным птицам Северной Евразии. Пенза, 2003. С.127-129. Богданов М.Н. Птицы и звери черноземной полосы Поволжья и долины Средней и Нижней Волги (био-географические материалы) // Труды Общества естествоиспытателей при Императорском Казанском университете, т. 1, отд. 1. Казань, 1871. 226 c. Воронцов Е.М. Птицы Горьковской области. Горький, 1967. Галушин В.М. Балобан // Красная книга Российской Федерации (Животные). М.: Изд-во Астрель, 2001. С. 456-457. Горшков Ю.А., Аюпов А.С., Попов А.В., Егоров Ю.Е., Прохоров Е.В., Ивлев В.Г. К распространению и биологии некоторых редких хищных птиц по Татарии // Охрана хищных птиц.
Наиболее смешанное население – в Предуралье. На Урале живут представители нескольких десятков национальностей. Ареалы их расселения переплетены между собой и образуют пеструю мозаику. Очень смешанное в этническом отношении население уральских городов и многих сельских населенных пунктов. Наиболее многочисленны на Урале русские, татары, башкиры, удмурты, комиско – животноводческие сельские населенные пункты. Размеры сел при движении к югу увеличиваются. Число жителей в некоторых из них достигает нескольких тысяч человек. Одновременно уменьшается густота селений. Множество поселений сложилось вдоль старинных трактов, особенно вдоль Сибирского тракта. В прошлом их население было занято извозом. Ныне это преимущественно земледельческие деревни и села, отличающиеся от соседних поселений лишь тем, что они вытянулись. Основные черты размещения населения Урала определяется географией промышленности. Самую высокую плотность населения имеет горнозаводской Урал – наиболее развитая в промышленном отношении часть Урала. Предуралье, и особенно равнинное Зауралье, населено значительно реже. Сильно варьирует плотность населения и между северными и южными районами.
Цикл развивается в р-нах крупного сосредоточения пр-ти. 2. Г-ия нефтяной пр-ти. Сдвиги в размещении пр-ва и нефтепроводов. До недавнего времени нефтяная пр-ть развивалась весьма динамично. Максимум добычи приходится на 1988 г. - 570 млн. т - почти 20 % мировой добычи. Затем в связи с общей кризисной ситуацией онс стала сокращаться и к 1994 г. понизилась до 316 млн. т. Среди многих причин падения - ухудшение стр-ры запасов. Осн. запасы нефти в Зап. Сибири, велики запасы Волго-Уральской и Тимано-Печорской нефтегазоносных провинций (кроме того нефть добывается на Сев. Кавказе, Прикаспийской низм-ти, Сахалине). Более всего изучены и освоены мест-ия Волго-Уральского региона (Ромашкинское мест-ие в Татарии, Шкаповское и Туймазийское в Башкирии, Мухановское в Самар. обл., Яринское в Перм. обл. и др.). С 1960-х гг. вовлечены в разработку запасы Зап. Сибири (Самотлорское, Усть-Балыкское, Мегионское, Юганское, Холмогорское, Варьегонское мест-ия). Большинство старых нефтяных р-нов вступило в поздние стадии разработки, когда добыча нефти стабилизируется или уменьшается.
![]() | 978 63 62 |