![]() 978 63 62 |
![]() |
Сочинения Доклады Контрольные Рефераты Курсовые Дипломы |
РАСПРОДАЖА |
все разделы | раздел: | Законодательство и право | подраздел: | История государства и права зарубежных стран |
Православные в межвоенной Польше и их лидер сенатор В.В.Богданович | ![]() найти еще |
![]() Молочный гриб необходим в каждом доме как источник здоровья и красоты + книга в подарок |
А не тем же мы занимаемся, произнося молитвы? В России - православные, в Польше - католические, в Индии - мантры. Даоистская молитва будет лучше услышана, если во время ее произнесения большой палец правой руки прижмет к ладони безымянный. Я когда-то размышлял, почему на одних иконах у святых большие пальцы рук смыкаются в колечки с указательными пальцами, у других с безымянными, у третьих - ладони обращены кверху. Одно из возможных объяснений нашлось в книге Феррера - директора Парижского института Йоги. Основываясь на рефлексотерапии, он рекомендовал в часы биологической активности каждого внутреннего органа тонизировать его, смыкая пальцы рук определенным образом. Допустим, с 19 до 21 часов у человека максимально активным является меридиан перикарда, всасывающий, начинающийся в безымянных пальцах рук. Т.е. изображения медитирующего грека, славянина или индуса, у которою сцеплены большой и безымянные пальцы, вероятно, делались именно в это время. А пальцы защищают молящегося от ненужной информации. В этот момент, наверно, она ему не нужна
Русь! Куда несешься ты? Дай ответ! Не дает ответа”. Нет! Трагедия Гоголя еще не окончилась. Она окончится тогда, когда окончится трагедия Руси”. Список литературы Юрий Лабынцев, Лариса Щавинская. Православные в межвоенной Польше и их лидер сенатор В.В.Богданович Лабынцев Ю.А. Литературное наследие В.В.Богдановича - белорусского сенатора II Речи Посполитой // Славяноведение. 1997. №3. Лабынцев Ю.А. Белорусско-русская идея во II Речи Посполитой: Литературная, церковная и общественная деятельность сенатора В.Богдановича // Матице српске за славистику. 1997. №52. Лабынцев Ю.А., Щавинская Л.Л. Православная литература межвоенной Польши. М., 1998. Арефьева И.С. Сподвижники Св. Патриарха Тихона на Литовской земле // Ежегодная богословская конференция Православного СвятоТихоновского богословского института:
Патриарх константинопольский не мог вмешиваться в деятельность митрополита киевского из-за стесненного и ненадежного положения греческой церкви в Оттоманской империи. Его церковь была слишком бедна. У греческих священников и монахов вошло в обычай ездить в Киев и Москву с просьбами о финансовой поддержке. Что касается его позиции по отношению к Польше, Сильвестр, в целом, был удовлетворен теми правами и привилегиями, которые были дарованы православной церкви Польшей в 1632 г. и подтверждены Зборовским договором. Для того, чтобы лучше понять позицию Сильвестра Козлова по отношению к Москве, следует вспомнить, что определенные моменты в практике московской церкви вызывали неприятие западнорусских православных, особенно священнослужителей. После Смутного времени московская церковь с особо острым подозрением относилась к опасности римско-католического влияния в России и, в виду того, что Польша поддерживала униатскую церковь, была склонна подозревать даже некоторых православных иерархов в Западной Руси в латинских (римско-католических) отклонениях
Польский народ чувствует это, а также угрожающее значение этого поступка и уже сочинил свою легенду относительно разрушения собора. Но наших политиканов это никак не трогает. А вот приезжают иностранцы - англичане, американцы - и с удивлением взирают на это, фотографируют и фотографии распространяют по всему миру - естественно, вместе с мнением о польской культуре и цивилизации.” Желая придать кампании разрушения крупнейшего в межвоенной Польше православного храма поистине всенародный общегосударственный характер, варшавский магистрат выпустил специальные “боны, доступные для каждого”, “обеспеченные стоимостью материала, полученного в результате сноса” собора, дабы “каждый поляк мог стать причастным к этому делу”. Для окончательного разрушения собора магистрат использовал специальные бригады, которые и завершили уничтожение, использу тактику “малых взрывов”, число которых, согласно сообщениям варшавской печати тех лет, приближалось к пятнадцати тысячам(!). Ныне о соборе напоминает не многое. Прежде всего молчит наша память. Те единичные голоса, которые несколько раз раздались за последние годы и которые, видимо, и имеет в виду Я. Тазбир, не в счет. Правда, во многих странах мира оказались частицы убранства собора и различные предметы из него. Каменное надгробие Ю.
Теперь они решили действовать безотлагательно. В мае 1594 г. Кирилл Терлецкий объявил, что король посылает его и Ипатия Поцея в Рим. В декабре того же года Поцей и Кирилл составили и подписали декларацию западнорусских епископов об их приверженности унии. Им удалось, после долгих отсрочек, получить подписи митрополита Михаила и епископов Полоцка, Пинска и Холма.592 В январе 1595 г. львовский епископ Гедеон созвал собрание духовенства своей епархии, которое решило принять унию. 1 июня митрополит Михаил, епископ Ипатий Поцей и епископ Луцка подписали проект «Статей Унии», который они отправили королю и папе.593 В «Статьях» подписавшиеся настаивали на автономном статусе западнорусской церкви под верховной властью папы и на неприкосновенности традиционного славянского ритуала. Они настаивали на том, что церковные владения должны остаться нетронутыми, а униатским митрополиту и епископам должны быть предоставлены места в сенате. Как только князь Острожский получил известия о действиях епископов-униатов, он выступил 24 июня с заявлением, адресованным всем православным людям Польши и Литвы, протестуя против подобного рода церковной унии и убеждая православных стойко сопротивляться ей.594 Заявление Острожского произвело глубокое впечатление на православных мирян и на большую часть духовенства. 1 июля епископ Львова Гедеон заявил, что он никогда официально не соглашался на унию и что епископ Кирилл дважды злоупотребил (в 1591 и 1594 гг.) бумагами с его подписями, которые тот давал Кириллу с другой целью просить короля воспрепятствовать нападкам католиков на православных
Дело о православных в Польше и Белоруссии было поручено князю Репнину. После множества хлопот проблема была решена: православным жителям были предоставлены те же права, какими пользовались католики. Здравохранение тоже привлекало внимание Екатерина II. Она постоянно заботилась о том, чтобы было побольше лекарей и аптек, и чтобы каждый заболевший мог как можно скорее получить помощь. А чего стоит прививка оспы, продемонстрированная на собственном примере. И затем по Указу сделавшаяся обязательной. Екатерина II путешествовала по стране. Старалась все увидеть своими глазами, все услышать своими ушами. Также проводились встречи с народом, она общалась не только с вельможами, но и с простыми крестьянами. Забота Екатерины II о Просвещении выражалась, в частности, в открытии училищ. Главным помощником в этом деле был И.И. Бецкий. Императрица велела открывать училища всюду: в больших городах - главные, в уездных - малые. Это было новое дело. Императрица покровительствовала ученым и писателям. Сама она также писала (научную и художественную литературу). Во время 1-й турецкой войны в стране началась эпидемия чумы. Только в Москве за год умерло 50 тысяч человек.
Императрица и воспользовалась этим случаем: она обещала свою поддержку Понятовскому с тем условием, что он и его сторонники, получив власть, установят новый закон, по которому православные подданные Польши наравне с католиками получат право участвовать в сейме и занимать всякие должности по государственной службе: тогда, конечно, всякие притеснения за веру стали бы немыслимы. В силу этого соглашения с Понятовским казачьи полки были двинуты в Польшу, без труда разогнали отряды бунтовщиков, мешавших правильным выборам, и Станислав-Август был избран королем. Однако и эта попытка — добиться справедливых прав для русского населения Польши — окончилась неудачей. Король Станислав, правда, предложил сейму издать закон о равноправии с католиками православных. Но сейм, состоявший исключительно из католиков, решительно отверг предложенный закон. Самого короля осыпали при этом грубой бранью; члены сейма размахивали обнаженными саблями, крича, что даже предложить такой закон может только изменник. Сильная ненависть поляков-католиков к иноверцам испугала и самого короля и его сторонников, раньше обещавших Екатерине добиться равноправия православным. Король донес императрице, что исполнить свое обещание он не может.
Весьма важную роль в защите Православия против распространителей унии играли православные церковные братства. Необходимо особо упомянуть Львовское и Виленское православные братства, представлявшие собой тесные союзы городского населения. В соответствии с принятыми уставами главнейшим своим делом братства считали: открытие и содержание духовных училищ, подготовку образованной православной молодежи, учреждение типографий и издание необходимых книг. Однако силы в борьбе с наступающим католицизмом были неравны. Православные братства, лишившись поддержки со стороны шляхты, перешедшей в католичество, постепенно сокращали свою деятельность. Католичество постепенно начинает все больше и больше торжествовать над Православием. К концу XVII века большинство православного населения нынешних восточных областей Польши католики считали уже униатским. Со второго десятилетия XVIII в. для всего православного населения Западной Руси, входившей в состав Польши, остался только один православный епископ – Белорусский. Не внес существенных изменений в положение православных в Польше Великий сейм 1788 – 1792 гг., провозгласивший в числе прочего, религиозную свободу.
Корецкому монастырю пришлось в течение 18 лет доказывать свою законную принадлежность Православной Церкви, прибегая даже к услугам нейтрального суда в Париже. 1927 г. По данным, приведенным епископом Пшездецким на униатском конгрессе в Велиграде, 20 тысяч православных граждан Польши насильственно обращены в унию. Истрачено на эту акцию 150 000 польских злотых. Однако, по данным на 1933 г., уже из унии в Православие возвратились 60 тысяч человек. 1929 г. За первые 10 лет существования возрожденной Польши католики при поддержке властей отнимают у православных 45 % храмов. В Варшаве снесен величественный кафедральный Александро-Невский собор. 1929 г. Униатский митрополит Андрей Шептицкий пишет: “ Многим из нас Бог еще окажет милость проповедовать в церквах Большой Украины по Кубань и Кавказ, Москву и Тобольск”. 1937 г. Во Львове проходит посвященный 300-летию кончины униатского митрополита Вениамина Рутского съезд униатского духовенства под почетным председательством митрополита Андрея Шептицкого.
Самыми яростными яростными были прения по крестьянскому вопросу- владеть людьми, иметь рабов считалось высшим правом! Представители всех сословий, ратуя за свои права и привилегии, выступали за сохранение и даже расширение крепостной зависимости крестьян, в то время как императрица предлагала освободить крестьян при продаже имении. Но в Комиссии на крепостное право смотрели не как на правовой вопрос, а как на добычу. Отмена крепостного права была невозможна, но можно было ограничить произвол и уменьшить барщину, как предлагал Н.И. Панин Отношение с Польшей В западнорусском или польском вопросе допущено было меньше политических химер, но немало дипломатических иллюзий, самообольщения и всего больше противоречий. Вопрос состоял в воссоединении Западной Руси с Русским государством; так он стал еще в ХV в. и полтора столетия разрешался в том же направлении; так его понимали и в самой Западной России в половине Х VIIIв. На вопрос Екатерины, какую пользу может извлечь Русское государство из защиты православных в Польше, один тамошний игумен отвечал прямо : Русское государство праведно может отобрать у поляков на 600 верст плодороднейших земель с бесчисленным православным народом.
Как и в 1980 году, поляки снова в считанные дни сотворили легенду. В случае победы на выборах Тыминьского Польше грозила перспектива стать посмешищем для всего мира, потерять какие бы то ни было шансы на западные кредиты. Все силы, включая могущество костела, были брошены на поддержку Валенсы. Он выиграл, но не потому, что был вне всякой конкуренции, а потому, что часть избирателей не видела достойной альтернативы. Став президентом, Л.Валенса перестает быть рабочим трибуном. Он поднялся на высшую ступень власти. На базе распущенной ПОРП в 1990 году была образована партия Социал-демократии Республики Польши, лидером которой был избран Квасневский - бывший министр по вопросам молодежи, позднее член президиума кабинета министров, руководитель Польского олимпийского комитета. Валенса тогда с сарказмом предрекал, что эта партия не просуществует и трех месяцев. Так вот вопреки всем утверждениям, в 1993 году СДРП, образующая вместе с рядом организаций левой ориентации крупнейшую парламентскую фракцию - Союз демократических левых сил, одержала убедительную победу на выборах в сейм.
В Польше жило много православных, которые подвергались гонениям со стороны польской католической церкви. Белоруссия была под властью Польши. Католики действовали не только методом убеждения, но и грубой силой. Е.II приняла решение помочь православным, защитить их от притеснений, дать им возможность жить спокойно. Дело о православных в Польше и Белоруссии было поручено князю Репнину. После множества хлопот проблема была решена: православным жителям были предоставлены те же права, какими пользовались католики. Здравохранение тоже привлекало внимание Е.II. Она постоянно заботилась о том, чтобы было побольше лекарей и аптек, и чтобы каждый заболевший мог как можно скорее получить помощь. А чего стоит прививка оспы, продемонстрированная на собственном примере. И затем по Указу сделавшаяся обязательной. Е.II путешествовала по стране. Старалась все увидеть своими глазами, все услышать своими ушами. Также проводились встречи с народом, она общалась не только с вельможами, но и с простыми крестьянами. Забота Е.II о Просвещении выражалась, в частности, в открытии училищ.
О значении этого документа можно судить по тому, что он совершенно не препятствовал медленному уничтожению в Варшаве уникального храма, сравнимого лишь с храмом Христа Спасителя в Москве, — собора во имя Святого благоверного великого князя Александра Невского, подаренного Россией православным жителям Польши и ее столицы. После подписания в 1925 году польским правительством и папой Римским конкордата, объявившего католичество господствующим вероисповеданием в Польше, началась вакханалия уничтожения всего православного: из полутора тысяч храмов Православной Церкви в Польше треть их была отнята у верующих; в течение одного лишь 1938 года уничтожено 140 церквей, а перед началом Второй Мировой войны — 150 храмов и молитвенных домов. Вместе с этим были почти полностью ликвидированы белорусские и украинские национальные школы. По правительственной программе, с 1934 года началась повальная полонизация белорусов. Обучение Закону Божию и проповеди священников отныне могли осуществляться только на польском языке. При этом лишь 18 ноября 1938 года президент Польской республики, председатель министров и министр вероисповеданий подписали "Внутренний устав святой Польской Автокефальной Церкви", а 30 декабря последовал указ президента о легальном существовании Православной Церкви в государстве.
Нужно было или согласится на принятие и тем легализировать положение Православной Церкви в Польше, или несогласием опять ввергнуть Церковь в состояние бесправного положения и прежнего хаоса. 30 января "Временные правила" подписали только владыки Георгий и Дионисий. Епископы Владимир и Пантелеимон, участвовавшие в заседании Собора, отказались поставить свои подписи под документом, ущемлявшим права православных в Польше . Епископ Пантелеймон имел декрет правительства на управление Пинско-Новогрудской епархией, а потому отказ его от "Временных Правил" был принят, как противление законным распоряжениям власти, и правительство лишило его права на управление епархией, назначило ему место жительства в Мелецком монастыре Волынской епархии, а декрет на управление Пинско-Новогрудской епархией вручило самому Экзарху, который управлял ею раньше, в качестве епископа Минского . Епископ Владимир, как не имевший на управление Гродненской епархией ни правительственного декрета, ни поручения Высшей Церковной Власти, а управлявший Гродненской епархией только явочным порядком, был оставлен в Гродно; немного позже он подчинился требованиям "Временных Правил" и опубликовал их в "Гродненских Епархиальных Ведомостях" .
Защита православной духовной основы стала важной чертой разворачивающегося национально-освободительного движения. Наступление католичества, полонизация заставляли искать связей и защиты со стороны православной России. Давление Польши приводило к уходу в Россию казаков, мещан, крестьян. Уже в начале XVII в. ощутимо проявляется протест украинцев против своего неравноправного положения. Польский сейм неоднократно упоминал в своих постановлениях "украинское своеволие", "разбой и злодейство украинные". Лидерами украинского национально- освободительного движения стало казачество. Еще в XVI в. за днепровскими порогами образовались казачьи поселения – Запорожская Сечь. Любопытно: в Сечь принимали любого, не спрашивая, кто он и чем занимается, но при условии: не быть католиком, евреем или женщиной. Здесь было царство православных мужчин, которые жили суровой военной жизнью. Чтобы поддерживать боевой дух, использовали наказание. За привод женщин в Сечь предавали казни. Сюда бежали люди из Речи Посполитой, из Российского государства.
Таким образом, всем служилым удвоенно было содержание; помещикам удвоили их земельные наделы, все судопроизводство было объявлено бесплатным; всем должностным лицам удвоено содержание и строго вопрошено брать посулы и помины. Дмитрий преобразовал боярскую думу и назвал ее сенатом: « он спешил, изменить состав нашей древней Государственной Думы: указал заседать в ней, сверх Патриарха (что в важных случаях и дотоле бывало), четырем Митрополитам, семи Архиепископам и трем Епископам, надеясь, может быть, обольстить тем мирское честолюбие Духовенства (при прежних царях высшее православное духовенство приглашалось в Боярскую думу лишь в исключительных случаях, но Лжедмитрий отвел патриарху и архиереям постоянные места), а более всего желая следовать уставу Королевства Польского; назвал всех мужей Думных Сенаторами, умножил число их до семидесяти, сам ежедневно там присутствовал, слушал и решал дела, как уверяют, с необыкновенною легкостию. Пишут, что он, имея дар краснословия, блистал им в совете, говорил много и складно, любил уподобления, часто ссылался на Историю, рассказывал, что сам видел в иных землях, то есть в Литве и в Польше; изъявлял особенное уважение к Королю Французскому, Генрику IV; хвалился, подобно Борису, милосердием, кротостию, великодушием и твердил людям ближним: «Я могу двумя способами удержаться на престоле: тиранством и милостию; хочу испытать милость и верно исполнить обет, данный мною Богу: не проливать крови».
Но всего больше волновался в Москве народ слухами о царской женитьбе. Самозванец решил жениться на католичке — Марине Мнишек, дочери польского сенатора , который много помогал ему в Польше. 2 мая 1606 года Марина в сопровождении отца и огромной польской прекрасно вооруженной свиты приехала в Москву, а через неделю произошло венчание с Лжедимитрием и коронование по православному обряду; но Марина осталась католичкой — в православие она не перешла. Последнее особенно возмутило москвичей; а этим возмущением воспользовались князь Василий Шуйский и другие бояре, чтобы свергнуть ненавистного им Самозванца. Общее недовольство русских еще усилила наглость польских панов, которые смотрели на себя, как на хозяев в Москве, и насмехались над москвичами, говоря: «Мы дали вам царя». В ночь на 17 мая несколько тысяч войска, стоявшего под Москвой, по приказанию князя Василия Шуйского и других бояр были введены в Москву, и с раннего утра в Москве началась резня народа с поляками. Во время этой резни толпа бояр и народа, предводимая Василием Шуйским, ворвалась в Кремль и там покончила с Самозванцем. Так прекратилось одиннадцатимесячное правление Лжедимитрия.
Президент США George W. Bush заявил после теракта 11 сентября, что объявляет крестовый поход против ислама. Примерно в таком же духе высказался и премьер-министр Италии Silvio Berlusco i, практически назвав ислам «темной религией», ничего хорошего не предлагающей. Лидеры католической церкви в Европе стараются избегать ярлыков и журналистских штампов типа «война цивилизаций», призывая своих прихожан терпимо относиться к мусульманам. Например, в Польше в католической среде действует День ислама, когда в костелах устраиваются встречи с мусульманскими лидерами, которые рассказывают об исламе всем желающим. В России руководство Русской Православной Церкви крайне негативно относится к термину «война цивилизаций». Патриарх Алексий II заявил, что категорически против использования термина «исламский экстремизм», потому что это равнозначно тому, если бы мы говорили «православный» или «христианский экстремизм». В то же самое время православные радикалы (телепередача «Русский дом») говорят: «За разрывами снарядов в Афганистане почти не слышно, как под мечетью Аль-Акса (Иерусалим) с муравьиной кропотливостью идут работы по воссозданию третьего храма, где должен воссесть антихрист».
![]() | 978 63 62 |