![]() 978 63 62 |
![]() |
Сочинения Доклады Контрольные Рефераты Курсовые Дипломы |
![]() |
РАСПРОДАЖА |
все разделы | раздел: | История |
Конституционная монархия в Англии 1689 г и ее правовое закрепление | ![]() найти еще |
![]() Молочный гриб необходим в каждом доме как источник здоровья и красоты + книга в подарок |
Монарх не мог приостанавливать действие законов, взимать налоги без разрешения парламента и держать в мирное время постоянную армию. Билль заложил юридические основы буржуазной конституционной монархии. Англия до сих пор не имеет Конституции, но многочисленные законы четко определили систему власти. С Англией конца XVII начала XVIIIPв. стала править партия, получившая большинство на выборах в парламент. Правительство формируется из лидеров этой партии и подотчетно парламенту. Инновации. Общественный договор Нидерландская и Английская революции стимулировали развитие общественной мысли. Голландец Гуго Гроций, англичане Томас Гоббс и Джон Локк, француз Жан-Жак Руссо, американец Томас Джефферсон разработали теорию, объясняющую возникновение и функционирование государства. Они считали, что государство возникло в результате договора между людьми. Этот договор предусматривал добровольный отказ отдельных лиц от части их естественных прав в пользу государственной власти, призванной охранять собственность и безопасность граждан. Ж.-Ж
Их поддерживали городская средняя и мелкая буржуазия, а так же свободные крестьяне. Политические притязания тори и вигов в конце XVII века и послужили стимулом для равномерного соотношения власти между монархом и Парламентом, приведшим к значительным ограничениям роли короля. В результате государственного переворота 1688-1689 гг. конституционная монархия была окончательно признана формой правления для Англии. Принцип подчинения короны Парламенту вначале наметил лишь общие рамки, в пределах которых политические формы должны были только ещё выработаться. Тем самым английскому государству выпало на долю историческая задача создать основы буржуазно-парламентской системы. Основы конституционной монархии в Англии были заложены тремя важнейшими конституционными актами: Habeas Corpus Ac 1679 г., Билль о правах 1689 г. и Акт об устроении 1701 г. Habeas Corpus Ac , призванный вначале лишь ограничить возможность внесудебной расправы короля над участниками оппозиции, он закрепил процедуру проверки законности ареста и способствовал впоследствии образованию ряда демократических принципов, вошедших в мировую практику: гарантии неприкосновенности личности, принцип скорого и справедливого правосудия, соблюдения правовых процедур при задержании, запрет привлечения к ответственности дважды за одно и тоже преступление.
Это относится и к религии. Опыт реформации ГенрихаPVIII, объявившего себя примасом Англиканской церкви, признавался Гоббсом образцовым. Государство, правитель или собрание вправе издавать любые законы для самозащиты и сохранения спокойствия в обществе. Этический, политический и правовой релятивизм Гоббса, обоснованный в его главной книге Левиафан (в различных изданиях Левиафан принимал на титуле книги облик то Кромвеля, то КарлаPII), показался кембриджскому платонику Ральфу Кедворту (16171688) реанимацией доктрины античных софистов, раскритикованной еще Платоном. Кедворт, а позднее С.PКларк (корреспондент Лейбница в их знаменитой переписке. См. 74.I.) противопоставляет ей учение о вечных и неизменных истинах (в том числе морали), изменить которые не волен и сам Бог. Как известно, смута в Англии имела счастливую развязку Славную революцию, позволим себе употребить это выражение без кавычек. Так остановился, по выражению Юма, «маятник» исторического процесса, качавшийся от абсолютизма к республике и обратно и замерший посередине на конституционной монархии
С другой стоороны, сомневалась в его достаточности,. Не считая его положения закреплением принципов конституционной монархии. Крайне монархические и проправительственные силы также были недовольны,. Исходя из того, что исконная власть царя рухнула, хотяя ине решались открыто выступать против документа, подписанного монархом. Они организовали правительственные демонстрации, в ходе которых происходили столкновения с революционными демократами. Имелись жартвы. Таким образом, Манифест 17 октября, успокоив одну част оппозиционного движения, в тех конкретных условиях не смог произвести также воздействия на остальных. Тем не мение сочетание провозглашения уступок обществу и силовых мер, предпринятых против вооруженнных выступлений,. Позволило значительно ослабить оппозиционный напоор к концу 1905 г. Власть в целом выстояла. Рассматривая Манифест на широком историческом фоне, подчеркнем езе раз, что это был второй крупнейший шаг после реформ 60-х годов, по превращению России в государство, становящееся на правовой путь развития.
Понятно, что республика может иметь характер не только демократический, но и аристократический и олигархический; и точно так же, конституционная монархия может иметь не только аристократический и олигархический, но и демократический характер. Государственное устройство имеет всегда в высшей степени сложный характер и внимательное изучение его требует исследования каждого государства в отдельности. Эта сложность увеличивается еще оттого, что государства могут вступать между собою в различные союзы и могут даже, соединяясь, образовывать новое, высшее государство. Обычно государства вступают друг с другом в отношения, закрепленные договорами; эти договоры устанавливают полномочия и обязательства сторон и имеют значение правовых норм; государства выступают в них как равные и независимые союзы, каждое сохраняет свою самостоятельность и, подчиняясь праву, не подчиняется ни противной стороне, ни новому, высшему для обеих сторон союзу. Такие отношения государств называются международными правоотношениями. Помимо таких соглашений, постоянно заключаемых и разрываемых государствами, между ними возможны и более устойчивые и длительные соединения
Власть в центре и на местах принадлежит не крупным феодалам, а чиновникам, которые могут назначаться и увольняться монархом. Государственное вмешательство в частную жизнь в эпоху абсолю-тизма приобретает более цивилизованные формы, получает юридическое закрепление, хотя попрежнему имеет принудительную направленность. В истории такими странами были Россия XVII - XVII и Франция до революции 1789 года. Конституционная монархия представляет собой такую форму правления, при которой власть монарха значительно ограничена представительным органом. Обычно это ограничение определяется конституцией, утверждаемой парламентом. Монарх же не в праве изменить конституцию. Как форма правления, конституционная монархия возникает в период становления буржуазного общества. Формально она не утратила своего значения в ряде стран Европы и Азии и до настоящего времени (Англия, Дания, Испания, Норвегия, Швеция и др.). Конституционная монархия бывает парлапментарной и дуалисти-ческой. Парламентская монархия характеризуется следующими основными признаками : - правительство формируется из предствителей опреде- ленной партии (или партий) получивших большинство голосов на выборах в парламент; - лидер партии, обладающий наибольшим числом депу- татских мест, становится главой государства; - в законодательной, исполнительной и судебной сферах власть монарха фактически отсутствует, она является символической; - законодательные акты принимаются парламентом и формально подписываются монархом; - правительство согласно конституции несет ответствен- ность не перед монархом, а перед парламентом.
Власть в центре и на местах принадлежит не крупным феодалам, а чиновникам, которые могут назначаться и увольняться монархом. Государственное вмешательство в частную жизнь в эпоху абсолютизма приобретает более цивилизованные формы, получает юридическое закрепление, хотя по прежнему имеет принудительную направленность. В истории такими странами были Россия XVII - XVII и Франция до революции 1789 года. Конституционная монархия представляет собой такую форму правления, при которой власть монарха значительно ограничена представительным органом. Обычно это ограничение определяется конституцией, утверждаемой парламентом. Монарх же не в праве изменить конституцию. Как форма правления, конституционная монархия возникает в период становления буржуазного общества. Формально она не утратила своего значения в ряде стран Европы и Азии и до настоящего времени (Англия, Дания, Испания, Норвегия, Швеция и др.). Конституционная монархия бывает парламентарной и дуалистической. Парламентская монархия характеризуется следующими основными признаками: - правительство формируется из представителей определенной партии (или партий) - получивших большинство голосов на выборах в парламент; - лидер партии, обладающий наибольшим числом депу- татских мест, становится главой государства; - в законодательной, исполнительной и судебной сферах власть монарха фактически отсутствует, она является символической; - законодательные акты принимаются парламентом и формально подписываются монархом; - правительство согласно конституции несет ответствен- ность не перед монархом, а перед парламентом.
Представление о таком государстве отражают ряд существенных характеристик буржуазной государственности в Англии и Франции. В Германии и в то время были полуфеодальные полубуржуазные общественные государственно- правовые порядки, иначе говоря, Прусское государство того времени находилось ниже уровня обоснованной Гегелем идеи государства, поэтому идея государства была скорее в кантовском, чем в гегелевском, смысле - долженствованием, а не действительностью. Государство как нравственное целое в трактовке Гегеля - не агрегат атомизированных индивидов с их обособленными правами, не мертвый механизм, а живой организм. Поэтому у Гегеля речь идет не о свободе, с одной стороны, индивида, гражданина, а с другой - государства, не о противостоянии их автономных и независимых прав и свобод, а об органически целостной свободе - свободе государственно организованного народа (нации), включающей в себя свободу отдельных индивидов и сфер народной жизни. Различные трактовки государства в гегелевской философии права: государство как идея свободы, как конкретное и высшее право, как правовое образование, как единый организм, как конституционная монархия, как “политическое государство” - являются взаимосвязанными аспектами единой идеи государства.
Крестьянин-землевладелец сменяется капиталистическим фермером, берущим в аренду значительные участки господской земли, которую он обрабатывает, используя наемных сельскохозяйственных рабочих. Но вернемся к Биллю о правах. После "славной революции" в Англии укрепляется конституционная монархия. Её основные принципы, о которых уже говорилось, равно как и присущие ей приемы управления, сложились не сразу. То, что может быть названо английской конституцией представляет собой совокупность определенных законов и устных (неписаных) соглашений, подучивших значение прецедента. Первым из английских конституционных законов рассматриваемого периода является Билль о правах 1689 г. (Весьма часто к числу английских конституционных законов причисляют также принятый ранее "Акт о лучшем обеспечении свободы подданного и о предупреждении заточений за морями.") Билль провозглашал верховенство парламента в области законодательства. Билль запретил королю приостанавливать действие законов или их исполнение без согласия парламента (ст. 1) Признавались противоречащими закону всякие сборы в пользу короны, взимаемые без согласия парламента (ст. 4) Только с согласия парламента разрешалось производить набор в армию и содержать постоянное войско (ст. 6). Билль о правах запрещал королю освобождать кого бы то ни было из-под действия законов, учреждать суды по церковным делам и всякие другие учреждения (ст.2 и ст. 3). Устанавливалось право подданных обращаться с ходатайством к королю.
Именно Англия стала родительницей первой четко выстроенной концепция прав человека, надстраивающейся над фундаментальными идеями представителей западной либеральной традиции понимания прав человека, большой научный вклад в которую внес философ, экономист и политический мыслитель Д.Локк (1632-1704), опиравшийся на идеи Гуго Гроция. В период утверждения после 1688 года («славной революции») конституционной монархии он наиболее полно выразил свое воззрение на права человека. Развивая теорию естественного права, он утверждал в качестве естественных и неотчуждаемых прав человека право на жизнь, владение имуществом, свободу и равенство. Эти права он рассматривал как гражданские интересы, для защиты которых и создается государство. В отличие от Т.Гоббса (1588-1679), сторонника полного, тотального отказа человека от своих естественных прав, Локк считал необходимым четко определить посредством прав пределы власти, границы ее вмешательства в жизнь гражданина. Режим законности Локка предполагал управление согласно известным народу законам и в соответствии с принципом разделения властей. Идеи Локка предвосхитили доктрину правового государства, фундаментом которой и стали открытия этого английского мыслителя.
Сегодня различные виды монархий выделяются исходя из юридических оснований. Конституционную монархию подразделяют на представительную (дуалистическую) и парламентарную, в которой монарх делит власть с парламентом. (См. ПРИЛОЖЕНИЕ, схема №2). В дуалистических монархиях (Пруссия. Австрия, Италия, Румыния в прошлом) за монархом остаются исполнительная власть, право формировать правительство, назначать и смещать ответственных перед ним министров и иных должностных лиц (губернаторов, префектов и т.п.), ему принадлежит право вето и право неограниченного роспуска парламента. В парламентарных монархиях (современные Англия, Бельгия, Норвегия, Швеция) назначенные главой государства министры зависят от вотума доверия парламента, монарх имеет право отлагательного вето, лишь в отдельных случаях, предусмотренных законом, распускает парламент. Правовое положение монарха существенно ограничено. Даже частные вопросы государственной жизни, например, помилование преступника, не могут быть решены без согласия парламента.
Локка часто называют в числе основных теоретиков демократического государственного устройства. Его идеал - английская конституционная монархия, в которой воплощено равновесие интересов личности, и государства. Локк родился 29 августа 1632 в Рингтоне. Происходил из семьи мелкого судейского чиновника. Получил философское и медицинское образование в Оксфордском университете. В 60-е годы занимался экспериментированием в лаборатории знаменитого химика Роберта Бойля, позднее воспитатель и врач в семье первого графа Шефтсбери, одно время занимавшего должность лорда- канцлера Англии. В 1696 Локк стал комиссаром по делам торговли и колоний, что заставило его регулярно появляться в столице. К тому времени он был интеллектуальным лидером вигов, и многие парламентарии и государственные деятели часто обращались к нему за советом и с просьбами. Локк участвовал в проведении денежной реформы и способствовал отмене закона, препятствовавшего свободе печати. Он был одним из учредителей банка Англии. Выступая против религиозного фанатизма различных сект, Локк настойчиво призывал к веротерпимости. Защите религиозной свободы он посвятил четыре письма о веротерпимости (изданы в 1689, 1690, 1692 и 1706).
Английская армия Строится на добровольных началах, хотя в мае 1916 г. и в апреле 1939 г. были изданы (затем отменены) законы, сводившие всеобщую воинскую повинность. Полицейские силы Англии состоят из местных формирований. Как правило, начальник полиции (главный констебль) назначается городским советом (советом графства). Затем они набирают полицейский персонал и управляют им. Общее управление полицейскими силами страны осуществляет министерство внутренних дел. Вывод: Великобритания, являясь конституционной монархией, обладает мощным государственным аппаратом, позволяющим осуществлять управление страной и влиять на политику и экономическое развитие стран, входящих в Британское содружество наций. 2. Особенности развития правовой системы Великобритании Великобритания не знает одновременного созданного акта в качестве конституции. По форме британская Конституция и в ХХ веке имеет комбинированный, несистематизированный характер и слагается из двух частей - писаной и неписаной. Такой характер имеют все отрасли английского права.
Актом, закрепившим компромисс между упрочившейся буржуазией и правящей верхушкой землевладельцев, утверждением конституционной монархии, стал Билль о правах 1689 г. Билль отводил значительную роль парламенту, запрещал без его согласия приостанавливать действия законов, взыскивать налоги и сборы в пользу короны, содержать постоянную армию в мирное время. Наряду с этим Билль внес неоценимый вклад в развитие прав человека, установив свободу слова и прений в парламенте, свободу выборов в парламент, право обращения подданных с петицией к королю. Указанные нормативные акты - свидетельство первооткрывательства Англии в области прав человека и в необходимом для их защиты разделении властей. Акт об устроении 1701 г. учредил верховенство парламента в сфере законодательства, принцип несменяемости судей, запрет королевским министрам быть членами парламента. Эти нововведения стали возможными в связи с интенсивным развитием буржуазных отношений, усилением власти буржуазного сословия, требовавшего положить предел феодальному произволу и абсолютизму.
Направленность интересов участников коалиции определял тип режима. Первый тип режима в рамках конституционной монархии - парламентскую монархию - дала английская революция. Она стала результатом коалиции всесильного парламента и безвластного монарха. Англия первой реализовала классический вариант политической системы конституционализма. Ее смысл состоял в переходе реальной власти от монарха к правительству и премьеру, полностью зависимых от парламента. Особенностью британского конституционализма является отсутствие писаной конституции и наличие особых средств регулирования отношений законодательной и исполнительной власти средствами обычно-правовых прецедентов. Большинство стран Западной Европы пыталось перенести английский вариант в свои общества. Однако наличие двух противоборствующих политических потоков - республиканско-демократического, стремившегося к установлению принципа народного суверенитета, и абсолютистско-монархического, предпочитавшего сохранение в полном объеме королевской власти, не позволило воспроизвести английскую систему.
Очень интересно получило выражение суверенитета в Основном законе ФРГ. Как известно, конституция ФРГ, как и конституция Японии, разрабатывались в оккупированными союзниками государствах. Волне закономерно то, что влияние держав победительниц получило отражение в конституциях Германии и Японии. И если Основной закон Германии разрабатывался немецкими правоведами, которые, согласовывали его с представителями победивших государств (а di fac o представителями же и утверждался), то конституция Японии в черновом варианте была составлена в штабе генерала Макартура, и лишь потом отдана на доработку правительству Японии. Наиболее ярко влияние англосаксонской правовой доктрины отразилось в закреплении формирования и роли парламента в Германии и Японии. Довольно объемно была выражена тема прав человека, в отличие от, предыдущих конституций. Но самое интересное как была закреплена идея суверенитета. Про Японию мы знаем, что: В японской империи «император является символом государства и единства народа, его статус определяется волей народа, которому принадлежит суверенная власть» - четкое указание на конституционную монархию, как форму правления, и указание на народ как источник суверенитета.
В этих условиях сформировался конституционный либерализм. Его представители – Б.Н. Чичерин, Н.М. Коркунов и др. – первостепенное значение придавали разработке проблем правового государства, защите прав и свобод личности, теории власти, истории политических учений. Являясь представителями правоведения, они внесли существенный вклад и в развитие российской политической науки. Классический вариант конституционного либерализма представляли взгляды Б.Н. Чичерина (1828–1904) – крупнейшего представителя российской либеральной философской и политической мысли рубежа XIX–XX вв. ученика Т.Н. Грановского, профессора права Московского университета (с 1861 по 1867), автора работ “Философия права”, “Курс государственной науки”, “О народном представительстве”, “Вопросы политики” и пятитомной “Истории политических учений”, развивавшего идею постепенного перехода России от самодержавия к конституционной монархии. Б.Н. Чичерин выступал против правового закрепления претензий на социальное равенство и на помощь слабым. Право одно для всех; человеколюбие же имеет в виду только известную часть общества, нуждающуюся в помощи. Он критиковал как самодержавие, так и социализм.
С этого периода в Англии окончательно устанавливается конституционная монархия. Юридическое закрепление конституционной монархии нашло закрепление в 3-х законах: 1. Хабиас корпус акт 1679г.(акт о лучшем обеспечении свободы подданного и о предупреждении заточения за морями); 2. Билль о правах 1689г. (утверждал верховенство парламента в законодательной и финансовой политики); 3. Акт об устранении 1701г. (акты издаваемые королём действительны только при наличии подписи соответственного министра). Согласно акту о реформе 1832г., принятому по инициативе вигов, более 50 населённых пунктов были лишены представительства в парламенте. Реформа 1832г. имела далеко идущие последствия, так как покончила со средневековой системой формирования высшего представительного органа – палаты общин. Реформа 1867г. наряду с очередным перераспределением депутатских мест предусмотрело дальнейшее расширение избирательного корпуса, необходимое в новых условиях двухпартийного соперничества. В конце 19 в. была проведена важная реформа судебной системы.
![]() | 978 63 62 |